УДК 330.3
МАЛЫЙ БИЗНЕС -ПОТЕНЦИАЛ КОНСТРУКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Проблема поиска финансовых ресурсов и инвестиций на современном этапе является наиболее актуальной для малого бизнеса. И это несмотря на наличие и других острейших проблем, тормозящих развитие малого бизнеса, среди которых стоит особо выделить характерные именно для России - проблему нестабильности правового поля и несовершенства налогового законодательства и проблему коррумпированности представителей многочисленных государственных проверяющих и контролирующих органов.
Проблеме инвестиционного финансирования малого бизнеса посвящено огромное количество работ. Но практически все они лишь обозначают, формулируют проблему, в них присутствует постановка задачи, но отсутствует хотя бы приблизительный алгоритм ее решения. Во множестве публикаций декларируется необходимость развития малого бизнеса на основе оживления инвестиционного процесса, но не дается конкретных рекомендаций относительно методов, способов и, в особенности, практических шагов и мер, осуществление и реализация которых привели бы к решению данной проблемы.
Как известно, положительная динамика развития малого бизнеса в России сохранялась до августовского кризиса 1998 г. При этом особенно бурными темпами, как по абсолютным объемам деятельности и доле в ВВП, так и по количеству субъектов и количеству занятых, малый бизнес развивался в первой половине 90-х гг. В этот период он послужил своеобразным амортизатором, смягчившим крайне негативные последствия перехода к рыночным отношениям. В условиях массового закрытия предприятий, вынужденных отпусков и нарастающей безработицы малый бизнес "поглотил" значительную часть высвободившихся с крупных и средних предприятий трудовых ресурсов, создал рабочие места, предоставил в тяжелые для многих времена дополнительный, а порой и единственный источник дохода. К настоящему времени малое предпринимательство функционирует во всех сферах экономики. С другой стороны, малый бизнес в лице челноков и розничной торговли насытил российский рынок дешевой продукцией приемлемого качества в эпоху тотального дефицита и отсутствия на прилавках самых необходимых товаров народного потребления.
Впоследствии развитие малого бизнеса затормозилось. Причин тому несколько. Во-первых, потенциал роста малого бизнеса, обусловленный развитием торговли, во многом оказался исчерпанным. По данным Госкомстата на конец 2000 г. 51 % от общего числа официально зарегистрированных субъектов малого бизнеса сосредоточен в торговле, что больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Но это данные официальной статистики. Поскольку, как известно, большинство нелегалов работают именно в торговле, то реально данная цифра значительно больше.
Во-вторых, если обратиться к опыту этих стран, то действительно можно обнаружить, что объективной экономической основой ста-
А.И. Добрынин,
доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, заслуженный деятель науки РФ
А.П. Тихолиз,
кандидат экономических наук, главный специалист Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
ВЕСТНИК. 2003. № 6
новления и развития малого бизнеса является развитие крупного производства, крупные и средние предприятия, вокруг которых группируются их контрагенты, малые предприятия-спутники. В России на сегодняшний день такая основа отсутствует. По данным Минэкономразвития объем инвестиций в основной капитал в промышленности за 2002 г. составил около 102% от объема инвестиций предыдущего года, что с учетом инфляции означает фактическое и существенное снижение инвестиций. Причем 27,6% из них приходится на отрасли ТЭК, где уже и так наметился переизбыток капитала. При сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическом и моральном износе объем инвестиций явно недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. Высокий износ фондов является едва ли не главной причиной крайне низкого качества продукции крупных отечественных производителей.
Низкое качество продукции отечественной промышленности обуславливает направленность деятельности малого бизнеса в промышленности, а именно: имеющийся незначительный производственно-технический потенциал малого бизнеса сосредоточен не в сопредельном крупном производстве, а в многочисленном ремонтно-обслуживаю-щем секторе. По данным Госкомстата в промышленности сосредоточено лишь 16% от общего числа субъектов малого бизнеса, или 1 млн 300 тыс. человек, из которых без малого 200 тыс. занято в секторе ремонта машин и оборудования, и это не считая особенно многочисленного в данном секторе промышленности отряда теневиков. Таким образом, малый бизнес фактически иррационально обслуживает крупное производство, выпускающее некачественную продукцию.
В-третьих, недостаточны объемы инвестиций собственно в малый бизнес.
В-четвертых, имеется ряд недостатков и негативных тенденций в развитии малого бизнеса, а также отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении его субъектов.
