Научная статья на тему 'Малоизвестные подробности истории создания пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (по материалам Российского государственного архива литературы и искусства и периодики второй половины XIX в.)'

Малоизвестные подробности истории создания пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (по материалам Российского государственного архива литературы и искусства и периодики второй половины XIX в.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Л.Н. Толстой / народная драма «Власть тьмы» / театр «Скоморох» / литературная и театральная критика второй половины XIX в. / Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) / категория народности искусства / L.N. Tolstoy / popular drama “The Power of Darkness / ” the “Skomorokh” theater / literary and theatrical criticism of the 2nd half of the 19th century / the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI) / the category of the nationality of art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ирина Игоревна Сизова

В статье систематизированы в хронологической последовательности малоизвестные подробности истории создания народной пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (1886–1887, 1895). Историко-литературный обзор деятельности театра «Скоморох» (1882–1897) как одного из городских профессиональных театров для народного зрителя до и после включения в его репертуар произведения Толстого представлен на основе материалов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ): воспоминаний антрепренера театра М.В. Лентовского, рукописи книги «Зрители и театр. Театральные заметки и воспоминания о полувековой театральной работе» Н.А. Попова, театрального деятеля и педагога, переписки друга и последователя Толстого В.Г. Черткова, дневника писательницы Р.М. Хин-Гольдовской. К анализу также привлечены фактические сведения о театре «Скоморох» и о драме «Власть тьмы» из литературной и театральной периодики второй половины XIX в.: из раздела «Хроника» журнала «Театр и жизнь», критических работ Н.А. Попова, В.П. Буренина, А.Л. Волынского, Э.Э. Матерна и др. В результате установлено, что в художественных задачах, которые ставил перед собой театр «Скоморох» в 1886–1887 гг. и в 1895 г., по-своему преломляется декларация литературно-критической мысли второй половины XIX в. о народности / общедоступности искусства, активным творцом которой выступал Толстой; были раскрыты новые стороны творческой манеры Толстого-драматурга на примере неизвестных обстоятельств участия театральных деятелей (М.В. Лентовский) в создании сценария к толстовскому произведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Little-known Details from the History of the Creation of L.N. Tolstoy’s Play “The Power of Darkness” (1886) and Its Staging in “Skomorokh” Theater (Based on the Materials of the Russian State Archive of Literature and Art and Periodicals of the Second Half of the 19th Century)

The article arranges little-known details from the history of the creation of L.N. Tolstoy’s folk play “The Power of Darkness” (1886) and its staging in “Skomorokh” Theater (1886–1887, 1895) in chronological order. The article presents a historical and literary review of the “Skomorokh” Theater (1882–1897) as one of the city’s professional theaters for the public audience before and after the intersection of its repertoire with Tolstoy’s work on the basis of materials from the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI), namely memoirs of the theater’s entrepreneur M.V. Lentovsky, the manuscript of the book “Spectators and Theater. Theatrical notes and memoirs of the half-century theatrical work” of the theatrical figure and teacher N.A. Popov, correspondence of Tolstoy’s friend and follower V.G. Chertkov and the diary of the writer R.M. Khin-Goldovskaya. The analysis also involves factual information about the “Skomorokh” and the drama “The Power of Darkness” from literary and theatrical periodicals of the second half of the 19th century, i. e. the section “Chronicle” of the journal “Theater and Life,” critical works by N.A. Popov, V.P. Burenin, A.L. Volynsky, E.E. Matern, etc. The results show that the artistic tasks set by the theater “Skomorokh” in 1886–1887 and in 1895, the declaration of literary and critical thought of the 2nd half of the 19th century was broken in its own way about the nationality / accessibility of art, the active creator of which was Tolstoy. The article reveals new aspects of Tolstoy’s creative manner as a playwright by the example of unknown circumstances of the participation of theatrical figures (M.V. Lentovsky) in the creation of the script for Tolstoy’s work.

Текст научной работы на тему «Малоизвестные подробности истории создания пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (по материалам Российского государственного архива литературы и искусства и периодики второй половины XIX в.)»

Литературный факт. 2023. № 2 (28)

Literaturnyi fakt [Literary Fact], no. 2 (28), 2023

Научная статья УДК 821.161.1.0

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-28-156-170 https://elibrary.ru/HOSYSL

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Малоизвестные подробности истории создания пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (по материалам Российского государственного архива литературы и искусства и периодики второй половины XIX в.)

Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук,

Аннотация: В статье систематизированы в хронологической последовательности малоизвестные подробности истории создания народной пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (1886-1887, 1895). Историко-литературный обзор деятельности театра «Скоморох» (1882-1897) как одного из городских профессиональных театров для народного зрителя до и после включения в его репертуар произведения Толстого представлен на основе материалов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ): воспоминаний антрепренера театра М.В. Лентовского, рукописи книги «Зрители и театр. Театральные заметки и воспоминания о полувековой театральной работе» Н.А. Попова, театрального деятеля и педагога, переписки друга и последователя Толстого В.Г. Черткова, дневника писательницы Р.М. Хин-Гольдовской. К анализу также привлечены фактические сведения о театре «Скоморох» и о драме «Власть тьмы» из литературной и театральной периодики второй половины XIX в.: из раздела «Хроника» журнала «Театр и жизнь», критических работ Н.А. Попова, В.П. Буренина, А.Л. Волынского, Э.Э. Матерна и др. В результате установлено, что в художественных задачах, которые ставил перед собой театр «Скоморох» в 1886-1887 гг. и в 1895 г., по-своему преломляется декларация литературно-критической мысли второй половины XIX в. о народности / общедоступности искусства, активным творцом которой выступал Толстой; были раскрыты новые стороны творческой манеры Толстого-драматурга на примере неизвестных обстоятельств участия театральных деятелей (М.В. Лентовский) в создании сценария к толстовскому произведению.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, народная драма «Власть тьмы», театр «Скоморох», литературная и театральная критика второй половины XIX в., Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), категория народности искусства.

© 2023, И.И. Сизова

Москва, Россия

Информация об авторе: Ирина Игоревна Сизова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5607-4699

E-mail: u_sizova@bk.ru

Для цитирования: Сизова И.И. Малоизвестные подробности в истории создания пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» (1886) и ее постановки в театре «Скоморох» (по материалам Российского государственного архива литературы и искусства и периодики второй половины XIX в.) // Литературный факт. 2023. № 2 (28). С. 156-170. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-28-156-170

В научной литературе, посвященной сценической истории произведений Л.Н. Толстого при жизни писателя, открыта проблема репрезентации, восприятия и художественного освоения его творчества профессиональным театром для демократических слоев города [6, с. 31]. С этим видом театра связаны истории создания и сценической жизни произведений писателя 1860-1880-х гг. и 1900-х гг.: эпизодов из романа «Война и мир» (1865-1869), рассказов для «Азбуки» — «Кавказский пленник» (1872) и «Бог правду видит, да не скоро скажет» (1872), <«Драматической обработки легенды об Аггее»> (1879-1880, 1886), комедии «Первый винокур» (1886), драмы «Власть тьмы» (1886), драматических форм народных рассказов 1880-х гг. — «Чем люди живы» (1881), «Свечка» (1885), «Два старика» (1885-1886), «Зерно с куриное яйцо» (1886), комедии «Плоды просвещения» (1886, 1889-1890), драмы «Живой труп» (1900), драмы «Христианин» (1903-1905), комедии «От ней все качества» (1910).

Народная сцена представляет собой малоизученное явление в истории взаимодействия Толстого с театром по широте охвата материала, с точки зрения конкретизации биографических данных, а также всесторонней систематизации историко-литературных и искусствоведческих сведений. Научное знание о драматургии писателя предстоит дополнить за счет 1) собирания, учета и классификации ранее неизвестных сведений, относящихся к произведениям Толстого, связанным с данным видом народного театра; 2) составления по архивным документам и периодике второй половины XIX в. - начала XX в. историко-культурных обозрений развития театров этой группы до и после их встречи с творчеством Толстого; 3) раскрытия того, как именно наследие писателя воздействовало на взгляды театральных

деятелей по вопросам искусства и репертуара; 4) выяснения того, как художественные руководители городских профессиональных театров влияли на творчество и мировоззрение Толстого; 5) освещения восприятия народной аудиторией драматургии Толстого.

В истории театральной эстетики принято различать «народ» и «нацию» как «понятие, охватывающее все классы общества». «Народ» осмыслялся как «часть демократии, которая живет физическим трудом». К нему причислялись трудовое крестьянство, мещанство (торговцы, ремесленники и т. п.), наемные рабочие, сельская и городская мелкая буржуазия. К этой категории не относились занятые в сфере умственного труда: интеллигенция свободных профессий, служащие частных, общественных и государственных учреждений [12, вып. I, с. 21].

Народный театр от театра обыкновенного, т. е. театра городской интеллигенции отличается прежде всего публикою: там «средний» зритель — труженик интеллигентной профессии, следовательно, так или иначе представитель умственного труда; здесь он — труженик, представитель по преимуществу труда физического1.

Традиционным является разграничение двух основных типов народного театра: «для народа» и «из народа». Первый — обычный театр, доступный для народа низкой стоимостью входного билета, удобным расположением, соответствием своего репертуара запросам публики. Второй театр создан самой демократией (любительские народные кружки), ее представители участвовали в управлении театром, превнося новую художественность; в идеале в таком театре все должно было быть народным — и драматурги, и исполнители, и художники [12, вып. I, с. 22; 11, с. 294-306].

Развитие профессиональных театров для демократических слоев города было напрямую связано с состоянием дел частных театров, не зависимых от императорских театров. Намерения открыть частные театры в Российской империи долгое время не реализовались. «Частных русских театров в столицах не заводить», — такую резолюцию Александр II оставил на докладе министра императорского двора В.Ф. Адлерберга в 1856 г. [16, с. 20]. Этот документ официально закрепил монополию императорских театров, которая фактически существовала почти с начала XIX в.

