Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как эффективный инструмент развития экономики'

Малое предпринимательство как эффективный инструмент развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESSES / MARKET ECONOMY / ECONOMIC BARRIERS TO MICROFINANCE / SUPPORT FOR SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова Наталья Александровна

В статье рассматриваются основы, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России, в том числе в Курской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR ECONOMIC DEVELOPMENT

The article deals with the basics, problems and prospects of development of small entrepreneurship in Russia, including in the Kursk region.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как эффективный инструмент развития экономики»

УДК 332.01

Мартынова Наталья Александровна, преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Курский институт кооперации

e-mail: Natasha-M81@yandex.ru

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в статье рассматриваются основы, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России, в том числе в Курской области.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, субъекты малого предпринимательства, рыночная экономика, экономические барьеры микрофинансирование, поддержка малого бизнеса

Martynova Natalia Aleksandrovna, the teacher of chair of economy and management, Kursk Institute of cooperation

e-mail: Natasha-M81@yandex.ru

SMALL BUSINESS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR ECONOMIC

DEVELOPMENT

Abstract: the article deals with the basics, problems and prospects of development of small entrepreneurship in Russia, including in the Kursk region.

Key words: entrepreneurship, small business, small businesses, market economy, economic barriers to microfinance, support for small business

В современных условиях экономического развития предпринимательство проявляется во всем многообразии. Особое место в этом многообразии занимает малый бизнес. Это положение определяет значимую роль различных форм малого предпринимательства в общем развитии экономики страны, так как сектор малого бизнеса существенно влияет на темпы экономического роста и определяет структуру валового национального продукта [2].

Экономическое положение любого региона, как и страны в целом более стабильно, когда активно развиваются внешнеэкономические связи, продукция, товары и услуги, производимые в рамках региона являются востребованными и выпускаются с ориентацией на конечного потребителя. Однако, при «установлении границ», экономические связи ряда крупных предприятий и

организаций, являющихся «лицом» региона ослабевают, разрываются, становится меньше рабочих мест, в бюджет поступает меньше налогов. Например, в виду недавних политических событий в Украине, Курская область была лишена многих транзитных поставок продукции, рынков сбыта. При этом крупным предприятиям сложно быстро отреагировать на изменения в экономике, на помощь должен прийти малый и средний бизнес.

Малое предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает инновационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли).

Существуют разные позиции в определении предпринимательства, в первую очередь в понимании западных и отечественных экономистов. Первые видят в предпринимательстве средство поиска новых возможностей, борьбы с установившимися ограничениями, внедрения перспективных способов производства. Западные экономисты первыми выделили предпринимательство в отдельный фактор производства, наряду с трудом, землей и капиталом. Причем этот фактор неосязаем, но обеспечивает эффективность деятельности, как умение соединять остальные факторы производства для получения высокого результата.

Российские экономисты видят предпринимательство, как новаторскую деятельность, связанную с большим риском, но вместе с тем, прибыльную деятельность, основанную на творческой активности в сфере экономики. Предпринимательство требует специфических личностных качеств.

Существуют критерии малого и среднего предпринимательства, установленные федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, которые учитывают структуру уставного капитала (для юридических лиц); предельные значения средней численности работников и предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год [3].

В отличие от зарубежных стран, в России малое предпринимательство не развивается, как однопродуктовая модель, а наоборот совмещает несколько видов деятельности; работает в условиях максимальной самостоятельности. Малый бизнес в нашей стране обладает значительным инновационным потенциалом, но в результате трудности привлечения инвестиций, они имеют низкий технический уровень.

Нестабильная ситуация в российской экономике способствует тому, что малые предприятия изначально формируются со способностью быстрого реагирования на изменения в экономике и хорошей приспосабливаемостью к любой экономической обстановке.

В Курской области число малых предприятий ежегодно увеличивается

(рис.1).

11000

10500

я 10000 я

Ü 9500 Н 9000 8500 8000

Рис. 1. Динамика числа малых предприятий в Курской области

за 2009 - 2015 годы

В Российской Федерации, в отличие от зарубежных стран, в которых малый и средний бизнес является основой экономики, не происходит достаточно масштабного развития данной сферы. Основной причиной такого положения является высокий уровень конкуренции, формирующий экономические барьеры и недостаточный уровень государственной поддержки, сопряженный с административными барьерами. Государственные органы активно работают в направлении снижения обозначенных барьеров, разрабатывают и реализуют программы развития малого предпринимательства, то есть ситуация изменяется в лучшую сторону.

В современных условиях развития экономики предприниматель обладает свободой выбора вида деятельности, то есть малые предприятия развиваются во всех отраслях.

Рассмотрим отраслевую структуру малого предпринимательства Курской области на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (табл.1).

