Научная статья на тему 'Малые предприятия на региональном рынке услуг технического сервиса'

Малые предприятия на региональном рынке услуг технического сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / КРАНЫ МОСТОВОГО ТИПА / РЕСУРС СЛУЖБЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВИДЫ ДЕФЕКТОВ / РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / TECHNICAL SERVICE / CRANES OF BRIDGE TYPE / RESOURCE OF SERVICE / COMPETITIVENESS / TYPES OF DEFECTS / REPAIR WORK / SMALL ENTERPRISES / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокроносов А.Г., Придвижкин В.А., Воронин П.Г.

Рассматриваются закономерности и особенности организации технического сервиса оборудования, входящего в состав опасных производственных объектов, как необходимого института рыночной экономики. Проблема развития эффективной индустрии технических услуг в отечественной промышленности приобретает особую остроту в свете масштабных задач по ускоренному технологическому переоснащению российских предприятий, решение которых осложнено значительным износом их основных фондов и ограниченными инвестиционными ресурсами. Весьма отчетливо данное противоречие наблюдается в процессе рыночной трансформации производства мостовых кранов, предназначенных для перемещения, разгрузки и погрузки тяжелых грузов на предприятиях различных отраслей экономики. На примере деятельности ООО «Подъемэнергосервис» выявлены тенденции формирования и развития регионального рынка услуг технического сервиса кранов мостового типа, раскрыта роль малых предприятий в управлении ресурсом безопасной эксплуатации данной техники на промышленных предприятиях Свердловской области. Обоснован принцип долгосрочного партнерского взаимодействия изготовителей и потребителей кранов мостового типа со специализированными ремонтными предприятиями, включающий меры по государственной поддержке малого бизнеса в сфере технического сервиса. Каркас методологии исследования составляют положения институциональной теории, концепции управления качеством, теории конкуренции, функционально-стоимостного анализа.The article discusses the regularities and features of the organization of technical service of equipment that is part of hazardous production facilities, as a necessary institution of the market economy. The problem of developing an effective technical services industry in the domestic industry is particularly acute in the light of large-scale tasks for accelerated technological re-equipment of Russian enterprises, the solution of which is complicated by significant wear and tear of their fixed assets and limited investment resources. This contradiction is very clearly observed in the process of market transformation of the production of bridge cranes intended for moving, unloading and loading heavy loads at enterprises of various sectors of the economy. On the example of the activity of LLC “Podnimenergoservice” the tendencies of formation and development of the regional market of technical service of bridge cranes are revealed, the role of small enterprises in the management of the resource of safe operation of this equipment at industrial enterprises of the Sverdlovsk region is revealed. The principle of long-term partnership between manufacturers and consumers of bridge cranes with specialized repair companies, including measures for state support of small businesses in the field of technical service, is justified. The framework of the research methodology consists of the provisions of the institutional theory, the concept of quality management, competition theory, functional and cost analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые предприятия на региональном рынке услуг технического сервиса»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10046

Малые предприятия на региональном рынке услуг технического сервиса

Мокроносов А.Г., Придвижкин В.А., Воронин П.Г.

Рассматриваются закономерности и особенности организации технического сервиса оборудования, входящего в состав опасных производственных объектов, как необходимого института рыночной экономики. Проблема развития эффективной индустрии технических услуг в отечественной промышленности приобретает особую остроту в свете масштабных задач по ускоренному технологическому переоснащению российских предприятий, решение которых осложнено значительным износом их основных фондов и ограниченными инвестиционными ресурсами. Весьма отчетливо данное противоречие наблюдается в процессе рыночной трансформации производства мостовых кранов, предназначенных для перемещения, разгрузки и погрузки тяжелых грузов на предприятиях различных отраслей экономики. На примере деятельности ООО «Подъемэнергосервис» выявлены тенденции формирования и развития регионального рынка услуг технического сервиса кранов мостового типа, раскрыта роль малых предприятий в управлении ресурсом безопасной эксплуатации данной техники на промышленных предприятиях Свердловской области. Обоснован принцип долгосрочного партнерского взаимодействия изготовителей и потребителей кранов мостового типа со специализированными ремонтными предприятиями, включающий меры по государственной поддержке малого бизнеса в сфере технического сервиса. Каркас методологии исследования составляют положения институциональной теории, концепции управления качеством, теории конкуренции, функционально-стоимостного анализа.

для цитирования гост 7.1-2003

Мокроносов А.Г., Придвижкин В.А., Воронин П.Г Малые предприятия на региональном рынке услуг технического сервиса // Дискуссия. - 2019. - Вып. 97. - С. 33-46.

ключевые слова

Технический сервис, краны мостового типа, ресурс службы, конкурентоспособность, виды дефектов, ремонтные работы, малые предприятия, государственная поддержка.

Введение. Организация технического сервиса в условиях сложившейся технологической многоукладности отечественной экономики является важным элементом системы институтов ее инновационного развития. Актуальность развития индустрии технических услуг обусловлена, с одной стороны, возрастающей потребностью в масштабном техническом переоснащении отраслей народного хозяйства при ограниченных инвестиционных возможностях, с другой - необходимостью существенного повышения качества и конкурентоспособности отечественных машин и оборудования. Развитие сферы технического

сервиса является одним из приоритетных направлений неоиндустриализации отечественной экономики, обеспечивающим тесное взаимодействие машиностроительных предприятий с потребителями техники, позволяющим сочетать в органическом единстве процесс совершенствования машин и оборудования с созданием оптимальных условий их эксплуатации.

Вместе с тем, в настоящее время организация технического сервиса многих видов отечественной техники пока не сформировалась как целостная система. В период рыночной трансформации российской экономики сфера отечественного

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10046

Small businesses at the regional level the market of services of technical service

Mokronosov A.G., Pridvizhkin V.A., Voronin P.G.

