Научная статья на тему 'МАЛЫЕ (ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ) ГОРОДА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ШУЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

МАЛЫЕ (ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ) ГОРОДА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ШУЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / МАЛЫЙ ГОРОД / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА Г. ШУИ / НАУЧНОЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА / УНИВЕРСИТЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР МАЛОГО ГОРОДА ШУЯ / CITY / SMALL TOWN / SOCIOCULTURAL SPACE OF THE CITY / STRUCTURE AND ELEMENTS OF THE SOCIOCULTURAL SPACE OF SHUYA / SCIENTIFIC / HUMANITARIAN SIGNIFICANCE OF THE UNIVERSITY / UNIVERSITY AS A SOCIOCULTURAL CENTER OF THE SMALL TOWN OF SHUYA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова Е. А., Михайлов А. А., Червова А. А.

В статье рассматривается значение малого провинциального города Шуя в социокультурном пространстве российской культуры на протяжении всей его истории. В связи с этим показана роль Шуйского филиала Ивановского государственного университета как культурного центра социокультурного пространства г. Шуи в его исторической ретроспективе и современной перспективе. В статье выделены основные этапы развития университета и его влияния на социокультурное пространство малого города. Определены структура и структурные элементы социокультурного пространства малого (провинциального) г. Шуи, такие как научные, гуманитарные, знаково-символические, образующие исторический и современный потенциал социокультурного пространства города, определены межкоммуникативные связи, демонстрирующие расширение социокультурного пространства в масштабах города и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Горбунова Е. А., Михайлов А. А., Червова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL (PROVINCIAL) CITIES IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF SHUYA, IVANOVO REGION)

The article examines the significance of the small provincial town of Shuya in the sociocultural space of Russian culture throughout its history. In this regard, the authors show the role of the Shuya branch of Ivanovo State University as a cultural center of the sociocultural space of Shuya in its historical retrospective and modern perspective. The article highlights the main stages in the development of the university and its impact on the sociocultural space of a small town. The paper determines the structure and the structural elements of the sociocultural space ofthe small (provincial) city of Shuya, such as scientific, humanitarian, sign-symbolic, which form the historical and modern potential of the sociocultural space of the city. The work distinguishes intercommunicative connections, demonstrating the expansion of the sociocultural space on the scale of the city and country.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ (ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ) ГОРОДА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ШУЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Е. А. Горбунова

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

А. А. Михайлов Шуйский филиал Ивановского государственного университета

А. А. Червова Шуйский филиал Ивановского государственного университета

МАЛЫЕ (ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ) ГОРОДА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ШУЯ ИВАНОВСКОЙ

ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается значение малого провинциального города Шуя в социокультурном пространстве российской культуры на протяжении всей его истории. В связи с этим показана роль Шуйского филиала Ивановского государственного университета как культурного центра социокультурного пространства г. Шуи в его исторической ретроспективе и современной перспективе. В статье выделены основные этапы развития университета и его влияния на социокультурное пространство малого города. Определены структура и структурные элементы социокультурного пространства малого (провинциального) г. Шуи, такие как научные, гуманитарные, знаково-символические, образующие исторический и современный потенциал социокультурного пространства города, определены межкоммуникативные связи, демонстрирующие расширение социокультурного пространства в масштабах города и страны.

Ключевые слова: город, малый город, социокультурное пространство города, структура и элементы социокультурного пространства г. Шуи, научное, гуманитарное значение университета, университет как социокультурный центр малого города Шуя.

E. A. Gorbunova

Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia) A. A. Mihailov Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia) A. A. Chervova Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia)

SMALL (PROVINCIAL) CITIES IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF SHUYA, IVANOVO REGION)

The article examines the significance of the small provincial town of Shuya in the sociocultural space of Russian culture throughout its history. In this regard, the authors show the role of the Shuya branch of Ivanovo State University as a cultural center of the sociocultural space of Shuya in its historical retrospective and modern perspective. The article highlights the main stages in the development of the university and its impact on the sociocultural space of a small town. The paper determines the structure and the structural elements of the sociocultural space of

the small (provincial) city of Shuya, such as scientific, humanitarian, sign-symbolic, which form the historical and modern potential of the sociocultural space of the city. The work distinguishes intercommunicative connections, demonstrating the expansion of the sociocultural space on the scale of the city and country.

