Научная статья на тему 'Манипулятивные технологии как способ реализации модусной категории персуазивности в дискурсе СМИ'

Манипулятивные технологии как способ реализации модусной категории персуазивности в дискурсе СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
975
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУСНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕРСУАЗИВНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП ДИСКУРСА СМИ / ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / СКРЫТОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / MODUS CATEGORY OF PERSUASION / DISCOURSE OF ANALYTICAL ARTICLES / LANGUAGE MANIPULATION / HIDDEN IMPACT / ADDRESSER / ADDRESSEE / GIVING INFORMATION / PERSUASION / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова Людмила Витальевна

Статья посвящена рассмотрению технологий манипуляции и их роли в актуализации категории персуазивности в дискурсе американских печатных СМИ. Данная категория рассматривается как модусная категория, что позволяет изучить языковые способы актуализации субъективного отношения при выражении объективной реальности. Это, безусловно, характерно для дискурса СМИ, а именно информационно-аналитического типа данного дискурса, так как он обладает высокой степенью речевого воздействия на реципиента. Речевое воздействие в СМИ является направленным и, как правило, происходит при взаимодействии информирования и убеждения. На уровне информирования воздействие осуществляется через отбор, полноту и последовательность освещаемых фактов. На уровне убеждения как более сложного способа воздействие осуществляется на систему категорий, с помощью которой адресат интерпретирует окружающую действительность. Как показывает материал исследования, доминирующим способом реализации категории персуазивности являются манипулятивные технологии, под которыми понимаются коммуникативные средства, применяемые для успешного решения задач и достижения целей манипулятивного воздействия. Основными технологиями манипуляции в исследуемом типе дискурса являются: 1) тенденциозный подбор статистических данных; 2) тенденциозный подбор аргументов; 3) представление специально подобранных мнений, комментариев экспертов, специалистов в определенной области знания. Кроме того, адресант нередко аппелирует к ценностям американской лингвокультуры, что осуществляется за счет использования лексических единиц, связанных с основными ценностями американской лингвокультуры и являющихся убедительными без дополнительной информации. При этом в дискурсе имеет место не формулирование ценностей как таковых, а выражение убеждений адресанта на основе сложившейся у него системы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulation technologies as means of realization of the modus category of persuasion in mass media discourse

The article is devoted to researching the manipulation technologies and their role in realization of the modus category of persuasion in the discourse of American newspapers. This category is regarded as a modus category. Such an approach gives an opportunity to study the language means of actualization of the addresser’s subjective attitude in expressing the objective reality. It is certainly a characteristic feature of the mass media discourse, especially the discourse of analytical articles because it has an intensive speech impact on the addressee. As a rule speech impact of mass media is directed and it is resulted from an interaction between an information and a persuasion processes. The information process means impact through selection, completeness and sequence of interpreted facts. Persuasion is a more complex way of impact. In this case an object of impact is a system of categories which the addressee uses while interpreting the reality. As it follows from the research the dominating way of realization of the category of persuasion is manipulation technologies. They are the communicative means applied for achieving purposes of manipulation. The major manipulation technologies in the studied type of discourse are the following: 1) a biased selection of statistics data; 2) a biased selection of arguments; 3) presentation of specially selected experts’ opinions and commentaries. Besides the addresser may appeal to American linguocultural values. It is done through applying lexical units which are connected with basic values and are persuasive without additional information. However these values are not formulated in the discourse, they are used as a basis for expressing the addresser’s views.

