Научная статья на тему 'Манипулятивная стратегия на повышение в предвыборном дискурсе США'

Манипулятивная стратегия на повышение в предвыборном дискурсе США Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
836
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ДЕБАТЫ / Д. ТРАМП / Х. КЛИНТОН / АНАЛИЗ "ПЛЮС" / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОТВОД КРИТИКИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДВЫБОРНЫЙ ДИСКУРС / МАНИПУЛЯЦИЯ / STRATEGY / TACTICS / ELECTION DEBATES / D. TRUMP / H. CLINTON / "PLUS" ANALYSIS / PRESENTATION / WITHDRAWAL CRITICISM / POLITICAL COMMUNICATION / MANIPULATION / PRE-ELECTION DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зюбина Ирина Анатольевна, Тищенко Алена Денисовна

Предвыборный дискурс как особая сфера коммуникации связана со временем и местом проведения предвыборной кампании и обслуживает определенную социальную сферу, т. е. политические выборы. Статья посвящена проблеме реализации манипулятивной стратегии на повышение и ее тактик в речах кандидатов в президенты США Д. Трампа и Х. Клинтон в предвыборных дебатах. Стратегия на повышение характеризуется желанием говорящего представить себя в выгодном свете, увеличить свою значимость в глазах избирательного круга. В ходе исследования анализируются следующие тактики: «Анализ «плюс», «Презентация», «Отвод критики». Из результатов сравнения можно сделать вывод, что Д. Трамп и Х. Клинтон во время предвыборных дебатов довольно часто актуализируют все три перечисленные тактики. Однако кандидаты в президенты США неравномерно актуализируют тактики манипулятивной стратегии на повышение. Так, Д. Трамп на 15 % чаще актуализирует конструкции, характерные для стратегии на повышение. При этом он и более разнообразен в выборе тактик. Это характеризует Д. Трампа как хорошего оратора и политика, что предоставило ему больше шансов одержать верх в предвыборной гонке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зюбина Ирина Анатольевна, Тищенко Алена Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATIVE UPSURGE STRATEGY IN US PRE-ELECTION DISCURSE

The pre-election discourse as a special sphere of communication is connected with the time and place of the election campaign and serves a certain social sphere, i.e. political elections. The article is devoted to the problem of implementing a manipulative upsurge strategy and its tactics in the speeches of US presidential candidates D. Trump and H. Clinton in the pre-election debates. The upsurge strategy can be characterized to be a desire of a speaking person to present himself to the public in the profitable and politically best light, to increase his importance in the eyes of an electoral circle. In the course of the study, the following tactics were analyzed: "Plus" analysis, Presentation, Withdrawal criticism. From the results of the comparison, we can conclude that D. Trump and H. Clinton, during the pre-election debates, quite often update all three of the above tactics. However, the presidential candidates in the United States unevenly update the tactics of the manipulative upsurge strategy. So, D. Trump is 15% more likely to actualize the design characteristic of the upsurge strategy. Moreover, he is more diverse in the choice of tactics. This fact characterizes D. Trump as a good speaker and politician, and it has given him a better chance of winning the election race.

Текст научной работы на тему «Манипулятивная стратегия на повышение в предвыборном дискурсе США»

Zyubina Irina Anatolevna, Tishchenko Alyona Denisovna MANIPULATIVE UPSURGE STRATEGY ...

philological sciences -linguistics

УДК 811.1

МАНИПУЛЯТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ США

© 2018

Зюбина Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации Тищенко Алена Денисовна, студент Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет (344000, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: [email protected])

Аннотация. Предвыборный дискурс как особая сфера коммуникации связана со временем и местом проведения предвыборной кампании и обслуживает определенную социальную сферу, т. е. политические выборы. Статья посвящена проблеме реализации манипулятивной стратегии на повышение и ее тактик в речах кандидатов в президенты США Д. Трампа и Х. Клинтон в предвыборных дебатах. Стратегия на повышение характеризуется желанием говорящего представить себя в выгодном свете, увеличить свою значимость в глазах избирательного круга. В ходе исследования анализируются следующие тактики: «Анализ «плюс», «Презентация», «Отвод критики». Из результатов сравнения можно сделать вывод, что Д. Трамп и Х. Клинтон во время предвыборных дебатов довольно часто актуализируют все три перечисленные тактики. Однако кандидаты в президенты США неравномерно актуализируют тактики манипулятивной стратегии на повышение. Так, Д. Трамп на 15 % чаще актуализирует конструкции, характерные для стратегии на повышение. При этом он и более разнообразен в выборе тактик. Это характеризует Д. Трампа как хорошего оратора и политика, что предоставило ему больше шансов одержать верх в предвыборной гонке.

