Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдыбекова Салтанат Кенжебаевна

В современных условиях хозяйствования тема статьи является актуальной, так как развитию малого предпринимательства во всем мире придается огромное значение. Это связано с тем, что одним из основных критериев эффективной экономики является высокий удельный вес предприятий малого бизнеса. В статье поставлена цель, которая заключалась в выявлении и анализе основных проблем развития малого предпринимательства в условиях пандемии и кризиса, а также поиске путей их решения. Предметом исследования является деятельность предприятий малого бизнеса в условиях пандемии и экономического кризиса. Раскрыты основные черты и характеристики малого предпринимательства, отражены форс-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией, которые повлекли за собой кризис в мировой экономике. В процессе проведения исследования выявлено, что деятельность предприятий малого бизнеса является приоритетной в условиях пандемии и кризиса; определены основные факторы, влияющие на низкую эффективность поддержки малого бизнеса со стороны государства. Основными методами исследования являются сравнительный, системный, статистический анализы. Особое внимание автором уделяется вопросам поиска и выбора новых механизмов и способов развития малого предпринимательства в условиях пандемии и после ее завершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN THE MARKET ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN A PANDEMIC

In modern economic conditions, the topic of the article is relevant, since great importance is attached to the development of small business throughout the world. This is due to the fact that one of the main criteria for an efficient economy is a high proportion of small businesses. The article sets the goal, which was to identify and analyze the main problems of small business development in the context of a pandemic and crisis, as well as to find ways to solve them. The subject of the research is the activities of small businesses in the context of a pandemic and economic crisis. The work reveals the main features and characteristics of small business, reflects force majeure circumstances associated with the pandemic, which entailed a crisis in the world economy. In the course of the study, it was revealed that the activities of small businesses are a priority in the context of a pandemic and crisis; the main factors influencing the low efficiency of state support for small businesses are identified. The main research methods are comparative, systemic, statistical analyzes. The author pays special attention to the search and selection of new mechanisms and methods for the development of small business in the context of a pandemic and after its completion.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Экономика

УДК 332.1 С.К. Байдыбекова

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

В современных условиях хозяйствования тема статьи является актуальной, так как развитию малого предпринимательства во всем мире придается огромное значение. Это связано с тем, что одним из основных критериев эффективной экономики является высокий удельный вес предприятий малого бизнеса. В статье поставлена цель, которая заключалась в выявлении и анализе основных проблем развития малого предпринимательства в условиях пандемии и кризиса, а также поиске путей их решения. Предметом исследования является деятельность предприятий малого бизнеса в условиях пандемии и экономического кризиса. Раскрыты основные черты и характеристики малого предпринимательства, отражены форс-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией, которые повлекли за собой кризис в мировой экономике. В процессе проведения исследования выявлено, что деятельность предприятий малого бизнеса является приоритетной в условиях пандемии и кризиса; определены основные факторы, влияющие на низкую эффективность поддержки малого бизнеса со стороны государства. Основными методами исследования являются сравнительный, системный, статистический анализы. Особое внимание автором уделяется вопросам поиска и выбора новых механизмов и способов развития малого предпринимательства в условиях пандемии и после ее завершения.

Ключевые слова: малый бизнес, пандемия, кризис, предпринимательство, конкуренция, инвестиционная привлекательность, цифровые технологии, безработица.

Б01: 10.35634/2412-9593-2021-31-2-169-175

Стимулирование экономического роста является приоритетной задачей каждого государства. Уровень инфляции и безработицы, стабильность платежного баланса, объём привлеченных инвестиций, количество произведенных товаров и оказанных услуг влияют на состояние экономики любой страны. Малый бизнес является опорой для национальной экономики. В условиях глобального экономического кризиса наблюдается разрушение общей стабильности общества, которая сопровождается потерей работы частью населения, снижением их социального статуса, общего падения уровня жизни, невостребованностью в профессиональном плане, неустроенностью положения. Все это приводит к социальной напряженности, а также к ухудшению криминогенной обстановки в стране. Эти обстоятельства способствуют тому, чтобы люди были вынуждены приспосабливаться к сложным условиям современного рынка.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является вопрос о создании благоприятных условий для развития малого предпринимательства и различных форм самозанятости. Предприятия малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом более гибкие, они быстрее адаптируются к местным рынкам и запросам населения, оперативно реагируют на изменения потребительского спроса [1].