Значительное число прошедших регистрацию малых предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Остаются низкими конкурентоспособность малых предприятий, качество выпускаемой ими продукции, слаба производственно-технологическая база их развития. Имеющиеся недостатки и упущения в области налоговой политики государства способствуют уходу малых предприятий в сферу теневой экономики, проявлению тенденций их криминализации.
На создании и развитии малых предпринимательских структур негативно отражаются не только последствия общего экономического кризиса в стране, но и отсутствие целенаправленной и эффектив-
ной политики государства в данной области. В особенности это касается инвестиционной поддержки как одного из основных и наиболее ослабленных в настоящее время звеньев системы государственной поддержки малого предпринимательства в целом. Недостаточность первоначального капитала и собственных оборотных средств, ограниченные возможности получения банковских кредитов и лизинговых услуг, высокая стоимость аренды помещений и оборудования, слабое воздействие процессов приватизации государственного имущества на развитие малого предпринимательства — все это характеризует нынешнее состояние проблемы инвестиционной поддержки малого предпринимательства в практическом плане.
Критической оценки требуют Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-е гг. Мероприятия, предусмотренные этими Программами, систематически не выполнялись. Анализ самих Программ показывает, что собственно на инвестиционную финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства в них предусматривалось выделение всего лишь 30% от общего объема их бюджетов. Федеральные программы имели явно выраженную институциональную направленность: две трети всех финансовых средств, выделенных для их реализации,использовалось на создание различного рода органов и организаций с функциями инфраструктурного обслуживания малого предпринимательства (агентства поддержки малого бизнеса, учебно-методические, учебно-деловые, консалтинговые и информационные центры, бизнес-инкубаторы и т.п.). При всей своей важности создание инфраструктуры малого предпринимательства должно иметь подчиненную роль по отношению к самим предпринимательским структурам, к инвестиционной поддержке малого предпринимательства как таковой.
В-пятых, существует проблема теневой экономики. Дело в том, что, находясь даже частично в тени, субъект малого бизнеса, будь то малое предприятие или частный предприниматель, не в состоянии нормально развиваться уже хотя бы потому, что не может получить полноценный доступ к внешним источникам финансирования и в первую очередь к банковским кредитам. Банки не выдают кредиты нелегалам на цели бизнеса. Если же малому предприятию, частично скрывающему свою деятельность, и удается получить кредит, то его сумма не отвечает потребностям предприятия с учетом реальных объемов его деятельности, которые банку из-за угрозы налоговых санкций и нежелательных правовых последствий, как правило, не раскрываются. Выйти же из тени предпринимателю мешают высокие налоги и нестабильность хозяйственно-правового поля.
Корректировка модели развития малого предпринимательства
Причины, замедляющие развитие малого бизнеса, требуют разработки рекомендаций, следование которым должно породить позитивные тенденции. Необходимо заметить, что малый бизнес - неотъемлемая часть российской экономики, и его развитие взаимообусловлено развитием экономики в целом. С другой стороны, даже в нынешних условиях потенциал роста малого бизнеса в стране далеко не исчерпан. Достаточно сказать, что в развитых странах малый бизнес обеспечивает более 50% ВВП и сопоставимую часть в доходах бюджетов этих стран (таблица). В России, по различным оценкам, малое предпринимательство обеспечивает 12 - 14% ВВП и лишь около 1% в доходах консолидированного бюджета.
Объемные показатели развития предпринимательства в разных странах
Страна Германия Количество предприятий, тыс. 2290 Количество занятых, млн чел. 18,5 Доля малого бизнеса в ВВП,% 50-52
Италия 3920 16,8 57-60
США 7300 70,2 50-52
Япония 6450 39,5 52-55
Россия 844 8,3 10-11
Экономическая эффективность бизнеса и выживаемость в условиях конкуренции не являются результатом его организационно-правовой формы, формы собственности или размеров, а в первую очередь - результатом грамотно выбранной стратегии развития и качества управленческих решений. Тем не менее, как показывает опыт развитых стран Запада, около половины работающих в этих странах занято на небольших предприятиях или, как принято называть у нас, малых, на которых производится около половины национального продукта. Если исходить из опыта их рыночного развития, малый бизнес во многих случаях - наиболее эффективная и рациональная форма устройства экономики. Это -локомотив экономической динамики производства.
Малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкостью и оперативностью в действиях, лучшей приспособляемостью (адаптацией) в условиях изменения рыночной конъюнктуры, невысокими затратами на управление, возможностью более быстрой реализации идей, высокой оборачиваемостью капитала и др. Однако малые предприятия (к ним относят также индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, отсюда длительные сроки развития предприятия; финансо-
вые трудности (сложность получения кредита и т. д.); широкий круг обязанностей и высокая занятость руководителя малого предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, невысокий уровень менеджмента; относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия; неуверенность контрагентов при заключении договоров и контрактов и др.
