41
5. По нашему мнению, пули к патронам калибром 18,5x55, предназначенные для стрельбы из пистолетов ОСА ПБ-4-2, нельзя именовать эластическими, резиновыми, т.к. они имеют стальной сердечник, составляющий основную массу пули (76%), покрытый в головной части лишь тонким слоем резиновой оболочки. Этот слой срывается при столкновении с преградой, высвобождая сердечник, что увеличивает поражающие свойства этой пули.
6. В случаях проведения судебно-медицинской ситуационной экспертизы, для подтверждения одной из версий о целенаправленном выстреле из пистолета ОСА ПБ-4-2 или выстреле случайном в процессе борьбы, решающее значение могут иметь характеристики экспериментальных мишеней, полученных выстрелами в позициях, соответствующих условиям проверяемых следственных версий.
Литература:
1. Бабахании А.Р. Морфологическая характеристика повреждений из нелетального оружия резиновыми пулями: Автореф. дис. ...
канд. мед. наук. — СПб., 2007. — С. 18-19.
2. Гаджиева Д.Б., Гужеедов В.Н., Гусейнов О.А. Особенности огнестрельных повреждений, возникающих при выстрелах с близкой
дистанции из некоторых образцов оружия специального назначения // Судебно-медицинская экспертиза. — 2007. — № 1. — С. 9-11.
3. Гедыгушев И.А. Судебно-медицинская экспертиза при реконструкции обстоятельств и условий причинения повреждений (мето-
дология и практика). — М., 1999. — C. 37-88.
4. Дебой Н.Н., Малыхин А.В., Пономарев Е.В., Юдина Н.Г. О небезопасности (об опасности) применения бесствольного огне-
стрельного оружия // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской науки и практики: Материалы VI Всероссийского съезда судебных медиков, посвященного 30-летию Всероссийского общества судебных медиков. — Москва-Тюмень, 2005. — С. 81-82.
5. Демидов И.В., Лузанова И.С., Пущинская Е.В. Комплексное исследование повреждений, образованных выстрелами травмати-
ческими патронами из бесствольного пистолета ПБ-4 // Судебно-медицинская экспертиза. — 2006. — № 3. — С. 6-9.
6. Исаков В.Д., Назаров В.Ю., Караваев В.М., Богданова Л.Е., Лебедева Т.В. Ранение из огнестрельного травматического комплекса
ПБ 4-2 «ОСА» // Судебно-медицинская экспертиза. — 2012. — 6. — С. 54-55.
7. Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская баллистика. — Спб.: Гиппократ, 2002. — С. 511-513.
© А.Л. Ураков, 2013
УДК 340.6: 615.015.6.212.7.322
А.Л. Ураков
«МАНАГА»: ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ПРИМЕР ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО МАТЕРИАЛАМ УГОЛОВНОГО ДЕЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ МАНАГИ
Кафедра общей и клинической фармакологии (зав. кафедрой - проф. А.Л. Ураков)
ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ Показано, что под названием «манага» (или «молочище») имеется в виду жидкий экстракт травы дико растущей конопли «Cannabis sativa» (каннабис или марихуана), который наркоманы получают путем отваривания листьев и соцветий конопли в молоке. «Манага» вызывает одурманивающее действие из-за наличия в ней каннабиноидов, включая тетрагидроканнабинол, которые относятся к галлюциногенам.
Ключевые слова: наркотики, конопля, каннабис, марихуана, манага, каннабиноиды, тетрагидроканна-бинол.
«MANAGA»: PHARMACOLOGICAL EFFECTS AND EXAMPLE OF PHARMACOLOGICAL JUDICIAL EXAMINATION OF THE CRIMINAL CASE MATERIALS USING MANAGA
A.L. Urakov
It is shown that, under the name «managa» (or «molochishe») means a liquid herb extract wild growing hemp «Cannabis sativa» (cannabis or marijuana), which addicts is obtained by boiling the leaves and inflorescences hemp milk. “Managa” causes narcotic effect due to the presence of cannabinoids, including tetrahydrocannabinol, which belong to the hallucinogenic compounds.
