Научная статья на тему 'МАМЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОЙ САМОЗАНЯТОСТИ И СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ'

МАМЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОЙ САМОЗАНЯТОСТИ И СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАМЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / МОТИВАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / MOMPRENEURS / ENTREPRENEURSHIP / DEPRESSED REGIONS / MOTIVATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эль-Сибаи Назих Мустафа, Ганебных Елена Викторовна

В статье описывается опыт трансформации форм и содержания занятости женщин-предпринимателей, начавших свой бизнес в период декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Спецификой исследования является локация объектов на территории депрессивного региона. Эта локация представляет особый интерес, так как потенциально такие регионы способны повысить уровень своего благосостояния, но временно, в силу различных причин, находятся в состоянии экономического спада. Результаты исследования показали, что причиной трансформации занятости женщин-предпринимателей является финансовая нужда, в то время как аналогичные зарубежные кейсы свидетельствуют о желании европейских женщин больше времени проводить со своими детьми, совмещая заботу о ребенке с саморазвитием. Кроме того, исследование выявило нехватку знаний таких женщин-предпринимателей в области права и налогообложения, в связи с чем они в основном действуют без официальной регистрации и не платят налогов. В целом был выявлен скрытый предпринимательский потенциал депрессивных регионов, который может развиваться, перерастая в полноценный бизнес, и формировать социально-экономическую среду общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mompreneurs: the reasons of female self-employment and hidden potential

The case study demonstrates the difference in substantial reasons that drive European women in the childcare leave period and their Russian counterparts in depressed regions of Russian Federation to start a business and become entrepreneurs. Furthermore, the study distinguishes factors influencing development of mompreneurship in Russian depressed areas. However, the data from this study revealed certain latent entrepreneurial potential that can be developed and may play a positive role to improve well-being level of that depressed areas and all society.

Текст научной работы на тему «МАМЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОЙ САМОЗАНЯТОСТИ И СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2222-534Х

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

г»

Мамы-предприниматели: причины женской самозанятости и скрытый потенциал

В статье описывается опыт трансформации форм и содержания занятости женщин-предпринимателей, начавших свой бизнес в период декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Спецификой исследования является локация объектов на территории депрессивного региона. Эта локация представляет особый интерес, так как потенциально такие регионы способны повысить уровень своего благосостояния, но временно, в силу различных причин, находятся в состоянии экономического спада. Результаты исследования показали, что причиной трансформации занятости женщин-предпринимателей является финансовая нужда, в то время как аналогичные зарубежные кейсы свидетельствуют о желании европейских женщин больше времени проводить со своими детьми, совмещая заботу о ребенке с саморазвитием. Кроме того, исследование выявило нехватку знаний таких женщин-предпринимателей в области права и налогообложения, в связи с чем они в основном действуют без официальной регистрации и не платят налогов. В целом был выявлен скрытый предпринимательский потенциал депрессивных регионов, который может развиваться, перерастая в полноценный бизнес, и формировать социально-экономическую среду общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мамы-предприниматели, предпринимательство, депрессивные регионы, мотивация, устойчивое развитие

Mompreneurs: the reasons of female self-employment and hidden potential

Elsebaie N.M.1, Ganebnykh E.V. 1

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University» (FSBEI HE «VyatSU»), Russia

Введение

Последние два десятка лет истории предпринимательства указывают на все возрастающую роль женщин в бизнесе. Сегодня бизнес, управляемый женщинами, является одной из самых быстро развивающихся групп предпринимательства [1] (Brush, De Bruin, Welter, 2009). Среди все увеличивающегося многообразия форм предпринимательства сформировалось новое для российской практики явление - женское предпринимательство, когда коммерческая деятель-

Эль-Сибаи Н.М.1, Ганебных Е.В. 1

1 Вятский государственный университет, Киров, Россия

АННОТАЦИЯ:

ность начата в период декретного отпуска. В международной практике относительно недавно в экономический оборот был введен термин «mumpreneur». Этот неологизм основан на сочетании двух терминов «mum» (мама) и «entrepreneur» (предприниматель) и, соответственно, сочетает в себе характеристики обоих. Оксфордский словарь определяет «mumpreneur» как женщину, начинающую свой собственный бизнес в дополнение к уходу за своим маленьким ребенком или детьми [2]. Более глубокую характеристику этого термина дает Экинсмит: «Человек, который открывает и использует новые возможности для бизнеса в рамках социального и географического контекста, который стремится интегрировать требования материнства и деловой собственности» [3] (Ekinsmyth, 2011). Очевидно, что данный феномен несет в себе более глубокий смысл, чем лишь «бизнес рядом с заботой о ребенке».

