Научная статья на тему 'Малоизвестные факты о дорожно-строительной деятельности Иоганна Вольфганга Гёте'

Малоизвестные факты о дорожно-строительной деятельности Иоганна Вольфганга Гёте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЁТЕ / GOETHE / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ROAD CONSTRUCTION ACTIVITIES / ДОКЛАД / REPORT / УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ГЁТИТ / GOETHITE / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мулюков Э.И.

В статье представлен обзор производственной деятельности И.В. Гёте. В отечественной науке литературоведы, историки, комментаторы, биографы Гёте не останавливали свое внимание (как непрофессионалы) на геолого-грунтоведческих, строительных знаниях поэта и не оценивали его вклад в развитие дорожной отрасли Германии. В должности директора Управления дорожного строительства герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах он принимал решения по производству земляных работ при заготовке грунтов и укладке их в дорожное полотно. Заложил профессиональные принципы и основы дорожно-строительного искусства Германии, что привело в дальнейшем к появлению признанно надежных дорог в стране, прославивших ее. Показаны основательные инженерно-геологические познания Гёте, включая глубокое понимание им процессов внутренней и внешней динамики Земли. Одновременно ему удалось геологические понятия мастерски переложить на язык поэзии. В «Фаусте» также отразил две противоположные геологические концепции происхождения горных пород: нептунизм и плутонизм. Поэт собирал, изучал и систематизировал образцы из «трех царств природы» минералы и горные породы, окаменелые остатки растений и кости животных. Часть его уникальной коллекции размещена теперь в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне и в Парковом доме поэта в Веймаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Johann Wolfgang von Goethe and his activities in road construction

This article presents a review of Johann Wolfgang von Goethe’s production activities. In Russia specialists in literature, historians, Goethe’s commentators and biographers paid no attention (as non-professionals) to the poet’s knowledge of geology, soil science and construction and could not evaluate his contribution to the development of road building industry in Germany. Being Director of the Department for Road Construction in the Grand Dukedom of Sachsen-Weimar-Eisenach, he made competent decisions on carrying out earthworks to prepare roadway base. Goethe laid down professional principles and guidelines for the art of road building in Germany, which later on resulted in creation of highly reliable roads in the country that accorded wide recognition. The article shows Goethe’s solid knowledge of engineering geology, including his deep understanding of the processes inherent in the internal and external dynamics of the Earth. At the same time he managed to impressively transfer geological concepts into the language of poetry and put them into the characters’ mouths of his Faust. Also, Goethe brilliantly expressed in this tragedy two alternative geological theories on the origin of rocks, namely, neptunism and plutonism. During his whole life the poet collected, studied and systematized samples from “the three kingdoms of Nature”. These are minerals and rocks, fossils of plants and animals. Part of his collection is exhibited now in the Goethe Museum in Frankfurt am Main and the Garden House of Goethe in Weimar.

Текст научной работы на тему «Малоизвестные факты о дорожно-строительной деятельности Иоганна Вольфганга Гёте»

УДК 929:625.7:8.05

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЁТЕ

© Э.И. Мулюков,

доктор технических наук, профессор,

Уфимский государственный нефтяной

технический университет,

ул. Менделеева, 195,

450080, г. Уфа, Российская Федерация,

эл. почта: urbangeo37@gmail.com

В статье представлен обзор производственной деятельности И.В. Гёте. В отечественной науке литературоведы, историки, комментаторы, биографы Гёте не останавливали свое внимание (как непрофессионалы) на геолого-грунтоведческих, строительных знаниях поэта и не оценивали его вклад в развитие дорожной отрасли Германии.

В должности директора Управления дорожного строительства герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах он принимал решения по производству земляных работ при заготовке грунтов и укладке их в дорожное полотно. Заложил профессиональные принципы и основы дорожно-строительного искусства Германии, что привело в дальнейшем к появлению признанно надежных дорог в стране, прославивших ее.

Показаны основательные инженерно-геологические познания Гёте, включая глубокое понимание им процессов внутренней и внешней динамики Земли. Одновременно ему удалось геологические понятия мастерски переложить на язык поэзии. В «Фаусте» также отразил две противоположные геологические концепции происхождения горных пород: нептунизм и плутонизм.

