Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях в регионах АИРР: социологическое исследование и направления совершенствования законодательства'

Малые инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях в регионах АИРР: социологическое исследование и направления совершенствования законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗАХ / ENTREPRENEURSHIP IN UNIVERSITIES / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY COMMERCIALIZATION / АИРР / AIRR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козловская О.В., Акерман Е.Н., Бурец Ю.С.

Представлены результаты социологического исследования малых инновационных предприятий, научных и образовательных учреждений в регионах членах Ассоциации инновационных регионов России (АИРР). Даны характеристика проблемного поля и предложения по совершенствованию законодательства в целях повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козловская О.В., Акерман Е.Н., Бурец Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government Support of Innovation Activity in the Regions - Member of AIRR

The results of the analysis of the legal provision of state support in the area of innovation in the regions the members of the Association of Innovative Regions of Russia. Different models of innovative development and priorities in regional innovation policy regions of AIRR are described according to the analysis of the dynamics of innovation development, of innovation-active organizations activities and technological provision of the regions. Article actualizes the need to update innovative inter-regional cooperation and to develop methodological recommendations aimed to improve regional legislation.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях в регионах АИРР: социологическое исследование и направления совершенствования законодательства»

Малые инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях в регионах АИРР: социологическое исследование и направления совершенствования законодательства1

О.В. КОЗЛОВСКАЯ, доктор экономических наук, председатель Законодательной думы Томской области, председатель комитета по законодательству АИРР, Томский политехнический университет. E-mail: refze70@gmail.com Е.Н. АКЕРМАН, доктор экономических наук, Законодательная дума Томской области, Томский политехнический университет. E-mail: aker@tomsk.gov.ru Ю.С. БУРЕЦ, Томский политехнический университет. E-mail: buretsys@tomsk.gov.ru

Представлены результаты социологического исследования малых инновационных предприятий, научных и образовательных учреждений в регионах - членах Ассоциации инновационных регионов России (АИРР). Даны характеристика проблемного поля и предложения по совершенствованию законодательства в целях повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий. Ключевые слова: инновации, малые инновационные предприятия, предпринимательство в вузах, коммерциализация технологий, АИРР

Важнейшей функцией национальной и региональных инновационных систем наряду с созданием результатов интеллектуальной деятельности является вовлечение этих результатов в хозяйственный оборот. Формирование системы правовых, организационно-экономических, финансовых и других мер, обеспечивающих вовлечение интеллектуального потенциала страны и регионов в экономику, - ключевая задача инновационной политики федерального и регионального уровней [1].

ФЗ №217: возможности и преимущества

В настоящее время известны различные модели инновационного процесса [2]. Для их успешной реализации требуется расширение коммерциализационных возможностей сектора фундаментальных и прикладных исследований. Федеральный

'Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект «Разработка модели межрегионального взаимодействия в сфере инновационной деятельности» № 16-02-00492.

ЭКО. - 2016. - №6 КОЗЛОВСКАЯ О.В., АКЕРМАН Е.Н., БУРЕЦ Ю.С.

закон от 02.08.2009 г. ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - ФЗ № 217) определил возможность создания научными учреждениями и вузами малых инновационных предприятий (МИП) для внедрения своих разработок, что соответствует признанной в развитых странах практике реализации инновационной политики.

Ключевые задачи, на решение которых направлен закон: повышение научной и инновационной активности научных и образовательных учреждений; коммерциализация разработок и выпуск инновационной продукции, работ, услуг; предоставление возможности научным и образовательным учреждениям получать доходы от НИОКР и применения полученных результатов.

Сформированная к настоящему времени нормативно-правовая база деятельности малых инновационных предприятий при научных и образовательных организациях (далее - НОУ) обеспечивает для них ряд преимуществ. Это налоговые льготы (освобождение от НДС по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам), льготы по страховым взносам во внебюджетные фонды, льготы по предоставлению государственного и муниципального имущества на условиях аренды (первый год аренды - 40%, второй - 60%, третий - 80% размера арендной платы). НОУ могут осуществлять научно-производственную поддержку МИП, позволять им использовать свою имущественную базу для проведения НИОКР. МИПы получают преимущества при участии в конкурсах на получение господдержки из бюджетов всех уровней от институтов развития, при участии в госпрограммах по развитию инновационной деятельности и малого предпринимательства.

Возможно также использование кадрового потенциала вуза, в том числе привлечение студентов и молодых учёных для работы в малых предприятиях, их деятельность может финансироваться за счет средств, привлеченных НОУ (в том числе грантов).

