ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1486: 3410-3415
Малый подорлик Aquila pomarina в западном Подмосковье
А.Л.Мищенко, О.В.Суханова
Александр Леонидович Мищенко. Институт проблем экологии и эволюции РАН, Ленинский проспект, д. 33, Москва, 119071, Россия. E-mail: almovs@mail.ru Ольга Владимировна Суханова. Русское общество сохранения и изучения птиц, ул. Большая Никитская, д. 6, Москва, 125009, Россия. E-mail: olga.redro@gmail.com
Поступила в редакцию 12 августа 2017
С.И.Огнев (1911) упоминал малого подорлика Aquila pomarina как довольно обычного гнездящегося хищника на западе Московской области в окрестностях города Можайска в 1908-1910 годах. В других районах Подмосковья в первой половине ХХ века были известны лишь три места гнездования (Мантейфель, Фолитарек 1929; Птушенко, Иноземцев 1968). Данные о распространении и численности малого подорлика в Московской области во второй половине XX — начале XXI века очень скудные. Сведения ограничивались встречами двух территориальных пар в Шаховском районе в 1979-1988 годах и находками двух жилых гнёзд и ещё двух гнездовых участков в Лотошинском и Волоколамском районах (Мищенко, Суханова 1983; Николаев и др. 1994; Мищенко 2008). Новые данные о встречах малых подорликов на западе Московской области стали поступать в 2010-2016 годах в рамках развития программы «Птицы Москвы и Подмосковья», однако в основном они касались двух мест, часто посещаемых опытными орнитологами-любителями (фамилии некоторых из них упомянуты ниже).
Методика
В 2016 и 2017 годах мы совершили автомобильные маршруты в западных районах Московской области (см. рисунок) с целью сбора данных о численности и характере распространения малого подорлика в условиях современного землепользования. Все открытые угодья, потенциально пригодные в качестве кормовых биотопов подорлика, расположенные вдоль маршрутов, тщательно осматривались с точек остановок автомобиля; помимо 10-кратных биноклей использовалась 20-75-кратная зрительная труба. Обширные сенокосные угодья дополнительно осматривались при челночном движении автомобиля или пешего наблюдателя. Линейные расстояния и площади скошенных угодий определялись при помощи GPS и обработки в программе OziExplorer. Кроме собственных данных, при подготовке настоящей статьи были использованы опубликованные материалы и сведения, поступившие на интернет-форум программы «Птицы Москвы и Подмосковья».
Результаты
Автомобильный маршрут 6-7 августа 2016 пролегал по сельскохозяйственным угодьям с вкраплениями небольших участков леса в Ло-
тошинском и Волоколамском районах Московской области. Его длина составила 61 км. Маршрут был заложен по территории, большая часть сельхозугодий которой представлена используемыми сенокосными лугами и полями многолетних трав и зерновых культур, а заброшенные сельхозугодья занимают сравнительно небольшую площадь. В общей сложности на полях и лугах, примыкающих к шоссейным, грейдерным и полевым дорогам, по которым пролегал маршрут, было зарегистрировано 5 подорликов возрастом не менее 1 года и группа из 4 особей, в которой была одна недавно вставшая на крыло птица, пытавшаяся выпрашивать корм у взрослой — т.е. всего 9 особей (1.5 особей на 10 км маршрута). На осмотренной территории подорлики были распределены достаточно равномерно, расстояние между двумя одиночными птицами или одиночными птицами и группой составляло от 1.6 до 10 км. Все птицы (летящие или сидящие) встречены в используемых сельхо-зугодиях: 2 одиночных подорлика держались на пашне с сорняками, 1
О -J и ' и «J»
на лугу с нескошенной и 1 — на лугу со скошенной и убранной травой. Группа из 4 особей отмечена на частично скошенном лугу, где продолжался покос. В отличие от чёрных коршунов Milvus migrans, которые в числе более 10 особей в полёте сопровождали работающую косилку, малые подорлики сидели или ходили на уже скошенном участке луга, на значительном расстоянии от работающей техники.
