МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ: УРОВНИ И ТЕХНОЛОГИИ
ПрилепскаяВ.В.
магистратнт Социологического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова [email protected]
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация: статья описывает манипулятивные методы подачи информации, которые используются для управления человеческим сознанием и поведением. Эти методы включают искажение и утаивание информации, подпороговую подачу информации, противоречащие друг другу сигналы или сообщения, помеху вместе с сообщением, домысливание, сообщения мгновенного неотложного характера, распространение слухов, лингвистические способы манипулирования информацией или лингвистические ловушки. Автор подчеркивает важность понимания этих методов в современном мире для защиты от манипуляций и развития критического мышления.
Ключевые слова: манипуляция, манипулятивные методы подачи информации, искажение и утаивание информации, лингвистические способы манипулирования информацией, психологические приёмы манипулятивной подачи информации
В современном мире термины «манипуляция» и «манипулирование» стали употребляться и исследоваться в научном сообществе гораздо чаще, а применение технологий манипуляций продолжает быть одной из актуальных изучаемых проблем таких наук как: психология, социология, политология.
Попытки и возможность управлять человеческим сознанием, направлять и контролировать мысли и действия людей существовали на протяжении всей человеческой цивилизации, однако большое количество примеров манипулятивного воздействия можно отметить в ходе всего двадцатого века. Сам термин «манипуляция» изначально применялся в медицине, а именно в хирургической сфере, но как уже было сказано, двадцатое столетие поменяло его смысловое содержание. В 1969 г. был издан «Современный словарь социологии», где манипуляция - это «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характера поведения, которого он от них ожидает» [7]. Такой подход к манипуляции был предопределен воздействием на общественное мнение, особенно такими событиями как: первая и вторая мировая война, противостояние социалистической и капиталистической системы, научно-техническая революция. Поэтому двадцатый век можно назвать периодом создания теорий и доктрин манипулирования, а вместе с тем и разработки действенных технологий воздействия.
Манипулятивные технологии воздействия неразрывно связаны с информацией и коммуникацией между людьми. Человек является активным участником процесса передачи, сбора, хранения и обработки информации, использует её для принятия решений, общения, обучения и развития. Люди анализирует, интерпретирует и преобразует информацию в знания, что позволяет им лучше понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения. Коммуникация же - это процесс обмена информацией, идеями, мыслями и эмоциями между людьми. Но что происходит, когда в слаженный процесс передачи информации добавляется манипулятивный способ её подачи?! Манипулятивные способы подачи информации могут привести к искажению истины, введению в заблуждение и манипулированию поведением людей.
Двадцать первый век ознаменован информационным обществом, а каналы передачи информацией и манипулятивные способы её подачи возрастают, применяясь в различных
сферах обществах: социокультурной, политической, в сфере рекламы и маркетинга. В политической сфере, например, может осуществляться манипулирование сознанием избирателей и граждан через политическую пропаганду, создание и поддержание определенных стереотипов, искажение реальности, дискредитации оппонента, создания ложных обещаний, скрытия негативных факторов.
С учётом вышесказанного, знание манипулятивных способов подачи информации в современном мире важно по нескольким причинам:
1. Защита общества от манипуляцй.
2. Развитие информационной грамотности (изучение манипулятивных способов помогает формировать информационную грамотность у людей, улучшая их способность анализировать информацию, критически мыслить и принимать обоснованные решения).
3. Профессиональный рост. Знание манипулятивных методов поможет не только избежать манипуляций, но и использовать эти знания в своих целях, например, в сфере бизнеса, политики или дипломатии.
4. Повышение осведомленности общества.
Следовательно, чтобы помочь защитить общество от негативного воздействия и поспособствовать развитию информационной грамотности, критического мышления и формирования осознанного общества, способного адекватно реагировать на информационные вызовы современности, необходимо детально изучить и описать манипулятивные способы подачи информации.
Цель данной работы - проанализировать манипулятивные техники подачи информации.
Как писала Н.В. Багулина, манипуляция - это «один из наиболее интересных видов человеческого поведения, это неотъемлемая часть социальной культуры»[1]. Данная часть обладает преднамеренным и скрытым побуждением к действиям, определенным состояниям, принятию и выполнению решений человеком или людьми, что является необходимым для достижения инициатором (манипулятором) своих собственных целей.
