Научная статья на тему 'Манипулятивный потенциал метафоры'

Манипулятивный потенциал метафоры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Манипулятивный потенциал метафоры»

Булатова Е.И. ©

Аспирант ФГБОУ ДПО Академия медиаиндустрии

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРЫ

Средством ведения информационных войн является язык СМИ. Новые медиа реализуют возможность влияния на общественное сознание столь интенсивно, что ряд исследователей считает манипулятивное воздействие одной из важнейших функций средств массовой информации. Использование в текстах СМИ определенных языковых средств позволяет внедрять в сознание читателя, зрителя, слушателя идеи, образы, ассоциации, стереотипы, которые могут незаметно изменить его отношение к определенному предмету, явлению, группе явлений, трансформировать картину мира. «В глобальных информационных войнах атакующая сторона ставит целью формирование в сознании множества людей, значительной части общества искаженной картины мира. Этот ложный, виртуальный мир, созданный в интересах манипулятора, отвечает его задачам, то есть позволяет легче «овладеть капиталом и властью» [3, 14].

В современной журналистике под манипуляцией понимается вид психологического воздействия, направленного на побуждение адресата к совершению определенных действий посредством скрытого структурирования мира в его сознании в результате искусного внедрения в психику целей, желаний, намерений, установок, не совпадающих с теми, которые объект воздействия мог бы сформировать самостоятельно. Одним из наиболее действенных средств манипулирования сознанием является метафора. Метафора моделирует восприятие реальности, поскольку способна выступать в роли механизма, посредством которого организуется восприятие окружающей действительности. «Наши понятия упорядочивают воспринимаемую нами реальность, способы нашего поведения в мире. Наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер, наши мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обуславливаются метафорой» [5, 128].

Метафоризация используется в целях речевого воздействия. Механизмы действия метафоры изучаются когнитивной лингвистикой, которая рассматривает метафору как способ постижения, познания, формирования картины мира.

О метафоре как инструменте познания размышлял философ Х. Ортега-и-Гассет: «Метафора нужна нам не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Метафора не только средство выражения, метафора еще и важное оружие мышления, при помощи которого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля. Объекты, к нам близкие, легко постигаемые, открывают мысли доступ к далеким и ускользающим от нас понятиям. Метафора удлиняет руку интеллекта» [6, 68].

Э. Кассирер считал метафору древнейшей мифологической, то есть до-логической формой мышления, чем и объяснял ее сильный манипулятивный потенциал. Мифологическое представление о мире и метафорическое мышление для Кассирера неотделимы друг от друга. «Язык и миф с самого начала находятся в неразрывной связи, из которой постепенно они вычленяются как самостоятельные элементы. Они являются различными побегами одной и той же ветви символического формообразования, происходящими от одного и того же акта духовной обработки, концентрации и возвышения простого представления. В звуках языка, так же как и в первичных мифологических образах, находит завершение одинаковый внутренний процесс: и те и другие снимают внутреннее напряжение, выражают душевные переживания в объективированных формах и фигурах» [4, 35].

© Булатова Е.И., 2016 г.

Отголоски сходства мифологического и метафорического мышления мы находим и сегодня. Так, например, в экономике с подачи К. Маркса общество принято образно определять в метафорах строения, в котором выделяется фундамент - базис и различные этажи-надстройки. Общество строят, разрушают, а основополагающие перемены в социуме определяют как перестройку. Между тем для мифов народов мира характерно метафорическое и одновременно мифологическое представление мира как дома, здания.

И это закономерно, поскольку, встречаясь с новыми явлениями, сложными для понимания, человек пытается понять и объяснить их с помощью хорошо знакомых вещей, областей своего опыта. Суть механизма метафоризации обосновал античный мыслитель Аристотель в своем труде «Поэтика»: «Всего важнее - быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого: это - признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство»[1, 117]. Как считают теоретики метафоры, лингвисты Дж. Лакофф и М. Джонсон, процесс метафоризации состоит в «понимании и переживании сущности одного вида в терминах сущности другого вида» [5, 27]. А.Н. Баранов уточняет работу механизма метафоризации, говоря о том, что метафора заставляет взаимодействовать область источника и область цели, в процессе которого область цели структурируется по образцу источника [2, 17]. Таким образом, употребление метафоры как средства речевого воздействия вносит целенаправленные изменения в языковую картину мира реципиента, в соответствии с выбранной манипулятором точкой зрения, то есть позволяет навязать свою версию интерпретации действительности.

Литература

1. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 184 с.

2. Баранов А. Н. Когнитивная теория метафоры: почти двадцать лет спустя// Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры которыми мы живем. - М.:ИЯ88, 2004. С.7-21.

3. Вирен Г. Современные медиа: Приемы информационных войн. - М.: Аспект пресс, 2013. - 126 с.

4. Кассирер Э. Сила метафоры// Теория метафоры. М., 1990. - С. 33-43.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры которыми мы живем. - М.:ИЯ88, 2004. - 256 с.

6. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С.68-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.