Районы Московской области, где проводились работы: 1— Шаховской, 2 — Лотошинский, 3 — Волоколамский, 4 — Можайский, 5 — Рузский.
В наш маршрут входил участок сенокосных лугов, в непосредственной близости от которого 20 мая 1990 было найдено жилое гнездо малого подорлика (Николаев и др. 1994). Ныне вся эта территория на площади 224 га заброшена и заросла высокотравьем, кустарником и порослью деревьев. В 2016 году подорлики здесь отмечены не были.
Следует заметить, что 6-7 августа 2016 трава были скошена и убрана уже на значительной площади. 25 июля этого же года, в начале сенокосных работ, недалеко от места в Волоколамском районе, где мы отметили группу из 4 птиц, М.П.Коновалов, Д.В.Давыдов и В.А.Мои-сейкин наблюдали одновременно не менее 20 особей — сидящих на катушках убранного сена и деревьях, а также летающих. Судя по дате, большинство из них было представлено взрослыми подорликами, слетевшимися с близлежащих гнездовых участков, а также не гнездящимися молодыми предыдущих годов рождения. По данным С.И.Огнева (1911), вылет молодых малых подорликов в западном Подмосковье в начале ХХ века происходил с 7 по 17 августа, а по многолетним наблюдениям в Литве вылет из гнезда первого птенца отмечен 23 июля, вылет последнего - 25 августа, средняя дата вылета - 3 августа (Бго-Ье^ 2004). Расстояние от места скопления до мест встреч нами 5 одиночных подорликов 6-7 августа составило 22, 19, 12, 10 и 2.5 км. Вероятно, часть птиц рассредоточились из вышеупомянутого скопления после расширения площади сенокосов.
По сведениям С.А.Скачкова, в окрестностях села Карачарово Волоколамского района, по-видимому, гнездится 2 пары: 22 мая 2014 здесь встречено 3 птицы, а 24-25 апреля 2015 — 4. На 7-км маршруте по дорогам в районе этого села 8 сентября 2012 и 29 августа 2015 было отмечено 5 особей (Куркамп 2012; 2014; 2015). Вероятно, все эти птицы были местные, и лишь у одной пары в год птенец вставал на крыло.
Автомобильные маршруты в 2017 году пролегали по территориям, где преобладали брошенные и нерегулярно используемые сельхозуго-дия (в отличие маршрута предыдущего года).
14 июля 2017 был заложен 18-км маршрут в лесо-полевых ландшафтах в Шаховском и Волоколамском районах. На этом маршруте был только один участок скошенного луга площадью 134 га. Единственный на маршруте малый подорлик был отмечен летящим над этим лугом (0.6 ос./10 км маршрута).
25-26 июля 2017 пройдён автомобильный маршрут в лесо-полевых ландшафтах Можайского и Рузского районов. Его общая длина составила 135 км. На всем маршруте было лишь 6 участков лугов и полей многолетних трав, на которых проводились работы по кошению травы и уборке сена. Общая площадь этих участков составляла всего 254 га, площадь четырёх наиболее крупных участков (расположенных на расстоянии от 3.4 до 16 км один от другого) — от 35 до 82 га. Малые подор-
лики (3 особи) отмечены только на 2 из 6 скошенных участков, расстояние между которыми составляло 3.4 км (0.2 ос./10 км маршрута). Над полем с частично скашиваемыми и частично убранными многолетними травами летали 2 птицы, по-видимому, пара взрослых. На частично скошенном лугу, где продолжались сенокосные работы, держался 1 подорлик. Судя по окраске оперения и жёлтому цвету радужины, которую удалось рассмотреть на фотоснимке, это была взрослая птица. Подорлик сидел на сосне, растущей в группе из нескольких деревьев посреди луга, и выжидал добычу, следя за работающим трактором с навесной косилкой. Трактор проезжал в нескольких десятках метрах от дерева с сидящей птицей, не вызывая её беспокойства. При приближении автомобиля с наблюдателями на расстояние 76 м подорлик слетел и сел на дерево, расположенное дальше.