Большое количество современных исследований анализируют влияние различных факторов на решение стать предпринимателем [4-8] (Shane, Locke, Collins, 2012; Segal, Borgia, Schoenfeld, 2006; Hessels, van Gelderen, Thurik, 2008; Carsrud, Brannback, 2010). Вопросам предпринимательской деятельности молодых мам также уделяется внимание [9-15] (Richomme-Huet, Vial, d'Andria, 2013; Ekinsmyth, 2013; Ekinsmyth, 2011; Nel, Maritz, Thongprovati, 2010; Ahl, 2006; Loscocco, Smith-Hunter, 2004), однако эта относительно новая концепция требует теоретического обоснования, основанного на эмпирических наблюдениях. Большое число исследований описывают опыт Великобритании [16-18] (Duberley, Carrigan, 2012; Thompson, Jones-Evans, Kwong, 2009). Тем не менее отдельные европейские кейсы из Франции [19] (d'Andria, 2014), Германии [20], Швеции [21], Мальты и Финляндии [22], австралийский опыт [23], и

ABSTRACT:_

The case study demonstrates the difference in substantial reasons that drive European women in the childcare leave period and their Russian counterparts in depressed regions of Russian Federation to start a business and become entrepreneurs. Furthermore, the study distinguishes factors influencing development of mompreneurship in Russian depressed areas. However, the data from this study revealed certain latent entrepreneurial potential that can be developed and may play a positive role to improve well-being level of that depressed areas and all society.

KEYWORDS: mompreneurs, entrepreneurship, depressed regions, motivation, sustainable development JEL Classification: J16, J46, L26, M21 Received: 09.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Elsebaie Nazeeh (nsebaie0mail.ru)

CITATION:_

Elsebaie N.M., Ganebnykh E.V. (2019) Mamy-predprinimateli: prichiny zhenskoy samozanyatosti i skrytyy potentsial [Mompreneurs: the reasons of female self-employment and hidden potential]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 541-556. doi: 10.18334/epp.9.4.41487

даже кейсы из Ботсваны [24] (Gumbo, Ditshupo, 2016) позволяют начать формирование компаративной теоретической базы. В международной литературе совершенно не представлен опыт России, в то время как он может быть индикативным для понимания альтернативного опыта стран этого региона. Общий социальный бэкграуд стран постсоветского пространства также имеет важное значение, так как формирует среду, в которой возникает такой особый вид предпринимательства.

Паттерсон и Мавин [25] выделяют выталкивающие и вытягивающие факторы, влияющие на принятие решения молодой мамой начать собственный бизнес. Опыт мам-предпринимателей, описанный в более ранних исследованиях, выделяет преобладание вытягивающих факторов в европейских странах и выталкивающих факторов в странах с фактор-ориентированной экономикой. Выталкивающие факторы представляют собой преимущества самозанятости, такие как свободных рабочий график. Вытягивающие факторы обычно связаны с вынужденными поисками способов занятости, особенно ограниченными у женщин во время декретного отпуска и отпуска по уходу за детьми.

Основной целью исследования являлась попытка выявить наличие данного явления в российской практике, описание российского опыта мам-предпринимателей и факторов, влияющих на его развитие. Обзор литературы показал, что фактически исследованию этого вида предпринимательства в России не уделяется отдельное внимание. Поэтому необходимо проведение первичных описательных исследований этой новой формы предпринимательства.

Россия отличается огромной территорией и большим разрывом в экономической ситуации отдельных регионов. По статистическим данным, средний доход жителей самого «богатого» региона, Ямало-Ненецкого автономного округа, и самого «бедного» региона, Псковской области, отличается в 160 раз [26]. Условно все регионы России можно разделить на экономически благополучные, депрессивные и кризисные. Благополучные и кризисные регионы, как противоположные полюсы, характеризуют собой сильную и слабую экономику. Особый интерес представляют депрессивные регионы, так как потенциально они способны повысить уровень своего благосостояния, но временно, в силу различных причин, находятся в состоянии экономического спада. Депрессивные регионы характеризуются устаревшей технологической базой и

ОБ АВТОРАХ:_

Эль-Сибаи Назих Мустафа, преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга (nsebaie0mai1.ru) Ганебных Елена Викторовна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук (ganebnykh0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Эль-Сибаи Н.М., Ганебных Е.В. Мамы-предприниматели: причины женской самозанятости и скрытый потенциал // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 541-556. doi: 10.18334/epp.9.4.41487

низкой адаптацией к рыночным условиям [27] (Kosova, Elikhanova, Gaeva, 2013), что влечет низкий уровень жизни населения и высокую безработицу.

Очевидно, что опыт мам-предпринимателей в различных регионах будет отличаться. В связи с актуальностью темы экономического развития депрессивных регионов в качестве объекта исследования был выбран один из них - Кировская область. Это исследование имеет крайне важный практический смысл в силу необходимости повышать там уровень занятости населения. Однако в процессе работы над исследованием появилось понимание того, что такой вид предпринимательства имеет хорошую тенденцию к трансформации в полноценный бизнес в дальнейшем.

