Macrosocial Identity in the North Caucasus in the Context of Contemporary Challenges: Comprehending Research Practices
Victor A. Avksentev1 (a), Boris V. Aksiumov ( ), & Galina D. Gritsenko2 (a)
(a) Federal Research Center The Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Rostov-on-Don, Russia
(b) Federal Research Center The Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; North-Caucasus Federal University. Rostov-on-Don, Stavropol, Russia.
Email: aksbor[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0024-7041
Received: 5 July 2024 | Revised: 11 September 2024 | Accepted: 17 September 2024
Abstract
Macrosocial identity in the regional communities of the North Caucasus is characterized by contra -dictions and complexity of formation processes, which is largely due to the frontier nature of the region. Recently, in the context of a sharp aggravation of the geopolitical situation, the conduct of a special military operation, the problems of the integrity and unity of the North Caucasian society as an integral part of Russia have come to the fore, updating issues of identity. The purpose of the study is to clarify, basing on the secondary analysis of data from various studies and comparison of the results of research projects, the levels of formation of different types of macrosocial identity in regional societies and establish their correlation with social practice in the regions. The study revealed inconsistency of the final data obtained by different scientists. Consideration of the social practices accumulated in regional societies made it possible, to a certain extent, to correct the assessment of the levels of formation of types of macrosocial identity in relation to a specific region of the North Caucasus. A conclusion is made, about the mosaic structure of public consciousness of the North Caucasian community and contradictory social practices that have developed in regional society. It has been defined that, under the influence of both external and internal destructive forces, identification processes acquire a risky orientation from time to time. The analytical material may be of interest to scientific teams studying identification problems, as well as for media and various institutions interested in using positive identification practices, such as cultural and edifying, organizing educational work among the population of the North Caucasus region.
Keywords
North Caucasus; Regional Communities; Macrosocial Identity; All-Russian Identity; Ethnic Identity; Confessional Identity; Methodological Triangulation; Research Practice
This work is licensed under a Creative Commons "Attribution" 4.0 International License
1 Email: vaavksentev[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0003-0762-3529
2 Email: dissovet[at]rambler.ru ORCID https://orcid.org/0000-0001-8281-7409
J*
Макросоциальная идентичность на Северном Кавказе в условиях современных вызовов: осмысливая исследовательские практики
Авксентьев Виктор Анатольевич1 (а), Аксюмов Борис Владимирович ( ), Гриценко Галина Дмитриевна2 (а)
(a) Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук. Ростов-на-Дону, Россия
(b) Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук; Северо-Кавказский федеральный университет. Ростов-на-Дону, Ставрополь, Россия. Email: aksbor[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0024-7041
Рукопись получена: 5 июля 2024 | Пересмотрена: 11 сентября 2024 | Принята: 17 сентября 2024
Аннотация
Макросоциальная идентичность в региональных сообществах Северного Кавказа характеризуется противоречивостью и сложностью процессов формирования, что в значительной степени обусловлено фронтирностью региона. В последнее время в условиях резкого обострения геополитической ситуации, проведения специальной военной операции, проблемы целостности и единства северокавказского социума как неотъемлемой части российского общества выдвигаются на первый план, актуализируя вопросы идентичности. Цель исследования - на основании вторичного анализа данных различных исследований, сопоставления итогов исследовательских проектов уточнить уровни сформированности разных типов макросоциальной идентичности в региональных социумах и установить их корреляцию с социальной практикой в регионах. В ходе исследования выявлена неодинаковость итоговых данных, полученных разными учеными, проявившаяся в неоднозначности определения приоритетного типа макросоциальной идентичности в том или ином субъекте. Рассмотрение социальной практики, накопленной в региональных социумах, позволило в определенной степени откорректировать оценку уровней сфор-мированности типов макросоциальной идентичности применительно к конкретному региону Северного Кавказа. Сделан вывод о мозаичности общественного самосознания северокавказского сообщества и противоречивости социальной практики, сложившейся в региональном социуме. Определено, что под воздействием как внешних, так и внутренних деструктивных сил идентификационные процессы время от времени приобретают рискогенную направленность. Полученный аналитический материал может представлять интерес для научных коллективов, изучающих проблемы идентификации; различных структур, заинтересованных в использовании позитивной идентификационной практики; для СМИ; а также разных культурно-образовательных учреждений при организации просветительской работы среди населения северокавказского региона.
Ключевые слова
Северный Кавказ; региональные сообщества; макросоциальная идентичность; общероссийская идентичность; этническая идентичность; конфессиональная идентичность; методическая триангуляция; исследовательская практика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0
1 Email: vaavksentev[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0003-0762-3529
2 Email: dissovet[at]rambler.ru ORCID https://orcid.org/0000-0001-8281-7409
Введение. Фронтирность Северного Кавказа
Процессы формирования разных типов и уровней макросоциальных идентичностей на Северном Кавказе, их взаимодействие и иерархия уже длительное время находятся в поле зрения политиков, ученых, публицистов, что обусловлено сложностью и динамичностью социокультурных процессов, протекающих в северокавказском регионе, находящемся на стыке цивилизаций (Атласкиров, 2020; Ачкасов, 2021). Многослойность цивилизационных процессов в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), а также его геостратегическое расположение актуализировали рассмотрение Северного Кавказа как приоритетной геостратегической территории Российской Федерации (Стратегия пространственного развития, 2019) и как российский фронтир на Южном направлении. Фронтирность территории Северного Кавказа оказывает серьезное воздействие на эволюцию идентичности, мировоззрения, ценностно-нормативных ориентиров и социально-политических установок жителей региона (Магарамов, 2023). Синтезируя различные факторы, влияющие на этнокультурные, этноконфессиональные, этнополити-ческие и социально-экономические процессы, северокавказский регион образует неоднозначную, противоречивую и даже конфликтную социальную реальность (Авксентьев и др., 2022Ь). Для Северного Кавказа свойственны как опыт длительного межцивилизационного взаимодействия народов (Акаев, 2022), так и исторически обусловленные межэтнические споры и конфликты (Литвинова, 2021), постоянно действующее (открытое или завуалированное) давление со стороны геополитических игроков, направленных на раскол северокавказского социума (Добаев, 2023) и его разобщение с российской цивилизацией. Северный Кавказ, являясь южным фронтиром России, имеет стратегическое значение для обеспечения целостности и безопасности российского государства. Одним из системообразующих оснований единства страны выступает общероссийская идентичность как составная часть макросоциальной идентичности (Клименко, Жаде & Петрулевич, 2021). Целью данной статьи является определение уровня сформированности общероссийской идентичности, выявление ее соотношения с другими типами макросоциальной идентичности и установление корреляции макросоциальной идентичности со сложившейся в регионе социальной практикой функционирования регионального социума.
