УДК 332.05 Ю.С. ПИНЬКОВЕЦКАЯ, к.экон.н., доцент кафедры экономического
анализа и государственного управления
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42 Электронный адрес: [email protected]
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При решении проблем управления малым предпринимательством следует учитывать сложившиеся закономерности и тенденции развития малых предприятий и института индивидуальных предпринимателей. Целью исследования, итоги которого приведены в настоящей статье, был анализ специализации предпринимательских структур на различных видах экономической деятельности. Рассмотрены средние и удельные значения таких показателей, как количество и оборот субъектов малого предпринимательства, а также численность их работников. Определены закономерности и особенности функционирования субъектов малого предпринимательства в различных отраслях. Проанализированы структура распределения количества субъектов малого предпринимательства и численности их работников, а также тенденции ее изменения. Проведена оценка производства товаров и оказания услуг в предпринимательском секторе экономики России. Показана стабильность отраслевого распределения малого предпринимательства в последние годы. Выявлены особенности, характерные для него в различных отраслях национальной экономики. Доказано, что в сфере оказания услуг в настоящее время работают большинство субъектов малого предпринимательства. Предложено снизить трудоемкость учета и отчетности, оптимизировать развитие предпринимательства в сельском и лесном хозяйстве, научных исследованиях, образовании, здравоохранении, предоставлении социальных, коммунальных и персональных услуг, а также стимулировать оказание принципиально новых услуг.
Ключевые слова: малые предприятия; индивидуальные предприниматели; численность работников; оборот; товары; услуги
Снижение темпов роста экономики России в последние годы требует существенной трансформации ее структуры. Возможности дальнейшего развития сырьевой экономики и связанных с ней отраслей в нашей стране на современном этапе практически исчерпаны. Именно поэтому возрастает роль малого предпринимательства, которое способно обеспечить развитие конкуренции в существующей рыночной экономике, повысить эффективность производства товаров и оказания услуг в различных ее отраслях, расширить внедрение инноваций.
Проведенные в последние годы исследования малого предпринимательства в нашей стране в основном были посвящены вопросам совершенствования управления предприятиями, относящимися к различным отраслям. Так, в работе М.Н. Руденко [9] рассмотрены предпринимательские структуры в промышленности, Е.Н. Клочко [4] исследовала организацию оказания услуг, связанных с аутсорсингом, О.С. Пескова [7] анализировала рынки социальных продуктов, в монографии [2] и статье [5] рассматривались региональные аспекты предпринимательства.
При этом комплексному анализу всех видов экономической деятельности, характерных для малого предпринимательства в России, не уделялось
60 © Пиньковецкая Ю.С., 2015
достаточно внимания. Учитывая это, актуальным представляется исследование закономерностей и тенденций развития предпринимательства, его отраслевой структуры и специализации на производстве товаров и оказании услуг.
Целью исследования, итоги которого приведены в настоящей статье, был анализ сложившейся специализации малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на различных видах экономической деятельности. При этом были решены следующие задачи:
- определены закономерности и особенности функционирования субъектов малого предпринимательства в различных отраслях;
- рассмотрены основные показатели, характеризирующие деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, в 14 отраслях национальной экономики;
- проанализированы структура распределения количества субъектов малого предпринимательства и численности их работников, а также тенденции ее изменений в последние годы;
- проведена оценка производства товаров и оказания услуг в предпринимательском секторе экономики России.
В статье рассматриваются субъекты малого предпринимательства, к которым, в соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [6], относятся малые предприятия с численностью работников не более 100 человек и индивидуальные предприниматели.
Рассмотрим основные виды деятельности, которые характерны для субъектов малого предпринимательства [8]. Необходимо отметить, что, учитывая особенности функционирования малого предпринимательства, малые предприятия и предприниматели специализируются на определенных видах деятельности. В частности, в обрабатывающих производствах, преобладает изготовление пищевых продуктов, металлических изделий, изделий из дерева, резины и пластмассы, полиграфическая деятельность, а также рынок текстильных и швейных изделий. Добыча полезных ископаемых силами предпринимательских структур связана в основном с разработкой карьеров (песок, глина, щебень, известняк, мел).
В секторе по производству и распределению электроэнергии, газа и воды малые предприятия осуществляют работы по передаче и распределению тепловой энергии, горячей воды и электроэнергии.
Значительную роль малые предприятия и предприниматели играют в таких отраслях, как сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство. Отметим, что в соответствии с особенностями технологического процесса они сосредоточены в муниципальных районах.
Абсолютное большинство предпринимательских структур в строительстве выполняют разнообразные работы: реконструкцию, капитальный и текущий ремонт жилых и нежилых зданий и сооружений, отделочные работы, монтаж систем электроснабжения, отопления, водообеспечения и канализации, кондиционирования, разработку проектной документации.
