Макроскопический подход к анализу совместной сетевой
деятельности
Патаракин Евгений Дмитриевич доцент, к. пед.н, директор по сообществам WikiVote!,
[email protected] 603109, Нижний Новгород, наб. Федоровского, 7 - 8 +79103880718
Аннотация
В работе представлен макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности. Данные о действиях участников над социальными объектами преобразуются в компьютерную карту, с исследования которой начинается знакомство учителей и учащихся с наукой о сетях. В качестве примеров в работе использованы карты образовательного проекта Letopisi.org в период 2006 - 2015 годов.
The paper presents a macroscopic approach to the analysis of collaborative network activity. Data about the actions of participants over social objects are transformed into a computer map. Acquaintance of teachers and students with the network science begins with the study of this map. As examples, the maps of the educational project Letopisi.org in the period 2006-2015 were used.
Ключевые слова
совместная деятельность, обучение, анализ социальных сетей, учебная аналитика, педагогическое сообщество, NetLogo, igraph, VOSiewer Collaboration, learning, SNA, social learning analytics, community, NetLogo, igraph, VOSiewer
Введение
Понятие «сеть» и производные от него понятия «сетевая деятельность», «сетевое взаимодействие», «сетевая культура», «сетевое сообщество» в настоящее время многозначны. Существительное «сеть» и прилагательное «сетевой» употребляются как в широком значении этого слова по отношению к любой сущности, обладающей сетевыми признаками, так и в более узком для обозначения сети Интернет, и даже в еще более узком значении - для обозначения сети Всемирной Паутины. В настоящее время в современной российской педагогике слово «сетевой» используется преимущественно в узком значении понятия, которое предпочтительно указывает на технические характеристики явления и связывает явление с сетью Интернет. Так, в понятиях «сетевое взаимодействие», «сетевая деятельность», «сетевая среда», «сетевая образовательная среда» акцент делается на информационно-технологическую составляющую. В то же время в понятиях «сетевое общество», «сетевая организация» и «сетевая культура», которыми активно пользуется современная социологическая и организационная наука, понятия «сеть» и «сетевой» противопоставляется понятиям «иерархия» и «иерархический» и соотносится с концепцией «со-управления» и концепцией децентрализации управления. В науке о сетях (network science) предметом исследования являются общие черты природных
или искусственных сетей, таких как информационные, биологические и социальные сети.
Мы рассматриваем совместную сетевую деятельность не только как деятельность в информационной среде при помощи сетевых сервисов, но и как развитие социальной сети, объединяющей множество взаимосвязанных участников, объектов, которые они используют, и продуктов, которые они создают. Множество участников и объектов не просто располагается в сетевом пространстве, они являются частью социальной сети, которая развивается за счет индивидуальных и коллективных действий. В 2005 - 2006 годах в России было создано несколько вики-площадок, педагогический дизайн которых предполагал проектирование социотехнической системы, одновременно включающей новые технические средства совместной деятельности в сети Интернет и новые организационные формы и сценарии учебной сетевой деятельности, ориентированные на формирование социальной сети. Взаимосвязанные принципы педагогического дизайна совместной сетевой деятельности субъектов образования могут быть объединены в одном предложении.
Обучение происходит наиболее эффективно, если субъект образования вовлечен в создание продукта деятельности, который может обсуждаться, оцениваться и использоваться другими участниками для создания новых объектов, а данные о взаимодействиях субъектов образования могут быть представлены в виде карты.
Наибольшую известность получил сетевой проект «Летописи» — Letopisi.org — общенациональный образовательный проект с международным участием, который к настоящему времени существует уже более одиннадцати лет. В начале 2017 года проект Летописи объединял более семидесяти восьми с половиной тысячи преподавателей, студентов и школьников. Участники совместной сетевой деятельности создали в коллективной энциклопедии более 50 тысяч статей, которые послужили связующими объектами для формирования социальной сети.
Наука о сетях и акторно-сетевая теория
В основании используемого в данной работе сетевого подхода необходимо выделить науку о сетях и акторно-сетевую теорию. Наука о сетях как отдельное направление сформировалось только в двадцать первом веке. В двадцатом веке не существовало инструментов для сопоставления сетей и отслеживания огромного количества данных, стоящих за этими сетями. Связанные с интернет-революцией эффективные и быстрые методы цифрового хранения и совместного использования данных коренным образом изменили нашу способность собирать, объединять и анализировать данные, относящиеся к реальным сетям [1]. После того как появились инструменты для сопоставления сетей и анализа огромного количества данных, на которых эти сети основываются, в работах Л. Барабаши [2] и Д. Уоттса [3] были описаны общие закономерности сетевых структур. Как отмечает Л. Барабаши, процессы, которые порождают формирование различных сетей, существенно различаются. Так, сети клеточного метаболизма сформировались в результате эволюции, продолжавшейся миллиарды лет. Всемирная паутина строится благодаря коллективным действиям организаций и миллионов людей. Социальные сети формируются под воздействием социальных норм, чьи корни уходят вглубь тысячелетий. И несмотря на такое различие в размерах, масштабах, истории и эволюции, сети, лежащие в основании этих сложных систем очень похожи. Архитектура природных, научных и технологических сетей подчиняется общим организационным принципам, и для изучения этих систем можно использовать общий набор математических инструментов. В 2013 году начал выходить журнал Network Science и первый номер этого журнала был посвящен обоснованию самостоятельности
предмета и методов исследования науки о сетях. Показательно, что в качестве примера применения методов науки о сетях, в статье приводится анализ школьного класса как сложной системы. Сетевой подход означает признание, что рассмотрение класса как множества отдельных учеников, не позволяет адекватно представить и рассмотреть существующую ситуацию [4].
