Научная статья на тему 'Малая проза Николая Габышева'

Малая проза Николая Габышева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
374
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никифорова Кюннэй Николаевна

Эволюция жанра рассказа в литературе Якутии имеет немало общего с развитием малого жанра в национальных литературах России и в то же время обладает своими специфическими особенностями, изучение которых представляет актуальнейшую исследовательскую задачу. В настоящей статье рассматривается новеллистическое творчество одного из лучших мастеров жанра рассказа в якутской литературе Н.Габышева и, в частности, внутрижанровая типология его малой прозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малая проза Николая Габышева»

УДК 82.0:801.6 8-21/-9(571.56)

Малая проза Николая Габышева

(К проблеме жанровой дифференциации)

К.Н. Никифорова

Эволюция жанра рассказа в литературе Якутии имеет немало общего с развитием малого жанра в национальных литературах России и в то же время обладает своими специфическими особенностями, изучение которых представляет актуальнейшую исследовательскую задачу. В настоящей статье рассматривается новеллистическое творчество одного из лучших мастеров жанра рассказа в якутской литературе Н.Гябышева и, в частности, внутрижанровая типология его малой прозы.

The evolution of the short-story genre in the Yakut literature has much in common with the development of that genre in the national types of literature in Russia. And at the same time it has the specific features of its own. So the study of which represents the most actual task of research. The artistic work of Nikolay A. Gabyshev is one of the brightest andpeculiar pages in the Yakut literature ofthe second halfof the century. Language, characters, atmosphere of action in the works of N. Gabyshev is ofdeep national style. From the point of view of the analysis of the artistic work, andfrom the theoretical position of the study of the nature of genre as well, N. Gabyshev is very actual.

Более чем за вековую историю развития якутская литература прошла сложный и своеобразный путь развития, накопила значительный художественный опыт, обогатилась новыми жанрами. Немалую роль в становлении и формировании якутской прозы сыграли малые эпические формы. Рассказ в силу таких своих качеств, как мобильность, цикличность, активизирует эпическое начало.

Литературный процесс второй половины XX века не может быть изучен и понят в полном объеме без учета в нем места жанра рассказа.

История развития рассказа требует своего изучения и осмысления, поскольку каждый новый этап в его эволюции имеет свою специфику, сопровождается су щественными трансформациями жанровых форм. Анализ жанровой специфики рассказа позволит выйти к более широким закономерностям развития прозы второй половины XX века. Эволюция рассказа в литературе Якутии имеет немало общего с развитием малого жанра в национальных литературах России и в то же время обладает своими специфическими особенностями, изучение которых представляет актуальнейшую исследовательскую задачу.

Художественные достижения литературы Якутии в этом жанре несомненны. На протяжении последних десятилетий наблюдается количественный рост опубликованных в периодике и в различных

НИКИФОРОВА Кюннэй Николаевна, ст. преподаватель кафедры русского языка и литературы Саха государственной педагогической академии

сборниках произведений малой эпической формы, появляются все новые имена писателей-рассказчи-ков, происходят интенсивные поиски жанровых форм. Значительные успехи жанра свидетельствуют о расширении его художественных возможностей. На каждом этапе своего развития жанр рассказа позволял увидеть единство литературного процесса в республике, когда его деятелями становились писатели, писавшие как на якутском, так и на русском языках, возрождавшие, обновлявшие этот жанр. Его расцвет в литературном процессе республики связан с именами таких якутских прозаиков, как А. Кюндэ, Н. Неустроев, П. Ойунский, Софр. Данилов, Н. Габышев, Н. Чисхан и др.

Расцвет жанра рассказа в якутской литературе, восхождение на высоты литературы связан со временем «оттепели», в 50-60-е годы, ставшие переломными для советского общества. Современная тематика - жизнь села, подвиги на фронте, демократические перемены в жизни общества - разрабатывались именно в рассказе, в той жанровой форме, которая оперативно отражала и осмысливала свершающиеся общественно-психологические сдвиги. В произведениях этого периода писателей интересует не некий условный образ героя, а человек с совершенно новых позиций. Несколько раньше человек с его душевными переживаниями был отодвинут на второй план.

Вопросы становления и формирования жанра рассказа в литературе Якутии в общем контексте развития эпических жанров рассматривались в работах Г Боескорова, Ю. Проюпьева, Д. Бурцева, Е. Федорова, В. Окороковой.

