Научная статья на тему 'МАНИПУЛИРОВАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

МАНИПУЛИРОВАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛИРОВАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Еще один вопрос, который хотелось бы обязательно рассмотреть в связи с взаимоотношениями страховщика и страхователя, это соотношение эффективности страховой защиты и ее цены.

Нередко уже в начале переговоров со страховой компанией руководство предприятия ориентируется на некую сумму, в которую, по его мнению, должна обойтись страховая защита. Зачастую ее размер определяется предыдущим опытом страхования (в другой компании) или ценой, которую предложили конкуренты, чтобы перетянуть клиента на свою сторону. Очевидно, что говорить об эффективной страховой защите в подобном случае не приходится. В заключении хочу особо подчеркнуть, что создание эффективной и экономически целесообразной страховой защиты возможно только в тесном сотрудничестве страховой компании и предприятия. Это касается не только рассмотренного предприятия, но и страхование всех фирм и даже квартир.

Использованные источники:

1. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. Оценка бизнеса. Под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. М.: «Финансы и статистика», 2000 г

2. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное посо-бие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.

3. Ефимов О.Н., Михайлова А.В. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ - 2014 г. - № 28

4. Чернова Г.В. Страхование: учеб.-М.: ТК Велби ,2007.-432с.

Селивёрстов А.В. студент группы СОбд-21 Пискунова Е.Ю., к.псих.н. научный руководитель Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск МАНИПУЛИРОВАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ С развитием современного общества возникают новые способы воздействия на человека и группу людей. Одним из таких способов выступает манипуляция.

Цель данной статьи: определение психологических аспектов манипулирования

О способах манипулирования людьми имеется ряд исследований. Хотя много в изучении данной проблемы «белых» пятен. Тема, действительно, актуальна. Овладение различными способами

манипулирования может изменить человеку многое в жизни, способствовать громадному успеху. Или наоборот, люди даже сами не понимают, что в какой-то конкретной ситуации применили один из известных способов манипуляции или нашли свой собственный. коварна и

губительна человеческая депрессия. [1, с.33]

Возникает вопрос: для чего многим нужна манипуляция, если нужных результатов возможно получить совершенно иными способами. Из исследований по данной теме можно сделать вывод: человек стремится, во-первых, получить то, что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм и , с другой стороны, по возможности избежать гнева (недовольства, обиды, мести и пр.) со стороны своего партнера. С одной стороны, необходимо знать приемы манипуляции человеческой психикой, чтобы уметь себя защитить, обезопасить себя от чужого вторжения в психику. То есть постоянно быть настороже, чтобы тобой никто не смог манипулировать. С другой стороны, приемы манипуляции нужны, чтобы применять их самому в нужной ситуации.[2, с. 17]

Манипулирование считается таким подобным классом явлений, какие имеют в себе разногласия: с одной стороны, понимание о манипуляции существует у любого лица, с иной стороны, манипулирование еще мало исследовано профессионалами-специалистами по психологии. Есть разные установления манипуляции в психологии. Е. Л. Доценко устанавливает манипуляцию как психическое влияние, нацеленное в литофаническое желание другого к совершению конкретных манипулятором операций. Е. В. Сидоренко признает, то что «любое влияние, с поддержкой какого мы тайно стараемся обосновать компаньона к необходимой нам миссии, считается манипулятивным». Э.А. Щеглова устанавливает манипуляцию равно как «тайное психическое влияние на другое лицо, в следствии какого меняется его действия, миссии, стремления, планы, взаимоотношения, психологические капиталом и иные психические свойства в заинтересованностях субъекта влияния». Л.И. Рюмшина характеризующим показателем манипуляции полагает «приобретение выгоды для себя за счет другого, не понимающего этого» . Таким образом, манипуляцию характеризуют как тайное влияние в мишенях манипулятора.

Манипулирование — представляет себе тип эмоционального влияния, качественное выполнение которого проводит к сокрытому возбуждению у другого лица планов, никак не схожих с его реальными желаниями. Манипулирование многочисленным сознанием — один из методов управления народами посредством формирования иллюзий либо обстоятельств с целью контроля действия. [3, с. 48]

Данное влияние ориентировано на психологические структуры людей, исполняется тайно и определяет собственной проблемой перемену суждений, побуждений и целей людей в нужном определенной команде людей направлении.

