Научная статья на тему 'Максим Горький в зеркале 1929-1930 годов: рецензия на книгу: М. Горький. Письма апрель 1929-июль 1930 // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М. : Наука, 2017. Т. 19. 999 с'

Максим Горький в зеркале 1929-1930 годов: рецензия на книгу: М. Горький. Письма апрель 1929-июль 1930 // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М. : Наука, 2017. Т. 19. 999 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Максим Горький в зеркале 1929-1930 годов: рецензия на книгу: М. Горький. Письма апрель 1929-июль 1930 // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М. : Наука, 2017. Т. 19. 999 с»

РЕЦЕНЗИИ

DOI: 10.18384/2310-7278-2018-4-166-171

МАКСИМ ГОРЬКИЙ В ЗЕРКАЛЕ 1929-1930 ГОДОВ: РЕЦЕНЗИЯ

НА КНИГУ: М. ГОРЬКИЙ. ПИСЬМА АПРЕЛЬ 1929-ИЮЛЬ 1930 //

М. ГОРЬКИЙ. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ.

ПИСЬМА В ДВАДЦАТИ ЧЕТЫРЁХ ТОМАХ. М.: НАУКА, 2017. Т. 19. 999 С.

Малыгина Н.М.

Московский городской педагогический университет

129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Российская Федерация

MAXIM GORKY IN THE MIRROR OF 1929-1930: THE REVIEW OF THE BOOK: M. GORKY. LETTERS OF APRIL 1929-JULY 1930. IN: M. GORKY. COMPLETE WORKS. LETTERS IN 24 VOLUMES. MOSCOW, NAUKA PUBL., 2017. VOL. 19. 999 P.

N. Malygina

Moscow City University

4, bld. 1,2nd Selskokhozyaystvenny proezd, Moscow, 129226, Russian Federation

Издания произведений Горького, его переписки, исследований о нём уже несколько десятилетий осуществляются в атмосфере сложного, неоднозначного отношения к личности писателя и его творчеству. В годы «перестройки», в конце 1980-х гг., общественному вниманию были представлены труды, содержавшие сенсационные разоблачения Горького, которого обвиняли за соучастие в преступлениях, совершённых в годы сталинизма.

Всё это происходило в контексте более глобального отрицания советской литературы, основанного на представлении, что из истории русской литературы ХХ в. пора вычеркнуть творчество советских писателей, поскольку они пошли на сотрудничество с советской властью и потому не заслуживают памяти. По этой причине на многих вузовских кафедрах не осталось специалистов по советской литературе. Многие переключились на изучение литературы эмиграции, литературы русского зарубежья.

Главное же состоит в том, что русскую литературу ХХ в. невозможно рассечь на две части, поскольку она представляет собою единое целое. Если пойти по та© CC BY Малыгина Н.М., 2018.

кому пути, то неизбежно есть риск повторить ошибки советского прошлого, когда запрещалось и вычёркивалось творчество писателей, и оставшихся на родине, и покинувших её по причине несоответствия их творчества нормам официальной идеологии. Кроме того, даже официально признанные советскими писателями авторы в любой момент могли попасть в категорию неугодных власти, что и случилось с Борисом Пильняком, Андреем Платоновым, Артёмом Весёлым, Борисом Пастернаком и многими др.

Забыто о том, что сами писатели русского зарубежья очень интересовались советской литературой, в зарубежных издательствах печатались произведения Б. Пастернака, Б. Пильняка, А. Весёлого, М. Зощенко и многих других. Но больше всех зарубежные издательства печатали книги М. Горького.

В наши дни, как отмечает Л.А. Спиридонова, «прошла пора огульного охаивания Горького, и он снова стал интересен читателям как художник, мыслитель и человек» [8, с. 7].

Пора признать, что Горький представляет собою уникальную фигуру: его произведения создавались в эмиграции и на родине. В Италии он работал над романом «Жизнь Клима Самгина», а над его продолжением трудился, вернувшись в СССР. В годы, когда писатель жил за границей, советские журналы продолжали печатать его новые вещи. А Горький, оставаясь в эмиграции, следил за развитием советской литературы.