Key words: narcotic, cannabis, marijuana, managa, cannabinoids, tetrahydrocannabinol.
Анализ проведенных в Удмуртской Республике фармакологических судебных экспертиз показывает, что в последние годы в среде наркоманов стал применяться наркотик под названием «манага». Манага (она же молочище) - это жаргонное название незаконно приготовленного молочного отвара травы (стеблей, листьев и соцветий) дико растущей конопли «Cannabis sativa» (каннабис или марихуана) [1]. Манагу наркоманы готовят сами кустарным способом. Для получения одурманивающего действия приготовленный молочный отвар конопли взрослые наркоманы употребляют внутрь обычно еще в теплом виде в объеме от 1-2-х столовых ложек до 1-2-х стаканов в один прием (в зависимости от «крепости» зелья и стажа наркомана).
Сила и продолжительность наркотического действия «манаги» зависят, с одной стороны, от концентрации
действующих начал конопли в жидкости и дозы (величины объема выпитой манаги), а с другой стороны, от чувствительности человека, выпившего манагу. Чувствительность (реактивность) организма человека снижена при привыкании и пристрастии к каннабиноидам [1, 2, 7]. После приема «манаги» чаще всего возникает наркотическое опьянение, которое длится не менее 6 часов. Для продления этого состояния наркоманы выпивают повторно уже холодную манагу в «нужной» им дозе [3].
Результаты проведенных судебных химических экспертиз показывают, что трава дико растущей конопли и молочный отвар, приготовленный из нее, содержат каннабиноиды, в том числе тетрагидроканнабинол (ТГК), которые относятся к галлюциногенам [1, 3, 8]. В то же время, в специальной литературе отсутствуют описания
42
клинической фармакодинамики и фармакокинетики манаги. Отсутствуют и примеры проведения фармакологических судебных экспертиз по материалам уголовных дел, связанных с употреблением манаги.
В то же время, ранее нами были показано, что резорбтивное действие всех биологически активных веществ (БАВ), включая наркотики, определяется, прежде всего, системно-функциональным принципом действия и продолжается около 6 часов [4, 5, 6]. Тем не менее, для оптимизации процесса выдачи заключений судебных фармакологических экспертиз по материалам уголовных дел, связанных с приемом «манаги», в настоящее время экспертам не достает информации о ее фармакодинамике и фармакокинетике с учетом принятой человеком дозы, интервала времени между приемом манаги, началом развития и продолжительности наличия наркотического или токсического действия манаги, а также с учетом наличия у человека привыкания и зависимости к каннабиноидам.
Однократный прием внутрь (на голодный, то есть на пустой желудок) умеренно действующей дозы «манаги», приготовленной опытным наркоманом для достижения наркотического и/или токсического действия, начинает вызывать ощутимое одурманивающее действие только через 30-60 минут после проглатывания. Затем на протяжении следующего часа влияние «манаги» на человека увеличивается, достигая своего максимума через 2,0-2,5 часа после приема, а затем действие «манаги» постепенно уменьшается и через 6 часов практически прекращается. Поэтому более длительное и непрерывное одурманивающее действие «манаги» может быть достигнуто при приеме более высокой дозы либо при повторном приеме эффективной дозы через 5-6 часов после приема предыдущей дозы.
Однократный прием минимального объема молока с едва уловимым «следами» каннабиноидов, либо прием внутрь нескольких капель «манаги» не вызывает одурманивающее действие у наркомана и/или отравляющее действие у человека, никогда ранее не употреблявшего манагу и другие каннабиноиды.