Субъекты малого предпринимательства, относящиеся к транспорту и связи, специализируются в большей степени на перевозке пассажиров и грузов
автомобильным транспортом. Перевозки другими видами транспорта и услуги связи в нашей стране осуществляются в существенно меньших объемах.
Основные показатели деятельности малых предприятий в Российской Федерации по данным за 2014 год [13] представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий
№ п.п. Виды деятельности Количество малых предприятий, тыс. ед. Численность работников, тыс. чел. Оборот, млрд руб.
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 56,1 534,7 484,8
2 Рыболовство, рыбоводство 3,9 23,6 42,1
3 Добыча полезных ископаемых 7,7 53,8 113,5
4 Обрабатывающие производства 199,9 1641,7 2459,2
5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 13,1 156,4 172,8
6 Строительство 250,4 1566,7 2740,6
7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 815,8 3421,7 15396,3
8 Гостиницы и рестораны 63,5 467,2 499,3
9 Транспорт и связь 143,0 698,4 1097,7
10 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 428,4 2535,8 2858,7
11 Образование 6,7 21,4 12,8
12 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 30,6 240,5 194,4
13 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 53,3 290,7 284,5
14 Другие виды деятельности 31,6 91,9 35,6
15 Всего 2103,8 11744,5 26392,2
Удельный вес работников малых предприятий в общем объеме трудоспособного населения в 2014 г. составил 13,79%.
Наибольшая средняя численность работников, занятых в одном малом предприятии (почти 12 человек), отмечается в предприятиях, связанных с производством и распределением электроэнергии, газа и воды. Это представ-
ляется логичным, поскольку, как было указано ранее, они специализируются в основном на передаче и распределении электроэнергии, тепловой энергии и горячей воды, а этот вид деятельности требует наличия комплексных бригад, включающих работников различных профилей (монтажники, сварщики, водители, слесари), а также инженерно-технических работников. Поэтому малочисленные предприятия выполнять соответствующую работу не могут. Средняя численность работников в расчете на одно малое предприятие в интервале от 7 до 10 человек характерна для предприятий, следующих видов деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,54 чел.), обрабатывающие производства (8,21 чел.), здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,87 чел.), гостиницы и рестораны (7,36 чел.), добыча полезных ископаемых (7,01 чел.). Эти малые предприятия, как правило, узко специализированы, что позволяет им при небольшой численности работников успешно решать стоящие задачи. Малые предприятия со средней численностью работников от 5 до 7 человек функционируют в таких видах экономической деятельности, как строительство (6,26 чел.), рыболовство и рыбоводство (6,13 чел.), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (5,92 чел.), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,46 чел.). Среднюю численность работников менее 5 человек имеют предприятия, специализирующиеся на транспортной деятельности (4,88 чел.), оптовой и розничной торговле (4,19 чел.), образовании (3,18 чел.) и других видах деятельности (2,91 чел.).
Рассматривая объемы оборота в расчете на одного работника малых предприятий, необходимо отметить существенную дифференциацию этого показателя в зависимости от вида деятельности. Так, наиболее высокое значение среднего оборота, приходящегося на одного работника предприятий торговли, составляет 4,5 млн руб. в год. Это представляется логичным, поскольку величина оборота в торговых организациях включает стоимость продаваемых товаров и продуктов. Существенно меньше средний оборот малых предприятий, относящихся к таким видам деятельности, как добыча полезных ископаемых (2,11 млн руб. в год), рыболовство и рыбоводство (1,78 млн руб. в год), строительство (1,75 млн руб. в год), транспорт и связь (1,57 млн руб. в год), обрабатывающие производства (1,5 млн руб. в год). Для малых предприятий этих отраслей характерен достаточно высокий уровень механизации производственных процессов и значительные объемы основных производственных фондов. Кроме того, относительно дорогие основные фонды имеются также на предприятиях таких видов деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (1,13 млн руб. в год), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1,10 млн руб. в год), гостиницы и рестораны (1,07 млн руб. в год). Для малых предприятий других видов экономической деятельности характерен оборот на одного работника менее 1 млн руб. в год.
Структура распределения количества малых предприятий, численности их работников и оборота по видам экономической деятельности рассмотрена далее.
Доля малых предприятий торговли в их общем по стране количестве составляет 38,78%. Значительное количество (20,36%) малых предприятий специализируются на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении
услуг. На эти два вида деятельности приходится 59,14%, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с количеством малых предприятий остальных видов деятельности. Далее следуют: строительство с долей предприятий 11,9%, обрабатывающие производства - 9,5%, а также транспорт и связь - 6,8%. Более 2% приходится на гостиницы и рестораны (3,02%), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (2,67%), а также предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,53%). На малые предприятия, относящиеся к каждому из остальных видов деятельности, приходится не более 1,5%.