Самозанятость всегда положительно влияет на развитие экономики: развивается инфраструктура, появляются новые рабочие места, за счет налогов пополняется бюджет и так далее. Однако чаще всего мама-предприниматель не является налогоплательщиком, так как действует неофициально. Это снижает ожидаемый положительный эффект от предпринимательской деятельности на экономику региона. Поэтому задачи исследования дополнились выявлением планов женщин на развитие бизнеса и факторов, которые могут этому способствовать. Это поможет дать понимание возможности развития предпринимательства в депрессивном регионе.

Статья рассматривает опыт ограниченного числа женщин-предпринимателей. Так как невозможно точно оценить число мам-предпринимателей, любые выборки нельзя назвать репрезентативными, и они будут носить характер кейсов. Аналогичным образом исследовался опыт мам-предпринимателей и в других странах. Для более глубокого понимания их опыта необходимо использовать качественные методы исследований.

Методы

В связи с объективными ограничениями по репрезентативности выборки, авторами использовался метод кейсов, который не предполагает обобщение результатов с целью их применения на другие регионы и описывает лишь конкретную ситуацию на конкретной территории.

Исследование проводилось на основе интервью. Так как Кировская область по своим характеристикам относится к депрессивным регионам России, то первым критерием выборки было постоянное проживание респондента на ее территории. Вторым критерием был старт предпринимательства в период декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Более качественную информацию могла бы дать репрезентативная выборка из всей совокупности. Однако в связи с тем, что в основном мамы-предприниматели работают «в тени», невозможно определить общее число таких женщин. Для поиска респондентов использовалась социальная сеть Вконтакте, а также личные знакомства. Первоначально было отобрано 28 женщин, отвечающих требуемым критериям, однако согласились дать интервью только 9 респондентов, отвечающих требуемым характеристикам.

6 из 9 женщин находятся в отпуске по уходу за ребенком до сих пор, а 3 продолжили развитие своего дела и после того, как дети подросли. Возрастные характеристики респондентов: от 27 до 38 лет. В таблице 1 структурно представлены резюме респондентов.

Таблица 1

Структурное резюме респондентов

Имя Вид деятельности Дети Заму- Официально Работа на Наемные

жем зарегистрирован бизнес дому работники

Мария Парикмахерский салон 2 (5 лет, 1 год) Да Нет Да -

Дарья Маникюрный салон 1 (1 год) Нет Нет Да -

Анна Интернет-магазин (детская одежда) 1 (4 года) Да Нет Да -

Ксения Салон красоты 1 (2 года) Да Нет Да -

Екатерина Бюро переводов 2 (7 лет, 1 год) Да Нет Да -

Ирина Дизайн полиграфии 1 (2 года) Да Нет Да -

Ольга Продажа косметики 1 (1 год) Нет Нет Да -

Юлия Ателье (пошив одежды) 1 (8 лет) Нет Да Нет 2

Надя Косметология, массаж 2 (3 года, 1 год) Да Нет Да -

Источник: данные получены и систематизированы авторами в результате интервью.

Сбор данных

Структура интервью должна была быть такова, чтобы спровоцировать рассказ личного опыта и переживаний респондентов [28] (Larty, Hamilton, 2011). Проведенное полуструктурированное интервью носило глубинный характер. Фактически заранее был определен лишь скелетный план интервью с несколькими открытыми вопросами. Интервью проводилось дома у респондентов или в небольшой кофейне, в приятной дружеской атмосфере, и длилось от 1 до 2 часов. Такая продолжительность беседы позволяет интервьюеру завоевать расположение респондента и спровоцировать более откровенный разговор.

Первая часть интервью посвящена социальному статусу респондента, описанию среды, в которой проживает женщина. Так как интервьюером не устанавливались рамки опроса, поощрялись описания различных мотивов, повлиявших на решение заняться собственным бизнесом. Во второй части интервью женщины описывали особенности своего бизнеса. Отдельно задавались вопросы о том опыте, который они приобрели в период предпринимательства, а также о тех знаниях и поддержке, нехватку которых они ощутили. В третьей и заключительной части интервью необходимо было узнать взгляды женщин на развитие своего бизнеса, их планы на будущее.

При этом задачей интервьюера было попытаться выяснить факторы, которые повлияли или могут повлиять на продолжение самозанятости женщин.

Анализ данных

В силу того, что открытое частично структурированное интервью дало большой массив информации, порой неожиданной, опросный лист изменялся и дополнялся в процессе исследования. Также некоторую сложность представляет сравнение данных, полученных из таких интервью. Для анализа нами применялся метод анализа контента с использованием апостериорного подхода, т.к. при этом методе вырабатываются категории, обладающие значимостью в терминах эмпирического материала, собранного в ходе исследования [29]. Так как объем выборки был небольшим, мы постарались выделить те показатели, которые присутствуют во всех или, по крайней мере, в большинстве ответов.