Поэт собирал, изучал и систематизировал образцы из «трех царств природы» - минералы и горные породы, окаменелые остатки растений и кости животных. Часть его уникальной коллекции размещена теперь в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне и в Парковом доме поэта в Веймаре.

Ключевые слова: Гёте, дорожно-строительная деятельность, доклад, Управление дорожного строительства, гётит

© E.I. Mulyukov

JOHANN WOLFGANG VON GOETHE AND HIS ACTIVITIES IN ROAD CONSTRUCTION

This article presents a review of Johann Wolfgang von Goethe's production activities. In Russia specialists in literature, historians, Goethe's commentators and biographers paid no attention (as non-professionals) to the poet's knowledge of geology, soil science and construction and could not evaluate his contribution to the development of road building industry in Germany.

Being Director of the Department for Road Construction in the Grand Dukedom of Sachsen-Weimar-Eisenach, he made competent decisions on carrying out earthworks to prepare roadway base. Goethe laid down professional principles and guidelines for the art of road building in Germany, which later on resulted in creation of highly reliable roads in the country that accorded wide recognition.

The article shows Goethe's solid knowledge of engineering geology, including his deep understanding of the processes inherent in the internal and external dynamics of the Earth. At the same time he managed to impressively transfer geological concepts into the language of poetry and put them into the characters' mouths of his Faust. Also, Goethe brilliantly expressed in this tragedy two alternative geological theories on the origin of rocks, namely, neptunism and plutonism.

During his whole life the poet collected, studied and systematized samples from "the three kingdoms of Nature". These are minerals and rocks, fossils of plants and animals. Part of his collection is exhibited now in the Goethe Museum in Frankfurt am Main and the Garden House of Goethe in Weimar.

Key words: Goethe, road construction activities, report, Department, goethite

Ufa State Petroleum Technical University, 195, ulitsa Mendeleeva 450080, Ufa, Russian Federation, e-mail: urbangeo37@gmail.com

Источник информации об Иоганне Вольфганге Гёте как строителе. В немецкой брошюре Юргена Хубера — начальника отдела дорожного строительства Федерального министерства транспорта ФРГ, переизданной в переводе на русский язык [1], было обнаружено об И.В. Гёте: «Поэт и дорожный строитель: Иоганн Вольфганг фон Гёте с 1779 по 1785 год был директором управления по дорожному строительству герцогства Саксония-Веймар-Эйзенах, однако, поэзия была ему ближе, чем строительство». Книга [2], полученная из Германии, позволила осмыслить вклад Гёте в совершенствование дорожной инфраструктуры того времени.

Юбилейный доклад об Иоганне Вольфганге Гёте. Книга [2], названная «Bericht», на русский язык переводится как доклад, отчет, составленный сотрудником Федерального института транспортных проблем Стефа-

ном Кесслером, и представляет собой систематизированное обширное исследование социально-экономической обстановки в герцогстве, а также состояния дорог и стиля работы Гёте в должности директора Управления дорожного строительства. При этом С. Кес-слер проанализировал документы Главного государственного архива Веймара, а также годовые отчеты Гёте о его служебной деятельности, переписку и соответствующие публикации.

Доклад представляет собой солидный документальный научный труд о строительном профессионализме и организаторских способностях Гёте как руководителя. В Докладе приведены подлинные копии факсимильной каллиграфической документации, составленной в период деятельности И.В. Гёте. Приводим первичный архивный факсимильный текст (рис. 1):

Рис. 1. Фрагмент из Доклада, восемь строк [2, с. 14]

Задачи данной статьи: 1. Прокомментировать успешную строительную деятельность Гёте в период с 1779 по 1785 год. Дополнительно выделить его геолого-грунтоведческий профессионализм и светлые личностные качества как руководителя Управления строительства дорог.

2. Впервые обратить внимание почитателей И.В. Гёте на его основательные геолого-минералогические познания, способствовавшие ему грамотно решать грунтоведческие задачи дорожного строительства.

3. Внести уточнения в биографию Гёте, в которой неверно трактовался период его производственной деятельности в молодые годы (1779—1785). Одни неверно отмечали, что у Гёте в указанное время был переходный 10-летний период, другие объясняли надуманным затишьем в его творческой деятельности.

