Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия как средство коммерциализации достижений российской науки'

Малые инновационные предприятия как средство коммерциализации достижений российской науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / COMMERCIALIZATION OF RESEARCH / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идиатуллов Т. Т., Чабаненко Е. Б.

В статье рассмотрены проблемы коммерциализации вузовской науки, а также создания и функционирования малых инновационных предприятий при вузах и научно-исследовательских организациях. Проведен статистический анализ работы существующих предприятий и сделаны предположения о необходимых мерах по развитию внебюджетных направлений финансирования научной работы в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Идиатуллов Т. Т., Чабаненко Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small innovative enterprises as a means of commercializing of achievements of the Russian science

The article considers the problems of commercialization of university research, and establishment and operation of small innovative enterprises at universities and research organizations. The authors conducted a statistical analysis of existing businesses and made ​​assumptions about the necessary measures to develop the areas of non-budget funding research in higher education.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия как средство коммерциализации достижений российской науки»

скую работу студентов, формирует и эффективно развивает как межличностные, так и межкультурные коммуникативные компетенции.

Очень важно, чтобы такая обучающая деятельность способствовала установлению доброжелательных отношений между участниками коллективного проекта, раскрытию их творческих способностей, характеров, проявлению их взглядов, вкусов, способов мышления и т.д.

После выступления с презентацией или защиты проекта преподаватель может предложить студентам обсудить проблемы и трудности, которые у них возникли в процессе подготовки заданий, проанализировать результаты собственной творческой деятельности. Такое задание позволяет студентам осознать свои личностные компетенции.

Материалы студенческих презентаций и проектов могут использоваться в дальнейшем многократно в различных видах аудиторной работы, например, в учебных играх, студенческих проектах.

Для развития коммуникативных компетенций преподаватель может на более позднем этапе предложить студентам участвовать со своими ранее подготовленными презентациями в творческих ролевых играх.

Рассмотрим одну из подобных учебных игр.

Студенты объединяются в группы для игры в туристическое агентство. Одна группа выполняет роли туристических агентов. Другая группа изображает посетителей. Агенты представляют посетителям разные страны, используя в качестве рекламы свои презентации. Агенты стараются разными способами заинтересовать посетителей, уговаривают их, отвечают на вопросы. Посетители задают вопросы, советуются друг с другом, принимают решение о поездке в ту или иную страну. Игра как правило проходит в живой, непринужденной обстановке. Особенно интересно она может проводиться в группе студентов-экономистов, которые активно интересуются работой туристических агентов.

Данная учебная ролевая игра позволяет обучаемым самим творчески отбирать и быстро представлять фрагменты своей презентации, в силу ее интерактивности, для убеждения других. Она повышает мотивацию студентов к получению знаний в учебном процессе, желание узнать побольше о приемах убеждения и применить их на практике.

В заключение можно сделать вывод, что уже в самом начале обучения в университете необходимо привлекать студентов-иностранцев для выполнения творческих учебных заданий, например, таких как создание презентаций и других, для повышения мотивации в изучении русского языка и активного формирования различных компетенций.

Литература

1. Анохина Т.Я. Роль словарей в формировании языковой компетенции будущих иженеров (на примере русского языка) «Известия МГТУ «МАМИ» 2012. т. 2 (14).

2. Гонтарева О.П. Из опыта преподавания русского языка студентам-иностранцам технического вуза (Способы представления текстового материала по страноведению) // Международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовки кадров», посвященная 145-летию МГТУ «МАМИ» Книга 12, М., МГТУ «МАМИ», 2010. с. 389-393.

Малые инновационные предприятия как средство коммерциализации

достижений российской науки

к.ф.-м.н. Идиатуллов Т.Т., Чабаненко Е.Б.

Униеврситет машиностоения 8 (495) 223-05-23, timid@mami.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы коммерциализации вузовской

науки, а также создания и функционирования малых инновационных предприятий

при вузах и научно-исследовательских организациях. Проведен статистический

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.