Keywords: city, small town, sociocultural space of the city, structure and elements of the sociocultural space of Shuya, scientific, humanitarian significance of the university, university as a sociocultural center of the small town of Shuya.

DOI 10.22405/2304-4772-2020-1 -3-104-112

Малый город в социокультурном пространстве России представлен как культурная скрепа, формирующая локус социокультурного ареала России. Культурная парадигма малого города во временном срезе представляет собой неповторимый и своеобразный культурный текст, имеющий свою динамику, определяющую темпоральность, содержание и развитие культурного локуса, в частности, и социокультурного пространства в целом.

Малые города России на протяжении всей истории ее развития внесли значительный вклад в формирование социокультурного пространства.

Доля малых городов в России в настоящее время превышает долю других поселений. В связи с этим переоценить значение влияния социокультурного пространства таких городов на российскую культуру невозможно.

Малые города Центральной России, в частности, г. Шуя Ивановской губернии характеризуются неповторимыми особенностями социокультурного пространства, сконцентрированных в его структуре, представленных в следующих чертах:

географическим ландшафтом, представляющим собой часть Среднерусской равнины с бескрайними полями и смешанными лесами;

религиозно-символическим значением, связанным с наличием в уездном городе духовного училища, открытого в 1814 году приказом Александра I в честь победы над Наполеоном;

историческим значением, как часть Владимиро-Суздальского княжества, давшего России князей Шуйских и неоднократно поднимавшегося на защиту от набегов врагов;

социально-политическим значением, связанным с появлением в городе и окрестностях ткацкого производства, а соответственно, возникновением рабочего класса с его революционными традициями борьбы под руководством Михаила Фрунзе;

административным центром управления уездом, который в разные годы возглавляли уважаемые в городе люди, в том числе и Д.К. Бальмонт, отец поэта серебряного века К.Д. Бальмонта;

культурологическим центром народных промыслов таких как: иконопись, строчевышивальное искусство, живописное искусство Палеха;

образовательным центром, связанным с открытием в городе различных учебных заведений: школ, гимназий, прогимназий), курсов ликвидации

неграмотности, педагогического техникума, педагогического института), университета.

В данной статье исследовательский анализ связан с влиянием образовательного компонента на развитие социокультурного пространства города в контексте роста научного и гуманитарного потенциала, межкоммуникативных связей, расширения культурного ареала города. Исходя из данной постановки проблемы, выделены положения, характеризующие исторические и современные акценты развития социокультурного пространства малого города Шуи.

1) Центром социокультурного пространства г. Шуя, стягивающего культурные, в том числе научные и гуманитарные элементы социокультурного пространства является Шуйский филиал Ивановского государственного университета, который мы рассматриваем в контексте его исторической ретроспективы и современного состояния с начала XIX до начала XXI веков в рамках следующих этапов его развития.

I этап - первая половина XIX века характеризуется открытием в 1816 году Шуйского Духовного училища,

II этап - вторая половина XIX века - период стремительного расширения сети городских и земских начальных школ в связи с развитием кустарной и крупной текстильной промышленности,

III этап - первая половина XX века по настоящее время «Краткосрочные рабоче-крестьянские педагогические курсы» активно развиваются и проходят путь от Педагогического техникума до Шуйского учительского института. Реорганизация в середине XX века учительского института в Шуйский государственный педагогический институт. Активное развитие института и получение в 1996 году статуса университета. Шуйский государственный педагогический университет по своим показателям входит в десятку лучших педагогических вузов страны. Спустя столетие с образования «Краткосрочных рабоче-крестьянских педагогических курсов» университет продолжает вносить весомый вклад в образование Ивановской области и Центрального округа. Этому этапу соответствует бренд «Шуя - университетский центр».

