Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в условиях циклического развития'

Малое и среднее предпринимательство в условиях циклического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базулин А. В.

В статье рассматривается проблема малого и среднего предпринимательства в РФ в условиях цикличного развития, в то время как ранее говорилось об этом лишь с позиции экономического роста. Это позволяет более точно представить содержание этого процесса и высказать рекомендации по преодолению здесь негативных последствий финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в условиях циклического развития»

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.В. БАЗУЛИН,

старший преподаватель, Южный Федеральный Университет, Институт архитектуры и искусств, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема малого и среднего предпринимательства в РФ в условиях цикличного развития, в то время как ранее говорилось об этом лишь с позиции экономического роста. Это позволяет более точно представить содержание этого процесса и высказать рекомендации по преодолению здесь негативных последствий финансового кризиса.

Ключевые слова: предпринимательство; экономический цикл; факторы экономического роста; конкурентоспособность; финансовый кризис

Коды классификатора JEL: L26

В России о развитии теории предпринимательства можно говорить с начала 90-х годов, когда были осуществлены первые шаги в области приватизации. Теория предпринимательства в Российской экономической науке в значительной степени опирается на положения, выдвинутые такими учеными, как П.Ф. Друкер., Р. Коуз., Й. Шумпетер., Ф. Хайек., М. Фридмен., М. Портер, А. Маршалл [2, 3, 11, 9, 8, 6].

Российская теория предпринимательства уникальна, хотя бы потому, что в нашей стране произошел резкий переход от административно-командной системы управления к рыночной экономике в обстановке полномасштабного, длительного и системного кризиса всего общества. Это наложило неповторимый отпечаток на развитие российского предпринимательства, заставило ученых-экономистов, социологов, правоведов определить свое отношение к предпринимательству, которому давались далеко неоднозначные оценки [4, 12, 1].

Однако все еще остаются вопросы, которые не получили достаточного обсуждения. До сегодняшнего времени предпринимательство — малое и среднее — рассматривалось в ситуации, которая характеризовалась стабильным экономическим подъемом. У многих сложилось впечатление, что так будет происходить и дальше. Не принималось во внимание то, что речь идет о рыночной экономике, для которой характерно циклическое развитие [10]. Уверенность в том, что движение будет происходить по восходящей траектории, усиливалось многими социально-политическими высказываниями, в частности, руководством страны. В первой половине 2008 года многие предприниматели считали, что положение в экономике можно оценивать как благоприятное.[7]. Это нашло отражение и в долгосрочных социально-экономических планах развития нашей страны, разработанных соответствующими министерствами и ведомствами, включительно до 2025 года. В периодической печати (в журналах «Вопросы экономики», «Экономист», «Российский экономический журнал» 2005-2008 годов издания) проблема циклического развития экономики и возможность экономического кризиса в нашей стране практически не рассматривалась.

На развитие малого и среднего бизнеса большое влияние оказывает социальнополитическая ситуация, которая складывается в связи с наступлением кризиса в регионах. По результатам оценки социально-экономического развития, (принимались во внимание индекс промышленного производства, физический объем работ в строительном комплексе, темпы роста объемов розничного товарооборота в сопоставимых ценах и т. д.) регионы страны можно условно, на начало 2009 года, подразделить на регионы с худшим, удовлетворительным и стабильным состоянием.

В наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов Российской Федерации, как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Челябинская области. Во всех регионах данной группы промышленное производство в февра-

© Базулин А. В., 2009

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ле 2009 года по отношению к февралю 2008 года снизилось более чем на 21,8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13,2%). Потребление электроэнергии снизилось больше, чем в среднем по России (на 4,8%). Строительство снизилось более чем на четверть (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ снизился на 20, 7% по отношению к февралю 2008 года). Объем розничного товарооборота в феврале 2009 года снизился в 6 из 7 регионах данной группы, это в 3 раза больше, чем в среднем по России (в январе 2009 года снижение показателя отмечено лишь в 3 регионах).

Несколько менее тревожное положение в группе из 46 регионов, где развитие оценено как удовлетворительное.