Отдельным приложением сетевого подхода на поле социальных наук является акторно-сетевая теория, разработанная Б. Латуром и его последователями [5-9]. Ключевое положение теории состоит в том, что участники сетей - люди рассматриваются наравне со всеми другими сущностями, включенными в сеть. Объектом изучения акторно-сетевой теории является сеть социальных взаимодействий, неотделимая от социальных акторов. Термин актор — от англ. actor (деятель, личность) — используется в русскоязычной литературе и имеет более широкое значение, чем русское слово «лицо», то есть это может быть не только человек или юридическое лицо, но и совокупность организаций или целая страна) и набор взаимосвязей между ними. Акторно-сетевая теория обосновывает равенство всех узлов сети тем, что без других сущностей человек не может существовать ни одного мгновения. В акторно-сетевой теории люди не имеют никакого преимущества перед объектами или орудиями. В.С. Вахштейн отмечает, что в работах Б. Латура и Дж. Ло объекты уравнены в правах с субъектами, они, так же, как и люди, являются «актантами» - то есть, «вовлеченными в действие» [10]. Отношения между людьми, вещами, медиаторами, компьютерными программами полностью симметричны. Люди, орудия и объекты рассматриваются как равные узлы гибридной сети. Сеть — это совокупность агентов (людей и вещей), которые взаимодействуют в едином пространстве и деятельность которых направлена на решение общей задачи. Агенты такой сети не только связаны друг с другом в социальном пространстве, но и осуществляют совместную деятельность ради определенной цели. Повседневные вещи и их части, животные и воспоминания, стремления, технологии, бактерии, реактивы, растения - все это актанты, способные объединяться в сети, изменяться и воздействовать на других. Когда актанты объединяются, они образуют устойчивую сеть, которая существует на протяжении временного интервала.
И в науке о сетях, и в акторно-сетевой теории огромное внимание уделяется визуализации сетевых отношений и построению карт, которые позволяют представить и понять сетевые структуры, лежащие в основании сложных адаптивных систем. Центральная метафора теории «актор-сеть», — это метафора цикла путешествий, каждое из которых вовлекает в сеть всё новых и новых акторов увеличивает способность доминировать на расстоянии. Эту картографическую метафору используют и Б. Латур, и Дж. Ло при описании покорения земли, небес, мира микробов, экономики или бухгалтерского учёта.
Покорение Земли представляется как постоянное расширение сети актантов, куда входят и корабли с обученными лоцманами, и комиссия с собираемыми данными, и солнце, и звезды. Как только португальские корабли начинают возвращаться в Лиссабон, вокруг этого города обозначается расширяющееся пространство. Корабли как дорогостоящие исследовательские инструменты, собирают стабильные, мобильные и способные к комбинированию элементы, которые тут же заносятся в таблицы и преобразуются в карты, позволяющие доминировать над удаленными территориями [9, 11].
Покорение небес — это постоянное расширение сети, которая создает и включает в себя все новые стабильные, мобильные и комбинируемые элементы. Это расширение сети и накопление в ней все новых актантов начинается, когда Тихо Браге начинает собирать записи, которые в предложенном им формате делают европейские астрономы. Записи собираются в таблицы и преобразуются атлас небесной сферы [6].
Покорение мира микробов — это поиск и включение в исследовательскую сеть все новых актантов, которые разыскиваются, наблюдаются и подвергаются
постоянным испытаниям. Результаты этих испытаний собираются в таблицы и преобразуются в карты [8].
Покорение экономики происходит аналогично покорению земли и небес, хотя элементы экономики нельзя собрать в коллекцию или увидеть в телескоп. И тут Б. Латур описывает создание хитроумных средств, которые по замыслу очень близки к макроскопу Ж. Росне [12]. Экономику нельзя увидеть в телескоп или микроскоп, но возможно создать хитроумные средства, которые преобразуют действия людей, продажи и покупки в записи, которые можно комбинировать, перемешивать и накладывать друг на друга, получая карту экономики [6].
Сетевой анализ
Значение компьютерных карт и схем в процессе понимания сетевых закономерностей трудно переоценить. Чтобы описать детальное поведение системы, состоящей из нескольких сотен до нескольких миллиардов взаимодействующих компонентов, необходима карта схема соединений системы. В системе социальной сети для данного человека карта представляет список его друзей, затем друзей этих друзей, и так далее. Для Всемирной Паутины эта карта представляет перечень вебстраниц, которые ссылаются друг на друга. В живой клетке карта представляет подробный перечень всех взаимодействий и химических реакций с участием генов, белков и метаболитов. Невозможно понять функционирование клетки, если не придавать значения сложным сетевым структурам, посредством которых клеточные белки и промежуточные продукты обмена веществ взаимодействуют друг с другом внутри клетки. Невозможно понять экономическую систему и предсказать экономические банкротства, если не будет нарисована сеть долговых обязательств, которые характеризуют экономическую систему [13]. Основанные на больших данных диаграммы и динамические модели сложных систем были использованы в качестве макроскопа Ж. Роснэ - нового необычного инструмента, который позволит изучать сложные системы [12]. Макроскопический подход к использованию современных карт в исследовательской и педагогической деятельности представлен в работах К. Бёрнер [14,15].
Сетевое представление отношений между понятиями как узлами сети позволяет не только сопоставить расположения различных кластеров, но и увидеть связи, которые существуют между кластерами. Например, сбор литературных источников для исследования сферы совместной сетевой деятельности проводился нами при помощи библиографического менеджера Zotero [16]. Собранные данные были экспортированы в формате RIS, который позволяет проводить их дальнейший анализ и визуализацию. В качестве инструмента анализа и визуализации использовался пакет VOSviewer, специально разработанный для анализа библиографических данных [17]. Использование метода нормализации данных по степени ассоциации позволило получить карту понятийного поля совместной сетевой деятельности субъектов образования (рис.1).
commueicationspedagogical conditions
со m petit i o
* 4
конкуренция
social adeptatiin
педагогические условия
online models^
деятельнсстная модель
lawnjpking
nline
"^раудфрсинг visualmtion
manaœmer#
сложныъсистемы
з^ВИЭМ
иннч^еция
e-govç£pment
networfcscience'
^... .. ontologyw *шр|1,чя™
• crowdsourciflg ' intelliEen -
collective intelligence^ uvor( =
анализ GeumjibHbix сетей w r ^^
ec^gy
active learning
wiki social network analysis
актор-сеть <ж*огк
cçj-ь
синемжтика
object-directivity
mediatspaci
epistemic object
самоор^низация
W педагогическая социология аутопвйвЗИС
communities
картография C3Se """ СОПаЬОГЭСЮП ~ comPutetnetworks объект-центричнссть
^ ^ agency ^ЩР
„ teacher, ^ teaming analytics ...
