Вестник Томского государственного архитектурно -строительного университета. 2024. Т. 26. № 5. С. 84-98.
ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (5): 84-98. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.025.4:719(571.16)
DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-5-84-98 EDN: ESVZDN
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ДЕРЕВЯННОЙ УСАДЕБНОЙ ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДА ТОМСКА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Екатерина Сергеевна Каталевская, Елена Владимировна Ситникова
Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия
Аннотация. Исследование посвящено изучению малых архитектурных форм в деревянной усадебной застройке г. Томска конца XIX - начала ХХ в. и их влиянию на сохранение исторического облика города. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения идентичности исторических городов и массовой утратой деревянного историко-архитектурного наследия.
Цель исследования: выявление типов малых архитектурных форм в деревянной усадебной застройке г. Томска и определении их роли в формировании облика исторического города.
Источниковой базой исследования стали исторические фотографии, зарисовки и результаты натурного обследования деревянной усадебной застройки, фонды ГАТО, фотоархивы краеведов П.Н. Коханенко, Р. Перушина, материалы которых позволяют определить наличие утраченных малых архитектурных форм и выполнить их систематизацию.
В результате проведенного исследования определена значимость малых архитектурных форм в сохранении индивидуального историко-культурного облика г. Томска, приведена таблица типологии деревянных ворот, составленная на основе анализа архивных материалов и фотографий. Работа имеет практическую значимость для сохранения и реставрации исторических объектов в Томске и может быть полезна для разработки проектов регенерации исторической застройки г. Томска и дальнейших исследований в области архитектуры и истории города.
Ключевые слова: деревянная архитектура, усадебная застройка, малые архитектурные формы, деревянные ворота, уличные фонари, беседки, деревянные тротуары, городская усадьба, историко-культурное наследие, Томск, сохранение наследия
Для цитирования: Каталевская Е.С., Ситникова Е.В. Малые архитектурные формы в деревянной усадебной застройке города Томска конца XIX - начала XX века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 5. С. 84-98. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-5-8498. EDN: ESVZDN
© Каталевская Е.С., Ситникова Е.В., 2024
ORIGINAL ARTICLE
SMALL ARCHITECTURAL FORMS IN TOMSK WOODEN BUILDINGS IN 19-20th CENTURIES
Ekaterina S. Katalevskaya, Elena V. Sitnikova
Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia
Abstract. The paper considers small architectural forms in the wooden manor buildings of Tomsk late in the 19th and early 20th centuries and their impact on the historical image of the city. The paper also studies preservation of historical cities and loss of historical and architectural wooden heritage.
Purpose: To identify the types of small architectural forms in the wooden houses of Tomsk and determine their role in the city image.
Methodology: Historical photographs, drawings, and field survey of wooden buildings, archival documents and photographs by local historians P. N. Kokhanenko and R. Perushin, allowing to determine lost small architectural forms and systematize them.
Research findings: Determination of small architectural forms in preserving individual history and culture of the historical city.
Practical implications: The obtained results can be used to study wooden buildings of Siberian cities and develop projects for their reconstruction in Tomsk.
Keywords: wooden architecture, manor buildings, small architectural forms, wooden gates, street lights, gazebo, wooden sidewalk, urban estate, historical and cultural heritage, Tomsk, heritage preservation
For citation: Katalevskaya E.S., Sitnikova E.V. Small Architectural Forms in Tomsk Wooden Buildings in 19-20th Centuries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (5): 84-98. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-5-84-98. EDN: ESVZDN
Томск - один из немногих городов России, сохранивший до настоящего времени массивы исторической деревянной застройки, которая по праву является уникальным наследием мирового масштаба [1]. Архитектурно-художественный облик Томска формировался веками. Каждый период накладывал свой отпечаток на планировочную структуру и архитектурный облик города. На сегодняшний день в городе сохранились отдельные целостные фрагменты исторической застройки, находящиеся в разных исторических районах.
Изучению деревянной архитектуры Томска посвящены труды многих исследователей - Е.А. Ащепкова, А.М. Прибытковой-Фроловой, Н.В. Шагова, В.Г. Залесова, И.В. Куликовой, Л.С. Романовой, Е.В. Ситниковой, М.В. Мяки-шевой, М.В. Савельева и других авторов.
