Научная статья на тему 'Малогабаритный многофункциональный мотор-редуктор в колесе шасси самолета'

Малогабаритный многофункциональный мотор-редуктор в колесе шасси самолета Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД / ELECTRIC DRIVE / МАЛОГАБАРИТНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР / COMPACT GEAR MOTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Надараиа Ц.Г., Шестаков И.Я., Фадеев А.А.

Установка малогабаритного мотора-редуктора в колёса шасси самолёта позволит сократить расход топлива, сократить время маневрирования на взлётно-посадочной полосе и длину разбега и пробега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPACT MULTIFUNCTIONAL MOTOR REDUCER IN THE PLANE WHEEL CHASSIS

Installation of compact geared motor in the wheel chassis of an aircraft will reduce fuel consumption, decrease the maneuvering time on a runway while takeoff run and run.

Текст научной работы на тему «Малогабаритный многофункциональный мотор-редуктор в колесе шасси самолета»

Решетнеескцие чтения. 2015

практической конференции «Проблема унификаций и специализации производства топливных емкостей и баллонов высокого давления РКТ». 18-19 апреля 2013. г. Королев. URL: http://www.niimashspace.ru/ index.php/2011-02-15-11-37-50.

References

1. Kravchenko I. A., Miheev A. V., Borodin L. M. Osobennosti primeneniya metallokompozitnih bakov na bortu KA [Features of the application of metal-tanks on board the spacecraft]. Мaterialy XVII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2013.

2. Rivlin R. S., Pipkin A. C. Minimum-weight design for pressure vessels reinforced with inextensible fibers// Journal of Applied Mechanics. Vol.30. Number 1, March 1963, pp. 103-108.

3. Vasiliev V. V. Composite Pressure Vessels -Analysis Design and Manufacturing. - Bull Ridge Publishing, USA, 2009. 690 pp.

4. Azarov A. V., Babichev A. A., Sinkovskii F. K. Proektirovanie i izgotovlenie kompozitnogo baka vi-sokogo davleniya dlya kosmicheskogo apparata// Kom-poziti i Nanostrukturi, №4, 2013, 44-57 рр.

5. Arhipov Yu. S., Buldashev S. A., Dudin A. I., Ermakov A. N. Opit sozdaniya kompozitnih emkostei dlya kosmicheskih apparatov tipa «Ekspress». Dokdad na Otraslevoi nauchno_prakticheskoi konferencii «Problema unifikacii i specializacii proizvodstva toplivnih emkostei i ballonov visokogo davleniya RKT». Korolev, 18-19 April, 2013. http://www.niimashspace.ru/index.php/2011-02-15-11-37-50.

© MnpoHerno Е. ABKemraH C. B., ^BHpHtiH r. B., 2015

УДК 629.135

МАЛОГАБАРИТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР В КОЛЕСЕ ШАССИ САМОЛЕТА

Ц. Г. Надараиа1, И. Я. Шестаков2, А. А. Фадеев2

1ООО «КВОНТ»

Российская Федерация, 660041, Красноярск, просп. Свободный, 75. E-mail: svoy_2010@list.ru 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yakovlevish@mail.ru

Установка малогабаритного мотора-редуктора в колёса шасси самолёта позволит сократить расход топлива, сократить время маневрирования на взлётно-посадочной полосе и длину разбега и пробега.

Ключевые слова: электрический привод, малогабаритный мотор-редуктор

COMPACT MULTIFUNCTIONAL MOTOR REDUCER IN THE PLANE WHEEL CHASSIS

C. G. Nadaraia1, I. Y. Chestakov2, А. А. Fadeev2

1«CVONT» LLC

75, Svobodniy Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation. E-mail: svoy_2010@list.ru

2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: yakovlevish@mail.ru

Installation of compact geared motor in the wheel chassis of an aircraft will reduce fuel consumption, decrease the maneuvering time on a runway while takeoff run and run.