Исследование общероссийской идентичности в контексте многосоставной макросоциальной идентичности северокавказского общества приобретает особую актуальность в связи с критическим нарастанием геополитических угроз и вызовов системе безопасности страны (Сугаипова, 2022). В условиях геополитического кризиса и гибридной войны, ведущейся против России, возросшего деструктивного воздействия на сознание населения Северного Кавказа ставка делается на фрагментацию общества, межэтнический и межконфессиональный раскол, негативную коррекцию самосознания людей
(Литвинов, Милькевич & Даржанов, 2020). На Северном Кавказе созданы десятки тысяч интернет-ресурсов, направленных на радикализацию настроений жителей региона, особенно молодежи (Кудряшов, Понеделков & Артюхин, 2020). Важная роль в такой практике отводится зарубежным диаспорам северокавказских народов (Рамазанова, 2019). В условиях происходящих геополитических трансформаций вопросы общероссийской идентичности на фронтирных территориях приобретают особую значимость и актуальность.
Формирование общероссийской идентичности - процесс, динамичный, объективно не имеющий точки завершения и потому всегда открытый. В данном контексте сохраняется необходимость систематического мониторинга динамики макросоциальной идентичности в регионах СКФО. Не менее важно анализировать социальную практику, через которую макросоциальные идентичности манифестируются в жизни региональных социумов. Кроме расширения предметного поля, важно увеличение методической части исследования: использование не только экспертных и массовых опросов, контент-, ивент-анализов, но и применение вторичного анализа данных, полученных другими учеными, для сопоставления итогов разнообразных исследований с целью проверки, уточнения и корректировки получаемых в ходе исследовательских проектов результатов.
Методы исследования. Методическая триангуляция
Для достижения исследовательских целей использовались следующие методы: экспертный опрос (98 экспертов)1; дискурс-анализ2 научных публикаций (207 журнальных статей, размещенных в РИНЦ), вышедших с 2018 по 2023 годы, в которых рассмотрены вопросы идентичности и предоставлены результаты социологических исследований; контент-анализ3 опубликованных в течение 2022-2023 годов в сети Интернет региональных медийных и интернет-материалов, освещающих те или иные аспекты идентификационных процессов (3106 информационных сообщений); а также ивент-анализ4 сообщений СМИ о событиях этнополитической жизни.
1 Экспертный опрос проводился методом полуструктурированного интервью во всех субъектах РФ, образующих СКФО. Были определены с помощью метода «снежного кома» четыре категории экспертов: представители административных структур, научного сообщества и национально-культурных объединений (НКО), а также лидеры мнений (журналисты, религиозные деятели и др.).
2 Оценка анализируемых материалов определялась двумя исследовательскими фреймами, предпосланными самому анализу. Во-первых, тексты изучались с точки зрения обнаружения в них дискурса укрепления общероссийской идентичности (пути и способы). Во-вторых, дискурса проблем формирования (угрозы и риски) данной идентичности
3 Анализ содержания интернет-материалов связан с распределением фрагментов текста в матрице по трем разрядам: «способствует укреплению общероссийской идентичности на Северном Кавказе» -«способствует укреплению этнокультурной идентичности ...» - «Способствует укреплению религиозной идентичности ...»
4 При проведении ивент-анализа использовался матричный классификатор, что позволило структурировать сложные идентификационные процессы в виде событийного ряда.
Полученная с помощью количественно-качественных методов эмпирическая база содержит мнения, оценки, рассуждения самых разнообразных категорий населения: начиная с политиков, ученых, экспертов-аналитиков, журналистов и заканчивая рядовыми гражданами. Применение методической триангуляции при формировании базы данных позволяет говорить о валидности и достоверности полученных результатов, репрезентативности и обоснованности сделанных выводов.
При анализе полученных результатов в качестве важного методологического уточнения использовано положение, согласно которому макросоци-альная идентичность - это функционирующая динамическая единица, различные типы которой в современном социуме, с одной стороны, интерактивны, взаимозависимы и коррелятивны, с другой - амбивалентны, противоречивы и даже конфликтны (Авксентьев & Попов, 2006). На макросоциальном уровне выделены следующие типы идентичности: цивилизационная (общероссийская), религиозная (конфессиональная), гражданская, государственная, этническая, региональная, политическая, расовая, др. Макросоциальная идентичность, кроме того, есть элемент субъективной реальности, и как субъективная реальность идентичность находится в диалектической взаимосвязи с обществом и формируется социальными процессами. В этой связи целесообразно говорить о конструируемом характере идентичности через «продуцирование коллективных смыслов ... посредством мифологии и истории» (Wodak, Cillia & Reisigl, 1999). В то же время при анализе результатов исследования учитывался постулат, согласно которому формирование идентичности проходит в конкретно-исторических этнокультурных и этнополитических средах, которые существенно ограничивают целеполагание субъектов и влияют на конечный результат (Gat, 2012).
Анализ результатов. Соотношение различных типов макросоциальной идентичности в субъектах СКФО
Изучением макросоциальной идентичности на Северном Кавказе и последующей рефлексией аналитического материала, полученного в ходе социологических исследований, занимается широкий круг научных школ и исследователей. Накопившаяся в научном пространстве обширная аналитическая информация имеет большой эвристический потенциал. Однако программы исследований, «кухня» научных проектов, как правило, не являются общедоступными, что делает сложным, а иногда невозможным оценить, насколько полученные результаты отражают общие тенденции и дают возможность их переноса на более широкий круг процессов и явлений.
И все же, благодаря находящемуся в свободном доступе объемному материалу по проблематике макросоциальной идентичности жителей Северного Кавказа, есть возможность сопоставить результаты социологических исследований, проведенных разными научными коллективами, и проиллюстрировать
обоснованность научных выводов социокультурной и этнополитической практикой в субъектах РФ, входящих в состав СКФО. Более того, аналитическая информация предоставляет возможность учитывать контекстуальные параметры, отражающие специфику и самобытность различных территорий северокавказского региона (Дробижева, 2017).
Практически у всех исследователей рассматриваемой проблематики в центре внимания находились три ключевые типа макросоциальной идентичности: общероссийская, этническая и конфессиональная, которые образуют так называемый «портфель идентичностей» жителей региона. Некоторые авторы также включают в этот ряд региональную (северокавказскую) и субрегиональную (республиканскую, краевую) идентичность. Принято считать, что соотношение между ними определяет уровень интегрированности регионального социума в российское социально-политическое и цивилизационное пространство.
Осмысление содержания макросоциальной идентичности населения СКФО начнем с рассмотрения результатов экспертного опроса, проведенного нами1 в 2022 г. (Авксентьев и др., 2022a, с. 29-34) (табл. 1).
Таблица 1. Типы макросоциальной Та 1е 1. Types of macro-social identity of
идентичности субъектов РФ, the Russian Federation constituent entities
входящих в СКФО of the North Caucasian Federal District
Субъекты Типы макросоциальной идентичности
Общероссийская Этническая Конфессиональная
Республика Дагестан 27,1 32,6 40,3
Республика Ингушетия 14,9 48,2 36,9
Кабардино-Балкарская Республика 46,7 35,1 18,2
Карачаево-Черкесская Республика 43,1 35,4 21,5
Республика Северная Осетия - Алания 43,3 37,8 18,9
Ставропольский край 44,4 28,7 26,9
Чеченская Республика 22,4 32,6 45,0
С точки зрения соотношения общероссийской, этнической и конфессиональной идентичностей субъекты РФ, образующие СКФО, разделились на три группы: во-первых, субъекты, в которых преобладает общероссийская идентичность (Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика); во-вторых, территории, где приоритетна конфессиональная идентичность (Республика Дагестан и Чеченская Республика), в-третьих, регион с доминирующей этниче-
1 В проведении исследования также участвовали: профессор, д-р филос.н. С.Ю. Иванова; профессор, д-р социол.н. М.М. Шульга.
