Нестеров А. Г. Маланкарская церковь Южной Индии в конце XIX — начале ХХ вв. / А. Г Нестеров, Е. А. Ракульцева // Научный диалог. — 2014. — № 8 (32) : История. Экономика. Право. — С. 48—56.
УДК 94(54).035
Маланкарская церковь Южной Индии в конце XIX — начале ХХ вв.
А. Г. Нестеров, Е. А. Ракульцева
В статье анализируется положение, сложившееся в Ма-ланкарской христианской церкви — одной из «древних восточных церквей», действующей в Южной Индии. Для южноиндийских христиан, говорящих на языке малаялам, сохранение своей национальной церкви, тесно исторически связанной с Сирийской церковью (также одной из «древних восточных церквей»), стало одним из факторов, формирующих национальную идентичность. Исторически сложилось так, что монашество Северной Индии было уничтожено, и христианская церковь сохранилась исключительно на юго-западе страны. В то же время европейцы, которые начиная с XV века установили контроль над данным регионом, стремились разрушить сложившиеся структуры, используя для этого как административные рычаги, так и личные амбиции отдельных иерархов. Первой на путь «обращения» южноиндийских христиан стала Римская католическая церковь. Затем в XIX веке начали оказывать сильнейшее давление британские миссионеры. Англиканские миссионеры добивались отказа Маланкарской церкви от подчинения якобитскому патриарху Сирии, который был подданным Османской империи, враждебной британцам. Результатом такой политики властей британской Индийской империи стал раскол в Маланкарской церкви, окончательно оформившийся в 1909 году и просуществовавший до 1959 года.
Ключевые слова: Маланкарская церковь; Южная Индия; «древние восточные церкви»; монофиситство; Сирийская церковь.
Индия, точнее, Южная Азия — уникальный регион, в котором переплетаются разнообразные этнические, культурные, религиозные традиции. Вероятно, Индия — одно из немногих мест на земле, где на протяжении многих столетий в рамках традиционной цивилизации сосуществует ряд резко отличных друг от друга религиозных систем. Различные ветви индуистской религиозно-культурной традиции, буддизм, пришедший с северо-запада в Индию ислам — все эти религиозные системы сосуществовали, мирно или враждебно, на Индийском субконтиненте. Не было исключением и христианство.
Христианская традиция в Индии отличается значительной древностью. Священное предание провозглашает, что первым среди христиан в Индии начал проповедь апостол Фома (Дидим Иуда Фома). Можно предполагать, что ранние христианские общины стали появляться в Индии в начале нашей эры, и уже к IV веку на территории субконтинента существовала церковная организация.
В условиях отсутствия государственного контроля над церковью индийское христианство приобрело и сохранило разнообразные формы, связанные с теми направлениями христианства, которые ортодоксальная церковь признала еретическими. Монофиситские, яковитские, несторианские церкви за пределами Римской империи и ее преемников не преследовались, поскольку не считались официальными имперскими церковными организациями и уже поэтому не воспринимались в качестве «агентуры влияния» Империи на востоке.
Индийская церковь по своему происхождению тесно связана с Сирией, где существовали оппозиционные официальной имперской церкви общины во главе с патриархами. Именно сирийские монахи реально принесли христианскую традицию в Индию. Исторически сложилось так, что монашество Северной Индии было уничтожено в период мусульманских завоеваний этой части субконтинента, и автохтонная по происхождению христианская церковь сохранилась исключительно на юго-западе страны, на Малабарском побережье, на территории исторических государств Кочин и Траванкор.
В настоящее время Маланкарская (иначе Малабарская) церковь является ветвью Сирийской яковитской церкви. Эту церковь относят к числу «древних Восточных церквей», так как она является моно-фиситской и не признает решений ^-го и последующих вселенских соборов.
С конца XV века христиане Южной Индии сталкивались с европейским давлением, поскольку европейцы стремились подчинить индийских христиан своему управлению. Первой на путь «обращения» южноиндийских христиан — после захвата португальцами части южноиндийских территорий — стала Римская католическая церковь. В итоге часть Маланкарской церкви приняла унию с Римской Католической церковью [Ракульцева, 2010, с. 63], другая часть сохранила верность Сирийской церкви.