В группу же с неудовлетворительным состоянием вошли 29 регионов (в частности, Республика Башкортостан, Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Свердловская и Тюменская области). В 27— из них отмечено снижение промышленного производства, превышающее в 20 раз аналогичный показатель по стране. В 24 из них отмечено снижение потребления электроэнергии. Рост промышленного производства наблюдался лишь в Белгородской и Новосибирской областях (на 4% и 1,2% соответственно). Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», наблюдалось в 23 из 29 данной группы регионов. Стабильное состояние экономики наблюдалось лишь в 13 регионах страны.

Если говорить об отдельных отраслях, то в начале 2009 года спад промышленного производства наблюдался в 66, а падение объемов строительных работ в 55-и субъектах РФ.

Такая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионах страны, заставляет соответствующие органы определиться как с общими, так и с конкретными направлениями активизации малого и среднего бизнеса. В первую очередь, внимание должно быть обращено на оказание помощи тем регионам, которые характеризуются наихудшим состоянием экономики.

Проведенное, с целью изучения состояния субъектов малого предпринимательства, обследование муниципальных образований Ростовской области Краснодарского и Ставропольского краев в 2007 г. (были обследованы муниципальные образования в сельской местности и в отдельных городах) показало, что предприятия малого бизнеса в основном функционируют в сфере торговли и общественного питания. Удельный вес таких предприятий составил 50-70%. Парадоксально, но даже в сельской местности предприятия малого бизнеса больше представлены в сфере торговли, чем в сельскохозяйственном производстве.

Анализ общих проблем развития предпринимательства в отдельных отраслях позволит лучше представить, что должно делать государство и субъекты федерации по активизации предпринимательства. В стране существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные, многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказание различных услуг), но на самом деле занимающихся торговопосреднической деятельностью как основной. Примерно такое же положение у предприятий и организаций, относящихся к среднему бизнесу.

Одна из причин такой ситуации кроется в отсутствии достаточного для становления на рынке стартового капитала, средств развития материальной базы. В данной ситуации необходимо разработать среднесрочную федеральную программу по развитию материально-технической базы малых и средних предприятий, ориентированных на сферу производства. Сегодня они во многом зависят от поставок машин, оборудования, инструмента из-за рубежа. Так, 70-80% потребностей в этих продуктах удовлетворяются за счет дорогостоящего импорта.

По-прежнему существуют значительные проблемы у малого предпринимательства, связанные с необходимостью применения контрольно-кассовой техники. Затраты на покупку контрольно-кассовой техники составляют в среднем 16 тысяч рублей, плюс техническое обслуживание; в совокупности затраты составляют около 26 тысяч рублей в год. Периодически возникающая необходимость ремонта контрольно-кассовой техники фактически останавливает деятельность субъектов хозяйственной деятельности в удаленных территориях на весь срок ремонта — до 12 дней, из которых до 3 дней занимает оформление разрешительных документов в инспекциях налоговой службы. На многих машиностроительных предприятиях должно быть организовано производство по выпуску таких типов техники, различных видов деталей и узлов для сборочных предприятий и ремонтных мастерских. Это же следует сказать и о производстве малогабаритного торгового оборудования, различных видов оборудования для общепита. Производственные мощности

промышленных предприятий, которые не используются ввиду финансового кризиса, надо направить на производство такой техники, используя принципы мотивации и стимулирования для предпринимателей, желающих работать в этих направлениях бизнеса. На основе существующей системы арендных торгов передавать в долгосрочную аренду предпринимателям неэффективно используемые производственные площади и оборудование, используя приемлемые и эффективные условия арендных договоров.

Активная поддержка малого и среднего бизнеса должна осуществляться в тех направлениях, где были достигнуты наибольшие успехи. К их числу относится строительство, которое в 2008 г. достигло высоких результатов, и они могли быть еще значительней, однако многие строительные объекты не доводятся до уровня их эксплутационной готовности (сдача заказчику стройварианта). Существующая практика выполнения строительных работ ущемляет интересы государства и легализует здесь имеющийся произвол, что снижает качество объекта в целом.