The article discusses the regularities and features of the organization of technical service of equipment that is part of hazardous production facilities, as a necessary institution of the market economy. The problem of developing an effective technical services industry in the domestic industry is particularly acute in the light of large-scale tasks for accelerated technological re-equipment of Russian enterprises, the solution of which is complicated by significant wear and tear of their fixed assets and limited investment resources. This contradiction is very clearly observed in the process of market transformation of the production of bridge cranes intended for moving, unloading and loading heavy loads at enterprises of various sectors of the economy. On the example of the activity of LLC "Podnimenergoser-vice" the tendencies of formation and development of the regional market of technical service of bridge cranes are revealed, the role of small enterprises in the management of the resource of safe operation of this equipment at industrial enterprises of the Sverdlovsk region is revealed. The principle of long-term partnership between manufacturers and consumers of bridge cranes with specialized repair companies, including measures for state support of small businesses in the field of technical service, is justified. The framework of the research methodology consists of the provisions of the institutional theory, the concept of quality management, competition theory, functional and cost analysis.

for citation apa

MokronosovA.G., Pridvizhkin V.A., Voronin P.G. Small businesses at the regional level the market of services of technical service . Diskussiya [Discussion], 97, 33-46.

keywords

Technical service, cranes of bridge type, resource of service, competitiveness, types of defects, repair work, small enterprises, state support.

технического сервиса, созданная в советский период, подверглась существенной деформации. Многие предприятия сервиса были реформированы, перепрофилированы на другие виды работ, не связанные с комплексным решением вопросов обеспечения конкурентоспособности производства и безопасной эксплуатации техники. В этой связи, особую значимость приобретают задачи преодоления указанных негативных тенденций, в первую очередь, применительно к сложному оборудованию, входящему в состав опасных производственных объектов.

Вышеуказанные тенденции прослеживаются и в организации технического сервиса кранов мостового типа (МК), являющихся важной составляющей технологического процесса промышленных предприятий, особенно в отраслях металлур-

гии и машиностроения, где их доля в структуре парка подъемных сооружений превышает 70%.

Целью данной статьи является выявление особенностей существующей организации технического сервиса МК в условиях цифровой трансформации экономики и обоснование системы мер по повышению его эффективности. Для достижения этой цели проведен анализ факторов, влияющих на формирование и развитие рынка технического сервиса МК, на примере малого предприятия ООО «Подъемэнергосервис» исследованы результаты деятельности по ремонту и техническому обслуживанию МК на промышленных предприятиях Свердловской области.

Материал и методы исследования. Настоящее исследование базируется на теоретических положениях институциональной теории,

концептуальных основах управления качеством и теории конкуренции, использовании методов сравнительного экономического анализа, группировок, функционально-стоимостного анализа.

В условиях сетевой трансформации экономики все большее значение приобретает институциональный подход к развитию сферы технического сервиса [1]. Как организационно-экономический регулятор институт технического сервиса играет важную роль в формировании и развитии партнерских предпринимательских цепей, способствуя процессу реального обобществления высокотехнологичного производства машин и оборудования. Институциональное воздействие на функционирование системы технических услуг позволяет развивать наиболее существенные связи в воспроизводстве техники, а также своевременно устранять сдерживающие факторы укрепления отраслевых и межотраслевых партнерских отношений.

Решению данной проблемы посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, большой вклад в методологию экономической оценки сроков службы машин и оборудования, формирование эффективной системы технического сервиса внесли научные труды Р.З. Акбердина [2], М.В. Ильенченко [3], Р.Н. Колегаева [4] и др. Результаты исследований таких зарубежных авторов, как И. Каору [5], Т. Питерс, Б.В. Уотерман [6], С. Сиро [7], Э.Дж. Хенли [8], составляют основу современной теории надежности техники и экономики сервисного сопровождения сложных технических систем.

Проблема становления и развития сферы технического сервиса как института рыночной экономики рассмотрена авторами на трех взаимообусловленных уровнях научной абстракции: уровень всеобщего - проблемы становления общероссийского института технического сервиса; уровень особенного - проблемы формирования сферы предприятий технического сервиса уникальных машинных комплексов как подсистемы сетевой промышленной структуры; уровень единичного -проблемы конкурентоспособного развития предприятий технического сервиса мостовых кранов.

Современная конкурентная среда характеризуется изменением и разнообразием способов взаимодействия участников промышленных рынков. При этом формируется новое понимание конкуренции с точки зрения ценностно-сетевого подхода, при котором обострение конкурентной борьбы связывается с соперничеством по вхо-

ждению в наиболее надежные производственные цепочки создания ценностей, а также за место в этих цепях по отношению к потребителю [9, 10].

Усиление кооперативного характера конкурентных процессов весьма ярко проявляется в машиностроении. Мировой опыт показывает, что акт продажи сложного наукоемкого оборудования следует рассматривать лишь как начало длительного процесса творческого взаимовыгодного сотрудничества разработчиков, изготовителей и потребителей техники, в котором специализирующиеся на услугах технического сервиса предприятия позволяют оптимизировать сочетание возможных стратегий сохранения основного капитала, предотвращения непредвиденных перерывов в его безопасной эксплуатации [11]. Технический сервис превращается в один из важнейших инструментов конкурентной борьбы машиностроительных корпораций за рынки и сферы влияний. Располагая наиболее полной информацией об условиях эксплуатации техники в зависимости от ее отраслевой специфики и пространственной концентрации, а также высококвалифицированными кадрами и современными диагностическими средствами, предприятия технического сервиса обеспечивают высокие показатели эффективности и результативности потока создания ценности для всех его участников [12, 13].

