Научная статья на тему 'Малый НПЗ. Современные рациональные решения'

Малый НПЗ. Современные рациональные решения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
227
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Курочкин А. К., Курочкин А. А.

В статье рассмотрены некоторые принципы классификации и обозначения современных НПЗ. С позиции глубины переработки нефти рассмотрены вторичные процессы деструктивной пере- работки нефтяных асфальтеносодержащих остатков и пред- ложена технология их переработки. Показано, что новая редак- ция процесса Висбрекинг может служить базовым процессом для кардинального углубления переработки нефти как на суще- ствующих НПЗ, так и в схемах проектируемых малых НПЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Курочкин А. К., Курочкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый НПЗ. Современные рациональные решения»

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА

УДК 665.642.2

А.К. Курочкин, к.т.н., А.А. Курочкин, ООО «НПЦ «Термакат»

МАЛЫЙ НПЗ. СОВРЕМЕННЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены некоторые принципы классификации и обозначения современных НПЗ. С позиции глубины переработки нефти рассмотрены вторичные процессы деструктивной переработки нефтяных асфальтеносодержащих остатков и предложена технология их переработки. Показано, что новая редакция процесса Висбрекинг может служить базовым процессом для кардинального углубления переработки нефти как на существующих НПЗ, так и в схемах проектируемых малых НПЗ.

Современный малый НПЗ - это автоматизированный технологический комплекс по переработке углеводородного сырья мощностью от 50 тыс. до 3 млн твг, вырабатывающий не менее 80% светлых моторных топлив по категории качества не ниже Евро-3 из нефти любого типа и вида, включающий необходимый набор технологий, объектов общезаводского хозяйства и инженерных сетей, обеспечивающих безотходную, промышленно надежную и экологически безопасную эксплуатацию НПЗ в автономном режиме в течение 10-15 суток [1].

Среди российских нефтяников корпус нефтепереработчиков, очевидно, является самым консервативным. Именно в этом видится причина технического застоя отечественной нефтепереработки на достигнутой глубине переработки в 68-71%. Появление так называемых мини-НПЗ, не отвечающих ни техническим требованиям XXI века, ни элементарному багажу инженерных знаний и технологических наработок, накопленных за столетнюю историю технологии переработки нефти,увы, не способствовало развитию технологических процессов переработки нефти. Более того, абсолютное их большинство может служить лишь предметом, порочащим профессию инженера - технолога нефтепереработчика. А ведь изначально малым НПЗ отводили роль пилотных, отрабатывающих передовые технологии. Почему так произошло и что необходимо делать для перехода на углубленную

переработку нефти и укрепления имиджа отечественной нефтепереработки?

КАКОЙ ЗАВОД НАЗВАТЬ НПЗ?

Мы не случайно привели формулировку определения «современный малый НПЗ». В самом начале необходимо разобраться в предмете разговора.

На наш взгляд, право на жизнь имеют следующие проекты:

1. В определенных условиях целесообразно строительство промысловых установок для выработки дизельных топлив.

2. Промысловые установки по подготовке тяжелых нефтей решают особую задачу - повышают сортность нефти и снижают технологические затраты на ее перекачку.

3. В некоторых случаях целесообразны установки в составе нефтебаз: по выработке более высококачественных моторных топлив, при этом должны быть решены экологические проблемы утилизации отходящих газов, более тяжелых нефтяных остатков и серы.

4. Малотоннажные установки по производству битумов, несомненно, имеют право на жизнь. Более того, их целесообразно аттестовать и сертифицировать в составе деятельности дорожностроительных фирм.

5. Установки по квалифицированной утилизации нефтешламов должны функционировать у нефтедобытчиков и на нефтеперерабатывающих заводах как экологические подразделения.

6. Региональные НПЗ решают задачи по обеспечению своих регионов востребованными видами топлив и нефтепродуктов.

Степень комплектности технологическими процессами, инженерными сетями и объектами общезаводского хозяйства для названных объектов будет различная, в зависимости от их предназначения. Но степень их совершенства на соответствие достигнутому уровню развития науки и техники, несомненно, должна отвечать самым высоким требованиям. И это соответствие должно быть отражено уже в самом названии нефтеперерабатывающего завода.

О КЛАССИФИКАЦИИ НПЗ

Даже узким профессионалам не разобраться в степени совершенства действующих НПЗ. Если качество производимых светлых моторных и темных котельных топлив должно соответствовать единым стандартизованным по паспорту требованиям, то их содержимое известно только товарному цеху, осуществляющему заключительную стадию производства товарного продукта, -компаундирование. Иной раз и главный технолог завода не знает об уникальных способностях своих товарников, такого «накомпаундируют»...

