Научная статья на тему 'МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ'

МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / BANKING SECTOR / МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ / MACRO REGULATION / КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / COUNTER-CYCLICAL REGULATION / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР / PRUDENTIAL SUPERVISION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грицай С.Е., Джурбина Е.М., Титова В.В.

The article examines the ways of increasing the efficiency of banking activity in Russia in conditions of macroeconomic instability, ways to improve the organizational and economic bases for regulating the banking sector in order to ensure its sustainable development, overcome and prevent crisis phenomena in the activity of credit institutions. In particular, the main macroeconomic indicators of the development of the Russian banking sector, external and internal factors affecting reliability, financial stability, the competitiveness of the banking system, as well as its transformation, directions for modernization of regulation and supervision in the form of meaningful innovations affecting the economic nature of regulation, -practical innovations, which are designed to improve the quality of the state regulatory institution. The state policy in the credit and banking sector is aimed at strengthening economic methods for regulating the activities of credit institutions, primarily indirect methods of influencing the processes occurring in the banking sector. The influence of the state on banking activities is based on, among other things, a system for monitoring compliance with the requirements of legislation and regulations. Optimization of the regulatory processes of the Russian banking sector involves choosing the best combination of five fundamental elements - regulation rules, supervision over their implementation, regulatory intervention in the unfavorable financial condition of the bank, market control over the activities of credit institutions, and the composition of economic motives. The system of mandatory standards is subject to improvement through increasing the effectiveness of their regulatory impact on the degree of risks of credit institutions, and their more reliable accounting. To improve the effectiveness of limiting the risks of banking activities, the Bank of Russia should improve the work on optimizing prudential standards. The condition for the realization of these tasks is the requirement of transparency in the control over the activities of credit institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ»

структурных преобразований; для банковской системы России необходимо теоретическое обоснование реализации ее созидательного потенциала, путей устранения противоречий между производительными возможностями банковской системы и теми негативными чертами, которые проявляются в современной банковской практике.

Обеспечить стабильное и устойчивое развитие банковской системы возможно путем определения и реализации основных направлений дальнейшего совершенствования способов и методов макрорегулирования банковской деятельности. Модернизация регулирования и надзора может быть осуществлена по двум направлениям: содержательные новации, затрагивающие экономический характер регулирования, и организационно-управленческие новации, которые призваны улучшить качество государственного института регулирования.

К числу содержательных новаций относятся: макропруденциальный надзор, на основе которого Банк России поддерживает целостную систему стабильности всего финансового сектора, а не отдельных кредитных организаций, и контрциклическое регулирование, которое направлено на нивелирование неблагоприятных факторов кредитного периода и их воздействия на состояние реальной экономики.

Под макропруденциальным регулированием понимается совокупность превентивных мероприятий, целью которых является минимизация системного риска финансовой сферы и уменьшение возможности появления системного финансового кризиса. Таким образом, данные меры направлены на предотвращение или снижения риска возникновения ситуации, которая характеризуется наличием значительного числа неплатежеспособных участников финансового рынка или потерявших ликвидность, вследствие чего их функционирование нуждается в поддержке органов денежно-кредитного регулирования или органов пруденциального надзора.

В первый раз данным термином был обозначен новый тип финансового регулирования в конце 20 века, и стал широко использоваться после Азиатского кризиса 1990-х годов. В настоящее время исследование и разработка нормативных актов, связанных с внедрением национальными центральными банками такого надзора, является функцией «консультативной группы тридцати» ^30).

Объект макропруденциального регулирования - взаимосвязь финансовых посредников и инфраструктуры финансового сектора, а также финансовой системы и реального сектора. Макропруденциальное регулирование это промежуточное звено между денежно-кредитной политикой центрального банка, преследующей макроэкономические цели, и микропруденциальным надзором, назначение которого предотвращение несостоятельности отдельных финансовых посредников, а также защита интересов кредиторов, инвесторов и вкладчиков [1].

Ключевыми задачами макропруденциального регулирования являются:

- оказание содействие финансовому сектору для сохранения устойчивости в условиях внешних шоков и рецессии;

- локализация чрезмерных финансовых рисков, которые принимает на себя финансовый рынок;

- нивелирование финансового цикла путем предупреждения образования «мыльных пузырей» на рынках финансовых активов.