В процессе своей деятельности малое предпринимательство осуществляет несколько основных функций, оказывающих влияние в целом на экономику страны. Основными функциями малого предпринимательства являются: экономические, социальные, инновационные, экологические.

Малое предпринимательство по сравнению со средним и крупным предпринимательством имеет присущие только ему характерные черты:

1. Относительно невысокие накладные расходы и малочисленный управленческий аппарат.

2. Более широкое и эффективное использование местных ресурсов и отходов производства.

3. Отсутствие жесткой иерархии и низкий уровень социальной и психологической напряженности.

4. Отсутствие жесткой иерархии и низкий уровень социальной и психологической напряженности.

5. Высокая адаптивность к требованиям местных рынков и потребителей.

6. Быстрое принятие решений и оперативная их реализация в условиях быстро изменчивой конъюнктуры рынка.

2021. Т. 31, вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

7. Возможность совмещения профессий и эффективное использование кадров.

8. Позволяет стимулировать развитие конкуренции в направлении снижения конечных цен для потребителя и повышения качества.

9. Эффективное использование технологических процессов и оборудования, оптимальное применение автоматизированного и ручного труда, относительно невысокая стоимость и более короткие сроки перевооружения и внедрения новых современных технологий.

В условиях рыночной экономики малый бизнес является основополагающим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В условиях жесткой конкуренции роль малого бизнеса заключается в формировании здоровой конкурентной среды, что является наиболее важным [2].

Несмотря на то, что проблемами развития малого предпринимательства занималось большое количество ученых-экономистов, данная проблема остается недостаточно изученной. Большое внимание в настоящее время уделяется повышению инвестиционной привлекательности малого бизнеса, так как она влияет на перспективы его развития, что особенно актуально в условиях экономической нестабильности. Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность малого бизнеса, приведены в таблице.

Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность малого бизнеса

Группы факторов Факторы

Уровень конкуренции Количество компаний, действующих на рынке

Динамика развития отрасли Объем производства

Объем и структура инвестиций, поступающих в отрасль Объем инвестиций, поступающих в отрасль. Структура инвестиций по источникам поступления

Макроэкономические показатели Курс национальной валюты к мировым валютам Объем ВВП Уровень безработицы Уровень инфляции Средняя заработная плата в регионе Темпы роста экономики в регионе и др.

Источник: [3].

На повышение инвестиционной привлекательности предприятий малого бизнеса влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся те факторы, которые не зависят от результатов деятельности предприятий: политические, социальные, законодательные, правовые, экономические, природно-географические. Основными факторами, влияющими на малое предпринимательство, являются: уровень развития финансовой среды; экологическая безопасность; наличие кадрового потенциала; уровень развития инфраструктуры и др. [3].

К внутренним факторам относятся факторы, которые напрямую зависят от результатов деятельности предприятия. В связи с этим основными рычагами, влияющими на инвестиционную привлекательность предприятия, являются внутренние факторы. Это технические, организационные, трудовые, коммерческие, ресурсно-сырьевые, потребительские, инновационные, производственные, финансово-аналитические факторы. Основными внутренними факторами, влияющими на инвестиционную привлекательность малого бизнеса, являются: организационная структура предприятия; финансовое состояние предприятия; уровень инновационной деятельности предприятия и др.

На основании проведенного анализа влияния внутренних и внешних факторов инвестиционной привлекательности субъекты малого предпринимательства могут разработать мероприятия по стабилизации своего финансового положения и привлечения инвестиций.

Пандемия, которая охватила буквально весь мир и все сферы деятельности, оказала и оказывает негативное влияние на развитие экономики всех стран мира. Пострадали не только крупные предприниматели, но и средний и малый бизнес в особенности. Для поддержки малого бизнеса со стороны государства оказывается значительная помощь как финансовая, так и гуманитарная [4].