В XIX веке христиане Южной Индии оказались под сильнейшим давлением британских миссионеров. В условиях формирования Британской Индийской империи, подчинившей себе Кочин и Траванкор, англиканские миссионеры добивались отказа Маланкарской церкви от подчинения якобитскому патриарху Сирии, который был подданным Османской империи, враждебной британцам. XIX век стал для Маланкарской церкви тяжелейшим временем «протестантских расколов».
По приказу британского губернатора Маклойна в 1806 году из Индии был выслан представитель сирийского патриарха Мор Диоско-рос, пытавшийся воспрепятствовать действиям сторонников отделения Маланкарской церкви от Сирийской церкви. Глава Маланкарской церкви митрополит Мор Дионисий III в 1825 году вновь обратился к сирийскому патриарху за поддержкой против сторонников раскола, возглавленных Палаккунатхом Маттеосом Мор Атанасиосом, но британская администрация Индии вновь выслала сирийского представителя за пределы британских владений. Маттеос Мор Атанасиос при полной поддержке британской индийской администрации провел ряд реформ, которые приближали Маланкарскую церковь к англикан-
скому исповеданию. Только в 1836 году этот раскол был преодолен благодаря активной деятельности митрополита Мор Дионисия IV, созвавшего синод Маланкарской церкви в храме св. Марии в Мавелика-ра. На заседании синода был принят документ, вошедший в историю как «Соглашение Мавеликара» (Mavelikara Padiyola) и закрепивший связь Маланкарской церкви с Сирийской церковью [Mavelikara].
В конце XIX века в церкви Южной Индии под влиянием британских миссионеров реформистская партия, состоявшая из группы националистов, отвергавших идеи сирийской церковной традиции, усомнилась в полномочиях яковитского патриарха Антиохии и сформировала новую церковь «Навеекарнна Сабха» (позже она получила название Маланкарская церковь Мор Фомы) [Poot:Ыcote]. Борьба между реформистской группировкой и консервативным течением в Маланкарской церкви касалась ряда вопросов, включая прежде всего вопрос о примате патриарха Антиохии над церковью в Маланкара. Пока реформисты не желали признавать власть патриарха над маланкарским митрополитом, основная часть церкви под руководством Иосифа Мор Дионисия V придерживалась идеи традиционной Маланкарской церкви, говоря, что она, в силу своих национальных и этнических характеристик, должна сохранить католическую природу, продолжив и укрепив свои отношения с яковитским патриархатом Антиохии.
Ранее в Сирийской ортодоксальной церкви права патриарха никогда не обсуждались. Реформисты первыми подняли этот вопрос, но даже обращение в английский суд не помогло решить эту проблему (поэтому по сей день она остается актуальной), а споры вокруг нее привели к расколу церкви.
В 1875 году яковитский антиохийский патриарх Мор Игнатий Петр III прибыл в Индию. Инициатором поездки стал Иосиф Мор Дионисий, который фактически возглавлял церковь после смерти митрополита Чеппауда Мор Дионисия IV в 1865 году.
В 1876 году патриарх Мор Игнатий Петр III созвал синод Ма-ланкарской церкви для обсуждения проблем, возникших в связи с ре-
формистским движением. Было очевидно, что иерархи из Северной Кералы поддерживают патриарха, тогда как епископы Южной Кералы склоняются к позиции реформистов. Для успокоения положения в Маланкарской церкви был образован форум епархий, названный Сирийской христианской ассоциацией. В ходе заседаний синода была показана приемлемость разных моделей в церкви с ортодоксальным происхождением.
После долгих дискуссий в синоде признали вековую традицию Маланкарской церкви, духовное и светское главенство патриарха Антиохии, решили, что каждый приход (конгрегация) должен принимать решения патриарха.