Структура социально-экономического эффекта оказания услуг технического сервиса, показанная на рис. 1, предлагает не только синергию от сокращения капитальных вложений в результате роста производительности техники, сокращения сроков и затрат на ее монтаж и наладку, уменьшения текущих затрат на ремонты и убытков от простоев, но и различные формы проявления эффектов от сокращения сроков и повышения качества проектирования техники, изменения характера и условий труда, улучшения состояния окружающей среды. Поэтому сферу услуг технического сервиса необходимо рассматривать системно, в контексте общей тенденции развития сетевых предпринимательских структур [14].

В условиях четвертой промышленной революции различные аспекты развития эффективной сети предприятий технического сервиса находят отражение в научных трудах по теории конкуренции, экономического роста, управления инновациями и качеством, современным моделям управления бизнес-процессами [15, 16].

Результаты исследования. Развитие рынка услуг технического сервиса отвечает концептуальным положениям современной философии «по-

Рис. 1. Структура социально-экономического эффекта организации технического сервиса Примечание к рисунку: НТД - нормативно-техническая документация

стоянной работы в режиме бета-версии» (постоянного развития), что предполагает работу в тесном взаимодействии друг с другом правительства, бизнеса, научного мира и общественности.

Сфера технического сервиса помогает промышленным предприятиям повысить скорость реакции на запросы рынка, увеличивает их способность изменяться в соответствии с его требованиями. По мнению авторов, включение малых и средних предприятий технического сервиса в сетевые предпринимательские кластеры может обеспечить необходимую маневренность участникам промышленных рынков, способствовать внедрению автоматизированного управления бизнес-процессами, что критически важно для достижения их стратегических целей.

Организация технического сервиса опасных производственных объектов. Организационные формы технического сервиса различны, их выбор зависит от ряда факторов: конструктивно-технологических особенностей, объемов выпуска и характера территориальной концентрации техники, накопленного ремонтного потенциала в отраслях-потребителях и др. С определенной долей условности можно выделить следующие направления организации технического сервиса: фирменный технический сервис предприятий-изготовителей (в первую очередь уникальных машинных комплексов, технических устройств); технические услуги, оказываемые специализированными организациями (техника непромышленного и общепромышленного применения); технический сервис на основе мощностей ремонтных

структурных подразделений предприятий-потребителей. Однако во всех случаях привлечение ремонтных служб потребителей и специализированных организаций к техническому сервису должно осуществляться по разработанной заводом-изготовителем нормативной документации с соответствующим ресурсным сопровождением.

Системное управление техническим сервисом оборудования, входящего в опасный производственный объект, предполагает получение экономического эффекта при условии обязательного выполнения требований безопасности, экологич-ности и социальной направленности оказываемых услуг. Наличие эффективной системы технического сервиса оборудования, входящего в опасный производственный объект, способствует обеспечению, прежде всего, экономической безопасности предприятия. Системный подход к решению данной проблемы реализуется на основе целенаправленного государственного регулирования качества и безопасности производимой техники, защиты прав потребителей и окружающей среды от недобросовестных производителей. Введена процедура обязательной стандартизации для техники и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах1. Сертификация указанного технического оборудования является одним из основных механизмов государственного регулирования и контроля, направленного, с одной стороны, на предотвращение поступления в эксплуатацию опасного и некачественного оборудования, с другой - на повышение конкурентных преимуществ предприятий - изготовителей

1 Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 010/2011

«О безопасности машин и оборудования» от 18 октября 2011 г. №823, с изм. от 19 мая 2015 г.).

техники на мировом рынке2. Важным целевым ориентиром технического сервиса является надежность оборудования, закладываемая инженерным проектом, особенностями конструкции, качеством изготовления и эксплуатации. При этом базовой составляющей всех характеристик надежности является срок службы (эксплуатации) оборудования. Задачи управления надежностью оборудования, в частности, избыточной надежностью, закладываемой при проектировании и производстве технических устройств, решаются во многом в сфере технического сервиса. Использование резерва надежности оборудования для продления срока его эксплуатации является важным результатом оказания услуг технического сервиса (рис. 2).

Инвестиционная политика предприятия - потребителя техники должна основываться на различных схемах экономически выгодного использования технических характеристик имеющегося оборудования (в том числе его надежности), т.е. оптимизировать вложения в продление срока эксплуатации функционирующего и приобретение нового оборудования. Таким образом, услуги технического сервиса являются инструментом управления качеством оборудования и важным фактором экономии инвестиционных ресурсов.

С позиций функционально-стоимостного анализа развитая сеть малых и средних предприятий технического сервиса является необходимым звеном в партнерской цепочке создания потребительской ценности машиностроительного

производствах [17 и др.].

2 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»: приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533.

Рис. 2. Возможности использования резерва надежности оборудования на основе услуг технического сервиса

Особенности рынка технического сервиса мостовых кранов. Вышеизложенные положения организации технического сервиса в полной мере относятся к услугам по техническому сервису МК. Производство МК освоено во всех промышленно развитых странах и ряде развивающихся государств. Крупнейшим производителем МК был СССР, в котором годовой выпуск кранов всех типов достигал 55-60 тыс. единиц. В настоящее время мостовые краны на территории России производят более 40 предприятий1.

Данный вид технологического оборудования является динамической иерархической технической системой, совокупность подсистем которой (металлоконструкции, механизмы передвижения и подъема) изменяется во времени под воздействием различных возмущений. Нормативный срок службы МК тяжелого и весьма тяжелого режима работы подъемных сооружений, согласно ГОСТам, составляет 20 лет. В настоящее время ГОСТы носят рекомендательный характер, однако при обосновании инвестиционной политики предприятия учитывают, как правило, именно эти сроки эксплуатации. После истечения нормативного срока МК должен пройти экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) с целью определения возможности дальнейшей эксплуатации или списания. Применение МК обусловливает суще-

ственное увеличение высоты и объема промышленных помещений (иногда на 35-45%), а также повышенные нагрузки на их каркас. Вместе с тем, эти краны оставляют свободными пол помещений и обеспечивают беспрепятственное перемещение грузов в пространстве по координатной системе, чему способствует интенсивное развитие электроники. В условиях применения электронных систем управления приводами, датчиков положения груза, лазерных дальномеров, увеличения изгибной жесткости мостов точность позиционирования груза доходит до 2-3 мм, что существенно расширяет возможности использования МК на промышленных предприятиях2.

