Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ PR-ТЕХНОЛОГИЙ'

МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ PR-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
472
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / РЕКЛАМА / ПОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / СОЗНАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леонов В.А.

Статья рассказывает про способы и виды манипулирования. Анализ показывает лучшие методы воздействия на человека и итоговые выводы по ключевым вопросам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ PR-ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

2410-700X № 3 / 2021

закономерности и тенденции развития изучаемых явлений, гарантирует наибольшую репрезентативность выборки.

Панельный опрос-это специфический вид метода опроса, но в современном маркетинге он выделяется как отдельный метод. Членами группы могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые остаются постоянными с определенными оговорками.

Экспериментальные исследования подразумевают сбор первичной информации путем отбора одной и той же группы респондентов, выдачи различных заданий, контроля факторов, влияющих на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях.

Очень важным фактором для интерпретации данных, полученных с помощью каждой методики, является сам интерпретатор. В мировой практике принято считать, что профессионал, имеющий психологическое или социологическое образование и опыт проведения качественных исследований в области маркетинга, может адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью различных методов.

Итак, существуют различные методы сбора маркетинговой информации. Выбор каждого из них определяется целями исследования, имеющимися ресурсами, наличием времени. Список использованной литературы:

1. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с.

2. Абаев, А.Л., Алексунин, В.А. Международный маркетинг.учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 362 с.

3. Акканина Н. В. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Акканина [и др.]; под редакцией Н. В. Акканиной. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с.

4. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд. / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 с.

© Леонов В. А., 2021

УДК-33

Леонов В.А.

Студент 1721б Санкт-Петербургского института Кино и Телевидения Научный руководитель: Байкова И.А., к.п.н., доцент Санкт-Петербург, Российская Федерация

МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Статья рассказывает про способы и виды манипулирования. Анализ показывает лучшие методы воздействия на человека и итоговые выводы по ключевым вопросам

Ключевые слова

Манипуляция, общественное сознание, реклама, поведение, исследователи, сознание, коллектив

Источник: разработано автором

Разберёмся с основными терминами. Что такое манипуляция. Манипуляция - это разновидность социально-политического воздействия, стремится к изменению восприятия и поведения объекта. Это достигается при помощи скрытой, обманной и иногда насильственной тактики с целью принуждения объекта к принятию положительного решения. Первый автор, который разобрался в сущности

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» ISSN 2410-700X № 3 / 2021

манипулирования и выдвинул свою собственную концепцию стал Густав Лебон. Он сравнил массу и толпу, сделав заключение, что когда человек попадает в толпу он теряет ответственность и обращается к эмоциям, а не рассудку. Отличительной чертой Лебон считает стирание границ и превращение в единую систему разума. При это социальный статус не играет никакой роли. Невежа или учений одинаково будут вести себя. Отечественный специалист в области манипуляции общественным мнением выдвинул идею о толпе, у которой нет единой цели и организационно-ролевой структуры, но в тоже самое время она связана общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Коллективное сознание - это духовное единение общества, не являющееся суммой индивидуальных сознаний, а выступающее как из особая форма, существующая вне зависимости от индивидуальных сознаний в виде обычая, морали, традиции и иного социального фактора, создающего моральную общественную среду, оказывающую воздействие на способы действия и мышления, выбираемые людьми. Формами коллективного сознания выступают коллективное представление и коллективные чувства. Манипулирование общественным сознанием - это действия, производимые человеком или группой людей с целью сформировать у объекта желаемые для инициатора манипулирования логические выводы, образы мышления и рефлексы. Манипулирование представляет собой воздействие, требующее значительного уровня мастерства и знаний, особенно это касается манипулирования общественным сознанием. Манипулирование предполагает отношение к управляемым людям как к объектам, которые лишены свободы выбора. То есть манипуляции выступают одной из технологий власти, а не воздействием на поведение друг друга или партнера. Виды и методы манипулирования общественным сознанием Манипуляции общественным сознанием - процесс крайне сложный и обширный. Наиболее успешной будет манипуляция тогда, когда объект манипулирования имеет определенную степень готовности быть подвергнутым манипуляции. Формирование готовности такого рода у объекта манипулирования также задача манипулятора, если говорить о масштабном манипулировании на уровне целого государства. В связи с этим, некоторые авторы выделяют стратегическое и тактическое манипулирование. Стратегическое манипулирование направлено на долгосрочное влияние на объект манипулирования, с целью формирования таких ценностей и потребностей, установок и норм, которые бы соответствовали целям манипулятора и обеспечивали поддержание стабильности государственного строя, необходимого манипулятору. Успешная манипуляция возможна только в случае, когда объект манипуляции готов ей подвергнуться. Когда объект манипуляции - общественное сознание, условие манипуляции - пассивность большинства граждан по отношению к информационному воздействию. Отвлечение внимания - один из основных способов управлять обществом, который реализуется через отвлечение внимания от по-настоящему важных проблем и их решения за счет постоянного информационного давления малозначительной информацией. Также классическим приемом является давление на эмоции, а не на логику. Это прием блокирует способность человека к рациональному анализу информации, а значит и к критическому осмыслению происходящего. Еще один прием управления - эффект очередности информации, когда информация, направляемая непосредственно на общественное сознание, должна предшествовать любой другой информации, не связанной с решением рассматриваемой задачи. Также нужно упомянуть метод усиления чувства собственной вины, который направлен на формирование у людей мнения о том, что только они несут ответственность за свои неудачи, социальный статус, уровень экономической обеспеченности и пр.

Список использованной литературы:

1. Аникеев В. И. Общественное мнение как историческое понятие [Текст] / B. И. Аникеев. - Ростов н/Д.: Тандем, 1982. - 321 с.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп [Текст] / С.А. Белановский. - М.: Никколо-Медиа, 2000. - 320 с.

3. Бурдье П. Общественное мнение // 50/50: Опыт словаря нового мышления [Текст] / П. Бурдье, П. Шампань; под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. - 560 с.

4. Бурдье П. Социология политики [Текст] / П. Бурдье; сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко; пер. с фр. Г.А. Чередниченко. - М.: Socio-Logos, 1994. - 336 с.

© Леонов В.А.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.