Строительные компании, связанные с дольщиками, должны в своих договорах предусматривать выполнение полного объема отделочных работ, сдачу объекта под ключ. Надо идти и по линии создания предприятий и организаций, выполняющих самостоятельно весь объем отделочных работ. Это станет возможным, когда муниципальные органы власти смогут инициировать и принимать финансовое участие в создании здесь акционерных предприятий.

Развитие предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства сдерживается тем, что государство в течение многих лет не оказывает достаточную поддержку фермерам. Во всех развитых странах государство поддерживает уровень цен на продукцию фермеров, что позволяет им рассчитывать на определенную рентабельность производства. Но не следует забывать и об определенной направленности производства сельскохозяйственных культур в различных регионах страны, связанную как с условиями произрастания, так и с научно обоснованными рекомендациями. Рыночные отношения и спрос на определенную продукцию растениеводства заставляют сельхозпроизводителя игнорировать стадию севооборота, что ставит под угрозу долгосрочные планы развития сельхозпроизводства. На это государству через существующие органы следует обращать особое внимание. В 2008 году фермеры восточных и южных районов страны были вынуждены продавать зерно значительно ниже себестоимости. И только после принятия некоторых правительственных решений о повышении уровня цен на зерно наметилось улучшение положения. Подобная ситуация характерна и для других продуктов растениеводства.

Требуется реформирование всей системы отношений между производителем-продавцом и покупателем-потребителем. Государству следовало бы регулировать количество посреднических функций, выполняемых предпринимательскими структурами, получение ими за это неоправданно высоких доходов. Цены на продукцию завышаются на стадии реализации, и это касается не только сельскохозяйственной, но и промышленной продукции. И первые шаги в этом направлении были сделаны уже в конце 2005 года, выразившиеся в принятии рада федеральных законов. В частности, закона, регламентирующего деятельность государственных муниципальных образований в области закупочной деятельности. На сегодняшний день, исходя из анализа сложившейся практики в данной области, можно сказать, что предприятия-производители практически не участвуют в реализации своего продукта самостоятельно. По-прежнему существуют сети посреднических структур. Они, закладывая в стоимость товаров свои интересы, принимают участие в торгах по реализации продукции. Это только увеличивает стоимость таких товаров на рынке, но не отражается положительно на развитии товаропроизводителя. Чтобы переломить сложившуюся здесь ситуацию, государству необходимо оказывать целевую поддержку среднему, а в особенности малому бизнесу в направлении подготовки квалифицированных кадров как экономического, так и юридического направлений. Законодательно закрепить возможность государственным и муниципальным заказчикам устанавливать преференции для производителей продукции при проведении закупок через открытые торги. Необходимо создавать акционерные предприятия, участниками которых должны быть как сами производители, так и государство, — в тех случаях, когда речь идет о реализации исключительно востребованной для потребителя продукции.

В ходе изучения функционирующих в сельской местности предпринимательских структур было установлено, что наибольшее опасение вызывает падающая платежеспо-

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

собность населения. Затрудняет дальнейшее развитие слабое правовое обеспечение деятельности предприятия, а также отсутствие доступа к финансовым ресурсам.

Существует низкая активность организаций, представляющих малый и средний бизнес в области экспорта продукции. Еще задолго до кризиса опрос среди руководителей предпринимательских структур выявил общую картину: от 80% до 100% опрошенных предпринимателей не поставляют свою продукцию на экспорт и не планируют это делать в ближайшее время. Наступление финансового кризиса и его распространение по стране сделает экспорт продукции российских предпринимателей несбыточной мечтой на длительный период времени. Это осложняется тем, что отечественное предпринимательство остается ориентированным, в своей основной массе, не на сферу производства.

Как же расценивают предприниматели факторы, сдерживающие их развитие, в плане экспорта продукции? На первом месте трудности с оформлением экспортных операций. На втором — незнание таможенных процедур оформления документов и высокая степень затратности их прохождения.