Немаловажен также гарантированный спрос на продукцию малого и инновационного предпринимательства со стороны

государства (в системе госзакупок предусмотрен минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства, а также некоторые регионы устанавливают квоту по закупкам инновационной продукции).

Свои преимущества получают и научно-образовательные учреждения (материальная поддержка профессорско-преподавательского состава, повышение заработной платы квалифицированных специалистов и молодых учёных, сохранение (закрепление) их при вузе, увеличение числа НИОКР, публикаций, патентов и других показателей эффективности, возможность ввести объекты интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, рост доходов от коммерческой деятельности, НИОКР). Результатом становится повышение рейтинга НОУ

Тем не менее, несмотря на перечисленные возможности для МИП и НОУ, в последние годы количество вновь созданных сокращается (рисунок).

Количество 250

210 208

200 150 100 50 0

202

1

59

1

1 1 1

74 54 4 31

м ш 1

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

□I квартал

□II квартал

ИШ квартал

□IV квартал

105

Динамика создания хозяйственных обществ (партнерств) при НОУ в 2009-2016 гг. Источник: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ [3] иЯ1_: https://mip.extech.ru/index.php

Кроме того, данные различных исследований и опросов, мнения экспертов свидетельствуют о наличии проблем и недоработок в регулировании данной сферы. В этой связи актуальным является исследование проблемного поля, в частности, посредством социологического опроса представителей научных и образовательных учреждений и созданных при них хозяйственных обществ.

Результаты социологического исследования

Социологический опрос о деятельности хозяйственных обществ, созданных с участием бюджетных научных и образовательных учреждений, проведен в апреле-мае 2015 г методом анонимного анкетирования 147 МИП и 21 НОУ из 13 регионов АИРР.

В среднем в НОУ в каждом из регионов АИРР создано по 16 малых инновационных предприятий (максимальное количество - 50, минимальное - два). В 41% НОУ создано более 20 МИП, в 30% - до пяти.

Инициатор создания. Около 65% всех МИП созданы по инициативе автора результата интеллектуальной деятельности или совместно автора и НОУ Бизнес (инвестор) инициировал создание МИП только в 7% случаев.

Численность сотрудников. Средняя численность официально трудоустроенных работников МИП в выборке - четыре человека, максимальное количество - 20 человек, в 45% МИП числится только один работник. Половина компаний за прошедший год не привлекали сотрудников на временной основе, остальные -в среднем по три сторонних работника (максимально - 40).

Статус руководства. Руководителями предприятий в 63% случаев являются научно-педагогические работники вузов, при которых создано предприятие, только в 15% это предприниматель (менеджер). Как правило, руководитель не принимает участие в деятельности других коммерческих предприятий (75% случаев).

Виды объектов интеллектуальной собственности. Среди объектов интеллектуальной собственности, созданных и используемых МИП, преобладают изобретения (81,2%), секреты производства (68,7%), полезные модели (62,5%), программы для ЭВМ (62,5%).

Рынки сбыта. Основная масса обследованных МИП реализуют продукцию на внутреннем российском рынке (80%), остальные - как на отечественном, так и на международном (19%), и только одно предприятие работает исключительно на международный рынок.

Оборот (объем выручки). У 90% МИП объём выручки составляет до 5 млн руб. в год, у 7% - от 5 до 10 млн руб., у 2% -от 10 до 15 млн руб. Основной источник финансирования -

собственные средства (61%), средства международных фондов (20%), федерального бюджета (11%), бюджетов регионов (8%). Более половины МИП за минувший год вообще не привлекали финансирование из сторонних источников.

Объем доходов НОУ от деятельности МИП. Разница доходов НОУ от деятельности МИП по выборке значительная - от нуля до 310 млн руб. Вообще не получали доходы от деятельности МИП 15% вузов.

Доля НОУ в уставном капитале: у 73% МИП- от 20 до 50%, у 12% - от 50 до 80%, у 9% - от 0 до 20%, у 1% - от 80 до 100%. Долю вуза в размере 34% (согласно первой редакции ФЗ № 217) имеют 40% всех обследованных МИП. Стоимостная оценка вклада вузов в уставный капитал варьирует от 3 до 500 тыс. руб.

Первая группа отмеченных в ходе обследования проблем связана с внутренней хозяйственной деятельностью МИП. Опрошенные отметили следующие трудности.

• Недостаток кредитных ресурсов, отсутствие доступа к ним (долгосрочные и другие кредиты с низкой ставкой начинающей компании банки не выдают; ООО, занимающиеся производством, вообще не финансируются).