В нашей стране долгие годы благом считались всевозможные укрупнения, объединения, слияния. В условиях централизованного управления экономикой и госзаказа, когда практически любая произведенная продукция вольно или невольно находила свой сбыт, такая стратегия отчасти эффективна. Но в рыночных условиях многие из созданных когда-то предприятий-гигантов либо стали банкротами, либо на грани банкротства. Их продукция или слишком дорога, или просто никому не нужна, а перестроить огромное неповоротливое хозяйство трудно, а иногда просто невозможно.
По данным Министерства РФ по налогам и сборам в 2002 г. по итогам финансово-хозяйственной деятельности в промышленности лишь около 42% крупных и средних предприятий имели положительный финансовый результат (прибыль). Выход из этой ситуации - разукрупнение, создание на базе старых нерентабельных предприятий новых мобильных рыночных структур, в том числе малого предпринимательства. России не стоит в очередной раз изобретать велосипед; необходимо идти по пути развитых стран Запада, проводя последовательную протекционистскую политику в интересах отечественного малого предпринимательства.
Не все из создаваемых малых предприятий выживут. Часть из них уйдут из бизнеса, часть - так и останутся малыми, но эффективно хозяйствующими субъектами, а часть, пройдя несколько стадий развития, перерастут границы малого предпринимательства и составят вместе с наиболее успешно приспособившимися к новым условиям бывшими государственными предприятиями гордость российского национального бизнеса.
Производственно-экономические характеристики малого бизнеса - небольшой размер организации и низкий стартовый капитал (наряду со спецификой рынков капиталов, доступных субъектам малого бизнеса) - обуславливают особенности и структуру источников капитала малых фирм. Результирующий вектор влияния этих двух взаимосвязанных факторов задает чрезмерно высокий уровень издержек приобретения капитала в доходе малых предприятий (меньшую степень сохранения дохода), причем относится это как к собственному, так и к заемному капиталу.
Небольшой размер предприятия и низкий уровень стартового капитала вкупе с ограниченными возможностями его дополнительного привлечения
приводят к сосредоточению малых предприятий в отраслях менее капиталоемких, с высокой оборачиваемостью капитала. Это, главным образом, торговля и сфера услуг. Что же касается производственной сферы, то малые предприятия стремятся в основном в те отрасли, в которых велики возможности взаимозамены человеческого и финансового факторов производства. Последнее представляет собой один из наиболее существенных аспектов производственной стратегии малых фирм, ограниченных в капитале, но стремящихся к наращиванию объемов производства.
В количественном смысле для малого бизнеса наиболее важными являются собственные источники приобретения капитала, на которые обычно приходится не менее 75% капиталовложений малых фирм. Этот факт, помимо прочего, указывает на трудности в доступе к альтернативным источникам финансирования и высокую степень затратности приобретения ресурсов из данных источников.
В целом, основная финансовая проблема малых фирм состоит в том, что их производственный и экономический рост сдерживается или ограничивается отсутствием эффективного рынка капиталов, который бы обеспечивал предложение инвестиционных ресурсов в нужный срок, в нужном количестве и определенного качественного состава, в зависимости от внутренних потребностей фирмы и специфики текущих макроэкономических условий.
Важно определить, в какого рода инвестициях нуждается фирма и в каком количестве, и установить оптимальную структуру капитала. Надо отметить, что вопрос о том, что считать оптимальной структурой капитала, до конца не выяснен. Однако в результате длительных дискуссий разработана общая позиция. Она заключается в том, что при сравнительно низкой доле заемного капитала использование очередного займа обойдется дешевле и, следовательно, является более предпочтительным, чем использование собственного капитала из внешних источников. Использование кредита обойдется дешевле, поскольку степень риска кредитора ниже из-за того, что процент является обязательным сбором и при наступлении срока платежа выплачивается независимо от того, выплачены ли дивиденды собственникам предприятия. Но по мере возрастания удельного веса займов в капитале фирмы процент становится все большей долей в сумме ожидаемой прибыли. С возрастанием этой доли возрастает и риск предоставления займа фирме. Того факта, что процент является обязательным сбором, может оказаться недостаточным для получения еще одного займа, поскольку возрастает вероятность исхода, при котором полученной прибыли не хватит для выплаты процентов всем кредиторам. Усиление этой тенденции означает, что увеличивается риск не только кредиторов, но и вла-
дельцев предприятия. Поэтому, начиная с определенного критического момента, более целесообразным с точки зрения баланса устойчивости и рентабельности предприятия признается использование внешних источников собственного капитала.
