Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯЦИЯ И МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ'

МАНИПУЛЯЦИЯ И МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3371
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / ПАРАДИГМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балахтар Валентина Визиторовна

Это исследование направлено на анализ сущности манипуляции и манипулятивного воздействия, искусное исполнение которых ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. В статье рассмотрены два основных смысла слова «манипуляция» (умелое действие по манипулированию чем-то и действие по манипулированию кем-то умным или недобросовестным путем), ее виды: первичная и вторичная. Эта статья показала, что манипулирование связано с повсеместным контролем и целенаправленным искажением информации, которая определяет мотивации, установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. Анализ манипуляции как вида психологического воздействия свидетельствует о наличии трех основных парадигм, объясняющих природу и закономерности психологического влияния: объектная (реактивный подход), субъектная и личностная или интерсубъектная. В статье рассмотрены виды также психологического воздействия. Исследование манипуляции демонстрирует сложное явление, осуществляемое в процессе взаимодействия субъекта и объекта, при котором, благодаря мастерству первого, манипуляция остается незамеченной и нарушает намерения, которые не совпадают с актуально существующими желаниями объекта, и, в силу безнравственности и социальной неприемлемости, представляет информационно-психологическую угрозу для отдельной личности и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATION AND MANIPULATIVE INFLUENCE

This study aims at exploring the analysis of the essence of manipulation and manipulative influence, skilful execution of which leads to the hidden intentions of other person’s excitation, does not match the actual existing desires. The article dwell on the two basic meaning of the word "manipulation" (skillful action to manipulate something and action to manipulate someone smart or abusive way), its types: primary and secondary. This article examines that the manipulation associated with the widespread control and purposeful distortion of the information that defines motivation, attitudes, views, rules and patterns of human activity. Analysis of manipulation as a form of psychological impact indicates the presence of three major paradigms explaining the nature and patterns of psychological influence: object (reactive approach), subjective and personal, or intersubjective. The article considers also the types of psychological impact. The research of the manipulation demonstrates the complex phenomenon taking place in the process of interaction between subject and object, in which, owing to the skill of the first, the manipulation goes unnoticed and violates the intent, which do not coincide with the true desires of the existing object, and, by immorality and social unacceptability, presents the information-psychological threat to the individual and society as a whole.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯЦИЯ И МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»

Название малой группы Задание

Химики-технологи Подобрать доступные для лаборатории органической химии методики окрашивания тканей различными способами, отдавая предпочтение красителям, которые можно синтезировать самостоятельно, опробовать методики, подготовить реактивы и оборудование для проведения лабораторного занятия, разработать оценочный лист выполнения лабораторной работы

III. Этап реализации проводился непосредственно на лабораторном занятии по органической химии, на котором студенты выполняли синтезы органических красителей или индикаторов и производили окрашивание тканей с использованием различных технологий. Итоговыми продуктами работы явились синтезированные соединения и образцы тканей, окрашенных этими соединениями.

На этом же этапе состоялась защита лабораторных работ с проведением процедуры взаимного оценивания и самооценивания на основе оценочных листов.

VI. На этапе рефлексии студенты анализировали и исправляли ошибки, допущенные в ходе выполнения заданий, а также обсуждали методические вопросы, связанные с особенностями использования выбранных педагогических технологий, а также ролью и местом темы «Химическая природа цвета» в школьном курсе химии. В результате было определено, в какой теме школьного предмета «Химия», и какое конкретно содержание, связанное с химической природой цвета, может быть использовано учителем.

Таким образом, использование метода проектов в организации изучения основ органической химии студентами педагогического вуза способствует решению двух задач: освоению профессиональных компетенций учителя химии и индивидуализации процесса обучения. Индивидуализация процесса обучения достигается за счет осмысления и самостоятельной постановки каждым студентом цели изучения конкретной темы, наличия выбора видов учебной работы при освоении содержания

темы и участия студентов в разработке критериев оценивания результатов учебной деятельности.