Текст научной работы на тему «Манипулятивные технологии как способ реализации модусной категории персуазивности в дискурсе СМИ»

УДК 81'42

Ермакова Людмила Витальевна

кандидат филологических наук Амурский государственный университет lyucy@inbox.ru

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУСНОЙ КАТЕГОРИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ В ДИСКУРСЕ СМИ

Статья посвящена рассмотрению технологий манипуляции и их роли в актуализации категории персуазивности в дискурсе американских печатных СМИ. Данная категория рассматривается как модусная категория, что позволяет изучить языковые способы актуализации субъективного отношения при выражении объективной реальности. Это, безусловно, характерно для дискурса СМИ, а именно информационно-аналитического типа данного дискурса, так как он обладает высокой степенью речевого воздействия на реципиента. Речевое воздействие в СМИ является направленным и, как правило, происходит при взаимодействии информирования и убеждения. На уровне информирования воздействие осуществляется через отбор, полноту и последовательность освещаемых фактов. На уровне убеждения как более сложного способа воздействие осуществляется на систему категорий, с помощью которой адресат интерпретирует окружающую действительность. Как показывает материал исследования, доминирующим способом реализации категории персуазивности являются манипулятивные технологии, под которыми понимаются коммуникативные средства, применяемые для успешного решения задач и достижения целей манипулятив-ного воздействия. Основными технологиями манипуляции в исследуемом типе дискурса являются: 1) тенденциозный подбор статистических данных; 2) тенденциозный подбор аргументов; 3) представление специально подобранных мнений, комментариев экспертов, специалистов в определенной области знания. Кроме того, адресант нередко ап-пелирует к ценностям американской лингвокультуры, что осуществляется за счет использования лексических единиц, связанных с основными ценностями американской лингвокультуры и являющихся убедительными без дополнительной информации. При этом в дискурсе имеет место не формулирование ценностей как таковых, а выражение убеждений адресанта на основе сложившейся у него системы ценностей.

Ключевые слова: модусная категория персуазивности, информационно-аналитический тип дискурса СМИ, языковое манипулирование, скрытое воздействие, адресант, адресат, информирование, убеждение, система ценностей.

В современной лингвистической литературе категорию персуазивности связывают с коммуникативно-прагматической стратегией убеждения, манипулирования сознанием речевого партнера и его поведением. Данная категория реализует попытку воздействия адресанта на реципиента с целью добиться от него принятия самостоятельного решения о совершении действия [9, с. 98]. Рассмотрение категории персуазив-ности как модусной категории позволяет изучить языковые средства актуализации субъективного отношения при выражении объективной реальности. Данная категория выступает как способ субъективно-объективного представления действительности говорящим, что, безусловно, характерно для дискурса СМИ, так как данный тип дискурса обладает высокой степенью речевого воздействия на реципиента (адресата).

Речевое воздействие в СМИ является направленным, ибо субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта речевого воздействия. При этом способами речевого воздействия являются: 1) сообщение объекту таких знаний о неизвестных ему элементах действительности, на основе которых он изменит свое поведение или отношение к этой действительности; 2) сообщение объекту дополнительной информации об уже известных явлениях, которая существенна для понимания этих явлений в их взаимосвязи, с целью оказания влияния на изменение оценочного отношения к событиям и процессам; 3) измене-

ние отношения объекта к предметной и социальной действительности без сообщения ему новой информации об элементах действительности и затрагивания абстрактных знаний о них. В первом и во втором случаях воздействие осуществляется через информирование, в третьем случае - через убеждение [7, с. 45].

На уровне информирования воздействие осуществляется через отбор, полноту и последовательность освещаемых фактов. Так, отбор фактов при анализе сообщений о военных конфликтах и ситуациях политического противостояния позволяет интерпретировать события с определенной точки зрения, расставлять политические акценты [6]. На уровне убеждения как более сложного способа воздействие осуществляется на систему категорий, с помощью которой адресат интерпретирует окружающую действительность. При этом результатом убеждения должно стать изменение этой системы категорий в необходимом адресанту направлении. Следует сказать, что в большинстве случаев речевое воздействие происходит при взаимодействии информирования и убеждения.

Способами интенционального воздействия являются аргументация [1; 8; 13; 10], манипуляция [8; 12; 11], авторитет носителя институционально более высокого статуса, физическая или психическая сила [8].