Численность работников, занятых в малых предприятиях, относящихся к различным видам деятельности, также существенно отличается. При этом в торговле число работников достигает 29,13% от всей численности занятых в этих предприятиях. В малых предприятиях, специализированных на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, доля работников составляет 21,59%. Отметим, что в малых предприятиях, осуществляющих научные исследования и разработки, входящих в этот же вид деятельности заняты около 0,8% от общей численности работников сектора малого предпринимательства. Доля работников предприятий строительства составляет 13,34%, а обрабатывающих производств - 13,98%. Значительно меньше удельные веса работников таких отраслей, как транспорт и связь (5,95%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (4,55%), а также гостиницы и рестораны (3,98%). По остальным видам деятельности численность работников не превышает 2,5% от общего числа занятых в малых предприятиях.
В общем обороте малых предприятий превалируют предприятия оптовой и розничной торговли, доля которых в 2014 г. составила 58,34%. Эта закономерность обусловлена, как указывалось выше, тем, что величина оборота в торговых предприятиях включает стоимость продаваемых товаров и продуктов. Более 9% приходится на оборот малых предприятий, специализированных на таких видах деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10,83%), строительство (10,38%), обрабатывающие производства (9,32%).
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации по данным за 2014 г. [13] представлены в табл. 2. В таблицах 2 и 3 нумерация видов экономической деятельности приведена в соответствии со столбцом 1 таблицы 1.
Удельный вес индивидуальных предпринимателей и занятых у них наемных работников в общем объеме трудоспособного населения в 2014 году составил 5,69%.
Наибольшая средняя численность работников (включая наемных работников) в расчете на одного индивидуального предпринимателя (3,12 чел.) отмечается в обрабатывающих производствах. Немногим более 2 человек заняты в торговле. От 1,5 до 2 человек заняты в таких видах деятельности, как добыча полезных ископаемых (2 чел.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1,98 человек), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1,79 чел.), рыболовство и рыбоводство (1,73 чел.), строительство (1,65 чел.). В остальных видах деятельности средняя численность работников не превышает 1,5 человек, то есть, как правило, это самозанятость и семейный бизнес.
Таблица 2
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей
№ п.п. Количество индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. Общая численность работников, тыс. чел. Объем выручки, млрд руб.
1 117,2 210,0 147,3
2 2,2 3,8 1,8
3 0,3 0,5 0,4
4 110,2 343,5 318,0
5 1,2 2,3 2,1
6 74,0 121,9 108,1
7 1294,8 3010,6 8775,8
9 311,0 431,8 301,6
10 277,5 350,1 522,4
11 15,5 18,8 6,2
12 14,2 18,6 10,3
13 135,7 187,3 95,6
14 60,0 150,0 157,9
15 2413,8 4849,5 10447,5
Рассматривая выручку в расчете на одного работника, занятого в индивидуальном предпринимательстве можно отметить, как и в случае малых предприятий, что наиболее высокое значение средней выручки отмечается по торговле - 2,91 млн руб. в год. Существенно меньше средняя выручка в расчете на одного работника, в таких видах деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (1,49 млн руб.), обрабатывающие производства (0,93 млн руб.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (0,90 млн руб.), строительство (0,89 млн руб.).
Далее рассмотрим распределение числа индивидуальных предпринимателей, численности работников и выручки по видам экономической деятельности.
Доля индивидуальных предпринимателей в сфере в торговли составляет более половины их общего количества по стране (53,64%). Значительное количество индивидуальных предпринимателей специализируются на транспортной деятельности (12,88%) и операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (11,50%). На эти три вида деятельности приходится 78,02%, что более чем в четыре раза превышает число индивидуальных предпринимателей всех остальных видов деятельности. В таких видах деятельности, как предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,62%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (4,85%), обрабатывающие производства (4,57%), а также строительство (3,07%) число индивидуальных предпринимателей существенно меньше. В остальных отраслях индивидуальные предприниматели составляют менее 0,7%.
Численность работников, занятых в индивидуальном предпринимательстве характеризуется схожими закономерностями. Так, на долю торговли
приходится 62,08% всех занятых работников. Существенно меньше доля работников в таких видах деятельности, как транспорт и связь (8,9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7,22%), обрабатывающие производства (7,08%). Еще в трех видах деятельности доля работников в общем количестве занятых в индивидуальном предпринимательстве не превышает 4,5%. Это сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (4,33%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (3,86%), строительство (2,51%).
