МАЛЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В.В. Московцев, Л.А. Загеева
Moskovtsev V.V., Zageeva L.A. Small special economic zones as a tool of regulating regional agricultural production market in conditions of economic transformation. Nowadays the key problem of village is its economic unattractiveness. Discrepancy of the pursued agrarian policy aggravates current situation. Solution of these problems can be found in forming the zones of free agriculture in the form of small special economic zones at regional level. Small special economic zone, on the one hand, is a tool of efficient regulation of agrarian market in conditions of economic transformation, and, on the other hand, it is a self-dependent institute. Forming of small special economic zones can create favourable conditions for realization agricultural production makers’ entrepreneurial activity within their bounds.
В настоящее время предприятия агропромышленного комплекса находятся в кризисном положении. Предприятия АПК вынуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Переход России к рыночной экономике обусловливает необходимость совершенствования механизма управления рыночными отношениями. Поскольку на экономику в большой степени влияют экономические циклы [1, 2], необходима его интеграция в более сложный механизм управления циклом экономического развития всего рынка сельскохозяйственной продукции.
Очевидно, что запуск такого механизма обеспечит динамичное социально-экономическое развитие рынка сельскохозяйственной продукции, в частности в Липецкой области.
В настоящее время трансформация экономики России представляет собой изменения политических, экономических и социальных структур общества в условиях перехода к новым социально-экономической и политической системам общества.
Экономическая трансформация в современной России может рассматриваться как переход к рыночному хозяйству [3]. На заре экономических трансформаций велось большое число споров о методах проведения реформ в экономике страны [4], что, по большому счету, представляло собой споры о темпах их проведения [5]. С одной стороны, сторонники «шоковой терапии» говорили о том, что реформы необходимо осуществлять без промедления для избегания «смутного» времени. С другой стороны, градуалисты стремились к созданию новых механизмов
функционирования экономики и лишь последующему отказу от существующих в то время институтов [5].
Скорость реформ не является основным фактором, обусловливающим эффективность трансформации экономики страны. Гораздо большее внимание стоит обращать на динамику государственных расходов в переходный период: сокращение расходов на медицину, образование, правоохранительные органы и судебную систему ведет к углублению социального неравенства и, в конечном итоге, к ухудшению макроэкономической ситуации [6].
Трансформационные процессы, наблюдаемые сегодня во многих посткомму-нистических странах, представляются попыткой воспроизвести на своих территориях исторически устаревший опыт других стран. Политика экономически развитых стран препятствует вхождению в мировую систему трансформирующихся стран. Трансформация мировой экономики предполагает построение глобальной системы: над тремя уровнями экономического устройства (домашнее хозяйство, микроэкономика и макроэкономика) надстраивается уровень глобальной экономики. Трансформация предполагает в первую очередь определенный выход из кризиса, возникшего во второй половине XX в. [7].
История экономического развития России и СССР на протяжении двух последних столетий позволяет констатировать проявление общего свойства волнообразности и цикличности, присущего экономическому развитию страны. Начиная с XIX в. и по настоящее время выделено около полутора тысяч
экономических циклов. Все эти циклы имеют различную природу, однако в зависимости от длительности циклов их можно разделить на три основные категории: короткие циклы (циклы запасов - от 1 до 5 лет), циклы средней продолжительности (основанные на человеческих или производственных факторах -длительностью 5-10 лет), длинные циклы (строительства и перепроизводства - 10-25 лет). Выделяют также длинноволновые циклы [8].
Первые упоминания о длинных волнах экономической конъюнктуры появились в начале XX в. Общепризнанное лидерство в разработке больших волн конъюнктуры принадлежит русскому экономисту Н.Д. Кондратьеву, который впервые высказал основные идеи теории в 1922 г. [1, 2, 9].