педагогическим дизаин ^ » -jUA m - _ Ф ' internet
хронотоп социология
медиа пространство
« - sociology Wikipedlfr "ocial capital" meJiaspace
социальный капитал
деиф вие
pedagogical design action fc W 'v 4
рефлексия ,
|нформационно^бразовательн%е ji nyperte-ct-
. "•■<«-*• je-Hojiorniechnolof^ education X
дизайнерпоР71Ф1)лио ^ • ^^rSatOry ftsig^ SOCial netWOfkS
activity theory Mythology M chHdren ЧоЦМаДЬНЫе С5ТИ
культурно-историческая психоло ^ ** ' ' f* ^^ • ^
philosophy/general компетенфя 'Of ф centrelity
■ <9 /у ' force-direcGed metijods
law psychology / реЖпаНга-и -> n •
p relecamrdmicacion graph visualization
research learning. mede. педагогическая диагностика
academia comput^science pedagogical diagnostics
philojophypiay ^ blendedflearning methods geogcephy games
unite^tates
learniqjjdesign концепция
conception
compiHgr games
educatime e;-.ays
patfcrns
learningiftivitiei. computers and education
Рис. 1 Сеть понятий совместной сетевой деятельности
Как следует из анализа понятийного поля на нём представлено 318 понятий,
объединенных в 20 кластеров. Наиболее крупные кластеры:
• Красный кластер, объединяющий 35 понятий, и включающий такие понятия как сетевые сообщества, информационное общество, компьютерные сети, информатизация образования, информационные технологии.
• Зелёный кластер, объединяющий 30 понятий и включающий такие понятия как взаимодействие, социальный анализ, социальные сети, вики, учебная аналитика, совместная сетевая деятельность, краудсорсинг.
• Синий кластер, объединяющий 29 понятий, и включающий такие понятия как экология, самоорганизация, сложные системы, инновации, адаптация, многоагентные системы, устойчивость, конкуренция, синергетика, эволюционное мышление.
• Желтый кластер, объединяющий 25 понятий, включающий такие понятия как теория деятельности, сообщество практики, конструкционизм, дизайн, социальное обучение, культурно-историческая психология.
• Фиолетовый кластер, объединяющий 25 понятий, включающий такие понятия как теория актор-сеть, субъектность, агентивность, сеть, картография, система, социальный объект
• Коричневый кластер, объединяющий 24 понятия, включающий такие понятия как деятельность, взаимодействие, компетентность, компетенция, системный подход, педагогическое образование.
• Голубой кластер, объединяющий 24 понятия, включающий такие понятия как искусственный интеллект, модель, моделирование, мотивация, компьютерные игры.
• Золотой кластер, объединяющий 20 понятий, включающий такие понятия как образование, педагогика, социализация, обучение, хронотоп, умственные действия.
С точки зрения сетевого анализа значение имеет то, что люди не просто связаны с объектами, орудиями и правилами в сеть отношений, но и то, что актанты могут занимать различное положение в этой сети. Если мы рассмотрим отношения для нескольких субъектов, включенных в сеть сообщества обмена знаниями, в которой кроме субъектов представлены объекты, средства и правила деятельности, то мы можем заметить, что все актанты занимают разное положение в этой сети, и по мере развития сети эти положения меняются. Есть участники, которые связаны с большим числом объектов и средств деятельности, они создают орудия деятельности и определяют правила использования таких орудий. Есть участники, которые только начинают свою деятельность в данном сообществе, и они связаны только с небольшим числом объектов. Постепенно человек может осваивать все большее число объектов и орудий и продвигаться к такому положению в сообществе, когда он сам будет определять правила создания и использования орудий и объектов внутри данного сообщества.
Представление системы совместной сетевой деятельности как сети отношений, открывает перед педагогической наукой дополнительные возможности, связанные с привнесением на педагогический ландшафт методологического подхода, который показал свою эффективность в анализе феноменов различных областей знаний - физике, химии, социологии. Для описания и анализа предмета исследования мы можем использовать базовые понятия - сеть, сообщество, агенты, узлы и связи. Кроме того, сетевой способ рассмотрения информационной системы позволяет использовать для анализа ситуаций совместной сетевой деятельности мощный современный методологический и исследовательский аппарат сетевого анализа. Сетевой анализ, используемый в социальных науках, является модификацией исследовательского инструментария, который применяется в самых разных областях: в биологии, экономике, логистике, физике и т. д. Эта модификация носит официальное название «Social Network Analysis» («анализ социальных сетей»), однако во многих работах социальных аналитиков его обозначают просто как «сетевой анализ». Поскольку связи цифровых объектов и людей, которые создают, изменяют и используют эти цифровые объекты, можно наблюдать, анализировать, исследовать и моделировать при помощи компьютеров, мы получаем в распоряжение мощный исследовательский комплекс, который с успехом может быть использован для уточнения наших представлений о педагогическом дизайне совместной сетевой деятельности. Педагогическая наука может использовать для построения, моделирования и анализа систем совместной сетевой деятельности средства, методы и приемы, разработанные в других областях. Привнесение сетевых методов анализа позволяет выстраивать богатую и контролируемую социальную информационную обучающую среду, в которой деятельность субъектов образования оценивается через сетевые характеристики центральности и кластеризации.
Образовательные сообщества
К. Кнорр-Цетина предложила для описания особой формы отношений, которая складывается между людьми и объектами теорию объектно-центрированной социальности (object-centered sociality) [18]. Отталкиваясь от теории объектной социальности Ю. Энгестрём ввёл в использование понятие «социальный объект» [19]. Ю. Энгестрём подчеркивает, что основой для формирования отношений и связей между людьми в современных сетях на основе социальных сервисов служат не общие формы деятельности, а конкретные объекты, выступающие в роли социальных катализаторов. Для объяснения понятия «социальный объект» Ю. Энгестрём использует метафору футбольного мяча, появление которого на пляже приводит к тому, что вокруг него собирается группа детей. Ранее эту же метафору использовал Б. Латур, описывая утверждение, которое постоянно находится в опасности остаться потерянным, как мяч при игре в регби [6]. А еще раньше метафору мяча использовал М. Серр, описывая формирующий коллектив социальный квази-объект [20].
Из 5 правил организации социальных сетей, которые выделил Ю. Энгестрём, особого внимания заслуживают первые три правила, которые обязательны для сетевых учебных сообществ:
1. Точно определяйте социальный объект, вокруг которого выстраивается совместная деятельность.
2. Определяйте действия, которые участники могут совершать над объектами совместной деятельности.
3. Делайте объекты доступными для совместного использования.
Третий принцип - «Делайте объекты доступными для совместного использования» означает, что объект, созданный одним из участников социальной сети, может быть каким-то образом использован или видоизменен другими участниками социальной сети.