По величине выручки отмечается абсолютное преобладание индивидуальных предпринимателей в торговле (84%). Выручка по остальным видам деятельности значительно меньше: по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставление услуг - 5%; по обрабатывающим производствам -3,04%; по транспорту - 2,89%; по остальным видам деятельности - менее 1,5%.
Представляет определенный интерес сопоставление показателей по малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели специализируются на одинаковых видах деятельности, однако удельные веса каждого из этих видов деятельности в суммарных по стране значениях показателей существенно отличаются.
Все рассматриваемые показатели свидетельствуют о преобладании, как в индивидуальном предпринимательстве, так и в деятельности малых предприятий, такой отрасли, как оптовая и розничная торговля.
Среднее число работников одного малого предприятия в 2014 г. составляло 5,58 человек, что более чем в 2,7 раза превышало среднюю численность работников, занятых у индивидуального предпринимателя. Необходимо отметить, что в большинстве видов экономической деятельности, кроме непосредственно индивидуального предпринимателя, в процессе производства был занят один наемный работник. Только в обрабатывающих производствах среднее число наемных работников составляло 2 человека. Как для малых предприятий, так и для индивидуальных предпринимателей характерно то, что большинство их, по размерной классификации относятся к микропредприятиям.
Средний оборот в расчете на одного работника в малых предприятиях (2,25 млн руб. в год) и средняя выручка у индивидуальных предпринимателей (2,15 млн руб. в год) отличаются не значительно. При этом оборот в строительстве у малых предприятий (1,75 млн руб. в год) больше по сравнению с выручкой у индивидуальных предпринимателей (0,89 млн руб. в год). По операциям с недвижимым имуществом выручка у индивидуальных предпринимателей (1,49 млн руб. в год) больше по сравнению с оборотом малых предприятий (1,13 млн руб. в год). Поскольку средняя численность работников малых предприятий больше, чем у индивидуальных предпринимателей, а оборот в расчете на одного работника схожий, соответственно среднее значение оборота в малых предприятиях (12,55 млн руб. в год) значительно больше по сравнению с выручкой у индивидуальных предпринимателей (4,33 млн руб. в год).
Анализ специализации субъектов малого предпринимательства приведен в табл. 3. При этом рассматриваются доли суммарных показателей по малым
предприятиям и индивидуальным предпринимателям в общем количестве и численности работников по стране. Проводится сопоставление показателей за 2014 г. в сравнении с 2011 г.
Таблица 3
Динамика изменения структуры специализации субъектов малого предпринимательства, %
№ п.п. 2011 2014
Доля в общем количестве Доля в численности работников Доля в общем количестве Доля в численности работников
1 5,30 5,19 3,84 4,49
2 0,16 0,17 0,13 0,17
3 0,15 0,32 0,18 0,33
4 6,46 12,41 6,87 11,96
5 0,28 1,00 0,32 0,96
6 6,11 10,46 7,18 10,18
7 49,71 37,52 46,72 38,76
8 1,22 3,15 1,40 2,82
9 8,76 6,30 10,05 6,74
10 14,62 16,63 15,63 16,95
11 0,47 0,24 0,49 0,24
12 0,90 1,86 0,99 1,97
13 4,15 2,77 4,18 2,59
14 1,71 1,98 2,02 1,84
15 100 100 100 100
Как видно из данных табл. 3, в 2014 г. по сравнению с 2011 г. несколько сократилась доля количества предпринимательских структур и численности их работников в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве. Однако, в связи с намеченным ростом уровня импортозамещения, можно предположить, что в ближайшие годы эта тенденция будет преодолена при условии преимущественного развития предпринимательства в этой отрасли. Небольшой рост показателей отмечается в таких отраслях, как транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, здравоохранение и оказание социальных услуг.
Представленные в табл. 3 данные показывают относительную стабильность структуры распределения совокупности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в секторе малого предпринимательства. В 2014 году, так же как и в 2011 г., отмечается преобладание предпринимательских структур в торговле. При этом доля их составляет около 40% по количеству и по численности работников. В три раза
меньше доля предпринимательских структур, специализированных на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, при этом доля численности их работников меньше в два раза. Значительные удельные веса отмечаются по таким видам деятельности, как обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. В целом, на субъекты малого предпринимательства, относящиеся к шести указанным выше видам экономической деятельности, приходится около 90% всего количества предприятий и числа предпринимателей, а также численности занятых работников.