1 Озаревский Ю. Репертуар народного театра (Опыт систематического каталога пиес для народного театра) // Образование. 1896. № 5-6. Май и июнь. С. 286.

Профессиональные театры для народного зрителя стали появляться только с 1870-х гг. Осенью 1870 г. в Одессе был основан народный театр, просуществовавший очень короткое время, три месяца2. Им руководили режиссер Самсонов и дворянин Чернышев. Это событие в культурной жизни побудило городской театр обычного типа повысить не только художественный уровень своих постановок, но и вознаграждение артистов и рабочих [12, вып. II, с. 11].

В конце 1882 г. в Москве появился общедоступный театр. Его основал М.В. Лентовский, воспитанник актера и реформатора театра М.С. Щепкина, артист, антрепренер, директор Московского сада и театра «Эрмитаж», петербургских театров «Антей» и «Опера-Буфф» [9, с. 99]. Театр назывался «Скоморох» и располагался в помещении цирка К. Гинне на Воздвиженке. Связь с народным творчеством отражена в его названии (ср.: «первыми специальными "театральных дел мастерами" были т. н. скоморохи, с которыми Русь познакомилась по византийским и европейским выходцам» [12, вып. II, с. 5]). Профессиональные актеры вели бродячий образ жизни, кочевали большими «ватагами» и устраивали в городах и селах «глумы» (забавы) и «позоры» (зрелища), «представления» [12, вып. II, с. 5].

Просуществовав всего четыре месяца, «Скоморох» закрылся; в 1886 г. он возродился под тем же названием в здании бывшей панорамы «Царь-Град» на Сретенском бульваре. Работы шли настолько энергично и успешно, что его открытие ожидалось ранее предполагаемых сроков. Театр устраивался с большими удобствами для публики и был рассчитан на две тысячи мест. В партере сделали четыре свободных выхода; для дешевых мест устроили двенадцать лож и громадный амфитеатр полукругом. К концу сентября 1886 г. почти сформировалась труппа3. Зрительный зал напоминал собой «огромный круглый сарай»4.

Не было ясности в том, как частная антреприза изменит общедоступный театр. Принято было считать, что руководить им более подходило организациям, не зависимым от материальной выручки, — городскому самоуправлению, правительству, отдельному обществу с художественными целями5.

2 ПоповН. Зрители и театр. Театральные заметки и воспоминания о полувековой театральной работе. Книга первая. 1892-1902 гг. Рукопись (РГАЛИ. Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 119. Л. 1).

3 Хроника // Театр и жизнь. 1886. № 116. 25 сентября. С. 2.

4 Хин-Гольдовская Р.М. Дневники (РГАЛИ. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 56).

5 Попов НА. «Скоморох» как общедоступный театр // Театрал. 1895. № 41. С 100.

Репертуар «Скомороха» оказался «пестрым». По заключению историка театра, драматурга и педагога Н.А. Попова, театру не удавалось держать высокую планку «художественно-воспитательного учреждения, каким бы должен быть общедоступный театр»6. С одной стороны, здесь ставились пьесы А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, А.К. Толстого. С другой стороны — разные «Белые генералы», «Заветные клады», «Стенли в Африке» и проч. «портили» вкусы публики7.

В печати стали появляться и иные критические его оценки. В архиве братьев Чешихиных — историка литературы, журналиста Василия Евграфовича (1866-1923; псевдоним Ч. Ветринский) и поэта, переводчика Всеволода Евграфовича (1864-1934), сохранился такой отклик: «Неуклюже устроенный по шаблону цирков», «грязный и запущенный» «Скоморох» посещала малоимущая публика: приказчики, мелкие ремесленники, «серое» купечество, мастеровые, ремесленники, «служивый люд»8. Н.А. Попов вспоминал, что театр был в центре города, поэтому почти не обслуживал окраины с их рабочим населением и деревенских зрителей9.

В 1891 г. разорившийся М.В. Лентовский уступил «Скоморох» актеру своего театра А.А. Черепанову. Сложилось мнение, что при нем театр окончательно деградировал до уровня балагана и утратил свою небогатую интеллигентную публику. Оперетки и феерии, балет, трактирный характер фойе плохо отражались на посетителях: зритель стал «невежественен» и «необуздан», как в балаганах. Актеры «плелись» по суфлеру, проглатывали целые фразы и отдельные слова, декорации и оркестр вызывали жалкое зрелище. Двойные и тройные заглавия пьес, беззастенчивость рекламы подчинялись желанию театральной администрации хоть чем-то заманить публику. Хорошая пьеса открывала «Скоморох» в начале каждого года, затем все принимало прежний оборот. Еще одно «зло» театра — спектакли, состоящие из двух-трех пьес. В продолжение четырех-пяти часов могло пройти до шестнадцати актов. При таких условиях качество

6 Попов Н.А. «Скоморох» как общедоступный театр // Театрал. 1895. № 41. С 110.