Роль институтов финансового посредничества в развитии малого бизнеса
На практике развитие малых предприятий может сдерживаться отсутствием адекватной инфраструктуры финансирования (эффективно действующих кредитных организаций, финансовых посредников, организованных рынков капиталов), что отражается на структуре капитала малых фирм в виде устойчивого недополучения инвестиций из определенных источников. Это отдаляет финансово-инвестиционную структуру малых предприятий от состояния оптимальности. Особенно трудной эта проблема представляется, когда речь идет об увеличении собственного капитала за счет внешних источников.
Для малых инновационных и быстрорастущих фирм особое значение имеет собственное финансирование за счет внешних источников. Во-первых, потому, что быстрый рост фирмы вызывает нарастающую потребность во внешних источниках капитала, а во-вторых, в связи с тем, что собственное финансирование в достаточном объеме есть основа для получения займов.
Проблема нашла бы конкретное решение, если бы обыкновенные акции малых фирм имели обращение на хорошо организованном вторичном рынке.
Внешнее финансирование крупных фирм осуществляется достаточно эффективно благодаря тому, что их акции или облигации могут быть в любой момент перепроданы держателями и, таким образом, могут свободно циркулировать среди инвесторов - нынешних и потенциальных. Если бы не существовал вторичный рынок, то многие инвесторы не могли бы подписаться на новые ценные бумаги. Первичный рынок предполагает существование вторичного рынка, рынка обращающихся ценных бумаг. Наличие же последнего, при условии его эффективной организации, в общем случае означает ликвидность обращающихся на нем ценных бумаг, а также возможность адекватной оценки их стоимости.
В качестве вторичного рынка ценных бумаг наиболее естественно использовать фондовую биржу. Но для малых фирм, как раз в силу их размеров, этот путь закрыт, поскольку в случае его использования на условиях равноправия с крупными фирмами они несут бремя несоразмерно высоких издержек по выходу на фондовую биржу. К тому же на большинстве бирж существуют такие строгие
формальные требования, что их выполнение под силу только крупным фирмам.
Введение принципа вертикальной сегментации рынка ценных бумаг в большинстве европейских экономически развитых стран в 80-х гг., а именно создание различных сегментов для фирм различных "весовых категорий" в рамках фондовой биржи, обладающих различными требованиями доступа на фондовый биржевой рынок и различными механизмами защиты инвесторов, опровергло существовавшее ранее предубеждение относительно непригодности фондовой биржи для финансирования малых фирм. Принцип вертикальной сегментации состоит в том, что по мере снижения сегмента снижаются и требования к фирме, в том числе относительно доли обязательного публичного владения акциями, раскрытия информации и сроков существования фирмы на рынке, в течение которого она выступает в качестве продавца.
Между тем со времени введения сегментированного вторичного рынка ценных бумаг спрос на акции малых фирм возрос незначительно. Причиной является то, что малые фирмы, как правило, предлагают широкой публике соотношение высокого риска инвестиций и низкоразмерных (имея в виду уровень риска) доходов, что не вызывает активного инвесторского интереса. Правда, довольно часто заинтересованность в акциях малых фирм проявляют крупные фирмы или фирмы со сходной ориентацией, но это уже другая тема, поскольку в данном случае инициаторы сделки стремятся к слиянию или поглощению финансируемой фирмы.
Исходя из специфики малого бизнеса, а также учитывая интересы и предпочтения потенциальных инвесторов, можно заключить, что наиболее доступным и целесообразным для его субъектов является использование не публичного фондового рынка, не общегосударственного рынка капиталов, а прямого или частного размещения ценных бумаг, местных и региональных источников инвестиций. Этот вариант предполагает меньший по сравнению с фондовой биржей уровень затратности.
В соответствии с общепринятыми в странах рыночной экономики понятиями под инвестициями следует иметь в виду вложения в хозяйственную и предпринимательскую деятельность любых видов средств и ресурсов, приносящих доход их владельцу.
Существует взаимосвязь между предпринимательством, как инновационной по своей природе деятельностью, и инвестированием.
