Научная статья на тему 'Макроязык описания и модификации геометрической цифровой модели самолета'

Макроязык описания и модификации геометрической цифровой модели самолета Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
130
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Буньков Н. Г., Новиков Ю. В.

Предложен и реализован на БЭСМ-6 способ автоматизированного построения и модификации геометрической цифровой модели самолета. Разработка способа включала в себя разработку алгоритмического макроязыка описания и модификации геометрической модели и создание его транслирующих процедур. Данный макроязык представляет собой совокупность лаконичных директив воздействия на геометрическую модель самолета, с помощью которых исследователь или конструктор может варьировать параметры внешней формы самолета или его агрегатов в процессе аэродинамического расчета и при решении других задач аэромеханики на ЭЦВМ. Ортогональные и изометрические проекции самолета выводятся на экран дисплея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Буньков Н. Г., Новиков Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроязык описания и модификации геометрической цифровой модели самолета»

_______УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Т о м V 19 7 4

№ 6

УДК 681.3.06

629.735.32.01

МАКРОЯЗЫК ОПИСАНИЯ И МОДИФИКАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Н. Г. Буньков, Ю. В. Новиков

Предложен и реализован на БЭСМ-6 способ автоматизированного построения и модификации геометрической цифровой модели самолета.

Разработка способа включала в себя разработку алгоритмического макроязыка описания и модификации геометрической модели и создание его транслирующих процедур. Данный макроязык представляет собой совокупность лаконичных директив воздействия на геометрическую модель самолета, с помощью которых исследователь или конструктор может варьировать параметры внешней формы самолета или его агрегатов в процессе аэродинамического расчета и при решении других задач аэромеханики на ЭЦВМ. Ортогональные и изометрические проекции самолета выводятся на экран дисплея.

Аэродинамический расчет летательного аппарата в целом, рас-счеты по динамике аппарата, определение облика самолета с помощью ЭЦВМ на начальной стадии проектирования, подготовка технологической информации для автоматизированного производства аэродинамических моделей и элементов самолета требует представления в ЭЦВМ геометрических обводов летательного аппарата.

В практике проектирования и конструирования для представления внешних геометрических форм самолета используется термин „теоретические обводы11. Данные о теоретических обводах служат основой на всех этапах создания самолета, т. е. в проектировочных и поверочных расчетах, в разработке компоновки и конструкции плазов и оснастки и в подготовке информации для станков с числовым программным управлением. На основе теоретических обводов определяются также необходимые сечения агрегатов и самолета в целом.

Для таких проектировочных расчетов, как, например, выбор наилучшей аэродинамической компоновки самолета с помощью ЭЦВМ важно иметь не только цифровое представление обводов

самолета, но и возможность оперативной, в процессе расчетов, модификации этих обводов. Известно в то же время, что информация, описывающая геометрию самолета, очень велика по своему объему, поэтому модификация геометрии путем прямого изменения этой информации или ее частей посредством ввода перфокарт или других носителей с новыми данными о геометрии существенно снижает оперативность модификации и ее достоверность.

Следовательно, необходим математический языковый аппарат, позволяющий модифицировать геометрическую цифровую модель самолета и при этом такой, использование которого позволяло бы инженеру вводить в машину минимальную по объему информацию и перекладывало на ЭЦВМ все основные процедуры модификации. Необходим своего рода набор лаконичных директив воздействия, с помощью которых инженер мог бы модифицировать цифровую модель.

В работе предложен экспериментальный вариант алгоритмического макроязыка для описания, модификации и синтеза геометрических обводов летательного аппарата (ОМС-1 — макроязык Описания и Модификации геометрии Самолета, вариант 1). Макроязык позволяет описывать геометрическую цифровую модель самолета, оперативно воздействовать на нее и получать наглядную информацию об этом воздействии на дисплее. Данный вариант языка ОМС-1, построенный на базе АЛГОЛ-бО, ориентирован на использование дисплея типа „Математический пульт (МП)“, являющийся устройством ввода — вывода прямого доступа к БЭСМ-6.