7 Там же.

8 Кулешов-СибирякМ.П. «Власть тьмы» в «Скоморохе» Лентовского (РГАЛИ. Ф. 553. Оп. 1. Ед. хр. 1323. Л. 138).

9 Попов Н. Зрители и театр (Театральные заметки и воспоминания о полувековой театральной работе). Книга первая. 1892-1902 гг. Рукопись (РГАЛИ. Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 119. Л. 11).

художественного исполнения было сомнительным10. В 1897 г. театр закрылся.

Народная драма Толстого «Власть тьмы» в 1886-1887 гг. и в 1895 г. стала переломным моментом в истории театра «Скоморох». Реформа репертуара придала этому театру общедоступное, подлинно народное значение. Немногие современники Толстого осознавали необходимость появления нового жанра народной социальной драмы. Так, литературный и театральный критик, публицист В.П. Буренин назвал пьесу «экстренным оживлением» для «захиревшего» театра и предрек Толстому «возможность» оказать сцене великую услугу. Гений писателя, по мнению обозревателя, выведет на новый путь актерские таланты и пробудит истинный художественный вкус у публики, искоренит драматическую рутину и «посредственность»:

Появление «Власти тьмы» на сцене и ее успех должны иметь значение события для современного русского театра; и дай Бог, чтобы вслед за этим произведением гр. Толстой дал и еще другие пьесы, столь же оригинальные, сильные и свежие по замыслу и по концепции [2, с. 211].

31 августа 1886 г. М.В. Лентовский сообщил Толстому об организации им театра «общедоступных» и «народных» «представлений» и просил у него «нравственной поддержки» в начатом деле [4, с. 708; 9, с. 100]. Писатель в целом сочувственно отнесся к намерениям и планам своего корреспондента и вскоре после завершения работы над рукописью подтвердил в письме к В.Г. Черткову от 17-18 декабря 1886 г., что хотел бы поставить «Власть тьмы» «на народном театре» у М.В. Лентовского [15, т. 85, с. 422].

Учитель старших детей Толстых выпускник историко-филологического факультета Московского университета И.М. Ивакин в середине декабря 1886 г. отметил в своем дневнике, что Толстой ожидает М.В. Лентовского, чтобы передать ему текст [9, с. 100]. Когда писатель решил выбрать «Скоморох» для постановки своей пьесы, он просил во что бы то ни стало разыскать М.В. Лентовского, но сделать это было нелегко: «Бессонные ночи, попойки, безудержные кутежи в таинственных особняках Замоскворечья надолго отрывали артиста от сцены»11. Посланнику Толстого удалось с ним встретиться

10 Попов Н.А. «Скоморох» как общедоступный театр // Театрал. 1895. № 41. С.111-112.

11 Кулешов-СибирякМ.П. «Власть тьмы» в «Скоморохе» Лентовского (РГАЛИ. Ф. 553. Оп. 1. Ед. хр. 1323. Л. 138).

в книжной лавке А.А. Астапова; она приютилась в Проломных воротах за Китайской стеной, у церкви.

М.В. Лентовский вспоминал: в лавке А.А. Астапова к нему подошел студент и предложил поставить в «Скоморохе» «чисто народную пьесу» на определенных условиях. Рекомендовалось, в частности, не упоминать имя автора, не увеличивать плату за самые дешевые места и не привлекать к участию известных актеров. М.В. Лентовский побывал в Хамовническом доме и беседовал с Толстым о деталях будущей постановки и сценическом варианте текста драмы. Название произведения показалось антрепренеру театра неподходящим, и он попросил его изменить. Толстой читал своему гостю всю драму и изменил заглавие на «Власть тьмы»12.

В наборной рукописи на отдельном листе оно было сформулировано иначе: «Коготок увяз, всей птичке пропасть»; там же был указан и жанр — «драма в V действиях» [7, с. 316]. Заглавие-пословица о том, как «грех за грех цепляет» [5, с. 144], в черновых материалах предостерегало от нарушения этических норм и потакания соблазнам. Название «Власть тьмы» реализовало сценический прием и, как показало не учтенное в литературоведении свидетельство М.В. Лентовского, было обусловлено режиссерской концепцией сценария.

17 февраля 1887 г. М.В. Лентовский просил Толстого уведомить его о цензурном разрешении «Власти тьмы» для сцены. Чтобы успеть поставить произведение в «Скоморохе» на Святой неделе, нужно было действовать «заблаговременно»: «в течение Великого поста и теперь же приступить к разучиванию пьесы и подготовке ее обстановочной части» [4, с. 708].

В начале 1887 г. параллельно с театром «Скоморох» «Власть тьмы» репетировали на императорской сцене Александринского театра. «Знаешь ли ты, — писал знакомый Толстых, орловский помещик М.А. Стахович в срочной депеше к В.Г Черткову, — что в эту минуту Государь смотрит драму Толстого в Театр<альной> дирекции?»13. О запрещении спектакля внезапно объявили на генеральной репетиции. Царь изменил свое отношение к драме, поддавшись влиянию обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева (письмо от 21 января 1887 г.) [8, с. 131-132]. Зрители «Скомороха» увидели «Власть тьмы» только в 1895 г., когда театром управлял уже А.А. Черепанов.

