Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ЕГО РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ЕГО РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1483
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гезиханов С.А., Амадаев А.А., Якубова М.М.

В статье рассматривается роль малого бизнеса в современной экономике развитых стран, его роль в обеспечении занятости населения, в обеспечении экономической стабильности. Малый бизнес-это сложный и разнообразный механизм, и его развитие или упадок оказывает очень существенное влияние на экономику любой современной страны. Исторически малый бизнес возник в глубокой древности. Малый бизнес является основой для возникновения и развития предпринимательства. Исторически малые предприятия представляли собой самостоятельную экономическую деятельность, ориентированную на местные рынки товаров и услуг. Статья посвящена роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике каждого отдельного региона. Выявлены аспекты влияния субъектов малого и среднего предпринимательства на региональную экономику. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN A MARKET ECONOMY, ITS ROLE AND PROSPECTS

The article examines the role of small business in the modern economy of developed countries, its role in providing employment, in ensuring economic stability. Small business is a complex and diverse mechanism, and its development or decline has a very significant impact on the economy of any modern country. Historically, small business originated in ancient times. Small business is the basis for the emergence and development of entrepreneurship. Historically, small businesses were independent economic activities focused on local markets for goods and services. The article is devoted to the role of small and medium-sized businesses in the economy of each individual region. ... Aspects of the influence of small and medium-sized businesses on the regional economy are identified. Speaking about the role of small business, it should be emphasized that this is not a side area of the economy. Moreover, its role in modern dynamic life is steadily increasing. Small businesses are organically integrated into the economic structure, the competitive environment, and the social division of labor.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ЕГО РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

4. Коваленко Л.В., Кулик А.А., Мартояс М.А. Управление человеческими ресурсами как особый вид профессиональной деятельности / Л.В. Коваленко, А.А. Кулик, М.А. Мартояс // Вестник академии знаний. - 2019. - №5(34). - С. 87-91.

5. Серая Н.Н. Инновационные подходы в системе мотивации и стимулирования персонала / Н.Н. Серая, Ю.Н. Реул // Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 310-314.

References:

1. E N Klochko, E A Britikova, L V Kovalenko. The main factors causing the outsourcing use in th construction organizations 'activities. Iop conference series: materials science and engineering. International Scientific Conference "Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development" - Construction of Roads, Bridges, Tunnels and Airfields ,. 2019. P. 077043.

2. Zelinskaya M.V. Approaches to the selection of personnel in Russia and abroad. In the collection: Topical issues of the development of modern society. Collection of scientific articles of the 5 th International Scientific and Practical Conference. - Southwest State University. - 2015.S. 80-82.

3. Klochko E.N. Human capital management as a condition for increasing the competitiveness of an organization / E.N. Klochko // Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems and solutions. Collection of abstracts based on the materials of the National Conference. - 2018 .-- P. 101.

4. Kovalenko L.V., Kulik A.A., Martoyas M.A. Human resource management as a special type of professional activity / L.V. Kovalenko, A.A. Kulik, M.A. Martoyas // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 5 (34). - S. 87-91.

5. Gray N.N. Innovative approaches in the system of staff motivation and incentives / N.N. Seraya, Yu.N. Reul // Topical issues of management: challenges and prospects for sustainable development. Materials of the international scientific and practical conference. - 2020 .-- S. 310-314.

10.24412/2309-4788-2021-10954

С.А. Гезиханов - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, bek0560@mail.ru,

S.A. Gezikhanov - PhD, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University;

А.А. Амадаев - к.э.н., доцент старший научный сотрудник лаборатории экономических исследований ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт РАН» им. Х.И. Ибрагимова, Anzor_84@mail.ru,

A.A. Amadaev - PhD, Associate Professor Senior Researcher of the Laboratory of Economic Research of the Federal State Budgetary Institution «Integrated Research Institute» Kh. I. Ibragimov Russian Academy of Sciences;

М.М. Якубова - ассистент кафедры физического воспитания, Чеченский государственный университет, ymizan@bk.ru,

М.М. Yakubova - assistant of the Department of Physical Education, Chechen State University.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ЕГО РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ SMALL BUSINESS IN A MARKET ECONOMY, ITS ROLE AND PROSPECTS