Определяющее влияние на особенности функционирования субъектов малого предпринимательства оказывает то, какой из двух типов продуктов производят эти субъекты. Подразделение производимых в национальных экономиках продуктов на товары и услуги было закреплено в предварительной Классификации основных продуктов (КОП) и в Системе национальных счетов (СНС) [3; 10]. Эти документы используются в настоящее время в 150 странах, включая Россию. Отметим, что как товары, так и услуги предназначены для конечного потребления или инвестиций, а также в качестве ресурсов в процессе производства других товаров и услуг [10]. Большинство товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства в нашей стране, служат в большей мере для потребления физическими и юридическими лицами и в меньшей степени для использования в дальнейшем производстве. Имеет место связь между видами экономической деятельности, приведенными выше, и производимыми соответствующими предпринимательскими структурами продуктами. Так, товары производятся предприятиями и предпринимателями, в таких видах деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
К сфере услуг относятся малые предприятия и индивидуальные предприниматели, специализированные на таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительство; транспорт и связь; гостиницы и рестораны; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Такое соответствие видов деятельности и типов продукции вытекает в частности, из «Модельного статистического классификатора продукции (товаров и услуг)» стран СНГ, «Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском сообществе» (NACE 2,2) [11] и «Классификации основных продуктов (CPC)».
Анализ приведенных в табл. 3 данных показывает, что доля малых предприятий и предпринимателей, производящих разнообразные товары, в общем количестве субъектов малого предпринимательства составляет 11,34% и 17,91% от численности занятых работников. Соответственно на субъекты малого предпринимательства сферы услуг приходится 88,66% от количества предприятий и предпринимателей и 82,09% от численности работников. Таким образом, по рассматриваемым показателям видно, что в предпринимательские
структуры связаны преимущественно со сферой услуг. Необходимо отметить, что в последние годы в общем объеме производства по экономике России также преобладает сфера услуг, удельный вес которой в 2013 г. составил 58,5%.
Динамика изменения показателей, приведенная в табл. 3, показывает определенный рост доли малых предприятий и предпринимателей, специализирующихся на сфере услуг, и численности их работников в 2014 г. по сравнению с 2011 г. Эта тенденция соответствует общей теории возрастания роли сферы услуг в постиндустриальном обществе.
Роль и значение в национальных экономиках каждого из указанных выше типов продукции (товаров и услуг) на различных этапах развития общества подробно рассмотрены в ряде теоретических работ. Английский экономист К. Кларк еще в 1940 г. в своей книге [15] предложил рассмотрение трех секторов экономики. По его мнению, в первичный сектор можно включить отрасли, деятельность которых связана с получением из природы ресурсов, которые обеспечивают жизнь людей. К этим отраслям он относил сельское и лесное хозяйство, рыболовство и добычу полезных ископаемых. Вторичный сектор включает переработку ресурсов в конечные продукты. В качестве третичного сектора рассматривается торговля, которая является наименее значимой сферой экономики.
Ж. Фурастье в своей работе [17] существенно изменил суть третичного сектора и отнес к нему разнообразные услуги. Кроме того, он предложил принципиально новую оценку значения каждого из секторов в процессе эволюции национальных экономик. Первый этап, называемый Ж. Фурастье традиционной цивилизацией, связан, по его мнению, с использованием природных ресурсов и направлен на обеспечение населения продуктами питания и преодоление голода. На первом этапе в экономиках превалирует сельское население. Второй этап, называемый индустриальным, связан с развитием промышленности и стремлением к механизации производства. На этом этапе преобладает выпуск разнообразных товаров. Третьим этапом является так называемое постиндустриальное общество, которое основывается на доминировании сферы услуг.
На постиндустриальном этапе, мотивация людей при использования различных услуг исходит из необходимости экономии времени за счет сокращения затрат на самообслуживание. Соответственно усиливаются потребности человека в услугах, поскольку они обеспечивают появление дополнительного свободного времени.
В 1973 году Д. Белл в монографии [1] предложил рассматривать три стадии развития общества - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. В доиндустриальных обществах рабочая сила использовалась преимущественно в добывающих отраслях: горной промышленности, рыболовстве, лесничестве и сельском хозяйстве. Человек применял мускульную силу, производительность труда была низка, хозяйство зависело от неустойчивых внешних процессов и капризов цен на сырьевые товары. В индустриальных обществах превалировало производство товаров. Возрастало значение разнообразных машин. Постиндустриальное общество основано на потреблении услуг. Оно определяется качеством жизни, которое зависит от объема
оказываемых услуг. Повышается значение транспорта и обеспечивающих служб как услуг, связанных с движением товаров. Усиливается значение отраслей распределения (оптовой и розничной торговли), финансов, операций с недвижимостью. Кроме того, происходит ускоренный рост потребления на рынке личных услуг, в частности в здравоохранении и образовании.