Какая же самая необходимая информация должна быть отражена в названии НПЗ? На наш взгляд, в названии завода должны быть отражены:

Рис. 1. Уровень глубины переработки нефти (ГПН) и типовые схемы НПЗ

1. профиль завода: нефтеперерабатывающий - НПЗ;

• газоконденсат перерабатывающий

- ГКПЗ;

• нефтебитумный - Н БЗ;

• производство синтетической нефти -ЗПСН;

2. мощность завода: проще всего указывать в виде цифр, соответствующих годовой мощности по переработке сырой нефти в млн тонн, например: НПЗ

- 12,0 или НПЗ - 0,1;

3. уровень глубины переработки нефти (ГПН) в мировой практике уже классифицируется по 3 уровням:

I уровень - глубина переработки нефти с отбором 50-55% светлых только на АТ и ВТ, возможно с каталитическим риформингом и гидроочисткой светлых;

II уровень - с отбором светлых до 65-75% с применением технологий деструктивной переработки тяжелых дистиллятов и процессов их облагораживания;

III уровень - с отбором светлых свыше 80% с применением технологий деструктивной переработки нефтяных остатков, процессов облагораживания

и сероочистки всех дистиллятных и газовых потоков.

И если отражать степень отбора светлых нефтепродуктов в десятичных долях от единицы вместе с сочетанием уровня глубины переработки нефти, то получится весьма информативная система о степени комплектности завода технологическими процессами. Так, по обозначению 0,631 можно сказать, что это НПЗ на основе АТ или АВТ с

глубиной отбора светлых 63%. Обозначение 0,87111 соответствует НПЗ с глубиной отбора светлых 87%, и это обеспечивается вторичными процессами глубокой переработки нефтяных остатков.

Четвертую классификацию по качеству

производимой на НПЗ продукции целесообразно маркировать в соответствии с европейскими требованиями качества, например Евро2 - е2, для Евро4 - е4.

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА

Рис. 2. Традиционная переработка нефти по топливной схеме

Рис. 3. Переработка остатков

Парафины 4 олсфниы ■> нафгены арены ^ поли циклические арены ^ смолы ♦ асфалътены 4 STOP! ^ карбены ■> карбонды ^ кокс

Кпмц^нТрЭЦнА Парафинов >1 BflSrtftC Ть П0 Н 80 Г ( ад.Ц

Степень превращения, %

Рис. 4. Висбрекинг - ТЕРМАКАТ® в процессе для производства светлых

Таким образом, шифр завода НПЗ 0,1-0,85111-е4 будет обозначать нефтеперерабатывающий завод мощностью 100 тыс. твг по сырой нефти, со вторичными процессами глубокой переработки нефтяных остатков, с выработкой 85% светлых моторных топлив по категории качества Евро4. Некоторые передовые отечественные НПЗ можно обозначить НПЗ 12,0-0,89111-е4. Есть отечественные заводы НПЗ 3,0-0,47 1-е2.

УРОВЕНЬ ГЛУБИНЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ (ГПН)

Степень совершенства НПЗ закладывается еще на стадии разработки инженерной концепции, при разработке базового проекта технологии и исходных данных на проектирование будущего завода. Многократными расчетами показано, что и малый НПЗ может быть весьма рентабельным предприятием, если уровень глубины переработки нефти на нем не ниже 80%.

Какие процессы могут обеспечить высокую рентабельность? На рис. 1 представлены схемы типовых НПЗ топливного профиля. Для малых НПЗ нужно выбирать схемы с минимальным набором технологических переделов, да и сами переделы должны быть с минимальной капиталоемкостью. Вполне очевидно, что именно из-за высокой капиталоемкости процессы гидрокрекинга, замедленного коксования не могут быть рекомендованы для комплектования блок-схем малых НПЗ.

Как отмечалось выше, абсолютное большинство мини-НПЗ не отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым к проектированию объектов нефтеперерабатывающей отрасли. И даже если проект выполняется профессионально, то в схему завода все равно закладывается традиционный набор вторичных технологических процессов (см. рис. 2). С одной стороны, это опять-таки дорого, с другой - тиражируется промышленно небезопасная схема переработки нефтяного остатка. Передача нефтяного остатка от атмосферной колонны в вакуумную и из нее на термокрекинг сначала просто увеличивает концентрацию асфальтеновых веществ в 2-3 раза по отношению их содержания в

исходной нефти, а затем и дополнительно производит за счет процессов термополиконденсации. При высоких температурах (выше 440-4600С) происходит нежелательное явление - за-коксовывание технологического оборудования. Да и сам крекинг гудрона остатка куба вакуумной колонны малоэффективен - углубление переработки нефти лишь на 4-6%, а весьма высокий выход крекированного мазута даже не окупает технологических затрат на процесс.

В последние годы появились новые технологические решения,позволяющие значительно упростить конфигурации схемных решений для проектирования больших НПЗ на кардинальное углубление переработки нефти. Для малых НПЗ, ориентированных на переработку средних и тяжелых нефтей, эти решения, пожалуй, единственные, которые могут обеспечить высокорентабельную переработку нефти в малых объемах.