Сравнение известных учебных сообществ позволяет увидеть, что многие из них используют идею цикла или спирали действий, которые совершают агенты деятельности над объектами деятельности. Циклическая последовательность действий субъектов образования, воздействующих на общественный артефакт, близка теории объектной социальности и её приложениям к организации сетевых сообществ, сформулированным Ю. Энгестрёмом. Использование принципов дизайна, предложенных Ю. Энгестрёмом, в различных сообществах представлено в таблице 1.
Обсуждая покорение сферы бухгалтерского учета, Б. Латур делает важное замечание, касающееся автоматизации сбора данных: «Как только каждый проданный гамбургер, каждая чашка кофе, каждый автобусный билет начинает сопровождаться корешком с номером или маленьким чеком на белой бумаге, из тех, что выползают из каждого кассового аппарата, бухгалтеры, менеджеры и экономисты получают возможность усовершенствовать свои вычисления» [6, с. 391].
Мы можем перефразировать это замечание и отнести его к действиям в сетевых образовательных сообществах (столбец 3 таблицы 1).
Как только каждая запись или комментарий в блоге, каждое редактирование страницы в вики; каждый ремикс и каждая модификация программы в Scratch, Alice, StarLogo Nova, NetLogo, каждое изменение, оценивание или обсуждение карты учебного дизайна в CloudWorks, каждое заполнение и видоизменение решетки репертуарных конструктов в WebGrid начинает сопровождаться записью в электронном журнале, все субъекты образования получают возможность усовершенствовать процесс обучения.
Это утверждение будет справедливо только в том случае, записи электронного журнала будут представлены в виде карты, понятной всем участникам совместной сетевой деятельности.
Таблица 1
Приложение принципов Ю. Энгестрёма к учебным сообществам_
Сообщество Определяйте социальный объект Определяйте действия Делайте объекты доступными
Globaloria globaloria.com Компьютерная игра Играй -> Планируй -> Прототипируй -> Программируй -> Публикуй -> Играй. Игра, созданная одним участником, может быть использована другими участниками в качестве прототипа при создании новой игры
Scratch scratch.mit.edu Scratch-проект Вообрази -> Создай -> Играй -> Делись -> Обсуди -> Вообрази. Каждый опубликованный проект может быть использован другими участниками для создания нового проекта. Создание ремиксов поощряется.
NetLogo Modeling Commons modelingcommon s.org Модель NetLogo Создай -> Экспериментируй -> Делись -> Обсуждай -> Изменяй -> Создай новый вариант. Автор модели может пригласить других участников. Эти сотрудники получают право создавать свои версии модели. Участники могут обсуждать модели и добавлять к ним теги.
StarLogo TNG www.slnova.org Трехмерная модель StarLogo TNG Создай -> Экспериментируй -> Редактируй -> Делись Каждая модель может быть скачена, изучена и видоизменена другими участниками.
Looking Glass lookingglass.wust l.edu Alice анимированная трехмерная история Создай -> Анимируй -> Делай ремикс -> Делись Созданные одним автором шаблоны и анимации могут быть извлечены и использованы другими авторами внутри их собственных моделей.
CloudWorks cloudworks.ac.uk Карта учебного дизайна (Compendium LD) Найди -> Поделись -> Обсуди Карты учебного дизайна могут обсуждаться, оцениваться и видоизменяться другими участниками.
WebGrid webgrid.typed.co m Репертуарная решетка Покажи -> Кластеризуй -> Построй карту -> Сравни Репертуарная решетка, созданная одним автором, может заполняться другими участниками. Решетки можно сравнивать или объединять.
Моделирование сетевых сообществ
Совместная сетевая деятельность субъектов образования является сложной адаптивной системой, для понимания которой необходимы специальные инструменты, подобные уже упоминавшемуся «макроскопу» [12]. Такими инструментами, позволяющими получить карты и схемы связей между субъектами совместной сетевой деятельности, являются сетевые модели, основанные на данных о действиях субъектов и изменении объектов совместной деятельности.
В качестве среды для построения и исследования сетевой модели совместной деятельности субъектов образования была использована среда многоагентного программирования NetLogo. Язык NetLogo достаточно прост, и ученики и учителя могут создавать в этой среде свои собственные учебные модели. В то же время
NetLogo — это достаточно мощный язык для построения исследовательских моделей и проведения исследований в области сложных адаптивных систем [21-24]. Сетевые модели используются для получения знания о сетевых феноменах. При анализе социальных сетей внимание уделяется связям, а не самим действующим лицам. Как правило, социальная сеть описывается графом или матрицей взаимоотношений. Предметом сетевого анализа является структура связей и отношений между людьми и объектами, входящими в разнообразные и разномасштабные общности. Традиционно для обозначения отдельного элемента социальной сети используют понятие «узел», если речь идет об исследованиях прикладного математического характера, или «актор», если подразумевается социологические исследования.
Различные типы современных социотехнических систем, в которых реализуется совместная деятельность участников, сохраняют в журнал записи обо всех действиях участников. В общем виде история, сохраненная в журнале, может быть представлена как запись игровой партии, состоящей из множества ходов, каждый из которых содержит следующие три обязательных элемента:
Субъект деятельности | Объект деятельности | Вид деятельности
При разработке сетевых моделей совместной сетевой деятельности мы исходили из того, что всякое действие субъекта над объектом приводит к образованию связи между субъектом и объектом. Если субъекты деятельности совершают действия над одним и тем же объектом, то этот объект выполняет связующую функцию и является «социальным объектом». Различные формы совместной сетевой деятельности (совместное редактирование документа, создание и комментирование записей в блоге, создание и совместное редактирование статей в вики и т.п.) могут быть сведены к единой схеме, которая позволяет анализировать и сравнивать деятельность участников.
Цифровая среда, в которой организуется современная совместная деятельность, позволяет сохранять данные о действиях субъектов совместной деятельности и на основании этих данных выстраивать связи, которые возникают между субъектами и объектами деятельности. Многочисленные примеры простых действий, которые могут совершать участники сетевых сообществ над объектами совместной деятельности, приведены в таблице 1. Действия, которые перечислены в третьем столбце таблицы 1, очень похожи на процедуры, которые выполняют черепашки в известной модели «Термиты»[25], когда каждая черепашка следует простым правилам:
Если ты идешь и ничего не несешь и встречаешь на своем пути деревянную щепку, то возьми её.
Если ты идешь с деревянной щепкой и встречаешь другую щепку, то положи щепку, которую несешь, и двигайся дальше.
