Научная статья на тему 'Манипулятивные технологии soft power в Интернете'

Манипулятивные технологии soft power в Интернете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1013
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT POWER / MANIPULATION / TECHNOLOGY / INTERNET / МЯГКАЯ СИЛА / МАНИПУЛЯЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Строганов В.Б.

В статье анализируется место манипуляции в концепте «мягкая сила». Автор уделяет особое внимание проблеме отождествления данных феноменов и предлагает критерии их четкого разграничения. Автор рассматривает манипуляцию как инструмент мягкой силы, основной площадкой применения которого является Интернет. Ключевое внимание в статье уделяется технологиям манипуляции в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulative Soft Power Technologies in the Internet

The article analyzes the place of manipulation in the concept of “soft power”. The author pays special attention to the problem of identifying these phenomena and suggests the criteria for their clear delineation. The author considers manipulation as an instrument of soft power, the main platform for the application of which is the Internet. The article focuses on the technologies of manipulation in the Internet.

Текст научной работы на тему «Манипулятивные технологии soft power в Интернете»

I 1 DiacouRBB-p Я ft

Шскурс ш

УДК 32.019.51

манипулятивные технологии soft power в интернете

Аннотация

В статье анализируется место манипуляции в концепте «мягкая сила». Автор уделяет особое внимание проблеме отождествления данных феноменов и предлагает критерии их четкого разграничения. Автор рассматривает манипуляцию как инструмент мягкой силы, основной площадкой применения которого является Интернет. Ключевое внимание в статье уделяется технологиям манипуляции в Интернете.

Ключевые понятия:

мягкая сила, манипуляция, технологии, Интернет.

Конец ХХ в. ознаменовался созданием многочисленных концепций ненасильственного проведения как внешней, так и внутренней политики. Одной из таких концепций, которая остается актуальной и сегодня, является теория Джозефа Ная о трех типах силы: hard power («жесткая сила»), smart power («умная сила»), soft power («мягкая сила»). Наибольший резонанс в научном сообществе вызвала так называемая «мягкая сила». «Мягкую силу» можно интерпретировать как силу, достигающую своих стратегических целей без внешнего материализованного насилия. Инструментами ее влияния выступают интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, обольстительные визуальные и аудиальные образы [5, с. 174].

«Мягкая сила» направлена на достижение следующих целей: формирование предпочтений, запросов, интересов и ценностей общества, получение желаемых результатов в политике, создание повестки дня и др. В целом, можно утверждать, что ключевым мотивом использования «мягкой силы» является стремление заставить объект хотеть того же, чего хочет субъект, обращающий его в свою культуру и идеологию [4, с. 63].

Строганов Вадим Борисович,

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», аспирант кафедры политических наук, Екатеринбург, Россия, E-mail: tarangarret@mail.ru

«Мягкую силу» иногда отождествляют с манипуляцией, интерпретируемой как скрытое принуждение, как программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения [6, с. 75]. Некоторые ученные, разделяющие данную точку зрения, утверждают, что «мягкую силу» используют в целях оказания политического давления на суверенитет государств, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации обстановки и манипуляции общественным мнением и сознанием [1, с. 68]. Мы, однако, придерживаемся несколько иного взгляда на соотношение манипуляции и «мягкой силы», поскольку считаем некорректным отождествление манипуляции и «мягкой силы».

Ключевое различие между манипуляцией и «мягкой силой» заключается в характере и свойствах субъекта. В случае с «мягкой силой» важно, чтобы субъект был известен объекту, чтобы действия его были открыты для объекта. Характер субъекта манипуляции иной: его ключевыми свойствами являются неизвестность объекту и неочевидность действий.

Тем не менее, на наш взгляд, иногда субъекту «мягкой силы» выгодно оставаться неизвестным некоторое время. Подобное поведение характерно для начального периода действия «мягкой силы». Оставаясь неизвестным, субъект «мягкой силы» может, с одной стороны, «прощупать почву» и сформировать стратегию действий на выбранной территории, а с другой стороны, создать у объекта запрос, удовлетворить который сможет только субъект «мягкой силы». Вместе с тем, период скрытости от объекта не может продолжаться долго, т. к. объекту необходимо знать, с кем он себя идентифицирует.