Кондратьев провел анализ динамики изменения различных макроэкономических показателей Англии, Франции, Германии, США за период с конца XVIII века по начало XX в., на основании которого сделал вывод о наличии больших волн экономической конъюнктуры длиной 48-55 лет. Кондратьев отмечал, что начало цикла сопровождается глубокими изменениями в условиях экономической жизни общества. Спады экономики на восходящей волне большого цикла носят краткосрочный характер, подъемы же в экономической жизни весьма интенсивны. Для нисходящей волны цикла характерна депрессия сельского хозяйства. Таким образом, периоды повышательных фаз больших циклов, как правило, богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества, чем периоды понижательных волн [2].
Уровень экономического и социальнополитического развития общества зависит от уровня научно-технического прогресса.
Й. Шумпетер предложил цикловую модель индустриального развития [10]. Длительность цикла, согласно Шумпетеру, составляет 50-60 лет, и обусловлена возникновением и развитием новой производственно-экономической среды в обществе. Уникальность индустриальных циклов обусловлена разнообразием факторов, лежащих в основе их возникновения. Можно выделить следующие индустриальные циклы за последние два столетия [11]:
1) 1785-1845. Возникновение и развитие металлургической и текстильной отраслей экономики;
2) 1845-1900. Развитие металлургической и текстильной отраслей экономики, появляется сталелитейная промышленность, отрасль железнодорожного транспорта;
3) 1900-1950. Развитие отраслей химической промышленности, развитие автотранспорта;
4) 1950-1990. Развитие отраслей, базирующихся на открытиях, сделанных в таких отраслях, как электроника и атомная промышленность;
5) 1990 - до настоящего времени. Развитие информационных сетей.
На основании рассмотренных циклов можно сделать вывод о том, что в настоящее время мировая конъюнктура находится в понижательной стадии волны, в экономике России назревает кризис.
Для реализуемой в настоящее время в России трансформационной модели характерны следующие тенденции [12]:
1. Обособление производства товаров от денежных потоков.
2. Выделение в экономике экспортноориентированных и внутренне ориентированных отраслей.
3. Увеличение диспропорций и количества структурных недостатков в народном хозяйстве РФ.
4. Тенденция физического и морального старения производственного оборудования.
5. Понижение жизненного уровня большей части населения.
6. Поляризация доходов населения.
7. Демографический кризис.
Кризисные процессы в экономике России и в переходных экономиках других стран не в полной мере можно отнести к изученному варианту их проявления в виде циклического спада. В теории такой процесс получил название трансформационный (или меж-системный) [13].
Сложность трансформационного кризиса в РФ заключается в воздействии на него как системных, циклических факторов (что усугубляет ситуацию), так и нециклических параметров.
Все циклические факторы обусловлены рядом причин, среди которых можно выделить три основные группы [14]:
- причины, связанные с изменениями в количестве населения;
- причины, связанные с качественными характеристиками трудовых ресурсов;
- причины, связанные с качеством и количеством естественных богатств, эксплуатируемых населением.
Циклы развития сельского хозяйства имеют ряд особенностей, связанных с влиянием специфических факторов, влияющих на динамику спроса и предложения на рынке сельскохозяйственной продукции и их соотношение [15].
Цикличность развития рынка сельскохозяйственной продукции обусловлена рядом факторов:
- предложение сельскохозяйственной продукции обусловлено использованием такого невоспроизводимого средства производства, как земля;
- спрос на сельскохозяйственную продукцию обусловливается в первую очередь спросом на продовольствие, имеющим определенный предел насыщения.
Анализ рынка сельскохозяйственной продукции западных стран позволяет выделить четыре цикла в развитии аграрного рынка [15]:
1) период стагнации, характеризующийся низкими темпами роста объемов спроса и предложения на рынке, относительной стабильностью цен на рынке сельскохозяйственной продукции;
2) период роста - темпы роста объема спроса выше, чем темпы роста объема пред-
ложения на рынке. Подобная конъюнктура способствует формированию не только нормальной, но и экономической прибыли;
3) период неполного насыщения рынка -период неблагоприятной для сельского хозяйства конъюнктуры вследствие ускорения темпов роста объема предложения и замедления темпов роста объема спроса по мере насыщения потребностей в продовольствии. Начинаются затяжные кризисы перепроизводства сельскохозяйственной продукции;
4) период полного насыщения - перепроизводство продукции по отношению к потребностям.