Город Шуя - исторический центр Шуйского уезда Владимирской губернии, в котором в 1816 году было открыто Духовное училище, ставшее центром духовной жизни города. Шуйское училище стало первым учебным заведением для известных писателей-богословов и историков церкви. Выпускниками училища стали Иван Тихомиров (архиепископ Савва) -крупнейший специалист по церковной археологии, ректор Московской духовной семинарии; Николай Миловский - известный московский протоиерей и писатель-богослов, автор исследований о неканонизированных святых нашего края и книги «Иисус Христос - Богочеловек»; Александр Соловьев (архиепископ Агафангел) - ректор Казанской духовной академии и основатель журнала «Православный собеседник». Выпускником училища был святитель епископ Афанасий Ковровский (Г. Сахаров), в 1990 г. причисленный к лику святых. Шуйское училище закончили также инспектор народных училищ

Иркутской губернии А. А. Доброхотов, профессор Казанской духовной академии А. К. Волков, поэт Д. Н. Семеновский. По подсчетам Е. И. Правдина, за первые 70 лет существования училища 62 выпускника закончили духовную академию, 85 получили светское высшее образование [4, с. 273]. В июне 1918 года постановлением Совнаркома Духовное училище было закрыто. На смену ему пришли «двухгодичные рабоче -крестьянские педагогические курсы».

С 1918 по 1996 гг. учреждение расширяется и проходит путь от «Краткосрочных рабоче-крестьянских педагогических курсов» до Шуйского государственного педагогического университета. Образование университета в малом провинциальном городе стало уникальным явлением для России [1, с. 121]. Несмотря на смену статуса в 2013 году Шуйский филиал Ивановского государственного университета продолжает занимать центральное место в социокультурном пространстве города Шуя и вносит определенный вклад в культуру страны.

Выпускником Шуйского училища был профессор Московского университета, один из основателей и первый директор Музея изящных искусств (ныне музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) Иван Владимирович Цветаев. Вспоминая об училище, он писал, что учителю латинского языка И. П. Чуриловскому он «обязан любовью к латинской литературе и научным знаниям вообще» [3, с. 24]. Учились у И. П. Чуриловского и еще два брата Цветаевых - Фёдор и Дмитрий. Д. В. Цветаев стал профессором Варшавского университета, известным исследователем истории протестантства и католичества в России. Он автор исследования «Царь Василий шуйский и места погребения его в Польше» (1910), управляющий архивом Министерства юстиции (1911-1920), участник создания и первый директор Центрального государственного архива древних актов в Москве.

2) Гуманитарные элементы социокультурного пространства малого г. Шуя определяются культурными связями с институтами культуры и другими учреждениями города: городской Дом Культуры, Шуйский историко -художественный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе, литературно -краеведческий музей К. Бальмонта, Шуйское краеведческое общество, Центр Детского Творчества, Администрация города Шуя, Молодежный информационный центр, Городской волонтерский центр и другие. Стоит отметить также взаимодействие вуза с Южским домом ремесел, Палехским домом ремесел, Ивановским региональным отделением Всероссийской общественной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей», Ивановским Домом национальностей. Отличительной особенностью университета является широкий спектр направлений работы, который включает организацию и проведение выставочных и праздничных мероприятий, социальных акции, концертов и фестивалей, разнообразную культурно-досуговую деятельность, глубокую научно -исследовательскую и издательскую работу. За высокие достижения в развитии образования и науки

многие преподаватели награждены благодарностями и почетными грамотами министра образования РФ, почетными грамотами управления образования Ивановской области, являются почетными работниками высшего образования РФ и заслуженными работниками высшей школы РФ.

3) Зарубежные коммуникации университета как элемент развития социокультурного пространства связаны с научным и гуманитарным обменом с Университетом Фехта (Германия) Институтом гуманитарных наук и культур, с кафедрой туризма и гостиничного менеджмента университета г. Анже (Франция), кафедрой русского языка как иностранного университета Ренн-2 (Франция), Тихоокеанского университета г. Сиэтл (США).

