Научная статья на тему 'МАЛЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ'

МАЛЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
408
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИИ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ГИПОДИНАМИЯ / ГИПОКИНЕЗИЯ / КИНЕЗОФИЛИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелов А.А., Румба О.Г., Венгерова Н.Н., Бякова Т.Г., Шувалов П.Е.

В статье рассмотрены перспективы внедрения малых форм физкультурных занятий в рамки неспециального физкультурного образования. Цель исследования - обосновать целесообразность самостоятельного использования малых форм физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей. Методика и организация исследования. Исследование проведено в сентябре-ноябре 2020 г. и носит теоретический характер. В результате анализа специальной литературы представленные в ней данные систематизированы по следующим направлениям: сущность понятия «двигательная активность»; значение двигательной активности для здоровья человека; влияние малых форм физкультурных занятий на величину двигательной активности человека; виды малых форм физкультурных занятий, реализуемые в учебной, трудовой и повседневной жизни; содержание и направленность малых форм физкультурных занятий. Результаты исследования и выводы. В условиях современной организации труда и быта, а также проблем, связанных с переходом на дистанционные формы занятости, для решения проблемы дефицита двигательной активности особое значение приобретают малые формы физкультурных занятий. Продолжительность таких занятий может колебаться в пределах 3-20 мин. Их содержание целесообразно ориентировать на характер труда человека, состояние его здоровья и личные предпочтения. Значимым направлением работы специалистов в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающим массовое вовлечение населения в занятия, является направление, связанное с развитием дистанционных форм неспециального физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелов А.А., Румба О.Г., Венгерова Н.Н., Бякова Т.Г., Шувалов П.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINOR FORMS OF PHYSICAL TRAINING IN DAILY LIFE

The article discusses the prospects for the implementation of minor forms of physical training in non-special (non-professional) physical education. Objective of the study was to substantiate the applicability of minor forms of physical training in daily life. Methods and structure of the study. The experiment was run in September-November 2020 and had a technical (speculative) character. The analysis of the available special literature on the subject made it possible to organize the data presented in it in the following directions: the essence of the concept of motor activity; the importance of motor activity for human health; the impact of minor forms of physical training on the amount of motor activity; the types of minor physical training forms used during the educational and labor activities and in everyday life; the content and direction of minor physical training forms. Results of the study and conclusions. Under modern conditions for labor and household activities and in view of the challenges related to the transition to distance work, minor physical training forms are taking on special significance for solving the problem of motor activity deficit. The duration of such training sessions may vary from 3 to 20 minutes. Their content should be focused on the nature of work, state of health, and personal preferences of the trainees. An important field of work of the physical education and sports specialists, who ensure mass involvement of the population in the training sessions, is that related to the development of remote forms of non-specialized physical education.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ»

малые формы физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей

УДК/UDC 796.0113

Информация для связи с автором: alexagorr@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.11.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов1 Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба2 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова3 Ассистент Т.Г. Бякова3 Ассистент П.Е. Шувалов3

1 Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург

2 Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

3 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

MINOR FORMS OF PHYSICAL TRAINING IN DAILY LIFE

Dr. Hab., Professor A.A. Gorelov

Dr. Hab., Professor O.G. Rumba2

PhD, Associate Professor N.N. Vengerova3

Assistant T.G. Byakova3

Assistant P.E. Shuvalov3

1 Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg

2 Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

3 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg

£ CL

О

Ш у

ij га

CL ■a с га

£ О ш п I-

Аннотация

В статье рассмотрены перспективы внедрения малых форм физкультурных занятий в рамки неспециального физкультурного образования. Цель исследования - обосновать целесообразность самостоятельного использования малых форм физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей.

Методика и организация исследования. Исследование проведено в сентябре-ноябре 2020 г. и носит теоретический характер. В результате анализа специальной литературы представленные в ней данные систематизированы по следующим направлениям: сущность понятия «двигательная активность»; значение двигательной активности для здоровья человека; влияние малых форм физкультурных занятий на величину двигательной активности человека; виды малых форм физкультурных занятий, реализуемые в учебной, трудовой и повседневной жизни; содержание и направленность малых форм физкультурных занятий.