12 Там же.

13 Стахович М.А. Письма к В.Г. Черткову. 1886 г. - 18 декабря 1899 г. (РГАЛИ. Ф. 552. Оп. 1. Ед. хр. 2625. Л. 4).

20 октября 1895 г. «Власть тьмы» была официально разрешена для сцены (циркуляры № 6051 и № 7125)14. «...Можно бы очень радоваться и тщеславиться теперь, — писала С.А. Толстая мужу 26 октября 1895 г., — этим успехом "Власти тьмы". Идет она везде: у Корша, в "Скоморохе" (народный), в двух в Петербурге, пойдет в Москве еще в Малом, а в провинциях тоже везде ее играют. И все театры полны» [14, с. 623].

На то обстоятельство, что из всех столичных и провинциальных представлений «Власти тьмы» 1895 г. лучшим и «живым» оно оказалось в «Скоморохе», первой обратила внимание С.А. Толстая [13, с. 421]. Ее точку зрения разделяли немногочисленные прогрессивные современники. «Как это ни странно сказать», — констатировал критик А.Л. Волынский, — по сравнению с Александринским, Малым театром и театром Литературно-артистического кружка, на сцене театра «Скоморох» пьеса ставилась «более сносно» [3, с. 197]. «Отметить отрадное явление в деятельности всякого учреждения, — признавался очевидец премьеры Э.Э. Матерн, — всегда очень приятно. Тем приятнее сделать это там, где менее чем где-либо имеешь основание и надежду ожидать его»15.

Премьера в «Скоморохе» состоялась 26 октября. С первых явлений все исполнители отнеслись «вполне серьезно» и с «большим старанием» к своим задачам. «Тщательная обстановка на сцене, твердое знание ролей, верный тон у большинства исполнителей уже в первом акте произвели хорошее впечатление»16. А.И. Кварталова (Анютка) и А.А. Рассказов (Митрич) обеспечили постановке продолжительный шумный успех. Юная актриса пленила «большим талантом»: внешностью, манерами, голосом, детской наивностью в обстановке «грубого невежества» и «дикарского разврата»17. Над «трудной» ролью Никиты «много работал» Т.Н. Селиванов18. Потрясала зал «страшная история русского народа»; «эпическая простота» «темной, жалкой русской деревни» побуждала задаваться вопросом: почему в «величайшей империи» конца XIX в. народ жил в условиях «пещерного периода»?19

14 «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть», драма в 5 д. гр. Л.Н. Толстого (с 5 видами Ясной Поляны) // Театрал. 1895. № 49. Декабрь. С. 12.

15 Матерн Э.Э. Театр «Скоморох». — Постановка «Власти тьмы» // Театрал. 1895. № 44. Ноябрь. С. 121.

16 Там же. С. 122.

17 Хин-Гольдовская Р.М. Дневники (РГАЛИ. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 56).

18 Матерн Э.Э. Театр «Скоморох». — Постановка «Власти тьмы» // Театрал. 1895. № 44. Ноябрь. С. 122-123.

19 Хин-Гольдовская Р.М. Дневники (РГАЛИ. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 55 об.).

Смотреть «Власть тьмы» собралось много зрителей. Все дешевые места были заполнены, более дорогие пустовали по нескольким причинам. «Власть тьмы» шла в «Скоморохе» без предварительного анонса; очень многие из тех, кто пошли бы в партер и ложи, не верили тому, чтобы артисты, которые за несколько дней до премьеры играли какие-то «невозможные» пьесы с трехаршинными названиями, могли проявить себя «мало-мальски порядочно» в драме Толстого. Тем отраднее, что у публики на первом представлении пьеса имела «несомненный успех». Артистов много вызывали среди действия и по окончании актов, тепло принимали антрепренера А.А. Черепанова, «не мало, вероятно, потрудившегося на репетициях»20. И «простая», и «чистая» публика была потрясена, «втянута» в пьесу. Во время исполнения стояла «страшная тишина» в зале21.

Поздней осенью 1895 г. Толстой присутствовал на 36-м представлении «Власти тьмы» в «Скоморохе». Писатель надел свой «обычный зимний костюм»: полушубок, валенки и войлочную шапку. В театр он приехал инкогнито с одним из своих сыновей и расположился на второй лавочке райка. Публика заметила его присутствие. Все больше смотрели на него, чем на сцену. Внимание зрителей тяготило Толстого, и он уехал из театра при появлении «вызовов» автора. На прощание писатель сказал антрепренеру А.А. Черепанову, что «в его театре пьеса проходит с несравненно большим ансамблем, чем в других театрах. Местами — прямо превосходно». «По окончании пьесы вызовы автора сделались настолько настойчивы, что г. Черепанов

должен был выйти на сцену и заявить, что автор, хотя и был в театре,

22

но в настоящее время уехал»22.

