Научная статья на тему 'Малый бизнес как новая парадигма модернизации российской экономики'

Малый бизнес как новая парадигма модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
285
64
Поделиться
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Богомолова Любовь Леонидовна, Зайнутдинов Руслан Раисович

В статье рассматриваются механизмы совершенствования развития малого бизнеса в России, исследуется система государственной поддержки и инфраструктура, способствующая развитию малого бизнеса на современном этапе модернизации российской экономики, актуализируется динамика основных показателей, характеризующих деятельность предприятий сферы малого бизнеса, выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, и предложены пути их решения. Статья представляет практический интерес для специалистов, участвующих в разработке программ и стратегий социально-экономического развития.

SMALL BUSINESS AS A NEW MODERNIZATION PARADIGM OF THE RUSSIAN ECONOMY

This research deals with the mechanisms aimed at improvement of the small business development in Russia. The article’s objective is to study the state support system and infrastructure assisting in the small business development on the current stage of the Russian economy’s modernization. In this regard the authors consider the dynamics of the main indicators, which describe the activities of the small business enterprises. The research results reveal the main problems interfering with the small business development and the ways to resolve them. The authors suggest some methods and mechanisms, which can be of practical interest for the specialists participating in development of the programs and the strategies of the socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как новая парадигма модернизации российской экономики»

УДК 334.722

Богомолова Любовь Леонидовна Bogomolova Lubov Leonidovna

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры экономики

Югорского государственного университета

Зайнутдинов Руслан Раисович

соискатель кафедры экономики Югорского государственного университета

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

PhD in Economics, Senior Lecturer, Economics Department, Yugra State University

Zaynutdinov Ruslan Raisovich

PhD applicant, Economics Department, Yugra State University

SMALL BUSINESS AS A NEW MODERNIZATION PARADIGM OF THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация:

В статье рассматриваются механизмы совершенствования развития малого бизнеса в России, исследуется система государственной поддержки и инфраструктура, способствующая развитию малого бизнеса на современном этапе модернизации российской экономики, актуализируется динамика основных показателей, характеризующих деятельность предприятий сферы малого бизнеса, выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, и предложены пути их решения. Статья представляет практический интерес для специалистов, участвующих в разработке программ и стратегий социально-экономического развития.

Ключевые слова:

малый бизнес, государственная поддержка, инструменты развития, стратегия, диверсификация, модернизация.

Summary:

This research deals with the mechanisms aimed at improvement of the small business development in Russia. The article’s objective is to study the state support system and infrastructure assisting in the small business development on the current stage of the Russian economy’s modernization. In this regard the authors consider the dynamics of the main indicators, which describe the activities of the small business enterprises. The research results reveal the main problems interfering with the small business development and the ways to resolve them. The authors suggest some methods and mechanisms, which can be of practical interest for the specialists participating in development of the programs and the strategies of the socio-economic development.

Keywords:

small business; state support; instruments of development; strategy; diversification, modernization.

В современных условиях модернизации российской экономики развитие субъектов Федерации невозможно без участия малого бизнеса. Поддерживая этот сектор экономики, правительство способно решать конкретные задачи развития экономики страны: повышать занятость населения, увеличивать интенсивность труда, диверсифицировать экономику, как правило сконцентрированную на одной-двух отраслях хозяйственной деятельности, развивать региональные рынки, приближая товары и услуги к потребителю.

На сегодняшний день сектор малого бизнеса в структуре российской экономики по отношению к промышленно развитым странам недостаточно развит. Так, сектор малого бизнеса России обеспечивает рабочими местами лишь 27 % экономически занятого населения, тогда как в ЕС и США - 67 % и 50 % соответственно. Вклад сектора малого бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется в интервале от 50 % до 60 %. В США значение показателя составляет 60 %. В ЕС малый бизнес обеспечивает 58 % валового внутреннего продукта. В России вклад малого бизнеса в экономику страны существенно ниже - предприятия малого бизнеса обеспечивают около 21 % ВВП [1; 2].

Модель социально-экономического развития России является ресурсно-сырьевой. Поставленная правительством РФ задача модернизации российской экономики не изменит модель социально-экономического развития страны, поскольку Россия обладает уникальными топливноэнергетическими ресурсами (519 млн т нефти, 1-е место в мире) [3].

Но стоит отметить, что на сегодняшний день пиковые показатели добычи нефти в России снизились. На период с 2010 по 2020 гг. прогнозируется снижение добычи на 42,5 млн т в самом богатом нефтью регионе России - Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [4]. Падение дебета нефти является важным фактором, определяющим дальнейшую стратегию социальноэкономического развития страны.