• Высокий процент участия НОУ в уставном капитале МИП (если доля НОУ превышает 50%, МИП вынуждено организовывать работу по привлечению сторонних товаров, работ, услуг через механизм госзакупок). Отмечены сложности во взаимодействии с Минобрнауки РФ по вопросам распоряжения (отчуждения) доли НОУ в уставном капитале МИП. Согласно данным опроса, более половины МИП оптимальной считают долю НОУ в уставном капитале от 20% до 50%; четверть - от 10 до 20%; чуть менее четверти - до 10%; и 5% всех МИП считают, что доля научно-образовательного учреждения должна быть более 50%.

• Трудности в привлечении инвестиций из-за отсутствия исключительного права на результаты инновационной деятельности (а также из-за высокой доли НОУ в уставном капитале, длительного инновационного процесса за счет стадии НИОКР и больших сроков окупаемости).

• Недостаток квалифицированных работников, трудности поиска и подготовки кадров (особенно юристов и бухгалтеров с опытом работы в рамках ФЗ № 217).

• Отсутствие практики оформления результатов интеллектуальной собственности международного образца.

• Недостаточный интерес НОУ к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (показатели объемов НИОКР малых инновационных предприятий не включены в отчетность вуза; существуют риски, что лучшие кадры могут уйти в бизнес; функционирование МИП влечет дополнительные расходы).

• Высокие затраты на содержание бухгалтера, аренду площадей и оборудования, государственные сборы и пошлины, содержание счета в банке.

• Сложности проведения стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности (согласно ФЗ № 217, если стоимость вносимого вклада в уставный капитал превышает 500 тыс. руб., в соответствии с изменениями ГК РФ от 01.09.2014, необходимо проводить оценку неденежного вклада в уставный капитал независимым оценщиком, что увеличивает временные и денежные расходы).

• Проблема распределения доходов между учредителями МИП (конфликт интересов учредителей, имеющих разные цели и источники деятельности).

• Необходимость внесения арендной платы даже при отсутствии доходов (на этапах до выпуска продукции).

Вторая группа проблем связана с взаимодействием с органами государственной власти, барьерами при осуществлении формальных процедур.

• Трудности привлечения госзаказов по тендерной системе (отсутствие средств для обеспечения крупных заявок).

• Обременение отчетностью, в том числе отчеты в НОУ, инкубаторы, Минобрнауки РФ, ФНС, ПФР и иные контролирующие органы, анкетами и мониторингами (постоянные запросы документации, подтверждающей создание организации по ФЗ № 217 и возможность применять льготную систему налогообложения; отчетности по привлеченным средствам на развитие).

• Сложности с арендой производственных помещений и оборудования у НОУ (постановление Правительства от 12.08.2011 № 677 не реализуется, на практике имущество МИП не предоставляется; сдача в аренду площадей и оборудования осуществляется только через конкурс и предложение максимальной цены аренды; необходима долгая процедура согласования аренды с учредителем - Минобрнауки РФ и Роси-муществом). Механизм такого согласования сложен и длителен

(вуз - оценщик - учредитель НОУ - Росимущество; отдельные звенья могут встречаться дважды).

• Ограничения и сложность ввоза на территорию РФ определенного лабораторного оборудования, реактивов, биоматериалов и др.

• Сложность, длительность и высокие затраты по сертификации и лицензированию.

• Дороговизна процедуры аккредитации отдельных видов деятельности МИП (если требуется) - часто затраты соизмеримы со всей прибылью (расходы носят постоянный характер).

• Сложность подтверждения принадлежности участника закупок по ФЗ № 44 к субъектам малого предпринимательства, если в учредителях имеется НОУ, доля которого более 25%.

• Ограничение действий по видам коммерческой деятельности, не связанных с внедрением и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности, заложенных в уставный капитал МИП, но необходимых для его работы. (В настоящее время МИП лишается льгот по УСН, если заключает договоры с заказчиком на работы и услуги, не соответствующие основному виду деятельности - внедрение результатов исследований. Вместе с тем инновационные проекты предполагают не только НИОКР и внедрение, но и реализацию продукта покупателю, транспортные услуги, особенно если такая необходимость определяется спецификой продукта (например, радиофармпрепараты)).

Третья группа проблем - это создание условий для развития.

• Трудность продвижения на рынок и реализации инновационной продукции, в том числе сложности информирования потребителей в других регионах и отсутствие поддержки по данному направлению.

