Научная статья на тему 'Макросюжеты в лирических циклах и стихотворных книгах А. Ахматовой'

Макросюжеты в лирических циклах и стихотворных книгах А. Ахматовой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЗАЦИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / МАКРОСЮЖЕТ / МИНИЦИКЛ / "ДВОЙЧАТКА" / ПРОЗАИЗАЦИЯ ЛИРИКИ / "AMBIGUITY" / THE PROCESS OF LYRIC'S TRANSFORMATION INTO PROSE / CYCLIZATION / LYRICAL PLOT / MACRO-PLOT / MINI-CYCLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Верхоломова Е. В.

Предложена концепция лирического сюжета макросюжета в книгах А.Ахматовой «Вечер», «Четки» и «Белая стая». Автор показывает структуру и взаимосвязь минициклов, входящих в состав лирических книг, выявляет функции макросюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макросюжеты в лирических циклах и стихотворных книгах А. Ахматовой»

УДК 821.161.1.09

МАКРОСЮЖЕТЫ В ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ И СТИХОТВОРНЫХ КНИГАХ А.АХМАТОВОЙ

Е.В.Верхоломова

Московский педагогический государственный университет, [email protected]

Предложена концепция лирического сюжета — макросюжета в книгах А.Ахматовой «Вечер», «Четки» и «Белая стая». Автор показывает структуру и взаимосвязь минициклов, входящих в состав лирических книг, выявляет функции макросюжета. Ключевые слова: циклизация, лирический сюжет, макросюжет, миницикл, «двойчатка», прозаизация лирики

The article presents a concept of a lyrical macro-plot in A.Akhmatova's books «Vecher» (The Evening), «Tchetki» (The Rosaries) and «Belaya staya» (The White Pack). The author shows the structure and connection between the mini-cycles within the lyrical books and reveals the functions of the macro-plot.

Keywords: cyclization, lyrical plot, macro-plot, mini-cycle, «ambiguity», the process of lyric’s transformation into prose

Термины «лирический сюжет» и «макросюжет» (применительно к лирике) долгое время почти не звучали в литературоведении. Ими не пользовались исследователи, называющие лирику бессюжетным родом литературы. Со временем понятие «лирический сюжет» приобрело определенные «права», и споры вокруг него долгое время шли от вопроса, существует ли сюжет в лирике, к вопросу, что он из себя представляет [1]. Обзор полемики, связанной с термином «лирический сюжет», представлен в ряде работ [2]. Анализ композиции и макросюжета лирических циклов проводился в работах [3-6].

Лирический сюжет в цикле и книге стихов порождается всей совокупностью циклообразующих факторов, а также присутствием единого лирического героя и его внутренними переживаниями. Отдельные стихотворения могут быть связаны между собой не причинно-следственными, а ассоциативными связями, а также при помощи хронотопа: все герои находятся, все события происходят в одной пространственно-временной ситуации, несмотря на обилие анахронизмов, переходов в разные исторические эпохи и даже выходов из земного времени. В лирическом цикле может быть зашифрован «скрытый» сюжет — те реальные события, которые стоят за событиями цикла, намек на которые содержится в текстах стихотворений, в заголовках, в сносках, примечаниях автора, даже в датировке текстов. Макросюжет — это сюжет, возникающий как «дополнительный смысл», которого нет в отдельных стихотворениях, и который порождается взаимодействием отдельных элементов цикла между собой. Макросюжет является как бы «вторым» сюжетом лирического цикла. Он «поддерживает» первый, в котором идея лирического стихотворения реализована непосредственно, имеет кон-

кретную словесную оболочку и выражает его скрытый смысл.

Несмотря на отмеченную исследователями [7] прозаизацию ахматовской лирики сюжет как таковой для поэта никогда не был самоцелью. В отдельных стихотворениях Ахматова, как правило, вводила сюжетные ситуации, помогающие конкретизировать лирическое чувство. С одной стороны, этот сюжет был заметнее, чем, к примеру, в лирике Блока, а с другой, — недостаточен для того, чтобы выделить макросюжет книг «Вечер» или «Четки». Для ахматовского макросюжета характерен фрагментарный, пунктирный принцип построения. Отсутствие реального «сюжета» отчасти связывало Ахматову с символистами, поскольку в художественной системе поэта гармонично соединялись традиционные и новаторские черты. В ахматовских книгах носителями концентрированного сюжета становятся минициклы из двух или трех стихотворений, выделенных поэтом в единое целое и имеющих собственное заглавие. В поэзии Ахматовой в изобилии встречаются так называемые «двойчатки» (циклы из двух стихотворений), в которых взаимодействие происходит по контрасту, как в антонимической паре.