Для восстановления и нормального функционирования малому бизнесу необходимо решить ряд проблем, основными из которых являются:

1) Недостаточно высокий размер капитала, что является препятствием для дальнейшего развития и совершенствования;

2) в связи с финансовыми ограничениями невозможность увеличения объемов производства, закупа крупной партии товаров, приобретения современного оборудования, расширения штата сотрудников;

3) отсутствие планирования, при котором необходимо не только грамотно составленный план развития предприятия, но и возможность внесения изменений в связи со сложившимися обстоятельствами;

4) сложность в привлечении на работу высококвалифицированных сотрудников;

5) трудности, возникающие с обеспечением финансирования новых современных инновационных разработок и продуктов в производство;

6) недостаточно большой опыт для ведения бизнеса на начальном этапе развития;

7) ценовая конкуренция;

8) недостаточно средств для продвижения товаров и услуг на внешнем рынке;

9) недостаточный уровень защищенности от коррупции.

В условиях кризиса наблюдается перераспределение трудовых ресурсов в малый бизнес из более крупного. Это связано в основном с тем, что иметь собственное дело более выгодно и надежно, чем работать по найму [5].

В результате затянувшейся пандемии пострадали буквально все предприятия и кампании. В наибольшей степени пострадали предприятия малого бизнеса, деятельность которых связана в основном с оказанием различных видов услуг. К таким предприятиям относятся: гостиничный бизнес; авиаперевозки, автоперевозки; предприятия общественного питания; туристические агентства; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; культурно-развлекательные центры; торговля непродовольственными товарами; организации конференций и выставок; организации дополнительного образования; предприятия, оказывающие бытовые услуги населению: парикмахерские салоны, салоны красоты, химчистка, ремонт, стирка и прочие [6].

В условиях пандемии у предприятий сократились возможности работать офлайн. Ситуация с короновирусом привела к тому, что многие малые предприятия были вынуждены перевести часть работников на удаленный формат работы, что привело к сокращению штата работников и заработной платы. Многим предприятиям пришлось идти на сокращение производства в связи с невостребованностью товаров, работ и услуг и перепрофилировать свою деятельность.

При проведении исследования данной проблемы были изучены мнения предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса. Некоторые предприниматели, которых меньшинство, наряду с проблемами отмечают также положительную сторону пандемии[7].

1. В связи с закрытием многих предприятий наблюдается освобождение рыночных ниш, в первую очередь в сфере малого бизнеса.

2. Из-за закрытия предприятий наблюдается процесс уменьшения конкуренции, то есть на рынке происходит как бы естественный отбор и слабые компании уходят с рынка.

3. Из-за удаленной формы работы сократились транспортные расходы, что оказало благоприятное воздействие на экологию в связи с уменьшением выбросов углекислого газа.

4. Из-за пандемии многие сотрудники начали работать дома, у них появилось больше свободного времени, которое они раньше тратили на дорогу. Это время они стали уделять семье, детям.

5. В связи с закрытием многих учреждений, таких как учебные заведения, торговые центры, рестораны, кафе и бары, салоны красоты и ночные клубы, у людей появилась возможность и время для самообразования и смены сферы деятельности [8].

Для создания или возобновления своего бизнеса предприятия должны изучить рынок и потребности в сложившихся условиях, изучить условия деятельности на рынке; изучить конкурентов и клиентов; какие товары или услуги и в какое время пользуются большим спросом и т. д.

В последние годы в разных странах проводится работа по совершенствованию условий для ведения бизнеса, разрабатываются и применяются различные программы по поддержке предпринимателей малого бизнеса. Для развития и совершенствования малого бизнеса и выхода на внешний рынок необходимо применение современных цифровых технологий, что позволит предприятиям оптимизировать операционную деятельность, сократить расходы производства, возможность выйти на глобальные рынки.

2021. Т. 31, вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Для восстановления экономики в рамках государства необходимо разработать комплексный план по восстановлению экономического роста, который включает в себя налоговые послабления, расширение кредитования, поддержка отечественных производителей, модернизация и реконструкция инфраструктуры, поддержка малого предпринимательства [9].