ской идентичностью (Республика Ингушетия). Ранжировать первую группу регионов, как полагаем, нецелесообразно: отличительные доли не настолько велики, чтоб делать какие-либо аналитические заключения, хотя достаточно интересны суждения экспертов после их ознакомления с количественными данными.
Именно обращение к контекстному анализу политического дискурса (дискурс-анализу), а точнее, его таких составляющих, как экспертные суждения, позволило выявить интегрирующие смыслы исследуемого дискурса, формирующиеся под воздействием факторов, конструирующих идентичность, в том числе и общероссийскую (Толпыгина, 2002, с. 87-88). При этом важно обратить внимание, что в условиях проведения специальной военной операции эксперты сближают понятия общероссийской идентичности и гражданственности, которые в предыдущие периоды политологами разводились (См., например: Паин, 2023).
Так, некоторые эксперты высокую долю (46,7 %) общероссийской идентичности в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) связали с активной работой по формированию общероссийских ориентиров главы республики К. В. Кокова, вступившего в должность в октябре 2019 г.:
«Меня не удивляет, что сейчас Кабардино-Балкарская Республика и ее сообщество вышло на такие показатели, потому что, насколько я знаю, с приходом нового главы республики очень активно идёт ... российская общественно-политическая пропаганда, агитация очень серьезная» (Авксентьев и др., 2022b, с. 32).
Доминирование общероссийской идентичности у жителей Ставропольского края, Республика Северная Осетия-Алания (РСО Алании) и Карачаево-Черкесская Республика (КЧР), по мнению экспертов, обусловлено большим числом русского населения в данных регионах:
«.то, что Ставропольский край на втором месте, понятно, я думаю, что это, прежде всего, конечно, за счёт подавляющего количества русского населения. Карачаево-Черкесия и Республика Северная Осетия-Алания делят третье место, у них одинаковые показатели. Я думаю, что это связано также с долей русского населения» (Авксентьев и др., 2022b, с. 32).
В то же время, если сравнить доли русского населения на указанных территориях, то картина окрашивается несколько иными оттенками. Ставрополье - единственная территория в СКФО с преобладанием русского населения (около 80 %), в КЧР русские составляют 27,55 %, в КБР - почти четверть населения (19,33 %), в РСО-Алании русские находятся на втором месте в структуре этнического состава населения и составляют 17,78 % (Кабардино-Балкарская Республика, 2020; Карачаево-Черкесская Республика, 2020; Республика Северная Осетия-Алания, 2020; Ставропольский край, 2020). Следовательно, четкую корреляцию между долей русских в этническом составе населения той или иной территории и приоритетностью общероссийской идентичности достаточно трудно установить. Например, в Ставропольском крае русских
абсолютное большинство (79,43 %), но общероссийская идентичность приоритетна для 44,4 % респондентов. Впрочем, мы полагаем, что в Ставропольском крае у русских респондентов российская идентичность в значительной степени смыкается с русской (этнической) идентичностью, и между ними не следует делать знаковых различий; поэтому приверженность общероссийской идентичности характерна для более чем 44,4% ставропольчан. Кроме того, учитывая сложность и длительность процесса конструирования идентичности, трудно объяснить приоритетность общероссийской идентичности в макросоциальной идентичности кабардино-балкарского социума недлительной (более двух лет), хотя и активной российской общественно-политической пропагандой.
Для уточнения и конкретизации экспертных оценок динамики макросоциальной идентичности в субъектах федерации на территории СКФО обратимся к научным публикациям, в которых содержатся данные социологических исследований региональных «портфелей идентичности».
Из общедоступного исследовательского материала, раскрывающего структуру макросоциальной идентичности населения Северного Кавказа, наиболее близким к нашему проекту с точки зрения методов изучения и, следовательно, возможности сопоставления результатов могут считаться наработки дагестанских и карачаево-черкесских ученых (Адиев, Бийжанова & Щербина, 2022). Ими был проведен экспертный опрос во всех республиках СКФО.
Исходя из данных опроса экспертов, наибольшая доля жителей, идентифицирующих себя с общероссийскими ценностями и установками, проживает в РСО-Алании. Эксперты из этой республики утверждают:
«Осетия и осетины воспринимают себя как форпост России на Кавказе. ...
Это ощущение форпоста: отступать некуда - позади Москва. И да, осетины
очень сильно ассимилированы».
«Думаю, из всего северокавказского общества население нашей республики
отличается, наверное, тем, что у нас наиболее совпадающие с общероссийским
населением ориентиры и ценности» (Адиев, Бийжанова & Щербина, 2022, с. 126).
Высокий уровень российского самосознания среди региональных сообществ, по оценкам экспертов, свойственен и населению КЧР; этот феномен объясняется значимой долей русских людей (Адиев, Бийжанова & Щербина, 2022, с. 127).
Относительно иерархии в структуре макросоциальной идентичности КБР мнение экспертов разделилось практически в равных пропорциях. Одни полагают, что общероссийская идентичность преобладает в кабардино-балкарском социуме. Другая часть экспертов утверждает, что на первом месте в республике стоит этническое самосознание людей.
Большинство участников экспертного опроса из Дагестана говорит о приоритетности у жителей республики этнического самосознания:
«Этническое самосознание доминирует над гражданским самосознанием. Даже по разговорам: "Я в Россию ездил", - говорят дагестанцы, имея в виду поездку в центральные регионы страны»» (Адиев, Бийжанова & Щербина, 2022, с. 127).
И лишь незначительная часть экспертов указывает на то, что у жителей республики сформировался высокий уровень общероссийской идентичности, а, следовательно и гражданственности, ярко продемонстрированный в период вторжения боевиков в Дагестан в 1999 году:
«У нас довольно много героев России. Начиная от рядовых, простых жителей и заканчивая представителями правоохранительных органов. И в 1999 г. В.В. Путин проникся симпатией к дагестанцам, потому что здесь люди тогда встали на защиту не только своих домов, но фактически на защиту целостности всей страны. А ведь в это время были и этнополитические кризисы в республике, резко вырос уровень религиозности, в том числе и росло количество приверженцев радикальных религиозных взглядов, желающих построить некое теократическое государство. Но этого не случилось» (Адиев, Бийжанова & Щербина, 2022, с. 127).
В дагестанском обществе, таким образом, сложилась амбивалентная ситуация: с одной стороны, «большой патриотизм в отношении Российского государства», свидетельствующий о значимости для населения общероссийской идентичности; с другой стороны, преобладание этническое самосознание из-за «проблем в сфере укрепления российской ... идентичности» в республике» (с. 127).