Таким образом, основное отличие макропруденциального регулирования от микропруденциального надзора, который сегодня применяется в РФ, состоит в его фокусировании на агрегированной оценке устойчивости финансового рынка и анализе взаимосвязанности системно значимых финансовых посредников, а не на защите интересов вкладчиков и кредиторов банковских учреждений и предупреждении несостоятельности отдельно взятых кредитных организаций. Важно отметить, что центром надзора является весь финансовый сектор, а не только банковская система.

Таблица 1. - Динамика выполнения банками обязательных экономических нормативов

деятельности в период 2013-2017 гг [4]

1.01.14 1.01.15 1.01.16 1.01.17 1.01.18

Достаточность капитала

Н1.0 (минимум 10%, с 01.01.2016 - 8%) достаточность собственных средств (капитала) 13,5 12,5 12,7 13,1 12,1

Кредитный риск

Н9.1 (максимум 50%) - максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) 1,1 2,6 2,8 3,6 3,2

Н10.1 (максимум 3%) - совокупная величина риска по инсайдерам банка 0,7 0,7 0,6 0,4 0,4

Н7 (максимум 800%) - максимальный размер крупных кредитных рисков 204,3 245,5 254,4 219,6 226,1

Ликвидность

Н2 (минимум 15%) - норматив мгновенной ликвидности 57,5 67,0 97,5 106,6 118,5

Н3(минимум 50 %) - норматив текущей ликвидности 78,7 80,4 139,3 144,9 167,4

Н4 (максимум 120%)- норматив долгосрочной ликвидности 88,9 92,8 59,0 52,3 55,4

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что в целом банковский сектор России выполняет установленные регулятором экономические нормативы деятельности. Норматив достаточности капитала незначительно превышает минимально установленный уровень, причем его снижение до уровня 8% во многом помогло банкам соответствовать новым требованиям и стандартам «Базель III». Общая капитальная база банковского сектора РФ остается слабой.

Нормативы по кредитным рискам банковский сектор выполняет с существенным запасом, но динамика показателей по годам неустойчивая, что может быть свидетельством о нестабильности диверсификации структуры кредитного портфеля банковской системы. Медианы нормативов ликвидности по банковской системе традиционно существенно выше минимально требуемых. Не смотря на то что рядом кредитных организаций нарушались один или несколько нормативов ликвидности, общий показатель ликвидности по рынку демонстрирует стабильность за счет крупнейших банков, которые имеют больше источников ее привлечения, возможностей и влияния на общие экономические показатели.

В настоящее время особенно острым является вопрос, связанный с необходимостью выделения специального надзора за системообразующими банковскими организациями, поскольку они, выступая в качестве центров перераспределения ликвидности, представляют собой источник системных рисков для всего финансового рынка. На сегодняшний день для всех кредитных учреждений, вне зависимости от их размера, формы собственности и роли в экономике, применяются одинаковые пруденциальные нормы. Как нам представляется, для предотвращения потенциальной несостоятельности системообразующих банков, пруденциальные требования к ним должны быть более высокими. Повышение требований должно касаться обязательных экономических нормативов, корреспондентских отношений и межбанковских операций, качества активов и рыночных рисков. Пристальное внимание следует уделять и показателям финансовой устойчивости крупных кредитных организаций, способствуя ограничению роста их размеров (активов) и аккумуляции рисков. Представляется целесообразным увязка введения количественных ограничений с усилением качества надзора Банка России за такими кредитными организациями, в том числе усилить требования по раскрытию ими информации. В административном плане надзорные функции за системообразующими банковскими учреждениями следует осуществлять специальному (территориальному) подразделению ЦБ РФ, что продиктовано необходимостью исследования взаимосвязей и взаимозависимости крупнейших кредитных организаций, а также возможностей диссеминации кризиса по межбанковским операциям и другим финансовым активам.

Россия стала использовать данный тип надзора вследствие начала выполнения Центральным банком роли мегарегулятора финансового рынка. В настоящее время обозначены системно значимые банки и системно значимые страховые компании, а также заложен фундамент контрциклического (динамического) регулирования с дополнительными требованиями к расчету буферного капитала[2].