Маланкарский митрополит Мор Дионисий V, получивший в 1876 году официальный статус главы Маланкарской церкви и представителя патриарха в Индии, стал главой этой организации и был наделен полномочиями по контролю над всеми делами, касающимися церкви, и ee финансированием.
Во время своего визита в Маланкара патриарх Мор Игнатий Петр III разделил церковь на 7 епархий: Канданад, Ниранам, Коттаям, Тумпамон, Квилон, Кочин, Ангамали. Он также издал постановление, что все рукоположенные митрополиты должны сделать взносы в размере 2850 рупий, после чего им будет выдан официальный документ [Poothicote]. Одновременно храм в Мулантурутху — Веттикаль Дай-ро — был по решению патриарха преобразован в монастырь, ставший первым монастырем Маланкарской церкви [Saint Gregorios]. Именно здесь патриарх рукоположил молодого монаха Геваргезе в епископы с именем Геваргезе Мор Грегориос. Впоследствии Мор Грегориос Геваргезе Парумала Тирумени (Коху Тирумени) стал одним из самых почитаемых святых Маланкарской церкви [Saint Gregorios].
Огромное внимание митрополит Мор Дионисий V стал уделять сфере образования. Ведь с тех пор, как увеличилось влияние протестантской веры, европейские миссионеры начали основывать множество английских средних школ в южных областях Траванкора. Мно-
гие сирийские христиане, обучавшиеся в этих школах, попадали под влияние миссионеров, что постепенно привело к увеличению числа принимавших протестантизм.
Что же касается сирийских христиан северных епархий Траванко-ра и Кочина, то здесь ситуация была совершенно иной. Одной из основных причин неприятия миссионерской деятельности было то, что протестантизм проповедовали европейцы, поэтому индийское население предпочитало держаться от миссионерских школ подальше. Они следовали традиционной системе образования. Поэтому в Северной Керале нехватка английского образования была очень ощутима.
В то время все известные иерархи Церкви Маланкара — Пуликот-тил Мар Дионисий V (Куннамкулам), Кадавил Мар Паулос Анастасий (Ангамали), Мор Грегориос Коху Тирумени (Мулунтурити), — проживая в северном Керала, ясно видели потребности маланкарско-го общества. Это и подтолкнуло их организовать средние английские школы на севере под руководством Маланкарской Церкви, что было поручено Мор Грегориосу.
Три первые школы по инициативе Коху Тирумени были образованы в северных епархиях. В связи с тем, что в южной Керале в миссионерских школах так или иначе учили своей вере, Маланкарская церковь решила и на юге организовать свои школы.
Позже, в 1890-е годы, также по инициативе Парумала Коху Тирумени и Пуликотти Иосифа Мар Дионисия V Маланкарская Сиро-Яковитская Церковь открыла многие образовательные учреждения: школы, семинарии, воскресные школы. Так, в 1892 году под руководством Парумала Тирумени была создана организация «Маланкарская Сирийская церковная община» [Saint Gregorios]. Ее целью было распространение системы воскресных школ в каждом приходе, а также организация семинарий для обучения священников. По инициативе Мор Грегориоса были построены церкви в Кеннитхала, Каликунну, Маллаппалли, Патхупалли, Каллумкатра и др. В 1902 году Мор Грегориос Парумала Тирумени умер.
Огромный личный авторитет Мор Дионисия V способствовал не только поддержанию единства Маланкарской церкви, но и укреплению ее положения перед британской индийской администрацией. В то же время последовательная ориентация митрополита на укрепление связей с патриархом Антиохии (Мор Игнатием Абдед Ало-хо II) сформировала оппозиционное течение, проявившееся после смерти Мор Дионисия V в 1909 году.
В 1908 году на встрече Маланкарской Ассоциации в старой семинарии на должность епископов были избраны Ватасерил Геваргезе и Кохупарамбил Паулозе, которых Патриарх Антиохии Абдед Алохо II рукоположил с именами Геваргезе Мор Дионисий и Паулозе Мор Ки-риллос.
Примерно через год после этого рукоположения (в 1909 году) умер Мор Дионисий V, на место которого был назначен Мор Дионисий VI. Именно в его правление произошел крупнейший раскол в Маланкарской церкви, последствия которого прослеживаются до настоящего времени.
