Научная статья на тему 'Малые отели России: проблемы и перспективы развития'

Малые отели России: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9252
908
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ОТЕЛЕЙ / ИЗМЕНЕНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА / КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ГОСЗАКАЗА / СЛОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / УСЛОЖНЕННОСТЬ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL HOTELS / CHANGING MARKET CONDITIONS / KEY TASKS OF THE STATE / TRAINING / PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM / THE DIFFICULTY OF OBTAINING PERMITS / COMPLEXITY OF THE TAX SYSTEM FOR SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова Наталья Леонидовна

В статье анализируются проблемы развития малых отелей в современных условиях в России. В работе рассматриваются возможность использования положительного опыта деятельности малых отелей в странах Европы и США и специфические проблемы создания и эффективного функционирования малых отелей в РФ: высокие цены на недвижимость и землю, сложности перевода жилой недвижимости в нежилой фонд, низкая рентабельность, неполнота законодательной базы, бесконечные инструкции и распоряжения, которые не способствуют развитию малого гостиничного бизнеса, отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения. Автор предлагает ряд мероприятий по преодоления существующих проблем: усовершенствовать федеральное и региональное, а также налоговое законодательство в области малого гостиничного бизнеса, сформировать единую политику в распределении компетенций работы центра и регионов в сфере малого гостиничного бизнеса с учетом региональных особенностей развития данной сферы, обеспечить соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в малых гостиницах услуг, при разработке планов рентабельности регионов, необходимо включать туда и планы по развитию малого гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL HOTELS IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article analyzes the problems of development of small hotels under the present conditions in Russia. In this paper considered is the possibility of using the positive experience of small hotels in Europe and the United States as well as specific problems of the establishment and effective functioning of small hotels in Russia: high prices of real estate and land, complexities of converting residential property in non-residential, low margins, incomplete legal framework, endless instructions and orders, which are not conducive to the development of small hotel businesses, lack of education and training of managers and employees of small accommodation facilities. The author proposes a number of measures to overcome the existing problems: to improve federal and regional, as well as the tax legislation in the field of small hotel business, create a policy on the distribution of competences of the center and the regions in the small hotel business from a regional perspective development of this sector, to ensure compliance with modern standards of service and stability of quality in small hotels services. In the process of development of plans for profitability of regions there should be included plans to develop small hotel businesses.

Текст научной работы на тему «Малые отели России: проблемы и перспективы развития»

стр. 79 из 262

ТУРИЗМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 379.832 DOI: 10.12737/7469

МАЛЫЕ ОТЕЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Авилова Наталья Леонидовна, доктор исторических наук, профессор,

кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, avilova_nl@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье анализируются проблемы развития малых отелей в современных условиях в России. В работе рассматриваются возможность использования положительного опыта деятельности малых отелей в странах Европы и США и специфические проблемы создания и эффективного функционирования малых отелей в РФ: высокие цены на недвижимость и землю, сложности перевода жилой

недвижимости в нежилой фонд, низкая рентабельность, неполнота законодательной базы, бесконечные инструкции и распоряжения, которые не способствуют развитию малого гостиничного бизнеса, отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения. Автор предлагает ряд мероприятий по преодоления существующих проблем: усовершенствовать федеральное и региональное, а также налоговое законодательство в области малого гостиничного бизнеса, сформировать единую политику в распределении компетенций работы центра и регионов в сфере малого гостиничного бизнеса с учетом региональных особенностей развития данной сферы, обеспечить соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в малых гостиницах услуг, при разработке планов рентабельности регионов, необходимо включать туда и планы по развитию малого гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: главные проблемы развития малых отелей, изменение

конъюнктуры рынка, ключевые задачи государства, повышение квалификации, система госзаказа, сложности получения разрешительной документации, усложненность системы налогообложения малых предприятий

По последним статистическим данным российский рынок гостиничных услуг вырос более чем на 20%. Увеличивается количество людей, желающих путешествовать по собственной стране. После утомительного труда многие предпочитают отдыхать в уединенных красивых местах и выбирают малые отели, уютные пансионаты, креативные сельские гостиницы. И эта тенденция растет. Российские граждане, учитывая сложности, возникших в сфере международного туризма, и риски, связанные с разорением многочисленных туристических фирм, начинают отдавать предпочтение отдыху у себя

«дома».