Манипулятивные способы подачи информации имеют ту же цель, что и сама манипуляция, однако они являются средством достижения состояния, которое будет выгодно манипулятору. Средство же - это способ действия, в которых проявляет себя манипуляция. Чем больше вариативность данного средства, тем выше степень успешности манипуляции.
Манипулятивные способы подачи информации имеют свою разновидность. Ложь -орудие манипуляции, поэтому начнём с рассмотрения основных способов, основанных на лжи: искажении и утаивания.
Искажение может означать полноценную ложь, либо преувеличение, подтасовку фактов или событий, чтобы первоначальный смысл сообщения терялся и был удобен для манипулятора.
Утаивание информации - это искажение смысла сообщения, выражающегося скрытием определенных тем, их избеганием или избирательным дозированием (например, утаивание только отрицательных фактов, чтобы семантический смысл сообщения был сформирован негативными составляющими), где целью является заблуждение адресата влияния.
Утаивание информации же представляет собой большой перечень манипулятивных способов подачи информации, который можно продемонстрировать в виде матрёшки, где основной куклой и выступает утаивание, а её составными частями (куклами меньшего размера) являются: подпороговая подача информации, противоречащие друг другу сигналы или сообщения, помеха вместе с сообщением, домысливание, сообщения мгновенного неотложного характера, распространение слухов, лингвистические способы
манипулирования информацией или лингвистические ловушки. Вместе с тем, эти составные части делятся также на несколько элементов.
Подпороговая подача информации - метод, при котором сообщение или воздействие не осознаётся. Основная идея подпороговой подачи информации заключается в том, чтобы воздействовать на человека или группу людей, обходя их сознательное восприятие, попадая непосредственно в подсознание.
Этот вид подачи информации вызывает обоснованные опасения с точки зрения этики и морали, поскольку связан с попыткой манипулировать людьми без их сознательного согласия или осознания данного воздействия. Поэтому в некоторых странах существуют законы, запрещающие использование подпороговых методов в рекламе и других областях общественной деятельности.
К подпороговой подаче информации относится: обилие несистематизированной информации (осложненный поиск смысла или его потеря адресатом); информация передаётся «мелкими порциями» (отсутствует эффективное использование адресатом); момент подачи информации (показ в наименее или наиболее удобное для зрителей время или порядок вопросов, пунктов для обсуждения на собрании); смена фона (смена музыкальной темы в момент показа материала, на который необходимо обратить внимание аудитории) и «догрузка» к посланию (музыка может расслаблять, раздражать или рассеивать внимание).
Перейдем к противоречащим друг другу сигналам или сообщениям. Противоречащими могут быть слова, интонация и ситуации. Особенностью данного способа является выбор и реакция адресата, какими бы они не были, манипулятор может возразить, что имелось абсолютно иное.
Помеха вместе с сообщением - приём, при котором идёт направленное усиленное воздействие сообщения за счёт включения в него ещё одного сообщение, которое искажает восприятие основного (негативные или дестабилизирующие элементы).
Приём домысливания [6] в нужном направлении, где основа сообщения заключена на специально подобранной интерпретации фактов или событий и используется когда по каким-либо причинам сказать о чем-то прямо нельзя (цензура, опасность судебного иска за договоренность о «ненападении»).
Формирование информационного сообщения мгновенного неотложного характера. При таком приёме человек или группа людей не успевают осмысленно обдумать поступающую информацию, так как происходит её замена на более новые данные, а использование сенсаций позволяет необходимое время удерживать внимание публики, что затрудняет адресатам получить достоверные знания, сложить собственное мнение.
Распространение слухов одно из популярнейших способов управления массовыми настроениями и мнениями. Часто используется из-за недостатка данных или недоверия людей к существующей информации, однако может быть введено для дискредитации оппонентов, создания негативного образа или дезориентации в общественном мнении. Для такого приёма всегда характерна: ложность, целенаправленность, масштабность, негативное воздействие.