В то же время, прием внутрь эффективной дозы «ма-наги» (обычно от 1-2-х столовых ложек до 1-2-х стаканов в зависимости от «крепости» наркотика) способен вызвать у человека симптомы острого наркотического отравления (слуховые и зрительные галлюцинации, ухудшение настроения с чувством страха, головокружение, слабость во всем теле, тошноту, рвоту, боли в животе, расширение зрачка, тахикардию, сухость во рту) при отсутствии у него привыкания и пристрастия (наркомании) к канна-биноидам, либо симптомы наркотического опьянения (слуховые и зрительные галлюцинации, неадекватное поведение, улучшение настроения, исчезновение чувства усталости, раздражительности, устранение имеющихся симптомов болезней, появление чувства беспричинной радости и веселья) без симптомов острого отравления при привыкании и пристрастии к каннабиноидам.
Пример фармакологической судебной экспертизы. Из постановления о возбуждении уголовного дела установлено, что гр. G. склонил потерпевшую несовершеннолетнюю S. к употреблению «манаги» (отвара травы конопли на молоке), после чего совершил изнасилование с использованием ее беспомощного состояния. При этом судебная химическая экспертиза определила, что использованное растение является коноплей (каннабисом, марихуаной) рода Cannabis и в своем составе содержит каннабиноиды, в том числе наркотически активный тетрагидроканнабинола (ТГК).
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Оказывает ли какое-либо воздействие на организм человека прием внутрь веществ, содержащих каннаби-ноиды, в том числе наркотически активного тетрагидро-каннабинола, если да, то каким образом, как это внешне проявляется в поведении человека, каковы симптомы такого употребления, как долго длится воздействие?
2. Оказывает ли какое-либо воздействие на организм человека употребление внутрь отвара конопли в молоке (как об этом указано в материалах уголовного дела), если да, то каким образом, как это внешне проявляется в поведении человека, каковы симптомы такого употребления, как долго длится воздействие?
3. Могла ли потерпевшая S. оказывать активное сопротивление, осознавать фактический характер совершаемых с ней действий при обстоятельствах, указанных в ее допросах, после употребления стакана «манаги»?
Исследовательская часть. Из показаний потерпевшей S. следует, что гр. G. принудил ее принять внутрь стакан теплого отвара травы конопли в молоке, названного ма-нагой. Причем, примерно через 15-20 минут после этого он принудил выпить еще один стакан манаги, после чего они вместе поехали в его легковом автомобиле по полю. Через несколько минут она почувствовала происходящие во всем организме изменения. Появилось ощущение того, что изменился весь мир, все вокруг стало казаться другим, появились другие звуки, но мешала тошнота, головокружение, слабость во всем теле и заболел живот. Поэтому потерпевшая попросила остановить машину, чтобы сходить в туалет. Однако после того как машина остановилась и потерпевшая вышла из нее, она стала танцевать, поскольку ей послышалась танцевальная музыка. По словам потерпевшей она как бы вошла в «прострацию», не чувствовала ногами землю, весь мир изменился. При этом потерпевшая чувствовала себя пьяной, у нее кружилась голова, заплетался язык, она не могла говорить потому, что у нее «как будь-то устала челюсть», походка ее стала неустойчивой, при перемещении в пространстве она шаталась в разные стороны, чувствовала сильную слабость во всем теле, ей было лень двигаться и идти, а через некоторое время у нее появилась сухость во рту и судороги. Через некоторое время гр. G. вышел из автомобиля, подошел к ней и повел ее под руку в укромное место, где уложил на спину, раздел ее и совершил с ней половой акт помимо ее воли. По словам потерпевшей, после того как гр. G. лег на нее, она пыталась упереться своими руками ему в грудь, но оттолкнуть его от себя не хватило силы.