МАЛАЯ ПРОЗА НИКОЛАЯ ГАБЫШЕВА (К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ)

Литературоведами Якутии немало сделано в области изучения истории и теории жанра, систематизации его жанровых структур. Но рассказ второй половины XX столетия как самостоятельная жанровая структура и его существенные жанровые трансформации еще не становились предметом специального исследования.

Рассказ, как известно, является одним из стержневых жанров эпики, и лицо якутской прозы на начальных этапах его развития определялась успехами именно этого жанра. Рассказ предоставляет широкие возможности художественного исследования действительности и поэтому требует специального изучения и осмысления, определения его места в жанровой системе литературы Якутии.

Рассказ, будучи мобильной жанровой формой, как нельзя лучше отражает динамику и самой поэтики в ее историческом движении - от фольклор-но-эпической картины мира к современным художественным реалиям, от фольклорных традиций, мифологических эпических бытований до эпоса реализма.

Художественный опыт малых эпических форм в якутской литературе перекликался с процессом формирования ведущих эпических жанров - повести и романа, особенно в аспекте освоения и преодоления фольклорных традиций, психологизации характера и других проблем на первых этапах развития якутской прозы.

В 50-60-е годы, ставшие переломными для советского общества и вошедшие в историю под названием "оттепели", якутский рассказ развивается в русле исканий реалистической литературы, свойственных для национальных литератур России в целом.

Художественное творчество Николая Алексеевича Габышева является одной из ярких и самобытных страниц в якутской литературе второй половины XX века.

Н. Г'абышев родился в 1922 г. в Верхневилюйс-косм улусе. В 1940 г. окончил Якутский учительский институт, а впоследствии - Якутский педаго-гичекий институт и Высшие литературные курсы при литературном институте им. A.M. Горького. С 1941 г. он работал в Аллаиховском улусе учителем русского языка. Он полюбил бескрайние северные просторы, описывал красоту тундры, труд рыбаков и охотников в своих многочисленных произведениях, Николай Абыйчанин назвал его певцом Севера.

Первое значительное произведение Н. Габышева - повесть «В далеком Амычане» была издана в

1951 г. и сразу же получила всесоюзное признание. Из-под его пера вышло множество лирических, психологических, юмористических и сатирических рассказов, миниатюр. В его произведениях сочным языком и с большой теплотой описывалась жизнь людей на Севере, поэтически воспевалось прекрасное чувство любви, высмеивались негативные стороны жизни. Он известен как драматург, публицист, переводчик, автор учебников и хрестоматий по якутской литературе для школ республики, собиратель фольклора Русского Устья на Индигирке. Немало внимания он уделял воспитанию молодого поколения писателей.

Язык, характеры, атмосфера действия в произведениях Н. Габышева глубоко национальны. Достоинство их - мастерское сюжетостроение, жан-рово-стилевое разнообразие. Есть рассказы-нок-тюрны, передающие лирическое, грустное настроение, другие - со стремительным, энергично развивающимся сюжетом. Встречаются рассказы, казалось бы, со спокойно изложенным повествованием, где характеры в своих душевных движениях, в поведении не несут оценочного момента. Здесь предоставляется читателю право на домысливание жизненных ситуаций и характеров, на их оценку.

Глубина его дарования до сих пор не оценена критиками, исследователями и читателями. Мы считаем, что вопрос об изучении мастерства Н. Габышева актуален как с точки зрения анализа непосредственно творчества писателя, так и с теоретических позиций в изучении природы жанра рассказа и новеллы.

В 50-60-е годы рассказ пережил бурный взрыв, заняв прочное место в прозе. Он стал взаимодействовать с другими жанрами литературы. Следует .отметить, что критика не поспевает и сейчас за развитием жанра рассказа и существует мнение, что остаются белые пятна. До сих пор идут споры о жанровой дифференциации малой прозы [4, с. 251-298].

В рассказах на лирической основе Н. Габышева картины жизни, судьбы людей поданы переплавленными в сознании автора, освещенными личностной оценкой. Внимание автора сосредоточено на быте героев, на картинах окружающей их природы. Для рассказов Н. Габышева характерны сложные связи автора, рассказчика и героя. Герои поворачиваются разными гранями, то выступая самостоятельно, то в свете оценки других героев, то в оценке автора или рассказчика. Часто голос автора, героя и рассказчика образуют единый сплав.