С самого начала своего назначения на должность митрополита поведение Мор Дионисия VI по отношению к своим подопечным было весьма деспотично. Он лично распоряжался ключами от Беф-газа (казны). По всем правилам они должны были находиться у его подчиненных, однако после смерти Дионисия V он решил не придерживаться этой традиции. Взяв на себя управление финансовым комитетом, митрополит принимал решения в свою пользу, что приводило духовных и светских лиц в замешательство, ведь они также несли ответственность за казну. В связи с этим патриарх Антиохии Мор Игнатий Абдед Алохо II нанес визит в Маланкара, а затем 28— 29 ноября 1909 года выступил с речью, в которой потребовал отчета о деятельности Маланкарского митрополита [Poot:hicote].
Мор Дионисий VI и его сторонники поняли, что разрешение проблемы не привело к ожидаемому ими результату, поэтому сменили тактику, начав войну против патриарха посредством массовой ин-
формации. Используя брошюры и газеты, они пытались дезинформировать людей. Маммен Мапплиа, редактор газеты «Малаяла Ма-норама» («Информационная газета Малаялам») и верный сторонник Мор Дионисия VI, помогал ему в создании негативного мнения о патриархе среди сирийских христиан Индии.
Ситуация зашла настолько далеко, что патриарх попросил Мор Дионисия и Мор Кириллоса последовать зарегистрированному документу о подчинении, подписанном обоими при рукоположении. Мор Дионисий отказался выполнить требования патриарха, в отличие от Мор Кириллоса. Мор Дионисий VI утверждал, что никогда не намеревался всерьез соблюдать клятвы, произнесенной при рукоположении. Доверительным отношениям патриарха и Мор Дионисия VI пришел конец.
Видя острую необходимость в новых епископах, которые помогли бы поддержать единство церкви, патриарх Мор Игнатий Абдед Алохо II рукоположил еще двух епископов — Мор Афанасия и Мор Севериоса.
Кульминационным моментом в противоречиях между патриархом и Мар Дионисием стало решение патриарха о смещении Мор Дионисия VI с поста Маланкарского митрополита 8 июня 1911 года, а вскоре отлучении его от церкви [Poot:hicote].
Через несколько дней после отлучения, 7 сентября 1911 года, Мор Дионисий организовал проведение заседания синода, в состав которого были включены сторонники Мор Дионисия и который принял резолюцию, поддерживающую отлученного митрополита. В это же время (31 августа 1911 года) по указанию патриарха была созван официальный Маланкарский синод, на заседании которого присутствовали сам патриарх, Слиба Мор Остасиос и три индийских митрополита. На заседании епископ Мор Кириллос был избран Малан-карским митрополитом. В результате Маланкарская церковь разделилась на две группировки, противостоявшие друг другу вплоть до 1959 года, когда, после смены поколений руководителей группиро-
вок, Маланкарской церкви удалось восстановить внутреннее административное единство.
Литература
1. Ракульцева Е. А. Сиро-Малабарская католическая церковь Южной Индии на современном этапе / Е. А. Ракульцева // Индия : история и культура. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. — С. 62—68.
2. Mavelikara Padiyola // Historic Documents, Articles & Books. — Режим
доступа : http://www.syrianchurch.org/StGG/mavelikara__padiyola.htm.
3. Poothicote, Fr. Ch. G. The Twentieth Century Schism in the Malankara Church / Fr. Ch. G. Poothicote. — Режим доступа : http://www.syrianchurch. org/Articles/PoothicoteZach.htm.
4. Saint Gregorios. Holy Fathers of Syriac Orthodox Church. — Режим доступа : http://www.saintgregorios.org/PARUMALA/as_metropolitan.htm.
© Нестеров Александр Геннадиевич (2014), доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), agn1154@yandex.ru.
© Ракульцева Екатерина Айдаровна (2014), соискатель кафедры зарубежного регионоведения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), ekaterina-rakulceva@yandex.ru.