КРУГЛОВ О.В.
Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета,
соискатель, e-mail: [email protected]
малое и среднее предпринимательство как основа развития муниципальных образований в условиях мирового
экономического кризиса
Рассмотрены факторы и приоритеты развития малого и среднего предпринимательство в системе муниципальных образований в условиях мирового экономического кризиса
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; муниципальное образование; мировой экономический кризис
Коды классификатора JEL: R11 R 58
Мировой экономический кризис, разразившийся в августе 2008 года, косвенно или напрямую коснулся многих россиян, всех без исключения предприятий, организаций и учреждений страны. Уменьшается количество заказов, заканчиваются ресурсы для работы, усложнилось обеспечение оборотными средствами, уменьшаются объемы производства, сокращается численность работников, начались задержки с выплатой заработной платы, растет безработица (по официальным данным в декабре 2008 года число безработных в нашей стране составило 1,3 млн. человек).
Мировой экономический кризис напрямую коснулся также и муниципальных образований нашей страны, организация деятельности которых с 1 января 2009 года полностью подчинена требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ, знаменуя тем самым завершение важнейшего этапа муниципальной реформы.
Таким образом, окончание переходного периода в реформировании местного самоуправления практически совпало с началом мирового экономического кризиса.
Позитивно оценивая в целом результаты реформы местного самоуправления, следует, тем не менее, отметить нерешенные проблемы в организации деятельности местных органов власти.
В.В. Путин в своем выступлении на общероссийском совещании советов муниципальных образований РФ (октябрь 2007 года) отметил необустроенность и слабую социальную инфраструктуру значительного количества поселений, низкое качество коммунальных услуг, недостаточность собственных доходов значительного числа муниципальных образований. По отчетам Счетной палаты известно, что 95% муниципальных образований России являются дотационными.
Жилье в муниципальных образованиях практически не строится, а большая часть членов местных сообществ обитает в условиях, которые унижает их человеческое достоинство.
Не достигнуто четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти, в том числе между муниципальными районами и поселениями.
Не достигнуто соответствие экономической базы муниципальных образований с объемом их полномочий, несмотря на существенное увеличение финансовой поддержки муниципальных образований за счет приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ. Не решены вопросы муниципальной собственности на землю, сокращается состав муниципального имущества.
Несмотря на то, что в сельской местности органы местного самоуправления приближены к населению, но их нищенская экономическая база только дискредитирует местную власть [1].
Дело осложняется тем, что по оценке Министерства финансов РФ в 2009 году консолидированный бюджет субъектов РФ потеряет порядка 700 - 800 миллиардов рублей из-за сокращения спроса на продукцию предприятий, снижения прибыли и, как следствие, налога на прибыль. В связи с этим может существенно сократиться финансовая поддержка муниципальных образований со стороны субъектов Федерации.
Кризисное состояние муниципальных образований заставляет их руководителей искать и находить направления деятельности, способствующие выживанию в новых условиях. Одним из таких направлений является поддержка малого и среднего предпринимательства.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
Малое и среднее предпринимательство является важнейшей составляющей мировой экономики. Оно насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, во многом решает проблему занятости, способствует выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, содействует развитию муниципальных образований [2].
Развитие малого и среднего предпринимательства на Западе рассматривается как важное стратегическое направление оптимизации производства, его размещения и эффективности, вот почему правительства этих стран уделяют ему постоянное, большое внимание.
Число малых предприятий на 1 тысячу жителей в странах Европейского Союза и Японии составляет 40-45, в США - более 79 (в России всего лишь 6). Свое дело в России имеет 10-15% населения, тогда как в США и в Европе 50-60%. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70% (в России 11%). Доля вклада малых и средних предприятий в ВВП в европейских странах составляет более 50% (в России менее 10%) [3].
Из этих примеров видно, что уровень развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране значительно ниже показателей цивилизованных стран, также как и его влияние на развитие экономики страны в целом.
Для России развитие малого и среднего бизнеса важно не только в экономическом, но и в политическом плане, т.к. этот процесс может стать основой становления среднего класса и гражданского общества в России.