Таким образом, московский театр «Скоморох» в 1880-1890-е гг. явился следующей (после Василеостровского театра для рабочих в Санкт-Петербурге23) площадкой городских демократических профессиональных театров, обратившейся в своем репертуаре к драматическому наследию Толстого. В этих театрах готовились и игрались спектакли по таким произведениям писателя, которые он лично выбирал или специально создавал для репертуара. К 1900-м гг. постепенно, по мере развития демократического профессионального театра и с распространением в народе образования и художественной культуры, право выбора того или иного сочинения для сцены

20 Матерн Э.Э. Театр «Скоморох». — Постановка «Власти тьмы» // Театрал. 1895. № 44. Ноябрь. С. 124.

21 Хин-ГольдовскаяР.М. Дневники (РГАЛИ. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 56).

22 Хроника // Театрал. 1895. № 50. Декабрь. С. 74.

23 См. о нем подробно: [10, с. 222-228].

делегировалось от писателя к режиссеру или зрительскому залу (как, например, в Лиговском Народном доме графини С.В. Паниной и в передвижной труппе П.Н. Орленева).

Две творческие вехи театра «Скоморох»: 1886-1887 гг. (художественно-просветительские задачи, поставленные при его открытии в 1882 г.) и 1895 г. (восстановление театра после упадка) — связаны с народной драмой Толстого «Власть тьмы». В 1886-1887 г. пьеса, обещанная автором антрепренеру театра М.В. Лентовскому, расценивалась как «нравственная» поддержка именитого писателя «доброму» начинанию. В начале 1890-х гг. (до снятия цензурного запрета на постановки «Власти тьмы») театр переживал глубокий системный кризис, охвативший репертуар, творческую организацию спектаклей, актерскую игру (см. обзоры Н.А. Попова). Классические произведения (А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, А.К. Толстой) вытесняли феерии, оперетки, балеты с элементами бурлеска, мюзик-холла, пародии, пантомимы. Зрелищность, длительность постановок (когда игралось несколько пьес), характеризующихся свободой стиля и структуры, обилием рекламы, подчинение театра коммерции поглотили его поучительно-воспитательное назначение.

«Власть тьмы» Толстого, несомненно, явилась «событием» [2, с. 211] для сцены, прежде всего народной. Новый жанр, разработанный Толстым (жанр социальной народной драмы), обнажал пороки современной автору деревни и городских низов. Эта проблема побуждала задаваться справедливым вопросом: почему в «величайшей» Российской империи развитие народа остановилось на стадии «пещерного периода»?24 Постановка пьесы Толстого в «Скоморохе» 26 октября 1895 г. была признана современниками наиболее удачной (С.А. Толстая, критики А.Л. Волынский, Э.Э. Матерн, писательница Р.М. Хин-Гольдовская и др.), что послужило основанием для посещения Толстого 36-го представления своей пьесы на этой сцене в декабре 1895 г. («Хроника» журнала «Театрал»). Спектакль объединил публику, интеллигентных зрителей и народ.

Воспоминания М.В. Лентовского25 и учителя И.М. Ивакина дополняют биографическую (фактическую) основу сотрудничества Толстого с городским профессиональным театром для народа. Обстоятельства знакомства писателя и антрепренера (при посредничестве студента, возможно, самого И.М. Ивакина, в лавке библиофила А.А. Астапова, обсуждение сценического варианта текста пьесы),

24 Хин-Гольдовская Р.М. Дневники (РГАЛИ. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 56).

25 Кулешов-СибирякМ.П. «Власть тьмы» в «Скоморохе» Лентовского (РГАЛИ. Ф. 553. Оп. 1. Ед. хр. 1323. Л. 138-138 а).

а также сообщение И.М. Ивакина о том, когда и как рукопись пьесы была передана Толстым М.В. Лентовскому. «Условия» писателя, которые выполнил М.В. Лентовский, ставя «Власть тьмы» в «Скоморохе», раскрывают представления Толстого 1880-х гг. о том, каким должен быть народный театр. Толстой настаивал на том, чтобы драма была поставлена в театре анонимно, без указания его имени, что вполне соответствовало задаче «Посредника» (первые публикации народных рассказов в типографии И.Д. Сытина, по договоренности между издателем, В.Г. Чертковым и Толстым, осуществлялись без указания имени автора). Фиксированные цены на дешевые места не повышались, согласно договоренности между автором и антрепренером, и делали таким образом театр доступным для малоимущих слоев городского населения. Толстой настороженно относился к известным исполнителям, считая их неотъемлемой частью развлекательной индустрии, и не хотел их присутствия в актерском составе своей пьесы. Игра на сцене как забава без нравственных ориентиров, по его убеждению, формировала в актерах отрицательные черты характера — тщеславие и гордость. В 1900-х гг. Толстой подробно остановился на этом своем театральном «правиле» в беседе с сыном вяземского крестьянина, студентом юридического факультета Московского университета и основателем любительского музыкально-драматического кружка в Голицыне Д.М. Шишкиным [11, с. 299].