Государству необходимо поддерживать создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики, в том числе в торговле, сельском хозяйстве, строительстве и др. Основными антикризисными мерами государства в период пандемии являются следующие: освобождение малого бизнеса от налогов; временное приостановление налоговых проверок; предоставление кредитных каникул для малого бизнеса; предоставление льготного кредитования.

Для развития малого бизнеса государству необходимо создавать соответствующие условия, одним из которых является доступность к кредитным ресурсам. Банки при предоставлении кредитов предпочтение отдают в первую очередь крупным предприятиям в связи с тем, что предприятия малого бизнеса ограничены в финансовых ресурсах и не всегда имеют залоговое имущество в необходимых размерах.

Министерством экономического развития Российской Федерации поставлена основная задача, которая заключается в сохранении занятости и поддержке предпринимательства. Для этого Правительством РФ на поддержку бизнеса и граждан выделено 3,0 трлн руб.

Основные меры поддержки предпринимательства:

- отменено 100 000 плановых проверок;

- выдано в виде беспроцентных кредитов на поддержку занятости - 58,6 млрд руб.;

- заключено 30000 соглашений по отсрочке арендной платы;

- объем реструктурированных кредитов бизнесу - 529 млрд руб.

Общими мерами поддержки малого бизнеса являются:

- гранты на заработную плату (для малого и среднего бизнеса);

- отсрочка по страховым взносам до 6 месяцев;

- отсрочка по всем налогам до 6 месяцев;

- беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам;

- мораторий на взыскание долгов и штрафов;

- мораторий на банкротство;

- программа льготного кредитования [10].

Основными мерами поддержки малого предпринимательства в Казахстане являются:

- для налогоплательщиков по всем налогам приостановлено начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам до 15 августа 2020 г. и перенесены сроки сдачи налоговой отчетности на 3 квартал 2020 г.;

- для налогоплательщиков, отнесенных к категории субъектов микро, малого предпринимательства предоставлена отсрочка срока уплаты по всем налогам и другим платежам;

- обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам до 1 июня 2020 г.;

- предоставлены отсрочки по платежам по договорам банковского займа и микрокредита, включая платежи по основному долгу и (или) вознаграждению, на срок до 90 дней для ИП и субъектам МСБ, финансовое состояние которых ухудшилось в результате введения ЧП.

В связи с режимом ЧП с 26 марта 2020 г. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка приостановило платежи населения и МСБ по банковским кредитам.

У физических лиц и бизнеса была возможность получения отсрочки платежей по займам на 90 дней, которая действовала с 16 марта по 15 июня 2020 г. За это время 1 890 443 человека получили отсрочку на сумму 268,2 млрд тенге или 33,8 % от всех заемщиков - физических лиц, 12 455 субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 164,8 млрд тенге или 41,5 % от общего количества заемщиков [11].

Для того чтобы предприятия малого бизнеса развивались и расширялись необходимым условием является их финансовая стабильность, чтобы предприниматели могли планировать свой бизнес. Для выхода из затянувшегося кризиса необходимо провести детальный и углубленный анализ деятельности каждой сферы деятельности по отдельным отраслям, а также эффективность и результативность применения различных программ по поддержке малого бизнеса [12].

В условиях пандемии и кризиса многие предприятия малого бизнеса закрываются и подвергаются банкротству и разорению. Для тех же малых предприятий, которые остаются на плаву, открываются новые возможности для реализации новых бизнес-идей.

На основе проведенных исследований можно предложить несколько бизнес-идей для малого бизнеса, которые не потребуют огромных финансовых вложений, но могут окупиться за короткий срок и дать экономический эффект.

1. Создание клинингового агентства. Сущность работы данного агентства заключается в предоставлении услуг по уборке квартир, офисов. Преимуществом данного вида деятельности является то, что для начала деятельности достаточно небольших финансовых средств для приобретения необходимого инвентаря. Также для выполнения клининговых услуг нет необходимости привлекать специалистов высокой квалификации, что отражается на затратах по заработной плате.

