Научная статья на тему 'Манипулирование рынком: уголовно-правовая характеристика'

Манипулирование рынком: уголовно-правовая характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / ТОВАРЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / MANIPULATION OF THE MARKET / FINANCIAL INSTRUMENTS / FOREIGN CURRENCY / GOODS / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нудель Станислав Львович

Дается комплексная уголовно-правовая характеристика манипулирования рынком (ст. 1853 УК РФ). С учетом бланкетности ряда признаков состава данного преступления исследование проводится как на основании норм уголовного права, так и на основании норм, содержащихся в нормативных правовых актах иных отраслей права (административного, гражданского и финансового). В целях оптимизации уголовного законодательства предложены конкретные изменения рассматриваемой нормы. Проведенный анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией манипулирования рынком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulating the Market: Characterization from the Perspectives of Criminal Law

The article presents a complex characterization of manipulating the market (Art. 1853 of the Criminal Code of the RF) from the perspectives of criminal law. Taking into account some blanket features of the corpus delicti of this type of crime the author bases the research both on norms of the criminal law and norms fixed in normative legal acts of other branches of law (administrative, civil and financial). Criminal legislation might be advanced through enforcing definite changes of this norm suggested by the researcher. The analysis can result in resolving certain issues from practical law enforcement relating to classification of manipulation of the market.

Текст научной работы на тему «Манипулирование рынком: уголовно-правовая характеристика»

УДК 343.7 © С. Л. Нудель, 2012

Манипулирование рынком: уголовно-правовая характеристика

С.Л.Нудель *

Дается комплексная уголовно-правовая характеристика манипулирования рынком (ст. 1853 УК РФ). С учетом блан-кетности ряда признаков состава данного преступления исследование проводится как на основании норм уголовного права, так и на основании норм, содержащихся в нормативных правовых актах иных отраслей права (административного, гражданского и финансового). В целях оптимизации уголовного законодательства предложены конкретные изменения рассматриваемой нормы. Проведенный анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией манипулирования рынком.

Ключевые слова: манипулирование рынком, финансовые инструменты, иностранная валюта, товары,

преступление.

Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в . Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики . Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической сфере 1 .

Одним из важнейших проектов, реализация которых остро стоит перед государством, является «превращение Москвы в крупный международный финансовый центр, в результате чего выгоды от эффективного финансового рынка будут очевидны как

* В нашем журнале публикуется впервые .

для граждан, так и для компаний, которые смогут пользоваться всем набором современных финансовых услуг, и, разумеется, для всей России за счет притока капиталов и налогов, полученных от расширения экономической деятельности» 2 . Формирование самостоятельного финансового центра и, как следствие, качественное повышение конкурентоспособности рынка позволят обеспечить ускоренное экономическое развитие страны

В этих целях органами государственной власти должно последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, конкуренции, корпоративного управления, финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышаться качество государственного управления и регулирования экономической деятельности 3 .

Роль и значение рынка, даже в его современном состоянии в России, нельзя недооценивать . Так, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (далее — ФСФР России) 4, в 2009 г. финансовый и биржевой рынки сохранили стабильность, сыграв важную роль в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики . В 2009 г. совокупный оборот ММВБ и РТС составил 1,37 трлн долл . Индекс ММВБ, который отражает среднюю стоимость акций 30 крупнейших российских эмитентов, вырос за год на 121%. При этом общий объем сделок с акциями на ММВБ, крупнейшем спот-рынке России, составил 14,3 трлн руб. (без учета сделок РЕПО) в 2009 г. (12,52 трлн руб. — в 2008 г.) . Соответственно, наиболее значимой позитивной тенденцией на российском рынке в 2009 г стал рост ликвидности рынка, выразившийся в увеличении объемов сделок с российскими ценными бумагами 5 .