В данной работе более подробно хотелось бы остановиться на рассмотрении языковых средств манипуляции, поскольку, как показывает материал

© Ермакова Л.В., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

141

исследования, изучаемый тип дискурса отличает доминирование манипулятивного способа воздействия на адресата. При этом в качестве объекта исследования выступает информационно-аналитический тип медиадискурса (на примере кратких и развернутых комментариев актуальных международных политических и экономических событий, национальных политических, экономических, социальных и других событий в американской качественной прессе -New York Times (NYT) и Washington Post (WP) - середины и конца XX века), так как именно этот тип дискурса характеризуется высокой степенью речевого воздействия на адресата.

Языковое манипулирование как тип воздействия представляет собой скрытое воздействие на желания, намерения, установки адресата для того, чтобы навязать ему определенное представление о действительности, сформировать нужное к ней отношение, вызвать необходимую адресанту эмоциональную реакцию [12, с. 117].

В качестве основных особенностей манипуляции называются следующие: воздействие является скрытым; воздействие осуществляется на сознание человека и не является физическим насилием; имеются субъект и объект воздействия; объект манипуляции должен выступать как ее соучастник и изменить свои мнения, цели согласно плану манипулятора; требуется наличие мастерства и знаний для осуществления воздействия [4; 11].

Поскольку сознание человека, подвергающееся манипуляции, обладает многослойной структурой, манипулятор в зависимости от своих целей имеет возможность воздействовать на разные уровни этой структуры: ментально-мировоззренческий, уровень знаний, ценностей и норм, уровень социальных стереотипов. В качестве манипулятивных технологий обычно используются ценностно-эмоциональное манипулирование и манипулирование рациональными, убеждающими аргументами (рациональная манипуляция). При этом под технологиями понимаются различные коммуникативные средства, применяемые для успешного решения задач и достижения целей манипулятивного воздействия.

Ценностно-эмоциональное манипулирование опирается на способность человека поддаваться влиянию выразительности убеждающего высказывания, а также престижа источника.

В отношении манипулирования рациональными, убеждающими аргументами необходимо сказать, что данные аргументы используются для псевдологического обоснования предлагаемых индивиду изменений в его сознании и поведении. При этом особой значимостью обладают аргументы, имеющие субъективный характер и основанные на общем опыте социальной группы, к которой обращена коммуникация, и на личном опыте тех, кому доказывают.

В современных исследованиях выделяются различные коммуникативные средства как ценностно-эмоционального манипулирования (использование слов, связанных с основными ценностями общества, наклеивание ярлыков, использование эвфемизмов и др.), так и манипулирования рациональными, убеждающими аргументами (подбор аргументов, сопоставление позиций сторон, результаты опросов общественного мнения и др.) [4; 5].

Основными технологиями манипуляции в исследуемом типе дискурса являются: 1) тенденциозный подбор статистических данных; 2) тенденциозный подбор аргументов; 3) представление специально подобранных мнений, комментариев экспертов, специалистов в определенной области знания.

Рассмотрим эти приемы.

1. Тенденциозный подбор статистических данных как прием рациональной манипуляции базируется на том, что демонстрируются такие статистические данные, которые подтверждают выдвинутый тезис, и умалчиваются те данные, которые могут его опровергнуть.

Так, убеждая адресата в том, что лечение, образование и тренинг для наркоманов снизит количество совершаемых преступлений, автор-аналитик приводит статистику, подтверждающую данную мысль. При этом он ничего не говорит, например, о том, сколько таких бывших преступников смогут вести здоровый образ жизни и вновь не вернутся в преступный мир: At the conservative end, successfully treating and training just 10,000 drug addicts would eliminate 1 million crimes a year (WP, February 8, 1998).

2. Тенденциозный подбор аргументов заключается в том, что адресант приводит неопровержимые факты, которые подводят аудиторию к оценке предлагаемого вывода как «правильного».