анализ работы существующих предприятий и сделаны предположения о необходимых мерах по развитию внебюджетных направлений финансирования научной работы в высшей школе.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, коммерциализация научно-исследовательской деятельности, результаты интеллектуальной деятельности

Научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений, несмотря на достаточно продолжительный период оттока молодых специалистов из сферы образования в иные, в том числе непрофильные, области деятельности, всё ещё представляется достаточно весомым. По крайней мере сам характер организации учебного процесса в высшей школе предполагает проведение научных исследований как преподавателями, так и смешанными исследовательскими группами, включающими и студентов, и сотрудников вуза.

Вместе с тем, сформировавшаяся ещё в советское время модель финансирования вузовской науки за счёт средств, выделенных на оплату образовательной деятельности, становится всё менее привлекательной на всех ступенях административной вертикали. В рамках данной модели до половины рабочего времени преподаватель вуза должен был затрачивать на проведение научных исследований и методическую работу, что позволяло ему поддерживать свой профессиональный уровень и актуальность даваемого учебного материала.

Источники изменения подходов к финансированию образовательной деятельности заключаются не только в банальном желании сэкономить бюджетные средства, но также в снижении общего уровня преподавательской работы. В частности, наблюдается устойчивая тенденция уклонения преподавателей от методической работы в части актуализации используемых учебных материалов.

Кроме того, практически повсеместно время, отведённое на научно-исследовательскую и методическую работу, преподаватели используют для проведения сверхнормативных занятий в своём и соседних вузах, повышая тем самым свой совокупный доход. В таком случае получается, что преподаватель работает фактически по удвоенной ставке - что делает аудиторную работу достаточно привлекательной для «разъездного лектора», не озабоченного вопросами актуализации читаемого материала. Конечно, этот факт не умаляет проблемы общего низкого уровня оплаты специалистов высшей квалификации, которыми и являются преподаватели высшей школы. Но факт остаётся фактом - всё меньше преподавателей вузов посвящают своё время проведению научных работ и регулярному самообразованию.

Однако помимо фактора нецелевого использования рабочего времени, необходимо ещё отметить ряд важных аспектов. Это вопрос закупок оборудования и материалов, часто весьма дорогостоящих, когда отсутствует механизм учёта и использования после окончания работ. А также вопрос об актуальности и научной значимости проводимых исследований, который возникает в связи с рядом громких скандалов о плагиате и «сенсационных» разработках безвестных российских «Кулибиных из глубинки».

Интенсивное развитие информационных технологий, в частности средств доставки контента, и общей тенденции к снижению входного порога освоения какой-либо технологии, приводят к тому, что совершенно неподготовленные студенты могут представить преподавателю исправно функционирующий образец или программу, даже о возможности создания которых преподаватель рассказывал в лекциях как о «далёком будущем» своей науки. И поскольку студенты не стремятся раскрыть «вторичный» характер своих «исследований», то преподаватель начинает превозносить их «достижения». Это приводит самих студентов к парадоксальному выводу о бесполезности высшего образования - ведь решение любой проблемы можно найти в Глобальной сети.

В подобной ситуации, когда критичное отношение к результатам исследовательской работы не сформировано, когда отсутствуют факторы, стимулирующие проведение исследований на действительно достойном уровне, когда преподаватели вуза не стремятся выполнять реальную научную работу, и появляется необходимость стимулировать развитие вузовской науки.

Одним из возможных подходов является введение грантовой системы, получившей широкое распространение в постсоветское время. В её рамках экспертные советы из ведущих учёных оценивали конкурсные заявки и давали заключение об актуальности проводимых работ и возможности достижения запланированных результатов. Однако грантовая система не является самоорганизующейся и, что очень важно, плохо ориентируется на вузовское образование. Составление заявок, централизованное оценивание и заключение договоров, контроль за их исполнением и приём результатов отнимает слишком много времени и требует очень большого бюрократического штата. К тому же необходимо огромное количество вспомогательной аналитической работы по формированию актуальных направлений исследований, которые по силам коллективам из двух-трёх вузовских преподавателей, аспирантов и студентов.