4) Культурный потенциал города Шуя как основа развития социокультурного пространства определяется следующими факторами:

а) Знаково-символический и гуманитарный капитал города является культурной основой университета г. Шуи, исследование которого способствует развитию социокультурного пространства.

В этом смысле город Шуя относится к числу городов с богатейшей историей и вековыми традициями. С городом Шуя связаны имена и других известных деятелей культуры. Наряду с К. Д. Бальмонтом, выделить Е. Ф. Вихрева, Э. Г. Казакевича, С. Ф. Рыскина, А. П. Чехова.

Разнообразна архитектура города. Здесь представлены здания в таких стилях, как классицизм, неорусский стиль, модерн, эклектизм. Символом и главным репрезентом города на протяжении более полутора столетий является шедевр русского зодчества первой половины XIX века колокольня Воскресенского собора [2, с. 160]. Шуйская 106 - метровая соборная колокольня - вторая по высоте колокольня в России из отдельно стоящих и одна из самых высоких звонниц в мире среди построек православной церкви. В 2007 году рядом с колокольней был открыт первый в России памятник погибшим за веру в годы гонений на православную церковь.

Шуя - древнейший город, который вносил свой вклад в культуру нашего государства на протяжении столетий. История Шуи, богатая значимыми событиями и выдающимися личностями, подчеркивает тот факт, что город был не только центром промышленности, но и центром духовной жизни Шуя на протяжении столетии была связана с культурой нашей страны. Город посещали Петр I, Елизавета Петровна, Александр II. В истории Шуи сохранились свидетельства о том, что Петр хотел забрать из города икону Шуйской-Смоленской Божьей Матери. Однако шуяне на коленях упросили царя не лишать их своей чудотворной. Существуют исследования о развитии в Шуе в ХУП-ХУШ столетиях на уровне высокого искусства иконописного промысла. Первым известным изографом был живший во второй половине XVI века Борис Серебряков. «Одна из лучших икон мастера Бориса Серебрякова, - пишет краевед Е. Ставровский, - под названием «Шуйская Богоматерь» до революции находилась в коллекции московского фабриканта С. П. Рябушинского, а в настоящее время хранится в собрании Третьяковской галереи» [5, с. 132]. Кроме того, исследователи предполагают, что у шуйских изографов не только

покупали работы, но и учились иконописному искусству. В том числе и палешане, которые, вероятно, с успехом использовали приемы шуйской иконописной школы. Ведь именно на середину XVII столетия приходится возникновение палехской школы.

Иконописное искусство шуян высоко ценили царские изографы Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. О шуйских мастерах знал царь Федор Алексеевич, в 1676 году повелевший «шуйских иконописцев, всех до одного человека, собрав, выслать к Москве, в приказ Владимирской Чети...» По описи 1717 года в Шуе насчитывалось шесть семейств иконописцев - Ивана Болотова, Козьмы Артемьева, Андрея Плесянинова, Ивана Артемьева, Федора и Семена Иконниковых.

В Шуе бывали и русские поэты В. А. Жуковский и Н. А. Некрасов. Жуковский посетил город в качестве сопровождающего будущего императора Александра II, совершавшего путешествие по России. Гости города посетили местные храмы, в том числе Воскресенский собор, где поклонились чудотворной иконе Шуйской-Смоленской Божьей Матери, встречались с городскими промышленниками и купцами. Еще при въезде в город В. А. Жуковский написал письмо А. Ф. Романовой: «Обозрения наши были слишком быстры. Наше путешествие можно сравнить с чтением книги, в которой теперь князь прочтет одно только оглавление. Эта книга Россия.» [5, с. 220]. Н. А. Некрасов в поэме «Коробейники» выразил свое восхищение шуйскими ярмарками и народной смекалкой. Памятью об этом периоде являются сохраненные в городе «возовые весы» - оригинальный архитектурный памятник на площади в самом центре Шуи.