Keywords: electric drive, compact gear motor

В настоящее время наблюдается большой интерес к созданию устройства, позволяющего летальному аппарату совершать маневр по взлетно-посадочной полосе без использования наземной техники и основных маршевых двигателей.

В 2015 году «Авиационное оборудование» создаёт первый в России опытный образец инновационного электрического привода колеса шасси (ЭПК) для са-

молета 881 100 и проведет его стендовые испытания (рис. 1). Электрический привод снизит время использования маршевых двигателей самолета на земле, уменьшив, таким образом, расход топлива. Кроме этого, использование ЭПК снижает количество вредных выбросов и уровень шума, а также позволяет самолету двигаться задним ходом без использования наземной техники.

Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты

Устройство представляет собой систему руления, которая позволяет воздушным судам за счет электроэнергии самостоятельно, без использования основных двигателей и помощи аэродромных тягачей, совершать руление, в том числе хвостом вперед, по взлетно-посадочной полосе перед взлетом и после посадки.

Электрические двигатели размещаются на стойках шасси и приводят в движение колеса самолета. Это сокращает время использования маршевых двигателей самолета на земле на 30-40 минут за один вылет и существенно снижает расход топлива в среднем до 200 л за каждый взлёт и посадку [1].

Рис. 1. Электрический привод колеса шасси (ЭПК)

Предлагается мотор-редуктор с бесколлекторным двигателем [2] устанавливать внутри всех колес шасси самолёта (рис. 2). Это позволит исключить пробуксовки колеса.

Рис. 2. Установка мотора-редуктора в шасси самолета: 1 - стойка, 2 - колесо, 3 - многофункциональный малогабаритный мотор-редуктор

Бесколлекторные двигатели могут работать в режиме генератора, имеют небольшие габариты и массу, что позволяет расширить сферу применения моторов-редукторов. Вентильно-индукторные двигатели устанавливаются внутри зубчатых шестерни и колеса, что и приводит к уменьшению массы и габаритов мотора-редуктора, расширяет его функциональные возможности.

В зависимости от варианта включения (подачи) управляющего сигнала на обмотки статора мотор-редуктор может работать в режимах редуцирования, редуцирования с усилением крутящего момента, мультиплицирования и рекуперации при торможении.

Оснащение колеса шасси мотором-редуктором может быть использовано при старте для резкого увеличения скорости при разбеге летального аппарата (ЛА), так как электродвигатель способен разогнать ЛА и создать мощную тягу за короткий период времени, что особенно важно для самолётов палубной авиации ВМФ. Мотор-редуктор может применяться во время торможения самолета после посадки на пробеге как вспомогательное устройство тормозам, установленным на колесах шасси, и при необходимости экстренного торможения и прекращения взлета.

В моторах-редукторах используется система рекуперативного торможения. При торможении электродвигатель начинает работать в режиме генератора для зарядки аккумуляторных батарей.

Установка малогабаритного многофункционального мотора-редуктора внутри колёс шасси самолёта позволит сократить расход топлива в среднем на 220-230 л за каждый взлёт и посадку, сократить время маневрирования на взлётно-посадочной полосе и длину разбега и пробега.

Библиографические ссылки

1. Суперджет не стоит на месте [Электронный ресурс]. URL: http://www.sdelanounas.ru/blogs/50151 (дата обращения: 10.09.2015).

2. Надараиа Ц. Г., Шестаков И. Я., Фадеев А. А. Малогабаритный многофункциональный мотор-редуктор // Вестник СибГАУ. 2014. С. 137-140.

References

1. Superjet is not in place. Available at: http://www.sdelanounas.ru/blogs/50151 (accessed: 10.09.2015).

2. Nadaraia C. G., Chestakov I. Y., Fadeev А. А. [Compact multifunctional gear motor]. Vestnik SibGAU. 2014, no. 2, p. 137. 140 (In Russ).

© Надараиа Ц. Г., Шестаков И. Я., Фадеев А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.