Каждая черепашка выполняет последовательность процедур search-for-chip find-new-pile put-down-chip и в результате из множества случайным образом разбросанных по экрану палочек собирается одна круглая куча.
Модель термитов кажется наиболее привлекательной, поскольку в ней присутствуют палочки chips как объекты совместной деятельности. Экспериментируя с этой моделью, мы можем глубже понять феномены совместной деятельности. Представим себе, что у термитов есть журнал учета рабочих действий, куда они записывают все свои действия со щепочками. Т.е. если участник совершает какое-то результативное действие с chip, то он об этом действии оставляет запись в журнале. Для того чтобы проверить, что дают нам попутные записи в журнал, мы несколько видоизменили исходный текст модели Termites добавив к модели новые переменные и правила. В модели появилась переменная список WIKILOG, куда термиты записывают отчеты о своих действиях. В процедурах search-for-chip и put-down-chip были сделаны небольшие добавления. В модель была добавлена процедура, которая
на основании записеи в журнале устанавливает связь между агентами, которые перетаскивали одну и ту же палочку.
Модель реализована на языке NetLogo 5.2 и исходный код доступен в сети Интернет http://modelingcommons.org/browse/one_model/4749
Интерфейс видоизмененной модели представлен на рисунке 2. Кнопка logs_to_sociogram убирает с экрана все палочки и показывает связи между агентами, которые перемещали одни и те же палочки.
Рис. 2 Интерфейс модели Термиты с журналом
Эта простейшая модель создания социограмм на основании действий с социальными объектами может быть применена к различным ситуациям совместной деятельности. Во всех случаях, когда агенты деятельности производят действия над объектами совместной деятельности, журнал этих действий может служить исходным материалом для построения социограмм и проведения социального исследования. Например, мы можем смоделировать ситуацию, когда 1000 независимых агентов в течение 30000 ходов переносят 6000 палочек. Дальнейший анализ и визуализация данных журнала об истории этих действий при помощи таких инструментов как пакет igraph в среде языка R и уже упоминавшийся выше пакет VOSviewer позволяют увидеть и понять показатели совместной сетевой деятельности в ситуации, когда агенты действуют совершенно независимо друг от друга. На поле совместной деятельности на рисунке 3 представлена социограмма агентов, полученная преобразованием данных из журнала учёта действий термитов. Мы видим, что сетевые показатели распределены между участниками равномерно. В сети отсутствуют ключевые игроки и кластеры участников, объединяющиеся вокруг этих ключевых игроков. Сходную картину, когда участники не следят за деятельностью других участников, мы наблюдали и внутри образовательных доменов школ [26] и внутри некоторых социально-педагогических проектов [27].
Рис. 3 Социограмма на основе действий агентов в модели "Термиты"
Педагогические смыслы сетевых характеристик
В педагогическом дизайне проекта Летописи использовались взаимодополняющие принципы продуктивности, эволюции и визуализации сетевой структуры [28]. С организационной точки зрения соблюдение этих трех принципов означает создание условий, при которых:
• субъект образования был бы включен во взаимодействия, направленные на создание учебного продукта;
• все создаваемые в ходе совместной деятельности продукты могут быть повторно использованы другими участниками совместной деятельности;
• субъекты деятельности могут не только совместно изменять объекты, но и все эти изменения записываются в журнал изменений, а данные этого журнала могут использоваться для построения карты совместной сетевой деятельности субъектов образования.
Перечисленные взаимосвязанные принципы приводят нас к проектированию социотехнической системы, в которой обязательны:
• продуктивные действия и взаимодействия субъектов образования (с сохранением истории этих действий);
• эволюционные изменения объектов деятельности (с сохранением истории этих изменений);
• анализ структуры связей между субъектами и объектами совместной деятельности (на основании визуализации историй действий субъектов образования).
Социотехническая система Letopisi.org в настоящее время отличается от других социальных образовательных сетей тем, что данные о деятельности участников по созданию и редактированию страниц автоматически преобразуются в карту совместной деятельности. Разработанное приложение анализа социальной сети существует в виде расширения MediaWiki, распространяется по открытой лицензии, и доступно в коллекции расширений MediaWiki в сети Интернет по адресу: www.mediawiki.org/wiki/Extension:Collaboration_Diagram. Подробное описание возможностей приложения представлено в статье о викиграммах [29]. Совмещение в одном пространстве двудольного графа страницы и участников, которые эти страницы редактировали, позволяет представить на компьютерной карте группы людей, связанных с объектами совместной деятельности. Построение карты отношений, которые складываются между участниками, благодаря тому, что они принимают участие в редактировании общих статей, является тонким «макроскопическим» инструментом для выявления структуры совместной сетевой деятельности и последующего анализа этой структуры. Викиграмма любой страницы или категории страниц общедоступна. Любой участник или посетитель проекта может нажать ссылку на панели вики-страницы вкладку «wikigram» и увидеть викиграмму как карту истории совместной деятельности. Более того, код викиграммы так же доступен для изучения и экспериментирования. Любой участник, знающий принципы построения диаграмм в среде graphViz, может скопировать код на отдельную страницу и изменить параметры и перечень узлов графа.
Для того чтобы поддержать самостоятельную деятельность участников по исследованию викиграмм для проектов, реализованных в социотехнической системе «Летописи», была реализована возможность критериального оценивания совместной сетевой деятельности при помощи викиграмм. При разработке таблицы критериального оценивания совместной сетевой деятельности (Таблица 2) использовались следующие критерии: продуктивность, повторяемость, связанность, сплоченность и устойчивость.
Таблица 2
Критериальное оценивание структуры сетевого проекта_
Критерий Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Продуктивность Граф (викиграмма) содержит множество созданных участниками объектов. Число объектов примерно равно числу участников. Число объектов значительно меньше числа участников.
Повторяемость Граф показывает, что объекты многократно (более 5 раз) изменялись и улучшались авторами и редакторами. Некоторые объекты в проекте улучшались авторами и другими участниками по 3 - 4 раза. Созданные участниками объекты после создания и публикации в системе не изменялись.
Связанность Все субъекты и объекты деятельности Участники и объекты деятельности Граф проекта разбит на множество
объединены в одном графе. объединены в небольшое (3 -4) число компонентов. несвязанных компонентов.
Сплоченность На викиграмме представлена одна сплоченная группа (клика), в которой все участники связаны друг с другом через страницы. Участники образуют несколько малочисленных групп. На викиграмме практически нет групп, что говорит об отсутствии взаимодействия.