На фоне разоблачений писателя продолжалась напряжённая работа Отдела издания и изучения творчества М. Горького Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН

[5]. Одним из масштабных проектов отдела в течение многих лет является издание 24-х томного полного собрания писем писателя. Самая фантастическая особенность этого собрания состоит в том, что в нём есть письма, которые публикуются впервые, а также письма, которые впервые печатаются без купюр. В советское время горьковские письма печатались разрозненно, часто - с цензурными сокращениями, т. к. многие адресаты Горького были репрессированы, а их имена на десятилетия вычеркнуты из жизни и литературы.

Недавно вышел в свет девятнадцатый том собрания писем Горького, куда включены его письма И.В. Сталину, Г.Г. Ягоде, Н.И. Бухарину, П.П. Крючкову, а также писателям: Ф.В. Гладкову, А.Д. Каменгулову, Б.Л. Пастернаку, А.П. Платонову, В.Я. Зазубрину, М.Ф. Чумандрину, А.С. Макаренко; письма в редакции журналов «Наши достижения», «Литературная учёба» и др.

Весной 1929 г. Горький собирался снова приехать в СССР. Год назад он побывал на Родине после шести с половиной лет пребывания за границей. Встречи писателей с Горьким были самыми обсуждаемыми событиями в литературной Москве. Писатели возлагали на Горького большие надежды. Но ещё больше в нём нуждалась власть. «Писателя давно ждали на родине: его возвращение Сталин с единомышленниками расценивали как очередную победу советской власти и всячески старались сблизиться с ним» [7, с. 18]. Это наблюдение подтверждается сведениями о том, кому были адресованы письма Горького в 1929-1930 гг.

Составители тома, авторы комментариев и справочного аппарата1 провели работу, позволяющую установить, с кем общался писатель в «год великого перелома». Выясняется, что чаще всего Горький писал своему секретарю П.П. Крючкову и политическим деятелям И.В. Сталину и Г.Г. Ягоде.

Одно из наиболее впечатляющих писем Горького Сталину было написано 27 ноября 1929 г., вскоре после возвращения автора из Москвы в Сор-ренто. Горький хлопотал за А.К. Во-ронского, возвращённого из липецкой ссылки незадолго до его отъезда в Италию. Горький устроил встречу Воронского со Сталиным по поводу предложения Воронского издавать журнал «Война». Теперь он спрашивал о результатах встречи: «Разумеется, я за проект Воронского издавать журнал "Война"... Не знаю, чем кончилась Ваша беседа с Воронским...» [4, с. 128].

Горький надеялся убедить Сталина прекратить внутрипартийную борьбу, направленную на уничтожение старых партийцев, которых вождь заменял молодыми карьеристами. Горький понял, что они «.ведут борьбу против старой партийной интеллигенции, против культурных сил, которыми партия небогата до того, что всё чаще ставит на боевые позиции культуры людей явно бездарных» [4, с. 128].

В 1930 г. Горький писал А.Б. Ха-латову: «Воронский, Полонский, Пе-

1 Ответственный редактор тома - О.В. Бы-строва. Контрольный редактор - М.А. Се-машкина. Учёный секретарь - А.Г. Плотникова. Аннотированный указатель составила А.Г. Плотникова. (О.В. Быстрова - выпускница аспирантуры кафедры русской литературы ХХ века МГОУ (в то время МПУ), О.В. Быстрова, А.Г. Плотникова защитили кандидатские диссертации в диссертационном совете МГОУ).

реверзев, Беспалов, "Перевальцы" устранены с поля битвы. Меньше всех заслужил это самый талантливый -Воронский...» [3, с. 216]. Один из сквозных сюжетов писем Горького был связан с судьбой выдающегося критика 1920-х гг., создателя журнала «Красная новь» А.К. Воронского.

Изучение переписки А.М. Горького позволило исследователям найти убедительные факты, подтверждающие, что присутствие Горького в окружении Сталина сдерживало нарастание репрессий в первой половине 1930-х гг., а «большой террор» стал возможен только после его смерти.