В разработке макроязыка авторы стремились выдержать соблюдение следующих принципов его построения:

— макроязык должен быть оптимальным в смысле своего уровня, а именно: процедуры-элементы языка должны иметь такой набор формальных параметров, который, с одной стороны, позволял бы осуществлять достаточно универсальное и широкое воздействие (одновременно модифицировать геометрию одного или нескольких агрегатов или несколько параметров самолета), а с другой стороны не был настолько большим, чтобы в практическом использовании языка число сопутствующих, т. е. не участвующих в воздействии параметров было велико;

— структура макроязыка должна строиться в соответствии с установившейся практикой агрегирования и принятых определенй геометрических параметров летательного аппарата, в частности, мнемонические правила для запоминания структуры идентификаторов процедур должны быть несложными и удобными для авиационных инженеров и конструкторов;

— организация транслирующих блоков процедур языка должна быть такой, чтобы временные характеристики при использовании макроязыка позволяли инженеру работать на ЭЦВМ в режиме диалога с выводом геометрической модели агрегатов или самолета в целом на дисплей;

— язык должен быть открытым для расширения набора алгоритмических процедур и его вариации в рамках принятых процедур.

1. Структура макроязыка ОМС-1. В качестве опорного алфавита в макроязыке взят латинский алфавит, так как макроязык ОМС-1 базируется на языке АЛГОЛ-бО.

Слово макроязыка ОМС-1 есть идентификатор. Слово состоит из слогов. Слог в работе определен как неделимый буквенноцифровой набор, который может быть и пустым.

Семантическое значение слов макроязыка формируется на основе семантики его слогов. Семантика же слогов такова: каждый символ (группа символов) слога соответствует начальной букве (группе букв) русского слова, поясняющее смысловое значение данного слова. Семантика слога определяется как его видом, так и его местом в слове.

Например: слог (Р) означает „Построение", слог (£Л!>> — „Угол Стреловидности11, слог (иРУ) — „Угол Поперечного Vй, слог (/?) — „Размах11, (ЗЛО— »3 (базисных) Направления11 и т. д.

Структура ОМСа-1, представленная на фиг. 1—3, описывается иерархическим графом, верхний уровень которого определяет класс воздействия.

УО

Рд

&0

м

из

- из

- К -

ЦРУ -

- 50

- СУ -

- N

- Т2

Б0

- 8 -

- К -I

* В

- ЕМ

Фиг.

Фиг. 2

Фиг. 3

Данная версия макроязыка ОМС-1 содержит пять классов воздействия: „Построение11, „Модификация", „Перемещение11, „Вывод на экран" и „Вспомогательный". Класс воздействия определяется в соответствии с орфографической структурой, корневым слогом. Первый суффиксальный слог определяет вид объекта воздействия, второй (непустой в группе „Модификация Фюзеляжа") уточняет объект воздействия, указывает на то, что воздействие распространяется на ту или иную часть объекта (агрегата), третий слог определяет группу воздействия в заданном классе и, наконец, четвертый слог уточняет вид или объект воздействия. Таким образом, слово макроязыка формируется в соответствии со структурой макроязыка и семантикой слогов. Приведем несколько примеров;

MFND — Модификация Фюзеляжа. Носок. Длина (модификация длины носка фюзеляжа);

SAN—Сдвиг Агрегата по Направлению;

ЕКОРАЗ — (вывод на) Экран Ортогональной Проекции Агрегатов в 3 (плоскостях);

DEA — Деформация Элемента Агрегата.

Рассмотрим кратко классы воздействия и некоторые (в качестве примеров) алгоритмические процедуры, осуществляющие эти воздействия.

2. Клаес „Построение". Слова этого класса состоят из двух слогов:

— корневой слог (Р)— „Построение",

— 1-й суффиксальный слог, определяющий объект воздейстия (К) „Крыло" | (F) — „Фюзеляж" | {VO) — „Вертикальное Оперение" I (GD) — „Гондола Двигателя" | (PD) — „Пилон Двигателя" | (CD) — „Горизонтальное Оперение" (см. фиг. 1).