4. Оценить шестилетнюю строительную деятельность Гёте глазами строителя — геотехника.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/2

Иоганн Вольфганг Гёте в молодые годы во Франкфурте-на-Майне. Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне (земля Гессен) в зажиточной семье действительного имперского советника, образованного бюргера среднего сословия. Имя Гёте носят ныне Университет и Музей во Франкфурте-на- Майне.

Гёте первые стихи написал в 8 лет, и лирическое вдохновение не покидало его до последних дней. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу — нрав всегда живой / И к россказням влеченье», — писал Гёте в одном из поздних стихотворений [3, с. 395]. Отец основательно учил сына французскому, итальянскому и английскому языкам, а также давал уроки танцев.

В Страсбурге (Франция) в 1770—1771 гг. Гёте завершил юридическое образование с защитой диссертации на тему: «О вступлении в права наследства согласно римскому и отечественному праву», за которую ему была присуждена ученая степень [3].

К тому времени он успел проявиться в свете как юрист, поэт и философ, прошел школу лидерства движением «Буря и натиск». В 1774 г., в год знакомства с Карлом Августом, после публикации романа «Страдания юного Вертера», критика Германии объявила И.В. Гёте явлением времени.

Карл Август уже при знакомстве с Гёте был очарован его интеллектуальным могуществом. 3 сентября 1775 г. Карл Август занял должность герцога по наследству и с первых шагов в своей деятельности занялся кадровыми про-

И.В. Гёте. Фото: Георг Освальд Май. 1779 г.

Дом, в котором Гёте прожил 57 лет. Веймар, Национальный музей

блемами. Он предложил Гёте переехать в Веймар. Гёте принял это предложение, переехал и остался верным Веймару на всю жизнь.

Герцог объявил Гёте министром и ввел в состав правительства (Тайный консилиум). В ранге министра поэт ведал набором рекрутов, горнорудными проектами, общественными работами, а также участвовал в распределении государственных финансов. Вникал в сущность работ по горнопромышленному делу, досконально изучал рудничную геологию, минералогию, грунтоведение. В «Энциклопедии мудрости», в статье «Гёте» вскользь вставлена обтекаемая, неконкретная фраза: «ведал прокладкой дорог» [3].

В гористой местности Веймара и на пересеченной территории герцогства он оценил неприглядное состояние грунтовых дорог, пешеходных дорожек, площадей, кюветов, особенно в распутицу, понял необходимость создания специального дорожного (подрядного) управления для улучшения состояния всей дорожной инфраструктуры герцогства.

Предполагаемое подрядное управление должно было обеспечить строительство надежных дорог, их обслуживание, ремонт и реконструкцию, включая разработку карьеров грунтовых строительных материалов и поиск наемной рабочей силы. По существу, впервые была продумана новая подрядная схема организации строительных и ремонтных работ: «заказчик — финансы — техническая документация — исполнитель работ — потребитель».

Карл Август согласился с предложением И. Гёте учредить впервые в герцогстве, да и Германии, Управление дорожного строительства, а его директором назначить самого министра. Это произошло 19 января 1779 г., когда Гёте было 30 лет.

Деятельность И.В. Гёте на посту директора Управления дорожного строительства.

Молодой тайный советник Гёте с 1775 г. отвечал за работу специальной службы, а затем и горнодобывающей комиссии (с 18 февраля 1777 г.). В начале января 1779 г. он принял руководство еще двумя другими подразделениями Консилиума: военной комиссией и дорожно-строительной палатой.

В сферу деятельности директора Управления дорожного строительства входили следующие функции.

■ Организация и контроль над строительными и ремонтными мероприятиями на следующих объектах: дороги Веймарские, включая Бельведерское шоссе и дорогу в Эт-терсбург; Йенские, включая Бургаусскую; Эрфуртская главная; дорога через отдельную особую часть Альштедта; участок Нюрнбергской дороги, проходящей частично через Ильменау.

■ Разработка планов дорожного строительства при обеспеченном финансировании.

■ Определение размера компенсаций землевладельцам при ущемлении собственности в связи с дорожно-строительными работами либо с реконструкцией дорог.

■ Контроль состояния бульваров вокруг Веймара.

■ Контроль работ по мощению брусчаткой городских улиц в Веймаре.

■ Годовой отчет о деятельности Управления на заседании Тайного консилиума.

