Научная статья на тему 'Маневрирование ТБС типа «Нефтегаз» при швартовых операциях'

Маневрирование ТБС типа «Нефтегаз» при швартовых операциях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
418
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лыхин Г. В., Пасечников М. А.

Рассматриваются особенности маневрирования, связанные с производственными задачами транспортно-буксирного судна типа «Нефтегаз»: подход к буровой платформе, танкеру и безопасная стоянка в рабочем режиме у этих судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маневрирование ТБС типа «Нефтегаз» при швартовых операциях»

Лыхин Г.В., Пасечников М.А. Маневрирование ТБСтипа "Нефтегаз"...

Маневрирование ТБС типа "Нефтегаз" при швартовых операциях

1 2 Г.В. Лыхин , М.А. Пасечников

1 Судоводительский факультет ГМА им. С. О. Макарова, кафедра судовождения, Санкт-Петербург Судоводительский факультет МТТУ, кафедра судовождения

Аннотация. Рассматриваются особенности маневрирования, связанные с производственными задачами транспортно-буксирного судна типа "Нефтегаз": подход к буровой платформе, танкеру и безопасная стоянка в рабочем режиме у этих судов.

Abstract. The paper considers the peculiarities of manoeuvring occurring due to the production objects of the transport-tugboat (the "Neftegaz" type): approaching to drilling platforms, tankers, safety anchorage in operative mode.

1. Введение

Современные суда нефтегазового флота имеют особенности в управлении, связанные с выполнением специфических производственных задач - бесперебойным обеспечением буровых платформ. Количество швартовных операций за вахту (четыре часа) может достигать восьми, что накладывает определенные требования к соответствующей подготовке штурманского состава. Полностью должны быть исключены аварийные ситуации (столкновения, навалы) ввиду не только высокой стоимости оборудования, но и пожароопасности и возможного нанесения экологического ущерба (Кацман, Дорогостайский, 1979).

2. Транспортно-буксирное судно "Нефтегаз"

Транспортно-буксирное судно (ТБС) "Нефтегаз" предназначено для обеспечения буровых платформ на шельфе необходимым снабжением (трубы, питьевая и техническая вода, топливо, масла, цемент, барит, продукты питания и прочее) и буксировки плавучих буровых судов (ППБУ -плавучая полупогружная буровая установка, СПБУ -самоподъемная плавучая буровая установка, ПБУ - погружная буровая установка), несамоходных судов обеспечения (баржи).

Современные ТБС типа "Нефтегаз" имеют мощность от 5 до 12 тыс. л.с. Как правило, они имеют носовое подруливающее устройство (НПУ), два винта в поворотных насадках с углом перекладки 35° и более (некоторые из судов имеют независимые поворотные насадки), иные суда имеют винторулевые колонки. Суда оборудованы современными навигационными системами GPS. Ряд судов оборудован современными навигационными комплексами динамического позиционирования, способными удерживаться на месте при волнении моря 3-4 балла.

Перевозка грузов предусмотрена на палубе, поэтому надстройка смещена в носовую часть. Отсюда следует, что центр парусности находится в носовой части. Имея достаточный запас мощности, судно хорошо управляется при движении носом и кормой, может двигаться лагом.

При небольшом ветре и волнении судно лучше управляется кормой на ветер, учитывая, что центр парусности в носовой части. Двигаться кормой на ветер следует малой скоростью, избегая ударов от набегающих волн (слемминг), а также захода волны на палубу. Но даже в свежую погоду удержание ТБС у борта танкера кормой на ветер более безопасно, чем носом на ветер. Из рис. 1 видно, что сила FB ветра отожмет ТБС от борта танкера. Имея запас мощности и хорошую управляемость, для ТБС не представляет большого труда перевалить кормой через ветер и подставить другой борт ветру.