Принимая во внимание, что в нашей стране будет реализовываться инновационная модель в экономике, необходимо развивать малое и среднее предпринимательство в среде научных исследований, опытно-конструкторских и проектных разработок. Имеющийся потенциал практически не используется в силу направленности бизнеса на реализацию краткосрочных проектов, отсутствие финансирования работ, которые могли бы в будущем приносить существенный доход. Эта проблема может быть решена не только в прикладных отраслях, но и в фундаментальных науках при условии реализации различных форм сотрудничества с предпринимательскими структурами.

Осуществление малого и среднего предпринимательства во многом зависит от кредитования юридических лиц, занятых в этом сегменте экономики. С января 2009 года происходит постоянное снижение объемов кредитов. Оно было зафиксировано в 41 субъекте РФ. При этом наибольшее снижение имело место в регионах с наихудшим и неудовлетворительным состоянием и ситуация продолжает ухудшаться. Одновременно наблюдается рост задолженности по кредитам; соответственно, увеличивается доля процентной задолженности (она увеличилась в 79 субъектах РФ).

Анализ экономической статистики в указанных выше регионах показывает, что принятые правительством меры по либерализации кредитной политики для малого и среднего бизнеса не оказали существенного влияния на улучшение ситуации [5].

Экономический кризис и выход из него делает настоятельным разработку государственной концепции развития предпринимательства. Необходимо обеспечить условия, в которых развитие предпринимательства осуществлялось по восходящей траектории. Для оценки развития могут использоваться следующие показатели: количество предпринимателей на 1000 человек населения; величина налогов, поступающих от предпринимательских структур; обеспеченность территории произведенным продовольствием. Обязательно обеспечить общедоступность и правдивость таких показателей, доступность для понимания и обоснованность политических и экономических решений, принимаемых в целях развития предпринимательства, а главное, — публичное освещение результатов этих решений.

Заслуживает отдельного исследования проблема коррупции, так как она носит не только экономический, но и политический характер. Коррупция подрывает основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, уничтожает возможность ведения нормального диалога между властью и бизнесом. В условиях кризиса происходит увеличение объема взяток в региональной экономике. Развитые и зрелые предприниматели, в отличие от начинающих, платят «по графику», учитывая эти выплаты в своих финансовых планах, в том числе, в связи с периодически возникающими проблемами продления лицензий, получения разрешений, государственных заказов, создания инфраструктуры для расширения бизнеса.

Следует формировать ситуацию для ограничения последствий финансового кризиса, определить комплекс мер и этапы выхода из него. Такой процесс пока сдерживается медлительностью органов на всех уровнях управления. Знакомство с той оценкой, которую дают руководители муниципалитетов в некоторых регионах РФ, позволяет сделать выводы о поверхностном взгляде, который имеется на сегодня у них по поводу финансового кризиса.

В сложившейся ситуации исключительную роль в активизации предпринимательства по всем направлениям должно сыграть государство: экономическом (смягчение налоговой нагрузки), правовом (упрощение процедур образования предпринимательской структуры), информационном (реклама), организационном (выбор наиболее эффективных форм

деятельности). До настоящего времени действия государства не были системными и не всегда реализовывались на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин Л.М. Россия 2015: оптимистический сценарий. — М. ММВБ. 1999.

2. Друкер П. Бизнес и инновации. — Вильямс, 2007.

3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — Новое издательство. 2007.

4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5. Министерство регионального развития. «Доклад о социально-экономическом положении субъектов РФ в феврале 2009 года.

6. Портер М. Конкуренция. — Вильямс, 2002.

7. ФГУ «Аналитический центр при Правительстве РФ» Деловая активность строительных организаций в 3-м квартале 2008 года., Итоги обследования деловой активности организаций оптовой торговли России за 2-й квартал 2008 года., Финансовые результаты работы организаций промышленности в январе-июне 2008 года.

8. Фридмен М. Если бы деньги заговорили. — Дело.1999.

9. Хайек Ф. Дорога к рабству. — Новое издательство. 2005.

10. Харрод Р.,Хансен Э. Классики неокейнсианства: В 2-х т. — М. Экономика. 1997.

11. Шумпетер Й. История экономического анализа. — Дело.1999.

12. Ясин Е.Г. Модернизация и общество. — М.: ГУ ВШЭ, 2007.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.