В данном контексте можно утверждать, что манипуляция выступает как часть, а конкретнее - как один из инструментов «мягкой силы». С нашей точки зрения, основной площадкой применения манипуляции как инструмента «мягкой силы» является Интернет. Это связано с тем, что Интернет, являясь основным информационным ресурсом в современном мире, открывает широкий простор для применения всевозможных манипулятивных технологий.

На наш взгляд, технологии манипуляции в Интернете можно разделить на три группы. Первая группа технологий направлена на манипулирование информационными потоками, с которыми работает пользователь. К этой группе мы относим следующие методы:

«Ложная статистика». Этот метод направлен на убеждение пользователя в том, что та или иная статистика является отражением мнений других пользователей, вследствие чего объект манипулирования может прийти к выводу, что та или иная точка зрения является преобладающей и одобряемой социумом. Такой метод распространен на сайтах, на которых присутствуют открытые опросы.

«Фальсификация». Метод подачи информации таким образом, чтобы подменить или затмить одним фактом другие. К данному методу часто прибегают прогосударственные сайты, например, PolitRussia.ru, различные политические публицисты, например, Николай Стариков (http://nstarikov.ru) и др. В данных информационных источниках намеренно переключается внимание читателя с внутренних проблем российской политической системы на поиск внешнего врага.

«Создание лжесобытий». Данный метод направлен на конструирование медийными средствами событий, которые не происходили на самом деле, но их выдают за свершившиеся факты.

I 1тасоиавв-р IА

Шскурс ш

Вторая группа технологий воздействует непосредственно на сознание объекта, используя его слабые места, особенности поведения и психологии. В этой группе представлены следующие технологии:

«Ссылка на авторитеты»: техника манипуляции людьми, основанная на цитировании известных персон. Данная техника хорошо известна и регулярно применяется во всех сферах общения. Однако в Интернет-среде у нее есть одна важная особенность - это использование несуществующих высказываний в качестве авторитетных. Так, например, в период избирательной кампании «Единой России» осенью 2011 года в Интернете появилось видео с, якобы, обращением В. Путина, в котором было заявлено следующее: «Бедность, хоть и медленно, но устойчиво растет», «Мы не добили наш народ до конца» [8]. Разумеется, это оказалось грамотно смонтированным «фейком».

«Игра в простонародность». В Интернете это проявляется созданием политиком личной страницы в социальных сетях. Представленный на ней политик может вести переписку с пользователями, создать собственную группу, вести блог, выкладывать фотографии с различных мероприятий, делиться своим мнением о произошедших событиях. Яркими примерами использования технологий такого рода являются активная Интернет-деятельность премьер-министра РФ Д. Медведева, главы Чеченской Республики Р. Кадырова, оппозиционного политика А. Навального и др.

«Троллинг». Тролль в социальных сетях - это вредитель, провокатор, который размещает на различных Интернет-ресурсах множество провокационных комментариев [2, с. 63]. Основная цель троллинга - вывести из равновесия объект воздействия, поставить его в неловкое положение, чтобы тем самым сформировать в отношении него негативное общественное мнение. Троллинг часто используют, чтобы высмеять некое сообщение или какое-либо событие.

<^оскрирреЪ>. Данная технология представляет собой программу, в рамках которой существует конкретный пользователь, который создает и управляет большим количеством фейковых виртуальных личностей [3, с. 157]. Как правило, данная технология используется для создания иллюзии масштабного общественного резонанса и злободневности обсуждаемой проблемы. В какой-либо социальной сети, например, на сайте twitter.com, создается несколько десятков однотипных профилей, куда репостится один и тот же интернет-пост. В результате данный интернет-пост попадет в топ данного сайта, привлечет внимание СМИ, а значит, охватит более широкую аудиторию.