Вопросы сохранения деревянной застройки Томска неоднократно рассматривались архитекторами Н.В. Шаговым, Л.С. Романовой, Е.В. Ситниковой и др.
Ранее авторами были рассмотрены деревянные ворота в усадебной застройке г. Томска конца XIX - начала ХХ в. [2, 3]. Настоящее исследование посвящено выявлению и изучению остальных малых архитектурных форм в усадебной застройке г. Томска того периода, формирующих облик районов с деревянной застройкой.
чо
Н
о
и
<
U
Н
Ы
=
=
и
<v
PQ
Малые архитектурные формы, такие как ворота, ограждения, фонари, тротуары, коновязи, сады с беседками, афишные тумбы, являлись важными функциональными элементами городской застройки и часто выполняли роль архитектурно-художественных акцентов. Они формировали как застройку улиц, так и внутридворовое пространство усадеб, являя большое разнообразие художественных приёмов и мастерство строителей (рис. 1). Таким образом, малые архитектурные формы были неотъемлемыми элементами архитектурного облика исторического города. В связи с этим их изучение с целью возможного воссоздания при выполнении комплексной реконструкции исторических территорий с деревянной усадебной застройкой является важной и актуальной задачей.
Со времен зарождения усадебного жилища его необходимой составляющей было защитное ограждение, традиционно включавшее ограду (стену или забор), а также ворота с калитками - входную группу, через которую осуществлялась связь с «внешним миром» [4]. Она также изолировала жизнь двора от городской суеты, формировала зону обитания отдельной семьи. Помимо защиты усадебного участка ворота с калитками и ограждениями отражали социальный статус и материальный достаток домовладельцев, поэтому часто дополнялись архитектурно-художественными элементами (рис. 1). В связи с этим можно отметить, что входная группа играла довольно важную роль в формировании застройки городской улицы, являясь неотъемлемой частью города, его градостроительным элементом [5].
Iп
%
чо
Tt
о
и <
U Н
bt =
=
н
CJ
<v PQ
Рис. 1. Томск, улица Иркутская, 1903 г. Наряду с главными фасадами застройки улицы
можно видеть ворота, фонари, ограждения. Фото из фондов ГАТО Fig. 1. Tomsk, Irkutskaya Street, 1903. Archival photograph
На исторических фотографиях и рисунках художников начала ХХ в. можно увидеть изображения деревянных ворот в жилой усадебной застройке
городов. Многие изображения архитектурной среды Томска несут ценнейшую информацию об исторических объектах, т. к. они запечатлены авторами с натуры и показывают объекты и их состояние на момент изображения, фиксации. Благодаря таким изображениям можно судить об изменениях, произошедших с объектами к настоящему времени [5].
В результате историко-архивных и библиографических исследований были изучены фотоматериалы деревянных усадебных ворот, выполненных Павлом Николаевичем Коханенко в период с 1968 по 1974 г. (107 фотографий), а также архивные документы ТОКМ - зарисовки и изображения малых архитектурных форм (48 зарисовок) авторов: А.Л. Шиловского, А.Н. Тихомирова, Г. Фатеева, В.А. Засыпкина, Н.И. Жегалова, В.А. Рыфтина, А.Н. Внукова, А.В. Лобанова, В.А. Пигалева, Б.М. Козмина, И.И. Базилевского. По найденным материалам был проведён комплексный научный анализ [2].
Фотограф-любитель П.Н. Коханенко стремился запечатлеть во всей полноте облик города определенного периода. Не делая акцента на самых красивых объектах, он снимал различные уголки Томска - дома и их фрагменты, ворота, окна, улицы, людей. Таким образом, для исследования стал доступен уникальный архив фотографий г. Томска 70-х гг. ХХ в. (порядка 800 объектов) [6].
Изучив более 155 фотографий и зарисовок деревянных ворот г. Томска, авторы выделили следующие типологические группы:
1. Тип ворот - в традициях крестьянской архитектуры. Это более ранний тип ворот, который широко применялся в городской застройке XIX в., преимущественно в усадьбах крестьян и мещан. Данный тип отражает принципы преемственности, связывающие произведение архитектуры с территориальными особенностями и природными факторами.