Список литературы

1. Вяльцева М.В. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавра социальной работы в вузах США //Научный аспект -№ 2 - 2012 - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. -С. 59-60.

2. Гончарова Е.В., Шевченко Т.С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. -2012. - № 2. - С. 12-18.

3. Грандберг И.И. Органическая химия. - М.: Высшая школа, 1987. - 272 с.

4. Полат Е.С. Метод проектов: статья на сайте Российской Академии Образования. Лаборатория дистанционного обучения - режим доступа к изданию: http://distant.ioso.ru/proiect/ те1И% 20рго|еС: /те^%20рго.^т

5. Соловьев Ю. И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований. — М.: Наука, 1985. — 416 с.

6. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории. - Научная электронная библиотека «Киберленинка» - режим доступа к изданию: http://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-po-individualnoy-traektorii.pdf

МАНИПУЛЯЦИЯ И МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Балахтар Валентина Визиторовна

кандидат педагогических наук, Буковинский государственный финансово-экономический университет

г. Черновцы

MANIPULATION AND MANIPULATIVE INFLUENCE

Balakhtar Valentina Vizitorivna, Candidate of Science, of Bukovina State Finance and Economics University, Chernovtsy АННОТАЦИЯ

Это исследование направлено на анализ сущности манипуляции и манипулятивного воздействия, искусное исполнение которых ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. В статье рассмотрены два основных смысла слова «манипуляция» (умелое действие по манипулированию чем-то и действие по манипулированию кем-то умным или недобросовестным путем), ее виды: первичная и вторичная. Эта статья показала, что манипулирование связано с повсеместным контролем и целенаправленным искажением информации, которая определяет мотивации, установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. Анализ манипуляции как вида психологического воздействия свидетельствует о наличии трех основных парадигм, объясняющих природу и закономерности психологического влияния: объектная (реактивный подход), субъектная и личностная или интерсубъектная. В статье рассмотрены виды также психологического воздействия. Исследование манипуляции демонстрирует сложное явление, осуществляемое в процессе взаимодействия субъекта и объекта, при котором, благодаря мастерству первого, манипуляция остается незамеченной и нарушает намерения, которые не совпадают с актуально существующими желаниями

объекта, и, в силу безнравственности и социальной неприемлемости, представляет информационно-психологическую угрозу для отдельной личности и общества в целом.

Ключевые слова: манипуляция, манипулятивное влияние, психологическое воздействие, первичная и вторичная манипуляция, парадигмы психологического воздействия.

ABSTRACT

This study aims at exploring the analysis of the essence of manipulation and manipulative influence, skilful execution of which leads to the hidden intentions of other person's excitation, does not match the actual existing desires. The article dwell on the two basic meaning of the word "manipulation" (skillful action to manipulate something and action to manipulate someone smart or abusive way), its types: primary and secondary. This article examines that the manipulation associated with the widespread control and purposeful distortion of the information that defines motivation, attitudes, views, rules and patterns of human activity. Analysis of manipulation as a form of psychological impact indicates the presence of three major paradigms explaining the nature and patterns of psychological influence: object (reactive approach), subjective and personal, or intersubjective. The article considers also the types of psychological impact. The research of the manipulation demonstrates the complex phenomenon taking place in the process of interaction between subject and object, in which, owing to the skill of the first, the manipulation goes unnoticed and violates the intent, which do not coincide with the true desires of the existing object, and, by immorality and social unacceptability, presents the information-psychological threat to the individual and society as a whole.

Key words: manipulation, manipulative influence, psychological impact, primary and secondary manipulation, paradigm of psychological impact.

Специальным видом психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, является манипуляция. Как образно отметил Омар Хайям: «Мир Вам скажу, как шахматная доска - то день, то ночь. А мы? Два пешака. Подвинут нас, прижмут и - побьют, а потом бросят в ящик допока» [4, с. 21].

Анализируя современную теорию и практику, можно утверждать, что основная причина многих манипуляций лежит в плоскости вечного человеческого конфликта между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Поэтому существует насущная потребность исследования и распространения результатов научных исследований ученых в этом направлении.