Стабильность и благополучие банковского сектора, который является центральным звеном финансовой системы, существенным образом сказывается на состоянии национальной экономики в целом. Общеизвестно, что экономика подвержена циклическим колебаниям, связанным с фазами подъема и спада. В современных условиях, когда существует открытый рынок и растет международная интеграция стран, учащаются и с большей силой проявляются негативные макроэкономические шоки в экономике, отрицательным образом влияющие на различные области экономической и общественной жизни, в том числе и на банковскую систему. Характерной тенденцией сегодня является недооценка банками своих рисков в благоприятные периоды, увеличение ими кредитного предложения в целях максимизации прибыли. Но они резко меняют свою тактику в условиях ухудшения экономической ситуации, материализации кредитных рисков и снижения доходов. Кредитным организациям в таких условиях необходимо увеличивать резервы на возможные потери по ссудам (РВПС)

посредством текущих расходов, что в свою очередь еще больше ухудшает состояние банков и приводит к кредитному сжатию. Сокращение кредитного предложения отрицательно влияет на состояние экономики, поскольку банки не могут в полном объеме удовлетворять возросшие потребности предприятий в заемных средствах. Следовательно, РВПС имеют динамику, совпадающую с динамикой экономического цикла, то есть относятся к процикличным мерам. В отечественной практике банковской деятельности применяется статическое резервирование, когда резервы создаются в условиях материализованных рисков, поэтому при повышенных рисках состояние банков ухудшается, что негативно отражается на экономике. Мировая банковская практика большое внимание уделяет выработке и использованию разнообразных инструментов контрциклического регулирования банковской деятельности, цель использования которых заключается в укреплении стабильности кредитных учреждений в кризисные периоды и ослаблении его влияния на реальный сектор.

Российский банковский сектор наиболее уязвим к изменениям экономического цикла по отношению к качеству кредитного портфеля. Это объясняется доминированием кредитов в совокупных активах банков, которые в условиях кризиса резко могут перейти в категорию более высокого уровня риска, что вынуждает кредитные организации к досозданию резервов за счет дополнительные расходов. Поэтому в качестве варианта разрешения данной проблемы можно рассматривать динамическое резервирование, заключающееся в практике начисления РВПС на цикле экономического подъема и использования его на фазе спада. Таким образом формируется своего рода «подушка безопасности», предназначенная для покрытия возможных потерь.

В связи с тем, что в настоящее время часто наблюдается недооценка кредитных рисков, способствующих ухудшению финансового состояния кредитных учреждений в нестабильных макроэкономических условиях, актуальность приобретают вопросы исследования проблем контрциклического резервирования в банках. В период кризиса 2008-2009 г.г. отечественные банки столкнулись с необходимостью значительного увеличения РВПС, что отразилось на потере прибыли и оказало дополнительное давление на капитал. Банком России были в этой связи предприняты меры контрциклического характера, позволившие банкам снизить размер необходимых РВПС и способствовало улучшению финансовой устойчивости банковского сектора в условиях кризиса.

В 2014 году банковскому сектору вновь пришлось столкнуться с необходимостью наращивания резервов по ухудшающимся ссудам при одновременном сокращении банковских доходов, что было обусловлено введением зарубежных санкций, снижением цен на нефть и ослаблением национальной валюты, негативно отразившимися на банковской деятельности, в том числе и на качестве кредитного портфеля. Таким образом, в очередной раз, подтвердилась ситуация роста кредитных рисков в условиях кризиса при заниженном резервировании в период относительной стабильности. ЦБ РФ вновь были приняты документы, позволяющие кредитным организациям при наличии доказательств появления просроченной задолженности и ухудшения финансового положения заемщика в результате санкционных мер, не понижать категорию кредита и не увеличивать РВПС. Следовательно, потребовалось дополнительное вмешательство и поддержка со стороны макрорегулятора.

Таким образом, в целях стабилизации ситуации, сглаживания колебаний финансовых результатов деятельности кредитных организаций, а также обеспечения «подушки безопасности» на случай материализации рисков необходим пересмотр модели резервирования. В целом политика ЦБ РФ по отношению к банковскому сектору должна стать контрциклической с позиции регулирования. Вполне целесообразным представляется использование динамического резервирования как инструмента контрциклического регулирования в качестве способа укрепления устойчивости российского банковского сектора в сложных экономических условиях.

Следует заметить, что применение данного контрциклического инструмента в российских условиях требует более глубокого изучения. В этой связи для усиления результативности контрциклического резервирования следует осуществить ряд следующих шагов. Банку России необходимо выработать сам механизм и алгоритм расчета динамического резервирования, а также устанавливать точки перегрева, основываясь на расчете индикаторов и анализе экономических условий, при которых банки должны начинать формировать динамические резервы. При этом важно, чтобы кредитные организации сами рассчитывали требуемые для создания динамического резерва коэффициенты, согласно установленному

алгоритму вычисления и, основываясь на своих данных. Следуя такому подходу, банки смогут точнее создать требующийся размер динамических резервов, необходимый для компенсации потерь по кредитному портфелю в условиях нестабильной экономики, что будет содействовать уменьшению процикличности и банковской сферы в целом.