Результаты

В ходе интервью было опрошено 9 женщин, 2/3 из которых на данный момент находятся в декретном отпуске. Почти половина из них занимается различными видами косметологических услуг, 2 заняты удаленной работой на компьютере, 1 женщина занимается онлайн-торговлей. 8 из 9 респондентов работают на дому, не имеют помощников, и их бизнес не зарегистрирован официально. Отличается от основной массы единственный респондент Юлия, которая владеет ателье по пошиву одежды. Ее ателье официально зарегистрировано; в нем, кроме самой Юлии, работают еще 2 сотрудника. У 8 из 9 опрошенных имеются дети в возрасте от 1 до 4 лет, то есть мамы находятся в периоде по уходу за ребенком прямо сейчас.

Большинство женщин замужем, и их доход не является единственным в семье. При этом 4 из них признают, что уровень их дохода от бизнеса является существенным для семейного бюджета. 3 респондентов - не замужем, и доход от бизнеса является, по сути, их единственным финансовым источником после государственного пособия по уходу за ребенком. В России размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40% от среднего заработка мамы до выхода в декретный отпуск. Очевидно, что одинокая мама без существенных сбережений вынуждена искать возможности дополнительного заработка.

Мотивация

Ожидаемой мотивацией женщин к занятию бизнесом была финансовая причина. Однако в попытке выяснить, что подтолкнуло каждую из них к тому или иному виду деятельности, оказалось, что 5 женщин решили воспользоваться моментом и приобрести новые навыки в индустрии, которая их интересовала уже давно. Примечательно, что 3 из 5 занятых в индустрии красоты обучились своим навыкам, уже будучи в декретном отпуске. Анна начала заниматься онлайн-торговлей детской одежды, когда обнаружила большие запасы, оставшиеся от своего собственного ребенка.

Остальные женщины продолжили заниматься тем, чем занимались до беременности, просто попытались настроить свою работу удаленно. У этой части респондентов разная мотивация.

Екатерина и Ирина работают дома за компьютером. Екатерина - профессиональный переводчик, до декретного отпуска она работала в бюро переводов. Эта работа не отнимает много времени и приносит стабильный доход, к тому же вообще нет необходимости посещать офис. Опыт удаленной работы Екатерина приобрела еще во время отпуска по уходу за первым ребенком и решила его повторить. Сейчас Екатерина предоставляет аутсорсинговые услуги перевода несколькими агентствам. Ирина занимается версткой текстов для журнала и заявляет, что ответственно подходит к своей работе и не может подвести компанию. К тому же таким образом она может постоянно находиться в гуще событий и не чувствовать себя изолированной от привычной социальной среды. При этом Ирина занимается коррекцией научных текстов по заказам сторонних компаний и частных заказчиков.

Юлия - профессиональная швея и имеет специальное образование. До декретного отпуска она была наемным работником в ателье, имела более двух десятков постоянных клиентов. Во время декретного отпуска она продолжала обслуживать своих клиентов на дому. Когда ее ребенку исполнилось 3 года, она отдала его в детский сад и получила больше свободного времени. Сейчас она владеет собственным ателье, платит налоги и дает 2 рабочих места. Суммируя, у каждой из женщин можно выделить ключевой мотив занятия предпринимательством, представленный в таблице 2.

Описывая различный опыт женщин, тем не менее нельзя определять финансовый мотив как несущественный. Каждая из них указала, что эта причина имеет место быть: у одних она стоит острее, у других меньше. Однако на вопрос: продолжили бы Вы заниматься своим бизнесом, если бы он по-прежнему приносил удовольствие / моральное удовлетворение, но перестал быть прибыльным, все 100% респондентов ответили: «Однозначно нет». Таким образом, финансовая составляющая также является важным фактором.

Примечателен тот факт, что женщины с высшим образованием продолжили работать по своей специальности, попытавшись адаптировать форму занятости и создать более гибкий график. Женщины без образования или со средним специальным образованием с легкостью получили новые навыки и кардинально сменили вид деятельности.

Легализация бизнеса

8 из 9 опрошенных женщин осуществляют свою предпринимательскую деятельность неофициально. Они не регистрируются в налоговых органах, соответственно, налоговые поступления от их деятельности отсутствуют. Налоговые поступления являются важным финансовым компонентом любого региона, а для депрессивных регионов вообще играют жизненно важную роль. Поэтому понимание причин пред-

Таблица 2

Причины начала предпринимательской деятельности

Имя Вид деятельности Основные причины

Мария Парикмахерский Долгое время интересовалась индустрией красоты, решила

салон обучиться новым навыкам

Дарья Маникюрный салон Долгое время интересовалась индустрией красоты, решила обучиться новым навыкам