Результаты исследования и выводы. В условиях современной организации труда и быта, а также проблем, связанных с переходом на дистанционные формы занятости, для решения проблемы дефицита двигательной активности особое значение приобретают малые формы физкультурных занятий. Продолжительность таких занятий может колебаться в пределах 3-20 мин. Их содержание целесообразно ориентировать на характер труда человека, состояние его здоровья и личные предпочтения.

Значимым направлением работы специалистов в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающим массовое вовлечение населения в занятия, является направление, связанное с развитием дистанционных форм неспециального физкультурного образования.

Ключевые слова: неспециальное физкультурное образовании, малые формы физкультурных занятий, двигательная активность, здоровье, гиподинамия, гипокинезия, кинезофилия, физические упражнения.

Annotation

The article discusses the prospects for the implementation of minor forms of physical training in non-special (non-professional) physical education. Objective of the study was to substantiate the applicability of minor forms of physical training in daily life.

Methods and structure of the study. The experiment was run in September-November 2020 and had a technical (speculative) character. The analysis of the available special literature on the subject made it possible to organize the data presented in it in the following directions: the essence of the concept of motor activity; the importance of motor activity for human health; the impact of minor forms of physical training on the amount of motor activity; the types of minor physical training forms used during the educational and labor activities and in everyday life; the content and direction of minor physical training forms. Results of the study and conclusions. Under modern conditions for labor and household activities and in view of the challenges related to the transition to distance work, minor physical training forms are taking on special significance for solving the problem of motor activity deficit. The duration of such training sessions may vary from 3 to 20 minutes. Their content should be focused on the nature of work, state of health, and personal preferences of the trainees. An important field of work of the physical education and sports specialists, who ensure mass involvement of the population in the training sessions, is that related to the development of remote forms of non-specialized physical education.

Keywords: non-specialized physical education, minor forms of physical training, motor activity, health, hypodynamia, hypokinesia, kinesiophilia, physical exercise.

Введение. Одним из важнейших условий формирования и поддержания здоровья человека является оптимальная

двигательная активность. Доказательством может служить тот факт, что для подавляющего большинства долгожите-

лей характерен активный образ жизни [5]. Однако современные вызовы человечеству в виде технологизации труда и связанного с этим распространения так называемых «сидячих» специальностей являются серьёзной проблемой на пути формирования здорового образа жизни людей. При этом на текущий момент времени ситуация критически усугубилась пандемией коронавируса, обусловившей переход значительной части населения на фактически непрерывное пребывание дома и дистанционные формы занятости [6, 7]. В сложившихся обстоятельствах как никогда актуальной становится реализация малых форм физкультурных занятий, доступных для самостоятельного использования лицами без специального физкультурного образования в ограниченных по площади помещениях.

Цель исследования - обосновать целесообразность самостоятельного использования малых форм физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей.

Методика и организация исследования. В ходе исследования проведён теоретический анализ данных специальной литературы по проблеме преодоления дефицита двигательной активности людей разных возрастов с помощью малых форм физкультурных занятий. Полученные данные систематизированы по следующим направлениям: сущность понятия «двигательная активность»; значение двигательной активности для здоровья человека; влияние малых форм физкультурных занятий на величину двигательной активности человека; виды малых форм физкультурных занятий, реализуемые в учебной, трудовой и повседневной жизни; содержание и направленность малых форм физкультурных занятий.

Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2020 г

Результаты исследования и их обсуждение. Научные данные последних лет свидетельствуют о том, что огромное количество людей, включая молодёжь и подростков, выполняют менее 10 тыс. локомоций в сутки. Так, в диссертационном исследовании О. Г. Румба [4] было установлено, что при биологической норме 14-19 тыс. локомоций в сутки студенты выполняют в среднем 6-8 тыс. локомоций в дни отсутствия физкультурных занятий и 8-11 тыс. - в дни, когда такие занятия проводятся. В ходе исследований автору удалось увеличить двигательную активность студентов с ограниченными возможностями здоровья до 11-14 тыс. локомоций в сутки посредством регулярного применения малых форм физкультурных занятий.