Ключевые слова: стратегия, тактика, предвыборные дебаты, Д. Трамп, Х. Клинтон, Анализ «плюс», Презентация, Отвод критики, политическая коммуникация, манипулирование, предвыборный дискурс, манипуляция.

MANIPULATIVE UPSURGE STRATEGY IN US PRE-ELECTION DISCURSE

© 2018

Zyubina Irina Anatolevna, candidate of philological sciences, associate professor of the Linguistics and professional communication chair Tishchenko Alyona Denisovna, student of Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication Южный федеральный университет (344000, Russia, Rostov-on-Don, B. Sadovaya street, 33, e-mail: [email protected])

Abstract. The pre-election discourse as a special sphere of communication is connected with the time and place of the election campaign and serves a certain social sphere, i.e. political elections. The article is devoted to the problem of implementing a manipulative upsurge strategy and its tactics in the speeches of US presidential candidates D. Trump and H. Clinton in the pre-election debates. The upsurge strategy can be characterized to be a desire of a speaking person to present himself to the public in the profitable and politically best light, to increase his importance in the eyes of an electoral circle. In the course of the study, the following tactics were analyzed: "Plus" analysis, Presentation, Withdrawal criticism. From the results of the comparison, we can conclude that D. Trump and H. Clinton, during the pre-election debates, quite often update all three of the above tactics. However, the presidential candidates in the United States unevenly update the tactics of the manipulative upsurge strategy. So, D. Trump is 15% more likely to actualize the design characteristic of the upsurge strategy. Moreover, he is more diverse in the choice of tactics. This fact characterizes D. Trump as a good speaker and politician, and it has given him a better chance of winning the election race.

Keywords: strategy, tactics, election debates, D. Trump, H. Clinton, "Plus" analysis, Presentation, Withdrawal criticism, political communication, manipulation, pre-election discourse, manipulation.

В речевой коммуникации существует огромное количество речевых стратегий, используемых говорящими для достижения определённых целей и выполнения различных задач в разных типах дискурса [1-19]. В рамках данной статьи рассматривается коммуникативная стратегия на повышение и соответствующие тактики, которые применяются в речевом воздействии американского предвыборного дискурса.

Актуальность исследования определяется неоднократным обращением лингвистов к проблемам языкового манипулирования в сфере политической коммуникации. Кроме того, изучение речевого воздействия позволяет в дальнейшем уже осознавать сам фактор манипулирования, поэтому возникает естественная потребность в разработке способов, помогающих защищаться от такого воздействия. Цель исследования заключается в изучении коммуникативной стратегии на повышение и ее тактик, которые политики применяют в своих предвыборных выступлениях. Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «предвыборный дискурс».

2. Проанализировать предвыборные выступления двух кандидатов в президенты США (Хилари Клинтон, Дональда Трампа) с точки зрения использования коммуникативной стратегии на повышение с целью реализации манипулятивного воздействия.

Основным материалом исследования послужили

выступления перед выборами на президентский пост в Соединенных Штатах Америки: Хилари Клинтон и Дональда Трампа.

Что касается предвыборного дискурса, то как объект лингвистического изучения он постоянно привлекает внимание ученых [20-26]. Предвыборный дискурс в качестве особой сферы коммуникации связан с такими понятиями, как время и место проведения кампании перед выборами [22].

Что касается стратегий и тактик предвыборного дискурса, то в них в первую очередь отражается борьба за власть. Это и объясняет особенности коммуникативных проявлений, в основе которых лежит стремление воздействия на практически все сферы деятельности человека: интеллектуальную, волевую и эмоциональнальную.

Реализуются стратегии за счет тактик, представляющих собой определенный вид реализации данной стратегии. Для каждой тактики являются типичными определенные приемы, которые детерминируют процесс использования определенных языковых средств.

В соответствии с классификацией О.Л. Михалевой возможно всестороннее рассмотрение трех основных стратегий [27]. Ученый выделяет следующие стратегии: «Понижение», «Повышение» и «Театральность».

