Научная статья на тему 'Маргинальность как сущность современного человека'

Маргинальность как сущность современного человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9391
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / НАУКА / ЭВОЛЮЦИЯ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / SOCIETY / SCIENCE / EVOLUTION / MARGINALITY / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кениспаев Ж.К.

В статье анализируется понятие маргинальной личности в современной культуре. Автор предлагает рассматривать два возможных варианта использования этого термина обыденный и научный. Маргинальность человека определяется миграционными процессами, которые, по мнению автора статьи, имеют как биологические, так и социальные причины. Индивид, попадая в новые условия, вынужден вести двойную жизнь, стараясь соответствовать разным нормам, что, в конечном итоге, и определяет маргинальность как сущность человека современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marginality as the essence of modern man

The article analyzes the concept of marginal identity in contemporary culture. The author proposes to consider two possible variants of the use of the term ordinary and scientific. Marginality is determined by migration processes, which, in the opinion of the author, are both biological and social reasons. The individual entering a new environment, forced to lead a double life, trying to conform to different norms that, ultimately, defines marginality as the essence of modern culture.

Текст научной работы на тему «Маргинальность как сущность современного человека»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 3. С. 93-97.

УДК 140.8 Ж.К. Кениспаев

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье анализируется понятие маргинальной личности в современной культуре. Автор предлагает рассматривать два возможных варианта использования этого термина - обыденный и научный. Маргинальность человека определяется миграционными процессами, которые, по мнению автора статьи, имеют как биологические, так и социальные причины. Индивид, попадая в новые условия, вынужден вести двойную жизнь, стараясь соответствовать разным нормам, что, в конечном итоге, и определяет маргинальность как сущность человека современной культуры.

Ключевые слова: общество, наука, эволюция, маргинальность, культура.

Стремление получить объективное представление о происходящих социальных процессах присуще каждому человеку. Но подобная интенция предполагает и сложную интеллектуальную работу по определению основных понятий, которыми мы оперируем. Нельзя думать, что понятия, существующие в науке, даны раз и навсегда, они нуждаются в постоянной рефлексии. Особого внимания требуют понятия, которые широко используются как в научной, так и в обыденной, разговорной речи. Одним из таких примеров является понятие маргинальной личности.

Понятие «маргинал» происходит от латинского слова «margo», «marginalis» - край, находящийся на краю, на границе различных систем. В средние века этот термин имел технический смысл и означал - писать на полях, рядом с основным текстом. В 20-х гг. прошлого века американский социолог Р. Парк в работе «Человеческая миграция и маргинальный человек» использовал этот термин в социологическом контексте, введя его таким образом в научный дискурс. Р. Парк, исследуя миграционные процессы в США, пришел к выводу, что столкновение различных культур в больших городах есть главная причина появления маргинальных личностей. Последние, находясь одновременно в различных культурных традициях, приобретают значительный социальный опыт адаптации к новым условиям. Поэтому, по мнению Парка, маргинальная личность - это гораздо более цивилизованный человек, чем тот, кто живет только в рамках своей культуры. В теории Парка понятие маргинальности означает положение индивида на границе двух различных, конфликтующих между собой культур. Исследовательский вклад Парка в изучении темы социальной адаптации мигрантов заключается в созданной им социологической теории маргинальности, согласно которой общество - это организм, живущий по естественным законам, а его элементы находятся в постоянном взаимодействии. Предметом интереса науки, по мнению американского ученого, является коллективное поведение человека. Согласно этой теории, общество, помимо культурного уровня, имеет и биотический уровень, лежащий в основе всего социального развития. В теории «маргинального человека», предложенной Парком, биотический уровень общества является важной предпосылкой, объясняющей феномен расселения человека по всем континентам. Основой установления социального порядка является миграция человека как способ коллективного поведения. По мнению ученого, социальные изменения основаны на глубинных, биотических преобразованиях и связаны с имманентной мобильностью человека. Социальные перемещения, изменения в способах адаптации к миру и определили появление маргинального человека. Согласно теории Р. Парка, социальная мобильность является продолжением миграции животных в естественной природе.

© Кениспаев Ж.К., 2016

Таким образом, термин «маргинальный человек» в социологии связан с социальной мобильностью человека и способом реализации им своего внутреннего потенциала.