Устойчивость В графе участников представлены несколько ключевых игроков, связи которых обеспечивают устойчивость совместной деятельности. В графе участников представлены 2 - 3 участника, удаление которых приведет к тому, что граф рассыпается на несвязанные компоненты. В графе совместной деятельности есть единственный ключевой игрок, через которого идут все информационные процессы. Удаление этого узла разрушает сеть.
Критериальное оценивание структуры сетевого проекта может быть организовано внутри социотехнической системы «Летописи» практически к любому проекту из множества учебных проектов, участниками которых были учителя, студенты и школьники в период 2006 - 2016 годов. Перечень всех проектов можно посмотреть на отдельной странице — letopisi.org/index.php/Проекты_в_Летописи
Описывая социальные эффекты, связанные с возникновением новых знаний, Б. Латур рассматривает истории формирования союзов и распространение новых сетей, которые формируются за счет привлечения всё новых акторов человеческой и нечеловеческой природы. Мы полагаем, что и социальный эффект может быть представлен на основе анализа истории совместной сетевой деятельности как формирование сообществ обучающихся. В качестве исходного материала для анализа использовался журнал совместной деятельности участников проекта Letopisi.org, в котором были собраны все действия за десятилетний период с 2006 по 2015 год. Столбцы записей содержали следующие характеристики:
• Время действия
• Имя участника
• ГО страницы
• ГО участника
• Название страницы
• Количество добавленных символов
Стандартная строка в файле журнала истории выглядит следующим образом: 20090416061258;Н.Ефимова; 135741;27831;"" город_Кунгур"";87 Для статистической обработки данных использовался язык R и специально предназначенный для сетевого анализа пакет igraph. Для заключительной
визуализации сетевых отношений между участниками совместной деятельности использовался пакет VOSviewer.
Записи журнала были разделены по годам, и истории совместной деятельности за каждый год с 2006 по 2015 доступны для дальнейшего анализа на сайте открытых данных https://hubofdata.ru/dataset?q=letopisi
Как правило, при анализе проектов совместной сетевой деятельности используются количественные данные - число участников, число созданных статей, число редактирований. Эти данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Количественные данные о проекте Летописи
Редактирования Участники Статьи
2006 31352 1210 6478
2007 91901 3800 13345
2008 134596 5266 13240
2009 119770 4707 11292
2010 94789 3681 9326
2011 82227 3503 8247
2012 50672 2485 4536
2013 105748 5328 7142
2014 38894 1495 2627
2015 25545 1164 1957
Для того чтобы судить об устойчивости и жизнеспособности социотехнической системы для каждого года кроме 2006 было определено количество участников-ветеранов, которые начинали свою активность в предыдущие годы, а так же статьи, которые были созданы в предыдущие годы, но продолжали использоваться улучшаться и в этом году. Эти данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Данные об участниках и статьях
Участники Участники-ветераны Статьи Статьи-ветераны
2007 3800 128 13345 2283
2008 5266 541 13240 2057
2009 4707 594 11292 3074
2010 3681 707 9326 1949
2011 3503 641 8247 2541
2012 2485 398 4536 1052
2013 5328 495 7142 1006
2014 1495 411 2627 679
2015 1164 299 1957 618
Представленные в таблицах 3 и 4 данные интересны и важны для понимания жизнеспособности и устойчивости социотехнической системы совместной деятельности, но ничего не сообщают о сетевой структуре. Для исследования связей между субъектами и объектами сетевой деятельности данные были преобразованы в сетевую форму двумодального графа. Сетевые характеристики графа по каждому году совместной деятельности представлены в таблице. Представленное в третьем столбце таблицы 6 число независимых компонент отражает количество несвязанных между собой «островов» сетевой структуры. В пятом столбце таблицы 5 представлен общесетевой показатель центральности по посредничеству. Этот показатель отражает степень централизованности управления системой, степень влияния ключевых
участников и позволяет судить об устойчивости системы. Чем выше показатель центральности, тем ниже устойчивость системы совместной деятельности.
Таблица 5
Характеристики графов совместной деятельности 2006 - 2015 гг Плотность Число компонент Диаметр Центральность
2006 0,000344345 136 12 0,3379552
2007 0,000169426 346 12 0,6918721
2008 0,000161441 631 14 0,7271223
2009 0,000171837 595 15 0,7855163
2010 0,000200841 703 14 0,6604139
2011 0,000219021 606 18 0,6973201
2012 0,00034033 559 15 0,5861911
2013 0,000220994 744 17 0,4829676
2014 0,000639557 288 16 0,438188
2015 0,000791372 217 13 0,6069457
В течение десяти лет существования социотехнической системы «Летописи» в ходе совместной деятельности возникали связи между участниками, формировались сообщества, развивалась сеть коллективного субъекта образования. Социальный эффект внедрения концепции педагогического дизайна совместной сетевой деятельности заключается в формировании сообществ между участниками совместной сетевой деятельности. Формирование сообществ в ходе совместной деятельности для каждого года существования социотехнической системы «Летописи» подтверждается анализом сетевых характеристик отдельных узлов и всего графа. Для каждого узла двумодального графа были определены такие характеристики как степень, PageRank, центральность по посредничеству. Показатели центральности по посредничеству для статей использовались в дальнейшей при определении кластеров, объединяющих участников вокруг социальных объектов. 25 страниц 2006 года с наибольшими показателями центральности по посредничеству приведены в таблице 6.
Таблица 6
Статьи с наиболее высокими показателями центральности (2006 год)
Статья Центральность по посредничеству
Проект Моя семья-11 1111609
Регионы Летописи 619524
Школы Нижнего Новгорода 489895
Омск 432787
Пермь 285554
Знаете ли вы 272477
Проект Лицо школы-2007 270127
Школа Здоровья г. Балаково, Саратовская область 259635
Выксунский район Нижегородская область 255080
Проекты в Летописи 252819
Проект Первые шаги 249044
Работа недели 246502
Школы Мурманской области 245664
Мурманская область 228116
Викимания Саратов-Хабаровск 226872
Кондопога, город Карелия 211016
Арзамасский район Нижегородская область 203957
Елец, город Липецкая область 193157
Большемурашкинский район Нижегородская область 189020
Сокольский район Нижегородская область 189020
Бор, город Нижегородская область 186972
Главная страница 181872
Образ недели 181767
Мордовия Республика 177698
Дедовичи, посёлок Псковская область 173427
Двумодальные графы были разбиты на кластеры-сообщества при помощи алгоритма walktrap.commumty. Анализ состава кластеров показал, что алгоритмическое разбиение на кластеры имеет смысл и позволяет автоматически выделить группы акторов, участвующих в совместной деятельности.