Третья и самая широкая группа технологий представлена следующими типами:

«Многократные повторы». Этот метод манипуляции массовым сознанием основан на частом повторении недостоверной информации, что приводит к тому, что публика начинает в неё верить. По сути, осуществляется информационно-психологическое давление на массовое сознание.

«Сияющие обобщения». Базой данного метода является формирование положительных эмоций и образов у окружающих. В Интернете данный эффект достигается при помощи слов, мемов, картинок и комиксов, несущих позитивный смысл.

«Навешивание ярлыков». В данном случае манипулятор сознательно оскорбляет либо человека, либо объект обсуждения. Большое количество негативной

информации об объекте формирует у окружающих отрицательное мнение о нем. Данная техника крайне популярна в социальных сетях и открытых Интернет-сообществах, где присутствует система рейтинга, позволяющая оценивать то ли иное высказывание пользователя. Данная схема работает по принципу реакции на комментарий или действие объекта в сети. В открытых Интернет-сообществах типа развлекательного сайта Пикабу (http://pikabu.ru) пользователи могут оценить комментарий к новости или событию другого пользователя и поставить знак «+» (одобрение и поддержка комментария) или «-» (несогласие). Если комментарий человека не одобряется, то автор этого комментария переживает негативные чувства.

«Поиск ответа». В данном случае инструментом манипуляции выступают официальные форумные поисковые системы, такие как Mail.ru-ответы или Google-ответы. Посредством указанных сервисов пользователь может задать любой интересующий его вопрос, а другие пользователи, в свою очередь, предоставят ему ответы на данные вопросы. Таким образом, становится возможным осуществление манипуляции предоставляемой информацией и доверчивостью пользователя.

«Использование меметических средств». Интернет-мемы - это определенные изображения или идиомы, имеющие фиксированный смысл и изменяющуюся, «мутирующую» форму [7, с. 218]. В процессе Интернет-коммуникации пользователи часто используют «мемовый» способ коммуникации, то есть передают друг другу мемические сообщения, тем самым подчеркивая свою идентичность с определенными Интернет-группами. Таким образом, мемы позволяют идентифицировать пользователей по признаку принадлежности к определенному сообществу. Кроме того, простой просмотр мемов создает иллюзию причастности к сообществу [7, с. 218]. Примерами мемов могут служить мелодии, идеи, модные слова, картинки, комиксы и выражения [3, с. 141], например: «Партия жуликов и воров», «Превед-медвед», «Обама-обезьяна», «Трамп - агент Кремля», «Он вам не Димон», «Во всем виновата Россия» и др.

«Twitter-революция». Суть данной технологии заключается в том, что благодаря социальным сетям, в особенности Twitter и Facebook, в период государственной нестабильности и обострения социально-экономических и политических вопросов начинается активное обсуждение в данных сетях назревших проблем с дальнейшим призывом к активным действиям: митингам, демонстрациям, выступлениям и даже бунтам.

«Искренний голос» (OEV). Технология, с помощью которой происходит манипулирование социальными сетями - Facebook, Twitter, «Вконтакте» и др. Она представляет собой использование подставных личностей, которые влияют на онлайн-коммуникацию и осуществляют разные виды пропаганды. Данная технология позволяет одному человеку управлять десятками различных личностей (ботами) по всему миру, каждая из которых, в свою очередь, оказывает влияние на других пользователей.

Важно отметить, что данная группа демонстрирует одну из главных характеристик Интернет-манипуляций, а именно, - конвергентность, т. е. обладание свойством сближения и слияния технологий между собой с целью усиления влияния на объект.