Анализ исследований этой проблемы свидетельствует о значительном количестве научных работ. Весомый вклад в изучение особенностей воздействия на человека с помощью манипуляции освещены в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (Д. Бедлера, Е. Берна, Г. Бердвиссла, Дж. Бюдженталя, Н. Волынец, Г. Га-рифуллина, В. Глассера, И. Горелова, Дж. Гриндера, Д. Ду-динського, А. Эллиса, М. Эриксона, Д. Карнеги, А. Маслоу, И. Павлова, В. Панкратова, Ф. Перлза, А. Пиза, Ф. Пьюсе-лика, О. Тихомирова, С. Фрейда, Э. Фромма, В. Шейнова, Е. Шострома, Г. Чалдини, Дж. Хейли, К. Юнга и др.).

Исследованию проблем отображения психологии манипулирования во взаимоотношениях посвящены работы Е. Берна (автор теории «игры»), Д. Карнеги (управление людьми с использованием манипуляции), Г. Чалдини (в работе «Психология влияния» выделил шесть основных принципов манипуляции, которые используют для управления поведением людей), Г. Бендлера, Дж. Гриндера и Ф. Пьюселика (создатели направления «нейролигвистичекое программирование», предусматривающее неосознанное влияние на поведение человека), И. Горелова, Г. Бердвиссла, А. Пиза (исследовали действие) и др.

Проблема манипуляции и манипулятивного воздействия появилась относительно недавно, в начале ХХ столетия, хотя манипулятивными приемами и техниками пользовались испокон веков. Первой психологической научной работой по манипулятивному влиянию является

книга В. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни», в которой автор описывал действие «психологических микробов», которые через слова, жесты, действия, книги, газеты и др. «заражают» психику людей. Ученый описывал как личное поведение людей, так и поведение людей в массе при «психологическом заражении». При этом, внушение напрямую связано с манипуляцией сознанием: «внушение есть ничто иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи без прямого непосредственного участия в этом акте «Я» субъекта, вследствие чего последнее в большинстве случаев является или совершенно, или почти невозможным его отбросить либо изгнать из сферы сознания даже при условии осознания его нелепости» [2].

Среди ученых, изучающих проблемы манипуляции сознанием, следует выделить Е. Аронсона, Е. Праткашса, Д. Безлатного, Г. Броуди, А. Воеводина, Г. Грачева, И. Мельника, Е. Доценко, Е. Друзяка, С. Зеленского, С. Кара-Мурзу, М. Ларионова, С. Лесовую, К. Никитина, С. Нико-лаенко, М. Одинцова, В. Пакарда, О. Петрова, М. Прися-жнюка, В. Сороченко, Х. Фексеуса, А. Филатова, А. Цула-дзе, А. Яцунську, С. Лисовского, А. Мисниченко, Т. Тепен-чака и М. Кравчука. Среди ученых, изучающих проблему манипуляции в медиа, следует отметить М. Боришполець, Дж. Брайанта, Г. Мельника, Г. Мироненко, О. Петрунько, И. Вильчинськую, Г. Шиллера, Дж. Гербнера, П. Вилки-нсона.

Цель и задачи статьи предусматривают научный анализ сущности манипуляции и манипулятивного воздействия. Основательное изучение научной литературы свидетельствует об общественной значимости рассматриваемой проблемы, дает возможность обобщить опыт, углубить теоретические представления о манипуляции и манипулятивном воздействии.

В современной научной литературе к интерпретации понятия «манипуляция» есть много различных подходов. В толковом словаре сущность слова «manipulate» имеет два основных смысла: умелое действие по манипулированию чем-то и действие по манипулированию кем-то умным или недобросовестным путем [9, с.936].