В отечественной традиции термин «маргинальная личность» носит откровенно негативный смысл. Словом «маргинал» обозначают асоциальные элементы, оно в большинстве случаев тождественно слову «люмпен». Быть маргиналом означает быть вне всякого социального и культурного контекста, «выпасть» из сферы социальных отношений. Описывая состояние маргинальности, исследователи используют следующие довольно распространенные в общественном сознании характеристики: «Данное состояние характеризуется личностной дезорганизацией индивида, которая возникает вследствие дискредитации его прежней стабильной структуры опыта, привычек, ценностей, установок, организующих взаимодействие в его социальном кругу и его личный опыт. Выделим в этом комплексе структур, подвергающихся дискредитации, систему ценностей индивида. Так, неустойчивость норм и ценностей индивида является одним из важных критериев маргинальности. Это связано с тем, что маргинал на индивидуальном уровне осуществляет переход от нормативно-ценностной системы одной к нормативно-ценностной системе другой социальной группы, и на определенный промежуток времени оказывается в состоянии разрегули-рованности норм и ценностей. Подобное состояние, когда нет четких правил поведения и размыты ценности, оказывает воздействие на сознание индивида. Поэтому есть основания говорить о маргинальном сознании как сознании, характерном для маргинального человека, основой которого является неустойчивость, разрегулированность норм и ценностей индивида» [1, с. 63].

Как видим, существует два диаметрально противоположных мнения относительно одного и того же явления социальной жизни. На наш взгляд, имеет смысл различать научный и ненаучный способы употребления термина. Если мы имеем в виду научное определение маргинальности, то оно следует из трудов Р. Парка, согласно которому, маргинальная личность обладает гораздо более широким кругозором и социальным опытом, чем человек обычный. В данном случае внимание акцентируется на положительном признаке маргинала - его адаптивном потенциале. Если же мы остаемся в традициях обыденного знания, то маргинал предстает как асоциальный элемент, не вписывающийся в сферу социальных отношений. Подобное различение есть первое условие возможности дискуссии относительно понятия маргинальной личности в современной культуре. Здесь мы сталкиваемся с классической

философской проблемой степени или уровней совершенства сознания человека. Наличие нескольких степеней сознания приводит к трудностям понимания, которые носят принципиальный характер. Степень бытия или актуальности может уменьшаться вместе с ослаблением сознания или его внимания к миру. Этот случай описал И. Кант, который утверждал: «Ясным бывает то представление, в котором достаточно сознания для осознания отличия его от других представлений. Если сознания достаточно для различения, но не для осознания различий, то представление должно еще называться неясным. Следовательно, существует бесконечно много степеней сознания вплоть до исчезновения его» [2, с. 248].

Полагаем, что подобная градация присутствует и в отношении маргинального сознания, т. е. оно имеет различные степени эволюции: от самых высоких проявлений цивилизованности до полного исчезновения как элемента социальной системы. Сознание, способное к изменениям, обладает более высоким жизненным потенциалом, оно является показателем эволюционной перспективности человека, социальной группы, этноса, общества. Необходимость изменений следует из основного закона жизни, сформулированного Гераклитом: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Физические, биологические изменения организма происходят автоматически и не требуют от человека практически никаких усилий. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на свои фотографии прошлых лет. Напротив, становление духовного мира человека полностью зависит от его личного участия, стремления к знаниям, моральной эволюции, социализации. Если подобная духовная эволюция сопряжена с необходимостью осваивать одновременно различные системы ценностей, то к человеку предъявляются гораздо более высокие требования. Именно в подобной ситуации оказываются маргиналы, которые в современном мире составляют значительную часть населения планеты. Миграционные процессы, связанные в основном со стремлением человека жить в более комфортных условиях, за последние десятилетия становятся основной формой межкультурного диалога. Если в прежние времена каждая культура была относительно автономной, а образ жизни ее представителей отличался завидным разнообразием, то в настоящее время единственным ориентиром жизни стал западный конформист, пользующийся всеми благами цивилизации. Свою культурную идентичность, во многом сопряженную с необходимостью преодоления трудностей (например, кочевой уклад жизни), многочисленные этносы сменили на типовые торговые центры, интернет и комфортную в европейском смысле этого слова жизнь.