Анализ возрастной структуры мостовых кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы ведущих промышленных предприятий Свердловской области показывает, что в последние годы наблюдается относительное обновление эксплуатационного парка мостовых кранов. Так, в 2018 году по сравнению с 2017 годом доля оборудования со сроком службы, превышающим 30 лет, сократилась с 47 до 28%. Однако, остается еще достаточно большое количество кранов, у которых срок эксплуатации превышает нормативный: удельный вес оборудования, используемого свыше 20 лет и подлежащего списанию, составляет почти 60% (рис. 3).

16%

Более 30 лет

20-30 лет

10-20 лет

Менее 10 лет

Рис. 3. Возрастная структура эксплуатационного парка мостовых кранов ведущих промышленных предприятий Свердловской области в 2018 году

1 Рынок мостовых кранов в России. Текущая ситуация и прогноз на 2019-2023 гг. [Электронный ресурс] / ДСС. ИПрз://

alto-group.ru/otchot/marketing/378-rynok-mostovyx-kranov-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html (дата обращения: 30.10.2019).

2 Столяров Д.П. Совершенствование системы защиты и контроля технического состояния крана мостового типа: дис. ... канд. техн. наук. Томск, 2010. 171 с.; Абрамович И.И. Мостовые краны: современное состояние, направление развития, выбор // Техника и технологии. 2004. № 2. С. 5-8.

Следует отметить, что обновление парка кранов промышленных предприятий Свердловской области достаточно заметно происходит в основном на крупных промышленных предприятиях. Для малых предприятий реновация технологического оборудования является серьезной проблемой, что связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями получения крупных, по меркам малого предприятия, инвестиционных средств.

В условиях острой нехватки финансовых источников приобретения нового оборудования в качестве приоритетного направления инвестиционной политики промышленных предприятий сохраняется необходимость в продлении срока службы кранов, важную роль в реализации которой играют предприятия технического сервиса. Специализирующиеся на техническом сервисе предприятия, выполняя своевременное техническое обслуживание и качественный ремонт, способны продлить срок эксплуатации кранов даже после завершения их нормативного срока службы.

Ориентируясь на приоритеты импортозамещающей политики, промышленные предприятия в основном продолжают формировать эксплуатационный парк МК на основе продукции отечественного производителя, но с комплектующими узлами и механизмами (мотор-редукторы, частотные преобразователи и др.) импортного производства. Несмотря на некоторое снижение,

по оценкам авторов, доля комплектующих узлов и механизмов импортного производства составляет в настоящее время более 70%.

Структура и тенденции регионального рынка технических услуг. На рис. 4 показана возрастная структура МК, отремонтированных ООО «Подъемэнергосервис» на промышленных предприятиях Свердловской области в период с 2000 года по 2018 год.

Как видно из рис. 4, в возрастной структуре отремонтированных МК почти 50% приходится на технику, введенную в эксплуатацию еще до 1970 года, что является одним из проявлений проблемы недостаточного технического переоснащения базовых отраслей отечественной экономики в период ее рыночной трансформации. В последние годы наблюдается постепенное обновление парка МК, однако данный процесс идет медленными темпами. Как правило, новый кран приобретается только при условии списания старого, а новое оборудование «получает прописку» при условии строительства новых предприятий или запуска новых производств на функционирующих предприятиях.

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что большинство МК на промышленных предприятиях региона необходимо заменить, так как они уже морально устарели или достигли своего предельного состояния, когда их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна даже при условии модерниза-

4%

" До 1970 1980 ■ 1990 ■ 2000 ■ 2007 ■ С 2015 года

Рис. 4. Возрастная структура МК, отремонтированных ООО «Подъемэнергосервис» на промышленных предприятиях Свердловской области в период с 2000 года по 2018 год

ции. Вместе с тем, при высокой изношенности эксплуатационного парка вопрос обеспечения промышленной безопасности невозможно решить массовым обновлением техники, необходим поиск резервов лучшего использования ее качественных характеристик, в том числе путем достижения безрисковой работы.

Значительная часть МК обладает ресурсом безопасной эксплуатации, что позволяет рассматривать продление сроков службы данной сложной техники, во-первых, как способ эффективного использования ее проектных характеристик, содержащих параметры избыточной надежности и неравнопрочности деталей и узлов, во-вторых, как инвестиционный фактор, позволяющий оптимизировать процесс воспроизводства дорогостоящего оборудования в условиях ограничения капитальных вложений в производство.

В этой связи, развитие рынка услуг технического сервиса МК представляется как важное направление инновационного вектора развития экономики региона.

Региональный рынок технических услуг, обеспечивающих безопасную и экономичную эксплуатацию МК, условно можно разделить на следующие сегменты в зависимости от вида оказываемых услуг:

— проектирование, монтаж, модернизация, реконструкция;

— экспертиза промышленной безопасности;

— ремонтные работы.