Гёте стал руководить строительством дорог в непростой социально-экономической и политической обстановке завершающегося этапа феодализма в Европе, а также в условиях отсутствия практического опыта подрядного способа ведения сложных и трудоемких дорожных работ при наличии всего-то тягловой силы, ручного труда и трамбовки. Управление с первых же дней оказалось в режиме постоянной нехватки денег в казне для приобретения материалов и оплаты исполнителям стоимости работ.

В первую очередь он приступил к строительству новых шоссе, т.е. дорог с твердым (каменным) покрытием. В дальнейшем пред-

усмотрел организовать содержание, ремонт и реконструкцию существовавших грунтовых дорог. Помнил он про обустройство придорожной зоны, о мощении брусчаткой городских территорий.

Централизация дорожного строительства и единая техническая политика в герцогстве обеспечивались выпущенным по распоряжению Гёте специальным документом под названием: «Указания для ответственных работников в отдельных крестьянских общинах (селах) на выполнение дорожных работ собственными силами». Указания предписывали необходимость получения предварительного согласия Управления на финансирование стоимости материалов и работ, выполняемых сельчанами своими силами и транспортом. При этом контроль качества материалов и дорожных работ, запланированных и утвержденных правительством, оставался за Управлением. Только по получении этого «предоставления полномочий» сельчане могли начинать строительные работы. В противном случае крестьянская община должна была взять на себя все затраты, включая стоимость заготовленных грунтовых материалов. «Указания» с юридической точки зрения были сформулированы безупречно и не вызывали нареканий общественности.

Одновременно Гёте старался возложить большую ответственность на персонал Управления дорожного строительства за диагностику и устранение поврежденных дорожных участков. Вместе со своим заместителем Ж.А. Кастропом он научил работников составлять эскизы дефектных замеренных участков дорог, которые служили техническим документом для включения в план ремонта и оплаты его стоимости; дорожно-строительных рабочих «подбадривал внимательно следить за состоянием дорог и качественно выполнять свои обязанности» [2, с. 36].

Гёте убедил герцога приказать подчиненным ведомству главной пошлины — всадникам, сопровождающим в качестве охраны повозки и кареты, докладывать Управлению о расположении появившихся локальных поврежденных участков дорожного полотна,

бровки и откосов, т.е. отказов на дороге по современной терминологии теории надежности.

Дорожное строительство и ремонт дороги велись на трех дорогах (Эрфуртской, Йенской, Ильменаусской). Гёте назначил по одному контролеру на эти дороги (Яра и Лип-перта). Позднее протяженность фронта работ была поделена на пять участков. На каждом участке были закреплены по контролеру и необходимое количество строительных рабочих (наемных крестьян).

Служащие, удовлетворительно выполняющие свой долг, могли рассчитывать на денежную надбавку, похвалу и продвижение по службе. Гёте контролировал оплату труда работников Управления и рабочих, требуя объективность, справедливость и своевременность. О желании создать порядок на стройке свидетельствует также составленный Гёте бланк для подсчета израсходованных грунтовых материалов на строительство и ремонт мостового уличного покрытия в Веймаре. Новому директору было поручено не превышать предусмотренную на текущий год бюджетную сумму для дорожно-строительных работ «без необходимости или без исключительного приказа» герцога. Этот наказ Гёте неукоснительно соблюдал, проводя политику жесткой экономии, при необходимости маневрируя очередностью работ, в итоге не превышая назначенную сумму и даже добиваясь экономии. Впрочем, ему приходилось работать с очень малыми суммами, которые к тому же сокращались из-за непредвиденных расходов и в связи с долгами прошлых лет. В 1782 г. Гёте убедился в финансовых перекосах в герцогстве. Он увидел, что сэкономленные на дорожном строительстве и на других строительных объектах деньги, герцог тратил на дорогие забавы.

Инженерно-геологические условия для проложения, эксплуатации и ремонта дорог. Молодой директор осуществлял руководство строительством, ремонтом и содержанием дорог в сложных инженерно-геологических и топографических условиях Тюрингенской котловины. Абсолютные отметки этой местности изменяются примерно в диапазоне

250—460 м, увеличиваясь по мере продвижения на юг. Чем выше абсолютные отметки, тем больше значимость придорожных защитных геотехнических сооружений для нормального и постоянного функционирования дороги как единственного условия для дееспособности гужевого транспорта для пассажиров, перевозки почты, груза в режиме сопровождения всадниками специальной охранной службы. Повышенное количество осадков, связанное с близостью Северного и Балтийского морей, отсюда, сезонное переувлажнение грунтов, их размыв и оползание оборачивались повышенными затратами на содержание и ремонт геотехнических транспортных сооружений.