• Нестабильность экономической ситуации в стране и в мире.

Наиболее актуальными проблемами по результатам анкетирования малых инновационных предприятий названы трудности первых этапов функционирования предприятия: создание, оценка объектов интеллектуальной собственности, распределение долей в уставном капитале, формирование отчетности, взаимодействие с органами власти.

На данных этапах остается множество нерешенных проблем, связанных как с пробелами и ограничениями законодательства, так и с правоприменением данных норм, при этом не только со стороны МИП и НОУ, но и органами исполнительной власти

федерального и регионального уровней. Из-за особого статуса МИП они вынуждены нести издержки, характерные и для коммерческих, и для государственных организаций. Так, требование к МИП с долей НОУ в уставном капитале более 50% привлекать любые сторонние работы, товары и услуги в рамках госзакупок вступает в противоречие с их правом как коммерческой структуры самостоятельно выбирать партнеров, без издержек тендерной системы, и снижает их конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями, где доля НОУ ниже или вообще отсутствует.

Предложения по совершенствованию политики

Представленный ниже перечень предложений сформирован на основе данных социологического опроса.

Финансовая поддержка:

• исключение из налогооблагаемой базы субсидий на НИОКР из бюджетов всех уровней, российских и международных институтов развития, фондов, спонсоров;

• введение льготы по уплате налогов при постановке на баланс нематериальных активов;

• создание системы налоговых вычетов на проведение НИОКР, покупку лабораторно-производственного оборудования;

• предоставление целевых грантов на приобретение научно-производственного оборудовании, поддержание в силе патентов;

• формирование системы государственного посевного финансирования компаний, созданных при научных и образовательных учреждениях.

Изменения законодательства:

- законодательно определить порядок безвозмездного использования площадей и оборудования или отсрочки арендной платы для МИП, не занимающихся производством (т. е. находящихся на предварительных этапах инновационного процесса), отмену или упрощение процедуры согласования аренды с учредителем НОУ - Минобрнауки и Росимуществом;

- разработать единую форму отчетности для всех контролирующих органов («одно окно»), исключить дублирование запрашиваемой информации различными госструктурами (отчетность, анкеты, мониторинги);

- включить показатели деятельности малых инновационных предприятий (количество коммерциализированных результатов интеллектуальной деятельности, объём выпускаемой продукции)

в показатели эффективности НОУ для повышения их заинтересованности в деятельности МИП, а также включить экономические показатели МИП в отчетность НОУ по выполнению объемов НИР;

- ограничить сроки рассмотрения заявок МИП со стороны учредителя НОУ - Минобрнауки РФ (по части аренды имущества);

- предоставить НОУ право выбирать соисполнителем договоров по научно-техническим направлениям собственные МИП без конкурса;

- закрепить возможности МИП осуществлять иные виды деятельности (обеспечивающие основную деятельность), кроме внедрения и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, заложенных в уставный капитал МИП, без потери налоговых льгот;

- дать возможность научным учреждениям использовать полученные от деятельности МИП доходы на свои цели (у образовательных учреждений таких ограничений нет);

- сократить процедуру регистрации лицензионного договора в Федеральном институте промышленной собственности (в настоящее время она составляет около четырех месяцев);

- отменить необходимость согласования в Минобрнауки РФ решения по распоряжению учредителями своими долями в уставном капитале МИП;

- увеличить максимальный срок полной оплаты уставного капитала МИП с четырех месяцев до одного года.

Организационно-информационная поддержка:

- формирование системы определения долей НОУ, автора и инвестора в уставном капитале МИП на основе независимой оценки;

- активный брендинг, помощь в продвижении и реализации продукции МИП, информирование населения о продукции и брендах МИП со стороны органов исполнительной власти (прежде всего, регионального уровня);

- обеспечение юридической и бухгалтерской помощи НОУ и МИП;

- создание банка данных (реестр) разработок и инновационной продукции МИП для распространения информации потенциальным инвесторам и действующим предприятиям;

- содействие в оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности при создании МИП (предоставление консультаций, организация независимой оценки, компенсация расходов);

- организация обучения сотрудников НОУ и МИП по вопросам управления и защиты интеллектуальной собственности;

- включение показателей об объемах НИОКР в МИП в отчетность вуза, что повысит его заинтересованность в развитии МИП (при этом необходима детальная проработка формулы, дифференцирующей учет показателей в зависимости от доли вуза в уставном капитале МИП, качества разработок и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение модели взаимодействия: МИП заказывают у НОУ научные исследования, не создавая ему конкуренцию; сами МИП только внедряют и производят. В этом случае нет необходимости дополнительного учета НИОКР (они «проходят» в вузе + доходы от коммерческой деятельности согласно доле НОУ в уставном капитале МИП). Однако данное предложение является дискуссионным и требует дальнейшей проработки.