Маргинальность как сущность современного человека

95

Одной из причин увеличения числа маргиналов является столкновение различных культур на одной территории из-за миграций людей в поисках лучшей жизни. Эта социальная мобильность имеет, по мнению ученых, вполне биологическое объяснение, так как миграция - это естественная форма биологической активности, присущая всем живым организмам. Человек как вид, по сравнению с другими видами животных, возник относительно недавно. Согласно современным теориям физической антропологии, насчитывает по разным исследованиям около 100200 тыс. лет. Господствующей гипотезой происхождения людей является африканская, согласно которой наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету. Около 74 000 лет назад небольшая популяция (около 2 000 чел.), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения, стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000-40 000 лет назад люди мигрировали в Азию и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

Человек современный - потомок кроманьонцев, которые благодаря миграции заселили Европу и Азию, вытеснив из этих мест аборигенов-неандертальцев. Ученые полагают, что борьба между двумя видами продолжалась около 6 тысяч лет, но неандертальцы не исчезли бесследно, так как у всех современных людей (кроме коренных жителей Африки) имеется генетический материал (1-4%) неандертальцев, что стало следствием их скрещивания. В отличие от неандертальцев, державшихся небольшими группами, кроманьонцы жили большими группами около 100 чел., что свидетельствует об их более высокой социальной организации. С другой стороны, в пещерах Европы были найдены кости неандертальцев со следами зубов кроманьонцев, видимо, предки современного человека рассматривали их не только как врагов, но и в качестве охотничьего трофея. Если маргинал в культурном плане - это индивид, находящийся одновременно в разных системах ценностей, то человек, в чьем геноме присутствуют гены неандертальцев, является маргиналом и в биологическом, генетическом смысле этого слова. Важным наследственным признаком, доставшимся нам от неандертальцев, является способность организма переносить низкие температуры. Потомки кроманьонцев, обогатившись опытом своих предшественников и, истребив их полностью, продолжают борьбу за выживание, но уже внутри своего вида, между человеческими расами, этносами, культурами, государствами. Человек всегда стремится к освоению территорий своих соседей, использованию их ресурсов, знаний, опыта, т. е. он - существо изначально маргинальное.

Положительные последствия смешения генетических и культурных признаков в эволюции человека очевидны, они являются необходимыми факторами истории. Миграция, таким образом, стала началом человеческой истории, но и сегодня она является важной частью экономики, политики, социальных, культурных процессов. Например, трудности диалога между современными европейцами и мигрантами из восточных стран - яркий пример сложной адаптации людей различных цивилизаций друг к другу. Подобные же проблемы существуют и в российском обществе, которое представляет собой синтез различных культур. Согласно российскому законодательству мигранты, приезжающие в Россию ради заработка, в обязательном порядке должны изучать русский язык, российское законодательство, культуру, историю. В этом смысле они являются носителями, как своих традиций, так и культуры чужой им страны, а потому от них требуется больше усилий для интеграции в новом обществе. Невозможность интеграции или неспособность к маргинализации сознания означает, что различия в традициях, образах мыслей, системах ценностей являются принципиальными и непреодолимыми. Степень марги-нальности современного человека, т. е. его способность усваивать дополнительные к основной культуре нормы, должна быть гораздо выше, чем в традиционной культуре. Неспособность некоторым образом «вписать» элементы чужой культуры в свою жизнь влечет за собой невозможность социализации человека в новых обстоятельствах. Так возникают межэтнические и межконфессиональные конфликты, неприязненное отношение к представителям иных цивилизаций. Возникает вопрос - почему непонимание чужих идеалов обязательно является причиной агрессии? Не исключено, что агрессия заключена в самой нашей природе, а иные формы культуры являются лишь поводом для ее реализации.