Разграничение функций федерального центра и субъектов Российской Федерации требует передачи максимума средств, выделенных на осуществление политики поддержки малого предпринимательства, с федерального на региональный и муниципальный уровни. В настоящее время большинство субъектов Федерации в той или иной степени
уже реализует меры финансовой поддержки малого предпринимательства за счет своих бюджетных ресурсов. Однако нельзя не учитывать, что многие из республик и областей России являются дотационными и не располагают достаточными ресурсами для формирования и укрепления уже созданных фондов поддержки предпринимательства. В этой связи должна быть повышена роль Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
Поддержка малого предпринимательства на региональном уровне требует учета региональных особенностей экономики. В целом, в селективной поддержке малого предпринимательства должен быть сделан акцент на инвестиционную поддержку предприятий, действующих в приоритетных для данной местности отраслях, и в первую очередь в промышленности, в строительстве, в инновационно-технической сфере.
В целях производственно-технологического оснащения и обновления основных фондов малых предприятий важно активизировать развитие лизингового бизнеса в регионах. Для этого необходима разработка соответствующих механизмов и мер, с помощью которых можно было бы повысить заинтересованность банков и других кредитных учреждений, страховых компаний в развитии лизинговых операций, стимулировать создание специализированных лизинговых компаний, в частности путем предоставления лизингодателям целевых инвестиционных кредитов при осуществлении ими операций финансового лизинга в целях реализации региональной инвестиционной политики.
Целесообразно разработать механизм использования лизинга при продаже имущества предприятий-должников, ликвидируемых путем реализации процедуры банкротства, в интересах развития малого предпринимательства.
Инвестиционная поддержка, при всей ее важности, не может быть автономной, обособленной частью в системе государственной поддержки малого предпринимательства. Она должна быть органической частью этой системы, опираться на общие организационные принципы ее функционирования, механизмы координации деятельности соответствующих органов управления, взаимодействия законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. От этих органов требуется усиление внимания к вопросам институциональных преобразований, связанных с ускорением развития предпринимательства, отработкой и внедрением механизмов координации и обмена опытом по программам поддержки малого предпринимательства, в том числе реализуемых при инвестиционном содействии международных и зарубежных организаций.
В условиях рынка принципиальное решение проблемы инвестиций может быть найдено лишь по-
средством использования банковской сферы. Никакие государственные фонды поддержки не обеспечат малый бизнес инвестиционными ресурсами в необходимом ему объеме. Поддержка государства должна заключаться, прежде всего, в создании особого правового и налогового поля для субъектов малого предпринимательства, стимулирующего его развитие. Что же касается финансирования, то речь здесь должна идти не о каких-то субсидиях или "пожертвованиях" на нужды малого предпринимательства, а об эффективном рыночном механизме, который бы позволил малому бизнесу иметь постоянный доступ к источникам инвестиционных ресурсов. Речь идет о механизме именно рыночном, позволяющем кредитовать не всех желающих, а лишь тех из них, кто способен использовать кредит наиболее эффективно, с такой отдачей, которая бы позволила предпринимателю не только самому получить определенную прибыль, но и обеспечила бы доход кредитующему институту в виде рыночного процента за пользование кредитом. Таким механизмом может и должна стать банковская система страны. Но в этом случае ни о каких льготах говорить неуместно. Банки начнут вкладывать средства в кредиты малому бизнесу только тогда, когда сочтут такие вложения для себя относительно привлекательными.
Одна из основных особенностей российского малого бизнеса и одновременно одна из основных его отрицательных черт заключается в том, что большая часть деятельности его субъектов не проходит по документам и формирует теневой сектор; с нее не платятся налоги в бюджет. Так, в Свердловской области Счетной палатой РФ было установлено, что по состоянию на 1 января 2002 г. уклонялись от постановки на налоговый учет 4977 юридических лиц (4,9% от общего количества юридических лиц, зарегистрировавших свою деятельность) и 9349 предпринимателей, осуществлявших деятельность без образования юридического лица (7%). Кроме того, 45,8 тыс. хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей), или 47,4 % от общего количества состоящих на учете в налоговых органах, не представляли отчетность о своей деятельности и декларации о доходах или сдавали "нулевые" балансы. При этом, как выяснилось в ходе проверки, в большинстве своем они продолжали осуществлять хозяйственную деятельность, но без ведения соответствующего учета и уплаты налогов.
Характерно, что почти все эти хозяйствующие субъекты - субъекты малого бизнеса, прошедшие государственную регистрацию и имеющие статус юридического лица или частного предпринимателя. Многие же предприниматели по роду своей деятельности такую регистрацию не проходят вовсе.
Парадокс в том, что большинство предпринимателей успешно ведут свою деятельность. Эта дея-
тельность приносит им большую прибыль, чем доход от работы на крупных и средних предприятиях.
Эффективность экономики в конечном итоге зависит от суммарной сальдированной эффективности деятельности всех ее хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовой формы и масштабов финансово-хозяйственной деятельности.