стр. 80 из 262

В Европе и США малые отели пользуются широкой популярностью. Мировая гостиничная практика предлагает малоформатные гостиницы (до 20 номеров) в качестве достойной альтернативы крупным отелям. Под эти средства размещения можно успешно перепрофилировать и существующие здания, в т.ч. многоквартирные дома и коттеджи. Сроки запуска малоформатного отеля могут быть значительно короче, а цены -значительно ниже (в среднем 50-100 $ в зависимости от места и комфортности) за счет более скромного сервиса и меньшего количества персонала, чем в крупных отелях.

В двух крупных городах - Лондоне (Великобритания) и Базеле (Швейцария) -реализована очень интересная модель мини-отеля. В комнате площадью 9 кв.м. путешественнику предлагают лишь самое необходимое: постель, окно, санузел.

Дополнительные услуги, такие как ежедневная уборка и телевизор, надо заказывать отдельно. А номер в центре Лондона стоит от 25 фунтов за ночь (для столицы Англии весьма дешево) [3].

Для мини-гостиниц не существует общемировых норм и критериев оценки. В США, к примеру, мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе - до 50, в России - от 5 до 50. Располагаются они как в отдельных зданиях, так и на специально выделенных этажах.

Главным факторов успеха мини-гостиниц, как правило, является хорошо развитая инфраструктура местности, в т.ч. транспортная доступность, наличие поблизости социально важных объектов (магазинов, офисов, мест отдыха и достопримечательностей).

Малые гостиницы чаще всего называют «семейными», поскольку их содержат и обслуживают семьи, используя минимальное количество наемного персонала. Крупные отели не всегда предлагают домашнюю атмосферу и индивидуальный подход к гостю, которые может обеспечить малый отель.

На российском рынке активно продвигаются семейные гостиницы в Суздале, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове, на Байкале, в Крыму, Карелии и других регионах России и СНГ, популярных сегодня для российских и зарубежных туристов. «Семейные» гостиницы в регионах, как правило, выполнены в русском стиле, находятся в живописных местах и предлагают разнообразные экскурсии и культурные программы.

В нашей стране мини-отели различных модификаций наиболее популярны в двух туристических центрах - Санкт-Петербурге и Сочи, где встречаются гостиницы от 3 (есть и такие) до 20-30 номеров. Однако, по мнению консультантов, эффективен и надежен отель, в котором 50 номеров и больше [4].

Санкт-Петербург отличает длительная история создания мини-отелей как в дореволюционный, так и в советский период. В советский период это были

стр. 81 из 262

ведомственные гостиницы на 20-30 номеров. Выкупив данные средства размещения в частную собственность, владельцы умело переустроили их, предав креативный характер.

В Москве сегодня функционируют 204 мини-отеля, с номерным фондом 3591. Настоящий «бум» создания малых отелей можно наблюдать в Краснодарском крае, особенно на побережье Черного моря. Многие собственники жилья уходят от понятия койко-место, а начинают создавать мини-отели, гостевые дома. Благодаря комфорту проживания, умеренной ценовой политике и другим привлекательным условиям взаимодействия с клиентом, бизнес становится постоянным, принося доход не только в летнее время, но и целый год. Это выгодно и для региональных властей. Оформляя отели юридически, владельцы платят налоги, также можно осуществлять паспортный контроль лиц, приезжающих из других стран и регионов. Исчезают криминальные составляющие гостиничного бизнеса. Появление «цивилизованного» частного сектора дает возможность туристам выехать на отдых в любое время года.