Рынок услуг по проектированию, монтажу, модернизации, реконструкции и экспертизе промышленной безопасности МК является оли-гополистическим, где наибольшую долю занимают несколько относительно крупных предприятий и существуют барьеры входа, связанные со значительными финансовыми вложениями, масштабами оказываемых услуг и спецификой требуемых для проведения работ компетенций. В Свердловской области на этом рынке доминируют ООО «Уральский экспертный центр», «УРЦА Подъемтранстехника», ООО «Инженерно-технический центр», НТЦ «Промбезопасность» и др. Для малых предприятий вход на этот рынок затруднен, а порой и невозможен, так как требует наличия конструкторско-технологических служб, специального станочного парка, высококвалифицированных рабочих кадров и др. В частности, для получения (продления) лицензии ЭПБ в настоящее время необходимо наличие не менее 3 экспертов в штате организации. При этом эксперт должен иметь высокий уровень квалификации,

продолжительный опыт работы в данной сфере и систематически подтверждать свой уровень компетентности посредством сдачи аттестационных экзаменов, что снижает экономическую заинтересованность малых форм организации производства в оказании данного вида услуг.

Рынок ремонтных работ можно поделить на четыре сегмента в зависимости от вида ремонта: капитальный, капитально-восстановительный, полнокомплектный, текущий1.

Ремонт капитальный - выполняемый для восстановления исправности и полного, или близкого к полному, восстановлению ресурса МК с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Данный вид ремонта МК на промышленных предприятиях Свердловской области осуществляется в основном только крупными предприятиями, на малые предприятия приходится лишь 1-2% общего объема этих работ.

Ремонт капитально-восстановительный - выполняемый для восстановления работоспособности и близкого к полному восстановлению ресурса МК, включающий замену или восстановление частей. Крупными предприятиями на этом сегменте рынка реализуется около 50% услуг. Средние предприятия, осуществляя данный вид ремонта, занимают до 30% от всего объема. На малые предприятия приходится более 20% рынка.

Ремонт полнокомплектный - ремонт МК с истекшим сроком службы, выполняемый с целью устранения повреждений, выявленных в результате технического диагностирования, для восстановления работоспособности и продления срока службы до следующего технического диагностирования. Наряду со средними и малыми предприятиями значительная доля работ по полнокомплектному ремонту также выполняется крупными предприятиями.

Ремонт текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности МК и состоящий в замене и(или) восстановлении отдельных его частей. Именно на текущем ремонте подъемных сооружений специализируются средние и малые предприятия, на их долю приходится большая часть всего объема данного рынка услуг.

Рынок текущих ремонтных работ МК относится к типу монополистической конкуренции, где присутствует большое количество преиму-

1 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»: приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533.

щественно малых предприятий, не обладающих доминирующим положением и обеспечивающих свою конкурентоспособность на основе сложившихся потребительских предпочтений и преимущественно ценовой конкуренции. Количество малых предприятий на рынке этой группы услуг в регионе за последние десять лет возросло более чем в пять раз, что существенно усилило конкурентную среду и рыночную власть промышленных предприятий - потребителей. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса в данном рыночном сегменте обеспечивается гибкостью, адаптивностью к постоянным изменениям внешней среды.

Результаты деятельности ООО «Подъемэнергосервис». С позиций интересов промышленных предприятий оказание ремонтных услуг позволяет значительно снизить риски простоев основного производства, а также существенно повысить эффективность эксплуатации МК, что подтверждают, в частности, результаты деятельности ООО «Подъемэнергосервис». Например, в период с 2000 года по 2018 год предприятием выполнены ремонтные работы на 367 кранах. На рис. 5 показано количество отремонтированных МК разных годов выпуска.

Как видно из рис. 5, основное количество отремонтированных МК приходится на краны, вступившие в эксплуатацию до 1990 года (308 единиц). Данное обстоятельство является следствием нарастания значительного физического износа техники. За период 2000-2018 годы предприятием было отремонтировано и вновь пущено в эксплуатацию около 80% МК, отработавших свой нормативный срок службы, а 20% МК были рекомендованы к списанию. В ходе обследования МК выявлялись и устранялись различного вида дефекты:

Дефект 1. Многочисленные трещины основного металла и швов - это скопление трещин, разных по длине и направлению, в одном месте по сварным швам с выходом в основной металл и разрывами основного металла. Данный вид дефекта является самым сложным, так как для его устранения требуются наиболее трудоемкие технологии ремонта, иногда связанные с демонта-жом МК, что влечет за собой продолжительное время ремонта.

Дефект 2. Трещины в основном металле - единичные трещины в основном металле.

Данный вид дефекта является менее сложным, и для его устранения требуются менее трудоемкие технологии ремонта, что влечет за собой сокращение продолжительности времени ремонта.

Дефект 3. Трещины по сварным швам - единичные трещины сварных швов.

Данный вид дефекта самый распространенный, его устранение требует минимальных затрат ресурсов и времени.

Дефект 4. Ремонтные деформации - выпуклости, вогнутости металла, изгибы раскосов, кронштейнов выше допуска, устанавливаемого нормативной документацией, и подлежащие ремонту. Данный вид дефектов является сложным в устранении и требует значительных затрат времени и трудоемких технологий.

Многочисленные трещины основного металла и швов, трещины в основном металле, ремонтные деформации можно отнести к возрастным дефектам, т.е. дефектам, которые возникли из-за механических воздействий, а также несвоевременного или некачественного проведения ЭПБ и технического освидетельствования МК, нарушения условий эксплуатации, несвоевременного или некачественного проведения ремонтов.

В табл. 1 показана структура видов устраненных дефектов в ходе ремонтных работ на МК,

до 1970 до 1980 до 1990 до 2000 до 2010

Рис. 5. Количество отремонтированных ООО «Подъемэнергосервис» с 2000 года по 2018 год мостовых кранов в зависимости от года их выпуска

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение структуры устраняемых дефектов в зависимости от сроков эксплуатации МК, выявленное в ходе выполнения ремонтных работ ООО «Подъемэнергосервис» на промышленных предприятиях

Показатель Год выпуска МК

До 1970 1971-1980 1981-1990 1991-2000 2001-2010

Количество отремонтированных МК, ед. 87 128 93 38 21

Количество выявленных и устраненных дефектов, в т.ч.:

Многочисленные трещины основного металла и швов 1044 1024 744 38 0

Трещины в основном металле 1305 1920 744 380 42

Трещины по сварным швам 435 896 1116 532 189

Ремонтные деформации 1311 1280 558 190 42

Итого 4089 5120 3162 1140 273

Среднее число дефектов на один МК 47 40 34 30 13

выполненных малым предприятием в период с 2000 года по 2018 год.