Аннотация. В статье рассматривается роль малого бизнеса в современной экономике развитых стран, его роль в обеспечении занятости населения, в обеспечении экономической стабильности. Малый бизнес-это сложный и разнообразный механизм, и его развитие или упадок оказывает очень существенное влияние на экономику любой современной страны. Исторически малый бизнес возник в глубокой древности. Малый бизнес является основой для возникновения и развития предпринимательства. Исторически малые предприятия представляли собой самостоятельную экономическую деятельность, ориентированную на местные рынки товаров и услуг. Статья посвящена роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике каждого отдельного региона. Выявлены аспекты влияния субъектов малого и среднего предпринимательства на региональную экономику. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда.

Abstract. The article examines the role of small business in the modern economy of developed countries, its role in providing employment, in ensuring economic stability. Small business is a complex and diverse mechanism, and its development or decline has a very significant impact on the economy of any modern country. Historically, small business originated in ancient times. Small business is the basis for the emergence and development of entrepreneurship. Historically, small businesses were independent economic activities focused on local markets for goods and services. The article is devoted to the role of small and medium-sized businesses in the economy of each individual region. ... Aspects of the influence of small and medium-sized businesses on the regional economy are identified. Speaking about the role of small business, it should be emphasized that this is not a side area of the economy. Moreover, its role in modern dynamic life is steadily increasing. Small businesses are organically integrated into the economic structure, the competitive environment, and the social division of labor.

Ключевые слова: Малый бизнес, экономика, предпринимательство, предприятия, природные ресурсы, национальная политика.

Keywords: Small business, economy, entrepreneurship, enterprises, natural resources, national policy.

Современные экономисты фактически определяют эти понятия: "предприниматель", "малый бизнес", "малый бизнес", в свою очередь, согласно другим принципам организации бизнеса, "большой бизнес" рассматривается как явление экономической жизни. [6, с. 109].

Малое предпринимательство-это предприятие, осуществляемое в малой форме, основанное на предпринимательской деятельности, представляющее собой группу малых и средних частных предпринимателей, непосредственно не входящих ни в одно монопольное предприятие. [5, с. 78-81].

Малый бизнес-это, с одной стороны, конкретные отрасли экономики, создающие материальные блага в случае использования материальных, Энергетических, природных ресурсов и максимального использования человеческого капитала, с другой-реализация самореализации и самодостаточности граждан в рамках прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (статья 34 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, предпринимательская деятельность как малый бизнес-это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [2, с. 148-152].

Согласно определению Министерства торговли США, малый бизнес в США-это производственное предприятие, в котором занято не более 100 рабочих и служащих, с оптовым оборотом не более 200 тысяч долларов в год. Если речь идет не о производственном предприятии, а о торговом или любом другом предприятии, то годовой оборот не отражает производственных мощностей малых предприятий, конкретные направления их развития включают те рыночные ниши, которые не заняты крупными компаниями, в то время как малые компании видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим наиболее важные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

- Политическая ситуация в обществе;

- Состояние экономики страны;

- Национальная политика в экономической сфере;

- Меры поддержки малого предпринимательства;

- Юридическое сопровождение малого бизнеса;

- Налоговая политика;

- Финансово-кредитная политика;

- Уровень жизни населения;

- Цивилизация предпринимательства.

Малый бизнес может стать важной основой для перехода к позитивному экономическому процессу и создания предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес выполнил все свои ожидаемые задачи, чтобы полностью раскрыть свой потенциал и воспользоваться всеми своими преимуществами, ему необходима поддержка государства. [3, с. 11]]

Хотя "лицо" любой развитой страны составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы-крупного капитала-во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, реальной основой жизни рыночной экономики является малый бизнес, как наиболее широкая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные "ниши", способствующие сближению производства товаров и услуг потребителями, развиваясь в отраслях, не привлекательных для крупных предприятий. Важной особенностью малого бизнеса является широкое использование небольших местных источников сырья, возможность ускорения инвестиционного развития и высокая оборачиваемость ликвидности. Еще одной особенностью отрасли является активная инновационная деятельность, которая способствует ускорению развития различных отраслей экономики. Малый бизнес создает конкурентную среду, создает альтернативы на рынке труда, создает миллионы новых рабочих мест.