Анна Интернет-магазин Необходимо было продать собственные запасы детской

(детская одежда) одежды

Ксения Салон красоты Долгое время интересовалась индустрией красоты, решила обучиться новым навыкам

Екатерина Бюро переводов Не нужно ездить в офис, работа предоставляет гибкий график

Ирина Дизайн полиграфии Хотела быть в курсе событий и оставаться внутри своей социальной группы

Ольга Продажа косметики Давно в этом бизнесе, постоянные клиенты продолжали обращаться, поэтому не пришлось делать особых усилий

Юлия Ателье (пошив Хотела удержать постоянных клиентов, чтобы остаться «в

одежды) седле» после декрета

Надя Косметология, Решила освоить методику детского массажа в первую оче-

массаж редь для своих детей

Источник: данные получены и систематизированы авторами в результате интервью.

принимательского поведения может помочь в формировании политики, стимулирующей «выход из тени».

Опрос выявил 2 корневые причины нежелания регистрировать свой бизнес респондентами. Во-первых (и это было ожидаемо), это желание избежать расходов в виде налогов. Во-вторых, это незнание или заблуждение в вопросах процедуры регистрации.

Сравнивая величину дохода от предпринимательской деятельности и размер обязательных платежей в бюджет, 6 женщин указали, что будут вынуждены отдавать около 1/2 заработанных денег. 1 респондент указала, что платежи составят около 80% от ее доходов. Одна женщина заявила, что никогда не считала размер данных платежей.

Несмотря на такие результаты, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство женщин рассматривали возможность легализации бизнеса, т.к. достаточно четко владели финансовой информацией относительно этого вопроса. Данный факт можно считать позитивным. Он дает понимание наличия возможности выводить таких предпринимателей в легальную зону.

Также опрос показал, что 2/3 женщин, работающих без соответствующей регистрации, не имеют информации о рисках наказания за такую деятельность. 3 женщины знают, что могут быть наказаны, но считают такую вероятность ничтожной. Не явля-

ясь сторонниками ужесточения наказаний, считаем, что необходимо разрабатывать политику, стимулирующую переход в официальный бизнес.

Планы на будущее

Важной задачей исследования являлся поиск возможностей развития бизнеса молодых мам с дальнейшим привлечением наемных работников. Это важно для депрессивного региона, так как создает новые рабочие места. Во время опроса респондентам были заданы вопросы о планах на будущее.

Юлия, владелица ателье, планирует развитие своего бизнеса путем заключения договоров на пошив спецодежды для больших предприятий. В случае если она сможет получить крупный заказ, она планирует нанять еще 3 сотрудников из числа выпускников училища. Обычно прибыль от таких заказов небольшая, а выпускники без опыта работы не требуют высокой оплаты труда.

2 женщины, занятые в индустрии красоты, планируют продолжать заниматься любимым делом. При этом 1 из них строит планы по открытию собственного маникюрного кабинета или аренды рабочего места в салоне. На вопрос, что бы могло подвигнуть их на расширение бизнеса и наем сотрудников, обе отметили небольшую арендную плату за помещение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анна, занимающаяся онлайн-торговлей, считает, что будущее ведет к углублению именно этого сектора, поэтому она находится на верном пути. В ее планах расширение возрастных категорий одежды, совершенствование ее веб-сайта. При этом Анна допускает вероятность расширения числа сотрудников ее бизнеса, необходимых для технического обслуживания сайта. Однако она бы хотела видеть партнера, а не наемного работника.

Екатерина и Ирина, работающие на компьютере удаленно, планируют вернуться в свои компании и продолжить работу в качестве наемных сотрудников. При этом Ирина увлекается фотографией и всерьез заинтересовалась рекламным дизайном за время декретного отпуска. Она не оставляет возможность развития этих навыков и работы с заказчиками напрямую. Ирина считает, что для привлечения клиентов необходимо создание бренда собственной студии. Поэтому официальная регистрация будет жизненно необходима, а вот наемные сотрудники пока не входят в ее планы в связи с малым объемом работы.

Респондент, занимающийся дистрибьюцией косметики, не планирует что-либо менять, так как работа по схеме сетевого маркетинга, по сути, не предполагает наем персонала. Ольга уже составляла план открытия магазина косметики, однако посчитала результат нерентабельным.

2 респондента еще не думали над дальнейшими планами, т.к. находятся в самом начале декретного отпуска. Они начали заниматься своей деятельностью всего пару месяцев назад и еще не осознали собственных намерений. Тем не менее у них однозначно нет предубеждений против расширения бизнеса, если он состоится.

Таким образом, можно сказать, что большинство женщин рассматривают текущий бизнес как временное и отчасти неожиданное явление, которое дает возможность изменить что-то в жизни. При этом они позитивно настроены и строят планы на будущее. Однозначным ощущением после всех интервью была уверенность в том, что необходим очень небольшой стимул со стороны государства для дальнейшего развития этого особого вида предпринимательства.