Выводы

ФЗ № 217 позволяет повысить уровень коммерциализации отечественных разработок, заинтересованность научно-образовательного комплекса в получении доходов от инноваций, активизировать прикладные исследования, в том числе ориентированные на рынок. Однако из-за того, что деятельность малых инновационных предприятий обременена множеством смежных проблем, их количество из года в год сокращается.

Сложность правового регулирования данного вопроса связана с его междисциплинарностью и широким охватом различных отраслей права, в частности регулирующих деятельность как коммерческих, так и государственных структур. Кроме того, эффективность функционирования МИП напрямую зависит от государственной политики в области инноваций (трансфер технологий, инфраструктура, финансовая поддержка и др.), интеллектуальной собственности (защита, механизмы передачи интеллектуальных прав, оценка нематериальных активов), науки и образования (деятельность соучредителя - НОУ) как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Анализ показал, что основные трудности в работе МИП связаны с сочетанием издержек: они несут их и как коммерческие организации, и как государственные. Особенно это проявляется на первых этапах функционирования. По мнению бизнеса, сохраняется высокая доля научных и образовательных учреждений в уставном капитале МИП, отсутствуют навыки работы

с госзаказом, требуется господдержка при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и т. д. По мнению респондентов, пока у вузов нет стимула для развития МИП и коммерциализации разработок.

Серьезным барьером являются сложность и длительность процедур согласования решений с учредителем образовательного (научного) учреждения - Министерством образования и науки РФ.

Анализ подтвердил, что для инновационного бизнеса определяющими остаются вопросы закрепления интеллектуальных прав, контроля правообладателей над распространением и использованием результатов интеллектуальной деятельности.

В октябре 2015 г. подготовлен проект федерального закона, вносящего изменения в ряд других законов, в частности ФЗ № 209 «О малом и среднем предпринимательстве» (суть этих изменений - создание благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности), Налоговый кодекс РФ (малые и средние предприятия, основанные на использовании результатов интеллектуальной деятельности в собственном производстве, освобождаются от НДС и налога на прибыль; льготы могут вступить в силу после того, как эти предприятия наладят производство инновационной продукции), ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (МИП освобождаются от обязательства обеспечения заявки на участие в конкурсе - денежных средств либо гарантий). Но несмотря на то, что данные изменения соответствуют пожеланиям МИП и решают ряд проблем, озвученных ими в процессе социологического опроса, Правительство подготовило отрицательное заключение на данный законопроект в связи с недостаточной обоснованностью вносимых изменений.

Правительство подготовило поправки2 в два основных закона, влияющих на вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот (федеральные законы об образовании3 и о науке и научно-технической политике4). Речь

2 Проект федерального закона «О совершенствовании механизмов распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими научным и образовательным организациям». Подготовлен Министерством образования и науки РФ.

3 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

4Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

идет о передаче исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности хозяйственным обществам (партнер-ствам), что расширит возможности МИП в части обеспечения им конкурентных преимуществ на рынке и привлечения инвесторов. Кроме того, вводятся единые правила денежной оценки вклада в уставный капитал в соответствии с гражданским законодательством. Также предусмотрено право профессиональных образовательных организаций создавать хозяйственные общества.

Государственной думой РФ также приняты изменения, касающиеся возможности торговых палат оказывать услуги по оценке и защите прав интеллектуальной собственности, содействию индивидуальным предпринимателям и организациям в патентовании. Это повысит доступность и качество услуг бизнесу в области интеллектуальной собственности на местах, в том числе инструментов информирования, защиты и реагирования на нарушения интеллектуальных прав.

Предложения настоящей статьи могут стать дополнительной основой для подготовки поправок в соответствующие федеральные нормативные правовые акты, поэтому требуют дальнейшего углубленного исследования и обсуждения.

Литература

1. Козловская О. В., Акерман Е. Н. Анализ нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в регионах - членах АИРР // ЭКО. -

2013. - № 10 (472). - С. 5-12.

2. Бурец Ю. С. Эволюция моделей управления инновационным процессом // Вестник Томского государственного университета. Экономика. -

2014. - № 4. - С. 125-139.

3. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс] // ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. - М.,

2015. Ши https://mip.extech.ru/index.php (дата обращения: 27.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.