Гёте считал, что дорога удобна, если продольный уклон составляет 10 дюймов на руту*. Он следил за тем, чтобы даже на равнинной территории дорожное полотно было приподнятым над уровнем земной поверхности. Собственно дорога прокладывалась преднамеренно с требуемыми продольным и поперечным уклонами для стока воды и подсушивания проезжей части и откосов дороги. Советовал новую горную дорогу в Бланкенхайм проложить в объезд для обеспечения нормального безопасного уклона. С сожалением отмечал, что, при выезде в карете из Веймара в восточном направлении, местами встречается уклон более 10 дюймов на руту. Это было опасно в горной местности герцогства, где дороги и проселки прокладывались часто вдоль речных долин.

Поперек дорожного полотна в выемке и в иных местах скопления дождевых и талых вод закладывались дренажные бутовые наброски. Вдоль дорожного полотна укладывались дренажные продольные водоотводные, вымощенные камнем кюветы (канавы) по уклону, в т.ч. с уступами при больших уклонах днища кюветов. Самые опасные дороги, требующие срочного ремонта и реконструкции, проходили через Зааль-грунд из Ротенштейна в Дорн-бург.

Организация дорожно-строительных работ. Гёте и его заместитель Кастроп ранжи-

* Рута — мера длины, примерно 3 м.

ровали дорожно-строительные работы по их объемам на три группы: мелко-ремонтные работы, крупно-ремонтные работы, дорожное строительство. Мощение территорий брусчаткой и уборку снега выделили в отдельную (четвертую) группу работ.

Руководство предписывало принимать обоснованные размеры элементов шоссе. Безопасное и удобное шоссе должно иметь продольный и поперечный уклоны. Поперечное сечение дороги должно иметь следующее очертание: «Ширина шоссе — 54 фута (1 фут=0,3048 м), т.е. 16,2 м. Из них 18 футов (5,4 м) должна иметь проезжая часть — мостовое покрытие. Полосы по 12 футов (3,6 м) шириной с обеих сторон от мостовой — резервные под летние дороги. Для водоотводных канав с обеих сторон шоссе отводятся по 6 футов (1,8 м)» [2, с. 62].

Кастроп разработал размер поперечного профиля шоссе, т.е. от середины проезжей части (оси дороги) до края бровки покрытие дороги должно иметь уклон, опускаясь на 15 дюймов (38 см) к краю. Благодаря поперечному и продольному уклонам, а также каменному мощению, обеспечивался дренаж проезжей части дороги и беспрепятственный сток с дорожного полотна дождевых и талых вод, что гарантировало надежность дороги и увеличивало межремонтные сроки.

Гёте разделял мнение своего заместителя. В отчете за 1784 г. он писал, что строительство Йенского шоссе длиной 55 км от Веймара почти полностью закончено. Впредь только в надлежащем контроле и уходе силами доверенных и правильно проинструктированных рабочих. В том же отчете в 1784 г. упоминается и об Эр-фуртском шоссе протяженностью 20 км: «Посредством тщательного контроля и ухода за ним, — сообщал он, — при условии обеспечения запасами камня вдоль шоссе для ремонта, оно будет сохранять хорошее состояние. Если еще и проводить своевременные ремонтные работы, тогда, не обременяя казну, его можно будет длительное время эксплуатировать» [2, с. 63].

Работы по мощению территории брусчаткой в Веймаре выполнялись силами рабочих Управления. Были приведены по тем

временам в образцовый порядок не только покрытия площадей перед зданиями, возможно, и перед домом Гёте, и улиц, переулков, пешеходных дорожек и бульваров, а также шоссе в пригороде. Кроме того, благоустраивались территории, примыкающие к городским въездным воротам, каналам, колодцам и многочисленным фонтанам и цветникам. Гёте сетовал, что много денег было израсходовано на установку насосов (с опрессовкой) и оформление площади у ворот Якоба.

Итоги дорожно-строительной деятельности И.В. Гёте. В июне 1786 г. Гёте подвел итоги деятельности дорожно-строительной дирекции за 1785 г. и подготовил годовой отчетный доклад, в котором снова указал на все еще существовавший спор с Эрфуртским Ведомством главной пошлины о предписаниях по оплате ремонтных работ на пошлинных дорогах.