2. Создание службы доставки. Данный вид услуг в условиях карантина является наиболее актуальным. Служба доставки может включать как доставку обедов, так и других видов товаров. Многие предприятия общественного питания, ресторанов, кафе в настоящее время осуществляют доставку обедов. Также можно самостоятельно открыть службу доставки. Для этого достаточно предприятию или индивидуальному предпринимателю иметь транспорт.

3. Строительство небольших теплиц. В период с осени до весны возникает потребность в свежих овощах и зелени. Поэтому строительство теплиц, в которых можно круглогодично выращивать свежие овощи и зелень, является всегда актуальным.

4. Цеха по производству кулинарных изделий. Изготовление различных кулинарных изделий (торты, пирожные, блины и др.) на заказ. Данная услуга не потребует значительных вложений. Для начала бизнеса необходимы средства для приобретения техники и сырья.

5. Открытие цехов по ремонту машин, телефонов, бытовой техники. В условиях кризиса не у всех есть возможность покупать новые товары. Поэтому ремонт бытовой техники, телефонов является сейчас актуальным.

6. Комиссионные магазины, пункты приема объявлений, онлайн-аукционы. Население с низкой платежеспособностью приобретает товары в комиссионных магазинах, участвует в различных онлайн-аукционах.

7. Открытие ломбардов. Для быстрого и оперативного получения денег население сдает различные ценности: ювелирные украшения, машины и другую технику.

8. Микрофинансовые организации. Микрофинансовые организации в условиях кризиса являются одним из основных источников получения денег населением без различных проверок.

Для восстановления малого бизнеса после пандемии и кризиса необходимы отечественные и зарубежные инвестиции для роста и развития малого предпринимательства, создания новых рабочих мест, снижения социальной напряженности среди населения.

В последнее время виртуальная реальность становится основным перспективным направлением 1Т-технологии, например виртуальные азартные игры, виртуальные игры различных жанров и др.[13]. В условиях научно-технического прогресса наибольшее развитие получили такие важнейшие направления, как информатика, электроника, кибернетика. Данные направления деятельности нашли широкое распространение у предприятий малого предпринимательства.

Основным преимуществом малого бизнеса является быстрая реализация услуг, минимум затрат, быстрая окупаемость расходов. Для того чтобы начать бизнес предпринимателю можно начать деятельность с самозанятости, а затем по мере развития дорасти до полноценного бизнеса [14].

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что необходимо расширить программы поддержки малого бизнеса, которые дают хороший результат, а те программы, которые не являются эффективными, закрыть и разработать новые более действенные программы.

Кризисная ситуация, которая возникла в результате короновирусной пандемии, оказала влияние на все сферы жизнедеятельности и выход из нее будет продолжительным. Пандемия коснулась каждого человека, и все человечество надеется, что данная эпидемия стихнет и все вернется в прежнее русло. Многие предприниматели надеются, что все вернется в привычное русло, другие ждут помощи от государства, а вот некоторые предприниматели перестраивают свой бизнес в соответствии со сложившимися условиями [15].

Короновирус со временем отступит, но жизнь прежней уже не будет. Многие предприниматели в условиях пандемии перевели своих сотрудников на удаленный формат работы, который, скорее всего, они сохранят и после окончания пандемии. Применение дистанционного формата работы для работодателей является более приемлемым в связи с тем, что сокращаются расходы на аренду помещений. Со временем многие предприятия перейдут на удаленную форму работы, за исключением тех

174_С.К. Байдыбекова_

2021. Т. 31, вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

видов работ, которые необходимо осуществлять в офлайн-формате. Но все-таки многие предприятия малого бизнеса (мелкий бизнес, маленькие компании) закроются. В основном закроются такие предприятия, у которых не было резервов, а также у тех, у которых слабая бизнес-модель [16].

Предприятиям малого бизнеса необходимо при составлении бизнес-плана главный упор делать на внутренние резервы, то есть наращивать внутренний спрос. Основным резервом является налаживание собственного производства продуктов питания, деталей, конструкций и др.