Российский рынок сельскохозяйственной продукции переживает рубеж второго и третьего периодов. Это позволяет учесть опыт формирования аграрной политики западных государств по периодам развития аграрного рынка.
Липецкая область расположена в северной части Центрального федерального округа. Площадь области в ее административных границах составляет 2404,7 тыс. га. Состав земель Липецкой области представлен на рис. 1 [16].
Таким образом, основной отраслью АПК Липецкой области является сельское хозяйство. Традиционными направлениями развития АПК являются производство зерновых, сахарной свеклы, картофеля, птицеводство, свиноводство, разведение крупного рогатого скота.
7,65% 3,05%
8,10%
□ Земли сельскохозяйственного назначения
□ Земли населенных пунктов
□ Земли лесного хозяйства
□ Земли других категорий
Рис. 1. Состав земель Липецкой области
Таблица 1
Показатели развития АПК Липецкой области
№
Показатель
Ед. изм.
Годы
2002
2003
2004
2005
Производство
1 Зерновые (в первоначальном весе) тыс. т 1725,0 1639,1 1639,7 2056,7
2 Сахарная свекла тыс. т 1277,6 2076,1 1828,9 1666,4
3 Подсолнечник тыс. т 26,3 38,3 25,9 43,1
4 Картофель тыс. т 485,9 731,3 671,3 680,2
5 Овощи тыс. т 124,1 151,9 145,0 148,4
6 Плоды и ягоды тыс. т 136,7 68,9 87,0 61,2
7 Молоко тыс. т 386,3 372,3 356,0 334,1
8 Скот и птица тыс. т 96,4 94,8 97,5 102,7
Урожайность сельскохозяйственных культур (с уборочной площади)
9 Зерновые (в первоначальном весе) ц/га 29,5 30,5 30,1 35,8
10 Сахарная свекла ц/га 240 317 328 374
Продуктивность общественного животноводства
11 Надой молока на 1 корову (по сельхозпредприятиям) кг 2704 2993 3313 3514
12 Средняя яйценоскость (по сельхозпредприятиям) шт. 269 283 285 286
Липецкая область располагает благоприятными условиями для развития животноводства. Главные отрасли - скотоводство молочно-мясного направления, свиноводство, птицеводство.
Основные показатели развития АПК Липецкой области по всем категориям хозяйств представлены в табл. 1 [16].
90-е гг. XX в. для села в первую очередь характеризовались сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, криминализацией системы ее реализации и закупок.
Проблемы села в настоящее время значительно глубже проблем, возникающих в городах: это и старение населения деревень, снижение уровня развития некоторой его части, и, как следствие, сокращение найма рабочей силы, и, в конечном итоге, экономическая непривлекательность села.
Анализ истории России [3, 12] позволяет сделать вывод о том, что проблемы, возникающие в отрасли сельского хозяйства, решались медленно, и их решения порой являлись для страны неактуальными. Противоречивость проводимой аграрной политики являлась причиной социальных конфликтов, замедленного развития страны.
Для АПК знания о кризисе, его возможных проявлениях являются основой для принятия решений и разработки мер по регулированию состояния рынка сельскохозяйственной продукции. В этой связи крайне необходимо знание о том, на каком этапе жизненного цикла находится система АПК, ка-
кой вид и продолжительность переходного периода ожидается.
Рынок сельскохозяйственной продукции функционирует по следующим законам: спроса и предложения, интеграции и кооперации труда, экономии времени и убывающей доходности [17]. В соответствии с этими законами выделяют следующие закономерности развития аграрного рынка:
1) цикличность его развития;
2) глобализация рынка сельскохозяйственной продукции;
3) относительная устойчивость рынка.