Стратегия «Понижение» уже была рассмотрена для предвыборных выступлений двух кандидатов на пост президента Соединенных Штатов Америки: Хилари

филологические науки - Зюбина Ирина Анатольевна, Тищенко Алена Денисовна

языкознание МАНИПУЛЯТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ...

Клинтон и Дональда Трампа [16].

Приведем примеры реализации тактик стратегии на повышение.

1.С помощью тактики «Анализ - «плюс» описывается такая ситуация, в которой скрыто, имплицитно, выражается положительное восприятие определенной ситуации.

Now, we have come back from that abyss. And it has not been easy. So we're now on the precipice of having a potentially much better economy, but the last thing we need to do is to go back to the policies that failed us in the first place (Clinton) [28].

В данном примере Хилари Клинтон выразилась положительно о данной ситуации в стране на контрасте с ее прошлым. Политик говорит об успешном восстановления, т. е. возвращении США в прежнее состояние после разрухи.

Следует заметить, что Х. Клинтон отзывается о политике экс-президента Билла Клинтона и президента Барака Обамы весьма лестно, употребляя такие лексические единицы как: the longest peace time expansion, bal-ansed budget, real and lasting prosperity. Примечательно и использование ею метафоры при характеристике периода правления Б. Обамы:

When President Obama honored the bargain, we pulled back from the brink of Depression, saved the auto industry, provided health care to 16 million working people, and replaced the jobs we lost faster than after a financial crash (Clinton) [29].

Подобным словоупотреблением Х. Клинтон сравнила период Великой Депрессии с пропастью, в которой оказалась Америка и «с края которой» удалось «выбраться» благодаря политической стратегии нынешнего президента.

Также высказывание Д.Трампа о своей стране является примером тактики «Анализ - «плюс»:

This is a great country. This is a great land. I've gotten to know the people of the country over the last year-and-a-half that I've been doing this as a politician. I cannot believe I'm saying that about myself, but I guess I have been a politician (Trump) [29].

С помощью выражений «great country», «great land» Д. Трамп эксплицирует положительное отношение к своему электорату и ситуации в целом.

2. Тактика «Презентация» предполагает представление положительных качествах представляемого лица.

Используя стратегию «Презентация», реализуемую через роль «матери бабушки», Х. Клинтон в качестве одного из ключевых пунктов своей предвыборной платформы выдвигает задачу поддержки американской семьи и заботы о ней:

This isn't a women's issue. It's a family issue. Just like raising the minimum wage is a family issue. Expanding childcare is a family issue. Declining marriage rates is a family issue. The unequal rates of incarceration is a family issue. Helping more people with an addiction or a mental health problem get help is a family issue (Clinton) [28].

В большой семье важен каждый, и Х. Клинтон обещает заботиться обо всех без исключения. С каждой новой фразой, использующей синтаксический прием единоначатия (анафоры), Х. Клинтон эмфатически выделяет все категории граждан страны, охватывая таким образом весь народ США.

For the successful and the struggling.

For the innovators and inventors... (Clinton) [28].

Так, в очередной раз мы убеждаемся, что Х. Клинтон последовательно создает образ государства, в котором американский народ - это единая, дружная семья, во главе которой в качестве матери семейства стоит она, оберегая свою семью от разных невзгод:

I did a lot of great deals, and I did them early and young. And now I'm building all over the world, and I love what I'm doing (Trump) [29].

Будущий президент показывает избирателям, что Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

им нужен талантливый лидер, такой, как он. Д. Трамп использует тактику «Презентация», представляя себя с лучшей, выгодной стороны:

I'm a free trader. But the problem with free trade is you need really talented people to negotiate for you (Trump) [30].

3. При тактике «Отвод критики» адресант дистанцируется от самого факта участия в неблаговидных ситуациях, говорящий всеми силами оправдывается перед лицом аудитории.

If you look at Bill Clinton, far worse. Mine are words, and his was action... (Trump) [29].

Яркий пример обвинения Хиллари Клинтон и ее мужа в ее несправедливом отношении к женщинам, которое высказал Д. Трамп. Х. Клинтон привела обратные аргументы, чтобы отвести критику в свой адрес и тем самым в ответ критикует своего оппонента в его несправедливом и негативном отношении к людям:

Instead of answering people's questions, talking about our agenda, laying out the plans that we have that we think can make a better life and a better country, that's his choice (Clinton) [26].