Подготовка Толстого с М.В. Лентовским сценического варианта текста «Власти тьмы» и изменение ее заглавия раскрывают новые стороны творческой манеры Толстого-драматурга. Толстой был одним из немногих авторов, осознавших необходимость приспособления художественного текста к задачам театра [11, с. 94-95, 97], и рассматривал свое сочинение не как законченную, не подлежащую изменениям структуру, а как материал, который можно перерабатывать вместе с деятелями театра и трансформировать его для сцены.

Литература

1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.

2. Буренин В. Критические этюды. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1888. 398 с.

3. Волынский А.Л. Борьба за идеализм. Критические статьи. СПб.: Н.Г. Молоствов, 1900. 542 с.

4. Гудзий Н.К. «Власть тьмы». История писания, печатания и постановки на сцене «Власти тьмы // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / общ. ред. В.Г. Черткова. М.: Худож. лит., 1936. Т. 26. С. 705-736.

5. Ломунов К. Драматургия Л.Н. Толстого. М.: Искусство, 1956. 467 с.

6. Миронов Д.Д. Репрезентация и ее особенности в художественной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1 (26). С. 31-34.

7. Описание рукописей художественных произведений Л.Н. Толстого / сост.

B.А. Жданов, Э.Е. Зайденшнур, Е.С. Серебровская; общ. ред. В.А. Жданова. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 631 с.

8. Письма Победоносцева к Александру III: в 2 т. / предисл. М.Н. Покровского. М.: Новая Москва, 1925-1926. Т. 2. 384 с.

9. Русские актеры в переписке с Л.Н. Толстым / публ. М. Мишина // Театр. 1960. № 11. С. 99-102.

10. Сизова И.И. Народный театр Льва Толстого: начало просветительского служения писателя // Studia Litterarum. 2016. Т. 1, № 3-4. С. 216-234. https://doi. org/10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-216-234

11. Сизова И.И. Сочинения Л.Н. Толстого в истории любительского народного театра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 2.

C. 294-306. https://doi.org/10.30853/phil210044

12. Тихонович В.В. Народный театр: Демократизация театра: Пособие для режиссеров, инструкторов и руководителей народных театральных курсов: в 4 вып. М.: В. Магнуссен, 1918.

13. Толстая С.А. Моя жизнь: в 2 т. / отв. ред. В.Б. Ремизов. М.: Кучково поле, 2011. Т. 2. 669 с.

14. Толстая С.А. Письма к Л.Н. Толстому / ред. и примеч. А.И. Толстой и П.С. Попова. М.; Л.: Academia, 1936. XXVIII, 862 с.

15. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / общ. ред. В.Г. Черткова. М.: Худож. лит., 1928-1958.

16. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975. 367 с.

Research Article

Little-known Details from the History of the Creation of L.N. Tolstoy's Play "The Power of Darkness" (1886) and Its Staging in "Skomorokh" Theater (Based on the Materials of the Russian State Archive of Literature and Art and Periodicals of the Second Half of the 19th Century)

© 2023. Irina I. Sizova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

Abstract: The article arranges little-known details from the history of the creation of L.N. Tolstoy's folk play "The Power of Darkness" (1886) and its staging in "Skomorokh" Theater (1886-1887, 1895) in chronological order. The article presents a historical and literary review of the "Skomorokh" Theater (1882-1897) as one of the city's professional theaters for the public audience before and after the intersection of its repertoire with Tolstoy's work on the basis of materials from the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI), namely memoirs of the theater's entrepreneur M.V. Lentovsky, the manuscript of the book "Spectators and Theater. Theatrical notes and memoirs of the half-century theatrical work" of the theatrical figure and teacher N.A. Popov, correspondence of Tolstoy's friend and follower V.G. Chertkov and the diary of the writer R.M. Khin-Goldovskaya. The analysis also involves factual information about the "Skomorokh" and the drama "The Power of Darkness" from literary and theatrical periodicals of the second half of the 19th century, i. e. the section "Chronicle" of the journal "Theater and Life," critical works by N.A. Popov, V.P. Burenin, A.L. Volynsky, E.E. Matern, etc. The results show that the artistic tasks set by the theater "Skomorokh" in 1886-1887 and in 1895, the declaration of literary and critical thought of the 2nd half of the 19th century was broken in its own way about the nationality / accessibility of art, the active creator of which was Tolstoy. The article reveals new aspects of Tolstoy's creative manner as a playwright by the example of unknown circumstances of the participation of theatrical figures (M.V Lentovsky) in the creation of the script for Tolstoy's work.

Keywords: L.N. Tolstoy, popular drama "The Power of Darkness," the "Skomorokh" theater, literary and theatrical criticism of the 2nd half of the 19th century, the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI), the category of the nationality of art.