Такой рассказ - система голосов, при ведущем соло голоса автора. В силу личностного характера повествования с активным авторским «я», его рассказ тяготеет к автобиографическому жанру. Автобиографический элемент иногда прямо не выступает, а растворен в лирической теме сопричастности с природой и родиной. Об этом можно говорить даже со слов Н. Габышева. В интервью он признался, что решающее значение занимал в его творчестве документальный факт. Но это не значит, что он брал его в «голом виде», факт осмысливался художественно, Габышев писал о том, что сам хорошо знал, что сам видел, слышал и пережил [2, с. 3].

Его рассказы не имеют острого конфликта. Перед глазами читателя проходит жизнь многочисленных героев, в которой переплетается трагическое и смешное, великое и малое. Его герои трудятся, думают, копят жизненный опыт - и творят историю. И автор сопричастен с этой жизнью, он любовно выписывает ее детали, открывая и для себя и для нас ее непознанную красоту.

Мир его героев един с миром природы Севера или села, с трудом на охоте и рыбалке, со щебетом птиц, с плеском воды, с шумным ледоходом. Жизнь Севера и народная культура для Н. Габышева - «исход всего». Лирическая тема природы соотносится с опытом и восприятием автора-рассказчика.

Пафос ценности субъективного, личностного определил тенденцию в литературе 50-60-х годов - усиление лирического начала. И рассказы Н. Габышева являются свидетельством свободы, раскрепощенности мысли и чувства у писателя, освобождения от канонов предшествующей литературы, умения понять другого человека, познать и оценить многозначность мира. В его малой прозе автор и повествователь как бы сливаются в своих оценках происходящего.

В монографии "Русский советский рассказ. Очерк истории жанра" отмечается: "Стремление к объединению, циклизации - очень характерная тенденция в современной русской малой прозе. Ее художественный опыт, преодолевая дробность частных наблюдений, характерологических зарисовок, ограниченность нравственной фактографии, с естественной последовательностью направляет развитие рассказа к эпической широте изображения" [6, с. 653].

Писатели осваивают тему рассказа, затем—развивают ее в цикле рассказов, потом, накапливая впечатления и опыт, обращаются к повести и роману. Расширение границ рассказа можно отметить

в малой прозе Ю. Нагибина, Г. Семенова, А. Битова, В. Астафьева и др.

К «случаю из жизни» писатели подходят с масштабным романным мышлением и прозревают в нем большой социально-психологический смысл. Рассказ расширяет свое время и пространство за счет создания единого тематического цикла. Создается новая модификация прозы, хотя и имевшая свой прецедент в прошлом («Герой нашего времени» М. Лермонтова, например). Такой цикл представляет единое полотно с общими событиями и героями. Вл. Новиков определил его уравнением: рассказ + рассказ = повесть [3, с. 246]. Расширение времени и поля действия возможно и другим типом - кинематографическим соединением сцен и событий с пропусками кадров. При этой системе избираются ключевые моменты и спорные события. Это убыстряет темп повествования. Рассказ расширяет границы и при делении его на главы (мини-повесть), при введении в сюжет поясняющих частей, предыстории героя, воспоминаний героя о прошлом, отступления во вставных главах от автора и т.д. Таким образом, жанр рассказа пережил обновление и обогащение, получив новые возможности.

Циклизация рассказов была в 50-60-е г.г. всеобщим процессом и проявилась также в творчестве Н. Габышева. Он не остался в стороне от этого течения. Его сборник "Серебряная береза" мы можем назвать циклом рассказов. Соединены совершенно самостоятельные рассказы в сборник - со своим аспектом изображения, героями, конфликтом, причем каждый из них решает проблему под собственным углом зрения. В результате возникает рельефная картина действительности, снятая как будто одной камерой с нескольких позиций.

Также в сборник включена повесть в рассказах «Экспедиция». В повести показаны будние дни из жизни археологов, есть несколько героев, очень разных, которых свел вместе интерес к раскопкам мамонта на Севере. Основная тема повести, конечно, это - любовь. Каждый рассказ можно читать отдельно и художественной ценности он не теряет. Но автор назвал «Экспедицию» повестью в рассказах, тем самым расширив границы рассказа.