Неподалеку от памятника располагается Городской Дом культуры -объект культурного наследия Федерального значения. Здание Городского Дома культуры - бывший Народный дом, а затем Благородное собрание, было построено в 1901 году на средства шуйского фабриканта И. И. Попова. В 1918 году в здании был открыт Шуйский драматический театр имени М. Горького, основательницей которого стала Н. Н. Борисова. За годы работы театр взрастил заслуженных и народных артистов России и СССР: Е. Я. Мазурова, Н. И. Покровская, М. А. Буйный, К. В. Волкова, И. М. Лопатин, Е. И. Цветкова, В. А. Щудров, Ю. П. Юницкий [6].

С Шуей неразрывно связано имя знаменитого поэта-символиста К. Д. Бальмонта, который, по словам В. Д. Брюсова, целое десятилетие «нераздельно царил над русской поэзией». Константин Дмитриевич родился недалеко от Шуи, в деревне Гумнищи. В городе он жил, учился в гимназии (ныне средняя общеобразовательная школа № 2, носящая имя поэта). Шуйский период жизни К. Д. Бальмонта длился два десятилетия, здесь сформировались его убеждения, появился поэтический дар.

б) Музеи Шуи как хранилище культурного наследия, межкоммуникативного и научного взаимодействия

В 1968 году в Шуе был открыт первый в России музей, посвященный жизни и творчеству поэта Серебряного века К. Д. Бальмонта и истории его

родины - шуйского края. Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта в Шуе развивает бальмонтовское движение, объединяющее ученых, преподавателей школ и университетов, писателей из разных регионов страны. В 2016 году музеем разработан туристический маршрут «Серебряные звезды над Шуйской землей» по бальмонтовским и цветаевским местам нашего края, который вошел в число лучших межрегиональных туристических маршрутов России. Маршрут востребован у туристов и активно работает в городе [7].

Еще одним из центров организации и проведения экскурсионных программ в городе Шуя является историко-художественный и мемориальный музей М. В. Фрунзе. Экспозиции и фонды музея отражают жизненный путь М. В. Фрунзе в общественно-политической и культурной истории города Шуя. Выставочные залы музея являются центром проведения крупных выставочных проектов. Так, в 2007 году был реализован выставочный проект «Современная палехская икона», в 2008 году на базе музея был организован первый шуйский фотофестиваль, в 2009 году ставший межрегиональным. В музее регулярно проходят творческие мероприятия межрегионального уровня, одним из которых является открытый межрегиональный конкурс изобразительного искусства имени Л. К. Невинского. Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М. В. Фрунзе был и остается местом реализации крупных культурных и научных проектов межрегионального, всероссийского и международного уровней. Летом 1998 года за проект выставки «Бутылка» коллектив музея получил грант в конкурсе «Открытый музей в открытом обществе» института «Открытое общество». Главным событие 1999 года стала международная конференция «Мифы и мифология в современной России», организованная совместно с германским Фондом Фридриха Науманна и Ассоциацией историков российского общества XX века. В конференции приняли участие ученые университетов и научных центров Москвы, Казани, Екатеринбурга, Иванова и Шуя, а также зарубежные гости города из Японии, Германии и Франции. Специалисты в области музейного дела называют шуйский музей «музеем европейского типа» [8].

Связь с музеями Шуйского университета определяется совместно организованными ежегодными международными конференциями ученых и краеведов, исследующих историю и культуру края и города, раскрывающих историческое влияние культуры на современные межкоммуникативные гуманитарные и научные взаимодействия, что способствует расширению не только регионального социокультурного пространства, в частности, но и социокультурного пространства России в целом.

Литература

1. Горбунова Е. А., Червова А. А., Алексеева М. Ю., Романова К. Е. К вопросу о понятии «Социокультурная среда» города // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 4 (28). С. 119-128. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2018/№4(28)/119/index.html (дата обращения: 11.

05.2020).