Направление совершенствования макрорегулирования в форме организационно-управленческой новации предполагает проведение административной реформы системы регулирования и надзора Банка России, продиктованной необходимостью организационной поддержки перехода Центрального банка к содержательному макропруденциальному надзору.

В современных условиях ЦБ РФ, являясь главным гарантом устойчивого развития российской банковской системы, проводит политику, определяющую основные факторы влияния на механизмы государственного регулирования банковской деятельности. Банк России осуществляет регулирование деятельности банков посредством системы банковского надзора на основе использования соответствующего инструментария. Выбор приоритетов в системе государственного регулирования банковского сектора определяет стабильность его развития. Вместе с тем, к особо важным задачам банковской системы государства относятся: необходимость обеспечения мобилизации денежных ресурсов и их сосредоточения в приоритетных отраслях экономики, содействие преодолению инфляционных и кризисных явлений, активизации кредитной и инвестиционной деятельности, стабилизации экономики страны в целом.

Несмотря на то, что в исследовании проблем создания оптимальной системы банковского регулирования и механизмов государственного надзора в институциональном аспекте имеются существенные результаты, тем не менее отсутствует единый взгляд с позиции теории и практики в России и за рубежом на оптимальные варианты организационного построения механизмов регулирования финансовой и банковской деятельности, а также надзора. Дискуссионными являются некоторые вопросы надзорно-регулирующей деятельности Банка России [3 ].

Оптимизация процессов регулирования российского банковского сектора предполагает выбор наилучшего сочетания пяти основополагающих элементов - правил регулирования, надзора за их исполнением, вмешательства органов регулирования при неблагоприятном финансовом состоянии банка, рыночного контроля за деятельностью кредитных организаций, состава экономических мотивов.

Для создания оптимальной системы регулирования банковской деятельности, на наш взгляд, необходимо:

1. Сочетать административные инструменты и экономические механизмы.

2. Применять учет и контроль воздействия на цель регулирования дополнительных косвенных эффектов от действий регулирующего органа.

3. Одновременно использовать несколько составляющих системы регулирования, что позволит нивелировать косвенные эффекты от усиления действия отдельного элемента системы регулирования.

Таким образом, ЦБ РФ используются такие инструменты для обеспечения стабильности банковского сектора, как: осуществление финансирования банков, процедуры финансового оздоровления банковской системы, финансирования «Агентства по страхованию вкладов», внесение поправок в требования к внутренней отчетности с целью повышения ее прозрачности, изменение процедуры оценки риска активов в иностранной валюте и другие. Искусство объединения различных компонентов регулирования банковского сектора является основой эффективности деятельности регулирующего органа в сфере разработки системы регулирования.

Следовательно, можно констатировать что кризис продемонстрировал необходимость реформирования банковского регулирования в целях обеспечения стабильности банковской отрасли. На макроуровне необходимо в срочном порядке обеспечить реализацию теоретических разработок в деятельности ЦБ РФ, результатами которых должна быть модернизация регулирования и надзора, направленная на повышение качества и эффективности надзорной деятельности Банка России, что, в свою очередь, будет способствовать долгосрочной стабильности финансового сектора. Источники:

1. Организация деятельности коммерческого банка Джурбина Е.М., Грицай С.Е., Юрина В.П., Пирская Е.В.Учебное пособие / Ставрополь, 2015.

2. Финансово-учетные императивы трансформации российской экономики Агаян Ш.А., Багдасарян Л.Ю., Булгакова О.А., Гальчева Д.Д., Голушко Е.В., Грицай С.Е., Джурбина Е.М., Есакова Е.Е., Краснюк Л.В., Кузьменко А.В., Медовый А.Е., Медовый В.В., Мурадова С.Г., Налимова З.Ф., Проскурнина Н.Н., Садовщикова О.В., Таран И.Л., Титова В.В., Фатеев Д.И., Флоринская М.В. и др. Под общей редакцией Е.М. Джурбиной. Пятигорск, 2017.

3. Зуенко М. Ю. Совершенствование регулирования банковской системы России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 1-5

4. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst

Sources:

1. Organization of the commercial bank activity Dzhurbina EM, Gritsay SE, Yurina VP, Pirskaya Ye.V.Uchebnoe posobie /

Stavropol, 2015.