Н. Габышева мы знаем как автора повестей «В далеком Амычане» о приключениях детей, «Пламя голубого камня» о нелегком труде геологов, «Северная повесть» о часах нелегких испытаний, «Цветы Колымы» о взаимоотношении отцов и детей, «Осенняя радуга» о научной интеллигенции, романа «Любящим взором» о молодом писателе и

ММАЯ ПРОЗА НИКОЛАЯ ГАБЫШЕВА (К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ)

учителе -интеллигенте. Известен тот факт, что Н.Га-бышев перед смертью закончил работать над повестью «Голубоглазая якутка», но, к сожалению, рукопись до сих пор не найдена.

Однако как рассказ расширяется, пользуясь многими средствами повествования, так он переживает и противоположную тенденцию: сужается до притчи и афоризма. Эти превращения связаны с «философизацией» рассказа и, как следствие этого, - с ростом условности, символики и притчеоб-разия. Превращения эти реализуются в мифе, притче, философской и лирической миниатюре.

Как особая разновидность малого жанра в 50-60-е годы в российской литературе появляются миниатюры - лирические, лирико-публицистичес-кие, лирико-философские, ставшие заметным фактом литературного процесса. Публиковались миниатюры М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Пескова, А. Битова и других писателей. В дальнейшем интерес к этой жанровой разновидности не снизился, «миниатюрную прозу» также охотно публиковали, не рассматривая ее как нечто второстепенное и малозначительное.

Разговор о миниатюре достаточно актуален и необходим, так как миниатюра не была еще предметом специального изучения как в российском, так и в якутском литературоведении. В книгах и статьях лишь вскользь говорится о ней.

В российском литературоведении теория миниатюры пока еще не сложилась. В современной критике и литературоведении понятие «прозаическая миниатюра» еще не устоялась и даже в справочной литературе имеет разные толкования. Но в конкретной пракгике писателей и ученых это понятие реально существует. Миниатюра широко представлена не только в современной русской и других национальных литературах, но и в русской литературе конца XIX-нач. XX века, в частности в творчестве И. Тургенева, В. Короленко, И. Бунина, А. Куприна и других.

Употребляемое в творческой практике писателей, литературоведов и критиков понятие «миниатюра», а точнее «литературная миниатюра» или «прозаическая миниатюра», начинает целенаправленно изучаться филологами как понятие теоретическое в начале 70-х годов, но отдельные наблюдения над миниатюрой зафиксированы в справочной литературе гораздо ранее. Так, например, утверждалось, что этот термин - «миниатюра» взят из живописи и означает небольшую картинку, «minimum» - название красной краски, которая была в употреблении у старинных мастеров миниатюры.

По аналогии с произведениями живописи термин «миниатюра» применяется и к произведениям художественного слова: как в живописи, первой характеризующей чертой миниатюры как литературного произведения служат ее небольшие размеры.

В качестве основной черты миниатюры называется всегда показатель количественный - небольшой размер, но современные исследователи откорректируют параметры: от 3-5 строк до 1,5 страниц.

Некоторые исследователи предлагают говорить о поджанре малой прозы, именуемом "маленький рассказ". Сокращение уводит современную форму рассказа все дальше от канонических жанровых форм, в результате чего в современной малой прозе рассказ часто похож на анекдот: в центре -одно событие, набор деталей - предельно скупой, а минимализм выбора деталей обуславливает символическую нагрузку на них; героев - максимум двое. В целом, анекдот оказался благодатной почвой. Универсальная структура анекдота позволяет как разворачивать из него повествование крупной формы, так и "сворачивать" его еще далее, сокращая до уровня однострочной, однофразовой миниатюры афористического типа. Кроме того, минимальный жанр, как правило, не предоставляет читателю словесно оформленного вывода или морали, то есть присутствует достаточный набор условий, необходимых для создания притчи - и нередко читательское ощущение притчевости оказывается обоснованным.