Information about the author: Irina I. Sizova — PhD in Philology, Senior Researcher, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5607-4699

E-mail: u_sizova@bk.ru

For citation: Sizova, I.I. "Little-known Details from the History of the Creation of L.N. Tolstoy's Play 'The Power of Darkness' (1886) and Its Staging in 'Skomorokh' Theater (Based on the Materials of the Russian State Archive of Literature and Art

and Periodicals of the Second Half of the 19th Century)." Literaturnyifakt, no. 2 (28), 2023, pp. 156-170. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-28-156-170

References

1. Bogatyrev, P.G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [Questions of the Theory of Popular Art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 544 p. (In Russ.)

2. Burenin, V. Kriticheskie etiudy [Critical Sketches]. St. Petersburg, A.S. Suvorin Publ., 1888. 398 p. (In Russ.)

3. Volynskii, A.L. Bor 'ba za idealizm. Kriticheskie stat'i [The Struggle for Idealism. Critical Articles]. St. Petersburg, N.G. Molostvov Publ., 1900. 542 p. (In Russ.)

4. Gudzii, N.K. "'Vlast' t'my.' Istoriia pisaniia, pechataniia i postanovki na stsene 'Vlasti t'my'." ["'The Power of Darkness.' The History of Writing, Printing and Staging of 'The Power of Darkness'."]. Tolstoi, L.N. Polnoe sobranie sochinenii: v 901. [Complete Works: in 90 vols.], vol. 26, ed. by V.G. Chertkov. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1936, pp. 705-736. (In Russ.)

5. Lomunov, K. Dramaturgiia L.N. Tolstogo [L.N. Tolstoy's Dramaturgy]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1956. 467 p. (In Russ.)

6. Mironov, D.D. "Reprezentatsiia i ee osobennosti v khudozhestvennoi kul'ture" ["Representation and its Features in Artistic Culture"]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, no. 1 (26), 2016, pp. 31-34. (In Russ.)

7. Opisanie rukopisei khudozhestvennykh proizvedenii L.N. Tolstogo [Description of the Manuscripts of L.N. Tolstoy's Works of Art], comp. V.A. Zhdanov, E.E. Zaidenshnur, E.S. Serebrovskaia, ed. by V.A. Zhdanov. Moscow, Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., 1955. 631 p. (In Russ.)

8. Pis'ma Pobedonostseva k Aleksandru III: v 2 t. [Letters of Pobedonostsev to AlexanderIII: in 2 vols.], vol. 2, introd. by M.N. Pokrovskii. Moscow, Novaia Moskva Publ., 1925-1926. 384 p. (In Russ.)

9. "Russkie aktery v perepiske s L.N. Tolstym" ["Russian Actors in Correspondence with Leo Tolstoy"], publ. by M. Mishin. Teatr, no. 11, 1960, pp. 99-102. (In Russ.)

10. Sizova, I.I. "Narodnyi teatr L'va Tolstogo: nachalo prosvetitel'skogo sluzheniia pisatelia" ["Leo Tolstoy's Popular Theatre: The Beginning of the Writer's Educational Service"]. StudiaLitterarum, vol. 1, no. 3-4, 2016, pp. 216-234. https://doi. org/10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-216-234 (In Russ.)

11. Sizova, I.I. "Sochineniia L.N. Tolstogo v istorii liubitel'skogo narodnogo teatra" ["Influence of Tolstoy's Works on Folk Theatre"]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, vol. 14, no. 2, 2021, pp. 294-306. https://doi.org/10.30853/phil210044 (In Russ.)

12. Tikhonovich, V.V. Narodnyi teatr: Demokratizatsiia teatra: Posobie dlia rezhisserov, instruktorov i rukovoditelei narodnykh teatral'nykh kursov: v 4 vyp. [Popular Theater: Democratization of the Theater: Manualfor Directors, Instructors and Managers of Popular Theater Courses: in 4 issues]. Moscow, V. Magnussen Publ., 1918. (In Russ.)

13. Tolstaia, S.A. Moia zhizn': v 2 t. [My Life: in 2 vols.], vol. 2, ed. V.B. Remizov. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2011. 669 p. (In Russ.)

14. Tolstaia, S.A. Pis'ma k L.N. Tolstomu [Letters to Leo Tolstoy], ed. and notes by A.I. Tolstaia, P.S. Popov. Moscow, Leningrad, Academia Publ., 1936. XXVIII, 862 p. (In Russ.)

15. Tolstoi, L.N. Polnoe sobranie sochinenii: v 90 t. [Complete Works: in 90 vols.], ed. by V.G. Chertkov. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1928-1958. (In Russ.)

16. Khaichenko, G.A. Russkii narodnyi teatr kontsaXIX- nachalaXXveka [Russian Popular Theater of the Late 19th - Early 20th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 367 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию: 23.12.2022 Одобрена после рецензирования: 23.01.2023 Дата публикации: 25.06.2023

The article was submitted: Approved after reviewing: Date of publication:

23.12.2022

23.01.2023 25.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.