Для развития малого предпринимательства в условиях пандемии необходима всесторонняя помощь со стороны государств, приоритетными из которых являются следующие:

- формирование благоприятных условий для развития кредитования малого предпринимательства банками;

- организация помощи в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства;

- разработка программ поддержки конкурентоспособных малых предприятий;

- совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для субъектов малого предпринимательства др. [17].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Долгушина В.А. Сущность и значение малого предпринимательства // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 22. С. 127-133.

2. Осипов Е.М. К вопросу о понятиях развития малого бизнеса и предпринимательства // Социология власти. 2012. №3. С. 226-232.

3. Низова Л. М., Малинкина И.В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2016. № 1. C. 70-76.

4. Ходов Л. О структуре малого и среднего предпринимательства и особенностях его мотивации // Вопр. статистики. 2011. № 3. 10 с.

5. Хамидулин Ф. Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2016. № 3(19). С. 171-174.

6. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. 2020. №10 (112). С. 155-166.

7. Кравченко Л.П. Малый бизнес сегодня и завтра. Москва: «Экономпресс», 2014. 159 с.

8. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства: монография. СПб.: ГУ-АП, 2009. 205 с.

9. Иванов А.А. Инвестиционная политика государства как основа стабильного развития экономики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва, 2020. № 4. С. 122-128.

10. Меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также НКО для преодоления последствий коронавирусной инфекции / Министерство экономического развития Российской Федерации, 2020.

11. Меры поддержки малого бизнеса в Казахстане / Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, 2020.

12. Куринова Я.И. Динамика развития сектора экономики МСП в условиях пандемии COVID 19 // Наука и образование: хозяйство и экономика. 2020. №9 (124). С. 11-15.

13. Пыткин А. Н., Глезман Л. В. Совершенствование финансового механизма коммерческой организации // Финансовые исследования. 2018. №2 (59). С. 66-71.

14. Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2014. № 11. C. 132-133.

15. Русанов В. А. Факторы модернизации малого и среднего предпринимательства // Наука и образование: хозяйство и экономика. 2020. №9 (124). С. 15-18.

16. Зяблицкая Н.В. Основные характеристики процесса адаптации предприятий к современным условиям // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. C. 144-146.

17. Смирнов Д.В. Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография / Д.В. Смирнов, В.В. Салий. Ростов: Изд-во «Азов-печать», 2015. С. 4-5.

Поступила в редакцию 05.03.2021

Байдыбекова Салтанат Кенжебаевна, кандидат экономических наук, ассоциированный профессор

НАО «Жетысуский университет им. И. Жансугурова»

040000, Казахстан, г. Талдыкорган, микрорайон Гарышкер, 220

E-mail: [email protected]

S.K. Baidybekova

SMALL BUSINESS IN THE MARKET ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN A PANDEMIC

DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-2-169-175

In modern economic conditions, the topic of the article is relevant, since great importance is attached to the development of small business throughout the world. This is due to the fact that one of the main criteria for an efficient economy is a high proportion of small businesses. The article sets the goal, which was to identify and analyze the main problems of small business development in the context of a pandemic and crisis, as well as to find ways to solve them. The subject of the research is the activities of small businesses in the context of a pandemic and economic crisis. The work reveals the main features and characteristics of small business, reflects force majeure circumstances associated with the pandemic, which entailed a crisis in the world economy. In the course of the study, it was revealed that the activities of small businesses are a priority in the context of a pandemic and crisis; the main factors influencing the low efficiency of state support for small businesses are identified. The main research methods are comparative, systemic, statistical analyzes. The author pays special attention to the search and selection of new mechanisms and methods for the development of small business in the context of a pandemic and after its completion.

Keywords: small business, pandemic, crisis, entrepreneurship, competition, investment attractiveness, digital technologies, unemployment.

Received 05.03.2021

Baidybekova Saltanat Kenzhebaevna, Candidate of Economics, Associate Professor NAO «Zhetysu University named after I. Zhansugurova» 040000, Taldykorgan, Kazakhstan, Garyshker residential district, 220 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.