Затем гр. G. 6 суток подряд регулярно поил потерпевшую S. манагой, ничем не кормил и многократно совершал с ней половые акты, поскольку потерпевшая все это время находилась в состоянии непрерывного наркотического опьянения. При этом через несколько дней регулярного и непрерывного употребления «манаги» состояние потерпевшей изменилось. На 3-й день очередное употребление внутрь стакана «манаги» вызвало у нее улучшение настроения. Но через 6-8 часов после приема «манаги» у потерпевшей вновь ухудшилось настроение, появилась головная боль, раздражительность. Последующий прием «манаги» улучшил настроение, устранил головную боль, раздражительность, вызвал желание идти в туалет. Так стал происходить после каждого выпитого стакана манаги. Поднималось настроение, становилось «лучше», появлялись позитивные мысли, все вокруг становилось красивым, «даже грязь на земле стала казаться красивой». Причем, со слов потерпевшей, в первые 30 минут после употребления стакана «манаги» она на нее не действовала. Затем наступала слабость, поднималось настроение, появлялось головокружение, ощущение звучания музыки,
43
хотелось танцевать. Максимальное действие «маната» на свой организм потерпевшая ощущала через 1-1,5 часа после ее прима внутрь. При этом потерпевшая нередко танцевала или ходила, подтанцовывая, но иногда падала, так как координация ее движений была нарушена и поэтому походка у нее была шаткая.
Заключение фармакологической судебной экспертизы:
1. Каннабис (марихуана) - это трава конопли из рода Cannabis sativa, стебли, листья, соцветия и плоды которой содержат каннабиноиды и в частности, тетрагидрокан-набинол (ТГК). Для повышения концентрации тетра-гидроканнабинола растительное сырье (стебли, листья, соцветия и/или плоды) перерабатывают и готовят из него концентрат, в частности отвар в молоке, известный под жаргонным названием «манага».
Тетрагидроканнабинол (ТГК) относится к галлюциногенам, которые способны нарушать чувствительность, восприятие, когнитивные и психомоторные функции, вызывать эйфорию, расслабление и различные сенсорные изменения. ТГК оказывает на организм человека воздействие, схожее с влиянием диэтиламина лизергиновой кислоты (ЛСД), мескалина, псилоцибина, ипомеи и мускатного ореха, фенциклидина и дурмана вонючего, а именно - вызывает галлюцинации, при которых человек видит и слышит то, чего в реальности не существует.
Принимаются каннабиноиды ингаляционно, в частности путем вдыхания дыма, и/или внутрь, в частности в виде отвара в молоке (известного под жаргоном «манага»).
При употреблении человеком массой около 70 кг внутрь стакана (чашки или иной емкости объемом около 250 мл) «маната» у человека возникает головокружение, теряется координация в движениях, способность к правильному мышлению, появляется слабость во всем теле, опьянение со слуховыми и зрительными галлюцинациями. Кроме этого, возможно появление гиперемии конъюнктивы, повышение аппетита, сухости во рту, снижение внутриглазного давления, уменьшение уровня тестостерона в крови и задержки мочи.
При передозировке вещество может вызвать судороги, повысить температуру тела, потребность организма в кислороде, уменьшить тонус гладко-мышечных образований (желудка, кишечника, мочевого пузыря, прямой кишки, матки, желчного пузыря). Длительное регулярное применение данного вещества способно вызвать привыкание, а затем - пристрастие (зависимость). Поэтому при отмене регулярно принимаемого вещества у человека возникает абстинентный синдром.
2. Однократное употребление внутрь отвара дикорастущей конопли в молоке (как это указано в материалах уголовного дела) в средних опьяняющих дозах, а именно - в объеме отвара около 250 мл, оказывает на человека характерное наркотическое воздействие, опасное для здоровья и жизни человека. В частности, прием внутрь «маната» в
указанной или большей дозе может вызвать зрительные и слуховые галлюцинации при одновременном сохранении возможности активного перемещения тела в пространстве при неадекватном поведении в окружающей обстановке, которое может привести к нарушению координации движения тела в пространстве (что может завершиться падением на ровном месте, падением при наличии препятствия, попаданием под колеса транспортных средств и т.д.) и к травме. При наличии у человека генотипической шизофрении даже малая доза наркотика способна вызвать психоз шизофренического типа. После приема внутрь «ма-наги» наркотическое действие ТГК начинает развиваться через 30-45 минут, максимум действия развивается через 1,5-2,0 часа, длится действие около 6 часов. Длительное бесконтрольное применение «манаги» вызывает привыкание, пристрастие, а при отмене - абстиненцию.