Быстрыми темпами идет создание сети мини-отелей в Крыму, Калининградской области, местах религиозного паломничества. Особый интерес представляет опыт создания малых гостиниц возле озер Селигер, Байкал и др.

В малых отелях основными клиентами являются бизнесмены среднего класса, служащие фирм, молодежь, туристы. Их вполне устраивает умеренный комфорт, чистота и хорошее приветливое обслуживание. В таких мини-отелях есть возможность создать домашний уют, предложить прекрасную кухню, и многие приезжающие становятся постоянными клиентами, передавая «из уст в уста» рассказы о привлекательности этих средств размещения.

Они особенно удобны для командированных. Можно снять отель рядом с местом командировки, избавиться от ненужных переездов и сохранить время, которое можно потратить на экскурсии, театры и т. д. Культурную программу клиенту может заранее подготовить менеджер данного отеля.

Перечисленные тенденции гостиничного бизнеса в настоящее время очень неоднородны и противоречивы. Какие-то регионы хорошо освоены, некоторые находятся на зачаточном уровне развития, в частности Сибирь.

Многие предприниматели, пытаясь ускорить окупаемость своих гостиниц, повышают цены на предоставляемые услуги, что отталкивает клиентов, а иногда приводит даже к банкротству. При этом не следует забывают о том, что существует много других возможностей для повышения рентабельности малых гостиниц. Очень рентабельным компонентом развития малого бизнеса является семейный бизнес, который еще и

стр. 82 из 262

передается по наследству. Дети уже в раннем возрасте получают профессиональные навыки ведения бизнеса, учатся добросовестно относиться к работе, людям и очень быстро становятся профессионалами своего дела. Кроме того, умелая реклама дает возможность сберегать материальные средства. Все мы знаем из жизненной практики, что лучшая реклама - «сарафанное радио», т.е. хорошая работа.

Сейчас на отечественном рынке в основном встречается вариант «мини-бутик-отель», оказывающий услуги класса «люкс». Это вызвано тем, что наличие небольшого количества номеров вынуждает владельцев гостиниц максимизировать цену продаж и, следовательно, позиционировать свой отель как эксклюзивный. По мнению же специалистов, Россия нуждается в гостиницах экономкласса, где смогут останавливаться студенты, молодые путешественники, т. е. та категория туристов, которая в нашей стране наиболее мобильна, но страдает из-за высоких цен в данной сфере бизнеса.

Но вместе с очевидными плюсами и перспективами развития у сектора малых средств размещения существует немало проблем.

Препятствием для развития гостиничного бизнеса в регионах является фактор высоких цен на недвижимость и землю: малый отель начинает окупаться через 5-6 лет при благоприятных экономических условиях. Официальное оформление гостиничного бизнеса, перевод жилой недвижимости в нежилой фонд - самая сложная процедура. Она требует много времени, материальных затрат, приходится оплачивать неподъемные налоги на имущество. Россия уже имеет «печальный» опыт «резиновых» квартир и домов, существующих из-за отсутствия должной законодательной базы, разумных

экономических регуляторов. Многие собственники стали на криминальный путь развития собственного бизнеса, нанося урон налоговой системе и вызывая недовольство окружающих.

При разработке планов рентабельности регионов, следует включать туда и планы по развитию малого гостиничного бизнеса, отдавая предпочтение помещениям, которые можно использовать под реконструкцию, т.к. строительство «с нуля» оттягивает окупаемость отеля на несколько лет.

Имея небольшую вместимость, малые гостиницы не обладают большим объемом продаж. Владелец подобного отеля должен уметь маневрировать при изменениях конъюктуры рынка и искать различные формы экономии денежных средств, а именно: иногда это отказ от посредников, выход на добросовестных поставщиков, необходимость делать долговременные закупки и т.д. Работающий персонал должен быть «многопрофильным» и взаимозаменяемым [1].