2. Financial and accounting imperatives of the transformation of the Russian economy

Agayan Sh.A., Bagdasaryan LY, Bulgakova OA, Galcheva DD, Golushko EV, Gritsay SE, Dzhurbina EM, Esakova EE, Krasnyuk L .V., Kuzmenko AV, Medovy AE, Medovy VV, Muradova SG, Nalimova ZF, Proskurnina NN, Sadovshchikova OV, Taran IL ., Titova VV, Fateev DI, Florinskaya M.V. and others. Under the general editorship of E.M. Dzhurbina. Pyatigorsk, 2017.

3. Zuenko M. Yu. Perfection of regulation of the banking system of Russia [Text] // Problems of modern economy: materials

V Intern. sci. Conf. (Samara, August 2016). - Samara: OOO "Publishing ASGARD", 2016. - P. 1-5

4. Review of the banking sector of the Russian Federation (Internet version) [Electronic resource] Access mode:

https://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst

О.М. Ермоленко Доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., Южный институт менеджмента O.M. Ermolenko

Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Ph.D., Southern Institute of Management (8861338859 EOM63@yandex. ru)

А.А. Кобелева

Магистрант 1 года обучения, направление подготовки Экономика,

Южный институт менеджмента А.А. Kobeleva

Master of 1 year of study, direction of training Economics, Southern Institute of Management (8861338859 albina. kobeleva. 96@mail ru)

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО И УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются основные ключевые показатели функционирования банковской системы на современном этапе развития, когда банки России активно повышают требования к качеству собственного капитала. Наличия устойчивой банковской системы обусловлено функциями, выполняющимися банковскими организациями в рамках финансового посредничества. Потеря же устойчивого состояния банков может отрицательно повлиять на социально-экономическое развитие страны. Таким образом, одним из неотъемлемых институтов рыночной экономики являются рейтинговые компании. Основная цель деятельности рейтинговых компаний заключается в оценке кредитоспособности компаний, как финансового сектора, так и, нефинансового посредством проведения анализа деятельности того или иного клиента и выставление классификационного рейтинга. На российском рынке рейтинговых агентств существуют особенности. В частности при привлечении капитала компанией с российского финансового рынка международные агентства не имеют законно-правовых оснований оценивать ценные бумаги этих компаний выше, чем суверенный рейтинг Российской Федерации. В данной статье определены факторы, влияющие на качество развития и стимулирующие адаптацию современной банковской системы к международным требованиям, предъявляемым зарубежными банковскими организациями и законодательством. Так же отражены основные элементы структуры экономических субъектов, осуществляющих оценку и мониторинг устойчивости банковской системы, что определяет уровень требований к стабильности и устойчивости функционирования современной банковской системы страны. Основная задача мониторинга устойчивости состоит в создании системы страхования вкладов с целью предотвращения оттока вкладов с банковских счетов, принадлежащих экономическим субъектам, возможного образования дефицита ликвидности. Кроме того, несбалансированность активов и пассивов в отечественной банковской системе приведет к низкой доли вложения инвестиций.

Annotation. The main key indicators of the functioning of the banking system at the present stage of development are considered in the article, when the banks of Russia actively raise the requirements to the quality of their own capital. The presence of a stable banking system is due to the functions performed by banking organizations within the framework of financial intermediation. The loss of a stable state of banks can adversely affect the country's socio-economic development. Thus, one of the integral institutions of the market economy are rating companies. The main objective of the rating companies is to assess the creditworthiness of companies, both the financial sector and non-financial by analyzing the activities of a particular customer and issuing a rating rating. There are special features on the Russian market of rating agencies. In particular, when attracting capital from a Russian financial market, international agencies do not have legal and legal grounds to assess the securities of these companies higher than the sovereign rating of the Russian Federation. This article identifies factors that affect the quality of development and stimulates the adaptation of the modern banking system to international requirements imposed by foreign banking organizations and legislation. Also, the main elements of the structure of economic entities that evaluate and monitor the stability of the banking system are reflected, which determines the level of requirements for stability and sustainability of the functioning of the modern banking system of the country. The main objective of sustainability monitoring is to create a deposit insurance system to prevent the outflow of deposits from bank accounts belonging to economic entities, the possible formation of a liquidity deficit. In addition, the imbalance of assets and liabilities in the domestic banking system will lead to a low share of investment.

Ключевые слова: банковская система, индикаторы устойчивого развития, коммерческие банки, мониторинг устойчивости.

Key words: banking system, indicators of sustainable development, commercial banks, stability monitoring.