В книге «Вечер» наблюдается наибольшее количество минициклов среди ранней лирики. Во-первых, это двойчатка «Два стихотворения» [8], где описаны антонимичные состояния героини: тягостное ожидание возлюбленного и эмоциональный подъем во время его присутствия. Примечательно, что граница перехода из одного состояния в другое заключена всего лишь в одном слове-реплике «Здравствуй!». Вторая двойчатка — миницикл «Читая Гамлета» [9], где сюжет также заключается в противопоставлении эмоциональных ситуаций: тяжелое объяснение Офелии с Гамлетом в первом стихотворении и любовный восторг во втором. В двойчатке

«Алиса» [10] более завуалированно противопоставлены тоска ожидания и интрига любовной встречи. Эти два стихотворения словно стремятся передать «краткое содержание» любовного романа.

Также в «Вечере» встречаются циклы из трех или даже четырех стихотворений, в которых макросюжет образуется по несколько иному принципу. Сюжет миницикла «В Царском Селе» [11] строится по принципу «уменьшительного стекла»: в первом стихотворении объектом изображения является город, второе концентрируется на «мраморном двойнике», а в третьем внимание фокусируется на семантическом ядре цикла — детстве А.С.Пушкина. В миницикле «Обман» [12] чувство героини проявляет себя в концентрированной сезонно-временной динамике, распределяющей сюжет стихотворения по блокам: весеннее утро, летний день, вечер, осень.

В книге «Четки» встречаются только два миницикла. В первом из них, «Смятение», в трех стихотворениях разворачивается драма целой жизни: знакомство и зарождение чувства (в первом стихотворении), встреча, на которой героиня чувствует себя отвергнутой (во втором), и кульминационная встреча, разрешение ситуации (в третьем). Миницикл «Стихи о Петербурге» построен на контрасте стилевых пластов и для развития сюжета использует все тот же принцип уменьшительного стекла — от бури в городе до отдельных горожан и их «бури чувств».

В книге «Белая стая» поэт ограничивается одним ярким минициклом — «Июль 1914» [13], в котором в двух стихотворениях дается логическое историческое обобщение: июльская засуха, страшное пророчество и последующая война.

Микроциклы — это «концентрированные смыслы» ахматовских лирических циклов. Они выделены автором и озаглавлены, что помогает им нести значительную семантическую нагрузку. Посредством минициклов происходит разрешение неразрешимого в прошлом литературном тексте конфликта, именно взаимодействие минициклов между собой и с другими стихотворениями порождает макросюжет.

Наличие сюжета в циклах и книгах А.Ахматовой свидетельствует о стремлении поэта к большой эпической форме. Позиционируя себя хранителями классических традиций, поэты-акмеисты сопротивлялись искажению картины мира модернистами. В русле этого сопротивления Ахматова стремилась выразить в своих лирических циклах идею гармонии и упорядоченности бытия. В частности, такими «упорядочивавшими» цикл элементами становился макросюжет, придающий циклу дополнительный «сверхсмысл» и создающий индивидуальный стиль поэта.

1. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. С.387.

2. См., напр.: Вайман С. // Вопросы литературы. 1980. №2. С. 114-134; Копылова Н.И. О многозначности термина «сюжет» в современных работах о лирике (к историографии вопроса) // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж, 1981 С. 107-121; Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Указ.соч. С.43-45, 98; и др.

3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С.259-260.

4. Минц З.Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1969. С. 17.

5. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирических циклов А.Блока // Язык и стиль художественного произведения. М., 1966. С.90.

6. Фоменко И.В. // Изв. АН СССР. Филол. науки. 1982. №4. С.38.

7. См., напр.: Эйхенбаум Б.М. Роман-лирика // Вестник литературы. 1921. №6-7. С.8; Гиппиус В.В. // Лит. учеба. 1989. №3. С.132; Гурвич И. // Вопросы литературы. М., 1997. №5. С.37; Невинская И.Н. «В то время я гостила на Земле...». М., 1999. С.26.

8. Эта двойчатка начинает включаться в «Вечер» не сразу. Намерение включить в книгу несколько «более ранних» стихотворений родилось у Ахматовой в середине 1940-х годов. В книге «Стихотворения» (1961) эти стихи открывают раздел «Вечер», как и в книге «Бег времени» (1964).

9. Как и «Два стихотворения», двойчатка «Читая Гамлета» появляется в составе «Вечера» только с 60-х годов.

10. Фигурирует только в составе книги «Вечер» (1912).

11. Присутствует в разделах книги «Вечер» до 1946 г.

12. Входит в состав книги «Вечер» только до издания 1946 г.

13. Этот цикл изымается из рукописи книги «Белая стая» после редакционной работы в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» в 1964 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.