Негативное отношение адресанта к действиям со стороны руководства вьетнамского Ханоя по отношению к США выражается в ряде фактов, которые он приводит с целью обосновать такую позицию и показать «правильность» своего вывода. При этом эффективность воздействия повышается за счет использования синтаксических параллельных конструкций с анафорическим повтором: Hanoi will continue to play on American impatience and the revulsion over American death. Hanoi will continue its efforts to divide Washington from Saigon. Hanoi will continue trying to bring down the Thieu Ky regime in Saigon and substitute for it a governmental willing to accept a coalition with the Communists (WP, January 12, 1969).

3. Представление специально подобранных мнений, комментариев экспертов, специалистов в определенной области знания.

Для того чтобы убедить аудиторию в том, что Independent Counsel Act оказался неудачным в об-

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

ласти ведения расследований и судебных дел, адресант приводит в виде цитаты мнение Верховного судьи и министров юстиции, которые указывают на негативные стороны данного акта: "The institutional design of the Independent Counsel is designed to heighten, not to check, all of the institutional hazards of the dedicated prosecutor; the danger of too narrow a focus, of the loss of perspective, of preoccupation with the pursuit of one alleged suspect in the exclusion of other interests." Thus wrote Supreme Court Justice Antonin Scalia nearly a decade ago, echoing the words of three attorneys general, two of them staunch Republicans (WP, February 1, 1998).

Для усиления манипулятивного воздействия с целью заставить аудиторию принять его точку зрения адресант может использовать комбинацию вышеназванных приемов в одной статье.

В нижеследующем примере основным приемом является подбор аргументов, в качестве которых используются два других приема: статистические данные, указывающие на положительные стороны введения нового налога, и представление мнений экспертов (economists say, according to Lawrence Kotlikoff. С помощью таких приемов адресант пытается подвести аудиторию к принятию «правильного» вывода о том, что новый подоходный налог, названный «справедливым» налогом (the Fair tax), принесет только пользу как экономике государства, так и каждой американской семье: The economists' research shows thatprices paid under the Fair tax will be no higher - and may actually be lower - than the prices paid for goods and services today, even with the Fair tax included <...> Economists say that because the Fair tax repeals all payrolls taxes and provides a rebate, it would be as progressive as the current graduated income tax <... > Then there are larger economic benefits. Once Americans are free to keep every dollar they earn, they will be able to save more and businesses will be able to invest more. <...> According to Lawrence Kotlikoff, an economist at Boston University, the Fair tax will raise the economy's capital stock (the value of equipment and buildings) by 42 percent, its labor supply by 4 percent, its output by 12 percent and real wages by 8 percent <... > Finally, the Fair tax will lower tax compliance costs by an estimated 95 percent, holding prices down (WP, February 1, 1998).

Основной ценностно-эмоциональной технологией является апелляция к ценностям американской лингвокультуры, которая осуществляется за счет использования лексических единиц (иногда эмоционально окрашенных), связанных с основными ценностями и являющихся убедительными без дополнительной информации. При этом в дискурсе имеет место не формулирование ценностей как таковых, а выражение убеждений адресанта на основе сложившейся у него системы ценностей.

В качестве основных национально-специфических и общечеловеческих ценностей, к которым

апеллирует автор-аналитик, выступают, как правило, следующие: материальное благополучие и благотворительность как ценности протестантской этики; индивидуализм; равенство возможностей; патриотизм как вера в определенные идеалы, могущество нации; религиозные ценности (бог, церковь, вера). В приведенном ниже примере автор апеллирует к такой ценности, как равенство возможностей для всех граждан страны: In a world of desperate poverty, it is hard for citizens of the richest nation to argue that the door should be closed, especially since nearly all of us can recall our immigrant roots <...> at the moment we're building bigger homes and driving bigger cars <... > People want to come here for a better life with more opportunities, and who are we to deny them that chance? (NYT, March 9, 1998).