Наименьшее среднее число дефектов приходится на МК, выпущенные после 2000 года, что вполне логично, так как у этого оборудования значительно меньшее время эксплуатации. Однако, ремонт трещин по сварным швам данной возрастной группы МК составляет 70%, что говорит о недостаточном качестве их изготовления.

В частности, за десятилетний период сотрудничества ООО «Подъемэнергосервис» с одним из ведущих промышленных предприятий Свердловской области структура устраненных дефектов МК в ходе оказания услуг технического сервиса существенно изменилась (табл. 2).

Данные табл. 2 достаточно убедительно показывают, что после своевременного и качественного проведения технических освидетельствований и ЭПБ, а также ремонтов количество выявленных дефектов МК значительно сокращается, о чем свидетельствует практика долгосрочных партнерских отношений ремонтных и производственных предприятий.

Характер изменения структуры устраненных видов дефектов на МК (в процентном соотношении) за десятилетний период сотрудничества предприятий показывает, что доля наиболее сложного вида дефекта «Многочисленные трещины основного металла и швов» уже за первые годы резко снизилась и в дальнейшем такой дефект не выявлялся. Наблюдается также заметное снижение дефектов «Трещины в основном металле» и «Ремонтные деформации». В результате проведения ремонтных работ практически устранены наиболее опасные для промышленной эксплуатации МК дефекты. Увеличение случаев обнаружения дефекта «Трещины по сварным швам» объясняется низким качеством изготовления МК. Однако, данный вид дефекта является наиболее распространённым и легко устраняемым, не требующим значительных материальных, трудовых и временных затрат.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Подъемэнергосервис» удалось существенно уменьшить количество дефектов, снизить затраты на ремонт и увеличить срок службы

Таблица 2

Изменение структуры устраняемых дефектов ООО «Подъемэнергосервис» за период с 2000 года по 2018 год

Доля дефектов определенного вида в общем числе устраненных дефектов, % Периоды проведения услуг технического сервиса (в годах)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Многочисленные трещины основного металла и швов 75 65 40 25 10 0 0 0 0 0

Трещины в основном металле 5 10 5 10 2 2 1 2 1 2

Трещины по сварным швам 5 10 45 65 78 98 99 98 99 98

Ремонтные деформации 15 15 10 0 0 0 0 0 0 0

МК за счет качественного проведения ремонтов. Вышеприведенные данные убедительно свидетельствуют о необходимости организации услуг технического сервиса на принципе долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений между ремонтными и промышленными предприятиями. На рис. 6 показана структура изменений затрат и времени на различные виды ремонта МК в результате устойчивых партнерских отношений между промышленным и ремонтным предприятиями.

На начальных этапах долгосрочных партнерских взаимодействий возникала необходимость в устранении наиболее сложных дефектов, требующих значительных затрат времени и ресурсов. Данные виды ремонтов в большей степени относятся к капитальным ремонтам, стоимость которых может достигать 60% стоимости нового оборудования. На последующих этапах происходит снижение стоимости и сроков ремонтов, что позволяет их отнести к капитально-восстановительным (до 30% стоимости оборудования), затем к полнокомплектным (до 5% стоимости оборудования), а затем к текущим ремонтам (до 2% стоимости оборудования).

Результаты проведения ремонтных работ МК формируют важную фактологическую базу для последующей экспертизы промышленной безопасности данного вида технических устройств, в том числе для более точного определения их остаточного ресурса. На основании вышеприведенных данных о состоянии МК принимается решение о продлении срока безопасной эксплуатации оборудования либо о выводе его из эксплуатации. При принятии решения о продлении срока эксплуата-

ции оборудования на предприятии собственнику оборудования приходится рассматривать целесообразность его использования не только с точки зрения технического состояния объекта, но и с учетом таких параметров, как затраты на эксплуатацию, возможное влияние на экологическую ситуацию, моральный износ, дальнейшая ремонтопригодность. Определяя необходимость продления срока эксплуатации либо обновления технического устройства, потребителю необходимо иметь характеристику технико-экономического состояния объекта, включающую в себя различные критерии его пригодности для дальнейшей эксплуатации. В частности, это касается определения таких показателей, как расчетный срок службы оборудования без снижения его паспортных характеристик, чистый дисконтированный доход при сравнении использования исследуемого оборудования с лучшими современными аналогами, соответствие современным нормам промышленной безопасности, возможность заказа либо изготовления узлов оборудования, требуемых для приведения оборудования в работоспособное состояние. Такую достоверную и своевременную информацию в первую очередь способны дать специализирующиеся на техническом сервисе предприятия, включенные в устойчивые сетевые партнерские отношения разработчиков, изготовителей и потребителей сложных наукоемких машинных комплексов.

Обсуждение. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что за счет рационального выполнения текущего и полнокомплектного ремонтов, своевременного и качественного проведения ЭПБ и технического

960 ч/ч

|

э 400

420 ч/ч

192 Ч/Ч

96 Ч/Ч

1200-Капитальный ремонт

550- Ка п итал ьно- в ос стан овител ь и ы й ремонт

210-Полнокомплектный ремонт Стоимость ремонтных работ,тыс.руб.

90-Текущий ремонт

Рис. 6. Стоимость и продолжительность времени проведения различных видов ремонта МК ДИСКУССИЯ №6 (97) ДЕКАБРЬ 2019 particularity economic and social development of regions

освидетельствования МК на основе взаимовыгодных долгосрочных отношений можно добиться существенного снижения риска возникновения ситуаций, требующих капитально-восстановительного и капитального ремонтов.