В традиционной сельской застройке Сибири были широко распространены ворота, выполненные в структуре единого ограждения двора. Такие ворота были покрыты одной общей скатной крышей с большими свесами, хорошо защищавшими конструкции ворот от атмосферных осадков. Полотна таких во- ^ рот выполняли из тёса, уложенного в разном направлении, - это было един- ^ ственное их украшение. К наиболее архаичному типу относятся несимметричные ворота с одной калиткой (таблица).
В городской усадебной застройке Томска такой тип ворот чаще всего ^ встречается в ансамбле с одноэтажным жилым домом. Например, ворота ^ усадьбы по ул. Белой, 11, и по ул. Октябрьской, 57 (таблица).
Более адаптированными к городской усадебной застройке являются во- ® рота с двумя калитками, под общей скатной крышей. Они уже имеют скромные к • декоративные элементы в виде накладного геометрического орнамента. К та- qj кому типу относятся ворота жилых домов на ул. Магистратской, 53, и ул. За-горной, 56 (таблица). ^
Со временем произошла трансформация этого типа ворот - свес крыши
■ъ
уменьшается и постепенно сводится до размеров кровельного окрытия связую- g щей балки объединённой входной группы [3]. ^
2. Тип ворот - на основе образцовых проектов. Если ранее развитие ^ объёмно-планировочной композиции жилой усадьбы шло по линии совершен- 03 ствования традиционного народного зодчества, то с 1820-1840 гг. в строитель-
V©
с*
Н
^г
с*
о
с*
и
<
и
н
ы
я
X
и
и
ную практику внедряются приёмы русского классицизма (для деревянного строительства этот период затянулся до 1860-х гг.). Особой его приметой в деревянном зодчестве было стремление архитекторов «замаскировать» дерево под камень. Декоративное решение таких ворот выдержано в строгих формах, а обшивка тёсомимитирует каменный руст [3].
Широкое распространение в XIX в. получило строительство по «образцовым проектам», в том числе из дерева. Рассылаемые по городам страны альбомы «Собрания фасадов» включали не только фасады жилых домов, но и содержали указания по организации уличного пространства в целом. Так, пятый альбом 1912 г. включал проекты заборов и ворот. Представленные в нём чертежи ворот должны были выполнять функцию архитектурных «вставок» между домами, создавая гармоничную архитектурную композицию застройки улиц [7].
Композиционное решение ворот, выполненных на основе «образцовых» проектов, строго симметрично. Завершения конструктивных связей между столбами (охлябин)выполняли в виде простых геометрических форм прямого или треугольного очертания. В членении столбов прослеживаются традиционные для классической архитектуры элементы - база (пьедестал), ствол колонны, антаблемент. Ствол колонны часто украшали элементами стилизованного ордера. Подантаблементная доска и сам антаблемент также украшались лаконичным резным декором.
Такой тип ворот получил широкое распространение в двух интерпретациях:
- с выделением калиток порталами, связанными мощными антаблементами под двухскатными крышами, например ворота по ул. Октябрьской, 71, и пер. Плеханова, 5 (таблица);
- с завершениями треугольной формы: ул. Войкова, 18, и ул. Московский тракт, 73 (таблица).
3. Тип ворот - эклектика. В связи с отменой крепостного права в 1861 г. типовое «образцовое» строительство в России отошло на второй план. Население получило возможность самовыражения в архитектурно-художественном оформлении своего жилища, что привело к поиску разнообразных индивидуальных решений. Наглядно эти поиски нашли выражение в декоративном убранстве застройки, в частности в применении национальной орнаментации в обработке фасадов. В этот период начинает развиваться томская деревянная резьба, которая принесла заслуженную славу сибирскому городу [3].
Композиционное решение ворот в стиле эклектики - симметричное, с двумя калитками, одна из которых часто выполнялась как декоративная. Следует отметить, что в этом типе ворот функциональность уходит на второй план, уступая место нарядному декоративному убранству, превращая сугубо конструктивный элемент в произведение искусства. В эклектике декором покрывают все возможные элементы - столбы, воротины, охлябины.