Подтверждение ускоренного роста сферы услуг вытекает также из кривых Энгеля, которые отражают распределение потребителями своего бюджета. Еще в 1881 году Э. Энгель в своей работе [16, p. 39] указывал, что «чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание». В условиях постоянного роста располагаемых доходов в экономически развитых странах сокращается доля расходов на товары и увеличивается удельный вес затрат на разнообразные услуги, что нашло отражение в книге В.Фукса [18].
Наряду с ростом объема услуг в последние годы необходимо отметить тенденцию постоянного наращивания их перечня. Это обусловлено в частности развитием инновационной техники и передовых технологий. Можно отметить возрастание роли таких видов услуг, как профессиональная, научная и техническая деятельность, защита окружающей среды, искусство, развлечения, отдых, в том числе путешествия и организация спортивных мероприятий.
Кроме услуг для населения, существенное развитие в последние годы получил аутсорсинг, т.е. деловые (профессиональные) услуги, потребителями которых выступают предприятия и организации. Эта тенденция обусловлена тем, что хозяйствующие субъекты независимо от их формы собственности нуждаются в услугах профессиональных сервисных организаций, консультационных фирм, рекламных агентств, информационных систем.
Необходимо отметить, что наряду с предположениями об устойчивом росте объемов услуг в перспективе, некоторые авторы (У. Баумоль, Дж. Гершуни и Э. Тоффлер) указывали на наличие ряда факторов, влиятние которых сдерживает развитие сервисной экономики. У. Баумоль в своей работе [14] указал, что в большинстве видов деятельности, относящихся к сфере услуг, преобладает ручной труд работников. Возможности его механизации существенно меньше, чем при производстве товаров.
Э. Тоффлер предложил свое видение основных аспектов теории постиндустриального общества в книге «Третья волна» [12]. Он предложил рассматривать экономику, как состоящую из двух секторов. В первый сектор «А» он включал всю неоплачиваемую деятельность, которую человек выполняет для себя и своей семьи. Все остальные товары и услуги, предназначенные для продажи, отнес к сектору «Б». По мнению Э. Тоффлера, отмечается фундаментальный сдвиг в отношениях этих двух секторов, связанный с увеличением значения в экономике «производителей для себя».
Схожие идеи нашли отражение в монографии Д. Гершуни [19]. Он предложил учитывать при анализе уровня сервисной экономики сектор домашнего хозяйства (уборку, заботу о доме, приготовление пищи и т.п.), а также мотивы потребителей при выборе ими между услугами или собственной деятельностью. В целом же, по его мнению, в постиндустриальном обществе преобладает не столько сфера услуг, сколько самообслуживание (selbstbedienung).
Приведенные выше принципы развития сферы услуг, а также имеющиеся ограничения в полной мере относятся к субъектам малого предпринимательства
и должны учитываться при формировании программ развития этого сектора экономики на перспективу.
К результатам исследования, содержащим научную новизну, относятся следующие:
- показана стабильность распределения количества субъектов малого предпринимательства и численности их работников по видам экономической деятельности в последние годы;
- выявлены особенности, характерные для малого предпринимательства в различных отраслях национальной экономики;
- показано, что в шести видах экономической деятельности (оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство) сосредоточено абсолютное большинство (около 90%) всех субъектов малого предпринимательства и численности их работников;
- доказано, что на оказании услуг в настоящее время специализируется большинство (88,7%) субъектов малого предпринимательства, а на производстве товаров - существенно меньшая их часть (11,3%). Обосновано, что такое соотношение в полной мере соответствует теоретическим концепциям развития постиндустриального общества.
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- малое предпринимательство к настоящему времени получило значительное развитие, в нем занята пятая часть трудоспособного населения страны;
- имеет место относительная стабильность показателей, характеризующих как совокупностей малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности;
- малые предприятия и индивидуальные предприниматели специализируются на одинаковых видах деятельности, при этом превалируют предприятия и предприниматели, специализирующиеся на торговле;
- средняя численность работников одного малого предприятия составляет менее 6 человек, а по индивидуальным предпринимателям - 2 человека. Это свидетельствует о том, что абсолютное большинство предприятий относится к микропредприятиям;
- значения оборота в расчете на одного работника в малых предприятиях и выручки у индивидуальных предпринимателей схожи;
- отмечается слабое развитие малого предпринимательства в таких отраслях, как образование, здравоохранение, предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг.