28 и 29 июля 2016 в Волоколамском районе А.В.Голубева встретила и сфотографировала двух малых подорликов, помеченных цветными пластиковыми кольцами. Благодаря хорошей фотоаппаратуре номера колец удалось прочитать на снимках. Выяснилось, что обе птицы годовалого возраста и были помечены 21 июля 2015 в гнёздах незадолго до вылета на востоке Германии (Мекленбург — Западная Померания) и в южной части Эстонии. Расстояние между точками мечения и встречами меченых птиц составило, соответственно, 1460 и 616 км, что свидетельствует о широкой дисперсии молодых малых подорликов.
Обсуждение
В настоящее время в пределах административной границы Московской области большая часть популяция малого подорлика гнездится в западных районах. Вне их пределов известно лишь одно место гнездования в Талдомском районе на севере области. В целом численность вида в Подмосковье мы можем приблизительно оценить как минимум в 30-40 пар; наблюдаются постепенный рост численности и расширение области гнездования. Так, в Дубненской низменности в Талдомском районе малый подорлик впервые достоверно отмечен в 1999 году, а в 2006-2007 гнездилось уже 2-4 пары (Гринченко и др. 2008).
В западном Подмосковье малый подорлик предпочитает территории с нормально функционирующим, не слишком интенсивным сельскохозяйственным производством, избегая значительных площадей заброшенных зарастающих сельхозугодий. Важным условием для гнездования является мозаичное расположение лесных участков и агроце-нозов. На таких территориях в начале периода сенокоса для этого орла характерны небольшие скопления на скошенных участках лугов, в первую очередь с ещё не убранными валками свежескошенной травы, в которой можно легко найти корм: зарезанных косилкой или лишившихся укрытий грызунов, лягушек, птенцов луговых птиц из поздних
выводков и крупных беспозвоночных. Такие скопления образуют местные гнездящиеся и молодые неполовозрелые подорлики, причём последние могут прилетать с очень отдалённых территорий. По мере увеличения площади скошенных лугов и убранных полей подорлики рассредоточиваются на них.
На территориях, где доминируют заброшенные зарастающие сельскохозяйственные угодья, плотность гнездования малого подорлика значительно ниже и концентрации птиц не наблюдаются. Отдельные пары здесь, по-видимому, гнездятся лишь вблизи функционирующих полей и лугов, т.к. добыча корма в густом сорном высокотравье и среди кустарника для подорлика очень затруднительна.
Большие площади сенокосных лугов и полей многолетних трав и кормовых культур, выращиваемых и скашиваемых без применения пестицидов и интенсивных технологий в условиях лесо-полевого ландшафта, очевидно, оптимальны для обитания малого подорлика. Подсев многолетних трав в последние годы не ведётся, и поля приобрели облик сенокосных лугов, разделить эти угодья в настоящее время зачастую не представляется возможным. Вероятно, именно такими особенностями сельского хозяйства можно объяснить появление здесь малых подорликов из стран Евросоюза, где агроландшафты с постоянно увеличивающейся долей площади, занятой культурами, выращиваемыми для производства биотоплива, становятся всё менее благоприятными для обитания этого вида (Фладе 2016).
Авторы благодарны А.В.Голубевой и Центру кольцевания птиц ИПЭЭ РАН, любезно предоставившим сведения о птицах, помеченных цветными кольцами.
Литератур а
Гринченко О.С., Волков С.В., Макаров А.В. 2008. Современное состояние и тенденции изменения численности большого и малого подорликов в Дубненской низменности, Московская область // Изучение и охрана большого и малого подорликов в Северной Евразии. Материалы 5-й международ. конф. по хищным птицам Северной Евразии. Иваново: 72-74.
