66
ФАРМРЫНКИ СНГ. КАЗАХСТАН
РШШииМ 2007 октябрь
Марат Оразалиев:
«СЕКРЕТ УСПЕХА «АК-НИЕТА» В УНИВЕРСАЛЬНОСТИ»
Последние полтора десятилетия стали периодом становления не только молодого суверенного Казахстана, но и многих отраслей экономики. После распада СССР и разрыва хозяйственных связей не самым процветающим в республике оказался фармсек-тор. Необходимо было создавать новый цивилизованный рынок.
В настоящее время мы говорим еще о развитии, но ситуация сильно меняется, и динамика явно положительная. Основная особенность нашей фармотрасли в том, что она очень молода, и сегодняшние игроки — это те, кто заложил основы рынка.
Говорить об устоявшемся казахстанском сценарии развития фармбизнеса все-таки еще рано, каждая компания проходит свой путь, и собственного универсального секрета успеха у наших предпринимателей еще нет. Известные российские холдинги сегодня работают по принципу вертикальной интеграции: производство — дистрибьюция — аптечная сеть. Не все компании включают в себя все три составляющие рынка, многие комбинируют дистрибьюцию и производство, дистрибьюцию и розницу. И вместе с тем опыт подобной модели уже показал себя как оптимальный в рамках развития фармо-трасли на всем постсоветском пространстве. Однако существуют примеры иных успешных моделей с применением неординарных подходов и неожиданных алгоритмов построения аптечного бизнеса. Подтверждением тому деятельность крупнейшей в Южно-Казахстанской области (ЮКО) фармкомпа-нии «Ак-Ниет», которая работает на республиканском рынке более 10 лет. Согласно географическому положению, эта компания региональная, но сегодняшняя ее деятельность опровергает данное понятие. Это одна из наиболее динамично развивающихся казахстан-
ских фармкомпаний. Ее успех неразрывно связан с харизмой и амбициозностью первого лица, гендиректора Марата Паржановича Оразалиева. Немногие из коллег Оразалиева знают, что после окончания фармфакультета Шымкентского филиала Алматинского медицинского института Марату негде было применить полученные знания. Он занялся частным предпринимательством, а на заработанные деньги в 1996 г. купил двухкомнатную квартиру и открыл первую аптеку. С этого момента началось рождение компании «Ак-Ниет».
Для устойчивости компании на фарм-рынке и повышения капитализации, уже через 5 лет после открытия первой аптеки, в 2001 г., был создан мини-завод по переработке лекарственных трав, на следующий — по добыче и розливу минеральной воды. Кроме того, было налажено производство лекарственных препаратов из растительного сырья (фиточай, масла, БАДы). Одним из главных направлений компании является импорт лекарственных препаратов ведущих мировых производителей. На сегодняшний день в активе компании более 40 таких контрактов.
«Ак-Ниет» четко следует принципу активного участия в государственных
программах. Опираясь на международный опыт, можно говорить о том, что это грамотная политика, т.к. региональные дистрибьюторы имеют преимущества перед национальными в осуществлении данного вида фармдея-тельности. Так, компания является постоянным поставщиком бесплатного и льготного отпуска ЛС по государственным программам и обеспечивает тендерные поставки в лечебные учреждения области.
Нет у Марата Паржановича особых секретов в работе с подчиненными и коллегами. Хотя, как признает Оразалиев в интервью «Ремедиум», важны новые подходы к решению проблем, лидерство, эффективность, креатив.
Формируя стабильный профессиональный коллектив, он ценит высокую квалификацию и профессиональные знания сотрудников, для этого в компании существует система обучения. Проводятся тренинги, семинары для управленческого персонала и рядовых сотрудников, лучшие премируются ценными подарками. За все время существования в компании сформировалась особая атмосфера, которая благоприятно влияет на развитие фирмы в целом и каждого сотрудника в отдельности. Кроме того, все руко-
ФАРМРЫНКИ СНГ. КАЗАХСТАН
67
октябрь 2007 РЕМШ1ШМ
водители подразделений компании и начальники отделов получили профессиональный рост внутри компании, начав карьеру с рядовых позиций. Такая ставка на стимулирование развития персонала и повышение его квалификации
ставок увеличились в 2,8 раза. За минеральную воду «Сарыагаш Ак-Ниет» на выставке пищевой промышленности Food Week была получена Золотая медаль и звание «Лучший продукт года». Открыт новый фармамаркет Euro-
гарантирует успех в отношениях с покупателями.
Философия успеха компании «Ак-Ниет» обусловлена не только тем, что она поступательно и планомерно наращивает мощность и предоставляет своим клиентам широкий ассортимент ЛС и парафармацевтики (около 8000 наименований), но и развитием дополнительных услуг и открытостью для новых подходов к решению проблем. При этом руководство компании придерживается универсальных принципов: постоянный рост, увеличение ассортимента и точек сбыта, формирование стабильного профессионального персонала, совершенствование системы логистики и управления товарными запасами, высокий уровень сервиса.
За прошедший год компанией были достигнуты значительные успехи во всех смежных секторах отрасли. Компания вошла в десятку ведущих дистрибьюторов Казахстана. По данным RMBC, в I квартале 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. объемы по-
pharma — самая большая аптека в Шымкенте, 416 кв.м.
Однако самым ключевым для «Ак-Ниет» остается сегмент розничной реализации фармпродукции. В декабре 2005 г. гендиректором компании было принято решение о реализации проекта по смене формата и фирменного стиля аптечной сети. Данный проект был успешно внедрен 1 ноября 2006 г. без потери аудитории. В настоящее время в Южно-Казахстанской области действует 35 аптек, объединенных под торговой маркой Europharma. Ориентируясь на мировые тенденции, компания «Ак-Ни-ет» первой в Казахстане внедрила спе-
циализированную программу «еФарма» для аптек. Ее разработчик — ЗАО «Спар-го Технологии», дочерняя компания российского фармдистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК», занимающаяся созданием ГГ-продуктов. Данная программа предназначена для автоматизированного учета продаж со штрих-кодированием, в т.ч. отпуска лекарств по бесплатным и льготным рецептам. В ней заложено много возможностей, в частности, она позволяет получать разнообразные анализы, отчеты, поддерживает адресное хранение (благодаря чему провизор может с помощью компьютера быстро определить, на какой полке лежит нужный препарат). Этот программный продукт внедрен более чем в 2500 аптеках России. Сейчас он успешно работает в 10 аптеках Europharma, а в скором времени будет использоваться во всех аптеках сети. Использование «еФарма» дает серьезные преимущества: повышение качества и скорости обслуживания покупателей, новый уровень взаимоотношений с поставщиками, оптимизация ассортимента и цен.
Одна из аптек Europharma стала полноценной аптекой самообслуживания — фармамаркетом, где действует формат открытой торговли. Высокий уровень розничного сервиса — отличительная черта работы сети аптек Europharma: программа скидок, доставка медикаментов, информационный отдел, аптечная «горячая линия», уголок отдыха, консультации врача. Угадать свое предназначение в жизни — великое счастье для человека. «Ак-Ниет» в переводе с казахского означает «светлый замысел». Марат Оразалиев не устает повторять, что он патриот Казахстана. «Сильным человека делает Родина. А он, окрыленный счастьем, делает сильной ее. Я верю в великое будущее моей страны». Компания «Ак Ниет» ежегодно оказывает спонсорскую помощь детскому отделению психиатрической больницы г. Шымкента, городскому дому престарелых, ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, многодетным матерям.
Ф