3. На основании всех перечисленных материалов можно сделать вывод о том, что потерпевшая S. при обстоятельствах, указанных в показаниях потерпевшей, после употребления наркотических веществ, указанных в п. 1 и 2 в период от 30 минут с момента приема внутрь 1-2х стаканов (около 250 мл) «маната» на протяжении 6 часов после каждого очередного приема внутрь 250 мл «манаги», не могла оказывать активное сопротивление, осознавать фактический характер совершаемых с ней действий, поскольку была во власти сильного наркотического действия этих веществ. Данное заключение доказывается появлением у нее при первом применении «манаги» симптомов острого наркотического отравления (головокружения, ощущения чувства «прострации», опьянения, тошноты, слабости во всем теле, шаткой походки, боли в животе, желания сходить в туалет, сухости во рту и судорог), а затем через 3 дня регулярного применения «манаги» появления у потерпевшей симптомов хронического отравления (то есть пристрастия). Причем, состояние потерпевшей начинало улучшаться через 30 минут после приема манаги, максимальное улучшение настроения наступало через 1-1,5 часа. При этом ощущение внешнего мира улучшалось, улучшалось настроение, появлялось беспричинное веселье, ощущение звучания музыки, желание танцевать, нарушение координации движений. Действие «манаги» прекращалось через 6 часов, после чего настроение потерпевшей начинало ухудшаться, появлялась головная боль и все это проходило через 30 минут после очередного приема «манаги».
Таким образом, классическое описание состояния человека, находящегося под действием каннабиноидов, совпадает с состоянием потерпевшей S. после употребления ею внутрь 1-2 -х стаканов «манаги» - кустарно приготовленного отвара травы конопли дико растущей в молоке. Следовательно, потерпевшая S. не могла оказывать сопротивление на протяжении каждых 6 часов после приема 1-2-х стаканов «манаги».
Литература:
1. Конопля и все о конопле. [Электронныйресурс] URL http://www.on-lan.ru/biologiya/konoplya_j_ysyo_o_konople.php (дата обраще-
ния 09.12.2013).
2. Курительные смеси: новая опасность для подростков. [Электронныйресурс] URL http://letidor.Uvejournal.com/176315.html (дата
обращения 06.12.2013)
3. Луис Дж. Линг, Ричард Ф. Кларк, Тимоти Б. Эриксон, Джон Х.Трестрейл III. Секреты токсикологии /Пер. с англ. М.-СПб.:
«Издательство БИНОМ» — «Издательство «Диалект», 2006. — 376 с.
4. Ураков А.Л. Как действуют лекарства внутри нас. (Самоучитель по фармакологии). Ижевск: Удмуртия. — 1993. — 432 с.
5. Ураков А.Л. Основы клинической фармакологии. — Ижевск: Ижевский полиграфкомбинат. — 1997. — 164 с.
6. Ураков А.Л., Стрелков Н.С., Липанов А.М., Гаврилова Т.В., Дементьев В.Б., Уракова Н.А., Решетников А.П. Бином Ньютона
как «формула» развития медицинской фармакологии. — Ижевск: Изд-во Института прикладной механики Уральского отделения РАН. — 2007. — 192 с.
7. Elsohly M.A., Desmond S. Chemical constituents of marijuana: the complex mixture of natural cannabinoids // Life sciences. — 2005. — V.
78(5). — P 539-548).
8. Turner C. E., Elsohly M.A., Boeren E. G. Constituents of Cannabis sativa L. XVII. A review of the natural constituents //Journal of Natural
Products. — 1980. — V. 43 (2). — P 169-234.