Второй подход, основанный на практике саморегуляции и самофинансирования прикладной науки за счёт средств сторонних организаций, представляется в текущих условиях более продуктивным. Предложенный в Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ подход предполагает создание малых инновационных предприятий (хозяйственных обществ), которые должны создаваться при вузах и научно-исследовательских институтах с целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности сотрудников этих организаций [1].

Положения Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» предоставляют научным учреждениям и вузам право создавать малые инновационные предприятия для практического применения результатов интеллектуальной деятельности. При этом главная цель нового закона -коммерциализация результатов научной и научно-образовательной деятельности и предоставление на малых предприятиях при вузах мест для трудоустройства будущим выпускникам, сотрудникам вузов и студентам. По данным бывшего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко к 2012 году, 187 вузов готовы создать примерно 2,5 тыс. предприятий и обеспечить работой свыше 30 тыс. человек.

Малые инновационные предприятия (МИП) являются важнейшим компонентом национальной инновационной системы (НИС), поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. В России динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное обслуживание», устойчиво отрицательное [2].

Принятым Федеральным законом Государственная Дума пытается создать благоприятные условия для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной среде. В частности, при подтверждении статуса МИП как «удовлетворяющего положениям закона хозяйственного общества» в течение первых трёх лет предоставляются существенные налоговые льготы, а также преимущество при заключении арендных договоров на помещения и оборудование.

Статистика регистрации МИП в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ показывает растущий интерес к возможности получения внебюджетного финансирования научных исследований через деятельность коммерческих организаций. Так, в 2010 году было зарегистрировано 684 предприятий, в 2011 году - 1334, а в 2012 году - уже 1467. Из них полностью соответствуют всем критериям, определенным в законе, лишь 764 предприятия. И именно они имеют право на предписанные законом льготы по налогообложению.

При этом к концу 2012 года МИП были созданы всего при 288 образовательных и научных организациях, при общей занятости около 7950 человек, что пока значительно ниже прогноза бывшего министра образования. Возможно, что проблема кроется в плохом понимании того, как следует организовать научно-исследовательскую работу в вузе, чтобы результаты интеллектуальной деятельности преподавателей представляли интерес для малого и среднего бизнеса. Следует, правда, отметить, что доля сотрудников МИП, являющихся аспирантами и студентами составляет 34% - и это достаточно, учитывая производственный

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. характер их деятельности.

Очевидно, что необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к организации, содержанию, методам управленческой деятельности.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями, научно-исследовательской и конструкторской работой.

Инновационные предприятия изначально нацелены на быстрый рост, что в принципе, должно стимулировать интерес к ним со стороны венчурного капитала. Но высокие риски деятельности и ограниченность финансовых, кадровых, временных ресурсов определяют необходимость их развития в кооперации с инвесторами, партнерами, потенциальными потребителями, организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности [4]. К примеру, показательно соотношение средней величины уставного капитала хозяйственного общества (136 тыс. руб.) к объёму реализованной инновационной продукции (928 тыс. руб.), составляющее менее 15 процентов. То есть, с одной стороны МИП является очень выгодным инвестиционным проектом (608% прибыльности активов), с другой стороны, балансовая стоимость оборудования и материальных активов вместе с уставным капиталом составляют менее половины от валовых показателей (397 тыс. руб.).

Интеллектуальные ресурсы бюджетных научных и учебных организаций значительно превосходят их материальную составляющую, но не могут быть учтены в балансах в виде нематериальных активов. С другой стороны, зарубежная практика заключения срочных трудовых договоров с сотрудниками, гарантирующих инвесторам сохранение высококвалифицированных кадров при привлечении сторонних инвестиций, также вряд ли найдет понимание в академической среде. Что вкупе с высоким инвестиционным риском приводит к снижению привлекательности для бизнес-ангелов.

Практика регистрации и учёта работы хозяйственных обществ (в рамках Федерального Закона № 217-ФЗ) в России показывает также, что предприниматели из академической среды не вполне понимают разницу между коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности и их реализацией. Особенно ярко эта проблема проявляется в случае РИД в сфере информационных технологий, большая часть которых сводится к написанию программ, которые поддаются репликации без особых усилий. И малое предприятие часто создаётся с целью продажи копий программы или базы данных, пусть даже с комплексом дополнительных услуг по установке, настройке и техническому сопровождению.