Как отмечал исследователь деревянного зодчества Сибири Е.А. Ащепков в работе «Русское народное зодчество в Западной Сибири», ворота в некотором смысле являются «лицом» усадьбы, показателем благосостояния хозяев двора, поэтому им уделялось особое внимание.
В застройке Томска настоящего времени сохранилось несколько ворот такого типа, например ворота в пер. Соляном, 18, и на ул. Татарской, 1 (таблица) [2].
Типология деревянных ворот г. Томска конца XIX - начала XX в. Wooden Gate Topology in Tomsk, 19-20th Centuries
Выявленные по материалам фотоархива П.Н. Коханенко типы ворот классифицированы в таблице.
Под руководством художника-архитектора Андрея Леонидовича Шилов-ского в рамках программы по сохранению и учёту памятников старины на государственном уровне было проведено в 1920-е гг. изучение деревянной архитектуры. Вместе с группой художников А.Л. Шиловский зафиксировал самые ценные памятники деревянной архитектуры Томска и опубликовал в газете «Знамя революции». Помимо зарисовок объектов деревянного зодчества, иллюстрации художников содержат сведения и о малых архитектурных формах, таких как ворота, ограждения и отдельные архитектурные элементы домов (наличники, пилястры, декор и пр.).
Большая часть зарисовок выполнена в графике карандашом, отдельные изображения представлены в цвете (акварель, цветной карандаш).
В результате анализа материалов архива ТОКМ, а именно зарисовок ворот, удалось установить цвета, в которые окрашивали ворота (рис. 2).
Iп
%
чо
Tt
о
и <
U Н
bt =
=
н
CJ
<v PQ
Ворота по ул. Александровской, 18. Рисунок А.Л. Шиловского
Ворота по ул. Солдатской, 53. Рисунок А.Л. Шиловского
Ворота по ул. Равенства, 34. Рисунок А.Л. Шиловского
Дом с воротами по ул. Черепичной, 9 Рисунок А.Н. Тихомирова
Рис. 2. Рисунки художников-архитекторов 1920-х гг. из фондов ТОКМ Fig. 2. Drawings of artists-architects, 1920s. Photographs from Shatilov Tomsk Regional Local Lore Museum
Следует отметить, что для предохранения столярных изделий от влияния природных факторов их издавна красили масляными красками. Окрашивали
обшивку стен, декоративные элементы, ворота, ограды, а иногда и хозяйственные постройки. Цвет окраски регламентировался. Чаще всего применяли охру или киноварь (красный цвет), а также светло-серый, голубой, синий цвета в сочетании с белым. Некоторые элементы (крыльца, наличники, ворота и др.) окрашивали в несколько цветов (желтый, зеленый, синий) [3].
Деревянные ворота, выполненные в традициях крестьянской архитектуры, чаще всего не окрашивались, они имели общую кровлю, которая закрывала столярные изделия от намокания.
Ворота, выполненные в стиле классицизм, окрашивались в те же цвета, что и фасады. В декоре ворот использовались охристые, зеленые и голубые цвета. Детали ворот красили серым или белым.
Для 3-го типа ворот, выполненных в эклектике, использовались более заметные, яркие цвета: брусничный и синий, мелкие детали ворот были выкрашены в белый или серый цвета (рис. 2).
Таким образом, фотографии и изображения деревянных усадебных ворот Томска имеют большую историко-культурную ценность: они дают представление об архитектурно-художественном своеобразии, пространственной композиции и планировочной структуре города. В изображениях переданы формы деталей, материал и цветовое решение объектов. Графические изображения архитектурно-конструктивных и декоративных элементов и деталей, а также малых архитектурных форм Томска значимы как вспомогательный материал для реставрационного проектирования.