По мнению Е. Доценко, именно во втором варианте слово «манипуляция» заменило предыдущий термин

«макиавеллизм» в политическом словаре [3, с.45]. «Считается, что в области политической философии Макиавелли предвосхитил деятельность якобинцев в Великой французский революции, которые, как известно, осуществили грандиозную по своим масштабам манипуляцию массовым сознанием» [5, с.19]. Большинство ученых понимают манипуляцию как средство психологического воздействия, с помощью которого субъект манипуляции тайно управляет объектом манипуляции. Ученый В. Крысько пишет, что манипуляция осуществляется настолько мастерски, что сущность является не замеченной для окружающих [6, с.316].

Исследователь-медик А. Филатов в труде «Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием» выделяет первичную и вторичную манипуляцию. По его словам, первичная манипуляция всегда целеустремленная и имеет заказчика, организатора и исполнителя, осознающие ее. Вторичная манипуляция является результатом первичной - выполняет так называемый «проводник», который может ее не осознавать. «В случаях вторичной манипуляции сознанием тиражирующий ее проводник может оказаться не только вполне искренней личностью, но и добросовестным человеком, просто лишенный доступа к соответствующей информации» [8, с.5].

Манипулирование связано с целенаправленным искажением информации. Подобное ее преобразования является мощным инструментом при создании технологий манипуляции. Манипулирование сознанием возможно только путем повсеместного контроля и направленного преобразования информации, которая определяет мотивации, установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. При этом пусковым механизмом манипуляции есть определенна степень нервного и эмоционального напряжения массы людей.

Манипулирование общественным сознанием особенно эффективно во время политических кризисов, дезинтеграции общества, дезориентации субъектов, когда искажается (намеренно или случайно) реальная картина того, что происходит и отсутствуют объяснительные программы и уверенность в будущем. Манипулятивное преобразование информации может осуществляться несколькими способами: искажение информации; сокрытие информации; манипулирование способом подачи материала; манипулирование со временем подачи информации; организация перегрузки информацией [1, с.62].

Таким образом, анализ определения показывает, что манипуляция - это вид психологического воздействия, осуществляемого в процессе взаимодействия субъекта и объекта манипуляции, при котором, благодаря мастерству первого, манипуляция остается незамеченной и нарушает намерения, не совпадающие с актуально существующим желанием объекта, и в силу безнравственности и социальной неприемлемости представляет информационно-психологическую угрозу для отдельной личности и общества в целом.

Рассматривая манипуляцию как вид психологического воздействия, А. Рябчук выделил три основные парадигмы, посредством которых стоит объяснить природу и закономерности психологического влияния [7, с.6]. К первой парадигме автор относит объектный или реактивный подход. Согласно этой парадигмы, психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия

внешних условий. По мнению А. Рябчука, этому подходу более всего соответствует стратегия императивного воздействия, основными функциями которого выступают функции контроля поведения и установок индивида, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Крупнейшее научное воплощение этого подхода находим в бихевиоризме.

Вторая парадигма акцентирует внимание на активности и избирательности индивида в процессе отражения внешних действий, которая условно называется субъектной. Эта парадигма наиболее представлена в когнитивной психологии. Согласно данной точки зрения предполагается, что «... процесс воздействия происходит тогда, когда взаимодействующие между собой коммуникаторы исходящую друг от друга информацию в ситуации перцептивного выбора» [7, с.18]. Стратегией воздействия, наиболее соответствующей субъективному подходу, выступает манипуляция. Поэтому А. Рябчук подчеркивает, что такие исследования могут использоваться в разработке средств и методов контроля сознанием и воплощаться в негативном контексте. Третья парадигма получила наиболее последовательную разработку в теории гуманистической психологии, основанной на постулате неповторимости и уникальности каждого человека, его творческом и позитивном начале. Этот подход условно называют личностным либо интерсубъектным.

Ученые В. Крысько, А. Рябчук и другие ученые выделяют несколько видов психологического воздействия [6, с.10-27; 7, с.22-23]: информационно-психологическое воздействие; психогенное воздействие; психоаналитическое или психокоррекционное воздействие; нейролинг-вистическое влияние; психотропное влияние; психотропное воздействие.

