Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИТИ-ШОУ'

МАНИПУЛЯЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИТИ-ШОУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИТИ-ШОУ»

Упражнение 3

Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз головой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемещения глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в глазах появилось напряжение.

Упражнение 4

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.

Упражнение 5 (Пальцевые повороты)

Поставьте указательный палец любой руки у себя перед носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут "прилипать" к пальцу, у вас появится головокружение, и вы не сможете добиться ощущения движения, попытайтесь проделать следующее.

Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы - это что-то вроде частокола. Смотря сквозь них вдаль в момент прохождения взгляда перед ними, чередуйте три поворота с открытыми глазами с тремя поворотами с закрытыми глазами. Делайте таких поворотов по 20-30, не забывая о дыхании. Эти повороты обладают снимающими боль эффектами.

Использованные источники:

1. В. А. Волков «Поурочные разработки по физике», Москва, «ВАКО», 2005г.

2. Н. М. Керусенко «Физкультминутка» не во вред, а с пользой», статья из фестиваля « Открытый урок».

3. «Физика в школе», №7, 2006г.

Чебиняева И.Л. студент

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск МАНИПУЛЯЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ

РЕАЛИТИ-ШОУ

В современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительскую функцию, но и в значительной степени способствуют формированию представления о картине мира, оказывая влияния на восприятие действительности, на культурные и социальные ценности человека, его установки и модели поведения.

Актуальность работы обусловлена возрастанием количества и популярности реалити-шоу на российском телевидении. Реалити-шоу нацелены не только на развлечение целевой аудитории, но и претендуют на формирование определенных ценностей, установок, стереотипов мышления и поведения в обществе, особенно среди молодежи. Новый жанр, несмотря на возрастание популярности, остаётся малоизученным.

Целью работы является изучение особенностей современных реалити-шоу на российском телевидении.

Объектом исследования являются реалити-шоу на российском телевидении. Предметом - реалити-шоу «Последний герой: остаться в живых» и «Дом-2».

Основной видимый смысл реалити-шоу довольно прост. Это создание эффекта присутствия в жизни незнакомых людей. Аналог из жизни -подглядывания в замочную скважину к соседу. Чтобы зрителю было особенно интересно, шоу дополняют различными аспектами: конфликт героев, погоня за наживой, стремление выжить, поглотить соперников и т.д.

Телевизионные передачи жанра реалити имеют свои характеристики: массовость участников и зрителей; товарность производимой продукции; особый тип зрелищности, основанный на психологическом воздействии на зрителя.

Структура реалити-шоу базируется на общих основаниях: показ тайных, личных сторон жизни, акцентирование внимания на ссорах, скандалах, истериках и прочих негативных эмоциях участников.

Передачи подобного рода постепенно качественно изменяет социальную коммуникацию общества, наполняя ее новыми содержаниями, ценностными смыслами, способами и средствами совершения поступка, трансформируя представление о внутренней структуре, объеме и границах социальной коммуникации, принципах и основах ее взаимодействия с личностной коммуникацией.

Реалити-шоу в этом смысле является показательным культурным явлением, которое почти до смыслового предела фокусирует и масштабирует в себе проблему реальности как таковую.

Фактически реалити-шоу формируют сегодня определенный контекст, культуру общения, которая воспринимается культурой массовой и через СМИ, в полном смысле этого слова, "входит в каждый дом". Легкость и ее оборотная сторона - поверхностность - общения, сиюминутность отношений и, как следствие, безответственность в них - стиль, заданный этим жанром и имеющий все перспективы стать определяющим повседневную жизнь человека XXI столетия. В совокупности с прочими составляющими данного стиля - ориентированностью на внешнее, материальное, и деньги как ключевую его ценность, легкую, "сладкую жизнь", отношением к труду как к лишней трате времени - все это и является основой новой телевизионной индустрии.

Главная цель создателей реалити-шоу - максимально широкая аудитория. Поэтому участникам необходимо любыми способами привлечь внимание аудитории. Для этого герои прибегают к самым быстрым и действенным способам, таким как эпатаж, отрицающий следование нравственным образцам культуры, строгой морали, культуре поведения. В первую очередь по этой причине участники реалити-шоу зачастую демонстрируют фривольное поведение, а их общению присущ жестокий сарказм (насмешки над другими, стремление возвыситься за счет унижения другого), бесконечные скандалы.