Довольно популярными элементами внутридворового благоустройства усадеб являлись беседки, расположенные в саду. Это подтверждается проектными планами усадеб, выявленными в результате изучения архивных материалов ГАТО. Примеры участков с садами и беседками чаще всего встречаются в планировочной структуре усадеб купцов и зажиточных мещан, например в усадьбе купца Г.М. Голованова (рис. 3), в усадьбе Кухтериных (рис. 4), а также в усадьбе мещанки Л.А. Таракановой (рис. 5).
Крупные усадьбы традиционно делились на чистый двор, который формировался вокруг главного жилого дома, и задний двор или хозяйственный - на нем располагались холодные службы, летние кухни, амбары с навесами, бани, прачечные, завозни, дровяники и пр. (рис. 3, 6). В усадьбах извозчиков и торговцев нередко размещались складские помещения и скотный двор. Например, в усадьбе Кухтериных по ул. Иркутский тракт были построены мощные складские помещения, выполненные из кирпича, т. к. фирма «Е. Кухтерин и сыновья» гарантировала высокую сохранность доставляемых грузов, при этом основ жилой дом был выполнен из дерева (рис. 4) [8, 9].
В мещанских усадьбах нередко размещался огород с колодцем. Так, усадьба Людмилы Антоновны Таракановой, жены арзамасского мещанина, делилась на чистый двор, задний двор, сад и огород. На чистом дворе располагался жилой дом Таракановой. На заднем дворе находились одноэтажные и двухэтажные службы с навесом и баня с прачечной, далее размещался огород с оранжереей (№ 5), откуда был выход в сад. В довольно просторном огороженном саду в центре были устроены колодец и беседка [10].
чо
Н
о
и
<
и
Н
Ы
5
X
и
<и
И
Рис. 3. Усадьба купца Г.М. Голованова на ул. Солдатской (совр. Красноармейская, 71) в г. Томске:
а - план усадьбы (составлен по материалам ГАТО. Ф. 233. Оп. 4. Д. 719); б - беседка в саду, фото Станислава Никитина, 1970-е гг. Fig. 3. Estate of merchant G.M. Golovanov on Soldatskaya Street (now 71, Krasnoarmeyskaya Street) in Tomsk:
a - layout (compiled from archival materials); b - gazebo in the garden. Photo by Stan-islav Nikitin, 1970s
1Л
v©
c*
H
Tjf
c*
о
с*
и
<
и
н
ы
=
X
н
и
4J
PQ
) | Чистый двор | | Складская зона ; |~ Скотный двор
□ Хозяйственный двор
Сад с беседкой
□
:
I
ул. Иркутская
-
16 15 19
в
Г"
а
Рис. 4. План усадьбы Кухтериных по ул. Иркутской (а). Чертеж составлен по материалам ГАТО Ф. 233. Оп. 2. Д. 2274; Д. 1261; улица Иркутская (совр. ул. Пушкина), фото начала ХХ в. (б); фото дома Кухтериных по ул. Иркутской, 1896 г. из фондов ТОКМ (в) Fig. 4. Plan of the Kukhterin estate on Irkutskaya Street (a). Archival drawing; Irkutskaya Street (now Pushkin Street), 20th century (b); Kukhterin house on Irkutskaya Street, 1896 (c). Photograph from Shatilov Tomsk Regional Local Lore Museum
ул. Торговая
ул. Мусы Джалиля
О
О
о о ШГ:
Жилой дом
Чистый двор
Хозяйственный двор
Огород
Сад с беседкой
^4ТТ с." ^ колодец
..г
5 1
3 4 |
'iv ' <5 » 1*® с 0
ул. Солдатская
ул. Большая Королевская
Рис. 5. План усадьбы мещанки Л.А. Таракановой по ул. Солдатской (совр. ул. Красноармейская, 69). Чертеж составлен по материалам ГАТО Ф. 233. Оп. 2. Д. 430 Fig. 5. Plan of burgher L.A. Tarakanova on Soldatskaya Street (now 69, Krasnoarmeyskaya Street). Archival drawing
Рис. 6. План усадьбы купца К.М. Хами-това по ул. Б. Королевская (совр. ул. М. Горького, 35) Fig. 6. Plan of merchant K.M. Khamitov on B. Korolevskaya St. (now 35, Gorky Steet)
Несмотря на то, что сады с беседками в усадебной застройке, по материалам ГАТО, были довольно широко распространены, однако фотографий исторических беседок до настоящего времени сохранилось крайне мало. Можно рассмотреть фото «турецкой» беседки из усадьбы томского купца К.М. Хами-това по ул. Б. Королевской (совр. ул. Максима Горького, 35) (рис. 6, 7). В биб-
кой, цветочными клумбами и бродящими вокруг них павлинами [11].