Причина распространенности миниатюры в каком-то смысле - это поиски времени: XX век стал веком постоянных перемен, стремительных скоростей, время в нем стремительно и быстротечно. Становится дорог не только час, а уже минута, • «мгновение». В памяти хочется удержать фрагменты жизни, которые дороги сердцу. И миниатюра призвана это сделать, так как здесь показан фрагмент жизни. Кроме того, играет роль и особая природа миниатюры. Благодаря своей сжатости, сконцентрированности средств выражения, небольшому объему, глубине мысли и чувства, «свободе» от сюжета, она способна охватить тончайшие движения мысли и чувства в момент их зарождения и запечатлеть их в непосредственном, «необработанном» виде. Миниатюре присущ субъективизм, авторское начало.

Н. Габышев известен как автор сборника «Рассказы с ладошку» (1976). В его первый сборник прозаических миниатюр вошли около 70 рассказов, коротеньких новелл, которые он публиковал в

журналах «Хотугу сулус» и в газете «Кыым». Также в сборник вошли две короткие пьесы и «Кислые ягодки» - афоризмы. Они представляют собой кладезь народной житейской мудрости. Большую популярность принесла ему книга «Веселый Кюн-дэлэй» (1986). Вокруг одного персонажа - веселого Кюндэлэя автор соединил анекдоты, былинки и небылицы, охотничьи и рыбацкие байки, смешные истории, бытовые сцены. Всего в сборнике около 200 мини-рассказов. Кюндэлэй - балагур, хитрец и острослов, его юмор иногда циничен, но чаще всего он просто веселый юморист. Своими шутками и прибаутками автор высмеивает человеческие пороки, недостатки, несуразности, слабости, которые находятся вне времени и постоянно сопровождают людей. В многочисленной семье Кюндэлэя Куйаарского - люди разных специальностей и разных харакгеров, но все они попадают в смешные ситуации, становятся героями его веселых историй.

Размер его рассказов-миниатюр - от 3-5 строчек до 1,5 страниц. Ограниченность пространства диктует свои законы, и писатель следует им. Текст предельно выверен, важно каждое предложение, каждое слово. Н. Габышев удерживает внимание на каждой фразе, чрезвычайно метко изображает короткие жанровые сцены, у героев выверенные реплики, которые задают ритм повествования. Читателю раскрываются самые потаенные уголки человеческой души. За немудреным текстом разговора героев прочитывается жизнь, мудрость Кюндэлэя, его юмор, его ирония, иногда сарказм. В рассказах-миниатюрах мы видим, как автор трепетно относится к детям, как он любит их. Многие миниатюры можно назвать анекдотами и рассказами-поучениями. В рассказах Н. Габышева нет места злобе, ненависти, отчаянию, наоборот, они оптимистичны, читаются на одном дыхании. С одной стороны, эта простота является необходимым для стиля литературным средством. Изобразить жизнь, показать мир героев, их желания, даже историю народа на одной странице нельзя, используя придаточные предложения. Однако, упрощая манеру письма, можно было бы скатиться до использования стандартного набора «готовых словесных кирпичиков», литературных штампов. Но штамп перестает быть штампом, если здание, сложенное из этих кирпичиков, выстроено гармонично. И Н. Габышеву это удается, отточенность простых грамматических и смысловых конструкций создает атмосферу неповторимого очарования.

Усиление лирического компонента можно усмотреть в отсутствии заглавия либо в откровенно

"говорящем" названии, порой выступающем как самостоятельный текст.

Конкретизация жанра часто происходит в подзаголовке произведения. Но порой само название несет в себе жанровое определение. Принципы выбора заглавия автором весьма разнообразны. Вполне уместно говорить о поэтике заглавия. Заглавие художественного текста apriori имеет повышенную смысловую нагрузку. Оно является символом некоего смысла, микроманифестом всего произведения. Заглавие и подзаголовок, если он есть, — один из существеннейших элементов композиции.

Рассматривая теорию заглавия, В. Тюпа сформулировал ряд положений, из которых хотелось бы обратить внимание на следующие:

1. Заголовок текста... есть энергия сущности самого произведения. Под "сущностью" подразумевается предмет интерпретации.

2. В качестве таковой "энергии" заглавие текста неотделимо от сущности произведения и потому оно есть само произведение, т.е. эквивалентно именуемому [5, с. 115].

Можно говорить о том, что название произведения может "программировать" читательское ожидание.

Н. Габышев озаглавил все миниатюры в своих сборниках, он «играет» с заглавием. В рамках малой формы это приводит к тому, что каждое произведение требует к себе предельно пристального внимания в связи с повышенным удельным весом каждого слова, а заголовок может выступать как жанрообразующий фактор.