Основными принципами регулирования
аграрного рынка должны быть следующие:
- экономическая самостоятельность субъектов рынка;
- взаимная ответственность агентов рынка;
- государственное регулирование;
- защищенность агентов рынка.
Устойчивое развитие сельского хозяйства региона обеспечивается внедрением инновационных технологий в сферы производства, организации, технологии и управления. Наиболее распространены инновации в области технологий, которые условно можно разделить на две группы: с одной стороны, это инновации, «адаптирующие сельское хозяйство к природе» и, с другой стороны, инновации, «модифицирующие природу для нужд сельского хозяйства» [17]. Для России первая группа инноваций является предпочтительной, что обусловливается природноклиматическим потенциалом страны и регио-
на. Увеличение роли подобных инноваций помимо задачи увеличения поставок продукции сельскохозяйственных предприятий на рынок Липецкой области и России способно решить и задачу выхода на рынок ЕС.
По некоторым оценкам, инновационные технологии в России способны приобретать и осваивать примерно 35 % производителей сельскохозяйственной продукции. Остальные используют технологии 1960-1970 гг. [17].
Для решения проблем, существующих на селе, необходимо создать систему эффективного государственно-частного партнерства управления сельскохозяйственными предприятиями.
В настоящее время основными организационно-правовыми формами хозяйствования в аграрном секторе являются сельскохозяйственные предприятия (СХП), крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). Однако изучение закономерностей развития рынка сельскохозяйственной продукции [18] показывает, что в настоящее время преобладающим является крупнотоварное производство, что обусловливает необходимость создания на территории Липецкой области особых экономических зон для сельскохозяйственных и животноводческих предприятий области.
Правовую основу создания особых экономических зон составляют Федеральные законы № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. и № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г.; Законы Липецкой области «О внесении изменений в законы Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» и «О транспортном налоге в Липецкой области», «О внесении изменений в некоторые законы Липецкой области в связи с созданием на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа», «О налоге на имущество организаций в Липецкой области», «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области».
Экономические зоны - четко ограниченные районы со специфическим таможенным
и торговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Изначально экономические зоны формировались там, где было необходимо быстрое освоение новых территорий, привлечение инвесторов.
Формирование оптимальных взаимоотношений между государством и частными предприятиями осуществимо в рамках института малых особых экономических зон. Для решения проблем, существующих в экономике села в настоящее время, необходимо создать развитую инфраструктуру жизни населения, разработать новые инструменты производства и дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции. Создание малых особых экономических зон позволит повысить не только уровень жизни населения села и прибыльность предприятий АПК, но и уровень социального развития.
Малая особая экономическая зона в понятии авторов должна рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельный институт, а с другой - как инструмент регулирования регионального рынка сельскохозяйственной продукции. Малая особая экономическая зона предполагает создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, направленных на создание и дальнейшее развитие конкурентоспособных сельскохозяйственных производств.
Основными признаками малых особых экономических зон являются:
- упрощенная процедура получения земли для производителей сельскохозяйственной продукции;
- снижение административных барьеров;
- уменьшение размеров налогов.
В рамках малой особой экономической зоны реализуются такие функции сельскохозяйственных предприятий, как:
- взаимодействие и взаимозависимость сельскохозяйственных предприятий;
- переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
- взаимодействие с потребителями;
- взаимодействие со средствами массовой информации;
- создание инфраструктуры для проведения адекватной условиям российской экономики агропромышленной политики.
Эти функции необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и в динамике. Подоб-
ныи подход позволит выити за рамки традиционной модели, обеспечивающей реализацию исключительно производственно-торговых отношений.
Концептуальная модель управления сельскохозяйственными производителями на региональном уровне представлена на рис. 2.
Данная модель представляет собой сложную структуру, включающую несколько уровней управления: с одной стороны, на малые особые экономические зоны влияние оказывают федеральные органы власти при помощи политических, экономических, финансовых, социальных и прочих инструмен-
тов. С другой стороны, региональные органы власти также обладают возможностью регулировать деятельность малых зон путем организации их взаимодействия с финансовыми, торговыми, налоговыми институтами управления различных отраслей народного хозяйства на региональном уровне.