ул. Б. Королевской, материалы ГАТО Estate of merchant K.M. Khamitov and Korolevskaya Street. Archival documents
ас-
ед- Tt
чо
H
Tjf
о
и
<
U
H
bt
X
X
H M
по <v
PQ
Беседка в усадьбе К.М. Хамитова была выполнена в едином восточно-мавританском стиле, как и весь усадебный комплекс (рис. 7).
До настоящего времени сохранилась деревянная беседка в бывшей усадьбе купца Н.И. Ассанова в г. Бийске. Особняк купца Н.И. Ассанова был построен в 1914 г. по проекту архитектора К.К. Лыгина - одного из лучших зодчих дореволюционной Сибири. Н.И. Ассанов строил по-купечески, с размахом - все было устроено в лучших традициях того времени - конюшни, постройки для дворни, великолепный сад с беседкой. Весь усадебный комплекс, включая беседку, выполнен в модном в начале ХХ в. стиле модерн (рис. 8).
б
Фасад беседки
Paipei беседки А-А
3 р,
г в I
Б Я ! а I Г ПЛ-=иЛ
ui; 1 * I
lb- jf, ~ . ■у ' 4s 5 6
П.чаи кровли
Iп
%
чо
Рис. 8. Беседка в стиле модерн по ул. III Интернациональной, г. Бийск (а); чертежи беседки из дипломной работы А.П. Семина (б), материалы архива кафедры РиРАН ТГАСУ, 2006 г.
Fig. 8. Art Nouveau arbor on III Internatsionalnaya Street, Biysk (a); drawings of the arbor from the diploma work by A.P. Semin (b). Archival documents, 2006
Tt О
U <
u H
a =
=
H cj <v
PQ
Беседки, как и большинство элементов исторического благоустройства города, выполнялись из дерева, в плане они представляли различные конфигурации: круглые, прямоугольные, шестигранные. Беседки имели колонны и резные детали в качестве декоративного убранства [12]. Беседки, входившие в состав усадеб, возведенных по проектам архитекторов, чаще всего выполнялись в едином стиле с остальными постройками, в результате чего формировался выразительный архитектурный ансамбль.
Большая часть улиц жилой застройки г. Томска второй половины XIX -начала ХХ в. была представлена деревянными усадьбами. Булыжное мощение имели в основном центральные улицы, большинство улиц жилых кварталов имели грунтовое покрытие. Для комфортного передвижения пешеходов вдоль улиц устраивались деревянные тротуары в 3-5 досок шириной около 30-40 см каждая (рис. 9, 11). Вдоль главных улиц ширина тротуара была достаточна для прохода
3-4 человек. Тротуары укладывались над землей или над дренажными канавками, на перепадах рельефа тротуары переходили в лестницы, выполненные также из деревянных плах (рис. 11). Для заезда в усадьбу устраивались пандусы-сходни.
На склонах рельефа устанавливали деревянные простые ограждения в виде перекладин или перекрестий. У отдельных домов встречались коновязи для привязывания лошадей (рис. 10).
Рис. 9. Спасская улица в г. Томске. Рис. 10. Чертеж коновязи. Спецпроектреставрация, Спуск с горы. Видны тротуары г. Томск, 1987 г.
и заплот. Рис. А.Л. Шиловского, Fig. 10. Drawing of horse line. Spetsproektrestavratsiya, 1920 г., ТОКМ Tomsk, 1987
Fig. 9. Sidewalk on Spasskaya Street in Tomsk. Drawing by A.L. Shilov-sky from Shatilov Tomsk Regional Local Lore Museum, 1920
Вдоль дорог устраивалась канава для стока воды, а улицы освещались керосиновыми фонарями, которые в дальнейшем были заменены на электрические. Уличный фонарь на начало XX в. представлял собой деревянный раскрашенный столб с установленным на нем плафоном, закрепленным с помощью металлического кронштейна. Плафон имел шестигранную или четырехгранную форму, реже мог иметь круглую форму. Общая высота фонаря составляла от 3 до 4 м (рис. 12).