Куркамп Х.Г. (сост.). 2012. Интересные встречи: апрель - сентябрь 2012 г. // Московка 16: 63-68.
Куркамп Х.Г. (сост.). 2014. Интересные встречи: апрель - сентябрь 2014 г. // Московка 20: 75-84.
Куркамп Х.Г. (сост.). 2015. Интересные встречи: апрель - сентябрь 2015 г. // Московка 22: 73-84.
Мантейфель П.А., Фолитарек С.С. 1929. Распространение малого подорлика Aquila pomarina Brehm. в Московской губернии. По материалам преимущественно Кружка Юных Биологов Московского зоопарка // Московский краевед 1 (9): 34-37. Мищенко А.Л. 2008. Малый подорлик Aquila pomarina C. L. Brehm, 1831 // Красная книга Московской области. Изд. 2-е, доп. и переработ. М.: 62. Мищенко А.Л., Суханова О.В. 1983. Распространение и численность редких видов хищных птиц в Московской области // Охрана хищных птиц (Материалы 1-го совещ. по экологии и охране хищных птиц). М.: 59-61.
Николаев В.И., Мищенко А.Л., Суханова О.В. 1994. Материалы по редким видам птиц района Завидовского заповедника и сопредельных территорий // Фауна и экология животных Верхневолжья. Тверь: 52-67. Огнев С.И. 1913. Орнитологические наблюдения в Московской губернии // Орнитол. вестн. 2: 123-126.
Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-462. Фладе М. 2016. От «энергетического поворота» к угрозе биоразнообразию - о положении с охраной птиц в Германии // http://www.socialcompas.com/2016/06/16/ot-energeti-cheskogo-povorota-k-ugroze-bioraznoobraziyu-o-polozhenii-s-ohranoj-ptits-v-germanii/ Drobelis E. 2004. Lietuvos misku pauksciai [Хищные птицы литовских лесов]. Vilnius: 1163.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1486: 3415-3418
Орнитологические наблюдения на Южном Алтае на хребте Алтайский Тарбагатай и в Кара-Кабинской долине в июле 2006 года
А.Н.Челышев
Второе издание. Первая публикация в 2006*
В период с 4 по 7 июля 2006 с целью закладки фенологических площадок на территории Катон-Карагайского национального парка осуществлена поездка на хребет Алтайский Тарбагатай и в долину верхнего течения реки Кара-Каба. Маршрут: 4 июля - посёлок Катон-Карагай - село Чингистай -перевал Бурхат (49°07'32.9" с.ш., 86°01'24.1" в.д., 2141 м н.у.м.) - урочище Верхнее Зимовьё в верхнем течении Кара-Кабы - урочище Бауыркора (49° 05'16.4' с.ш., 86°06'16.0" в.д., 1702 м) - урочище Верхнее Зимовьё в верхнем течении Кара-Кабы (объезд на автомобиле); 5-6 июля - радиальные пешие выходы у кордона «Верхнее Зимовьё» на озеро; 7 июля - Верхнее Зимовьё -перевал Бурхат - Катон-Карагай (на автомобиле). Полевым стационаром служил кордон «Верхнее Зимовьё». Встречено 30 видов птиц. Ниже приводится информация о наиболее интересных видах.
Красношейная поганка Podiceps auritus. Одиночка встречена 5 июля на небольшом озерке в западной части Кара-Кабинской долины (49°04'6.13" с.ш., 86°02'42.44" в.д., 1645 м н.у.м.), восточнее кордона «Верхнее Зимовьё».
Чёрный аист Ciconia nigra. На этом же озерке видели 5 взрослых
* Челышев А.Н. 2006. Орнитологические наблюдения на хребте Алтайский Тарбагатай и в Кара-Кабинской долине в июле 2006 года // Каз. орнитол. бюл.: 105-106.