Возможно, причиной миграции человека являются не высокие идеалы или романтика путешествий, а существа, паразитирующие в человеческом организме - бактерии, которые «заставляют» своего «хозяина» преодолевать огромные расстояния с целью освоить новые территории. Миллиарды нейронов, вместе составляющих головной мозг, представляют собой клетки, т. е. тот же тип биологических сущностей, к которому относятся микробы, вызывающие инфекцию. Мы вынуждены признать, что бактерии не только наши соседи, но оказывают большое влияние на деятельность нашего организма. Некоторые микроорганизмы, стремясь попасть в свою экологическую нишу, заставляют своего носителя, например, муравья подниматься по траве как можно выше, чтобы оказаться в организме травоядного животного и

оставить там свое потомство. Нечто похожее можно увидеть и в миграционных процессах людей. Не всегда мы понимаем истинную причину своей активности, а между тем, как утверждали классики немецкого идеализма, за «спинами индивидов» совершается всемирно-исторический процесс. Видимо, столкновение цивилизаций - необходимый этап мировой истории, который возможен только благодаря миграции людей. Здесь соединяются биологические и социальные причины человеческой мобильности. Постоянное стремление человека к освоению новых пространств и элементов чужих культур, т. е. невозможность полноценного автономного бытия в своем мире, не выходя за его пределы, может свидетельствовать в пользу тезиса о маргинальности как родовом признаке человека.

Выше мы рассматривали два аспекта употребления термина «маргинал» - обыденный и научный. Но и в рамках научной традиции существуют различные, а порой и прямо противоположные дефиниции понятий. Господство той или иной традиции во многом зависит от убеждающей силы их сторонников. Б. Латур, современный французский социолог, утверждает, что сила науки -это следствие ее способности убеждать людей. Жители Европы, например, поверили горстке пастеровцев, утверждавших, что существуют некие маленькие существа, влияющие на нашу жизнь. Ученые убедили общественность в необходимости утверждения новых санитарных норм. Так небольшая группа ученых, используя весь арсенал идеологической борьбы с оппонентами, сформировала новое мировоззрение, которое сегодня является частью европейской культуры. Близость науки и идеологии ярко проявилась и в философии, которая всегда считалась частью официальной государственной политики. Ярким примером выступает великий немецкий философ Гегель, который с 1818 г. практически стал главным философом Германии. Успехи его философии некоторые исследователи связывают с его близостью к власти. «Маловероятно, чтобы Гегель стал когда-либо наиболее влиятельной фигурой в немецкой философии, - пишет К. Поппер, -если бы его не подпирал авторитет прусского государства. Получилось так, что он занял положение первого официального философа пруссачества в период феодальной реставрации после наполеоновских войн [3, с. 38].

Наука и философия, как оказалось, не являются автономными сферами деятельности по производству истинных знаний, они вовлечены во все социальные процессы.

Можно утверждать, что научная картина мира отражает интерес эпохи в теоретических конструкциях, т. е. представляет собой пример веберовских идеальных типов. Господствующая теория антропогенеза, согласно которой человек является высшим этапом эволюции, уже давно подвергается критике. История становления человека разумного по большей части есть история жестокой борьбы за выживание. Человек оказался более агрессивным, чем его конкуренты, более организованным и сообразительным. Стремление человека выйти за рамки своего культурного пространства и определяет его маргинальный характер. Эпоха глобализации, которая является результатом смешения различных культур, языков и цивилизаций, - есть закономерный итог социальной эволюции. Человек выжил только благодаря своей способности «выходить за край», нарушать табу, т. е. вести по большей части маргинальный образ жизни. При этом степень маргинальности свидетельствует об адаптационном потенциале: неспособные освоиться в новых условиях социальные группы не имеют перспектив. Своеобразный закон эволюции - чем маргинальнее человек, тем выше потенциал его жизненной силы. И, наоборот, асоциальные элементы, индивиды, опустившиеся «на дно», не участвующие в социальной жизни, как раз и не являются маргиналами, поскольку они не смогли адаптироваться к новым условиям, вычеркнули себя из страниц истории и тем самым остались верными своим жизненным принципам, не смогли переступить через них. Способность же к изменениям - это характерная черта людей образованных, просвещенных, цивилизованных. Они, как правило, видят сильные стороны чужой культуры и заимствуют их, обогащая тем самым свою собственную культуру. В социальном отношении это означает, что маргинал это человек, способный адекватно реагировать на изменения окружающего мира, он в большей степени приспособленный к жизни индивид, чем люди, которые реализуют свой потенциал исключительно в пределах своей родной культурной среды.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Вайтулевич С. Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности // Усп. современного естествознания. 2007. № 2. С. 6081.

[2] Кант И. Критика чистого разума. М. : Мысль, 1994. 591 с.

[3] Поппер К. Открытое общество и его враги. М. : Феникс, 1992. Т. 2. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.