I 1 oibcourbb-p Я ft

Шскурс ш

В заключение отметим, что, несмотря на смысловые пересечения таких понятий, как «манипуляция» и «мягкая сила», между ними есть различия. По своему объему понятие «манипуляция» значительно уже, чем понятие «мягкая сила». Манипуляция - это один из технологических инструментов «мягкой силы». Он призван обеспечивать скрытность, незаметность процесса «соблазна» разрабатываемого объекта воздействия. Но помимо использования манипу-лятивных технологий для создания эффекта соблазна, у «мягкой силы» есть более высокие цели. В их числе - создание коммуникативных сетей и потоков для успешного продвижения таких символических образований, как имиджи и бренды конкретных стран, регионов, международных сообществ.

1. Григорьев М. Soft Power: противодействие манипуляции / М. Григорьев, С. Орджоникидзе // Валовый внутренний продукт - Российское федеральное издание. 2013. № 4 (82). С. 66-69.

2. Ефремова Н.Я. Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС.

2012. № 4. С. 61-68.

3. Коровин В. Третья мировая сетевая война. - СПб.: Питер, 2014. -352 с.

4. Михалев А.В. Концепция «мягкой силы»: обзор подходов в зарубежной Науке // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2014. № 1. С. 63-67.

5. Русакова О. Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения российской академии наук. 2010. № 10. С. 173-192.

6. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; Науч. ред. Я.Н. За-сурский. - М.: Мысль, 1980. - 325 с.

7. Зиновьева Н.А. Роль интернет-мемов в воспроизводстве интернет-культуры // Электронный научный архив УрФУ [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/32403/1/klo_2015_25.pdf. - С. 217-223 (дата обращения: 10.08.2017).

8. «Фейковое» Обращение Путина на выборы Госдумы, 1 декабря 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.youtube.com/ watch?v=4WsPhk5pMl0 (дата обращения: 10.08.2017).

References

1. Grigor'ev M. Soft Power: protivodejstvie manipulyacii / M. Grigor'ev, S. Ordzhonikidze // Valovyj vnutrennij produkt - Rossijskoe federal'noe izdanie.

2013. № 4 (82). S. 66-69.

2. Efremova N.Ya. Manipulirovanie soznaniem cheloveka v ramkax virtual'noj real'nosti // Territoriya novyx vozmozhnostej. Vestnik VGUE'S. 2012. № 4. S. 61-68.

3. Korovin V. Tret'ya mirovaya setevaya vojna. - SPb.: Piter, 2014. - 352 s.

4. Mixalev A.V. Koncepciya «myagkoj sily»: obzor podxodov v zarubezhnoj Nauke // Nauchnyj zhurnal «Diskurs-Pi». 2014. № 1. S. 63-67.

5. Rusakova O.F. Koncept «myagkoj» sily (soft power) v sovremennoj

politicheskoj filosofii // Nauchnyj ezhegodnik instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya rossijskoj akademii nauk. 2010. № 10. S. 173-192.

6. Shiller G. Manipulyatory soznaniem / Per. s angl.; Nauch. red. Ya.N. Zasurskij. - M.: Mysl', 1980. - 325 s.

7. Zinov'eva N. A. Rol' internet-memov v vosproizvodstve internet-kul'tury // E'lektronnyj nauchnyj arxiv UrFU [E'lektronnyj resurs]. - URL: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/32403/1/klo_2015_25.pdf. - S. 217-223 (data obrashheniya: 10.08.2017).

8. «Fejkovoe» Obrashhenie Putina na vybory Gosdumy, 1 dekabrya 2011 [E'lektronnyj resurs]. - URL: http://www.youtube.com/ watch?v=4WsPhk5pMl0 (data obrashheniya: 10.08.2017).

UDC 32.019.51

manipulative soft power technologies in the internet

Stroganov Vadim Borisovich,

Ural Federal University, Department of political science, Graduate student, Ekaterinburg, Russia, E-mail: tarangarret@mail.ru

Annotation

The article analyzes the place of manipulation in the concept of "soft power". The author pays special attention to the problem of identifying these phenomena and suggests the criteria for their clear delineation. The author considers manipulation as an instrument of soft power, the main platform for the application of which is the Internet. The article focuses on the technologies of manipulation in the Internet.

Key concepts:

soft power, manipulation, technology, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.