При наличии опыта подход ТБС к буровой платформе становится обычным делом и производится, как правило, следующими способами:

Рис. 1. Удержание ТБС у борта танкера кормой на ветер

Рис. 2. Удержание ТБС у борта танкера носом на ветер

Вестник МГТУ, том 7, №3, 2004 г. стр.398-399

- с отдачей якоря и подачей швартовых;

- с отдачей только якоря или только швартовых;

- без подачи якоря и швартовых.

Стационарные буровые платформы оборудуются швартовными бочками, снабженными швартовным с гашей и проводником 10-15 м, с буем со светоотражающей полосой.

3. Способы маневрирования

1) Способ удержания без подачи швартовых и отдачи якоря, "удержание". Производится при кратковременной работе ТБС у платформы, при разовом (2-3 подъёма) снятии сравнительно небольших по весу и объёму грузов.

2) При прижимном ветре и течении рекомендуется отдать якорь, либо встать на швартовную бочку. Подходя к швартовной бочке, ТБС ловит проводник при помощи кошки, выбирает на себя швартов (брашпилем) и закрепляет его на баке. Маневрируя кормой, ТБС подходит к платформе, принимает швартовый на корме, приступает к передаче груза.

3) Подход ТБС к ПБУ с отдачей якоря. Подход ТБС к ПБУ с отдачей якоря производится при

кратковременной стоянке, при прижимном ветре и течении. Маневрируя машинами, ТБС уверенно удерживается у ПБУ.

Длина якорь-цепи зависит от глубины моря и принимается 2 глубины моря плюс 2 смычки, расчёт т. А (точки отдачи якоря - рис. 3) сводится к определению Даб - расстояние от т. А до ПБУ т. Б.

длб = дпбу + Ьс + (Ь2-Я2)0,5,

где Дпбу - расстояние от ПБУ до кормы судна, принимаемое 10-20 м (зависит от вылета стрелы крана буровой платформы); Н - глубина моря, с учетом возвышения якорного клюза над морем; Ьс - длина судна; Ь - длина якорь-цепи (без провиса, длина хорды); (Ь2- Я2) °'5 - проекция якорь-цепи на грунт.

В свежую погоду (до 20 м/с) отдается до 4 смычек якорь-цепи на грунт + 2 глубины. Например, при глубине моря 50 м отдается 8-9 смычек якорь-цепи (1 смычка - 25-27.5 м).

Для определения дистанции при подходе к буровой установке на практике используется РЛС, что небезопасно для работников ПБУ, находящихся при постановке якоря на открытой палубе (облучение антенной локатора на близком расстоянии). Необходимо использовать современные дальномеры и картографические системы, исключающие возможность облучения персонала.

4) Подход с отдачей якоря и подачей швартовых.

В этом случае в первую очередь отдается якорь. Расчет места отдачи якоря производится, как в пункте 3. Затем принимаются и крепятся швартовы, которые закрепляются на штатном месте на ПБУ и подаются на ТБС краном ПБУ. Они не должны иметь гаши для экстренной отдачи. При первом подходе швартовы маркируются для точности подхода в следующий раз. После закрепления швартовых выбирается слабина якорь-цепи.

В благоприятную погоду, убедившись, что швартовы и якорь-цепь обтянуты, останавливают главный двигатель и приступают к грузовым операциям.

5) Подход с постановкой на швартовы.

При отжимном ветре при разовых подъемах груза (погрузка-выгрузка), но требующих определенной точности (большие габариты, вес груза 20-40 т), становятся на один-два швартова, главный двигатель - в работе. Схема работы следующая: подошли кормой, приняли швартовы, отдали груз, отдали швартовы, отошли.

4. Заключение

К специфике работы ТБС относится интенсивное маневрирование в течение всего времени работы у платформы. Рекомендуемые варианты маневрирования у платформы (подходы, удержание, отходы) позволяют сэкономить рабочее время буровой платформы и в то же время способствуют соблюдению максимального обеспечения безопасности мореплавания.

Литература

Кацман Ф.М., Дорогостайский Д.В. Теория судна и движители. Л., Судостроение, 280 е., 1979.

Д ПБУ О А

Рис. 3. Подход с отдачей якоря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.