так что найти его в этих колючих дебрях было практически невозможно. Перед тем как отправиться домой, я сфотографировал оставшихся трёх птенцов на коньке шалаша (см. рисунок).
Когда я принёс свою первую добычу в контору «Зоокомбината» и выпустил птенцов на пол, Р.И.Зайнутдинов долго приглядывался к ним и выразил сомнение в их принадлежности канюкам. Позднее, после линьки молодых, стало ясно, что это тетеревятники, о чём я узнал от Р.И.Зайнутдинова через несколько лет. Я знал, что тетеревятник не относился тогда к числу птиц, гнездившихся в горах Заилийского Алатау, и рассказывал при случае об этих птенцах знакомым орнитологам. Сообщил я о необычной находке и Мстиславу Николаевичу Коре-лову, показав ему фотографию трёх «канючат», сидящих на коньке шалаша. Тот подтвердил, что это тетеревятники.
В июле 2010 года я опубликовал небольшой рассказ об этой находке в газете «Remiz» (№ 19) Общества любителей птиц «Ремез». Однако первая находка в горах Заилийского Алатау птенцов тетеревятника осталась малоизвестной. О чём свидетельствуют, в частности, публикации М.Н.Корелова, П.В.Пфандера (1983) и Б.М.Губина (2017).
Литератур а
Губин Б.М. 2017. Встреча выводка тетеревятника Accipiter gentilis в Заилийском Алатау
// Рус. орнитол. журн. 26 (1496): 3779. Корелов М.Н., Пфандер П.В. 1983. О новом южном районе гнездования тетеревятника // Экология хищных птиц. М.: 65.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1668: 4544-4546
Малый погоныш Porzana parva в Кулундинской степи
A .П.Велижанин
Второе издание. Первая публикация в 1928*
Во всей имеющейся литературе по орнитофауне Западной Сибири совершенно отсутствуют сведения о нахождении малой курочки, или малого погоныша Porzana parva в пределах нашего края. Поэтому считаю, что мои наблюдения над этим видом представляют некоторый интерес. Впервые я встретил P. parva в июне 1913 года во время своей небольшой экскурсии в Кулундинскую степь.
* Велижанин А.П. 1928. Малая курочка (Porzanaparva Scop.) в Кулундинской степи // Uragus 6, 1: 11-12. 4544 Рус- орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1668
Дело происходило в окрестностях деревни Телеутская (20 км к юго-западу от города Камня) на большом озере того же названия. Берега озера обильно заросли камышом, тростником Phragmitis, осокой и т.д. На озере есть ряд островов, а также и «лабз», дающих приют многочисленным из пернатых. Здесь можно встретить колоссальное количество лысух Fulica atra, уток, гагар, предпочитающих открытые плёсы; в зарослях камышей находят приют камышевки, овсянки и некоторые из пастушковых. Вечером 19 июня мне пришлось очень много ездить на лодке по описанному выше озеру в погоне за савками Oxyura leuco-cephala. Я обратил внимание на незнакомый для меня крик какой то птицы (словами можно передать так: «вот... вот... вот...» и т.д.) доносившийся с одного из островков, покрытого непроходимыми зарослями тростника. Заинтересовавшись этим, подъехали поближе и спрятались за стеной камыша. Через некоторое время крик повторился; вот он уже ближе и, наконец, среди стеблей тростника показалась кричавшая птичка. Прозвучал выстрел и через некоторое время я любовался новой для меня формой. Хорошо зная все наряды Porzana pusilla, я сразу же решил, что имею дело ни с кем иным, как с Porzana parva*. Это оказался старый самец в сильно потрёпанном брачном пере.
В следующем, 1914 году я снова посетил эти места с целью понаблюдать и собрать бекасовидных веретенников Limnodromus semipal-matus. На том же месте, где и в прошлом году, удалось добыть ещё одного самца. 12 июня после сильного, проливного дождя я остановился в одном из многочисленных здесь заливчиков, желая подкараулить кричащего где то поблизости самца малой курочки. На лабзе, где я находился, камыш был чрезвычайно густ и в нескольких шагах ничего не видно, но всё же через некоторое время удалось заметить промелькнувшую птичку и добыть её.
С трудом добрался по колеблющейся под ногами лабзе и поднял самочку. Поведение птички заставило думать, что где-то вблизи находится её гнездо, поэтому я начал особенно тщательно обыскивать каждый кустик и скоро, в основании куста тростника, нашёл гнездо, довольно просто устроенное с глубоким лотком, где находилось 4 чёрненьких, очень маленьких птенчика и 5 яиц. Пришлось забрать то и другое+. Прежде чем написать об этом заметку, я ждал случая, чтобы проверить своё предположение о том, не является ли наша сибирская курочка формой, отличной от типичной. Когда удалось сравнить моих курочек с экземплярами коллекции Зоологического музея Академии наук (сравнения и измерения произвёл мой сын Г.А.Велижанин), где было довольно много птичек различных дат, оказалось, что они совершенно неотличимы от европейских.
* По определению птички по «Синоптическим таблицам» С.А.Бутурлина это оказалось справедливым. + Спиртовые препараты птенчиков хранятся в Барнаульском музее.
Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1668 4545
Привожу размеры двух самцов и кладки яиц.
Самец от 19 июня 1913 (по н.с.), озеро Телеутское. Клюв 18.6 мм, крыло 98.0 мм, плюсна 30.7 мм, средний палец (без когтя) 33.5 мм.
Самец от 12 июня 1914 (по н.с.). озеро Телеутское. Клюв 17.4 мм, крыло 103.0 мм, плюсна 30.5 мм, средний палец (без когтя) 33.0 мм.
Кладка взята 12 июня 1914. Озеро Телеутское. Размеры яиц (мм) и масса скорлупы (г, в скобках): 32x22 (0.62), 33x22.2 (0.57), 30x21 (0.63), 32.2x22 (0.62), 31x22 (0.56).
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1668: 4546-4550
Чёрный Apus apus и белопоясный A. pacificus стрижи в Барнауле
О.Я.Гармс
Второе издание. Первая публикация в 2013*
Барнаул - центр Алтайского края, довольно крупный город на левом берегу Оби c населением примерно 800 тыс. жителей. Исследования фауны птиц города в конце 1970-х годов орнитологами Н.Л.Ири-совой и Т.П.Божко показали отсутствие здесь стрижей (Н.Л.Ирисова, личн. сообщ.). Об этом же свидетельствуют и наши наблюдения. В то же время в начале XX века чёрный стриж Apus apus отмечался для обширной территории Барнаульского округа по административно-территориальному делению на 1927 год (без указания более точного места нахождения) «в большом числе» как гнездящийся (вне пределов Барнаула) и на пролёте весной и осенью, а белопоясный стриж Apus pacificus присутствовал в стаях чёрного в малом количестве только во время сезонных пролётов (Велижанин, Велижанин 1929). Тогда же чёрный стриж «довольно часто» появлялся над озером Большие Ракиты (теперь в Ребрихинском районе) в 80 км к юго-западу от Барнаула (Велижанин 1928).
Чёрный стриж Apus apus
Появление черных стрижей на гнездовании в Барнауле относится к концу 1980-х годов. В это время возникла их первая небольшая колония на недавно к тому времени построенном высотном здании гостиницы «Барнаул» в районе вокзала. В 1993 году чёрные стрижи (несколько птиц) стали появляться в районе многоэтажной жилой застрой-
* Гармс О.Я. 2013. Чёрный и белопоясный стрижи в Барнауле // Алтай. зоол. журн. 7: 18-21.
4546 Рус- орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1668