Вместе с тем формирующийся российский рынок нуждается в правовой защите от противоправных посягательств Так, только в 2009 г ФСФР России было проведено 11 506 проверок, в результате которых возбуждено 7954 дела об административных правонарушениях в сфере финансового рынка по ст. ст. 15 . 17-15 . 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) . В результате принимаемых мер в 2009 г. в отношении юридических лиц, совершивших административные правонарушения на рынке ценных бумаг, наложено административных штрафов на сумму 1 272 441 333 руб . 6

Исходя из высокой степени общественной опасности правонарушений на рынке, за совершение ряда из них установлена и уголовная ответственность. Так, в Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) включены ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг», ст. 1851 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», ст. 1852 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», ст. 18 53 «Манипулирование рынком», ст 1854 «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг»; ст. 1855 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества», ст. 1856 «Неправомерное использование инсайдерской информации»

В настоящей статье мы рассмотрим особенности квалификации по ст. 18 53 УК РФ 7, предусматривающей ответственность за манипулирование рынком, т. е. умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети об-

щего пользования (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Манипулирование рынком на современном этапе развития российской экономики обладает повышенной общественной опасностью, так как непосредственным объектом данного состава преступления является установленный порядок обеспечения справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенство инвесторов и уровень их доверия . Дополнительный непосредственный объект преступления составляют общественные отношения, обеспечивающие имущественные интересы граждан, государства или организаций 8 .

Объективная сторона указанного преступления заключается в манипулировании рынком Исходя из содержания диспозиции рассматриваемой статьи Уголовного кодекса РФ манипулирование рынком может быть осуществлено следующими альтернативными способами

1. Путем распространения через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений

Так, согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12. 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» 9 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, а под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ

Информационно-телекоммуникационная сеть, согласно Федеральному закону от 27 07 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники 10 .

Законодательно же закрепленного понятия «Интернет» пока нет 11 Наиболее содержательное определение данного понятия, на наш взгляд, дано в Правилах предоставления доступа и использования ресур-

сов сети «Интернет» в системе МВД России, утвержденных приказом МВД России от 19.09.2006 г. № 734 «Об особенности получения доступа и использования информационных ресурсов сети „Интернет" в системе МВД России». Согласно этим правилам, под Интернетом понимается глобальная информационная система, имеющая логически взаимосвязанное единое адресное пространство, являющаяся совокупностью общедоступных информационных сетей и основанная на использовании стека протоколов TCP/IP (протокол управления передачей/интернет-протокол) .

Таким образом, под распространением через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть «Интернет»), сведений можно понимать продажу (подписку, доставку, раздачу) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляцию радио-, телепрограмм (вещание), демонстрацию ки-нохроникальных программ, а также размещение сведений на информационных ресурсах в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»)

При этом необходимо отметить, что указанные «сведения» могут содержать любую информацию Обязательными их признаками, необходимыми для квалификации деяния, должны быть заведомость и ложность.

2. Путем совершения операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами

Под финансовым инструментом понимаются ценная бумага или производный финансовый инструмент. Производный финансовый инструмент — договор, за исключением договора РЕПО, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:

— обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных показателей;

— обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

— обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор служит производным финансовым инструментом 12

Иностранной валютой являются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах 13

Товаром, в соответствии со ст. 455 Гражданского кодекса РФ, могут быть любые вещи

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами понимаются совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений) .

При этом указанные операции должны совершаться на организованных торгах на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов

3. Путем совершения иных действий, запрещенных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

К числу таких действий ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изме-

нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», помимо описанных выше, относит:

— совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;

— выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;

— неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

— неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

— неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня,

который сформировался бы без таких операций . Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации

При этом не являются манипулированием рынком указанные действия, которые направлены:

— на поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом;

— на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;

— на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли

По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст. 18 53 УК РФ, материальный, так как обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются:

— отклонение цены, спроса, предложения или объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами от уровня или их поддержание на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий;

— причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (согласно примечанию 1 к рассматриваемой статье, крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн рублей);

— извлечение излишнего дохода или избежание убытков в крупном размере (под излишним доходом признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей, а избежанием убытков признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком)

На наш взгляд, следует согласиться с мнением, что преступными последствиями в виде причинения крупного ущерба являются только материальные последствия в форме реального имущественного ущерба или упущенной выгоды, но не физический вред,

так как термин «крупный ущерб» в теории уголовного права и на практике понимается как имущественное последствие преступления, в отличие от понятия «тяжкие последствия», которые могут быть образованы как материальным ущербом, так и причинением физического вреда Кроме того, в настоящее время законодатель подчеркнул, что крупным ущербом признаются стоимость, ущерб либо задолженность, т. е . его проявления в денежной/имущественной