Таким образом, манипуляция - это сложное явление, существующее как в межличностном взаимодействии, так и в группах различного уровня сложности. Анализ понятий манипуляции и манипулятивного воздействия свидетельствует о том, что это вид воздействия, осуществляемый в процессе взаимодействия субъекта и объекта манипуляции, при котором, благодаря мастерству первого, манипуляция остается незамеченной и нарушает намерения, которые не совпадают с актуально существующим желанием объекта, и, в силу безнравственности и социальной неприемлемости, представляет информационно-психологическую угрозу для отдельной личности и общества в целом.

Итак, проведенный анализ свидетельствует, что проблема манипуляции и манипулятивного воздействия с развитием информационно-коммуникативных каналов становится все более актуальной и требует более глубокого изучения. В условиях современной жизни, когда все время необходимо приспосабливаться к переменам и альтернативам, особенно при использовании манипуляторами специальных технологий воздействия, большое значение приобретает умение быстро принимать правильные решения. Манипулятивное влияние мы испытываем в личных и семейных взаимоотношениях, в деловом общении, религиозных убеждениях, а манипуляция государства его гражданами вообще не знает границ. Это было всегда, есть, и так будет. Поэтому нужно учиться манипулировать, чем искуснее человек это будете делать, тем прочнее будет его защита от манипуляций, сложнее будет им манипулировать.

Литература

1. Балахтар В. В. Сощально-психолопчний треншг i мантулящя [Текст]: навч.-метод. поаб. / В. В. Балахтар. - Вижниця: Видавництво «Черемош», 2015. - 432 с.

2. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. - СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908. - 144 с.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

4. Омар Хайям: Рубайят. Сопоставление переводов / Хайям Омар; под ред. Р. Ш. Малкович. - СПб: РХГА, 2012. - С. 21.

5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М., 2000. - 585 с. - [Электронный

ресурс] - Режим доступа: http://rumol.ru/files/ library/ books/karamurza/kara-murza-manipul.pdf

6. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В. Г. Крысько. - Минск: Издательство «Харвест». - 1999. - 450 с

7. Рябчук А. В. Эффективность психологического воздействия в политическом процессе [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Рябчук Андрей Викторович. - Москва, 2001. - 165 с.

8. Филатов А. В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием / О. В. Филатов. - Калининград: МО «Сенте», 2006. - 198 с.

9. Oxford Аdvanced Learner's Dictionary of Current English, eighth edition. - Oxford University Press, 2010. - P. 936.

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Белоусова Наталья Дмитриевна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж», г. Муравленко аспирант ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

CONCEPT TEACHING "ENGINEERING GRAPHICS" CASE ON THE BASIS OF TECHNOLOGY

Belousovo Natalia Dmitrievna, A Teacher of the Budget Educational Institution of Secondary Education (Technical Engineering Disciplines) "Muravlenkovsky Versatile College," Muravlenko, Yamalo-Nenets Autonomous District, Tyumen Region, Russia. graduate student FGAOU VPO "Russian state professional-pedagogical university, Ekaterinburg АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена сущность кейс-технологии в преподавании дисциплины «Инженерная графика», её актуальность в формировании общих и профессиональных компетенций. ABSTRACT

In the article the essence of case-technology in teaching the discipline "Engineering Graphics", its importance in the formation of general and professional competencies.

Ключевые слова: кейс- технология; концепция преподавания; инженерная графика, компетенции. Keywords: case- technology; concept of teaching; engineering graphics; competence.

Для того чтобы выбрать современные педагогические технологии, пересмотреть организацию педагогического процесса необходима концепция преподавания дисциплины.

Концепция преподавания - это преподавательские убеждения, которые помогают организовывать преподавательское мышление, ставить цели обучения и определять необходимые действия.

Рассмотрим концепцию преподавания на примере дисциплины «Инженерная графика» при подготовке специалистов Муравленковского профессионального колледжа по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) в рамках ФГОС СПО.

Цель изучения дисциплины «Инженерная графика» - приобретение теоретических знаний и практических умений по чтению и выполнению машиностроительных чертежей и схем.

На занятиях должны формироваться следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.