В реалити-шоу материальные ценности провозглашаются как определяющие. Соответственно, главная цель участников - выигрыш, или возможность заявить о себе с последующей перспективой заработать деньги. И в связи с этим единственно приоритетной становится личная выгода, даже в ущерб другим. В реалити-шоу такие установки естественны, ведь это все-таки игра, а цель любой игры - победа, выигрыш. И так как реалити-шоу -это игра одиночная, а не командная, то личная выгода первична. Реалити-шоу - игра социальная, и для победы в ней нужны определенные качества, не всегда положительные.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, нами выделены основные функции реалити-шоу: развлекательная, рекреативная, маркетинговая и психотерапевтическая. Главной же целью производства и трансляции реалити-передач телеканалами является поднятие рейтинга канала и увеличение целевой аудитории.

Во-вторых, среди российских зрителей наибольшей популярностью пользуются 2 вида реалити-шоу, а именно «шоу на выживание» и «шоу-подглядывание». Это обусловлено тем, что именно эти виды телепроектов демонстрируют всю палитру человеческих чувств и поступков: ненависть, любовь, страх, предательство, интриги, эгоизм и т.д.

В-третьих, время выхода в эфир реалити-шоу наиболее удачное. Например, «Дом-2» транслируется на телеканале ТНТ 3 раза в день (в обед, вечером и ночью), т.е. достигнут охват большого числа зрителей. Отличается проект Первого канала «Последний герой». Он выходил в эфир 1 раз неделю, но в выходной день и в прайм-тайм, т.е. во время, когда у телеэкранов сосредоточено наибольшее количество зрителей.

В-четвертых, российские реалити-шоу охватывают аудиторию от 16 до 45 лет, причем чаще всего доля женщин всегда превышает количество мужчин. Аудитория «Последнего героя: остаться в живых» - 51 %, среди них женщин - 48 %, мужчин - 46 %.

В-пятых, установки участников всех реалити-шоу схожи. Но в «Последнем герое» участники нацелены на выигрыш денежного приза, не пренебрегая при этом тайными заговорами, интригами, скандалами. В «Доме-2» ситуация иная. В целом, участники стремятся выиграть приз (дом

в Подмосковье), но из-за затяжного характера проекта и неопределенных сроках окончания шоу, участники в большей мере заинтересованы в привлечении внимания к себе, поднятии собственного авторитета, а не в конкретном выигрыше.

В-шестых, погружение участников в ситуации морального и физического риска в наибольшей степени привлекает внимание телезрителей. В «Последнем герое» внимание акцентируется на физических испытаниях. Но в ситуациях физического риска можно наблюдать проявление морально-нравственной составляющей человека. Превозмогая тошноту и дискомфорт, участники согласны есть червяков, находиться под палящим солнцем, терпеть боль, лишь бы остаться на проекте и получить заветный денежный приз. В «Доме-2» главный акцент делается на моральном риске. Ничего физически сложного на проекте нет: участники живут полностью за счет проекта, работать и зарабатывать деньги не нужно. Но вот моральному риску герои сильно подвержены. Участники живут 24 часа под пристальным наблюдением скрытых камер, в замкнутом пространстве, с одними и тем же составом игроков и ведущих.

В-седьмых, реалити-шоу часто прибегают к манипуляционному воздействию на аудиторию. В «Доме-2» можно наблюдать разнообразные приемы манипуляции. Это и прямой призыв голосовать за участников («Судьба героя в твоих руках», и «Твоя поддержка ему необходима»), стремление изменить установки участников и зрителей, призыв к действиям и активности. Также используется скрытое воздействие. В основном посредством скрытой рекламы (участниками «Дома-2» рекламируются различные магазины, косметика, медицинские препараты, средства по уходу за лицом и волосами и т.д.). В «Последнем герое» отсутствуют прямые призывы голосовать за участников. Единственный прием, используемый в шоу, скрытая реклама. Участники рекламируют сок 17, который является главным спонсором проекта.

Проанализировав современные реалити-шоу на российском телевидении, мы приходим к выводу, что реалити-шоу из простых развлекательных передач перешли в разряд программ, способствующих выработке и установлению морально-ценностных установок, воспитанию молодых людей, даже целого поколения, прививание определенных стандартов, ценностей, моделей поведения, что негативно влияет на нравственное воспитание молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.