Между тем, инновационное предприятие должно не просто выпускать «инновационный продукт», а использовать в своей работе «инновационную технологию производства». И поэтому организации, созданные с целью распространения электронных учебников или методических материалов по организации обучения, не могут считаться инновационными.

Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ как раз и направлен на разъяснение вопросов и поддержку коммерциализации результатов инновационной деятельности через создание инновационных производств. Именно поэтому организации, подтвердившие свой статус, получают налоговые льготы и преимущества при заключении арендных договоров, а вузы получают право вносить в качестве уставного капитала оборудование и РИД по оценочной стоимости. А судя по статистическим показателям, проблемы с поиском соинвесторов, вносящих оборотные средства, также не возникает.

Все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или ВУЗах, и самостоятельные структуры.

Первый тип малых инновационных предприятий представляют собой фирмы, основанные сотрудниками НИИ или ВУЗов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации.

Второй тип - самостоятельные малые инновационные предприятия, занявшие свою «нишу» на рынке наукоемкой продукции. Их количество значительно меньше.[3, 4]

Выводы

Тенденция становления в России социально ориентированного рыночного хозяйства, а конкретно, становление малого предпринимательства как особого сектора рыночной экономики дает возможность создания необходимых условий для реализации значительного потенциала малого бизнеса в приоритетных направлениях научно-технического прогресса.

Литература

1. Федерального закона от 02. 08. 2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. - М.: Гардарика. 2005.

3. Иванова Н.И. Сопоставление мировых и российских тенденций развития науки и инновационной деятельности // Электронная версия журнала «Инновации». 2003, № 4. http://innov.etu.ru.

4. Мхитарян А.А., Чабаненко Е.Б. Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике. Известия МГТУ «МАМИ», № 1 (13) 2012.

5. Портер М.Е. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд. дом «Вильямс», 2000.

6. Чабаненко Е.Б. Повышение конкурентоспособности на основе инноваций и модернизации в автомобильной промышленности. Науковий вюник, с. 64, Одеса - 2010.

7. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. // Деньги и кредит, 1992, № 1.

Применение гибридных систем оценивания для повышения качества подготовки в естественнонаучных и технических дисциплинах

к.ф.-м.н. Идиатуллов Т.Т., Чабаненко Е.Б.

Униеврситет машиностоения 8 (495) 223-05-23, timid@mami.rH, abe437@rambler.ru

Аннотация. В статье обозначена актуальность проблемы применения многоступенчатых систем оценивания в высшей школе. Приводятся рекомендации по построению гибридных систем оценивания и реальный опыт применения при чтении дисциплины «Информационные технологии» для студентов технического вуза. В заключение рассмотрены вопросы внедрения в учебный процесс технологий адаптивного обучения с активным использованием тестового оценивания учебных достижений.

Ключевые слова: тестирование, тестология, гибридная система оценивания, адаптивное обучение

Российская образовательная традиция предписывает оценивание уровня подготовленности на основе сопоставления качества подготовки обучающегося трем квалификационным уровням, определенным в соответствии с таксономией образовательных целей. Официальное наименование четырех используемых значений - это «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Для упрощения записи, особенно в средней школе, стали интенсивно использоваться цифровые символы-маркеры с дополненной шкалой. Появилась «отрицательная» единица. А остальные оценки выстроились в натуральный ряд: «2 - неудовлетворительно, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично».

Сам по себе числовой метод кодирования достаточно хорош. Он действительно компактен и упрощает запись, но методическая ошибка преподавателей и администрации учебных заведений заключается в том, что они просто не понимают разницы между количественной и качественной шкалами.

Западные школы изначально направлены на количественные критерии, и в них обучающиеся ориентированы на освоение завершенных блоков информации. Базируясь на том, что чем больше материала изучено, тем выше возможная оценка, что, в конечном счете, скажется на итоговом результате, но не создаст условий для развития умения поиска решений в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.