Класс процедур „Построение" введен для формирования в ЭЦВМ первоначальной геометрической цифровой модели летательного аппарата на основе исходных данных. Эти процедуры практически применяются один раз в начале расчетов, после чего геометрическая модель может постоянно храниться во внешней памяти машины (на магнитных дисках или лентах). Необходимость полного описания геометрии самолета с помощью процедур класса „Построение" определяет число параметров этих процедур, которое в данном случае достаточно велико (от 6 до 15).

Класс „Построение" состоит из шести процедур. Кратко опишем две основные из них.

2.1. Процедура „Построение Крыла". Заголовок: PROCEDURE PK(VP, N, N0, М, KS, LS, NS, В, ALF0, BET, 4, RK, ALFU).

Эта процедура позволяет строить цифровую геометрическую модель крыла по следующей исходной информации:

1. А/—число базовых сечений, т. е. сечений, задаваемых координатой носка сечения (массив NS), длиной хорды сечения (массив LS), углом крутки сечения (массив KS) и координатами точек контура (число точек М);

2. N0 — число опорных сечений, т. е. сечений, задаваемых только координатой носка сечений (массив NS) и длиной хорды сечения (массив LS),

Интерполяция по размаху крыла осуществляется параболами (yV—1)-й степени (при 7V<4) или „цепочкой" кубических парабол (при jV> 4), причем соединение звеньев производится из условия непрерывности функции и ее 1-й и 2-й производных (сплайн-

интерполяция). Параметр RK определяет установочый радиус-вектор крыла, ALFU — установочный угол крыла. Принятая схема описания геометрии крыла может быть в той или иной мере изменена в рамках процедуры РК■

Следует отметить, что приведенная схема описания геометрии крыла не претендует на абсолютную универсальность, а является лишь одной из схем, применяемых пользователями.

Процедуры построения агрегатов типа „Крыло“: вертикального и горизонтального оперения, пилонов двигателей и т. п. основаны на процедуре РК.

2.2. Процедура „Построение Фюзеляжа“. Заголовок: PROCEDURE PF (VPF, NF, MF, ASF, BSF, LOF).

Процедура позволяет по исходной информации строить фюзеляж с эллиптическими сечениями и осевой линией произвольной формы. Исходной информацией является:

1) NF — число сечений;

2) MF — число точек на половине контура каждого сечения;

3) ASF, BFS[ 1 :NF] — массивы задания длин полуосей сечений фюзеляжа;

4) LOF[ 1 :NF, 1:2] —массив задания линии оси фюзеляжа.

Процедура PF определяет координаты точек сечений и „развешивает" эти сечения на оси фюзеляжа. Процедуры построения агрегатов типа „фюзеляж11: гондолы двигателя, подвесных баков и т. п. основаны на процедуре PF.

3. Класс „Модификация". Слова этого класса состоят из четырех слогов:

— корневой слог (М) — „Модификация11;

1-й суффиксальный слог, определяющий объект воздействия: (К) — „Крыло" | (Л/С) — „Агрегат (типа) Крыло1* |

(F) — „Фюзеляж11 | (AF) — „Агрегат (типа) Фюзеляж" |;

2-й суффиксальный слог:

(N) — „Носок" | (S) — „Середина" | (К) — „Кончик" | (EN) — Элемент Носка" | (ЕК) — „Элемент Кончика" |;

3-й суффиксальный слог, определяющий группу воздействия:

для объектов (К) и (АК):

{US) — „Угол Стреловидности" | (UPV) — „Угол поперечного Vй | (R) — „Размах" | (S)—„Сужение" | (Т) — „Толщина" |

(SO) — „5-Образность11 | (GV) — „Глубина Выреза (задней кромки)" | (LMT) — „Линия Максимальных Толщин" |;

для объектов (F) и (AF):

{D) — „Длина" | (Г2) — „Толщина по 2 (осям)" |

(Р)—„Положение" (см. фиг. 2).

Модификация агрегатов при использовании процедур данного класса осуществляется перемещением на Д* (£=1,2,3) некоторой характерной точки; например носка концевого сечения крыла, концевого сечения и т. п.

Класс процедур „Модификация" служит для варьирования геометрических параметров агрегатов летательного аппарата. Рассмотрим несколько примеров процедур модификации крыла.