Присущая малому бизнесу гибкость и высокая степень приспособляемости к волатильности рынка способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране и достижению оптимальных экономических структур.

Поэтому малый бизнес-это предпринимательский сектор, который во многом определяет темпы экономического роста, уровень занятости населения, структуру и качество валового национального продукта страны.

Анализ существующих публикаций показывает, что в условиях развитых рыночных экономик, а также хозяйственных комплексов постсоциалистических стран предпринимаются определенные меры по стимулированию саморазвития малого бизнеса, содействию его выходу на рынок, поиску источников финансирования, партнеров, сбытовых цепочек, снижению системных рисков и др.

В целом в странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), повсеместно предпринимаются определенные меры по содействию саморазвитию малых предприятий, оказанию им помощи в проникновении в город [1, с. 7-8], все они опосредованы особой значимостью малого бизнеса в национальной экономике.

Малый бизнес играет значительную роль в экономике любой страны. Она является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая в эту систему отношений большинство граждан страны путем открытия собственных предприятий, а также обеспечивая высокую производительность труда за счет глубокой специализации и продуктивной кооперации, что благотворно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Малый бизнес существует во всех сферах и сферах экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса более выражены, чем недостатки по сравнению с другими секторами экономики. Это особенность малого биз-неса-просыпаться во время общей рецессии и решать многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий показало хорошую адаптацию к внешним условиям, укрепление рыночных отношений с их развитием. Благодаря гибкости и быстроте принятия решений малому бизнесу легче контролировать производственный процесс и быстро приспосабливаться к изменениям рыночного спроса. Они характеризуются высокой мобильностью производства по сравнению с крупными предприятиями, чутким реагированием на потребности потребителей, способностью быстро внедрять новое оборудование и технологии, более эффективным использованием производственных мощностей. Развитие малого бизнеса приводит к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местного сырья, является надежным источником доходов бюджета, малый бизнес имеет меньшую долю просроченной задолженности перед местным и федеральным бюджетами, чем другие предприятия.

В настоящее время крупные компании проявляют большой интерес к созданию малого бизнеса. Они поручают малым предприятиям осуществлять определенные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, осуществлять различные научные разработки.

Многие предприниматели считают, что развивать малый бизнес в современных условиях довольно сложно. В какой-то степени мировой финансовый кризис затронул все отрасли экономики, доходы населения упали, а значит, и спрос на предоставляемые товары и услуги снизился. Малому бизнесу приходится прилагать огромные усилия, чтобы "удержаться на плаву" и получать доход от своей деятельности. Правительство Российской Федерации заявило о намерении всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных схем, субсидий и льгот. Но чувствуют ли эту поддержку сами предприниматели? Как они планируют строить свой бизнес в сложных условиях и какими видят перспективы для малого бизнеса? По мнению экспертов, представители малого бизнеса оценивают текущую экономическую ситуацию пессимистично, но большинство людей по-прежнему полны решимости продолжать свой бизнес и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят, что не верят в поддержку государства, полагаясь на собственные силы и ресурсы. На самом деле поддержка есть, и она вполне ощутима. В этом году на софинан-сирование Программы поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд рублей, на что эти регионы получили из федерального бюджета более 7 млрд рублей. Объем федеральной поддержки в большинстве регионов составляет 70%, в некоторых регионах-80%. Согласно требованиям региона (по данным Минэкономразвития РФ), общий объем финансирования в 2009 году составил 24 млрд рублей. [4,с. 22-27].

Малый бизнес может стать важной основой для перехода к позитивному экономическому процессу и создания предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес выполнил все свои ожидаемые задачи, чтобы полностью раскрыть свой потенциал и воспользоваться всеми своими преимуществами, ему необходима поддержка государства.

Поддержка малого бизнеса осуществляется по нескольким направлениям и направлена на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает в себя разработку законодательства и регулирование правовых актов, устанавливающих предельно упрощенные (декларативные) процедуры регистрации и лицензирования коммерческой деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных товаропроизводителей и товаропроизводителей; создание новой системы налогообложения и бухгалтерского учета.;

Исходя из вышесказанного, я хотел бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса было установлено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую ликвидность в рыночных условиях, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Она способна не только быстро заполнить образовавшуюся нишу в потребительском секторе, но и относительно быстро окупиться. А также создать конкурентную атмосферу и предпринимательскую среду, без которых невозможна рыночная экономика.