Наименьший уровень общероссийской идентичности, по результатам экспертного опроса, проведённого нашими коллегами (с. 127), характерен для Ингушетии и Чечни, где приоритетны соответственно этническая и конфессиональная идентичности.
Итак, при сопоставлении результатов экспертных опросов, проведенных двумя разными научными коллективами (Авксентьев и др., 2022b, с. 26-36; Адиев, Бийжанова & Щербина, 2022, с. 126-127), видны определённые нестыковки итоговых данных. Возможно, это обусловлено объективным ограничением метода экспертного опроса - определенным субъективизмом оценок экспертов.
При сопоставлении результатов этих экспертных опросов можно сделать следующие пояснения.
Во-первых, для населения Ставропольского края, РСО-А и КЧР однозначно приоритетна общероссийская идентичность. Культурно-исторические и конфессиональные (68% населения Северной Осетии -Алании исповедуют православие) связи Северной Осетии и России обеспечивают преобладание в североосетинском обществе общероссийской идентичности. Карачаево-Черкесия с 1957 г. по 1990 г. входила в состав Ставропольского края в качестве автономной области, что способствовало не только тесным социально-экономическим, но и социокультурным взаимодействиям, влияющим на идентификационные процессы в республике. Также при оценке результатов
экспертных оценок важно учитывать этническую структуру населения КЧР: ни один из титульных народов не составляет большинства; пять языков являются государственными; более того, официальными СМИ активно продвигается образ Карачаево-Черкесии как многонациональной республики.
Во-вторых, если для выше обозначенных трех субъектов результаты экспертных опросов созвучны и не противоречат друг другу, то относительно оставшихся регионов обнаруживается неоднозначность в определении приоритетного типа макросоциальной идентичности. Для социума КБР, согласно сопоставлению результатов экспертных опросов, характерна двойственность: приоритетность и этнической, и общероссийской идентичностей. В Дагестане, Ингушетии и Чечне преобладают традиционные социокультурные идентичности, к которым могут относиться или этническая, или конфессиональная.
Чтобы уточнить и конкретизировать содержание макросоциальной идентичности населения республик, где не удалось однозначно выявить приоритетный тип идентичности, были привлечены дополнительные данные о структуре макросоциальной идентичности в результате анализа научных публикаций северокавказских ученых. Так, согласно экспертным оценкам, представленным в научных публикациях, для жителей Дагестана (Адиев, 2021) и чеченского населения (Акаев, 2019) более значима религиозная (конфессиональная) идентичность; этническая идентичность в наибольшей степени характерна для социумов Кабардино-Балкарии (Атласкиров, 2019) и Ингушетии (Евлоева, 2023).
Итак, результаты экспертного опроса, проведенного нашим коллективом, подтверждены итогами региональных исследований: в Дагестане и Чеченской Республике приоритетна конфессиональная идентичность, в Ингушетии -этническая идентичность. В то же время относительно Кабардино-Балкарии неоднозначность выводов сохраняется: региональные ученые выявили преобладание этнической идентичности, научный коллектив дагестанских и карачаево-черкесских ученых говорит о равнозначности общероссийской и этнической идентичностей; наше исследование указывает на ведущую роль общероссийской идентичности.
Следовательно, обобщенный «портфель идентичностей» субъектов РФ, входящих в СКФО, с точки зрения приоритетности того или иного типа выглядит следующим образом: в Ставропольском крае, Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкессии - общероссийская идентичность; в Дагестане и Чеченской Республике - конфессиональная, в Ингушетии - этническая, а в Кабардино-Балкарии сложилась амбивалентная ситуация: общероссийская и этническая идентичности.
Важная цель научно-исследовательской деятельности - это применение ее результатов в прогнозах и рекомендациях, которые могут быть использованы в управленческих решениях органами власти различного уровня. Во избежание феномена «двойного климата мнений» (Ноэль-Нойман, 1996, с. 67) необходима дополнительная верификация результатов, полученных научным сообществом, через сопоставление с социально-политическими и социокультур-
ными практиками, в которых манифестируются феномены идентичности. Для этого мы обратились к ивент-анализу, с помощью которого в мониторинговом режиме в течение восьми лет отслеживалась динамика региональной ситуации.
Социальная практика, с точки зрения устойчивости ценностей и установок, содержит как позитивный, так и негативный опыт. На основе ивент-анализа были выявлены события, которые указывают на наличие угроз единству и стабильности северокавказского сообщества и, следовательно, снижению уровня общероссийской идентичности на Северном Кавказе, возможному расколу фронтирной территории по этническому или конфессиональному признаку.
Согласно результатам ивент-анализа, к таким угрозам могут быть отнесены следующие события.
Во-первых, это протестные выступления против частичной мобилизации в сентябре 2022 г. в Дагестане (Почему именно., 2022), в Кабардино-Балкарии (В Нальчике, 2022). Для осмысления причинно-следственных связей происшедшего целесообразно обратиться к оценкам, которые сделал директор Института региональных проблем Д. Журавлев. По его мнению, объяснять случившееся, прежде всего, активной деятельностью внешних сил было бы слишком просто; важно понимать внутрирегиональные причины, в частности, наличие классового неравенства и клановости, которые «заставляют людей сопротивляться неизвестному» (Почему именно., 2022).
Во-вторых, это антисемитские выступления в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане, (Жители., 2023), где протесты завершались беспорядками в аэропорту столицы республики (Беспорядки., 2023). Как полагает этнограф В. Дымшиц, какая-то часть радикальной исламской проповеди, соединившись «со старыми почвенными фобиями, характерными для традиционалистских регионов и традиционалистского сознания (нелюбовь к чужому)», достигла своей цели (Место выбрано, 2023): протестно манифестировать конфессиональную идентичность, в рамках которой народ Палестины определен в качестве братьев и сестер.
В-третьих, это решение кабардино-балкарского суда в конце мая 2022 г., получившее широкий медийный и общественный резонанс с негативной коннотацией, о правомерности увольнения военнослужащих из КБР, самовольно отказавшихся выполнять служебное задание, связанное с проведением СВО на Украине, и коллективно по своей инициативе отбывших к постоянному месту несения службы (Суд счел., 2022). Далее, это поведение спортсмена М. Мокаева, участника турнира UFC 286, который в марте 2023 г. потребовал от редактора трансляции соревнований представлять его как уроженца Буйнакска (Республика Дагестан) без указания словосочетания «Республика Дагестан, Россия» (Мухаммад Мокаев, 2023). Более того, это трагические события конца марта - начала апреля 2023 г., происшедшие в Ингушетии: где «.в схватке с боевиками-радикалами погибло 3 полицейских, и 8 получили
ранения» (Хотят раскачать., 2023). Нейтрализацию боевиков осложняло то обстоятельство, что в местах проведения КТО жили родственники некоторых из террористов, которые оказывали им «родственную» помощь. Власти вынуждены были официально предостерегать жителей Ингушетии об ответственности за возможное оказание какой-либо помощи лицам, участвовавшим в террористических вылазках, приведших к жертвам среди сотрудников силовых структур (Жителям сельского поселения, 2023). И наконец, это двойной теракт 23 июня 2024 г. в Дагестане, когда боевики атаковали в Махачкале и Дербенте два православных храма, синагогу и пост ДПС. Жертвами террористических атак стали 22 человека, в том числе пожилой священник, охранник храма, а также 17 сотрудников правоохранительных органов (Дети чиновников., 2024)
Социальные практики северокавказских сообществ насыщены также позитивным опытом, подтверждающим как достаточно устойчивый характер общероссийской идентичности, так и большую работу, проводимую органами власти, культурными, образовательными учреждениями и общественно-политическими организациями по укреплению общероссийской идентичности. В северокавказских регионах появляются новые формы такой работы. Например, в горном Джейрахском районе в селении Бишт Ингушетии в рамках проекта «Незабытые» в 2023 г. прошли съёмки короткометражного фильма ко Дню Победы о судьбах людей, неразрывно связанных с историей России. Главным мотивом стал рассказ о дружбе людей разных национальностей, переживших вместе страшные события времён Великой Отечественной войны. По сюжету фильма, русский ветеран с внуком приехал на могилу к павшему в горах Ингушетии своему боевому товарищу (В горах Ингушетии, 2023).