В своей предвыборной кампании Д. Медведев много внимания уделил вопросу развития среднего класса в России. К 2020 году он предлагал увеличить численность населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве, до 70%. Малый и средний бизнес, с его точки зрения, будет способствовать преодолению экономического кризиса: росту производства, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, повышению потребительского спроса, формированию среднего класса, развитию подлинной здоровой конкуренции.
Одним из первых указов Д.Медведева после вступления в должность был Указ от 15 мая 2008 года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Содержание Указа направлено на устранение препятствий для развития малого и среднего предпринимательства, сокращение всякого рода проверок и требований при открытии бизнеса, упрощение учета и отчетности и т.д. Бизнес должен быть защищен юридически, имел наименьшее количество поводов обращаться в суд и к адвокатам.
По этому Указу предполагалось принять целый ряд законов РФ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
В развитие идей этого Указа уже приняты следующие федеральные законы:
«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса», закон, касающийся финансовой поддержки сельхозпроизводителей, закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального надзора, закон о внесении изменений порядка лицензирования отдельных видов деятельности и др.
С другой стороны Д.Медведев призвал сам бизнес вести себя ответственно, во время платить налоги, строго соблюдать законодательство, не коррумпировать правоохранительные органы.
Все эти меры, по мнению Д.Медведева, должны быть направлены на создание в стране нормального делового, инвестиционного климата, устранение административных препятствий развитию предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса Д.Медведев рассматривает как способ возрождения страны. Даже, если в него будет вовлечено не 70% населения, как на Западе, а 40-50%, то это уже будет свидетельствовать о коренных изменениях в лучшую сторону.
Проблемы развития малого бизнеса в нашей стране обсуждались на заседании Президиума Госсовета в Тобольске в марте 2008 года.
По итогам заседания Президент Российской федерации подписал Указ от 14 мая 2008 года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Правительству страны предложено в 2-х месячный срок разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматри-
вающих решение проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства. Такие проекты были разработаны и внесены для рассмотрения в Государственную Думу РФ.
Всего в Государственной Думе сегодня рассматриваются четыре законопроекта, подготовленные Правительством РФ, позволяющие ослабить административное давление на малый и средний бизнес и способствующие его развитию:
1. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части исключения внепро-цессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок объектов малого предпринимательства».
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты о лицензировании, страховании гражданской ответственности».
4. «О внесении изменений в отдельные законы об обеспечении замены обязательной сертификации декларированием ответственности».
Принятие и вступление в силу предлагаемых законов намечено на 2009 год.
Принятие этих законов позволит упростить процедуру проверки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса и сократить число самих проверок.
Ежегодно различные органы России осуществляют более 20 млн. проверок, причем это без учета налоговых проверок.
На заседании Президиума Правительства РФ в июле 2008 года В.Путин сообщил, что федеральный бюджет ежегодно тратит более 160 миллиардов рублей на различные проверки предпринимательской деятельности. Кроме того, «неформальные расходы» предпринимателей при проведении проверок во много раз превышают эту сумму. Он сказал, также, что должны быть отменены так называемые внепроцессуальные права органов внутренних дел по контролю предпринимательской деятельности.
Минэкономразвития предполагает ограничить время проверок малого и среднего предпринимательства:
- 70 часов на предприятиях, с численностью работающих до 100 человек;
- 15 часов на предприятиях, где работают менее 15 человек.
При этом плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в год. Проводить первую плановую проверку будет позволено только спустя три года после создания фирмы.
Основание для внеплановой проверки будет служить информация о возникновении угрозы жизни и здоровья людей, а также о нанесении ущерба окружающей среде или возникновении аварийных ситуаций. Внеплановые проверки будут возможны только с согласия прокурора.
Для открытия бизнеса достаточно будет заполнить форму уведомления о ведении бизнеса и отправить ее в государственный орган по почте (такой порядок устанавливается для сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг, гостиничного бизнеса, небольших транспортных перевозок).
Эти законы призваны также упорядочить отношения предпринимателей с правоохранительными органами. Ранее даже рядовые милиционеры имели право проверять и изымать документы у предпринимателей. Теперь из закона «О милиции» планируется исключить главу об этих полномочиях милиции. Решение о необходимости проверок будут принимать не рядовые сотрудники милиции, а следователи. Вместо изъятых правоохранительные органы обязаны будут оставлять предпринимателям заверенные копии документов, что позволит им продолжать работу в течение всего времени проверки.