Следует сказать, что в зависимости от общественно-политических процессов в стране та или иная ценность может проявляться по-разному. Обратимся, например, к ценности «индивидуализм». С начала эпохи становления США как нации данная ценностная характеристика американского общества выражалась в том, что каждый житель действовал как первооткрыватель, осваивая новые территории, основывая на них города, организовывая фермерские хозяйства, с безразличным отношением к окружающей среде, рабочему классу, меньшинствам. Однако с конца 1960-х гг., особенно во время президентских сроков Джонсона и Никсона, был сделан большой шаг в сторону усиления федерального контроля в сфере промышленности, бизнеса, образования. Это способствовало тому, что «экономический индивидуализм» отошел на второй план, уступая место индивидуализму с культурной доминантой self. При этом особое внимание стало уделяться защите окружающей среды, меньшинствам, женщинам, рабочему классу в промышленности и сельском хозяйстве [2]. Именно на таком проявлении индивидуализма основана положительная оценка деятельности губернатора Аляски, выраженная с помощью таких языковых средств, как a balanced, harmonious plan for the use of the land, water, mineral and air resources; administer most of the Nation's conservation laws -water pollution controls и др. в статье "Alaska's Go-Getter Faces a Grilling": A half century ago and more, when the Western United States was a frontier region very much like a good deal of Alaska is today, no one bothered much about conservation or thought much about a balanced, harmonious plan for the use of the land, water, mineral and air resources. The drive was all to attract industry and settlers <...> It is only in the last few years, nevertheless, that the pioneering air and water quality acts were passed by Congress, permitting the setting mandatory minimum standards ofpurity for these precious resources in different parts of the country <...> That is where Hickel comes in. As Secretary of the Interior, he will administer most of the

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3. 2015

143

Nation s conservation laws - water pollution controls, the Coal Mine Safety Act <...> He will help determine whether virgin wild areas and wildlife ranges and refuges should be opened up to mineral operations (WP, January 12, 1969).

Таким образом, использование манипулятив-ных технологий позволяет адресанту оказывать речевое воздействие на реципиента в нужном ему направлении в скрытой форме за счет языковой составляющей дискурса СМИ. При этом у аудитории должно сложиться определенное отношение к событию и сформироваться определенные установки, ценностные ориентиры общественного сознания.

Библиографический список

1. Бардина Н.Е. Аксиологические стратегии аргумента AD HOMINEM (на материале английского языка) // Проблемы речевого воздействия и языковой аргументации // Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика. - 2003. - № 2. - С. 13-19.

2. Бурстин Д.Американцы: Национальный опыт: [пер. с англ.]. - М.: Изд. группа «Прогресс» -«Литера», 1993. - 624 с.

3. Васильева Л.В. Исследование модусных категорий в эволюции медиадискурса (на материале американской прессы XX века): дис. ... канд. фи-лол. наук. - Хабаровск, 2010. - 224 с.

4. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - № 1. - С. 29-54.

5. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10, Жур-

налистика. - 2005. - № 2. - С. 56-75.

6. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 28-34.

7. Дульянинов А.Г. Мотивация в речевом воздействии (на материале текстов французской рекламы) // Проблемы речевого воздействия и языковой аргументации // Вестник ИГЛУ. - 2003. - № 2. -С. 44-52.

8. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.

9. Кобрина О.А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 90-100.

10. Куницына Е.Ю. Оценка и ценности в структуре аргументации // Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика. - 2005. - № 9. - С. 92-108.

11. Михалева О.Л. Теория коммуникации: специфика манипулятивного воздействия в политическом дискурсе: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. - 309 с.

12. Орлова Е.В. Манупулятивные тактики в рекламе (на материале рекламы образовательных программ) // Вестник ИГЛУ - 2007. - № 5. -С. 115-125.

13. Хобракова Л.М. Стратегии речевого воздействия в бизнес-планах компаний США: анализ дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2003. - 17 с.

144

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.