Научная статья на тему 'Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики России'

Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ / НОВОВВЕДЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СФЕРА НАУКИ И ИННОВАЦИЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИННОВАЦИОННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Александр Сергеевич, Невлютов Андрей Алиевич

В статье рассмотрен малый бизнес как неотъемлемая составляющая новой экономики, ориентированной на инновационное развитие. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития малых и средних фирм для повышения качества уровня жизни населения, а также для внедрения и освоения новейших достижений научно-технического прогресса. Обсуждается более качественное использование потенциала экономического роста и инновационности, так как инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Дается ответ на вопрос, почему малый бизнес инновационен по своей природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Александр Сергеевич, Невлютов Андрей Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

The article considers a small business as an integral part of the new economy, focused on innovative development. Arguments justifying the need for the development of small and medium-sized companies to improve the quality of living standards, as well as for implementation and development of the newest achievements of scientific-technical progress are presented. The way of the right usage of economic growth and innovation potential is discussed, as innovation activities of small firms provides a framework for the restructuring of the entire economy on a knowledge-based foundation. The question, why the nature of the small business is innovative, is answered.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики России»

УДК 332.834.1

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрен малый бизнес как неотъемлемая составляющая новой экономики, ориентированной на инновационное развитие. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития малых и средних фирм для повышения качества уровня жизни населения, а также для внедрения и освоения новейших достижений научно-технического прогресса. Обсуждается более качественное использование потенциала экономического роста и инновационности, так как инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Дается ответ на вопрос, почему малый бизнес инновационен по своей природе. Ключевые слова: малый бизнес, технологический прорыв, новые разработки, инновационные процессы, наукоемкие отрасли, нововведения, интеллектуальный потенциал, сфера науки и инноваций, использование потенциала экономического роста и инновационно-сти.

SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

Annotation. The article considers a small business as an integral part of the new economy, focused on innovative development. Arguments justifying the need for the development of small and medium-sized companies to improve the quality of living standards, as well as for implementation and development of the newest achievements of scientific-technical progress are presented. The way of the right usage of economic growth and innovation potential is discussed, as innovation activities of small firms provides a framework for the restructuring of the entire economy on a knowledge-based foundation. The question, why the nature of the small business is innovative, is answered.

Keywords: small business, technological breakthrough, new development, innovation processes, knowledge-intensive industry, innovation, intellectual potential, science and innovation, potential for economic growth and innovation.

Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса. Решение задачи увеличения ВВП в ближайшие десять лет для обеспечения роста уровня жизни населения, а также преодоление сложившегося экономического отставания России от более развитых государств возможны только на пути всемерного повышения производительности труда, укрепления конкурентоспособности страны в международном обмене, через широкое освоение новейших достижений научно-технического прогресса в процессе формирования динамичной и постоянно обновляемой постиндустриальной экономики.

Как показывает опыт высокоразвитых стран, такая экономика включает в себя взаимодополняющие друг друга крупные компании, осуществляющие технологические прорывы и меняющие структуру производства в отраслях, а также средний и малый бизнес, обеспечивающий широкое поле предпринимательской активности. Малый бизнес в постиндустриальной экономике приобрел новые черты, расширил свое влияние и стал непременным элементом инновационных процессов. Без малого бизнеса трудно представить формирование рыночных основ экономики, укрепление ее предпринимательского слоя и создание конкурентной среды, которые могут обеспечить необходимое движение в сторону нововведений и эффективности производства в рыночной системе. Поэтому использование потенциала экономического роста и инновационности представляется чрезвычайно важным для современной российской экономики и ее будущего.

Однако в России малый бизнес не получил достаточного распространения, рост его в годы

А.С. Морозов А.А. Невлютов

Aleksandr Morozov Andrey Nevlyutov

© Морозов А.С., Невлютов А.А., 2014

оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий неизменно мало. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30. При этом доля малых фирм в общем числе всех российских предприятий составляет только 30 %, в странах ЕС - около 90 %. Эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, идет таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только очень небольшая часть занята в сфере науки и инноваций. Удельный вес российских малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 6 %.

Мировой опыт наглядно показывает, что малый бизнес является флагманом инновационного развития. Ряд развивающихся стран, таких как Тайвань, Сингапур, Индонезия, совершивших большой экономический прорыв, связывают свой рост с малым предпринимательством. Поэтому механизмом структурной перестройки и подъема экономики России в сложившихся условиях должна стать реализация стратегии инновационного прорыва, сочетающая стимулы рыночной самоорганизации и целенаправленного мобилизующего влияния государства, охватывающего и малый бизнес [1].