Заглавие сборника миниатюр Н. Габышева «Рассказы с ладошку» говорит само за себя. За немудреным текстом рассказов-миниатюр прочитывается вся жизнь героев. «Жизнь на ладони».

Как было сказано выше, жанр рассказа занимает заметное место в развитии якутской литературы. К сожалению, наша литературная критика уделяет мало внимания этому жанру. В 2001 году вышел сборник очерков "Литература Якутии на современном этапе. 1980-1990-е гг.". В нем отмечено, что если "...в российском литературоведении встала проблема: "Критика в отсутствии литературы" (Н. Иванова), то у нас наоборот, возникла противоположная ситуация: "Литература в отсутствии критики" [1, с. 3]. Также авторы отмечают, что жанр рассказа во все времена является показателем развития прозы. Анализируются разные периоды расцвета малых жанров, констатируется факт появления таких новых жанровых видов, как

ЛУКИНА

эссе, лирические миниатюры, новеллы, былички, байки, притчи, сказки. О творчестве Н. Габышева сказано лишь то, что он был мастером сатирических и юмористических коротких рассказов. Мы считаем, что творчество Николая Алексеевича Габышева стало одним из главных звеньев в связи времен. Изучение его творчества представляет несомненный научный интерес. Исследование его наследия поможет глубже понять процессы, происходившие в якутской литературе в целом и отразившиеся в малом эпическом жанре.

Литература

1. Литература Якутии на современном этапе. 1980-1990-е гг. Якутск, 2001.

2. Молодежь Якутии. 1972. 8 апреля.

3. Новиков В. Ощущение жанра. Роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир. 1987. №3.

4. Новое литературное обозрение. 1999. №4.

5. Тюпа В. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.

6. Русский советский рассказ. Проблемы развития жанра. Л., 1970.

УДК 793.3(571.56)

Ритуальный танец битии в контексте обрядового действа

А.Г. Лукина

В статье освещаются вопросы генезиса ритуального танца битии, в котором отражены религиозные представления саха. Выявлена семантика основных движений танца. Выявляется функциональное значение танцоров-битииситов. А нализируется лексическая и композиционная структура танца. Устанавливается связь танца с обрядовым комплексом саха.

This article cjvers the genesis' issues ofBitee ritual dance which reflects religious conception of Sakha people/ The article as well elicits the semantics of basic motions of the dance andfunctional meaning of the dancers - Biteesits. Author analyzes lexical and compositional structure of the dance, as well as determines the connection between Bitee dance andritual ceremonies of the Sakha people.

Ритуальная пляска битии является классическим образцом сакральной пляски и была задействована во всех ключевых обрядах якутов. Би-тиисигы т.е. подпевающие плясуны сопровождали шамана или жреца-благословителя. Шаман имену ет своих плясунов святыми, а саму пляску — айыыларга анаммыт, т.е. посвященной божествам. В этом прослеживается отголоски древних традиций народов Центральной Азии, у которых существовал культ священных танцоров. Функциональное значение танцоров заключалось в том, что они должны стать посредниками между божествами и шаманом (жрецом-благослави-телем), представляющим интересы людей. Би-тииситы — избранные плясуны, строго соблюдающие все требования и рекомендации шамана. Они проходили строгий отбор, в котором одним

ЛУКИНА Ангелина Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры фольклора и национальной культуры ЯГУ

из главных условий является девственность, т.е. «чистота» и «непорочность». Древние якуты строго следили за ее соблюдением. Считалось, что только «чистые» и в физическом, и моральном отношении девочки и мальчики могли общаться с богами и могли довести до них просьбы шамана или жреца — алгысчыта.

По существу, эти требования имели традиционные корни и были сформулированы в народе, а шаман их озвучивал. В связи с этим можно предположить, что, возможно, в далеком прошлом существовала целая система обучения би-тииситов. Эта задача возлагалась на шамана, который исподволь, постепенно вводил их в ритуальную практику.

Битии исполнялся под непосредственным руководством шамана. Битииситы — юные плясуны, не только сопровождали шамана в его действиях, но и сами также являлись активными участниками этих действий. В особых случаях битииситы брали на себя его функции. Это говорит о том, что пляска битии возникла в лоне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.