Решетнеескцие чтения. 2015
практической конференции «Проблема унификаций и специализации производства топливных емкостей и баллонов высокого давления РКТ». 18-19 апреля 2013. г. Королев. URL: http://www.niimashspace.ru/ index.php/2011-02-15-11-37-50.
References
1. Kravchenko I. A., Miheev A. V., Borodin L. M. Osobennosti primeneniya metallokompozitnih bakov na bortu KA [Features of the application of metal-tanks on board the spacecraft]. Мaterialy XVII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2013.
2. Rivlin R. S., Pipkin A. C. Minimum-weight design for pressure vessels reinforced with inextensible fibers// Journal of Applied Mechanics. Vol.30. Number 1, March 1963, pp. 103-108.
3. Vasiliev V. V. Composite Pressure Vessels -Analysis Design and Manufacturing. - Bull Ridge Publishing, USA, 2009. 690 pp.
4. Azarov A. V., Babichev A. A., Sinkovskii F. K. Proektirovanie i izgotovlenie kompozitnogo baka vi-sokogo davleniya dlya kosmicheskogo apparata// Kom-poziti i Nanostrukturi, №4, 2013, 44-57 рр.
5. Arhipov Yu. S., Buldashev S. A., Dudin A. I., Ermakov A. N. Opit sozdaniya kompozitnih emkostei dlya kosmicheskih apparatov tipa «Ekspress». Dokdad na Otraslevoi nauchno_prakticheskoi konferencii «Problema unifikacii i specializacii proizvodstva toplivnih emkostei i ballonov visokogo davleniya RKT». Korolev, 18-19 April, 2013. http://www.niimashspace.ru/index.php/2011-02-15-11-37-50.
© MnpoHerno Е. ABKemraH C. B., ^BHpHtiH r. B., 2015
УДК 629.135
МАЛОГАБАРИТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР В КОЛЕСЕ ШАССИ САМОЛЕТА
Ц. Г. Надараиа1, И. Я. Шестаков2, А. А. Фадеев2
1ООО «КВОНТ»
Российская Федерация, 660041, Красноярск, просп. Свободный, 75. E-mail: svoy_2010@list.ru 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: yakovlevish@mail.ru
Установка малогабаритного мотора-редуктора в колёса шасси самолёта позволит сократить расход топлива, сократить время маневрирования на взлётно-посадочной полосе и длину разбега и пробега.
Ключевые слова: электрический привод, малогабаритный мотор-редуктор
COMPACT MULTIFUNCTIONAL MOTOR REDUCER IN THE PLANE WHEEL CHASSIS
C. G. Nadaraia1, I. Y. Chestakov2, А. А. Fadeev2
1«CVONT» LLC
75, Svobodniy Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation. E-mail: svoy_2010@list.ru
2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: yakovlevish@mail.ru
Installation of compact geared motor in the wheel chassis of an aircraft will reduce fuel consumption, decrease the maneuvering time on a runway while takeoff run and run.
Keywords: electric drive, compact gear motor
В настоящее время наблюдается большой интерес к созданию устройства, позволяющего летальному аппарату совершать маневр по взлетно-посадочной полосе без использования наземной техники и основных маршевых двигателей.
В 2015 году «Авиационное оборудование» создаёт первый в России опытный образец инновационного электрического привода колеса шасси (ЭПК) для са-
молета 881 100 и проведет его стендовые испытания (рис. 1). Электрический привод снизит время использования маршевых двигателей самолета на земле, уменьшив, таким образом, расход топлива. Кроме этого, использование ЭПК снижает количество вредных выбросов и уровень шума, а также позволяет самолету двигаться задним ходом без использования наземной техники.
Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты
Устройство представляет собой систему руления, которая позволяет воздушным судам за счет электроэнергии самостоятельно, без использования основных двигателей и помощи аэродромных тягачей, совершать руление, в том числе хвостом вперед, по взлетно-посадочной полосе перед взлетом и после посадки.
Электрические двигатели размещаются на стойках шасси и приводят в движение колеса самолета. Это сокращает время использования маршевых двигателей самолета на земле на 30-40 минут за один вылет и существенно снижает расход топлива в среднем до 200 л за каждый взлёт и посадку [1].
Рис. 1. Электрический привод колеса шасси (ЭПК)
Предлагается мотор-редуктор с бесколлекторным двигателем [2] устанавливать внутри всех колес шасси самолёта (рис. 2). Это позволит исключить пробуксовки колеса.
Рис. 2. Установка мотора-редуктора в шасси самолета: 1 - стойка, 2 - колесо, 3 - многофункциональный малогабаритный мотор-редуктор
Бесколлекторные двигатели могут работать в режиме генератора, имеют небольшие габариты и массу, что позволяет расширить сферу применения моторов-редукторов. Вентильно-индукторные двигатели устанавливаются внутри зубчатых шестерни и колеса, что и приводит к уменьшению массы и габаритов мотора-редуктора, расширяет его функциональные возможности.
В зависимости от варианта включения (подачи) управляющего сигнала на обмотки статора мотор-редуктор может работать в режимах редуцирования, редуцирования с усилением крутящего момента, мультиплицирования и рекуперации при торможении.
Оснащение колеса шасси мотором-редуктором может быть использовано при старте для резкого увеличения скорости при разбеге летального аппарата (ЛА), так как электродвигатель способен разогнать ЛА и создать мощную тягу за короткий период времени, что особенно важно для самолётов палубной авиации ВМФ. Мотор-редуктор может применяться во время торможения самолета после посадки на пробеге как вспомогательное устройство тормозам, установленным на колесах шасси, и при необходимости экстренного торможения и прекращения взлета.
В моторах-редукторах используется система рекуперативного торможения. При торможении электродвигатель начинает работать в режиме генератора для зарядки аккумуляторных батарей.
Установка малогабаритного многофункционального мотора-редуктора внутри колёс шасси самолёта позволит сократить расход топлива в среднем на 220-230 л за каждый взлёт и посадку, сократить время маневрирования на взлётно-посадочной полосе и длину разбега и пробега.
Библиографические ссылки
1. Суперджет не стоит на месте [Электронный ресурс]. URL: http://www.sdelanounas.ru/blogs/50151 (дата обращения: 10.09.2015).
2. Надараиа Ц. Г., Шестаков И. Я., Фадеев А. А. Малогабаритный многофункциональный мотор-редуктор // Вестник СибГАУ. 2014. С. 137-140.
References
1. Superjet is not in place. Available at: http://www.sdelanounas.ru/blogs/50151 (accessed: 10.09.2015).
2. Nadaraia C. G., Chestakov I. Y., Fadeev А. А. [Compact multifunctional gear motor]. Vestnik SibGAU. 2014, no. 2, p. 137. 140 (In Russ).
© Надараиа Ц. Г., Шестаков И. Я., Фадеев А. А., 2015