3.1. Процедура „Размах". PROCEDURE MKR (LKh).

Данная процедура модифицирует крыло с исходным размахом

в крыло с размахом LKN.

3.2. Процедура „Угол Стреловидности*. PROCEDURE MKUS {HIN).

Посредством этой процедуры крыло с углом стреловидности HI переводится в крыло с углом стреловидности HIN.

3.3. Процедура „Угол Поперечного Vl‘. PROCEDURE MKUPV {FIN).

Процедура позволяет изменить угол поперечного V с FI на FIN.

В настоящее время разработаны также процедуры, позволяющие модифицировать следующие параметры крыла: сужение, относительную толщину, крутку, глубину выреза задней кромки, линию максимальных относительных толщин.

Все процедуры модификации агрегатов типа крыло (вертикальное и горизонтальное оперение, пилоны) в основном аналогичны процедурам модификации крыла.

Группа процедур „Модификация Фюзеляжа" состоит из процедур, с помощью которых осуществляется изменение следующих параметров фюзеляжа:

а) длины,

б) толщины по двум осям,

в) длины носовой части, хвостовой части,

г) длины середины фюзеляжа,

д) S-образности фюзеляжа (деформация оси фюзеляжа),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е) наклона элемента носовой или хвостовой части фюзеляжа.

Процедуры модификации агрегата типа фюзеляж (двигатели,

подвесные баки) также построены по аналогии с процедурой модификации фюзеляжа.

4. Класс „Перемещение". Слова данного класса состоят из трех слогов:

— корневой слог (S) — „Сдвиг" | (R) — „Ротация" | (NP) — „Начальное Положение"; группа процедур „Начальное Положение" используется как вспомогательная в процедурах модификации для приведения объекта воздействия к начальному положению (установочные радиус-вектор и углы равны нулю) и поэтому в данном кратком описании языка их вид не уточняется.

1-й суффиксальный слог, определяющий объект воздействия: (О) — „Объект" (в целом)| (А) — „Агрегат" |

(ЕА) — „Элемент Агрегата";

2-й суффиксальный слог, уточняющий вид воздействия:

(N) — „Направление" | (3N) — „одно из трех (базисных) Направлений" (см. фиг. 3).

Класс процедур „Перемещение" служит для компоновки летательного аппарата, т. е. сборки нз агрегатов объекта в целом. Процедуры содержат от 3 до 9 параметров. Приведем несколько примеров группы процедур „Сдвиг", позволяющий перемещать объект, агрегат (или часть агрегата) на заданный радиус-вектор, либо на заданное расстояние вдоль прямой, определенной двумя точками.

4.1. Процедура „Сдвиг Агрегата". PROCEDURE SA(R, W, NA).

Она позволяет сдвигать агрегат W, содержащий NA точек,

на радиус-вектор R.

4.2. Процедура „Сдвиг Элемента Агрегата". PROCEDURE SEA (R, W, N1, N2, M).

Процедура позволяет сдвигать элемент агрегата W, определяемый начальным сечением N1 и конечным N2, на радиус-вектор R. Группа процедур „Ротация" содержит в себе два вида процедур: вращение относительно начала координат и относительно заданной точки.

4.3. Процедура „Ротация Агрегата". PROCEDURE RA (Е, W, NA).

Она позволяет осуществлять вращение агрегата W, содержащего NA точек, вокруг оси Ох на угол £[1] (в радианах), оси Оу на угол Е[2\ и оси Oz на угол £"[3].

5. Класс „Вывод на экран". Данный класс процедур содержит группу процедур, обеспечивающих вывод на экран дисплея ортогональных проекций агрегатов и объекта в целом, и группу процедур, обеспечивающих вывод на экран изометрических проекций агрегатов и объекта. Во всех этих процедурах используется стандартная процедура „ЭКРАН" математического обеспечения дисплея „МП“, разработанного в ВЦ АН СССР.

6. Класс вспомогательных процедур. Перечислим основные группы процедур этого класса:

6.1. Нанесение сетки на агрегат (фиг. 4).

+

Фиг. 4

6.2. Деформация (изменение масштаба) агрегата одновременно по двум осям с коэффициентом деформации КО.