Заключительный фрагмент этого годового отчета о деятельности Управления звучит несколько самокритично: «Считаю обязательным представить Вашему высококняжескому превосходительству эти соображения, так как, занимаясь этим делом несколько лет, я имел возможность заметить, что при слишком большой диспропорции обязательств и доходов, многое строится в ущерб и не всегда с экономическим эффектом. Так, например, бывают случаи, когда появившиеся дорожные изъяны своевременно не устраняются. Живущие рядом владельцы полей за небольшую плату позволяют проезжать через их поля, возмещение ущерба которых выльется через несколько лет в круглую сумму. Были случаи, когда камни, предназначенные для ремонта шоссейных участков, применялись не должным образом, но добрая часть камней все-таки использована по назначению для забутовки выбоин. Не говорю уже о других негативных случаях, когда хозяйства своевременно не заботятся о своем благополучии. Нельзя отрицать, что при наличии таких недостатков и отсутствии стремления их исправить можно стать равнодушным. В то же время при пропорциональном ведении дел можно было бы испытывать только радость от того, сколько сделал и еще можно сделать» [2, с. 65].

К проблеме дефицита денежных средств добавлялась диспропорциональность управления, постоянно препятствующая новаторским намерениям Гёте. В письме своей подруге Шарлотте фон Штейн он писал: «Например, я всегда говорю: кто занимается административными делами, не имея право распоряжаться по своему усмотрению, должен быть обывателем, плутом или дураком» [2, с. 69]. Разочарованный своим окружением и застойными порядками в дорожной сфере, начал понимать, что его истинное предназначение далеко не для строительного дела.

И. Гёте 9 июня 1786 г. подписал свой последний годовой отчет и выехал в Карловы Вары (Чехия) на летний отпуск. Оттуда 3 сентября 1786 г. отправился в поездку по Италии, посетил Рим, Неаполь, Сицилию, Венецию и другие города. В этой поездке создал сборник стихов под названием «Римские элегии». По возвращении в июне 1788 г. Гёте занял вновь свое место члена Тайного консилиума. Затем счастливый и одухотворенный с легкостью оставил директорский пост, вернулся к своему письменному столу, погрузился в глубины поэзии, в научно-интеллектуальную деятельность и в коллекционирование минералов.

Следует отметить, что Гёте достойно и самоотверженно проработал на строительном поприще в течение шести лет. С первых дней своей деятельности директором Управления он заложил профессиональные принципы и основы дорожно-строительного искусства, что привело в дальнейшем к появлению признанно надежных дорог, прославивших Германию.

Геолого-минералогические познания И.В. Гёте. Минералогия, геология, грунтоведение, рудничная геология всегда были в поле зрения его научных интересов. После переезда в Веймар Гёте ведал горнопромышленным производством, изучал и рецензировал материалы геологических изысканий и горнорудные проекты, оглашал свои заключения в ранге министра на заседаниях правительства герцогства. Он наблюдал за состоянием земной поверхности, объяснял экзогенные

процессы и изменчивость свойств грунтов. Одновременно в своей поэзии он расширял и усиливал тематическую фабулу информацией из естествознания. Яркий пример этому трагедия «Фауст» [4].

Гёте всю жизнь собирал, изучал и систематизировал образцы из «трех царств природы» — минералы и горные породы, окаменелые остатки растений и кости животных. Одних минералов в его коллекции было 18 тыс. образцов — итог полувекового собирательства. Часть уникальной коллекции размещена теперь в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне и в Парковом доме поэта в Веймаре. Примечательно, что в его коллекции есть и минералы, переданные ему Московским обществом естествоиспытателей: бериллы, граниты, малахиты, аметисты, уральские золотые самородки. В коллекции были экспонаты с блестящими черными «иголками». В те годы их называли игольчатой железной рудой, представленной гидрооксидом железа a-FеО (ОН). Еще при жизни в 1806 г. его друг немецкий минералог И. Ленц предложил назвать этот тяжелый железорудный минерал с игольчатыми блестками в честь Гёте — гётитом [5, с. 390] (рис. 2, 3), а его скрытокристаллическую разновидность — гидрогётитом, отличающимся избыточной адсорбированной водой по сравнению с гётитом.