Наиболее востребованными малыми формами физкультурных занятий в условиях образовательного пространства вуза, по свидетельству специалистов, являются физкультурные минутки, физкультурные паузы (ФП), утренняя гигиеническая гимнастика, двигательные тренажи (ДТ) в режиме дня, микросеансы, а также самостоятельные занятия студентов, в том числе проводимые в виде организованной самостоятельной физической тренировки (СФТ) [1-4 и др.]. При этом наиболее современной и действенной системой дополнительных занятий, способствующей реальному увеличению двигательной активности, представляется система, разработанная А. А. Гореловым: ФП по 5-7 мин на каждой паре учебных занятий; ДТ по 15-20 мин, проводимые в режиме учебного дня в дни, когда в расписании нет физкультурных занятий; комплексы СФТ по 15-30 мин, проводимые 3-4 раза в неделю [1, 3].

Для взрослых (людей зрелого, пожилого, старшего возраста) выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры в системе трудовой деятельности: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда, но вне его рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (пр., профессионально-

прикладная подготовка, физкультурно-реабилитационные меры и др.). При этом непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет три основные формы:

• вводная гимнастика - организованное систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма (примерная продолжительность - 5-7 мин; комплекс из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм);

• физкультпаузы - выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня (примерная продолжительность -5-7 мин; комплекс из 5-7 упражнений, обеспечивающих переключение деятельности на не участвующие (мало участвующие) в работе мышечные группы);

• физкультминутки - выполнение физических упражнений в кратковременных перерывах в работе с целью расслабления работающих мышечных групп, активизации сердечно-сосудистой системы, устранения застойных явлений в организме (примерная продолжительность -1-3 мин; комплекс из 2-3 упражнений).

При определении содержания малых форм физкультурных занятий необходимо учитывать характер труда: рабочую позу, темп и ритм работы, степень мышечных усилий, напряжение анализаторов, концентрацию внимания и т. п. [2, 3]. Так, при разработке комплексов для лиц, занятых интеллектуальным трудом, деятельность которых в основном отличается интенсивностью мыслительных процессов и гиподинамией (пр., студентов), следует включать упражнения, обеспечивающие переключение нагрузки на мышечные группы, не участвовавшие или мало участвовавшие в основной работе. По нашим наблюдениям, подобные занятия должны включать три группы упражнений: дыхательные; с чередованием напряжения и расслабления; в растягивании опорно-двигательного аппарата. Кроме того, важное значение имеет учёт индивидуальных особенностей занимающихся, в том числе состояния их здоровья [2, 4].

В случае применения малых форм физкультурных занятий в контексте целенаправленного повышения умственной работоспособности человека следует обратить внимание на три группы способов тренировки сосудов мозга средствами физической культуры [2, 3]:

1. Способы, основанные на непосредственном воздействии на сосуды:

• разнообразные движения головой (пр., наклоны, повороты, кружения), которые в первую очередь воздействуют на главные сосудистые магистрали мозга - сонные и позвоночные артерии;

• упражнения, направленные на увеличение гидростатического давления крови (пр., подъёмы ног, лёжа на спине; стойки вниз головой (на локтях, лопатках)); висы на гимнастических снарядах);

• упражнения, связанные с рывково-тормозными качатель-ными движениями туловища вперед-назад;

• упражнения со сгибанием позвоночника в области шеи и груди (пр., стойки на лопатках с заведением ног за голову в положении лёжа на спине);

• дыхательные упражнения.

2. Способы, основанные на рефлекторных сосудистых реакциях:

• упражнения, воздействующие на мышцы грудино-ключичной, межлопаточной области, плечевого пояса,

№ 1 • 2021 Январь | Juпuar

http://www.teoriya.ru

мышц шеи (пр., маховые движения руками; повороты и наклоны головы с противомахами рук; потягивания, лёжа на спине или сидя на стуле); • горчичники, компрессы, воротниковый массаж, иглоукалывание, растирание.

3. Способы, основанные на задержке дыхания и изменении химического состава крови - в первую очередь это дыхательные упражнения.

Говоря о дыхательных упражнениях, следует отметить, что они не только оказывают положительное влияние на систему кровообращения, кислородную ёмкость крови, ликворную систему мозга и т. д., но также способствуют укреплению дыхательной системы и широко используются в реабилитации после перенесённых лёгочных заболеваний, что приобретает дополнительную актуальность в ситуации пандемии корона-вируса [5].