Получены следующие результаты:

- Малый бизнес-это экономика страны, и малый бизнес играет важную роль в занятости населения, производстве определенных товаров, научных исследованиях и научно-промышленном развитии.

- Сектор МП способен создавать новые рабочие места, тем самым снижая уровень безработицы и социальной напряженности в стране. - Малый бизнес ведет к оздоровлению экономики в целом, поэтому лучшим выходом из России является разработка государственной политики, направленной на расширение и развитие малого бизнеса в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса на Западе идет быстрее, потому что государственные органы придают большое значение малому бизнесу и оказывают ему поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых

странах в настоящее время представляет собой средний класс, который является основой стабильного экономического развития. Даже бывшие развивающиеся страны сделали огромные экономические скачки с развитием малых и средних предприятий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно предположить, что эта тема очень актуальна. Так как малый бизнес играет немалую роль в экономике любой страны. Она является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая в эту систему отношений большинство граждан страны путем открытия собственных предприятий, а также обеспечивая высокую производительность труда за счет глубокой специализации и продуктивной кооперации, что благотворно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Источники:

1. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

2. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс-опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. - Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. - Вып. 8. - с. 148-152.

3. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

4. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27.

5. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.

6. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

References:

1. Ivanova M. the Situation in the Russian economy: estimates and projections // White world, 2008. No. 11. S. 7-8.

2. Kostina, E. V., Markovkin A. A., Dulina N. In., A. strizoe function of the modern Russian business (based on a rapid survey of entrepreneurs Volgograd) / Sociocultural studies: Mezhvuz. SB. nauch. Tr. / Redkol.: N. V. Doolin (resp.ed.) etc. - Volgograd. GOS. tekhn. univ. - Volgograd, 2005. - Issue 8. - pp. 148-152.

3. Krasavina S. Analysis of the development of small business in Russia // Regions. 2007. No. 6. p. 11.

4. Shulyatyeva N. A. Small business in the market. J. "Money and credit", 2008, No. 9, pp. 22-27.

5. Shchetinin A. the Development of small business in Russia. Moscow: Sfera, 2008.with. 5-12.

6. Yurkov, S. A. Entrepreneurship and innovation in modern companies // World economy and international relations in modern businesses, 2006. No. 9. p. 109.

10.24412/2309-4788-2021-10955

Е.А. Горлова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмент, кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, elenagor-lova1004@gmail.com,

E.A. Gorlova - associate professor Department of Industry and Project management, Ph.D., Kuban State Technological University.

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА) IMPLEMENTATION OF THE CURRENT DIRECTIONS OF YOUTH POLICY AT THE MUNICIPAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNODAR)

Аннотация. Данная статья посвящена анализу современных тенденций молодежной политики, так как именно молодежь является наиболее восприимчивой и подвижной частью общества. Именно молодые люди способны поддержать прогрессивные реформы, которые реализуются органами власти. От активности молодежи, ее уверенности и стабильности в завтрашнем дне будет зависеть достижение важных и приоритетных задач социально-экономического развития города Краснодара.

Важную роль в сфере развития муниципальной молодежной политики является формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе Краснодаре, которая позволит молодежи получать качественное образование, творчески и профессионально самореализовываться, создавать и сохранять семьи, улучшать свое благосостояние и повышать свой социальный статус. В работе проанализированы показатели развития молодежной политики в г.Краснодаре; выявлены основные проблемы в данной сфере и предложены пути их решения.

Abstract. This article is devoted to the analysis of modern trends in youth policy, since it is young people who are the most receptive and mobile part of society. It is young people who are able to support progressive reforms that are being implemented by the authorities. The achievement of important and priority tasks of the social and economic development of the city of Krasnodar will depend on the activity of young people, their confidence and stability in the future.

An important role in the development of municipal youth policy is the formation of a favorable living environment in the city of Krasnodar, which will allow young people to receive a quality education, creatively and professionally self-actualize, create and maintain families, improve their well-being and raise their social status. The paper analyzes the indicators of the development of youth policy in Krasnodar; identified the main problems in this area and suggested ways to solve them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.