С макроэкономической точки зрения ресурсы экономического роста должны быть сосредоточены на тех направлениях, а капитал должен быть направлен в те сферы, где они могут быть использованы максимально эффективно и обеспечат наибольший прирост валового внутреннего продукта.
По экспертным оценкам специалистов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, за исключением экспортно-ориентированных отраслей и в первую очередь отраслей ТЭК, именно малый бизнес представляет собой сферу экономики с наибольшей рентабельностью и наивысшим потенциалом роста. Поэтому именно сюда должны быть направлены инвестиции. Именно этот сектор экономики должен стать объектом пристального внимания и поддержки государства.
К сожалению, теперь формируется основное противоречие малого бизнеса России, тормозящее процесс его дальнейшего развития. С одной стороны, малый бизнес - одна из наиболее продуктивных сфер экономики, обеспечивающая значительный вклад в создание национального ВВП и, что более важно, обладающая огромным потенциалом роста. Субъекты малого бизнеса на данном этапе развития экономики - наиболее эффективно хозяйствующие субъекты, обеспечивающие при осуществлении своей деятельности высокую отдачу от имеющихся в их распоряжении ресурсов. С другой стороны, реалии таковы, что понятия "малый бизнес" и "теневой сектор" являются едва ли не синонимами. По различным оценкам в целом от 50 до 80% объемов деятельности субъектов малого бизнеса не проходят по документам и, следовательно, не обеспечивают поступления налогов в бюджет. Возникает дилемма: должно ли государство поддерживать малый бизнес? Ведь в нынешних условиях стимулирование его развития фактически означает стимулирование развития теневой экономики. По нашему мнению, да, должно. Поддержка государства должна осуществляться по двум основным направлениям: во-первых, либерализация налогового законодательства и дальнейшее снижение налогового бремени применительно к субъектам малого бизнеса и, во-вторых, стимулирование инвестиционной и кредитной активности в сфере малого бизнеса.
Определенный шаг к решению первой из этих задач сделан с принятием федерального закона № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" от 24 июля 2002 г. Стратегическая же цель заключается в том, чтобы, снизив налоговое давление до критического уровня, добиться выхода подавляющего большинства субъектов малого бизнеса из тени.
Важным стимулом на этом пути для них должна стать возможность получения внешнего финансирования и в первую очередь банковских кредитов. Предприниматель понимает, чем большая часть его деятельности фигурирует в отчетности, тем на большую сумму кредита он вправе претендовать. Поэтому нами обоснована необходимость добиться такого положения, когда сумма налогов, уплачиваемых предпринимателем, не станет для него препятствием на пути легализации его деятельности ввиду возможностей получения кредитов и расширения масштабов своего бизнеса.
Несомненно, снижение ставок налогов на малый бизнес позитивно отразится на налогооблагаемой базе, расширение которой приведет к росту налоговых поступлений в бюджет. В качестве примера, косвенно подтверждающего данную мысль, можно привести следующий факт: после установления ставки 13% для подоходного налога поступления по нему в первом квартале 2001 г. выросли на 60%.
Выход предпринимателей из тени имеет также важное для общества социально-психологическое значение.
За 2001 г. суммарные поступления по налогам, плательщиками которых являются субъекты малого бизнеса, а именно по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности и по налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в бюджеты всех уровней, составили 32,6 млрд руб., т.е. менее 1% от суммы доходов консолидированного бюджета (с фондами). Даже если пренебречь фактором расширения налогооблагаемой базы, снижение ставок налогов, облагающих деятельность субъектов малого бизнеса, в 2 раза обусловило бы снижение доходов бюджетов всех уровней не более чем на 0,5%. Это незначительная сумма, если сравнивать ее с поступлениями по другим налоговым источникам доходов бюджета.
Второе ключевое направление государственной поддержки малого бизнеса - стимулирование инвестиционной и кредитной активности финансовых учреждений, создание условий для перетока в малый бизнес капиталов из других сфер и отраслей экономики. Один из методов - налоговые льготы для банков, кредитующих этот сектор экономики. Стратегическая же цель заключается в том, чтобы банки были заинтересованы в инвестировании средств
в данный сектор экономики без каких-либо дополнительных стимулов со стороны государства. Хотя льготы для банков, кредитующих венчурный бизнес, должны быть сохранены.