Малый инновационный бизнес в передовых зарубежных странах стал основным объектом инвестирования. Потребляя от 2 до 5 % общего объема финансирования в научно-технической сфере, предприятия малого наукоемкого бизнеса создают до 50 % крупных нововведений и являются лицензиарами почти 50 % инноваций на мировом рынке. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и медицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80 %.

Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала. Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса:

- большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения (дает преимущества прежде всего в быстро меняющихся условиях - будь то технологические изменения или экономическая среда в целом);

- многоплановый характер мотивации к инновационной деятельности, обусловленный экономическими и неэкономическими факторами (внеэкономическая причина - честолюбие автора изобретения, экономическая причина - успешная реализация изобретения, позволяющая автору состояться как предпринимателю);

- узкая специализация творческого поиска;

- немногочисленный персонал;

- ориентация на конечный результат;

- возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для большинства крупных организаций (статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого коммерческого товара занимает от трех до пяти лет; лишь одна инновация из десяти доходит до рынка);

- малые фирмы, работающие по аутсорсингу с крупными, оперативно реагируют на спрос

к изменениям со стороны крупного бизнеса и становятся источниками инноваций в экономике;

динамическая роль малого бизнеса как источника развития, значительно превышающая его относительно низкую эффективность;

высокая производительность труда и малые издержки производства;

высокая отдача на единицу денежных средств, вложенных в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Приоритетное поле деятельности малых фирм составляют наукоемкие отрасли. К характерным особенностям наукоемких отраслей, определяющим их роль в экономике в целом, относятся высокие темпы роста (в 3-4 раза превышающие темпы роста прочих отраслей хозяйства), повышенная заработная плата работающих, крупные объемы экспорта, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только конкретную отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий «цепную реакцию» нововведений в национальном и мировом хозяйстве. Наукоемкие отрасли, как правило, основаны на высоких технологиях; это требует, чтобы технологический уклад, формирующий основные технико-технологические решения отрасли, ее производственный потенциал относились к технологическим укладам высокого уровня. Наивысшим считается седьмой технологический уклад, в котором развиваются такие отрасли, как микробиология, генетика и т.п.

В начале рыночных реформ в России государство создавало льготный режим для разнообразных научно-технических предприятий, молодежных научно-технических центров, которые достаточно быстро коммерциализировались. Часть из них, пользуясь льготным режимом налогообложения, занималась перепродажей потребительских товаров массового спроса, ничего общего не имеющих с инновационной деятельностью. Однако часть все же смогла сформировать свой инновационный потенциал и занять рыночную нишу.

В настоящее время малые инновационные фирмы действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы [2]. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских институтов, крупных научно-производственных объединений и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано на оказание научно-инженерных услуг.

Однако высокий инновационный потенциал малого бизнеса в России используется недостаточно. По оценкам экспертов число предприятий, предлагающих какие-либо новшества в научно-технической сфере, снизилось за последние 10 лет в 60 раз, а из тех разработок, что предлагаются, до реализации доходят 1-3 %. В развитых западных странах эта доля часто превышает 60 %. По-настоящему инновационной можно признать деятельность только небольшого числа малых предприятий, при этом не все из них прошли весь цикл от разработки до получения товара. Большинство их деятельности связано с разработкой программного обеспечения (около 35 %), разработкой электроники занято 2 % предприятий, биопрепаратов - 1 %.

Однако, несмотря на некоторую положительную динамику, проблемы развития деятельности малых инновационных фирм существуют. Главными среди них являются:

- низкий уровень внедрения научно-технических результатов, финансируемых за счет государственных средств;

— отсутствие финансирования проектов создания прототипа инновационного продукта. Решения этих проблем требует особого внимания со стороны всех субъектов рынка, а особенно государственных структур. Малые инновационные организации в России - это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Такие организации могли бы оказать существенное влияние на улучшение качества и повышение конкурентоспособности производимой отечественной продукции. Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ и создаст предпосылки инновационного роста российской экономики в целом.

Библиографический список

1. Кузык Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец - М: Экономика, 2005.

2. Иванов И.В. Инновационное развитие России: возможности и перспективы / И.В. Иванов, В.В. Баранов. -М.: Альпина Паблишер, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.