Концентрация экономики России в одной отрасли хозяйственной деятельности приводит к нарастанию негативных тенденций и усилению межотраслевых диспропорций. Кризис 2008 г.,

который сопровождался снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010 гг. четко указал на необходимость развития других конкурентных сфер хозяйственной деятельности. Предприятия малого бизнеса способны к быстрым структурным преобразованиям в экономике и должны стать одной из приоритетных сфер развития.

По состоянию на 2012 г. в России зарегистрировано более 2 млн субъектов малого бизнеса без учета индивидуальных предпринимателей. За три года этот показатель вырос на 865 тыс. предприятий, или 76,10 %. Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2012 г. составляет 2599 тыс. ед., что на 94 тыс. ед. (3,76 %) больше по сравнению с 2011 г. [5].

При этом средняя численность занятых в малом бизнесе не претерпела особых изменений. В 2012 г. средняя численность занятых в малом бизнесе составила 11 684 тыс. чел., что на 272 тыс. чел. (2,38 %) больше по сравнению с аналогичным показателем пятилетней давности, в 2008 г. средняя численность занятых в малом бизнесе составляла 11 412 тыс. чел. [6].

Оборот в малом бизнесе ежегодно растет и в 2012 г. составил 23 464 млрд руб., что на 4736 млрд руб. (25,29 %) больше аналогичного показателя 2008 г. - 18 728 млрд руб. [7 4]. Но доля субъектов малого бизнеса в ВВП страны по-прежнему остается низкой по сравнению с промышленно развитыми странами. К примеру, вклад сектора малого бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран составляет порядка 50-60 % [8].

Малый бизнес присутствует во многих сферах экономики, однако преобладающей отраслью является торговля, доля которой по состоянию на 2012 г. составляет 39 % от общего количества предприятий малого бизнеса России, затем идут операции с недвижимостью - 20 % и строительство - 12 % (табл. 1) [9].

Таблица 1 - Сравнительный анализ количества предприятий сектора малого бизнеса по видам экономической деятельности за 2010-2012 гг.________________________

№ п/п Виды экономической деятельности Тыс. ед. Доля в общем кол-ве субъектов МБ России, % Тыс. ед. Доля в общем кол-ве субъектов МБ России, % Тыс. ед. Доля в общем кол-ве субъектов МБ России, %

2010 2011 2012

1. Оптовая и розничная торговля 658 41,1 727 39,6 787 39,3

2. Операции с недвижимостью 289 18,0 381 20,7 408 20,4

3. Строительство 194 12,1 203 11,1 231 11,5

4. Обрабатывающие производства 165 10,3 171 9,3 192 9,6

5. Транспорт и связь 94 5,9 115 6,3 130 6,5

6. С/х, охота 55 3,4 60 3,3 63 3,1

7. Гостиницы и рестораны 42 2,6 53 2,9 56 2,8

8. Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 39 2,4 47 2,6 49 2,4

9. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 19 1,2 25 1,4 27 1,3

10. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9 0,6 11 0,6 13 0,6

11. Добыча полезных ископаемых 6 0,4 6 0,3 7 0,3

12. Рыболовство, рыбоводство 3 0,2 4 0,2 4 0,2

13. Прочие виды деятельности 30 1,8 33 1,8 36 1,8

14. Итого: 1603 100 1836 100 2003 100

Данная структура неизменна на протяжении трех последних лет. Изменения наблюдаются лишь в отрасли, связанной с операциями по недвижимому имуществу. За три года в данном секторе экономики произошел рост количества предприятий с 289 тыс. в 2010 г. до 408 тыс. в 2012 г. (41 %). Также наблюдается рост в отраслях: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (44 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг (42 %), транспорт и связь (38 %) [10].

Анализируя основные показатели деятельности субъектов малого бизнеса и динамику их развития, можно резюмировать, что малый бизнес является наиболее перспективным направлением развития экономики России. Именно малые предприятия в условиях изменяющейся рыночной экономики являются наиболее мобильными, конкурентоспособными, обеспечивающими население дополнительными рабочими местами и тем самым диверсифицирующими экономику страны.

Поддержка субъектов малого бизнеса и организаций инфраструктуры в России осуществляется преимущественно на безвозмездной основе, посредством предоставления субсидий и грантов. Механизм распределения средств из федерального бюджета предполагает

проведение конкурсов отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий поддержки малого бизнеса [11].

По предварительным данным, за 9 месяцев 2012 г. на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса было направлено в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации 18 млрд руб. [12]. Основным направлением поддержки малого бизнеса в 2012 году была заявлена поддержка инновационных и модернизационных малых и средних компаний. В рамках программы был реализован комплекс из 33 мероприятий по следующим основным направлениям:

1. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

2. Поддержка субъектов малого бизнеса, производящих и реализующих товары для экспорта.