В результате проведенного исследования установлено, что малые архитектурные формы играют важную роль в формировании архитектурно-художественного облика исторического города, они создают особую атмосферу и колорит городского пространства конца XIX - начала ХХ в. [2, 3].
Для сохранения архитектурно-художественного облика исторического города, в том числе Томска, необходимо сохранять не только отдельные элементы историко-архитектурной среды, но и целостную сложившуюся историческую композицию, учитывая планировочную структуру, объёмно-пространственную композицию и имеющиеся визуальные связи.
Рис. 11. Старый Томск. Худож- Рис. 12. Дворянская улица в г. Томске. Конец XIX в.
ник В.Ф. Попов, 1963 г. Fig. 12. Dvoryanskaya Street in Tomsk. The end of the 19th cen-Fig. 11. Old Tomsk. Piece by artist tury V.F. Popov, 1963
При решении задач благоустройства на исторических пространствах города архитекторам и дизайнерам необходимо учитывать влияние малых архитектурных форм, озеленения на восприятие улиц и зданий. Сохранение и воссоздание элементов благоустройства при реконструкции исторических территорий - важная и сложная задача, которая связана с необходимостью внедрения нового и сохранения исторического контекста. Формируя облик города, специалисты должны понимать, что жители и гости города ценят его не за модернизацию, а за сохранение традиций, являющихся основой его идентичности. Сохранение атмосферы города, свидетельств его становления и развития является основой любых проектных работ в исторических городах.
1Л
чо
с*
Н
^г
с*
о
с*
и
<
и
н
ы
=
X
н
и
4J
PQ
Список ИСТОЧНИКОВ
1. Каталевская Е.С., Ситникова Е.В. Усадьба купца Голованова на ул. Солдатской (совр. ул. Красноармейская, 71) в г. Томске // Инвестиции, градостроительство, недвижимость как драйверы социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения : материалы XII Международной научно-практической конференции, 1-4 марта 2022 г. Часть 1. Томск : Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. С. 305-309. EDN: YDSFDE
2. Жузеева Е.С., Ситникова Е.В. Деревянные ворота в усадебной застройке Сибири // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2017. № 1 (60). С. 50-59. EDN: XWFAIV
3. Жузеева Е.С., Ситникова Е.В. Деревянные ворота в исторической застройке г. Томска // Региональные архитектурно-художественные школы. 2017. № 1. С. 107-111. EDN: YXEDST
4. Савельев М.В. Особенности пространственной архитектурно-художественной организации деревянной входной группы сибирской городской усадьбы конца XIX - начала XX вв. : специальность 17.00.04 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Савельев Матвей Вячеславович. Барнаул : Алтайский государственный университет, 2017. 26 с.
5. СавельевМ.В., ПоляковЕ.Н. Традиции народного зодчества в архитектурно-художественном декорировании входной группы сибирской городской усадьбы периода XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1 (21). С. 155-170. DOI: 10.17223/22220836/21/18. EDN: VQTDYV
6. «Любитель», сохранивший город. Как Павел Коханенко создал фотолетопись Томска 1960-х. URL: https://obzor.westsib.ru/article/506571 (дата обращения: 21.05.2024).
7. Ситникова Е.В., Булычева А.Ю. Классицизм в деревянной жилой архитектуре города Томска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 3. С. 18-34.
8. Каталевская Е.С., Ситникова Е.В. Купеческие усадьбы в планировочной структуре г. Томска конца XIX - начала ХХ века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 1. С. 7-23. DOI: 10.31675/1607-18592023-25-1-7-23. EDN: IQGEOQ
9. Каталевская Е.С., Ситникова Е.В. Формирование усадебной застройки квартала № 301 в городе Томске в конце XIX - начале XX века // Избранные доклады 69-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых, 20 апреля 2023 г. Томск : Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2023. С. 437-446. EDN: ALKQGM
10. Богданова О.В. Сибирский шедевр архитектора Хомича. Томск : Красное знамя, 2004. 68 с.