Свои коррективы в деятельность по укреплению общероссийской идентичности внесло проведение специальной военной операции. Значимым событием в рамках поддержки СВО стала военно-историческая и патриотическая экспедиция «Кавказ-2022», в которой приняли участие более 300 человек из разных уголков страны. Ими в местах проведения боевых действий во время Великой Отечественной войны - на Санчарском, Клухорском перевалах, вершинах Домбая были развернуты символы СВО: знаки Z и V размером 50х40 м, общей площадью 2000 кв. м., на высотах от 2200 до 3500 м над уровнем моря, что явилось абсолютным рекордом не только для России, но и за её пределами (Знаки в поддержку, 2022).
И таких акций проведено немало. Так, одним из первых, кто присоединился к Всероссийской акции «Мой Герой», стал участник СВО из Республики Дагестан Р. Рамазанов, который разместил на аватарах своих страниц в соцсетях фотографию деда-участника Великой Отечественной войны Фазилы Рамазанова» (Акция в сетях, 2023).
О значимом уровне сформированности общероссийской идентичности в контексте социальной практики может свидетельствовать активное участие региональных сообществ в различных формах участия в СВО. Например,
от Северной Осетии-Алании воюют добровольческие батальоны «Шторм-Осетия» и «Алания», усиленные танковыми подразделениями (Теперь повоюем, 2022; Бойцы из Осетии, 2023). В Чеченской Республике на базе Российского университета спецназа в Гудермесе проходят обучение добровольцы со всех уголков страны, из которых после обучения формируются добровольческие интернациональные полки (Через РУС, 2023). В Ставропольском крае летом 2022 года был создан казачий батальон «Терек», который через год стал бригадой (Из батальона, 2023).
И конечно, социальная практика содержит случаи проявление героизма и мужества российских воинов. Так, первым Героем России на СВО стал дагестанец - Н. Э. Гаджимагомедов (посмертно), командир роты в составе 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка ВДВ России, дислоцированного в г. Ставрополе (Героически погибший, 2023). В мае 2024 г. гвардии прапорщик Фархад Худайнатов из Каспийска стал одиннадцатым уроженцем Дагестана, удостоенным звания Героя России (посмертно) с начала специальной военной операции (Одиннадцатый дагестанец, 2024).
Неполный перечень проявлений позитивного опыта, свидетельствующего о широкой распространенности общероссийской идентичности в региональных социумах СКФО, можно продолжить. Однако главным в анализе социальной практики является уточнение знаний о содержании макросоциальной идентичности региональных сообществ, особенно тех, результаты исследований по которым противоречивы и неоднозначны.
Заключение. Соотношение исследовательской и социальной практик
Итак, можно констатировать мозаичность общественного самосознания северокавказского сообщества, противоречивость идентификационных процессов, протекающих в региональном социуме, многогранность и неоднозначность ценностно-нормативных установок и социально-политических ориентиров жителей СКФО как одной из фронтирных территорий Российской Федерации. Именно эта неоднозначность во многом обусловливает различия в экспертных оценках положения дел в идентификационной сфере субъектов федерации, входящих в округ.
Два региона, безоговорочно, могут считаться форпостами общероссийской идентичности на Северном Кавказе - Ставропольский край и Республика Северная Осетия-Алания. Более того, общероссийская идентичность ценностно смыкается с гражданственностью и проявляется в росте патриотизма. Региональному сообществу Карачаево-Черкесии также свойственна устойчивая российская идентичность при наличии ситуации конкуренции идентичностей: общероссийской с конфессиональной.
В Ингушетии и Кабардино-Балкарии население преимущественно идентифицирует себя с этническим сообществом, что используется деструктив-
ными силами как вне, так и внутри республик для организации протестных выступлений разной направленности.
Дагестан и Чечня - это республики, для населения которых высокой значимостью обладает конфессиональная идентичность. При этом, по мнению экспертов, в Дагестане исламское возрождение протекает наиболее интенсивно, что сопряжено не только с возвращением к историческим корням его народов, активизацией традиционных религиозно-культурных ценностей, но и с распространением идеологий и практик псевдоисламских радикальных и экстремистских течений (Абдулкадыров, 2020). В то же время приоритетность конфессиональной идентичности не снижает в республиках уровень патриотического потенциала, направленного на сохранение целостности российского государства, что подтверждается результатами участия народов этих регионов в специальной военной операции. В данной ситуации можно говорить о значимости гражданской идентичности в структуре макросоци-альной идентичности региональных сообществ.
В современных условиях, когда угрозы и вызовы российскому единству со стороны не только внешних, но и внутренних деструктивных сил актуальны, важно использовать многообразие методов исследования социокультурной реальности и этнополитических процессов, что позволяет не только получить обширный эмпирический материал, но и повысить достоверность полученных результатов, более глубоко проникать в казуальные связи происходящих событий. Это целесообразно как с точки зрения понимания позитивных достижений и успехов в укреплении общероссийской идентичности, как и в контексте выявления деструктивных проявлений, рисков и угроз социально-политическому, этноконфессиональному единству северокавказского социума как части российского общества.
Благодарности
Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» на 2023-2025 гг., ГЗ ЮНЦ РАН на 2024 г., № г. р. 123111700015-8.
The article was prepared as a part of the Program for Basic and Applied Research "Ethno-cultural Diversity of the Russian Society and the Strengthening of the All-Russian Identity" (2023-2025), SSC RAS state assignment for 2024, registration # 123111700015-8.
Список литературы
Gat, A. (2012). Nations: The Long History and Deep Roots of Political Ethnicity and Nationalism.
Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CB09781139047654
Wodak, R., De Cillia, R., & Reisigl, M. (1999). The Discursive Construction of National Identities. Discourse & Society, 10(2), 149-173. https://doi.org/10.1177/0957926599010002002
Абдулкадыров, Ю. Н. (2020). Российский Кавказ: Риски и угрозы этнополитической безопасности. Манускрипт, 13(12), 195-199. https://doi.org/10.30853/mns200566
Авксентьев, В. А., Аксюмов, Б. В., Гриценко, Г. Д., Иванова, С. Ю., & Шульги, М. М. (2022). Институциональные, исторические и культурные рамки формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе (В. А. Авксентьев, Ред.). ЮНЦ РАН.
Авксентьев, В. А., Гриценко, Г. Д., Иванова, С. Ю., Тарасова, М. В., Юрченко, И. В., & Шульга, М. М. (2022). Конфликтологический анализ региональной ситуации на Юге России. Труды Южного научного центра Российской академии наук, 10, 328-365.
Авксентьев, В. А., & Попов, М. Е. (2006). Макросоциальные идентичности в России XXI века: Конфликтность и векторы развития. Обозреватель - Observer, 8(199), 13-20.
Адиев, А. З. (2021). Общероссийская идентичность в Дагестане (по данным опросов 2016-2019 гг.). Социологические исследования, 4, 136-142. https://doi.org/10.31857/S013216250011312-6
Адиев, А. З., Бийжанова, Э. К., & Щербина, Е. А. (2022). Российская гражданская нация: Взгляд из Северного Кавказа. Гуманитарий Юга России, 11(1), 119-133. https://doi.org/ 10.18522/2227-8656.2022.1.9
Акаев, В. Х. (2022). Формирование русско-кавказских взаимоотношений: От антагонизма к единству. Вестник Института развития чеченского языка и истории, 19, 80-88.
Акаев, В. Х., Абубакаров, А. С., & Анимоков, И. К. (2019). Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе: Особенности становления и меры противодействия. Гуманитарные и социально-экономические науки, 4(107), 49-53.
Акция в соцсетях, напоминающая о настоящих героях и их достижениях. (2023, май 7). Хакикат. https://hakikat.info/kat/obshestvo/item/23104-aktsiya-v-sotssetyakh-napominayushchaya-o-nastoyashchikh-geroyakh-i-ikh-dostizheniyakh/
Атласкиров, А. Р. (2019). Гражданская и региональная (этническая) идентичности населения Кабардино-Балкарской Республики в начале XXI века. Colloquium-Journal, 26(6), 5-9. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10958
Атласкиров, А. Р. (2020). Цивилизационная идентичность в регионах Северного Кавказа (на примерах Адыгеи и Кабардино-Балкарии). Власть, 28(5), 135-142. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7588
Беспорядки в аэропорту Махачкалы из-за рейса из Израиля. (2023, ноябрь 31). РБК. Политика. https://www.rbc.ru/politics/31/10/2023/653eb5399a7947b515dc49e2
Бойцы из Осетии заслужили в зоне СВО особую репутацию. (2023, апрель 20). Смотрим. https: //smotrim.ru/article/3312759
В горах Ингушетии прошли съемки короткометражных историй ко Дню Победы. (2023, апрель 14). Ингушетия. https://gazetaingush.ru/news/v-gorah-ingushetii-proshli-semki-korotkometrazhnoy-istori-ko-dnyu-pobedy
В Нальчике прошла акция протеста против частичной мобилизации, во время которой никого не задержали, передает корреспондент. (2022, сентябрь 26). Newstracker. https://gazetaingush.ru/news/v-gorah-ingushetii-proshli-semki-korotkometrazhnoy-istori-ko-dnyu-pobedy
Героически погибший офицер из Дагестана попал в учебник истории России. (2023, август 29). Комсомольская правда. Ставропольский край. https://www.stav.kp.ru/daily/27548/4815605/
«Дети чиновников становятся террористами» Кто стоит за нападениями на полицейских и убийством священника в Дагестане? (2024, июнь 24). Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2024/06/24/dagestan/
Добаев, И. П. (2023). Геополитические исследования на юге России. Россия и мусульманский мир, 2, 9-20.
Дробижева, Л. М. (2017). Межнациональные (межэтнические) отношения в России в зеркале мониторинговых опросов ФАДН и региональных исследований. Вестник Российской нации, 4, 107-127.
Евлоева, Л. М. (2023). Этнокультурные ценности ингушской молодежи (некоторые аспекты). Общество: социология, психология, педагогика, 6, 28-32. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.3
Жители Нальчика и Черкесска поддерживают Палестину и угрожают евреям. Муфтии Северного Кавказа осудили антисемитские акции. (2023, октябрь 29). Юга.ру. https://www.yuga.ru/news/470607-zhiteli-nalchika-i-cherkesska-podderzhivayut-palestinu-i-ugrozhayut-evreyam-muftii-severnogo-kavkaza-osudili-antisemitskie-akcii/? ysclid=loyq3fhbrj144823702
Жителям сельского поселения Инарки напомнили об ответственности за содействие террористам. (2023, апрель 14). Сердало. https://serdalo.site/post/zhitelyam-selskogo-poseleniya-inarki-napomnili-ob-otvetstvennosti-za-sodeystvie-terroristam
Знаки в поддержку СВО - на рекордной высоте. (2022, август 30). День Республики.
https://denresp.ru/2022/08/30/znaki-v-podderzhku-svo-na-rekordnoj-vysote/
Из батальона - в бригаду: Как за год изменился «Терек». (2023, июль 20). РИА НОВОСТИ. https://ria.ru/20230720/terek-1885339365.html
Кабардино-Балкарская Республика (по данным Переписи населения 2020 г). (б. д.). Национальный акцент. https://nazaccent.ru/regions/kabardino-balkar/
Карачаево-Черкесская Республика (по данным Переписи населения 2020 г.). (б. д.). Национальный акцент. https: //nazaccent.ru/regions/karachay-cherkessia/
Клименко, Л. В., Жаде, З. А., & Петрулевич, И. А. (2021). Идентичность населения полиэтничного Юга России в контексте социетальной интеграции макрорегиона. Центральная Азия и Кавказ, 24(3), 145-156.
Кудряшов, К. В., Понеделков, А. В., & Артюхин, О. А. (2020). Причины, формирующие интерес молодёжи Северного Кавказа к экстремизму. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 9, 133-135.
Литвинов, Н. Д., Милькевич, Н. Д., & Даржанов, А. А. (2020). ...Измы Кавказа как идеологическая основа гибридных войн на Северном Кавказе: История и современность. Юридическая наука: история и современность, 6, 34-59.
Магарамов, Ш. А. (2023). Российский фронтир на Северном Кавказе: Проблемы периодизации. Журнал Фронтирных Исследований, 8(4), 17-29. https://doi.org/10.46539/jfs.v8i4.514
«Место выбрано не случайно» В чем причина беспорядков в аэропорту Махачкалы и что будет с тысячами евреев на Кавказе? (2023, ноябрь 16). Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2023/11/16/evreikavkaza/
Ноэль-Нойман, Э. (1996). Общественное мнение. Открытие спирали молчания (Я. Л. Шестер-нина & Н. С. Мансуров, Ред.). Прогресс-Академия, Весь Мир.