Дальнейший анализ взаимосвязей заключался в преобразовании (проекции) двумодального графа в одномодальные графы авторов и страниц. Для узлов одномодальных графов так же определялись сетевые показатели и проводилось разбиение сети на кластеры. Заключительный анализ и визуализация кластеров-сообществ участников совместной деятельности осуществлялись при помощи пакета VOSview. При этом использовался режим построения карты на основании данных, в которых указываются связи узлов и силы этих связей. Алгоритм определения сообщества и выбор способа представления графа учитывали силу ассоциаций между узлами. Параметры притяжения и отталкивания были подобраны так, чтобы обеспечить максимальную видимость кластеров, и соответствовали +3 и -1. Карта истории совместной деятельности в социотехнической системе Летописи в 2006 году представлена на рисунке 4.
w*. m Оленька
Вотума л Щ 'Т-
VMMT - ttJ˧@ ~
ДинаиК e W lWa** Тоиским Владимир
Maulle Pef
Maeaia-
Iii Defclay* Vi cena .. ..»
Женечка • Sha<4íhina
8е1|Г1агЯгу:*ц&1с»ая ОЛровл-Татьяна
Winnehr KiwveOlga Qfca
Minina ^
тммаларии Пантера
Mastodont LiKs
^одякцу Studeritka *
Бобруйф Ольга
ii*k !г19
i Елен *
*almls®tnall.ru
1ЦГ
Ane<Mlaed • - _ «¿"4"™ * «»а .
»Ольга Ир<яы 0льга ЕЧ»- , * ч»Т«.и
UBya Ш«ВД«4Троц,„0 вадам ™°»а'°Чо<>руй. оТьга» M».
Андрей Калеников Шайдулина Татьяна Real Кудрь. PPSHA Lis^pok и )uli«e
Татьяна 1145529670 Коро?енга^Ма«|я Николаевна
Ломакин» Ирина 2 Marinaprof ^^ Ros^tsia ЭДУАРД
Анна Третьякова. МОУ СОШ N 23 ГпитплйвПобедмнская. Виктория " _______
Панышева катя Виктор Петрович Р™ «Р™ 1146^2314 Немолочно?а Жанна вашит'овна Ленок к .
Баскакова Наталья Голиышко* ♦ " • г* Kseniya
|и«к> Горбачева Марина ОКСвНЗ ^ tvg«nya Барышева Людмила Владимировна
i—i г AI * РТ^А = 11445*5463
,"«0230,- Наталья Бор^о^ AleXM|Çen ^ СвеТЛЗИЗ ПОПОВЭ
Шихалеева Мария Schoo^ngels д^а
Vowlek vtkuscha
Tifany Лисандра
Ьасова Вера
Соколова
Manyasha
Mitten Клим Елена-белокрылова
BarLud Шушаника
Salonika
■Судакова Ксения
Юлия Н.
Point135
Sakura
Кондратюк Ольга
Коиф1нУ
<а Boni ООО
Дружинин Мария
Перова Елена Александровна
. Прем«* H^Tát^pa »««а*«"«^ г^-Ол-г
- г.M., iw:...„, . W
Наумова Ксения Балашов _
рол„а«ал,н„.н, Gteb ДмитйийКовригйн Gipno*
Ирина криюва Андрей Кору Fil&lik Gpü Кушнаренко Наталья Федоровна
^Ä^P- *»цева кр11„Гг.Ан На Коровко JWSptf^«" МакГимКам^ов
• цк J| Гасюнайте Сша Тажелоав Ольга „
Евгений . Max.maximax j^L ^^^ - ■ ' ^ ш v • Ob-
инша .Урсова Ольга
Ш л,
Тарга« врослар Admin CtaCAab,.- Tanya К щ М/Нт0 .
РИ* ^»«РГПОДЧ^Ва ЕЛ. • ларжа Рюианона Солнц. J^ga Щ Л.а„л. •„„,„,'
** Лапшин Андрей y^TS" "«4276« Аяекс.шдр Дерябин
pinna ii - - „ А» В^^^Т^ омимтачиъ саадцввдиана
iVJfl Elena к . Алексеи Прокофьев• Bgsh «i«» - 6yP,»«iPi
Этоя . Де^та^ ^
>нетки
БялекМЛ •
^ерИм о н i он и н а »
ЕлЯ.а %6едевд
АРа Павел (^фртКжо^Р
■га^анова
AHHd^öqßd "" ,
Alsehan _ А
мова ■
Васчвася
Луки><^Ольга
w — ------------------ -----------------. .Оэолцньш*
isfjsioW ^ ^ Ддеццуева-
^ " — " .. >°s>" иРИнфм
Алексей Шатров ,.nok ЩЯ»^ L«sl»
Жид.о^Т.тьЖа Дмитрий КОЛОСС« 1UM723K Р§ЦШ01.„ „ • |(¡S - „
- Сосыр^олай ZjT^ «vn S"*n >Гне»Але„Г
Koo«va UvKe* •"Ч'" ц Ольга Ф«оро.на Denlsova • • *
Мар„. * ^ na^d. н«а Г« Кант„_ г—«*—.
АртемГолуб •
•л—а - «»«"Е»'"! . ватвич.Лаэдина * щ
Сергей Буланов F^ Даша Бабошина, МОУ ^ош N 23 г. . jMe«nder
тагьлна Иванова бэмс Дубо..,« Ольг. Еремин^ВгеНия * « 4j ДннЖ-эдргГе.на
Сиси ал г ^ г ** М "
. Чере^Виктоеи, «6^ыш«„гал„на До6рецж0)1ес1, I4SC ^
"SSS-h. Ирина»,,кон,э.аговЕл,на Дудао,Ро„а . -
, „ , - Ольга ММ>енгоеа - Беляков* Надежда с.аровигова Д
)*т • . * . Любовьйвфедовак« H«0^n"í,na
* Шевченко Елена Выжанова . «ÍH4».Hi
Мепааниараа Щл» ш Ск,а
„Владимирфисанов
Алла Ковалева Dfkz
Bans
„ Palpiir
OI ka-a OLKAKA
Рис. 4 Карта сообществ Летописи (2006 год)
Карта сообществ 2006 года характеризуется выраженным географическим разделением и на ней ясно различимы географические кластеры, связанные с участниками и статьями из отдельных регионов - Сахалин, Владивосток, Омск, Пермь, Нижний Новгород, Мурманск, Воронеж.