Одним из самых наполненных манипулятивных способов подачи информации выступают лингвистические способы манипулирования информацией или лингвистические ловушки, то есть языковые конструкции, которые несут в себе эмоциональное воздействие, обобщение и стереотипы, манипуляцию терминологией, использование неодобрительных слов. Такие лингвистические способы или лингвистические ловушки имеют своё видовое разнообразие. Известный советский и российский лингвист Т.М. Николаева в своих работах приводит следующие способы:
1. Универсальные высказывания. Безапелляционные высказывания, чью правдоподобность невозможно проверить, но создаётся эффект восприятия точного аргумента, например, «всё зло от...», «такова жизнь», «во всё виноваты...».
2. Расширенные обобщения. Приём, при котором делается обобщение на основе недостаточного количества данных или представление общего утверждения на основе излишне упрощенных или ограниченных примеров. Например, «люди себя так не ведут», «ведь они дети», «все студенты в университете ленятся и не хотят учиться».
3. Неявно указание на условно общепринятую норму. Это способ воздействия на аудиторию через предположение или предоставление информации, которая основывается на предполагаемых стандартах поведения или ожиданиях. Например, «Вы даже дверь за собой не закрыли» или «Ответ на этот вопрос знают все, кроме Вас».
4. Маскировка под предложение. Например, «Несмотря на их отношения, они всё-таки доделали проект». Данным выражением манипулятор подчеркнул и обратил внимание на том, что между коллегами плохие отношения.
5. Искусственная ссылка или ссылки на цитаты из отчетов и на мнения лиц, к которым остальные участники коммуникации не имеют доступа. Манипулятор может создать постороннюю авторитетную личность и сделать на неё ссылку. Например, «умный человек как-то сказал.», «социологи говорят, что.».
6. Коммуникативный саботаж или саботаж общения. Предыдущая реплика адресата игнорируется, а в ответ манипулятором вводится либо новый контекст, либо новая информация. Например, работник дорожно-патрульной службы попросил у водителя документы, водитель в свою очередь на данную просьбу ответил фразой: «Может быть, договоримся. Я просто спешил на утренник к дочери?!».
Помимо способов, предложенных Николаевой, отмечают также:
1. «Генерализацию» - деление людей и явлений на классы или по времени, например, «всегда так было и будет».
2. Умножение действий или ситуаций - «Много вас таких, а я один».
3. Паралингвистическое и невербальное сопровождение передаваемой информации, выражающееся в уверенном громком голосе; быстром и напористом темпе речи; уменьшенной дистанцией, «нависанием» над адресатом, вариации тона голоса; длительных паузах и продолжительном и пристальном взгляде.
Стоит отметить вклад С.А. Зеленского в изучение психологических приёмов манипулятивной подачи информации [3], среди которых:
1. Подача на фоне незаинтересованности. Чем больше адресат уверен в том, что его не хотят в чём-то убедить, тем больше он будет верить в сказанное.
2. Подача информации на фоне усталости внимания. В таком состоянии психика человека особенно восприимчива к любой преподносимой информации.
3. Подача на фоне эмоционального возбуждения объекта. Информация, подкрепленная сильным эмоциональным возбуждением объекта манипуляций (страх, ненависть, любовь и т.п.), формирует установку в подсознании, и паттерн поведения в бессознательном.
4. Подача на фоне благодетели манипулятора. Информация будет восприниматься нужной и полезной для запоминания и дальнейшего использования, если манипулятор предоставил адресату нечто ценное или раннее недоступное.
5. Подача информации на фоне доверия объекта к манипулятору.
6. Подача на фоне предварительного совместного участия в каком-либо деле, мероприятии, взаимодействии в группе или коллективе. (Игра на доверии или по правилам «свой - чужой»).
7. Подача на фоне предварительного поручительства влиятельного или авторитетного лица.
8. Подача ложной информации на фоне правдивой. Если манипулятор предоставляет больший процент подтвержденной информации, то остальная часть не вызовет у объекта сомнений в её истинности.
9. Подача на фоне предварительной адаптации к настроению объекта.
10. Подача на фоне сто процентной невозможности проверить факты из преподносимой информации.