То есть, в 2015 году в Курской области в структуре малого предпринимательства по отраслям экономики преобладает доля предприятий оптовой и розничной торговли - 32,82%. На втором месте малый бизнес в сфере операций с недвижимым имуществом - 18,54%, а на третьем месте -обрабатывающие производства - 17,84%. [4].

Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно.

Используя данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, полученные на основе выборочного метода статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий в регионах, в таблице 2 представлена региональная структура малого предпринимательства

[5].

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Годы

^Количество малых предприятий, всего

Таблица 1 - Структура малого бизнеса (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в Курской области в 2015г_

Виды экономической деятельности Число малых Доля малых предприятий в

предприятий, единиц общем числе предприятий, %

Сельское хозяйство 122 9,46

Добывающие и обрабатывающие

производства 230 17,84

Строительство 177 13,73

Оптовая и розничная торговля 423 32,82

Транспорт и связь 63 4,89

Операции с недвижимым

имуществом 239 18,54

Прочие услуги 35 2,72

Всего 1289 100,00

Таблица 2 - Структура малого предпринимательства (без микропредприятий) по субъектам РФ в 2015 году_

Федеральные округа Число малых предприятий, единиц Доля малых предприятий в общем числе предприятий, %

Центральный 79171 32,63

в том числе: 34951 14,40

- Москва

- Курская область 1289 0,53

Северо-Западный 33853 13,95

в том числе: 19739 8,13

- Санкт-Петербург

Южный 18272 7,53

Северо-Кавказский 5303 2,19

Приволжский 46843 19,30

Уральский 19978 8,23

Сибирский 27972 11,53

Дальневосточный 10386 4,28

Крымский 883 0,36

Итого по РФ 242661 100,00

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что более высокая доля малых предприятий сосредоточена в регионах России, которые отличаются высоким уровнем хозяйственного освоения территории, высоким производственным и научным потенциалом, развитой экономической инфраструктурой, то есть в Центральном, Приволжском и Северо-западном федеральных округах.

Малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент развития современной рыночной системы хозяйства в России, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприятия имеют ряд преимуществ, как в производстве продукции, так и в управлении - отсутствие жесткой иерархии, простота

коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей; себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг. Автор Киселева Е.Н. считает, что «основным преимуществом деятельности малых предприятий является их государственная поддержка..., а так же: доступность гражданам за счет небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал; возможность использования местных сырьевых ресурсов; создание новых рабочих мест;. гибкость, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса» [1, с.25].

В последние годы привлекательность малого предпринимательства немного снизилась, многие молодые люди предпочитают бизнесу государственную службу, обеспечивающую, на их взгляд, стабильность. Но без инновационных идей молодежи, эффективность развития малого бизнеса снизится. То есть встает вопрос популяризации идей предпринимательства. Необходимо не только осуществлять дальнейшую работу по обеспечению малых предпринимателей льготами в налогообложении, обеспечивать привлекательность села для развития малого бизнеса, но и менять сознание. Региональная власть, научное сообщество и бизнес сообщество должны тесно взаимодействовать.

Государственные программы по развитию регионов ставят во главу угла работу по импортозамещению, а также делают упор на развитие тех видов деятельности, которые имеют сырьевую базу в регионе, но требуют и привлечение средств инвесторов. Для того чтобы инвестор вкладывал свои средства, регион должен показать ему политическую стабильность, наличие высококвалифицированных кадров, отсутствие бюрократических барьеров, обеспечить льготы по налогообложению. Регион должен позиционировать себя на различных предпринимательских площадках, чтобы о нем узнали инвесторы.

Курская область имеет огромный потенциал своего развития, который не остается без внимания на федеральном уровне. Министр сельского хозяйства РФ А.Н. Ткачев в одном из выступлений, назвал Курскую область «житницей России», так как в 2015 - 2016 гг. в области были достигнуты высокие показатели по сбору зерновых культур. Но все что производится в Курской области должно здесь же перерабатываться. Вышесказанное обеспечит создание новых рабочих мест и развитие обслуживающих направлений, которыми может заняться малый и средний бизнес. Это способствует созданию еще большего числа малых предприятий, имеющих возможность выпускать продукцию не только по своим видениям ее перспективности, но и по специальным заказам.

Малое предпринимательство в Российской Федерации имеет все возможности для динамичного развития, но испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Список литературы:

1. Киселева Е.Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие. - М.: изд. «Вузовский учебник», 2008. -192с.

2. Купрюхина Л. И.. Региональные особенности развития малого бизнеса. Сборник статей МНПК «Социально-экономическое развитие депрессивных регионов», Владикавказ, сентябрь,2008г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://storage.mstuca.ru/handle/123456789/6023.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144.

4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Курской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kurskstat.gks.ru.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистки РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.