11. Томск. Часть 22. Подземелье купца Хамитова. URL: https://permyakovr.livejournal.com/ 96013.html (дата обращения: 15.05.2024).
12. Тропина А.В. Роль благоустройства в формировании исторического облика города // Избранные доклады 66-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых, 21-25 сентября 2020 г. Томск : Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. С. 391-399.
References
1. Katalevskaya E.S., Sitnikova E. V. Merchant Golovanov Estate on Soldatskaya Street (71, Kras-noarmeyskaya Street) in Tomsk. In: Proc. 12th Int. Sci. Conf. 'Investments, Construction, Real Estate as Drivers of Socio-Economic Development and Life Quality of Population'. Tomsk: TSUAB, 2022. Pp. 305-309. EDN: YDSFDE (In Russian)
2. Zhuzeeva E.S., Sitnikova E. V. Wooden Gates of Mansion Houses in Siberia. Vestnik of Tomsk State University of architecture and Building. 2017; 1 (60): 50-59. EDN: XWFAIV (In Russian)
3. Zhuzeeva E.S., Sitnikova E.V. Wooden Gates in Historical Buildings of Tomsk. Regional'nye arkhitekturno-khudozhestvennye shkoly. 2017; (1): 107-111. EDN: YXEDST (In Russian)
4. Savelyev M.V. Spatial Architectural Organization of Wooden Gates of Siberian Estate in 19-20th Centuries. PhD Abstract. Barnaul: Altai State University, 2017. 26 p. (In Russian)
5. Saveliev M. V., Polyakov E.N. Folk Architecture in Architectural and Artistic Decoration of Siberian City Estate Gates in 19-20th Centuries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. 2016; 1(21): 155-170. DOI: 10.17223/22220836/21/18. EDN: VQTDYV (In Russian)
6. The "amateur" who saved the city. How Pavel Kohanenko created a photographic chronicle of Tomsk in the 1960s. Available: https://obzor.westsib.ru/article/506571 (accessed May 21, 2024). (In Russian)
7. Sitnikova E. V., Bulycheva A.Y. Classicism in Wooden Architecture of Tomsk City. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2014; (3): 18-34. (In Russian)
8. Katalevskaya E.S., Sitnikova E.V. Merchant Estates in Tomsk Planning Structure Late in The 19th and Early 20th Centuries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (1): 7-23. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-1-7-23. EDN: IQGEOQ (In Russian)
9. Katalevskaya E.S., Sitnikova E.V. Estate Building Development in 301 Quarter in Tomsk in 19-20th Centuries. In: Proc. 69th Sci. Conf. of Students and Young Scientists. Tomsk: TSUAB, 2023. Pp. 437-446. EDN: ALKQGM (In Russian)
10. Bogdanova O.V. Siberian Masterpiece of Architect Khomich. Tomsk: Krasnoeznamya, 2004. 72 p. (In Russian)
11. Tomsk. Part 22. Merchant Khamitov's Dungeon. Available: https://permyakovr.livejour-nal.com/96013.html (accessed May 15, 2024). (In Russian)
12. Tropina A. V. Landscaping in City Historical Image Formation. In: Proc. 69th Sci. Conf. of Students and Young Scientists. Tomsk: TSUAB, 2020. Рр. 391-399. (In Russian)
■4f
%
ЧО
H
С Tjf
о
и
<
u
H
a
=
=
H
CJ
<v
PQ
Сведения об авторах
Каталевская Екатерина Сергеевна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Ситникова Елена Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Authors Details
Ekaterina S. Katalevskaya, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, 634003, Tomsk, pl. Solyanaya, 2, [email protected]
Elena V. Sitnikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contributions
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.07.2024 Одобрена после рецензирования 30.07.2024 Принята к публикации 17.09.2024
Submitted for publication 18.07.2024 Approved after review 30.07.2024 Accepted for publication 17.09.2024
1Л
VO
H
Tjf
c*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
H
и
«
PQ