Одиннадцатый дагестанец удостоен звания Героя России с начала СВО. (2024, май 3). АиФ-Дагестан. https://dag.aif.ru/society/persona/odinnadcatyy-dagestanec-stal-uchastnikov-geroya-rossii-s-nachala-svo
Паин, Э. А. (2023). Этничность, нация и политика: Критические очерки по этнополитологии. Новое литературное обозрение.
Почему именно Дагестан восстал против частичной мобилизации? (2022, сентябрь 27). ForPost: новости Севастополя. https://sevastopol.su/news/pochemu-imenno-dagestan-vosstal-protiv-chastichnoy-mobilizaci
Рамазанова, П. Р. (2019). Влияние внешнеполитической среды на внутреннюю обстановку в республике Дагестан. Теории и проблемы политических исследований, 8(3), 43-50.
Республика Северная Осетия-Алания (по данным Переписи населения 2020 г.). (б. д.). Национальный акцент. https://nazaccent.ru/regions/north ossetia-alania/
Ставропольский край (по данным Переписи населения 2020 г.). (б. д.). Национальный акцент. https: //nazaccent.ru/regions/stavropol/
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. (2019, февраль 13). КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=332771&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.1506562223535628#005964068 808471455
Сугаипова, А. М. (2022). Геополитика и проблемы обеспечения национальной безопасности России на Северном Кавказе: История и современность. История, теория, практика российского права, 15, 67-78.
Суд счел законным увольнение 115 росгвардейцев за отказ ехать на Украину. (2022, май 26). РБК. https://www.rbc.ru/politics/26/05/2022/628f8b219a7947ccd1fd2517
Теперь повоюем! - Батальон «Алания» усилен танковым подразделением. (2022, июнь 20).
EADAILY. https://eadaily.com/ru/news/2022/06/20/teper-povoyuem-batalon-alaniya-usilen-tankovym-podrazdeleniem
Толпыгина, О. А. (2002). Дискурс и дискурс-анализ в политической науке. Политическая наука, 3, 76-89.
Хотят «раскачать» Кавказ: Эксперт рассказал о западном следе в ингушских событиях. (2023, апрель 6). М^и. https: //www.mk.ru/politics/2023/04/06/khotyat-raskachat-kavkaz-ekspert-rasskazal-o-zapadnom-slede-v-ingushskikh-sobytiyakh.html
Через РУС в «Ахмат»: Как стать добровольцем? (2023, сентябрь 12). ГТРК Вайнах. https://gtrkvainah.tv/dobrovolczy-ahmat/
References
"Deti chinovnikov stanovyatsya terroristami" Kto stoit za napadeniyami na politseyskikh i ubiystvom svyaschennika v Dagestane? (2024, June 24). Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2024/06/24/dagestan/ (In Russian).
"Mesto vibrano ne sluchayno" V chem prichina besporyadkov v aeroportu Makhachkali i chto budet s tisyachami evreev na Kavkaze? (2023, November 16). Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2023/11/16/evreikavkaza/ (In Russian).
Abdulkadyrov, Yu. N. (2020). Russian Caucasus: Challenges for Ethno-Political Safety. Manuscript, 13(12), 195-199. https://doi.org/10.30853/mns200566 (In Russian).
Adiev, A. Z. (2021). Russian Identity in Dagestan. Sotsiologicheskie issledovaniya, 4, 136-142. https://doi.org/10.31857/S013216250011312-6 (In Russian).
Adiev, A. Z., Biyzhanova, E. K., & Scherbina, E. A. (2022). Russian Civil Nation: a Vision from the North Caucasus. Humanities of the South of Russia, 11(1), 119-133. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.1.9 (In Russian).
Akaev, V. H. (2022). Formation of Russian-Caucasian Relations: from Antagonism to Unity. Bulletin of the Institute for the Development of the Chechen Language and History, 19, 80-88. (In Russian).
Akaev, V. H., Abubakarov, A. S., & Animokov, I. K. (2019). Religious and Political Extremism in the North Caucasus: Features of Formation and Measures of Resistance. Humane, Social and Economic Sciences, 4(107), 49-53. (In Russian).
Aktsiya v sotssetyakh, napominayuschaya o nastoyaschikh geroyakh i ikh dostizheniyakh. (2023, May 7). Khakikat. https://hakikat.info/kat/obshestvo/item/23104-aktsiya-v-sotssetyakh-napominayushchaya-o-nastoyashchikh-geroyakh-i-ikh-dostizheniyakh/ (In Russian).
Atlaskirov, A. R. (2019). Grazhdanskaya i regional'naya (etnicheskaya) identichnosti naseleniya Kabardino-Balkarskoy Respubliki v nachale XXI veka. Colloquium-Journal, 26(6), 5-9. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10958 (In Russian).
Atlaskirov, A. R. (2020). Civilization Identity in the Regions of North Caucasus (applying to the Examples of Adygea and Kabardino-Balkaria). Vlast' (The Authority), 28(5), 135-142. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7588 (In Russian).
Avksent'ev, V. A., & Popov, M. E. (2006). Makrosotsial'nie identichnosti v Rossii XXI veka: Konfliktnost' i vektori razvitiya. Obozrevatel' - Observer, 8(199), 13-20. (In Russian).
Avksent'ev, V. A., Aksyumov, B. V., Gritsenko, G. D., Ivanova, S. Yu., & Shul'gi, M. M. (2022). Institut-sional'nie, istoricheskie i kul'turnie ramki formirovaniya obscherossiyskoy identichnosti na Severnom Kavkaze (V. A. Avksent'ev, Ed.). ЮНЦ РАН. (In Russian).
Avksent'ev, V. A., Gritsenko, G. D., Ivanova, S. Yu., Tarasova, M. V., Yurchenko, I. V., & Shul'ga, M. M. (2022). Konfliktologicheskiy analiz regional'noy situatsii na Yuge Rossii. Trudi Yuzhnogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 10, 328-365. (In Russian).
Besporyadki v aeroportu Makhachkali iz-za reysa iz Izrailya. (2023, November 31). RBC. Politika. https://www.rbc.ru/politics/31/10/2023/653eb5399a7947b515dc49e2 (In Russian).
Boytsi iz Osetii zasluzhili v zone SVO osobuyu reputatsiyu. (2023, April 20). Smotrim. https://smotrim.ru/article/3312759 (In Russian).
Cherez RUS v "Akhmat": Kak stat' dobrovol'tsem? (2023, September 12). GTRK Vaynakh. https://gtrkvainah.tv/dobrovolczy-ahmat/ (In Russian).
Dobaev, I. P. (2023). Geopoliticheskie issledovaniya na yuge Rossii. Rossiya i musul'manskiy mir, 2, 9-20. (In Russian).
Drobizheva, L. M. (2017). Mezhnatsional'nie (mezhetnicheskie) otnosheniya v Rossii v zerkale moni-toringovikh oprosov FADN i regional'nikh issledovaniy. Vestnik Rossiyskoy natsii, 4, 107-127. (In Russian).
Evloeva, L. M. (2023). Ethnocultural Values of the Ingush Youth (Some Aspects). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 6, 28-32. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.3 (In Russian).