Рис. 2. Гётит - железная руда

Дискуссия о происхождении горных пород на Земле. В период жизни Гёте и его друга А. Вернера, знатока горнопромышленного дела, геолога и минералога, основоположника фрайбургской школы нептунизма, возникла жаркая дискуссия о происхождении горных пород. Горячо обсуждались две

Рис. 3. Лепидокрокит (самое светлое), гётит (светлое) в кварце (темное). Фото доцента Н.Г. Рыкус, лаборатория минералогии кафедры «Геология и разведка нефти и газа» УГНТУ, 2014 г.

противоположные геологические концепции: нептунизм и плутонизм. Эту дискуссию Гёте филигранно отразил в трагедии «Фауст», названной именем героя немецких народных легенд, ставшего символом стремления человека к познанию мира. Удалось обнаружить еще и то, что в «Фаусте» упоминаются последствия поверхностных (экзогенных) геологических процессов на Земле. В главе «Классическая Вальпургиева ночь» задействованы древнегреческие философы Анаксагор (плутонист) и Фалес (нептунист). Приводим их диалог. Анаксагор: «След извержений — гор зигзаги. / Фалес, ты б за ночь мог из тины / Такие взгромоздить вершины ? / Но здесь внезапный был толчок. / Плутон внутри огонь зажег, / Равнину газами Эол / Взорвал, и холм произошел» [4, с.324]. Фалес: «Не думай! Эти горы — призрак мнимый, / Пусть гибнет гномов гадостная тварь, / И радуйся, что ты у них не царь. / На праздник моря поспешить должны мы, /Где от души нам каждый будет рад» [4, с. 327].

Гёте, как сторонник нептунизма, устами Фалеса поет гимн нептунистам: «Я истину понял живую: / Вся жизнь из воды происходит. / Вода все хранит, производит. / Когда б ни склонялся туман, / И туч не рождал океан. / И дождь не струился ручьями, / И реки, наполнившись, сами / Опять не впадали в моря. / Где бьли бы горы со льдами, / Долины и все мирозданье? / Вода, из себя все творя, / Все зиждет, вся жизнь — в океане!» [4, с. 345].

Фауст объясняет наводнения Мефистофелю: «Морское это полноводье, / Подкрады-

ваясь на часы, / Приносит на века бесплодье / Земле прибрежной полосы. / <...> / Опустошив земли богатства. / Разбушевавшуюся бездну / Я б властно обуздать хотел./Я трате силы бесполезной / Сумел бы положить предел. / И тут вопрос простейший самый: / Как ни свиреп воды напор, / Она, смиривши нрав упрямый,/Должна затечь в любую яму / И обогнуть любой бугор. / И я решил: построив гать*, / Валы насыпав и плотины, /Любой ценою у пучины /Кусок земли отвоевать» [4, с. 406].

Даже антропогенный фактор воздействия на земную поверхность не ускользнул от Гёте; устами Мефистофеля он это излагает [4, с. 402, 403]. Гёте предвосхитил глубокую обоснованность учеными-геологами единого закона происхождения Солнца и Солнечной системы 4,5 млрд лет назад. Один из персонажей произносит: «Икрепкой цепью сил природы весь мир таинственно объят».

Взгляды на нептунизм и плутонизм, представлявшие интерес до начала XIX в., рассматриваются теперь как процессы внешней и внутренней динамики Земли. Современная теория тектоники литосферных плит сформулирована в конце 1960-х годов, как новая парадигма в геологии. Она позволяет обоснованно выделять наиболее опасные в сейсмическом и вулканическом отношениях зоны в земной коре, а также указать на наиболее вероятное расположение в недрах Земли рудных месторождений (алмаза, золота, нефти, газа и др.).

Заключение. В данной статье впервые достаточно подробно представлены сведения о производственной деятельности И.В. Гёте. Историки, комментаторы, биографы Гёте не останавливали свое внимание на геолого-грунтоведческих, строительных знаниях поэта и не оценивали его вклад в развитие дорожной отрасли Германии. Именно Гёте первым среди корифеев своего времени прошел производственно-строительную школу и успешно строил дороги. Уже тогда, как естественник, разбирался в процессах внешней и внутренней динамики Земли, предостерегал

* Гать - настил из бревен, жердей для проезда через топкое место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.