Изменился характер общения Горького с писателями и издателями. Теперь он чаще писал А.Б. Халатову, Р. Роллану, своему биографу И.А. Груздеву [9].

Обращает на себя внимание то, что в 1929-1930 гг. Горький вёл активную переписку с писателями, входившими в Ленинградскую ассоциацию пролетарских писателей, А.Д. Камегуловым2 и М.Ф. Чумандриным3. Это объяснялось тем, что они занимались журналом «Литературная учёба», который очень интересовал Горького.

Новый взгляд на эволюцию отношений Горького к членам ассоциаций пролетарских писателей определил-

2 Камегулов Анатолий Дмитриевич (18901937), литературный критик, издательский работник. В 1930-1931 гг. был заместителем ответственного секретаря журнала «Литературная учёба». Был членом ЛАПП (Ленинградской ассоциации пролетарских писателей) [1, с. 892].

3 Чумандрин Михаил Фёдорович (19051940), писатель, руководитель ЛАПП, инициатор проекта издания журнала «Литературная учёба» [1, с. 972].

ся в исследовании его отношений с Л. Авербахом [2].

В 1929 г. продолжалась переписка Горького с писателями, которых он знал раньше. Вызывает особый интерес отклик Горького на просьбу Платонова прочитать его роман «Чевенгур». Платонов был уверен, что Горький поможет ему издать роман. Горький ответил Платонову 18 сентября 1929 г. и сообщил, что цензура не пропустит роман в печать, т. к. автора можно уличить в «анархическом умонастроении» [4, с. 103, 506].

Ответ Горького Б. Пастернаку в начале июня 1930 г. из Сорренто уже привлекал внимание исследователей [4, с. 316, 772-774]. Но в 19-м томе писем Горького уточнена дата его написания. Горький ответил отказом на просьбу Пастернака в письме от 31 мая 1930 г. помочь ему получить визу на выезд за границу [6]. Тогда же Горький написал Г. Ягоде [4, с. 316-317, 774]

об этом решении. Опубликованная в 1994 г. переписка Горького с Г. Ягодой1 раскрыла причины контактов писателя с первым заместителем председателя ОГПУ СССР.

Содержание писем Горького Б. Пастернаку и А. Платонову дополняет историю его сложных отношений с этими писателями, проясняет его роль в их судьбах. Изучения писем Горького позволяет определить круг писателей, которые вызывали его искреннюю симпатию, с кем ему хотелось общаться.

В переписке Горького также раскрывается его отношение к событиям политической и общественной жизни России.

Вызывает уважение и восхищение профессионализм исследователей, тщательно подготовивших тексты писем Горького и примечаний к ним для 19-го тома собрания его писем. Это собрание поистине бесценно для тех, кому дорога русская литература ХХ в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аннотированный указатель имён и названий // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М.: Наука, 2017. Т. 19. Письма апрель 1929-июль 1930. С. 844-891.

2. Быстрова О.В. Вступительная статья. Горький и Авербах. Неизвестная переписка // Горький и корреспонденты. М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, 2005. С. 564-579.

3. Горький М. и советская печать // Архив А.М. Горького. М.: Наука, 1964. Т. 10. Кн. 1. С. 216.

4. Горький М. Письма апрель 1929-июль 1930 // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М.: Наука, 2017. Т. 19. 999 с.

5. Малыгина Н.М. Сюжеты будущей истории русской литературы в переписке современников с А.М. Горьким: Рецензия на книгу: М. Горький и его адресаты. Материалы и исследования. Вып. 11 (М.: ИМЛИ РАН, 2016. 488 с.) // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 130-138.

1 Ягода Генрих Григорьевич (Енох Гершенович) (1891-1938) - член РСДРП (б) с 1917 г. В 1917 г. участник октябрьских событий в Москве. С 1920 г. работал в органах ВЧК. В 1920-1922 гг.- управляющий делами ВЧК - ОГПУ В 1923-1929 гг. - второй зам. председателя ОГПУ СССР. В 19291934 гг. - первый зам. председателя ОГПУ СССР. В 1934-1936 гг. нарком внутренних дел СССР. Арестован в марте 1937 г., осуждён на процессе по делу так называемого право-троцкистского блока, в марте приговорён к ВМН, расстрелян. Не реабилитирован [5, с. 131].