Gat, A. (2012). Nations: The Long History and Deep Roots of Political Ethnicity and Nationalism. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CB09781139047654
Geroicheski pogibshiy ofitser iz Dagestana popal v uchebnik istorii Rossii. (2023, August 29).
Komsomol'skaya pravda. Stavropol'skiy kray. https://www.stav.kp.ru/daily/27548/4815605/ (In Russian).
Iz batal'ona - v brigadu: Kak za god izmenilsya "Terek". (2023, July 20). RIA NOVOSTI. https://ria.ru/20230720/terek-1885339365.html (In Russian).
Kabardino-Balkarskaya Respublika (po dannim Perepisi naseleniya 2020 g.). (n. d.). Natsional'niy aktsent. https://nazaccent.ru/regions/kabardino-balkar/ (In Russian).
Karachaevo-Cherkesskaya Respublika (po dannim Perepisi naseleniya 2020 g.). (n. d.). Natsional'niy aktsent.. https://nazaccent.ru/regions/karachay-cherkessia/ (In Russian).
Khotyat "raskachat"' Kavkaz: Ekspert rasskazal o zapadnom slede v ingushskikh sobitiyakh. (2023, April 6). MKRU. https://www.mk.ru/politics/2023/04/06/khotyat-raskachat-kavkaz-ekspert-rasskazal-o-zapadnom-slede-v-ingushskikh-sobytiyakh.html (In Russian).
Klimenko, L. V., Zhade, Z. A., & Petrulevich, I. A. (2021). Identity of the Population of the Multiethnic
South of Russia in the Context of Societal Integration of the Macroregion. Central Asia and the Caucasus, 24(3), 145-156. (In Russian).
Kudryashov, K. V., Ponedelkov, A. V., & Artyukhin, O. A. (2020). Prichini, formiruyuschie interes molodyozhi Severnogo Kavkaza k ekstremizmu. Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 9, 133-135. (In Russian).
Litvinov, N. D., Mil'kevich, N. D., & Darzhanov, A. A. (2020). ...Isms of the Caucasus as an Ideological Basis for Hybrid Wars in the North Caucasus: History and Modernity. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 6, 34-59. (In Russian).
Magaramov, S. A. (2023). The Russian Frontier in the North Caucasus: Issues of Periodization. Journal of Frontier Studies, 8(4), 17-29. https://doi.org/10.46539/jfs.v8i4.514 (In Russian).
Noel'-Noyman, E. (1996). Obschestvennoe mnenie. Otkritie spirali molchaniya (Ya. L. Shesternina & N. S. Mansurov, Eds.). Progress-Akademiya, Ves' Mir. (In Russian).
Odinnadtsatiy dagestanets udostoen zvaniya Geroya Rossii s nachala SVO. (2024, May 3). AiF-Dagestan. https://dag.aif.ru/society/persona/odinnadcatyy-dagestanec-stal-uchastnikov-geroya-rossii-s-nachala-svo (In Russian).
Pain, E. A. (2023). Etnichnost', natsiya i politika: Kriticheskie ocherki po etnopolitologii. Novoe liter-aturnoe obozrenie. (In Russian).
Pochemu imenno Dagestan vosstal protiv chastichnoy mobilizatsii? (2022, September 27). ForPost: novosti Sevastopolya. https://sevastopol.su/news/pochemu-imenno-dagestan-vosstal-protiv-chastichnoy-mobilizaci (In Russian).
Ramazanova, P. R. (2019). The influence of the foreign policy environment on the internal situation in the Republic of Dagestan. Teorii i problemy politicheskikh issledovanii (Theories and Problems of Political Studies), 8(3), 43-50. (In Russian).
Respublika Severnaya Osetiya-Alaniya (po dannim Perepisi naseleniya 2020 g.). (n. d.). Natsional'niy aktsent. https://nazaccent.ru/regions/north ossetia-alania/ (In Russian).
Stavropol'skiy kray (po dannim Perepisi naseleniya 2020 g.). (n. d.). Natsional'niy aktsent. https://nazaccent.ru/regions/stavropol/ (In Russian).
Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. (2019, February 13). Konsul'tantPlyus. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=332771&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.1506562223535628#005964068 808471455 (In Russian).
Sud schel zakonnim uvol'nenie 115 rosgvardeytsev za otkaz ekhat' na Ukrainu. (2022, May 26). RBK. https://www.rbc.ru/politics/26/05/2022/628f8b219a7947ccd1fd2517 (In Russian).
Sugaipova, A. M. (2022). Geopolitics and Problems of Ensuring Russia's National Security in the North Caucasus: History and Modernity. Istoriya, teoriya, praktika rossiyskogo prava, 15, 67-78. (In Russian).
Teper' povoyuem! - Batal'on "Alaniya" usilen tankovim podrazdeleniem. (2022, June 20). EADAI-
LYhttps:/eadailycom/ru/news/2022/06/20/teper-povoyuem-batalon-alaniya-usilen-tankovym-podrazdeleniem (In Russian).
Tolpigina, O. A. (2002). Diskurs i diskurs-analiz v politicheskoy nauke. Political Science (RU), 3, 76-89. (In Russian).
V gorakh Ingushetii proshli s"emki korotkometrazhnikh istoriy ko Dnyu Pobedi. (2023, April 14).
Ingushetiya. https://gazetaingush.ru/news/v-gorah-ingushetii-proshli-semki-korotkometrazhnoy-istori-ko-dnyu-pobedy (In Russian).
V Nal'chike proshla aktsiya protesta protiv chastichnoy mobilizatsii, vo vremya kotoroy nikogo ne
zaderzhali, peredaet korrespondent. (2022, September 26). Newstracker. https://gazetaingush.ru/news/v-gorah-ingushetii-proshli-semki-korotkometrazhnoy-istori-ko-dnyu-pobedy (In Russian).
Wodak, R., De Cillia, R., & Reisigl, M. (1999). The Discursive Construction of National Identities. Discourse & Society, 10(2), 149-173. https://doi.org/10.1177/0957926599010002002
Zhiteli Nal'chika i Cherkesska podderzhivayut Palestinu i ugrozhayut evreyam. Muftii Severnogo Kavkaza osudili antisemitskie aktsii. (2023, October 29). Yuga.ru. https://www.yuga.ru/news/470607-zhiteli-nalchika-i-cherkesska-podderzhivayut-palestinu-i-ugrozhayut-evreyam-muftii-severnogo-kavkaza-osudili-antisemitskie-akcii/? ysclid=loyq3fhbrj144823702 (In Russian).
Zhitelyam sel'skogo poseleniya Inarki napomnili ob otvetstvennosti za sodeystvie terroristam. (2023,
April 14). Serdalo. https://serdalo.site/post/zhitelyam-selskogo-poseleniya-inarki-napomnili-ob-otvetstvennosti-za-sodeystvie-terroristam (In Russian).
Znaki v podderzhku SVO - na rekordnoy visote. (2022, August 30). Den' Respubliki.
https://denresp.ru/2022/08/30/znaki-v-podderzhku-svo-na-rekordnoj-vysote/ (In Russian).