Речь идет о мягком висбрекинге, так называемом термоакустическом катализе, в котором необходимая для протекания деструктивных процессов

Вигбрекинг трнднцночный Внгб]1гкннГ - Тррмакят* Новая редакция

Назначение УмснЫНсннс ЕЯЗКОСГН гудрона Получение сбетльк оттю до бО-ВО'*« на мазут

Продукты Газ, бензин - до 5-8%, мазут М-100 Газ, б И КЕШ. ДЕЫТОЛЛНЮ, иеокнстнный бнтум

Решает задачи Повышение кэчст тьа нефтяного остатка Одностадийная переработЕса тяжелы* фрикцнй - а светлые, остагочньп фраводЕ« - б Фвттум

Эффективность Затратный лщкстг Повышает рентабельность на 40-6044

Наз€оние спщхы - нинс назначен*?: базоеик процесс глубокой переработки нефти

Рис. 5. Висбрекинг-ТЕРМАКАТ® - новые возможности висбрекинга

энергия подводится в высокопотенциальном виде - в виде кавитационноакустического воздействия (КАВ). На рис. 3 условно показаны сложные термохимические процессы, протекающие при КАВ с участием асфальтенов и поликонденсирован-ных агрегатов на их основе. При схло-пывании кавитационных пузырьков выделяется значительная энергия, которая обеспечивает глубокое протекание термодеструктивных процессов с разрывом химических связей и перераспределением водорода, с

разрушением сложных надмолекулярных структур и высвобождением масляной фазы из агрегатов. На рис. 4 представлена известная из теории технологическая цепочка химических превращений углеводородов при термическом воздействии на сложную углеводородную смесь. Парафины срабатываются в дизельнобензиновые фракции. Управляя переработкой концентрации асфальтенов, можно получить битум тех или иных свойств, вторичный остаток той или иной вязкости.

HEФTEПEPEPAБОTКA

Фото 1. Нефтеперерабатывающий завод в Ясло

ПРАКТИЧЕСКИ НА ПИЛОТНОЙ УСТАНОВКЕ ПОЛУЧЕНЫ:

• из чистого парафина с температурой плавления +5б0С получено 92% бензино-дизельной фракции с температурой помутнения -150С, в остатке флотский мазут с содержанием асфальтенов -3% масс;

• из котельного топлива - мазута марки 100 ШНОС - получено 50% бензинодизельных фракций, а в остатке котельное топливо мазут М100 с более низкой температурой застывания;

• из газоконденсатных мазутов Астраханского ГКПЗ, Сургутского ЗСК, Завода Конденсат (Казахстан) выход бензино-дизельных дистиллятов составляет 88, 92 и 93% соответствен-

но, а в остатке - низкозастывающие флотские мазуты;

• из тяжелых вторичных мазутов Московского НПЗ, Салаватского НОС, Уфимской группы заводов выход остаточных неокисленных дорожных битумов составляет 40-60%, а более 40% составляют бензино-дизельные дистиллятные фракции.

Кавитационный термолиз высокомолекулярных соединений приводит к образованию большого количества углеводородов бензино-дизельного ряда, а также сопровождается образованием продуктов уплотнения. Технология Термакат обеспечивает обрыв цепочки поликонденсацион-ных превращений на стадии образо-

вания асфальтенов - в необходимом количестве для высококачественных дорожных битумов.

В целом новая редакция процесса «Висбрекинг-Термакат» может быть рекомендована в качестве базового процесса глубокой переработки нефти (см. рис. 5) как для модернизации действующих заводов, так и при проектировании новых больших и малых НПЗ. Малобюджетная модернизация польского нефтеперерабатывающего завода в Ясло (см. фото 1) позволила дополнительно увеличить выработку бензинодизельных фракций на существующем оборудовании на 14%, при этом срок окупаемости капиталовложений и в НИР, и в саму модернизацию оказался менее одного месяца. По подобной схеме могут быть модернизированы как большие, так и малые установки АТ, АВТ, Висбрекинга, битумные, ТК и 3R. Рациональные технологические решения на основе высокой степени интегрирования процессов первичной подготовки нефти атмосферной перегонки, термолиза мазутов и термополиконденсации нефтяных остатков в сочетании с каталитическими процессами облагораживания бензиновых и дизельных фракций позволяют создавать современные высокорентабельные нефтеперерабатывающие предприятия, отвечающие самым современным требованиям науки и техники в области нефтепереработки, автоматизации, экологической и промышленной безопасности. Одним из таких заводов является Кондинский НПЗ (см. фото 2), спроектированный и построенный на основе вышеизложенных решений.

Фото 2. Кондинский НПЗ

Организатор:

ОАО “Казанская ярмарка

Президента и Правитепьствэ Республики Татарстан Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Мэрии города Казани

При содействии и участии ОАО 'ТАТНЕФТЬ11

16-я международная выставка

НЕфТЬ^ ГАЗ

^ НЕФТЕХИМИЯ

9-11 сентября Казань, 2009

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ МЕДИА-ПАРТНЕРЫ

NGE.RU

спонсор деловой программы

ОАО “Казанская ярмарка” Россия, 420059, Казань, Оренбургский тракт, 8 т./ф.: (843) 570-51-14, 570-51-11 e-mail: expokazan@rambler.ru

www.oilexpo.ru

ньктліючмьиі ur.i пї1 ISO 9001 Iv U

КАЗАНСКАЯ

ЯРМАРКА

НЕФТЕГАЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.