6. Пастернак Б. Полное собрание сочинений с приложениями. В 11 т. / сост. и коммент. Е.В. Пастернак и М.А. Рашковской. М.: Слово, 2005. Т. 8: Письма 1927-1934. С. 426428.

7. Спиридонова Л.А. Вступительная статья // Горький и его адресаты. М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, 2016. 488 с.

8. Спиридонова Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность. 2-е издание, измен. Нижний Новгород: «БегемотНН», 2016. 384 с.

9. Указатель писем по адресатам // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М.: Наука, 2017. Т. 19. Письма апрель 1929-июль 1930. C. 982-985.

REFERENCES

1. [Annotated index of names and titles]. In: M. Gor'kii. Polnoe sobranie sochinenii. Pis'ma v dvadtsati chetyrekh tomakh [Complete works. Letters in 24 volumes]. Moscow, Nauka Publ., 2017. Vol. 19. Letters of April 1929-July 1930. pp. 844-891.

2. Bystrova O.V. [The introductory article. Gorky and Averbach. Unknown correspondence].

In: Gor'kii i korrespondenty [Gorky and his addressees]. Moscow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Science Publ., 2005. pp. 564-579.

3. [M. Gorky and the Soviet press]. In: Arkhiv A.M. Gor'kogo [The Archives of A. Gorky]. Moscow, Nauka Publ., 1964. Vol. 10. Book 1. pp. 216.

4. Gorky M. [Letters of April 1929-July 1930]. In: M. Gorky. Polnoe sobranie sochinenii. Pis'ma

v dvadtsati chetyrekh tomakh [Complete works. Letters in 24 volumes]. Moscow, Nauka Publ., 2017. Vol. 19. 999 p.

5. Malygina N.M. [Plots of the future history of the Russian literature in the correspondence

of contemporaries with A. Gorky. Book review: M. Gorky and his addressees. Materials and research. Iss. 11. (Moscow, Institute of World Literature of the RAS, 2016. 488 p.)]. In: Filologicheskii klass [Philological Class], 2017, no. 3 (49), pp. 130-138.

6. Pasternak B. Polnoe sobranie sochinenii s prilozheniyami. V 11 t. [Complete works with

appendixes In 11 volumes]. M.: Slovo Publ., 2005. Vol. 8: Letters, 1927-1934. pp. 426-428.

7. Spiridonova L.A. [Introductory article]. In: Gor'kii i ego adresaty [Gorky and his addressees].

Moscow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Science Publ., 2016. 488 p.

8. Spiridonova L.A. Nastoyashchii Gor'kii: mify i real'nost' [Real Gorky: myths and reality].

Nizhny Novgorod, "BegemotNN" Publ., 2016. 384 p.

9. [Index of letters by the addressees]. In: M. Gor'kii. Polnoe sobranie sochinenii. Pis'ma v dvadtsati chetyrekh tomakh [Complete works. Letters in 24 volumes]. Moscow, Nauka Publ., 2017. Vol. 19. Letters of April 1929-July 1930. pp. 982-985.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Малыгина Нина Михайловна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета; e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nina M. Malygina - Doctor in Philological Sciences, professor at the Department of the Russian Literature, Moscow City University; e-mail: [email protected].

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Малыгина Н.М. Максим Горький в зеркале 1929-1930 годов: рецензия на книгу: М. Горький. Письма апрель 1929 - июль 1930 // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырёх томах. М.: Наука, 2017. Т. 19. 999 с. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 4. С. 166-171. DOI: 10.18384/2310-7278-2018-4-166-171

FOR CITATION

Malygina N.M. Maxim Gorky in the mirror of 1929-1930: the review of the book: M. Gorky. Letters of April 1929-July 1930. In: M. Gorky. Complete works. Letters in 24 volumes. Moscow, Nauka Publ., 2017. Vol. 19. 999 p. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2018, no. 4, pp. 166-171. DOI: 10.18384/2310-7278-2018-4-166-171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.