В следующем 2007 году ключевые статьи в меньшей степени были связаны с региональной тематикой и в большей степени с проектами, объединяющими участников независимо от их географического положения.
Ключевыми статьями 2007 года, судя по показателю центральности по посредничеству, были проект «Моя семья-Ш», «Дальневосточная азбука», проект «Мы - студенты», конкурс «Профессия учителя», конкурс «В фокусе учебный проект2007», проект «Лицо школы-2007», проект «Золотое кольцо Нижегородского края», проект «Мы помним», проект «Наша классная семья». В первую очередь эти статьи послужили основой для формирования новых объединений, представленных на карте сообществ «Летописи» 2007 года - рисунок 5.
Рис. 5 Карта сообществ Летописи (2007 год)
Сетевые методы анализа и визуализации данных позволяют представить многолетнюю историю совместной деятельности в визуальной форме карты, отражающей появление новых объединений и новых союзов между субъектами образования. Карта помогает самим участникам совместной деятельности оценить близость и связанность кластеров, увидеть появление новых лидеров, вокруг которых происходит формирование новых сообществ. Так карта сообществ Летописи 2009 года на рисунке 6 показывает практически полную смену интересов и ключевых тем совместной деятельности и появления новых сетевых объединений между участниками.
Рис. 6 Карта сообществ Летописи (2009 год)
Заключение
Методы сетевого анализа позволяют диагностировать и показать формирование кластеров-сообществ внутри социальной образовательной сети Letopisi. Данные об истории совместной деятельности участников в социотехнической системе «Летописи» были преобразованы в сеть и представлены на карте как множество взаимосвязанных кластеров и сообществ участников, возникших в ходе их совместной деятельности. Анализ и обсуждение такой компьютерной карты служит основой для формирования у участников совместной деятельности системных компетенций, необходимые для участия в организационно-направленных взаимодействиях. Формирование системных компетенций предполагает возможность и доступность повседневной тренировки навыка рассмотрения учебной ситуации, как сети и системы отношений. Такая доступность требует технических средств, при помощи которых различные ситуации могли бы быть визуально представлены в виде диаграммы связей. На основании средства сетевого анализа и визуализации систем совместной деятельности выстраиваются учебные сценарии, в которых участники опираются на диаграммы связей как на системные объекты, помогающие в рефлексии совместной деятельности. Знакомство школьников и учителей с наукой о сетях может начинаться с исследования карт, которые отображают их собственную деятельность в учебных сообществах. Преимущество такого подхода заключается в том, что сетевой подход используется для понимания ситуаций, в которые вовлечены и школьники, и учителя. Таким образом, наука о сетях показывает свои возможности на близком для учеников и учителям материале, и субъекты образования становятся исследователями своей собственной деятельности.
Литература
1. Barabasi A.-L. Network Science. Cambridge University Press, 2016. 474 p.
2. Barabasi A.-L. Linked: How Everything Is Connected to Everything Else and What It Means. Plume, 2003.
3. Watts D.J. Six Degrees: The Science of a Connected Age. W. W. Norton & Company, 2004.
4. Brandes U. et al. What is network science? // Network Science. 2013. Vol. 1, № 01. P. 1-15.
5. Кнорр-Цетина К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. №. 5, № 1. С. 101-124.
6. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 413 с.
7. Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. Москва: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. 384 p.
8. Латур Б. Пастер: война и мир микробов. Издательство Европейского университета в Санкт Петербурге, 2015. 314 с.
9. Ло Д. Объекты и пространства // Социологическое обозрение / trans. Вахштайн В.С. 2006. Т. 5, № 1. С. 30-42.
10. Вахштайн В.С. Возвращение материального: «пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. 2005. №. 4, № 1. С. 95115.
11. Law J. On the methods of long-distance control: vessels, navigation and the Portuguese route to India // The Sociological Review. 1984. Vol. 32. P. 234-263.
12. Rosnay J. de. The macroscope: A new world scientific system. 1st edition. New York: Harper & Row, 1979. 247 p.
13. Barabasi A.-L. The network takeover // Nat Phys. 2012. Vol. 8, № 1. P. 14-16.
14. Börner K. Plug-and-play macroscopes // Communications of the ACM. 2011. Vol. 54, № 3. P. 60-69.
15. Börner K. Visual analytics in support of education // Proceedings of the 2nd International Conference on Learning Analytics and Knowledge. ACM, 2012. P. 2-3.
16. Puckett J. Zotero: A Guide for Librarians, Researchers, and Educators. Assoc of Cllge & Rsrch Libr, 2011. 172 p.
17. Polley D.E. Visualizing the topical coverage of an institutional repository using VOSviewer // Data visualization: A guide to visual storytelling for librarians. Rowman & Littlefield, 2015.
18. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей/Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 267-306.
19. Engeström J. Why some social network services work and others don't — Or: the case for object-centered sociality // Zengestrom. 2005. URL:
www.zengestrom.com/blog/2005/04/why-some-social-network-services-work-and-others-dont-or-the-case-for-object-centered-sociality.html (дата обращения: 14.03.2017)
20. Serres M. The Parasite. University of Minnesota Press, 2007. 294 p.
21. Gilbert N. Agent-Based Models. annotated edition. Sage Publications, Inc, 2007.
22. Gilbert N., Troitzsch K. Simulation for the Social Scientist. 2nd ed. Open University Press, 2005.
23. Shoham Y., Leyton-Brown K. Multiagent Systems: Algorithmic, Game-Theoretic, and Logical Foundations. Cambridge University Press, 2008.
24. Sklar E., Richards D. Agent-Based Systems for Human Learners // The Knowledge Engineering Review. 2010. Vol. 25, № 02. P. 111-135.
25. Resnick M. Turtles, termites, and traffic jams: explorations in massively parallel microworlds. MIT Press, 1997. 184 p.
26. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html) 2016. №. 19, № 2. С. 585-599.
27. Патаракин Е.Д. Выявление ключевых участников социально-педагогических проектов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html) 2015. № 2. С. 675-692.
28. Patarakin Y., Shilova O. Concept of Learning Design for Collaborative Network Activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1083-1090.
29. Патаракин Е.Д., Катков Ю.В. Использование викиграмм для поддержки совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)
(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html) 2012. №. 15, № 2. С. 536-552.