6.3. Деформация агрегата независимо по осям Ох с коэффициентом КО 1 и по Оу с коэффициентом КО 2.

6.4. Вычисление площади в плане крыла и агрегатов типа крыло.

6.5. Определение области перечисления агрегата типа крыло с агрегатом типа фюзеляж.

7. О некоторых результатах применения макроязыка. Опытное внедрение макроязыка было осуществлено на тестовой цифровой модели самолета. В качестве тестовой модели принят планер самолета с крылом переменной стреловидности по размаху(передней и задней кромки), Б-образного фюзеляжа, одного вертикального оперения и четырех двигателей. Очевидно, что макроязык позволяет описывать и модифицировать модели самолета более широкого класса и с большим набором агрегатов. Тестовая модель имеет следующие характеристики агрегатов.

7.1. Крыло — базовых сечений 5; опорных сечений 10; число точек на контуре профиля 20.

7.2 Фюзеляж — число сечений 30; число точек на контуре сечения 20.

7.3. Вертикальное оперение — базовых сечений 2, опорных сечений 4, число точек на контуре 10.

7.4. Гондола двигателя — число сечений 11, число точек на контуре 8.

На фиг. 5 демонстрируется пример модификации геометрической модели крыла самолета, получаемой на БЭСМ-6 и выводимой на экран дисплея (фотографии с экрана). Время с момента задания

6—Ученые записки ЦАГИ № 6

81

абонентом директивы на модификацию геометрии модели до окончания модификации и вывода на экран не превышает нескольких секунд.

Общий объем совокупности всех процедур, в основном оформленных в виде библиотеки на НМЛ, составляет 17 тыс. машинных слов.

Пути развития макроязыка, определенные в настоящее время, следующие:

— образование новых слов (процедур) макроязыка, которые расширили бы совокупность воздействий на геометрическую циф-

Фиг. 5

ровую модель самолета; в частности, введение процедур»построения фонаря кабины, крыльев изменяемой геометрии, фюзеляжа с сечениями произвольной формы (в классе „Построения"), модификации элементов крыла для обработки механизации крыла (в классе „Модификация"), вращение агрегатов вокруг произвольного направления, вычисление площади сечения агрегата самолета произвольно ориентированными плоскостями и т. д.;

— создание „сложных" процедур, позволяющих посредством одной директивы модифицировать несколько параметров агрегата или группу однотипных агрегатов;

■— создание процедур, редуцирующих базовую цифровую модель самолета в различные модели, которые служили бы непосредственной исходной информацией для различных расчетных методов определения аэродинамических характеристик самолета или характеристик прочности;

— совершенствование примеров воздействия на цифровую модель самолета, в основном в направлении сокращения объема информации, которую должен задавать инженер-аэромеханик с помощью аппаратуры дисплея.

Следует отметить, что методы и непосредственные представления геометрии крыла, фюзеляжа и других агрегатов в работе приняты в качестве предварительных и, очевидно, подлежат уточнению и стандартизации в процессе проведения работ по автоматизации проектирования.

Опыт применения экспериментального варианта макроязыка описания, модификации и синтеза геометрии летательного аппарата показал следующее:

— набор процедур (слов макроязыка) является достаточно полным для эффективного построения геометрической цифровой модели самолета, и воздействия на нее;

— уровень макроязыка, т. е. детализация процедур, является удовлетворительной для практического использования в решении задач аэромеханики самолета.

Очевидно в то же время, что развитие макроязыка ОМС-1 и его совершенствование существенным образом будет определено его широким практическим использованием в поверочных и проектировочных расчетах летательных аппаратов.

Авторы глубоко признательны разработчику устройства „Математический пульт11 БЭСМ-6 Л. А. Емельяновой за ценные советы в процессе выполнения данной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Женюи Ф. Языки программирования. М., „Мир“, 1962.

2. В а а 1 s D. D., Robins A. W. and Harris Jr. R. V. Aerodynamics Design Integration of Supersonic Aircraft. Journ. of Aircraft, No 5, 1970.

Рукопись поступила 29jl 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.