Научная статья на тему 'МАКС ВЕБЕР: ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ'

МАКС ВЕБЕР: ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4498
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / М. ВЕБЕР / ПРОФЕССИЯ / ПРИЗВАНИЕ / ИНСТИТУТ ВЛАСТИ / POLITICS / POWER / STATE / M. WEBER / PROFESSION / VOCATION / INSTITUTION OF POWER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронова С.А.

В данной статье, рассматривается творчество известного социолога Макса Вебера. В его научной работе "Политика как призвание и профессия" показано отношение М. Вебера к власти и его взгляды на профессию политика. Макс Вебер рассматривал политику как призвание и профессию, выделив ее в качестве особого государственного института. М. Вебер также определил, что только политика и власть обладают особой монополией, а именно монополией в сфере применению насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAX WEBER: POLITICS AS A VOCATION AND PROFESSION

This article examines the work of the famous sociologist max Weber. His scientific work "Politics as a vocation and profession" shows the attitude of M. Weber to power and his views on the profession of politics. Max Weber considered politics as a vocation and profession, singling it out as a special state institution. M. Weber also determined that only politics and power have a special monopoly, namely a monopoly in the sphere of violence.

Текст научной работы на тему «МАКС ВЕБЕР: ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ»

УДК 316

Миронова С.А. студент

4 курс, исторический факультет Астраханский Государственный университет

Россия, г. Астрахань

МАКС ВЕБЕР: ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ

Аннотация: В данной статье, рассматривается творчество известного социолога Макса Вебера. В его научной работе "Политика как призвание и профессия" показано отношение М. Вебера к власти и его взгляды на профессию политика. Макс Вебер рассматривал политику как призвание и профессию, выделив ее в качестве особого государственного института. М. Вебер также определил, что только политика и власть обладают особой монополией, а именно монополией в сфере применению насилия.

Ключевые слова: политика, власть, государство, М. Вебер, профессия, призвание, институт власти.

Mironova S.A. student

4th year, faculty of history Astrakhan state University Russia, Astrakhan

MAX WEBER: POLITICS AS A VOCATION AND PROFESSION

Annotation: This article examines the work of the famous sociologist max Weber. His scientific work "Politics as a vocation and profession" shows the attitude of M. Weber to power and his views on the profession of politics. Max Weber considered politics as a vocation and profession, singling it out as a special state institution. M. Weber also determined that only politics and power have a special monopoly, namely a monopoly in the sphere of violence.

Key words: politics, power, state, M. Weber, profession, vocation, institution of power.

При изучении трудов Макса вебера, стоит обратить внимание на его популярную научную работу "Политика как призвание и профессия" опубликованную в 1919 году. В которой показано отношение М. Вебера к власти и его взгляды на профессию политика.

В своей работе М. Вебер начинает с определения понятия политика. В широком понимании политика может иметь множество определений, но Макс Вебер в данной научной работе устанавливает четкие рамки на понимание данного термина. Политика в конкретном случае должна быть связана с таким понятием как с государство.

По М. Веберу, политика, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или внутри государства, и между группами людей, которых оно в себе содержит.

В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, — то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует.

М. Вебер разделяет всех без исключения политиков на две категории: тех, для кого политика есть призвание и тех, для кого она - профессия.

Что может означать политика как призвание и профессия? Как оказалось, при изучении творчества Макса Вебера не так-то легко отделить эти понятия, потому что профессиональный политик также может быть политиком по призванию, чувствовать себя в политике «на своем месте».

Так какой же политик призван господствовать? В господстве, основанном на верности тех, кто подчиняется сугубо личной харизме лидера, где идея призвания коренится в основе. Верность, харизме пророка или лидера на войне, выдающемуся демагогу в национальном собрании, в парламенте, или же просто это означает, что этот тип человека внутренне призван быть лидером народа, что публика подчиняется ему не по обычаю или принуждению, а потому что она верит в него.1 Он должен уметь видеть потребности своего народа, вознаграждать и поощрять заслуживающих это, и по справедливости наказывать провинившихся. Успех лидера полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата.