В перспективе создание малых особых экономических зон в соответствии с предложенной концептуальной моделью управления направлено на реализацию ключевых функций сельскохозяйственных производителей, повышение уровней их рентабельности и конкурентоспособности.
Рис. 2. Концептуальная модель управления производителями сельскохозяйственной продукции на региональном уровне
Стратегическое планирование развития малой особой экономической зоны осуществляется в рамках четырех направлений управленческой деятельности [8]:
- распределение ограниченных ресурсов;
- адаптация к внешней среде;
- внутренняя координация на основе анализа слабых и сильных внутренних сторон малых особых экономических зон;
- осознание организационных стратегий дальнейшего развития малых особых экономических зон.
Следовательно, основными критериями эффективного стратегического управления малой особой экономической зоной являются [8]:
- знание положительных сторон принятой стратегии;
- объединение существующих положительных сторон выбранной стратегии и прогнозируемых изменений во внешней среде малой особой экономической зоны;
- определение основных параметров малой особой экономической зоны, обусловливающих ее конкурентное преимущество перед прочими формами функционирования сельскохозяйственных предприятий;
- адекватное реагирование на изменения внешней среды;
- восприятие будущих изменений как дополнительных возможностей для развития.
Основными инструментами регулирования деятельности малой особой экономической зоны являются торговые, налоговые и финансовые меры.
Предпринимательская деятельность в малых особых экономических зонах представляет собой деятельность, осуществляемую с минимальным риском, поскольку регулируется государством. Как и любая другая предпринимательская деятельность, деятельность предприятий в малой особой экономической зоне направлена в первую очередь на получение прибыли, значительная часть которой используется для развития экономики и инфраструктуры региона и страны.
Таким образом, ключевые проблемы сельскохозяйственных предприятий возможно решить при создании зон свободного сельского хозяйства, создаваемых в форме малых особых экономических зон. Создание особых экономических зон в различных формах является одним из наиболее эффек-
тивных современных инструментов привлечения инвестиций в экономику страны и региона. Итогом проводимых экономических реформ России должно являться создание эффективно функционирующей рыночной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения страны. Формирование малых особых экономических зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития АПК и всей экономики России.
1. Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избранные тр. М., 2002.
2. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической статики и динамики. М., 1991.
3. Московцев В.В. Диалектика экономических реформ в России: моногр. Тамбов, 2006.
4. Быков П., Громов А. // Обзоры стран. 2006. № 9 (14).
5. Попов В. // Обзоры стран. 2006. № 9 (14).
6. Гринберг Р. // Эксперт. 2000. № 6 (219).
7. КузыкБ. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд. М., 2005.
8. Сосновская Л.И. // Циклы: материалы четвертой Междунар. конф. Ставрополь, 2002.
9. Кондратьев Н.Д. // Вопр. экономики. 1992. № 3. С. 4-6.
10. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. М., 1989.
11. Ефремов B.C. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5.
12. Московцев В.В. Социальное рыночное хозяйство в России: вектор развития: моногр. Тамбов, 2006.
13. Мелихова О.Н. Трансформационный кризис: природа и формы проявления: материалы к лекции по экономической теории. Волгоград, 2001.
14. Зиновьева Е. Г. // Циклы: материалы VII Междунар. конф. Т. 1. Ставрополь, 2005.
15. Гайсин Р. С. // Циклы: материалы третьей Междунар. конф. Ставрополь, 2001.
16. Режим доступ: www.admlr.lipetsk.ru. Загл. с экрана.
17. Фрумкин Б.Е. Инновационный аспект национального проекта «Развитие АПК».
18. Шуваев А.В. // Циклы: Материалы четвертой Междунар. конф. Ставрополь, 2002.
19. Макашева Н.А. // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 20-32.
Поступила в редакцию 24.07.2007 г.