Развитие банковской системы на современном уровне сопровождается определенными факторами, причем с учетом геополитической ситуации. Российская банковская система является относительно молодой банковской системой рыночного типа, причем активно развивающейся. В последние годы основной аспект сделан на повышение качества и надежности банковской системы [5]. В этом направлении банк России активно повышает требования к качеству собственного капитала. Необходимость наличия устойчивой банковской системы в экономике страны обусловлено функциями, выполняющимися банковскими организациями в рамках финансового посредничества. Потеря устойчивого состояния банков может отрицательно повлиять на социально-экономическое развитие страны.

Структура экономических субъектов осуществляющих оценку и мониторинг состояния банковской системы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура экономических субъектов, осуществляющих оценку и мониторинг

устойчивости банковской системы

На надгосударственном уровне необходимо выделить Международный валютный фонд, специалисты которого разработали индикаторы финансовой устойчивости. В соответствии с

принятой классификацией Международного валютного фонда всего выделяется 40 показателей, из которых 25 характеризуют функционирование банковской системы страны и 15, характеризующих функционирование клиентов данной банковской системы. Данный перечень регулярно пересматривается в соответствии с изменяющейся экономической ситуацией в разных странах мира. Применительно к банковскому сектору специалистами Международного валютного фонда разделяется такие два основных блока индикаторов финансовой устойчивости как: базовый набор показателей и показатели поддержки (таблица 1).

Таблица 1 - Индикаторы финансовой устойчивости Международного валютного фонда

Базовый набор показателей

Уровень достаточности капитала Капитал в отношении к активам, взвешенным по уровню риска

Капитал 1-го уровня в отношении к активам, взвешенным по уровню риска

Уровень резервов по недействующим ссудам к капиталу

Качество активов Уровень недействующих кредитов к валовому портфелю кредитов

Кредиты (в секторном разрезе) к совокупному портфелю кредитов

Эффективность Рентабельность активов

Рентабельность капитала

Уровень процентной маржи к валовому доходу

Непроцентные расходы к валовому доходу

Ликвидность Уровень ликвидных активов к совокупным активам (коэффициент ликвидности)

Уровень ликвидных активов к краткосрочным обязательствам

Чувствительность к рыночному риску Чистая открытая валютная позиция к капиталу

Показатели поддержки стабильности Капитал к активам

Суммы крупных кредитов к капиталу

Географическое распределение выданных кредитов к совокупному кредитному портфелю

Валовой объем открытых позиций по таким финансовым инструментам как финансовым деривативам к капиталу

Валовой объем обязательств по финансовым деривативам к капиталу

Прибыль от торговли ценными бумагами к валовой прибыли

Расходы на персонал к непроцентным расходам

Спрэд между ставками по кредитам и депозитам

Спрэд между самой высокой и низкой межбанковской ставкой

Уровень депозитной массы к совокупным кредитам и займам, за исключением межбанковских кредитов

Кредиты в иностранной валюте к совокупному портфелю кредитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательства в иностранной валюте к совокупным обязательствам банков

Чистая открытая позиция в ценных бумагах к капиталу

Специалистами международного валютного фонда данные индикаторы используются для осуществления стресс-тестов. Другими словами происходит проверка на чувствительность изменений данных показателей в случае реализации сценариев появления и развития, макроэкономических форс - мажорных обстоятельств в экономической системе. В результате осуществления подобной экспертизы выявляется возможный канал распространения кризиса, и создание системы предупредительных мер.

Рассмотрим деятельность экономических субъектов, не являющихся государственными структурами, и осуществляющих оценку и мониторинг устойчивости банковской системы. Одним из неотъемлемых институтов рыночной экономики являются рейтинговые компании. Основная цель деятельности рейтинговых компаний заключается в оценке кредитоспособности компаний, как финансового сектора, так и, нефинансового посредством проведенного анализа деятельности того или иного клиента и выставление классификационного рейтинга.

Рейтинговые компании первоначально появились в Соединенных Штатах Америки (далее США) в начале XX вв. Их деятельность заключается в присвоении компаниям финансового и нефинансового сектора, привлекающих капитал с финансовых рынков посредством размещения ценных бумаг (долевых и долговых), рейтинга, означающего вероятность дефолта [1].

Важной составной частью анализа рисков инвестиционных проектов является оценка чувствительности приоритетов (весов) рисков проектов при изменении определяющих их факторов (переменных) [2]. Такая оценка чувствительности приоритетов рисков актуальна при анализе рисков инновационных проектов, когда необходимо оценивать не только качественные, но и количественные, факторы, например социальные и политические, которые в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.