Обсуждение

Как было выявлено, финансовые ожидания являются определяющими в мотивации мам-предпринимателей. Ставя целью развивать предпринимательскую деятельность молодых мам в том или ином регионе, можно снижать расходную часть путем минимизации обязательных налоговых платежей. Это может потенциально подтолкнуть к занятию предпринимательством большее количество женщин, находящихся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком.

Вторым важным фактором развития деятельности мам-предпринимателей является их стимулирование к развитию бизнеса. Существует масса универсальных способов: снижение кредитных ставок, льготное налогообложение, субсидирование лизинга или помощь в продвижении продукции на внешних рынках. Однако сложностью именно этого вида предпринимательства является тот факт, что подавляющее большинство женщин работают неофициально. Поэтому первым шагом должны являться усилия по выводу их «из тени». Результаты исследования показали, что эффективным инструментом будет введение налоговых каникул. Вероятно, эта мера была бы еще более эффективной в связке с альтернативой работы по патентной системе без регистрации в качестве предпринимателя или юридического лица.

Противоречивость самой сути предпринимательской деятельности молодых мам, когда женщина вынуждена тратить на работу меньше времени, чем в обычные периоды своей жизни, не позволяет четко сформировать систему мер и стимулов для развития их бизнеса. Исследования ДюРейц и Хенриксона [30] (Du Reitz, Henrekson, 2000) показали, что женщины также сознательно ограничивают развитие своего бизнеса для сохранения баланса времени, затрачиваемого на работу и на ребенка. Логично было бы предположить, что кривая эволюции бизнеса мамы-предпринимателя будет отличаться от стандартной и иметь более пологий отрезок этапа роста. Основные усилия по вовлечению мам-предпринимателей в развитие бизнеса должны быть сконцентрированы на периоде, когда ребенок достигает примерно возраста 3-4 лет. Это связано с особенностями российской системы дошкольного образования. Женщина обретает больше свободного времени и имеет возможность сконцентрировать больше усилий на работе.

Заключение

Основным отличием предпринимательской деятельности молодых мам депрессивных регионов России по сравнению с кейсами стран Запада состоит в причинах явления.

Исследованный кейс показал, что причиной является финансовая нужда, в то время как более ранние публикации свидетельствуют о желании европейских женщин больше времени проводить со своими детьми, совмещая заботу о ребенке с саморазвитием. На наш взгляд, причина возникновения этого специфичного вида предпринимательства является определяющей для понимания инструментов его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами, влияющими на развитие предпринимательской деятельности молодых мам, являются:

1. Государственная политика в отношении их деятельности. Любой предприниматель в принципе вступает в некий конфликт интересов с государством, так как его целью является увеличение прибыли, а целью государства - увеличение доходов бюджета. Таким образом, возникает два претендента на ограниченный денежный ресурс. Поэтому эффективность государственной политики в отношении предпринимателей определяется балансом интересов, при котором каждая из сторон получает максимально возможный результат. Очевидно, что для молодых мам не подходит стандартный регулятивный набор. Так как финансовый вопрос здесь стоит более остро, точка равновесия должна смещаться, оставляя им больше финансов в распоряжении. Чем больше будет оставаться финансов в руках мам-предпринимателей, тем больше будет стимул к развитию бизнеса.

2. Информационная доступность в части права и налогообложения. Текущее законодательство не учитывает особенностей этого вида предпринимательства, поэтому не отвечает в полной мере его потребностям. Тем не менее информация даже о текущем нормативном регулировании вопросов предпринимательства должна быть более доступна для данной категории лиц. Также эффективной может быть мультипликация успешного опыта [31] (Ganebnykh, 2012) других женщин, прошедших тот же путь развития, но сумевших развить свою деятельность до полноценного бизнеса. Для этого необходимо изучение опыта других стран и регионов и формирование программы, способствующей развитию интереса к такой деятельности.

Предпринимательство играет жизненно важную роль, как в экономическом, так и социальном развитии общества. Многие страны, понимая значимость предпринимательства, применяют агрессивные политические стратегии, культивируя развитие самозанятости [32]. При этом важен тот факт, что одни и те же формы предпринимательства могут иметь собственные особенности развития на различных территориях и в различных экономиках.

Так, наше исследование показало, что, несмотря на появление в России мам-предпринимателей как категории, суть ее значительно отличается от европейской практики. В связи с этим невозможно использование результатов исследований, проведенных в европейских странах. Вместе с тем кейсы из разных стран позволяют обобщать полученные данные, а их систематизация формирует тренды.

Исследования феномена «титргепеигеЫр» во всем мире начались относительно недавно. В этой связи идет интенсивное накопление данных о различном опыте. В

дальнейшем, весьма интересным представляется панельное наблюдение мам-предпринимателей, которое может дать понимание этапов развития бизнеса по мере взросления их детей.