Также критика Х. Клинтон против Д. Трампа и его негативных действий по отношению к женщинам, его угрозах в письменном виде женщине-репортеру также принимает ответный удар в виде критики в свою сторону и аргументированных доказательств:

Well, at the last debate we heard Donald talking about what he did to women. And after that a number of women have come forward saying that's exactly what he did to them. Now what was his response? Well, he held a number of big rallies where he said that he could not possibly have done those things to those women because they were not attractive enough for... (Clinton) [30].

Итак, умение использовать коммуникативные стратегии, в частности, умение грамотно включать в свою речь тактики стратегии не только на понижение, но и на повышение, - это очень важное качество для политика, особенно для человека, который претендует на должность президента государства. Знание большого количества коммуникативных тактик, их комбинирование, уместное использование - это показатель компетентности политика, его способностей к управлению оппонентом и аудиторией. Как мы видим, Д. Трамп значительно преуспел в использовании коммуникативных стратегий, он более разнообразен в выборе тактик и использует их чаще, чем его оппонент - Х. Клинтон. Именно Д. Трамп в итоге стал президентом США, это доказывает, что он смог произвести большее впечатление на электорат, представив себя как грамотного политика, на которого можно возложить управление страной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белова В.Ф., Зюбина И.А., Лесняк М.В., Матвеева Г.Г. Универсальный характер коммуникативных стратегий в парламентских дебатах // Политическая лингвистика / гл. ред. А. П. Чудинов ; ФГБОУ ВПО П50 «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2016. Вып. 3 (57). С. 5360.

2. Зюбина И.А. Отражение личных потребностей в убеждающей коммуникации (на примере Британского парламента) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 4. С. 162-164.

3. Зюбина И.А. Фрагмент прагмалингвистиче-ского анализа речевого поведения парламентариев Великобритании // Политика и политики: политический дискурс как объект лингвистического анализа (Материалы VIII Конвента РАМИ, апрель 2014 г.): Научное издание / Под ред. Д. А. Крячкова, Д.Н. Новикова. Издательство «МГИМО-Университет», 2015. С. 125-131.

4. Зюбина И.А., Иванова А.А., Кумпан Н.А. Междисциплинарный характер современного парламентского дискурса // Политическая лингвистика / гл. ред. А. П. Чудинов; ФГБОУ ВПО П50 «Урал. гос. пед. ун-т».

Zyubina Irina Anatolevna, Tishchenko Alyona Denisovna philological sciences -

MANIPULATIVE UPSURGE STRATEGY ... linguistics

Екатеринбург, 2016. Вып. 4 (58). С. 107-113.

5. Зюбина И.А., Кудряшова А.Н., Дзюбенко А.И. Особенности обвинительной речи в суде присяжных заседателей // Философия права. 2016. № 2 (75). С. 18-22.

6. Зюбина И.А., Матвеева Г.Г. Прагмалингвисти-ческий аспект речевого портрета / Pragmalinguistic Aspect of Speech Portrait // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). Т. 1 / отв. ред. Д. А. Крячков ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 320-325.

7. Зюбина И.А., Матвеева Г.Г. Предвыборный политический дискурс Д. Трампа и Х. Клинтон (прагма-лингвистический аспект) // «25 лет внешней политике России» : сб. материалов Х Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.). В 5 т. Т. 5: Социально-гуманитарные аспекты международных отношений. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. А. В. Мальгина; [науч. ред.: А. В. Шестопал и др.] ; Моск. гос. ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Рос. ассоциация междунар. исследований (РАМИ). Москва: МГИМО-Университет, 2017. С. 171-181.

8. Зюбина И.А., Матвеева Г.Г. Языковое манипулирование в СМИ // Дискурс, политика, управление: материалы IX Конвента РАМИ (Москва, 27-28 октября 2015 г.) / под ред. А.В. Мальгина / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Рос. ассоциация междунар. исследований (РАМИ). М., 2016. С. 405-410.

9. Зюбина И.А., Матвеева Г.Г., Лесняк М.В. Коммуникативные стратегии манипулирования в парламентском дискурсе // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 4. С. 187-192.

10. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Исследование политического текста приемами прагмалингвистики / Political Texts Studying by Methods of Pragmalinguistics // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания : материалы Второй научно-прак ти ческой конференции (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). Т. 1 / отв. ред. Д. А. Кряч- ков ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации - М., 2015. С. 192-197.

11. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Речевая привычка как основа речевого портрета говорящего (на материале британского политического дискурса) // Science Journal of VolSU. Linguistics. 2016. Vol. 15. No. 4 [Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2016. Т. 15. № 4]. С. 63-68.

12. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Сопоставление речевого поведения авторов исходного (оригинального) и переводного текстов // Science Journal of VolSU. Linguistics. 2017. Vol. 16. No. 3 [Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2017. Т. 16. № 3]. С. 103-111.

13. Zyubina Irina, Dzyubenko Anna, Matveeva Galina, Ostrovskaya Kseniya, Ratokhina Anna. New approach to diagnosis of personality traits in Psychology // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. Book 1 Vol. 1. 2016. P. 245-250.

14. Zyubina I., Dzyubenko A., Matveeva G., Ratokhina A., Ostrikova G. What is Fedor N. Plevako? (On Speech Behavior in Implicit Pragmalinguistics) // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017, www.sgemsocial.org, SGEM2017 Conference Proceedings. 2017. Book 3, Vol 2. P. 10891094.

15. Zyubina I.A., Matveeva G.G., Zheltukhina M.R., Sly shkin G.G. & Shevchenko A.V. (2017). Forensic Prosecutor's Speech as a Speech Genre. XLinguae Journal. 2017. Volume 10, Issue 3. P. 312-323.

16. Зюбина И.А., Кумпан Н.А., Иванова А.А. Манипу-

лятивная стратегия на понижение // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8-1 (86). С. 99-102.

17. Zheltukhina, M.R., Busygina, M.V., Merkulova, M.G., Zyubina, I.A., Buzinova, L.M. Linguopragmatic aspect of modern communication: main political media speech strategies and tactics in the USA and the UK // XLinguae. Volume 11. Issue 2. 2018. Р. 639-654.

18. Цветкова Н.А., Ярыгин Г.О. Формирование нового аппарата пропаганды во внешней политике США // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 120-122.

19. Бенуа В.Л. Функциональная теория дискурса политической кампании [Текст] / В.Л. Бенуа // Э.В. Будаев, А.П. Чудинов / Современная политическая лингвистика. Екатеринбург. 2006. С. 92-119.

20. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. Ван Дейк. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ. 2000. 308 с.

21. Голубева Т.М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / Т.М. Голубева. Н. Новогород, 2009. 174 с.

22. Левшина Н.Г. Косвенные речевые тактики в предвыборном дискурсе: на материале выборов Главы Администрации Псковской области: автореф. дис. канд. филол. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dissercat.com, свободный, (дата обращения: 22.07.2018).

23. Harris Z. Discourse analysis [Текст] / Z. Harris // Language. 1952. V. 28. № 1. P. 1-30.

24. Ярыгин Г.О., Миняева Д.Д. Сланцевый фактор в предвыборной кампании на пост президента США 2016 года // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 91-94.

25. Ярыгин Г.О., Миняева Д.Д. Роль партии зеленых в президентской кампании 2016г. в США - феномен "третьих партий" // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 127-130.

26. Леви Д.А. Возможности и угрозы «нетократиче-ской» электронной демократии по опыту избирательной кампании Эл. Гора и Дж.Буша в США // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 116-119.

27. Михалева О.Л. Политический дискурс: способы реализации агональности [Текст] / О.Л. Михалева // Построение гражданского общества: Материалы международного гуманитарного конгресса. Ч.3: Русский язык: его современное состояние и проблемы преподавания. Иркутск: Изд-во Ирк.гос.пед.ун-та, 2002. С. 96-105.

28. The Washington Post. The first Trump-Clinton presidential debate transcript, annotated. Monday, September 26, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/09/26/ the-first-trump-clinton-presidential-debate-transcript-anno-tated/, свободный, (дата обращения: 22.02.2018).

29. The Washington Post. The second Trump-Clinton presidential debate transcript, annotated. Sunday, October 9, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/10/09/ everything-that-was-said-at-the-second-donald-trump-vs-hillary-clinton-debate-highlighted/, свободный, (дата обращения: 22.02.2018).

30. The Washington Post. The third Trump-Clinton presidential debate transcript annotated. Wednesday, October 19, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/10/19/the-final-trump-clinton-debate-transcript-annotated/, свободный, (дата обращения: 22.02.2018).

Статья поступила в редакцию 30.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.