С позиций интересов предприятий-потребителей очень важно, чтобы наряду с высоким качеством исполнения ремонт МК и других видов подъемных сооружений (ПС) занимал минимальное время. Малые предприятия, специализирующиеся на производстве ремонтов ПС, обеспечивают свою конкурентоспособность за счет:

— оперативного реагирования и высокой мобильности в перемещении трудовых, финансовых и материальных ресурсов по запросу заказчика;

— гибкой ценовой политики;

— высокой квалификации специалистов;

— глубокого анализа устраняемых дефектов, их выявления на ранней стадии и разработки рекомендаций по дальнейшей безопасной и эффективной эксплуатации ПС;

— своевременного обнаружения несоответствия ПС нормативной документации.

Конкурентные преимущества малых предприятий технического сервиса формируются и в отношении интересов машиностроительных предприятий - изготовителей ПС. В процессе освидетельствования техники и проведения ремонтных работ обеспечивается необходимая для эффективного воспроизводства обратная связь сферы эксплуатации техники с маркетинговыми, конструкторско-технологическими и производственно-сбытовыми службами машиностроителей. При этом приоритетными направлениями сотрудничества являются:

— заключение договоров с производителями ПС о представлении их интересов на рынке в качестве дилера;

— обнаружение недоработок конструкторских и технологических решений для последующего совершенствования и повышения качества ПС;

— быстрое реагирование и качественное устранение неполадок без вызова представителя завода-изготовителя;

— мониторинг соответствия условий и режимов эксплуатации ПС нормативной документации.

Развитие малых и средних предприятий сферы технического сервиса необходимо рассматривать как обязательный элемент сетевой предпринимательской структуры, обеспечивающей инновационное воспроизводство технологического оборудования, относящегося к опасным производственным объектам. При этом одним

из важнейших результатов функционирования предприятий сферы технического сервиса является своевременное формирование достоверной и всесторонней информации, позволяющей определить критерии вывода оборудования из эксплуатации, учитывая при этом интересы как производителей оборудования, так и эксплуатирующих организаций. В частности, опыт долгосрочного сотрудничества специализированных ремонтных предприятий с промышленными предприятиями региона показал, что на основании статистического анализа результатов проведения ремонтных работ и экспертных обследований формируется эффективная система оценки технико-экономического состояния МК, выработавших нормативный срок службы, применение которой позволит оптимизировать процесс технического переоснащения производства в условиях значительного износа данного вида оборудования.

Выводы. Несмотря на большую социально-экономическую значимость сферы технического сервиса в настоящее время существуют проблемы, осложняющие конкурентоспособное развитие малых ремонтных предприятий. К числу таких проблем, на взгляд авторов, относятся:

— низкая рентабельность производства ремонтных работ вследствие усиления монополии потребителя (монопсонии), что проявляется в снижении стоимости услуг в процессе проведения тендерных торгов и появлении на рынке недобросовестных игроков;

— нестабильность нормативно-правовой базы: за последние годы на федеральном государственном уровне вносились многочисленные изменения и поправки в существующий механизм лицензирования, федеральные нормы и правила, технические регламенты;

— нехватка высококвалифицированных кадров;

— недостаток оборотных средств, в том числе за счет существующей практики кредитования по расчетам за выполненные работы (оплата потребителем за выполненные работы происходит во многих случаях только через 30 календарных дней и более после окончания работ);

— чрезмерно высокая стоимость кредитов для финансирования проектов технического перевооружения с привлечением заемных средств.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо, по мнению авторов, повышение эффективности государственного регулирования рыночных отношений в сфере технического сервиса, в том числе:

— внедрение в практику механизма предоставления контрактов крупными предприятиями по выполнению ремонтных работ малому и среднему бизнесу;

— создание и применение научно обоснованных и экономически целесообразных тарифных сеток в сфере технических услуг;

— отнесение к числу приоритетных образовательных направлений по подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для кадрового обеспечения инновационного развития сферы технического сервиса.

Список литературы

1. Сухарев О.С. Институциональная экономика. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 453 с.

2. Акбердин Р.З. Экономика обновления парка оборудования в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987. 183 с.

3. Ильенченко М.В. Организация ремонта машиностроительного оборудования. Киев: Техника, 1979. 160 с.

4. Колегаев Р.Н. Экономическая оценка качества и оптимизации системы ремонта машин. М.: Машиностроение, 1980. 239 с.

5. Каору И. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988. 215 с.

6. Питерс Т., Уотерман Б. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986. 320 с.

7. Сиро С. Практическое руководство по управлению качеством: монография. М.: Машиностроение, 1980. 215 с.

8. Хенли Э.Дж., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. М.: Машиностроение, 1984. 528 с.

9. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А. Системная сбалансированность экономики: монография. М.: Науч. библиотека, 2017. 320 с.

10. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.

References

1. Suharev O.S. Institucional'naya ekonomika [Institutional Economics]. 3-e izd., ispr. i dop. M.: YUrajt, 2018. 453 s.

2. Akberdin R.Z. Ekonomika obnovleniya parka oborudovaniya v mashinostroenii [Economics of equipment fleet renewal in mechanical engineering]. M.: Mashinostroenie, 1987. 183 s.

3. Il'enchenko M.V. Organizaciya remonta mashinostroitel'nogo oborudovaniya [Organization of repair of machine-building equipment]. Kiev: Tekhnika, 1979. 160 s.

4. Kolegaev R.N. Ekonomicheskaya ocenka, kachestva i optimiza-cii sistemy remonta mashin [Economic evaluation, quality and optimization of the machine repair system]. M.: Mashinostroenie, 1980. 239 s.