Очевидно, что наше исследование имеет определенные ограничения, имеет небольшой масштаб и не может быть применено на всех женщин-предпринимателей всех депрессивных регионов России. Это исследование представляет собой первый шаг к пониманию «mumpreneurship» в России. Однако исследование выявило определенный скрытый предпринимательский потенциал, который может развиваться и формировать социально-экономическую среду общества. Данный вид предпринимательства имеет свои особенности, поэтому для более полного использования его потенциала необходимо формировать отдельную регулятивную политику. В России поддержка развития малого предпринимательства объявлена одним из приоритетных направлений государственной политики. В этой связи исследование имеет возможность практического применения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Brush C., De Bruin A., Welter F. A Gender-Aware Framework for Women's Entrepreneurship // International Journal of Gender and Entrepreneurship. - 2009. - №

1. - p. 8-24.

2. Oxford Dictionary, 02 Jan 2017. [Online]. Available: https://en.oxforddictionaries.com/

definition/us/mompreneur

3. Ekinsmyth C. Challenging the boundaries of entrepreneurship: The spatialities and prac-

tices of UK // Geoforum. - 2011. - № 1. - p. 102-114.

4. Shane S., Locke E. A., Collins C. J. Entrepreneurial motivation, Cornell University, ILR

School site. [Электронный ресурс]. URL: http://digitalcommons.ilr.cornell.edu/arti-cles/830.

5. Stephan U., Hart M., and Drews C.-C. Understanding Motivations for Entrepreneurship,

Birmingham, UK: Enterprise Research Centre and Aston Business School, Aston University, 2015

6. Segal G., Borgia D., Schoenfeld J The motivation to become an entrepreneur // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. - 2006. - № 1. - p. 42-57.

7. Hessels J., van Gelderen M., Thurik R. Entrepreneurial aspirations, motivations, and their

drivers // Small Business Economics. - 2008. - № 3. - p. 323-339.

8. Carsrud A., Brannback M. Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need to Know?

// Journal of Small Business Management. - 2010. - № 1. - p. 9-26.

9. Richomme-Huet K., Vial V., d'Andria A. Mumpreneurship: a new concept for an old phe-

nomenon? // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. - 2013. - №

2. - p. 251-275.

10. Ekinsmyth C. Mothers' business, work/life and the politics of 'mumpreneurship', Gender Place and Culture // A Journal of Feminist Geography. - 2013. - № 10. - p. 1230-1248.

11. Ekinsmyth C. Managing the business of everyday life: the roles of space and place in "mumpreneurship" // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. -2011. - № 5. - p. 252-546.

12. Nel P., Maritz A., Thongprovati O. Motherhood and entrepreneurship: the mumpreneur phenomenon // International Journal of Organizational Innovation. - 2010. - p. 6-34.

13. Mason C., Reuschke D., Syrett S. and van Ham M. Entrepreneurship in Cities: Neighbourhoods, Households and Homes, Cheltenham, UK: Edward Eldar Publishing Limited, 2015

14. Ahl H. Why Research on Women Entrepreneurs Needs New Directions // Entrepreneurship Theory and Practice. - 2006. - № 5. - p. 595-621.

15. Loscocco K.,Smith-Hunter A. Women home-based businesss owners: insights from // Women in Management Review. - 2004. - № 3. - p. 164-173.

16. Sheikh S. and Yousafzai S. Institutional embeddedness of mumpreneurship in the UK: A career narrative, International Diana Conference on Women's Entrepreneurship Research, Wellesley, MA, USA, 2015

17. Duberley J.,Carrigan M. The career identities of 'mumpreneurs': Women's experiences of combining enterprise and motherhood // International Small Business Journal. - 2012. - № 6. - p. 629-651.

18. Thompson P., Jones-Evans D., Kwong C. Women and Home-based Entrepreneurship: Evidence from the United Kingdom // International Small Business Journal. - 2009. - № 2. - p. 227-239.

19. d'Andria A. Un éclairage sur le processus entrepreneurial des mampreneurs. Etude exploratoire de leur dynamique effectuale // Revue de l'Entrepreneuriat. - 2014. - № 13. - p. 11-33.

20. Durah D. Mompreneur Networks in Germany: Multiple-Case Study On How Women Entrepreneurs Utilize A Mompreneur Network In Germany, Netherlands: University of Twente, 2016

21. Boneberger D. Mumpreneurs: Motivational factors for Swedish mothers to start their own businesses, Sweden: Jonkoping University, 2015

22. Casteleijn-Osorno R. Comparing sense-making of identities of mompreneurs in Malta and Finland, Espoo, Finland: Aalto University, 2014

23. Harris C., Morrison R., Ho M. and Lewis K. Mumpreneurs: Mothers in the Business of Babies, in 22nd Annual Australian and New Zealand Academy of Management Conference (ANZAM), 2-5 December 2008, Auckland, New Zealand, 2008

24. Gumbo C., Ditshupo S. A Comparative Study of Home-Based Versus Out-of Home Mumpreneurship Ventures Challenges in Botswana // International Journal of Advanced Research. - 2016. - № 6. - p. 894-913.