11. Подача информации на фоне предварительно сформированного доверия, спокойствия, расслабленности, восхищения, симпатии или схожести взглядов объекта с манипулятором, а также предварительной поддержки объекта, оказания ему помощи, проявления заботы.
12. Подача на фоне раннего успешного сотрудничества, взаимодействия (свойство психики — переносить единожды совершенный поступок одного человека на всю его дальнейшую жизнь).
13. Подача информации на фоне выявления уязвимых сторон объекта.
14. Подача информации на фоне шантажа компроматом объекта.
15. Подача на фоне провоцирование у адресата интереса к манипулятору.
16. Подача информации на привычном для объекта языке (сленге).
В заключении можно сказать, что манипулятивные техники подачи информации пронизывают все сферы современного общества. От политической арены до рекламных баннеров, от новостных заголовков до постов в социальных сетях и межличностном общении. Везде можно столкнуться с попытками повлиять мысли и поведение.
Понимание этих техник, умение распознавать и противостоять им становится жизненно важным навыком в эпоху информационного перенасыщения. Развитие критического мышления, медиаграмотности и анализ информации - вот ключевые инструменты в борьбе за свободу выбора и формирование собственного мнения.
Таким образом, задача каждого из нас - не стать марионеткой в чужой игре, а научиться использовать информацию во благо, для собственного развития и построения более справедливого и информированного общества.
Литература:
1. Багулина Н.В. Основные технологии манипулирования в общении// Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 10-12.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М, 2005.
3. Зелинский С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. Сублиминальные механизмы манипулятивного воздействия на психику индивида и масс с целью программирования на совершение заданных действий: монография. - 2-е изд. - М.: Скифия, 2018. - 529 с.
4. Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет»!. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
5. Хабибуллин А.Р. Развитие основных концепций манипулирования// Ученые записки Казанскгого университета. Серия: Гуманитарные науки, 2009. № 5-1.
6. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. - СПб.: Питер, 2014. - 310 с.
7. Theodorson G.A., Theodorson A.G. Modern dictionary of sociology. New York, NY: Crowell, 1969. - 469 p.
References:
1. Bagulina N.V. Osnovnye tehnologii manipulirovanija v obshhenii// Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheljabinsk, mart 2011 g.). -Cheljabinsk: Dva komsomol'ca, 2011. - S. 10-12.
2. Borozdina G.V. Psihologija delovogo obshhenija. - M.: Infra-M, 2005.
3. Zelinskij S.A. Upravlenie psihikoj posredstvom manipuljativnogo vozdejstvija. Subliminal'nye mehanizmy manipuljativnogo vozdejstvija na psihiku individa i mass s cel'ju programmirovanija na sovershenie zadannyh dejstvij: monografija. - 2-e izd. - M.: Skifija, 2018. -529 s.
4. OsipovaA.A. Manipuljacii v obshhenii: umej skazat' «net»!. - Rostov-n/D: Feniks, 2005.
5. Habibullin A.R. Razvitie osnovnyh koncepcij manipulirovanija// Uchenye zapiski Kazanskgogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, 2009. № 5-1.
6. Shejnov V.P. Manipulirovanie i zashhita ot manipuljacij. - SPb.: Piter, 2014. - 310 s.
7. Theodorson G.A., Theodorson A.G. Modern dictionary of sociology. New York, NY: Crowell, 1969. - 469 p.
MANIPULATIVE WAYS OF PRESENTING INFORMATION
Prilepskaya V.V.
graduate student of the Faculty of Sociology ofLomonosov Moscow State University [email protected]
Abstract: The article describes manipulative methods of presenting information that are used to control human consciousness and behavior. These methods include distortion and withholding of information, subliminal presentation of information, conflicting signals or messages, interference with the message, speculation, instantaneous messages, spreading rumors, linguistic methods of manipulating information, or linguistic traps. The author emphasizes the importance of understanding these methods in the modern world to protect against manipulation and develop critical thinking.
Key words: manipulation, manipulative methods of presenting information, distortion and concealment of information, linguistic methods of manipulating information, psychological techniques of manipulative presentation of information
Для цитирования: Прилепская В.В. Манипулятивные способы подачи информации// Архонт, 2024. № 2(41). С. 43-48.