3. Развитие системы кредитования субъектов малого бизнеса.

4. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере.

Следует отметить положительные тенденции государственной программы развития малого бизнеса. В настоящий момент предприятия имеют возможность получать субсидии, участвовать в конкурсах грантовой поддержки, получать налоговые льготы, осуществляя инновационную деятельность, а также реализуя инвестиционные проекты. Несмотря на это, существуют проблемы, связанные с существенной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как большая доля промышленного производства приходится на топливно-энергетический комплекс.

Также отмечается низкий уровень развития наукоемкого бизнеса в ключевых отраслях экономики. Современный малый бизнес в России активно проявляется в торговле, операциях с недвижимостью, строительстве и только отчасти в инновационных производствах. В нефтедобыче, электроэнергетике, производственных услугах для предприятий военно-ппромышленного комплекса его присутствие незначительно.

В результате исследования материалов по становлению и развитию малых предприятий в России мы пришли к выводу, что основными проблемами развития малого бизнеса являются:

1. Нехватка собственных финансовых ресурсов у субъектов малого бизнеса при отсутствии долгосрочно-льготного кредитования.

2. Административные барьеры и проблемы с лицензированием.

3. Налоги и страховые взносы. Отсутствие практики налоговых каникул для предприятий, имеющих сезонный характер работы.

4. Отсутствие качественной информационной поддержки и консалтинговых услуг.

5. Сложный и затратный механизм доступа субъектов малого бизнеса к системе государственных контрактов.

По мнению авторов статьи, для решения существующих проблем целесообразным будет:

1. Совершенствование механизма государственных гарантий. Оборотный капитал малого бизнеса всегда находится в работе, при небольшой стоимости услуг все средства расходуются на зарплату и прочие хозяйственные нужды. В итоге банковские структуры отказывают в выдаче кредитов, что отрицательным образом сказывается на субъектах малого бизнеса. Проблема обеспечения залога является наиболее актуальной у предприятий малого бизнеса в России. Решением данной проблемы может послужить увеличение размера покрытия государственной гарантии для субъектов малого бизнеса, намеревающихся воспользоваться продуктами банковского кредитования.

2. Упрощение сложного и затратного механизма регистрации и лицензирования предприятий в ряде отраслей. Для этого рекомендуется выстроить четкий механизм многостороннего сотрудничества органов государственной власти с субъектами малого бизнеса в отраслях, где проблемы с лицензированием и регистрацией носят затруднительный и систематический характер.

3. Введение преференций со стороны государственных налоговых и пенсионных структур. В условиях ограниченных ресурсов на предприятия сферы малого бизнеса, имеющих сезонный характер работы (строительство, с/х и др.), давят ставки по налогам и страховым взносам. Эти проблемы сдерживают развитие малого бизнеса. Мы считаем целесообразным разработать эффективные преференции со стороны государственных налоговых и пенсионных структур для предприятий малого бизнеса, имеющих сезонный характер работы.

4. Создание единой информационной системы. Отсутствие качественной информационной среды и консалтинговых услуг по вопросам государственной поддержки субъектов малого бизнеса, нехватка информации и сложности при ее получении влекут за собой утрату доверия предприятий малого бизнеса к системе государственной поддержки. Для создания упрощенного доступа субъектов малого бизнеса к информационной среде, целесообразным будет создание единой региональной информационной системы государственной поддержки субъектов малого

бизнеса. Мы считаем, что данная информационная система должна иметь единую структуру и содержать информацию, касающуюся исключительно взаимодействия государства и субъектов малого бизнеса.

5. Совершенствование государственной практики стимулирования малого бизнеса посредством государственных заказов. Разработка механизма субконтрактов.

Необходимые изменения в структуре российской экономики и ее модернизация могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций во все сферы экономической деятельности, а путь к этим изменениям лежит в формировании многочисленного слоя малого бизнеса.

Интенсификация развития малого бизнеса в России во многом будет зависеть от эффективности реализации комплекса мер по развитию данного сектора экономики, а также развития сопутствующей инфраструктуры. Уникальный ресурсный потенциал территории РФ должен способствовать развитию экономики в целом, а не быть ее единственным стержнем.

Ссылки:

1. Российский статистический ежегодник. М., 2013. 717 с.

2. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования [Электронный ресурс]. URL: http: //smb.gov.ru/statistics/navy/ analitic/9332.html (дата обращения: 15.03.2014).

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

4. Горфинкель В.Я. Малый бизнес : учеб. пособие. М., 2009.

5. Российский статистический ежегодник.

6. Там же.

7. Там же.

8. Малый и средний бизнес в 2012 году ...

9. Российский статистический ежегодник.

10. Там же.

11. Федеральный закон РФ № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

12. Малый и средний бизнес в 2012 году ...