Основная причина манипуляции, полагает Фредерик Перлз, состоит в бессрочном инциденте с самим собой, по этой причине индивид никогда не полагается на себя целиком, но и другим он не доверяет еще больше. «По этой причине он вступает на путь манипуляции, для того чтобы «другие» постоянно существовали у него в привязи, для того чтобы он мог их

контролировать и при этом обстоятельстве верить им больше».[4, с. 11]

Эрих Фромм выдвигает другую причину манипулирования: стремясь приобрести любовь, манипулятор старается приобрести абсолютную сила над другим человеком: власть, что вынуждает другой индивидуум совершать то, что НЕКТО хочет; мыслить то, что НЕКТО хочет; ощущать то, что НЕКТО хочет.

Третьей причиной манипуляций выступает: так как угроза и неопределённость окружают людей абсолютно со всех сторон, в таком случае индивид зачастую ощущает себе беззащитным, по этой причине манипулятор говорит: «Я не могу осуществлять контроль над собой целиком, то что способно с мною произойти, по этой причине я никак не смогу контролировать себя».

Четвёртая причина манипуляций: манипулятор - это индивид, который пытается исключить интимности в взаимоотношениях и трудного положения, по этой причине относится к человеку ритуально.

Пятая причина манипуляций: человек пытается приобрести согласие абсолютно всех и любого, по этой причине он должен притворяться, укрывать собственные ощущения, идеи и стремления, никак не может быть честным и правдивым с находящимися вокруг, но однако абсолютно всеми правдами и неправдами старается понравиться всем.

К обстоятельствам манипулирования возможно причислить потребности людей. Выделяют следующие основные потребности: Необходимость в уважении и благодарности. Необходимость в принадлежности (стремление кому-то являться нужным, кому-то принадлежать). Физическая потребность (пища, питье, секс и другие). Необходимость в ощущении защищенности (сюда входит и убежденность о своей перспективе). Необходимость в самореализации. Немаловажно, чтобы их оценили по достоинству. [5]

Анализ эмоциональных манипуляций в современной науке поверг к новейшим открытиям в описании методов манипулирования.

Э.Шостром демонстрирует, что современные манипуляторы в общении применяют цельные концепции манипуляций, которые он так и обозначает - манипулятивные концепции. [6, с. 69]

Одним из признаков манипуляции считается формирование условия синтетического дефицита времени, если навязываемое решение должно быть принято в небольшой промежуток времени в силу тех или иных мифических причин. Примером здесь может быть обоснование в СМИ модели «шоковой терапии», которая рассматривалась как исключительно надёжный, безвариантный метод выхода из условия надвигающейся аварии.

Тема манипулирования, как технология достижения задач управления людьми: за последние 5 лет актуальность данного аспекта имеет другую направленность: манипуляция - не эффективная технология, так как более естественные технологиями общения - это взаимодействие через общение, доброту, доступность и понятность целей и задач - это не манипулирование,

а именно взаимодействие в процессе коммуникации. [7, с. 121]

На сегодняшний день манипуляция представляет наиболее универсальным орудием скрытого воздействия на человека (общество). Это понятие обладает двумя ключевыми смыслами - непосредственное и переносное либо фигуральное. Как ни парадоксально но, однако в последний период времени именно переносное значение манипуляции становится главным и основным содержанием данного определения, притягивающим все больший интерес ученых. В своем переносном значении оно обладает довольно значительную дифференциацию, т. е. возможно заявлять о концепции суждений, для которых в качестве близкого выступает манипулирование. В концепцию данных суждений вступают: манипулятивное влияние, психические манипуляции, манипуляция (в том числе, манипуляция в политике; манипуляция социальным суждением, социальным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, общественно-политические манипуляции в современном мире.

Использованные источники:

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. -М., 2000. с. 32-34.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону, 2003, с. 15-19

3. Куницина В.Н., Казаринова В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник нового века. - СПб., 2000, с. 44-49.

4. Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005, с. 9-17.

5. Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия // Психологический журнал 1997. № 1.

6. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь, 2006, с. 67-71

7. Пискунова Е.Ю. Психология массовых коммуникаций: учебное пособие / Е. Ю. Пискунова: УлГТУ, 2014. - с. 121.

СеливерстовЮ.И., д.э.н., к.т.н.

профессор

кафедра экономики и организации производства

Королева Н.В., к. э. н.

доцент

кафедра экономики и организации производства

Левченко А.С., к. э. н.

доцент

кафедра экономики и организации производства Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова Россия, г. Белгород ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА

Статья посвящена рассмотрению форм государственной поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.