форме 14

При этом, в случае если размер причиненного ущерба, излишнего дохода, убытков составил менее 2,5 млн рублей, то рассматриваемое деяние может быть квалифицировано по ст. 15. 30 КоАП РФ «Манипулирование рынком»

Субъект рассматриваемого преступления, исходя из содержания диспозиции статьи, общий, т е физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, дееспособное, вменяемое

Субъективная сторона выражается в исключительно умышленной форме вины, так как в диспозиции статьи указано именно «умышленное» совершение деяний . Ссылка на заведомость 15 также говорит о прямом умысле

Квалифицированный состав рассматриваемого преступления установлен в ч. 2 ст. 1853 УК РФ и заключается в совершении деяния, предусмотренного в ч 1 ст 1853 УК РФ, организованной группой или причинившего ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженном с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере (т е , согласно примечанию 3 к данной статье, в сумме, превышающей 10 млн рублей) . При этом совершение указанного преступления группой лиц либо группой лиц по предварительному сговору повлечет квалификацию деяния по ч. 1 ст. 1853 УК РФ, но с учетом чч 1 и 2 ст 35 УК РФ

Преступление, указаное в ч. 1 ст. 1853 УК РФ, относится, в соответствии со ст. 15 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести, а предусмотренное

ч. 2 ст. 1853 — к тяжким преступлениям.

В итоге следует заключить, что по своей юридической конструкции рассматриваемая норма не лишена изъянов Так, в традиции уголовного права сохраняется широкое использование бланкетных признаков (особенно при построении диспозиций экономических преступлений) . При этом, на наш взгляд, «цитирование» законодателем положений Федерального закона от 27.07. 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части описания «манипулирования рынком» нецелесообразно и из-

лишне, так как усложняет конструкцию состава преступления

Исходя из предложенного анализа ч 1 ст 1853 УК РФ можно изложить в следующей редакции:

«1 Манипулирование рынком, если в результате цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета действий, относящихся к манипулированию рынком, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере...» .

Таким образом, приведенный анализ и редакция ч . 1 ст. 1853 могут позволить решать отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией манипулирования рынком

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20, ст. 2444. С 6414-6435.

2 Послание Президента РФ Д . А . Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. // Рос. газета. 2010 . 1 дек.

3 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития России). Документ опубликован не был Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс» .

4 Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам : постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 // Собрание законодательства Российской Федерации 2004 № 16, ст. 1564. С 3638-3639 ; О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации (вместе с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам) : постановление Правительства РФ от 28 августа 2011 г. № 717 // Там же . 2011 . № 36, ст. 5148 . С 1156111583. О государственном регулировании рынка ценных бумаг см . также: О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации : указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 // Рос . газета . 1994. 10 нояб .

5 Отчет о работе за 2009 год ФСФР России . М. , 2010 . С 18 .

6 Официальный интернет-сайт ФСФР России. URL:

&^т . ги/ (дата обращения: 10.12. 2011) .

7 Включена в Уголовный кодекс РФ (О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 241-ФЗ // Рос. газета. 2009. 2 нояб .) . Внесены изменения (О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации . 2010. № 31, ст. 4193 . С . 8159-8179) .

8 Русанов Г. А. Уголовная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 1853 УК РФ) // Адвокат. 2010 . № 8 . С 51 .

9 Рос. газета. 1992. 8 февр.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31, ч . 1, ст. 3448. С 8868-8878.

11 Кузнецов Д. А. Генезис организационно-технического обеспечения Интернета в аспекте его правового регулирования // История государства и права . 2008. № 1. С. 6 .

12 О рынке ценных бумаг : федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ст. 2) // Рос . газета . 1996. 25 апр .

13 О валютном регулировании и валютном контроле : федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ст. 1) // Со-

брание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50, ст. 4859. С. 12150-12180.

14 Зотов П. В. К вопросу об объективной стороне незаконной банковской деятельности // Рос . следователь . 2007. № 9. С. 19. О содержании понятия «ущерб» см . также: Зубкова В., Шпилевой В. Проблемы определения крупного ущерба при незаконном предпринимательстве // Уголовное право . 2006. № 6. С 25 .

15 Галахова А. В. Вопросы квалификации преступлений в уголовном праве и судебной практике (по признакам субъективной стороны) // Рос . следователь . 2010 . № 18. С. 14-15 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.