По результатам работы могут быть сформулированы следующие предложения по совершенствованию малого предпринимательства и повышению его эффективности:
- внести изменения в нормативно-правовые документы, обеспечивающие снижение трудоемкости учета и отчетности субъектов малого предпринимательства и особенно микропредприятий;
- обеспечить преимущественное развитие малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, функционирующих в сельском и лесном хозяйстве;
- увеличить поддержку предпринимательства, специализированного на таких видах деятельности, как осуществление научных исследования, образование, здравоохранение, предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг;
- стимулировать оказание принципиально новых услуг, в том числе связанных с аутсортингом для юридических лиц, а также освобождением от рутинных задач населения, его отдыхом и досугом.
Полученные результаты имеют определенное теоретическое и прикладное значение, в частности, при проведении научных исследований малого предпринимательства, обосновании предложений по его развитию, а также оказании предпринимательским структурам необходимой помощи и поддержки на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном).
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. CLXX. 788 с.
2. Дегтярев А.Н., Маликов Р.И., Солодилова Н.З., Гришин К.Е. и др. Развитие региональной системы предпринимательства: монография. Уфа: УГАЭС, 2008. С. 84-98.
3. Классификация основных продуктов. Издание Организации Объединенных Наций. № R.91.XVI.7. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospravo.ru/files/sites/a9214c4b41f6487b91ca3a6aa0ec56b1.pdf (дата обращения: 15.03.2015).
4. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура: монография. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2012.
5. Литвинов А.А., ТрещевскийЮ.И. Предпринимательская деятельность в регионах России - состояние и тенденции в посткризисный период // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 61-71.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015). URL: http://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения: 30.08.2015).
7. Пескова О. С. Особенности формирования и функционирования социально значимых рынков в условиях социализации экономики: монография. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. 139 с.
8. Пиньковецкая Ю.С. Предпринимательство в Российской Федерации: генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2013. 226 с.
9. Руденко М.Н. Актуальные вопросы развития маркетинга взаимодействия с покупателями в предпринимательских сетях на промышленных рынках: монография. Пермь: Изд-во ПГУ, 2011.
10. Система национальных счетов. Издание Организации Объединенных Наций. № R.94.XVII.4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ publications/ (дата обращения: 15.03.2015).
11. Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском сообществе (NACE 2,2). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.info24.lv/ru/nace/ sooruznija-i-stroitlni-raboti-F.html (дата обращения: 15.03.2015).
12. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма "Издательство ACT", 2004. 261 с.
13. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359 (дата обращения: 10.05.2015).
14. Baumol W. J. Macroeconomics of Unbalanced Growth: The Anatomy of Urban Crisis // The American Economic Review. 1967. Vol. 57, no. 3. Pp. 415-426.
15. Clark C. The Conditions of Economic Progress. London: Macmillan. 1940. 504 p.
16. Engel Е. Das Rechnungsbuch der Hausfrau und seine Bedeutung im Wirt-schaftleben der Nation. Berlin, 1881.
17. Fourastie J. Le Grand Espoir du XXe siecle. Progres Technique, Progres Economique, Progres Social. Paris: Presses universitaires de France, 1949. 224 p.
18. Fuchs V. The Service Economy. N.Y., 1968. 267 p.
19. Gershuny J. Die Okonomie der nachindustriellen Gesellschaft: Produktion und Verbrauch von Dienstleistungen. Frankfurt am Main: Campus Verl., 1981. 192 p.
Получено 04.09.2015
References
1. Bell, D. (2004) Gryadyshee postinrustriainoe obshestvo. Opit sociaFnogo prognozirovanya [Future postindustrial society. Experience of social forecast]. М.: Academia, 2004. CLXX. 788 p.
2. Degtyarev A.N., Malikov R.I., Solodilova N.Z., Grishin K.E. and etc. (2008) Razvitie regionaVnoi sistemi predprinimateVstva [Development of regional system entrepreneurship]: monograph. Ufa: UGAES. pp. 84-98.
3. Klassifikacya osnovnih produktov. Izdanie Organizacii Obiedinennih Nazii [Classification of basic products. The Publication of The United Nations]. № R.91. XVI.7, available at: http://www.rospravo.ru/files/sites/a9214c4b41f6487b91ca3a6a a0ec56b1.pdf (Accessed 15 March 2015).
4. Klochko E.N. (2012) Sektor virtyaVnih yslyg v sovremennoi ekonomike servisa: Junkcional^noe sodergamie, principi ypravlenya, socialnaya infrastryktyra [Sector of virtual services in the modern economy of service: functional content, principles of management, social infrastructure]; monograph. Krasnodar: Publisher UIM.
5. Litvinov A.A. and Treshevskii U.I. (2013) «Entrepreneurship activity in the regions of Russia - condition and tendencies in the post crisis period», Ypravlencheskoe Konsultirovanie. no. 6 (54), pp. 61-71.