25. Patterson N. and Mavin S. Women entrepreneurs: jumping the corporate ship or gaining new wings, in 30th International Conference of the Institute for Small Business and Entrepreneurship, 7-9 November 2007, Glasgow,UK, 2007

26. Портал Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/en/main/.

27. Косова Е.Г., Элиханова З.В., Гаева М.А. Депрессивные регионы: проблемы их развития // Новые технологии. - 2013. - № 1. - с. 109-112.

28. Larty J., Hamilton E. Structural approaches to narrative analysis in entrepreneurship research // International Small Business Journal. - 2011. - № 3. - p. 220-237.

29. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. The Motivation to Work, New Brunswick (USA) and London (UK): Transaction Publishers, 1993

30. Du Reitz A.,Henrekson M. Testing the female underperformance hypothesis // Small Business Economics. - 2000. - № 1. - p. 1-10.

31. Ганебных Е.В. Франчайзинг как способ развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2012. - № 19. - c. 113-118.

32. Tesreau K. and Gielazauskas V. Entrepreneurship: A Driving Force in the New Economy, Missouri Economic Research & Information Center, Jefferson City, MO

REFERENCES:

Ahl H. (2006). Why Research on Women Entrepreneurs Needs New Directions

Entrepreneurship Theory and Practice. (5). 595-621. Brush C., De Bruin A., Welter F. (2009). A Gender-Aware Framework for Women's

Entrepreneurship International Journal of Gender and Entrepreneurship. (1). 8-24. Carsrud A., Brannback M. (2010). Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need

to Know? Journal of Small Business Management. (1). 9-26. Du Reitz A.,Henrekson M. (2000). Testing the female underperformance hypothesis

Small Business Economics. (1). 1-10. Duberley J.,Carrigan M. (2012). The career identities of 'mumpreneurs': Women's experiences of combining enterprise and motherhood International Small Business Journal. (6). 629-651.

Ekinsmyth C. (2011). Challenging the boundaries of entrepreneurship: The spatialities

and practices of UK Geoforum. (1). 102-114. Ekinsmyth C. (2011). Managing the business of everyday life: the roles of space and place in "mumpreneurship" International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. (5). 252-546.

Ekinsmyth C. (2013). Mothers' business, work/life and the politics of 'mumpreneurship',

Gender Place and Culture A Journal of Feminist Geography. (10). 1230-1248. Ganebnykh E.V. (2012). Franchayzing kak sposob razvitiya malogo predprinimatel-stva [Franchising as a Way to Develop Small Businesses]. Russian Journal of Entrepreneurship. (19). 113-118. (in Russian). Gumbo C., Ditshupo S. (2016). A Comparative Study of Home-Based Versus Out-of Home Mumpreneurship Ventures Challenges in Botswana International Journal of Advanced Research. (6). 894-913.

Hessels J., van Gelderen M., Thurik R. (2008). Entrepreneurial aspirations, motivations, and their drivers Small Business Economics. (3). 323-339.

Kosova E.G., Elikhanova Z.V., Gaeva M.A. (2013). Depressivnye regiony: problemy ikh razvitiya [Depressed regions: problems of development]. Novye tekhnologii. (1). 109-112. (in Russian).

Larty J., Hamilton E. (2011). Structural approaches to narrative analysis in entrepreneur-ship research International Small Business Journal. (3). 220-237.

Loscocco K.,Smith-Hunter A. (2004). Women home-based businesss owners: insights from Women in Management Review. (3). 164-173.

Nel P., Maritz A., Thongprovati O. (2010). Motherhood and entrepreneurship: the mum-preneur phenomenon International Journal of Organizational Innovation. 6-34.

Richomme-Huet K., Vial V., d'Andria A. (2013). Mumpreneurship: a new concept for an old phenomenon? International Journal of Entrepreneurship and Small Business. (2). 251-275.

Segal G., Borgia D., Schoenfeld J (2006). The motivation to become an entrepreneur International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. (1). 42-57.

Shane S., Locke E. A., Collins C. J. Entrepreneurial motivation, Cornell University, ILR School site. Retrieved from http://digitalcommons.ilr.cornell.edu/articles/830

Thompson P., Jones-Evans D., Kwong C. (2009). Women and Home-based Entrepreneurship: Evidence from the United Kingdom International Small Business Journal. (2). 227-239.

d'Andria A. (2014). Un éclairage sur le processus entrepreneurial des mampreneurs. Étude exploratoire de leur dynamique effectuale Revue de l'Entrepreneuriat. (13). 1133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.