2. Горбунова Е. А., Червова А. А., Алексеева М. Ю. Вклад музеев в социокультурную среду города Шуя // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. № 3 (27), т. 2. С. 157-163. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2018/№3(27) Том2/157Л^ех.Ыш1 (дата обращения: 11. 05.2020).

3. Кочеткова Г. К. Дом Цветаевых / Ивановское отд-ие Рос. фонда культуры. Иваново: Экол. вестн. : Рыбин. подворье, 1993. 125 с.

4. Правдин Е. И. История Шуйского, Владимирской губернии, духовного училища со времени основания его в 1816 г. по 1886 год. Владимир: лито-тип. П. Ф. Новгородского, 1887. 273 с.

5. Сурин Г. И. Слово о Шуе. Иваново: Изд-во «Иваново», 2005. 256 с. + 24 с. ил.

6. Городской округ Шуя [Электронный ресурс]: сайт. URL: http ://www.okrugshuya.ru/file doc/socsfera/kultura/uchrezhdeniya-kultury/ (дата обращения: 11.05.2020).

7. «Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта» городского округа Шуя [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://balmontmuseum.ru/index.php/events (дата обращения: 11.05.2020).

8. Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе [Электронный ресурс] // Шуя-тур. РФ: сайт. URL: http://шуя-тур.рф/muzei-imeni-mv-frunze.html (дата обращения: 11.05.2020).

References

1. Gorbunova E. A., Chervova A. A., Alekseeva M. Yu., Romanova K. E. K voprosu o ponyatii «Sotsiokul'turnaya sreda» goroda [On the Concept of "Sociocultural Town Environment"]. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2018. Issue 4 (28). Pp. 119-128. [In Russian]

2. Gorbunova E. A., Chervova A. A., Alekseeva M. Yu. Vklad muzeyev v sotsiokul'turnuyu sredu goroda Shuya [Contribution of Museums to the Sociocultural Environment of the Town of Shuya]. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2018. Issue 3 (27). Vol. 2 Pp. 157-163. [In Russian]

3. Kochetkova G. K. Kochetkova G. K. Dom Tsvetayevykh: [s. Novo-Talitsy] ["The Tsvetaev HOUSE": [vil. Novo-Talitsy]. Ivanovo: Ivanovskoye otdeleniye Rossiyskogo fonda kul'tury [Ivanovo branch of the Russian Cultural Foundation], 1993. [In Russian]

4. Pravdin E. I. Istoriya Shuyskogo, Vladimirskoy gubernii, dukhovnogo uchilishcha so vremeni osnovaniya yego v 1816 g. po 1886 god [History of Shuisky, Vladimir province, theological school from the time of its foundation in 1816 to 1886]. Vladimir: 1887. [In Russian]

5. Surin G. I. Slovo o Shuye: legendy i byli goroda na Teze. [The word about Shuya: legends and there were cities on Teze]. Ivanovo: Ivanovo Publ., 2005. 256 p.: illustrated. [In Russian]

6. Gorodskoy okrug Shuya [Shuya city district] website. Available at: http://www.okrugshuya.ru/file doc/socsfera/kultura/uchrezhdeniya-kultury/ (accessed: 11 May 2020). [In Russian]

7. «Literaturno-krayevedcheskiy muzey Konstantina Bal'monta» gorodskogo okruga Shuya ["Literary Museum of Local History of Konstantin Balmont" of Shuya City District] website. Available at: http://balmontmuseum.ru/index.php/events (accessed: 11 May 2020). [In Russian]

8. Shuyskiy istoriko-khudozhestvennyy i memorial'nyy muzey im. M. V. Frunze [Shuya Historical, Art and Memorial Museum named after M. V. Frunze]. Shuya-tur.RF website. Available at: http://m^-Tvp^/muzei-imeni-mv-frunze.html (accessed: 11 May 2020). [In Russian]

Статья поступила в редакцию 12.10.2020 Статья допущена к публикации 15.11.2020

The article was received by the editorial staff 12.10.2020 The article is approved for publication 15.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.