В современной экономике России наибольшая рентабельность отмечается в отраслях и на предприятиях топливно-энергетического комплекса (в среднем, около 55%). Но даже сейчас, в условиях крайне благоприятной для России рыночной конъюнктуры, в этих отраслях наблюдается переизбыток капитала. Можно предположить, что динамика мировых цен на энергоносители начнет меняться в неблагоприятном для российских экспортеров направлении. Эффективность использования капитала в отраслях топливно-энергетического комплекса начнет резко падать, особенно с возрастанием конкуренции на внутреннем рынке.
В связи с неизбежным снижением эффективности использования капитала в российском ТЭК возможны два варианта развития событий. Либо еще более усилится отток капитала из страны, и здесь кардинально ситуацию не изменят никакие административно-запретительные меры. Либо избыточный капитал из ТЭК перетечет в другие бурно развивающиеся сферы и отрасли экономики внутри страны, в том числе посредством банковской системы, и в малый бизнес. Решения отечественных инвесторов, как и привлечение иностранных инвестиций, будут зависеть от траектории развития российской экономики.
Возможности привлечения иностранного капитала
Капитал интернационален. Он устремляется в те регионы, экономики, сферы, где обеспечивается оптимальное соотношение процента и риска, где создан благоприятный инвестиционный климат и жестко закреплены "правила игры". В нынешнем состоянии российская экономика не обеспечивает таких условий. Кредиты западных государств и банков, МВФ, других международных финансовых институтов - это следствие политических договоренностей. Уровень объективного интереса иностранных инвесторов к России незначителен.
С другой стороны, получение кредита, как на микроуровне, так и на макроуровне, может быть оправдано лишь тогда, когда эффективность его использования покрывает издержки, связанные с его получением. На макроуровне эффективность использования кредита обуславливается эффективностью экономики в целом. Масштабное использование кредитов в условиях отсутствия экономического роста или при низких его темпах приводит к росту государственного долга. При этом большая доля бюджета идет на уплату процентов по государственному долгу. Известно, что в
90-х гг. в России использование займов сыграло пагубную роль.
Подавляющее большинство российских банков относит кредитование субъектов малого бизнеса к высокорискованным и малоэффективным операциям. Считается, что возвратность этих кредитов низка, а ввиду отсутствия у таких заемщиков хорошего обеспечения их кредитование представляется многим банкам бесперспективным занятием.
Здесь уместно отметить позицию ЕБРР по реализации программы микрокредитования. ЕБРР осуществляет кредитование в рамках программы с помощью банков-партнеров, которые непосредственно работают с заемщиками и реализуют весь кредитный цикл строго по технологии ЕБРР, специально разработанной для кредитования малого бизнеса. Этим достигается двоякая цель: с одной стороны, доступ к официальному денежному рынку получают предприниматели, которые другим способом практически не могут получить кредит в банке, с другой стороны, сами банки приобретают положительный опыт кредитования малого бизнеса, убеждаются в эффективности методики ЕБРР и принципиальной возможности кредитования этого сектора экономики. Стратегическая цель ЕБРР состоит в том, чтобы после окончания реализации программы банки не прекратили кредитование малого бизнеса, а, напротив, используя методику ЕБРР, приступили бы к его кредитованию, но уже в больших масштабах и на собственные средства, с выгодой для себя, малого предпринимательства, российской экономики в целом.
Поскольку малый бизнес имеет целый ряд специфических особенностей, то использование традиционных методик кредитования и оценки кредитоспособности применительно к его субъектам зачастую оказывается неэффективным. С учетом этого факта для осуществления программы микрокредитования ЕБРР применяют специальную технологию кредитования малых и микропредприятий, протестированную в других странах.
Основные принципы технологии нетрадиционны для наших банков. Они учитывают специфичность, своеобразие малого бизнеса. Главный акцент сделан не на обеспечение кредитов, а на квалифицированно проведенный анализ кредитоспособности заемщика и формирования его текущей прибыли.
Требования к обеспечению кредита также отличаются от используемых отечественными банками. Технология ЕБРР предлагает принципиально иной подход к проблеме обеспечения. В соответствии с ним, для банка предпочтительнее не то обеспечение, которое относительно ликвидно, а то, которое представляет наибольшую ценность именно для клиента. При этом необязательно, чтобы цена его возможной реализации превышала сумму кредита с процентами.
Нетрадиционен подход технологии ЕБРР и к роли кредитного специалиста в процессе кредитования. За каждым кредитным работником закрепляется определенное количество клиентов, которых он обслуживает с момента оформления заявления на получение кредита до полного его погашения, и он один выполняет при этом все необходимые операции кредитного цикла. Это дает возможность установить более тесный контакт с заемщиком, дружеские отношения с ним, что благоприятно сказывается на процессе сбора информации и в дальнейшем на возвратности кредитов.