6. O razvitii malogo I srednego predprinimateVstva v Rossiiskoi Federacii [On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation]: Federal Law no. 209-FZ dated 24 July 2007, available at: http://base.garant. ru/12154854/ (Accessed 30 August 2015).
7. Peskova, O.S. (2012) Osobennosti formirovaniya I funkzionirovaniya sociaVno znacimih rinkov v ysloviah socializacii ekonomiki [Features of formation and function of social significant markets in the conditions of socialization economy], ITK "Dashkov and Ko", Moscow, Russia, 139 p.
8. Pinkovetskaia I.S. (2013) PredprinimateVstvo v Rossiiskoi Federacii: genezis, sostoyanie, perspektivi razvitiya [Entrepreneurship in the Russian Federation: genesis, condition, perspectives of development], Izdatel'stvo Ul'yanovskogo gosudarstvennogo universiteta, Ulyanovsk, Russia, 226 p.
9. Rydenko, M.N. (2011) AktyaFnie voprosi razvitiya marketinga vzamodeist-viya s pokypateliami v predprinimateVskih setyah napromishlennih rinkah [Actual questions of development marketing interaction with buyers in the entrepreneurship networks in the industrial markets], Izdatel'stvo Permskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, Perm, Russia.
10. Sistema nacionaFnih schetov. Izdanie Organizacii Obiedinennih Nacii [The system of national accounts. The Publication of The United Nations]. № R.94.XVII.4, available at: http://www.un.org/ru/publications/ (Accessed 15 March 2015).
11. Statisticheskaya klassifikaciya vidov ekonomicheskoi deyateTnosti v Evro-peiskom soobshestve [Statistical classification types of economical activity in the Europe society] (NACE 2,2), available at: http://www.info24.lv/ru/nace/sooruznija-i-stroitlni-raboti-F.html (Accessed 15 March 2015).
12. Toffler, E. (2004) Tretiya volna [Third wave], ООО "Firm «Publisher AST", Moscow, Russia, 261 p.
13. Federalinaya slygba gosydarstvennoi statistiki. Maloe I srednee predprinimatelstvo v Rossii [Federal service of state statistic. Small and medium entrepreneurship in Russia], available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ross-tat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (Accessed 10 May 2015).
14. Baumol, W.J. (1967), "Macroeconomics of Unbalanced Growth: The Anatomy of Urban Crisis", The American Economic Review, Vol. 57, no. 3, pp. 415426.
15. Clark, C. (1940), "The Conditions of Economic Progress". Macmillan, London, UK, 504 p.
16. Engel, Е. (1881), "Das Rechnungsbuch der Hausfrau und seine Bedeutung im Wirt-schaftleben der Nation". Berlin, Germany.
17. Fourastie, J. (1949), "Le Grand Espoir du XXe Siecle. Progres Technique, Progres Economique, Progres Social". Presses universitaires de France, Paris, France, 224 p.
18. Fuchs, V. (1968), "The Service Economy". N.Y., USA, 267 p.
19. Gershuny, J. (1981), "Die Okonomie der nachindustriellen Gesellschaft: Produktion und Verbrauch von Dienstleistungen". Campus Verl., Frankfurt am Main, Germany, 192 p.
SMALL-SCALE ENTREPRENEURSHiP iN RUSSiA: BASiC TYPES OF ECONOMiCAL ACTiViTY
Julia S. Pinkovetskaia
Ulyanovsk State University, 42 Leo Tolstoy Street, Ulyanovsk, 432017, Russia E-mail: [email protected]
Solving problems of management of small-scale entrepreneurship must be based on the regularities and trends in the development of small enterprises and individual entrepreneurs. The target of the research, with the results being given in the paper, was to analyze the specialization of entrepreneurship structures in various types of economic activity. Medium and specific values of such indicators as quantity and turnover of subjects of small entrepreneurship, and also quantity of their employees are discussed. Regularities and trends of function subjects of small entrepreneurship in various spheres are articulated. The structure of distribution quantity of small entrepreneurship subjects and quantity of their employees, and also trends of its change are analyzed. Goods production and service delivery in the entrepreneurial sector of economy in Russia are estimated. The stability of industrial distribution in small entrepreneurship in the recent years is shown. The features specific for various industries of national economy are defined. Service is proven to be specialized nowadays in most subjects of small entrepreneurship. The accounting and reporting is suggested to be simplified, the development of entrepreneurship in the agriculture and forestry, science researches, education, health, provision of social, communal and personal services should be optimized, and also offering principal new services should be facilitated.
Key words: small enterprises; individual entrepreneurs; quantity of employees; turnover; goods; services