стр. 83 из 262

На современном этапе малое предпринимательство, в т.ч. и гостиничный бизнес, наталкивается на неполноту законодательной базы, бесконечные инструкции и распоряжения, которые не способствуют развитию малого гостиничного бизнеса. Необходимо создать действенной системы помощи малому предпринимательству, т.к. только оно при благоприятных условиях может дать постоянный доход регионам. Возникают противоречия между федеральными инструкциями и возможностями на региональном уровне. В настоящее время особенно важно сформировать единую политику в распределении компетенций работы центра и регионов. Главное - устранить двойственное отношение к гостиничному бизнесу, четко определить его роль в экономической составляющей региона.

Особые трудности для развития малого гостиничного бизнеса создает оформление документации для регистрации объектов недвижимости. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ представители малых отелей должны представить в Инспекцию архитектурного надзора такой же пакет документов, как и для строительства большого жилого комплекса. Для легального согласования документации требуется около 2-х лет. В связи с этим многие владельцы ищут нелегальные способы взаимодействия с государственными структурами, что приводит к большим нарушениям и коррупции. Главная задача - это сокращение бюрократических преград на федеральном и местном уровнях, предоставление налоговых льгот для улучшения экономической стабильности регионов. Предприниматели перестанут скрывать свои реальные доходы, вести «двойную» бухгалтерию, уходя от криминального пути существования.

Следующая задача - создать возможность доступа малых отелей к финансовым ресурсам региона. Малый бизнес всегда страдает от нестабильности финансового рынка, а также дефицита капитала и возможности самостоятельно преодолевать трудности. Большую помощь в решении данных проблем могут оказать специализированные консалтинговые фирмы. В данном случае проблема может быть решена за счет создания горизонтальных объединений гостиниц. Именно консалтинговые фирмы способны помочь установить финансовые взаимодействия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти [2].

Проекты создания мини-отелей будут особенно привлекательны для молодых предпринимателей, т.к. не требуют больших инвестиций и быстро окупаемы.

Необходимо обратить внимание и на следующий фактор, сдерживающий развитие малого гостиничного бизнеса. Это консервативное мышление большинства административного персонала, которое часто выступает (открыто или подспудно) против

стр. 84 из 262

предлагаемых реформ и нововведений. Необходимо организовывать подготовку новых кадров и переподготовку уже имеющихся. Проблема - отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения - не менее остра, чем проблема несовершенства законодательства, потому что, во-первых, качество гостиничной услуги в первую очередь зависит от персонала, а во-вторых, создание малых отелей и управление ими требует особого мастерства, т. к. каждый неэффективно потраченный рубль, так же как и каждый (подчеркиваю - каждый) невостребованный номер даже на одну ночь, существенно снижают доходность отеля.

Особое внимание в проблеме развития малых отелей следует уделять целевой подготовке и повышению квалификации кадров. В этом вопросе государство должно работать более тесно с частным сектором, обеспечивая методическую, методологическую основы, а также базис подготовки специалистов для эффективной ротации кадров среднего и младшего обслуживающего персонала, инженерно-технических работников, рабочих.

В настоящей статье отражены лишь некоторые аспекты и тенденции развития малых отелей в России. Необходимо учесть, что в перспективе наблюдается активное развитие рынка гостиничных услуг, и к этому процессу следует готовиться своевременно. Можно использовать опыт стран Европы, где малые отели занимают должное место в гостиничном бизнесе и пользуются большой популярностью.

Значимость мини-отелей для развития внутреннего и въездного туризма становится очевидной. Но, к сожалению, многочисленные административные барьеры сегодня затрудняют деятельность этих средств размещения.

В современный период для преодоления существующих проблем необходимо: усовершенствовать федеральное и региональное, а также налоговое законодательство в области малого гостиничного бизнеса, сформировать единую политику в распределении компетенций работы центра и регионов в сфере малого гостиничного бизнеса с учетом региональных особенностей развития данной сферы, обеспечить соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в малых гостиницах услуг.