Технология ЕБРР предусматривает схему выплаты кредита равными долями, когда весь выплатной период делится на несколько равных временных отрезков, по окончании которых заемщик выплачивает часть основного долга и проценты за использование остатка кредита, причем сумма платежа всегда одинакова. Такая схема, с одной стороны, снижает риск невозврата кредита для банка, а с другой стороны, позволяет заемщику выплачивать кредит без особых затруднений.
При определении суммы кредита акцент делается на текущую чистую прибыль заемщика. Сумма и срок кредита должны быть таковы, чтобы при ежемесячных выплатах их величина была меньше, чем среднемесячная прибыль клиента до получения кредита. Такой подход служит дополнительной гарантией возврата кредита.
Говоря о методике кредитования ЕБРР в целом, необходимо отметить, что ее главным достоинством является совмещение интересов клиента и банка. С одной стороны, она "повернута лицом" к клиенту, ориентирована на его нужды, потребности и запросы, исходит из его реальных возможностей, а с другой стороны, дает возможность банку эффективно управлять кредитным риском, снижая его настолько, насколько это вообще возможно в данном случае.
Именно эти два фактора обеспечивают программе микрокредитования привлекательность среди заемщиков и высокие показатели возвратности кредитов. Многие работающие по программе российские банки согласились с тем, что методика ЕБРР эффективна и дает хорошие результаты. Некоторые уже приняли ее в качестве базовой на будущее.
Несмотря на все трудности и издержки переходного периода и слабую, в целом, поддержку малого бизнеса со стороны государства, процесс его развития в России идет. Малый бизнес является одной из немногих развивающихся сфер экономики. За годы реформ в России создано около 1 млн малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях превысила 10 млн человек. Наиболее быстрыми темпами развивались малые предприятия в сфере торговли, общественного пи-
тания и посреднической деятельности. Однако чтобы этот процесс шел быстрее, особенно в промышленности и научно-технической сфере, субъекты малого предпринимательства должны получить действенный способ доступа к источникам инвестиций, поскольку специфика малого бизнеса такова, что его поступательное развитие серьезно тормозится при отсутствии внешнего финансирования.
Таким образом, развитию малого предпринимательства в современной экономике России альтернативы нет. Это настолько же очевидно, как и то, что отечественные банки с ростом числа субъектов малого предпринимательства и их роли в экономике и в борьбе за сферы размещения капиталов заинтересуются данным сектором.
УДК 658.562
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В современных экономических условиях для любых организаций и предприятий актуальность управления качеством определяется направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью соответствовать всем запросам потребителей. Принцип наиболее полного удовлетворения установленных и предполагаемых их потребностей разработчиками международных стандартов ИСО серии 9000 был положен в основу концептуального подхода к управлению качеством, ибо обеспечение уровня качества, соответствующего требованиям, предъявляемым покупателями на данном рынке, - одно из необходимых и обязательных условий конкурентоспособности продукции товаропроизводителя.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о необходимости создания на промышленных предприятиях эффективных и работоспособных систем управления качеством продукции.
По мнению отечественных ученых В.А.Сиськова, В.М.Ларина, В.А.Динеса1, эффективная система управления качеством продукции - это система, обеспечивающая экономию совокупных затрат на воспроизводство продукции (в расчете на единицу ее полезности или единицу потребительной стоимости). Причем достигаемая от улучшения потребительных свойств экономия труда (живого и овеществленного) должна превышать приращение затрат, связанных с разработкой и освоением производства продукции более высокого уровня качества. Авторы подчеркивают, что наиболее предпочтительным является вариант, когда достигается абсолютное и относительное снижение затрат на воспроизводство продукции лучшего качества, включая и стадию ее изготовления.
Д.С. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов указывают на то, что фактический эффект от освоения и потребления новой продукции, повышения производителем ее качества должен быть больше, чем от выпуска старой продукции и от снижения качества изделий. Стимулы должны быть достаточно действенны, чтобы заставить производителя повышать технологическую дисциплину, осуществлять совершенствование конструкции и технологии, а потребителя - осуществлять дополнительные затраты на покупку и освоение новой техники, сырья и материалов2. Таким образом формируется потре-бительно-стоимостной подход к обеспечению качества продукции, имеющий своей целью создание условий для снижения издержек производства на единицу полезного эффекта потребительной сто-
Н.В. Лапина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, СГСЭУ
Д.Ф. Кретов,
преподаватель кафедры маркетинга, ПАГС
ВЕСТНИК. 2003. № 6