Штаб управления, представляющий во внешнем проявлении предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к лидеру, конечно, не одним лишь представлением о легитимности, о котором только что шла речь. Его подчинение вызвано двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным

1 Смирнов С.Н. Российская бюрократия и ее роль в процессах модернизации // Мир России. Т. 18, №4, 2009. С. 115-139.

вознаграждением и социальным почетом. Теперь все государственные устройства можно разделить в соответствии с тем принципом, который лежит в их основе, либо обладатель власти управляет самостоятельно и за свой счет, организуя управление через личных слуг, или штат иных чиновников, или фаворитов и доверенных, которые не обязательно собственники вещественных средств предприятия, но направляются сюда господином, либо же имеет место прямо противоположное.

Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции.2

Как утверждает Макс Вебер, есть два способа сделать из политики свою профессию. «Либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой» Профессиональные политики непосредственно не ищут вознаграждение за свою политическую деятельность, на что просто должен претендовать всякий неимущий политик. Руководить политикой можно либо в порядке «почетной деятельности», и тогда ею занимаются, как обычно говорят, «независимые», то есть состоятельные люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение».

Профессиональные политики, как говорит М. Вебер, изначально не хотели быть господами, как харизматические лидеры, но поступили на службу к этим господам. В ходе процесса работы они продвигались по служебной лестнице плоть до руководящих постов, обеспечив себе при этом неплохой доход и идеальное содержание своей жизни. В итоге кто же эти преимущественно-профессиональные политики?

Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чистым чиновником на жалованье. Тогда он либо извлекает доходы из пошлин и сборов за определенные обязательные действия и взятки представляют собой одну из, нерегулярных и формально нелегальных разновидностей этой категории доходов, или, получает твердое натуральное вознаграждение, денежное содержание, а нередко и то и другое вместе.

Таким образом, чиновник-специалист и в отношении всех обыденных потребностей оказывался самым могущественным.

И потому политик ежедневно и ежечасно должен одолевать в себе совершенно элементарного, слишком «человеческого» врага: обыкновеннейшее тщеславие, смертного врага всякой самоотдачи делу и

2 Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии [Текст]: в 4 т. [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 439 с.

всякой дистанции, что в данном случае значит дистанции по отношению к самому себе.3

Итак, можно сделать утверждение - политик по профессии идет в политику ради личной выгоды, а также удовлетворения своих властных амбиций. Часто он забывает о том, что ответственен за людей, над которыми правит, или которые выбрали его. Он идет на поводу у своих идей, стремится к наибольшему материальному благополучию любыми способами. Таким образом, из тенденции рационализации политической жизни логически вытекает идея превращения политики в своего рода «предприятие», которому требуются профессионально подготовленные люди с разными знаниями и умениями - чиновники-специалисты и «политические» чиновники.

Если эти принципы удастся провести в нашу жизнь, то постепенно пойдет процесс ее рационализации. Утвердится порядок, согласно которому «ходить во власть» должны профессионально подготовленные, компетентные в управлении люди, которые прошли подготовительную учебу и службу, выдержали специальные экзамены, доказывающие их способности и возможности работать на политическом «предприятии», что нельзя путать просто с интеллектуальными способностями. Остальные же должны почувствовать рациональность состояния быть свободным от профессиональной политики, чтобы обрести свободу для занятия иным делом профессионально.

Вывод из вышеизложенного можно сделать такой: политик по призванию - это тот, кто готов всем пожертвовать ради своего дела, подопечных, государства. Он в силу личных качеств, знаний и умений смог стать руководителем. А также он обладает рядом качеств и способностью к совершенствованию, которые помогают ему оставаться у власти. Однако он постоянно должен быть «в тонусе», иначе может упустить нити управления из своих рук и быть свергнутым, потому как политическая ситуация непостоянна и непрерывно изменяется.

Использованные источники:

1. Вебер М.: Политика как призвание и профессия. - Рипол-Классик, 2018 г.

2. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии [Текст]: в 4 т. [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 439 с.

3. Смирнов С.Н. Российская бюрократия и ее роль в процессах модернизации // Мир России. Т. 18, №4, 2009. С. 115-139.

3 Вебер М.: Политика как призвание и профессия. - Рипол-Классик, 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.