5. Kaoru I. YAponskie metody upravleniya kachestvom [Japanese quality management methods]. M.: Ekonomika, 1988. 215 s.

6. Piters T., Uoterman B. V poiskah effektivnogo upravleniya: Opyt luchshih kompanij [In search of effective management: Experience of the best companies]. M.: Progress, 1986. 320 s.

7. Siro S. Prakticheskoe rukovodstvo po upravleniyu kachestvom: monografiya [Practical guide to quality management]. M.: Mashinostroenie, 1980. 215 s.

Таким образом, возможно утверждать, что обеспечение инновационного развития отечественного машиностроительного производства требует реализации комплекса мер по повышению эффективности ее эксплуатации на основе соответствующей мировому уровню организации системы технического сервиса, базирующейся на принципе установления долговременных партнерских отношений с предприятиями-потребителями, специализированными предприятиями сферы технических услуг.

11. Развитие производственных систем: стратегия бизнес-прорыва. Кайдзен. Лидерство. Бережливое производство / под общ. ред. А. Баранова, Р. Нугайбекова. Спб.: Питер, 2015. 272 с.

12. Жариков Р.В. Концепция и методология инновационного обеспечения управления качеством машиностроительной продукции. Тамбов: ИП Чеснокова А.В., 2011. 228 с.

13. Санинский С.А. Развитие процессов взаимодействия машиностроительных предприятий с потребителями: теория, методология, практика: дис. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2011. 443 с.

14. Джестон Дж., Нелис Й. Управление бизнес-процессами: Практическое руководство успешной реализации проектов: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 644 с.

15. Орехова С.В. Промышленные предприятия: Электронная VS. Традиционная бизнес-модель // TERRAECONOMIKUS. 2018. Т. 16, № 4. С. 77-94.

16. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции: пер. с англ. М.: Эксмо, 2018. 320 с.

17. Кузьмина О.Н., Корнеева Т.А., Шатунова Г.А. Функционально-стоимостной анализ в решении организационно-управленческих задач: теоретические основы и методика проведения: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 102 с.

8. Henli E.Dzh., Kumamoto H. Nadezhnost' tekhnicheskih sistem i ocenka riska [Reliability of technical systems and risk assessment]. M.: Mashinostroenie, 1984. 528 s.

9. Klejner G.B., Rybachuk M.A. Sistemnaya sbalansirovannost' ekonomiki: monografiya [System balance of the economy]. M.: Nauch. biblioteka, 2017. 320 s.

10. Porter M. Konkurentnoe preimushchestvo: Kak dostich' vyso-kogo rezul'tata i obespechit' ego ustojchivost' [Competitive advantage: how to achieve a high result and ensure its sustain-ability]. Per. s angl. M.: Al'pina Pablisher, 2016. 716 s.

11. Razvitie proizvodstvennyh sistem: strategiya biznes proryva. Kajdzen. Liderstvo. Berezhlivoe proizvodstvo [The development of production systems: the strategy of business breakthrough. Kaizen. Lead. Lean production]. Pod obshch. red. A. Baranova, R. Nugajbekova. Spb.: Piter, 2015. 272 s.

12. ZHarikov R.V. Koncepciya i metodologiya innovacionnogo obe-specheniya upravleniya kachestvom mashinostroitel'noj produkcii [Concept and methodology of innovative quality management of engineering products]. Tambov: IP CHesnokova A.V., 2011. 228 s.

13. Saninskij S.A. Razvitie processov vzaimodejstviya mashinostroitel'nyh predpriyatij s potrebitelyami: teoriya, met-

odologiya, praktika [Development of processes of interaction of machine-building enterprises with consumers: theory, methodology, practice]. Dis. ... d-ra ekon. nauk. Saratov, 2011. 443s.

14. Dzheston Dzh., Nelis J. Upravlenie biznes-processami: Prakticheskoe rukovodstvo uspeshnoj realizacii proektov [Business process management: a Practical guide to successful project implementation]. Per. s angl. M.: Al'pina Pablisher, 2012. 644 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Orekhova S.V. Promyshlennye predpriyatiya: Elektronnaya VS. Tradicionnaya biznes-model [Industrial enterprises: Electronic

VS. Traditional business model]. TERRAECONOMIKUS. 2018. T. 16, № 4. S. 77-94.

16. SHvab K., Devis N. Tekhnologii CHetvertoj promyshlennoj revolyucii [Technologies of the Fourth industrial revolution]. Per. s angl. M.: Eksmo, 2018. 320 s.

17. Kuz'mina O.N., Korneeva T.A., SHatunova G.A. Funkcional'no-stoimostnoj analiz v reshenii organizacionno-upravlencheskih zadach: teoreticheskie osnovy i metodika provedeniya: mono-grafiya [Functional and cost analysis in solving organizational and management problems: theoretical foundations and methodology]. M.: INFRA-M, 2015. 102 s.

Информация об авторе

Мокроносов А.Г., доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: amokronosov@mail.ru

Придвижкин В.А., кандидат технических наук, научный консультант «УЛК-Машсервис», эксперт высшей категории (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: pva41@list.ru

Воронин П.Г., заместитель директора по производству ООО «Подъемэнергосервис» (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: pgv27@mail.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 08.12.2019

Дата принятия к публикации: 15.12.2019

© Мокроносов А.Г., Придвижкин В.А., Воронин П.Г., 2019.

Author Info

Mokronosov A. G., doctor of Economics, Professor, Ural state University of Economics (Ekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: amokronosov@mail.ru

Pridvizhkin V.A., Candidate of Technical Sciences, scientific consultant, ULK-Mashservice, expert of the highest category (Ekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: pva41@ list.ru

Voronin P.G., Deputy Director for Production, «Podemenergoservice» (Ekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: pgv27@ mail.ru

Article Info

Received for publication: 08.12.2019 Accepted for publication: 15.12.2019

© Mokronosov A.G., Pridvizhkin V.A., Voronin P.G., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.