Третий законопроект отменяет лицензии для морских и речных перевозок, услуг почтовой связи и погрузо-разгрузочной деятельности. Достаточно будет застраховать ответственность за ущерб перед третьими лицами, что представляется намного эффективней, чем получение лицензии. В тех сферах, где лицензия сохраняется, предпринимателям предоставляется возможность продлить лицензию на 5 лет, если за предыдущий период не допускалось грубых нарушений.
Четвертый законопроект предусматривает максимальное сокращение продукции, подлежащей сертификации. Сегодня в России сертифицируется 85% продукции, в то время как в Европе - не более 15%. Предполагается составить новый сокращенный список продуктов, подлежащих сертификации. Обязательная сертификация оставляется лишь для тех видов продукции, несо-
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
ответствие которых требуемым нормам может угрожать жизни, здоровью людей или окружающей среде (детское питание, опасное оборудование, автомобили и др.).
Развитию малого предпринимательства в России мешает также чрезмерно обременительная процедура регистрации и последующего ведения сложной отчетности. В связи с этим в ближайшие годы предполагается внедрить электронный оборот документов, при котором физические и юридические лица будут иметь возможность прямо со своего рабочего места или из дома отсылать налоговую, бухгалтерскую отчетность, заключать договоры и отслеживать все этапы прохождения документов в государственных и муниципальных органах. Такой способ обращения предпринимательской документации, по мнению Д. Медведева позволит устранить многие административные барьеры, сделать деятельность предпринимателей более прозрачной, а саму сферу деятельности менее коррупционной. Для выполнения этой программы планируется подготовить соответствующие регламенты, содержащие перечни вопросов государственных и муниципальных органов власти, касающихся предпринимательства, а также должностные инструкции государственных и муниципальных служащих, предусматривающие обязанности, права и ответственность должностных лиц в новых условиях.
С целью безусловного выполнения требований новых законов, в субъектах Федерации разрабатываются механизмы, направленные на сокращение числа административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства: создаются реестры субъектов малого предпринимательства; разрабатываются региональные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы, а также муниципальные программы развития малого бизнеса; из бюджетов субъектов Федерации выделяются средства на поддержку малого бизнеса; создаются новые формы поддержки малого и среднего бизнеса, такие как региональные государственные унитарные предприятия «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства», в районах и городах создаются советы по поддержке малого предпринимательства и т.д. В частности, в Ростовской области создаются технопарки на базе образовательных учреждений начального профобразования, где учащиеся начального и среднего профессионального образования приобретают не только профессиональные знания, но и знания по основам ведения предпринимательской деятельности. На специальном оборудовании учащиеся получают производственный опыт и в дальнейшем идут работать в малый бизнес. Так предпринимательский проект по изготовлению производственной мебели позволил 17% учащихся трудоустроиться в соответствующие фирмы. В сельских районах учреждаются агротехпарки, где учащиеся получают навыки работы на предприятиях агропромышленной сферы.
В Самарской области, с учетом опыта Московской области, рассматривается возможность создания «скорой предпринимательской помощи», когда создается мобильная команда юристов и экономистов, оказывающих скорую адресную консультативную помощь предпринимателям.
В Ульяновской области ведется активная работа по разработке новых и корректировке действующих законов области, способствующих созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
В Мурманской области разработан план внеочередных мероприятий по смягчению влиянии мирового экономического кризиса. План предусматривает еженедельный мониторинг социально-экономической ситуации в регионе, оптимизацию численности государственных и муниципальных служащих и снижение расходов на их содержание, перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение (пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства, возможность предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса недвижимого имущества на льготных условиях и др.
Власти Тверской области оказывают поддержку строительному комплексу, содействуют сдаче в эксплуатацию домов высокой степени готовности, производству стройматериалов.
В Томской области укрепляются давнишние деловые связи с Германией, формируется база данных о людях, попадающих под сокращение, разрабатываются планы переквалификации и трудоустройства, повышается уровень адресной социальной защиты населения и т.д.