Литература

1. Мусакин, А.А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. - М., 2008.

стр. 85 из 262

2. Акинфиев, В. Бизнес-план. Анализ инвестиций. Методы и инструментальные средства. - М., 2009.

3. URL: http://www.holidayinn.com (дата обращения: 10.09.2014).

4. URL: http://www.prohotel.ru (дата обращения: 10.09.2014).

5. Вапнярская, О.И., Ульянченко, Л.А. Тенденции развития глобального туризма: влияние на маркетинг // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3. [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic iournal/number50/contents (дата обращения: 20.05.2014).

6. Ульянченко, Л.А., Заернюк, В.М., Киселёв, А.С. Классификация подходов к организации внутриорганизационного маркетинга: теоретический аспект // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 6 (53). [Электронный ресурс]: URL:http://old.rguts.ru/electronic iournal/number53/contents (дата обращения: 20.11.2014).

7. Ulyanchenko L.A., Ilkevich S.V. Sustainability issues in the russian hotel industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 78-79.

SMALL HOTELS IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Avilova Natalia Leonidovna, PhD (Doctor of Science) in History,

Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality,

avilova nl@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The article analyzes the problems of development of small hotels under the present conditions in Russia. In this paper considered is the possibility of using the positive experience of small hotels in Europe and the United States as well as specific problems of the establishment and effective functioning of small hotels in Russia: high prices of real estate and land, complexities of converting residential property in non-residential, low margins, incomplete legal framework, endless instructions and orders, which are not conducive to the development of small hotel businesses, lack of education and training of managers and employees of small accommodation facilities. The author proposes a number of measures to overcome the existing problems: to improve federal and regional, as well as the tax legislation in the field of small hotel business, create a policy on the distribution of competences of the center and the regions in the small hotel business from a regional perspective development of this sector, to ensure compliance with modern standards of service and stability of quality in small hotels services. In the process of development ofplans for profitability of regions there should be included plans to develop small hotel businesses.

Keywords: main problems of development of small hotels, changing market conditions, key tasks of the state, training, public procurement system, the difficulty of obtaining permits, complexity of the tax system for small businesses

стр. 86 из 262

References

1. Musakin, A.A. Malyi otel': s chego nachat', kak preuspet'. Sovety vladel'tsam i upravliaiushchim [Small hotel: where to start, how to succeed. Advice for owners and managers]. - M., 2008.

2. Akinfiev, V. Biznes-plan. Analiz investitsii. Metody i instrumental'nye sredstva [Business plan. Investment analysis. Methods and tools]. - M., 2009.

3. URL: http://www.holidayinn.com (data obrashcheniia: 10.09.2014) [Accessed on September 10, 2014].

4. URL: http://www.prohotel.ru (data obrashcheniia: 10.09.2014) [Accessed on

September 10, 2014].

5. Vapniarskaia, O.I., Ul'ianchenko, L.A. Tendentsii razvitiia global'nogo turizma:

vliianie na marketing [Trends in the development of global tourism: impact on marketing] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2014. - T. 8. - № 3. Elektronnyi resurs: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (data

obrashcheniia: 20.05.2014) [Accessed on May 20, 2014].

6. Ul'ianchenko, L.A., Zaerniuk, V.M., Kiselev, A.S. Klassifikatsiia podkhodov k

organizatsii vnutriorganizatsionnogo marketinga: teoreticheskii aspect [Classification of approaches to intra-marketing: theoretical aspect] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2014. - T. 8, № 6 (53). [Elektronnyi resurs]:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number53/contentsURL: (data obrashcheniia: 20.11.2014) [Accessed on November 20, 2014].

7. Ulyanchenko, L.A., Ilkevich, S.V. Sustainability issues in the russian hotel industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. pp. 78-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.