Вывод. Филогенетически организм человека для своего нормального функционирования требует наличия двигательной активности, равной не менее 10 тыс. локомо-ций в сутки. В условиях современной организации труда и быта, а также проблем, связанных с переходом на дистанционные формы занятости, особое значение приобретают малые формы физкультурных занятий, в числе которых наиболее подходящими для самостоятельного использования в условиях ограниченного пространства являются физкультурные минутки, физкультурные паузы, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельная физическая тренировка. Продолжительность таких занятий может колебаться в пределах 3-20 мин. Их содержание целесообразно ориентировать на характер труда человека, состояние его здоровья и личные предпочтения. К числу положительно зарекомендовавших себя средств относятся: гимнастические упражнения из различных систем гимнастики; дыхательные упражнения; аэробные упражнения, в числе которых могут быть оздоровительная ходьба, бег, езда на велосипеде (пр., на соответствующих тренажёрах); силовая тренировка и т. д. Для специалистов в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающих массовое вовлечение населения в занятия, перспективным является направление работы, связанное с развитием дистанционных форм неспециального физкультурного образования.

Литература

1. Горелов А.А. Технология регулирования двигательной активности студентов в процессе повседневной и образовательной деятельности / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 47-49.

2. Пустозёров А.И. Физиология, гигиена и организация умственного труда в современном образовании: учеб. пособие / А.И. Пустозёров, А.Г. Гостев. - Челябинск: Изд-во ЧПО «Книга», 2003. - 126 с.

3. Румба О.Г. Опыт использования дополнительных занятий физической культурой в образовательном пространстве вуза / О.Г. Румба // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 3. - С. 57-65.

4. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп / О.Г. Румба // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. -С. 11-14.

References

1. Gorelov A.A., Kondakov V.L., Usatov A.N. Tekhnologiya regulirovaniya dvigatelnoy aktivnosti studentov v protsesse povsednevnoy i obrazovatelnoy deyatelnosti [Technology of regulation of students' motor activity in routine and learning activities]. Vestnik sportivnoy nauki. 2010. No.5. pp. 47-49.

2. Pustozerov A.I., Gostev A.G. Fiziologiya, gigiena i organizatsiya umstvennogo truda v sovremennom obrazovanii [Physiology, hygiene and organization of mental work in modern education]. Study guide. Chelyabinsk: Kniga publ., 2003. 126 p.

3. Rumba O.G. Opyt ispolzovaniya dopolnitelnykh zanyatiy fizicheskoy kulturoy v obrazovatelnom prostranstve vuza [Experience of using additional physical education lessons in academic educational environment]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2011. No. 3. pp. 57-65.

4. Rumba O.G. Sistema pedagogicheskogo regulirovaniya dvigatelnoy aktivnosti studentov spetsialnykh meditsinskikh grupp [System of pedagogical regulation of motor activity of special health group students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 11-14.

5. Demurtas J., Schoene D., Torbahn G., Marengoni A., Grande G., Zou L., Veronese N. (2020). Physical activity and exercise in mild cognitive impairment and dementia: An umbrella review of intervention and observational studies. Journal of the American Medical Directors Association, 21(10), 1415-1422.e6. doi:10.1016/j. jamda.2020.08.031

6. Deng C., Wang J., Zhu L., Liu H., Guo Y., Peng X., Xia W. (2020). Association of web-based physical education with mental health of college students in Wuhan during the COVID-19 outbreak: Cross-sectional survey study. Journal of Medical Internet Research, 22(10) doi:10.2196/21301

7. Giustino V., Parroco A.M., Gennaro A., Musumeci G., Palma A. &Battaglia G. (2020). Physical activity levels and related energy expenditure during COVID-19 quarantine among the Sicilian active population: A cross-sectional online survey study. Sustainability (Switzerland), 12(11) doi:10.3390/su12114356

НОВЫЕ КНИГИ

и

To и

i

CL

"О С

га

Ii о ш

грушин а.а. справочник тестов по оценке различных сторон подготовленности

СПОРТСМЕНОВ. - М.: изд-во «спорт». - 2020. - 392 С.

ISBN:9785907225435

Справочник является результатом тесного творческого сотрудничества специалистов Олимпийского комитета России и коллектива Инновационного центра ОКР, принявшего активное участие в подготовке материала.

Научно-методической базой данного справочника являются результаты работы авторитетных отечественных и зарубежных специалистов по поиску доступных для практики спорта показателей, позволяющих контролировать процесс подготовки спортсменов в олимпийских видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.