В Ивановской области проводится мониторинг платежеспособности предприятий, проводится политика невмешательства власти в коммерческие планы предприятий, повышаются требования к соблюдению налоговой дисциплины.
В Челябинской области подготовлены и направлены в муниципальные образования рекомендации по разработке антикризисных мер, в которых предусматривается запрет на увеличение штатной численности муниципальных служащих; прекращение приема новых сотрудников в органы местного самоуправления; ужесточение затрат на автотранспорт, связь, канцелярские
товары; продолжение работы по объединению сельских поселений в целях создания экономически сильных муниципальных образований и т.д.
В Хабаровском крае совершенствуется практика размещения муниципальных заказов, ускоряется процесс перевода муниципальных учреждений в разряд автономных, совершенствуется структура управления строительным комплексом, пересматриваются строительные программы с целью придания им ярко выраженной социальной направленности и т.д.
Большое значение для муниципальных образований имеет развитие малого и среднего бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Реформа ЖКХ практически началась в 1991 году с момента принятия закона о приватизации жилищного фонда. С принятием закона начался переход отрасли на рыночные отношения, перевод ЖКХ на полную окупаемость. Однако, население не в состоянии было нести такую финансовую нагрузку, да и повышение тарифов не приводило к повышению качества предоставляемых услуг. Сегодня сложилось четкое понимание, что нельзя перекладывать проблемы реформирования отрасли целиком на граждан. Необходима организация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в таких направлениях как водоснабжение и канализация, теплоснабжение, энергосбережение, утилизация отходов, строительство и содержание дорог др. Именно здесь наиболее эффективным является партнерство властных структур с малым и средним бизнесом. Комплекс мер государственной поддержки реализуется в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Создан Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Действующие структуры в виде РЭУ, ЖЭУ, РЭП и др. нуждаются в серьезной модернизации. Необходимо создавать небольшие специализированные предприятия, занимающиеся уборкой территорий, содержанием зеленых насаждений, содержанием электрического хозяйства и др. Финансирование деятельности таких предприятий может осуществляться за счет государственного и местных бюджетов, а также средств самого населения.
В условиях мирового экономического кризиса особое значение приобретают социальные функции малого и среднего бизнеса. Не секрет, что сам кризис явился результатом недостаточного внимания или игнорирования социальной сферы и потребительского сектора экономики.
В создавшихся условиях развитие малого и среднего бизнеса позволит решать следующий перечень социальных задач:
1. Возрождение объектов социальной защиты, оздоровления населения и прежде всего детей.
2. Снижение социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест и расширению занятости, повышению уровня жизни населения и сокращению на этой основе значительных, неоправданных различий в уровне доходов, разрешению социально-трудовых конфликтов.
3. Преодоление социального иждивенчества, развитие предпринимательских и творческих способностей населения.
4. Формирования нового типа собственников и предпринимателей, составляющих основу среднего класса, выполняющих роль социального стабилизатора и являющихся естественной опорой социально ориентированного рыночного хозяйства и демократического общества (3).
По прогнозам экономистов глобальный экономический кризис в нашей стране продлится до 2010 года. До этого времени предполагается рост инфляции до 12-13% , ожидается рост безработных до 2,5-3 миллионов человек, рост цен на продукты, товары и услуги.
Учитывая эти тревожные прогнозы, муниципальные образования как органы власти наиболее приближенные к народу, должны сделать все зависящее от них для поддержания и дальнейшего повышения уровня жизни членов местных сообществ. Этого можно достичь совместными усилиями местных и региональных органов власти. Одним их основных направлений деятельности органов местного самоуправления в этой части является развитие малого и среднего предпринимательства во всех сферах экономики включая производство товаров, производство услуг, инновационный бизнес и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеенко Е.А. Зарубежный опыт в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. \\ Труды юридического факультета
Ставропольского государственного университета. Ставрополь: Сервисшкола, 2007. Вып. 14.
2. Стенограмма заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации РФ 20 октября 2008 года.
3. Тетерин В.Н. Малый бизнес - материальная основа самоуправления \\ Интернет. Сайт www.
samoupravlenie.ru
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2