10. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические аспекты поиска российской национальной идеи // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 69-78.
11. Юревич А.В., Журавлев А.Л., В.А.Соснин, Китова Д.А., Т.А. Нестик. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
12. Sani F., Bowe M., Herrera M., Manna C., Cossa T., Miao X., Zhou Y. Perceived collective continuity: Seeing groups as entities that move through time // European Journal of Social Psychology. 2007. V. 37. P. 1118-1134.
Соснин B.A., Котиева Е.Д., Апреликова Н.Р.
макропсихологические факторы коррупционных правонарушений в сознании молодежи
Введение в проблему. Коррупция в современном обществе является острой и многоаспектной проблемой. По данным статистики МВД России, с января по сентябрь 2017 года выявлено 18969 преступлений коррупционной направленности, из которых 5596 совершены в крупном и особо крупном размерах, что на 13,6 % больше, чем в 2016 году [10].
Обращение к изучению проблем противодействия коррупции в современной науке чаще всего находит свое отражение в комплексе правовых и социологических исследований. В частности, можно отметить такие диссертационные работы, как: Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование (И.С. Паршин); Оперативно-розыскное обеспечение противодействия коррупции в пограничных органах ФСБ России (М.А. Сколотнев); Борьба со взяточничеством как коррупционным преступлением в современной России: уголовно-правовые и криминологические аспекты (М.А. Подгрушный); Противодействие коррупции в сфере недружественных корпоративных слияний и поглощений (М.А. Абдулмуслимов); Антикоррупционная правовая политика России: история и современность (А.В. Бирюков); Правовой режим противодействия коррупции: вопросы теории и практики (А.Л. Симон); Коррупция: контаги-
озность, последствия и методы противодействия (В.В. Борцев); Межстрановый анализ рыночной и сетевой коррупции: факторы, последствия, взаимосвязь (М.В. Кравцова); Служебные разоблачения в системе государственной службы (М.А. Батищева); Коррупция как социальное явление: социологический анализ (М.В. Шедий) и др.
В целом, проблема коррупции в современном мире, как и в научном, широко известное явление. В частности, в последние годы в психологических исследованиях проблема коррупции в россии освещается довольно основательно [1, 2, 4, 7, 15]. В этих работах достаточно полно представлены современные тенденции исследования по данной проблематике. В ее изучении внимание исследователей не часто акцентировано на проблеме эффективного функционирования государства, - в политической, экономической, социальной, правовой, административной, социально-психологической сферах. Такой анализ требует обращения к макропси-хологическому подходу.
Методологические основания. Одной из причин обращения к макропси-хологическому подходу лежит отмеченная А.Л. Журавлевым и А.В. Юревичем недостаточная социальная релевантность психологической науки, которая заключается в ее слабой включенности в решение общественных проблем. Такую отстраненность, считают авторы, можно преодолеть через обращение к количественной макропсихологии, т.е. к психологическому подходу, ориентированному на «количественную оценку психологического состояния общества, выявление динамики этого состояния и его связи с различными социальными и экономическими процессами» [5, с. 24].
Таким образом, одним из ведущих направлений повышения социальной релевантности психологической науки является психологическое изучение социальных процессов, характерных для общества в целом. При этом одним из наиболее перспективных направлений, как правомерно заявляют авторы, выступают макропсихологические исследования, ориентированные на количественную оценку психологического состояния общества и его динамики. Из двух сформировавшихся методологических подходов к количественной оценке характеристик общества мы избрали первый, который сопряжен с анализом «мягких» индексов, вычисляемых с помощью выборочных обследований населения. Как известно, второй подход, в отличие от первого, выстроен на «жестких» индексах, основанных на представленной в официальных источниках статистической информации.
Преимущество избранного нами методологического подхода заключается в возможности избирательного и гибкого использования эмпирического материала, которая в наибольшей степени позволяет обращаться к количественной оценке самостоятельно отобранных для исследования социальных феноменов. Это обеспечивает независимость от статистической информации, которая носит «заданный» характер и не всегда может соответствовать целям конкретного исследования. При этом необходимо понимать, что используемые в первом случае данные могут фиксировать случайные социальные изменения, «своего рода «белый шум», что может дезориентировать аналитика» [17]. Но в случае поисковых исследований,
это не является значимым фактором, поскольку он («шум») без труда может быть отсеян в процессе разработки основной программы исследования.
Таким образом, обращение к данному методологическому подходу позволяет рассматривать проблему коррупции в России с позиции макропсихологии и обозначить ряд базовых политических, экономических и социально-культурных факторов, которые детерминируют политику страны как исторического субъекта, определяя его развитие [3, 11, 14, 16].
Эмпирические результаты. Изучение коррупции с макропсихологических позиций позволяет проводить исследования проблем коррупции как системного феномена, оказывающего влияние на функционирование экономической, политической, социальной, правовой и законодательной систем государства, вызывающего негативные последствия не только в сфере экономики, но и в социально-психологической сфере. Исследование представлений молодежи о ма-кропсихологических последствиях коррупции в России, позволило выявить ряд представлений, которые отражают значимые для развития государства факторы.
Приведенные в работе данные получены в результате опроса 127 студентов вузов разных специальностей в четырех регионах России1. Студенты отвечали на вопрос о последствиях коррупции. Вопрос был сформулирован в качестве незавершенного предложения: «Последствиями коррупции являются...». Количество ответов на вопрос не оговаривалось заранее, поэтому каждый студент мог назвать неограниченное число позиций. Обработка полученных ответов позволила выделить несколько групп факторов в представлениях респондентов, раскрывающих экономические, социальные, правовые, финансовые, политические, социальные и нравственные последствия коррупции для государства. Отдельной позицией были выделены последствия коррупции, имеющие стратегический характер. Рассмотрим основные взгляды респондентов на последствия коррупции, представленные в сознании молодежи и выявленные в ходе опроса.
Экономические последствия коррупции. К экономическим последствиям коррупции студенты относят такие факторы, как нерациональное расходование бюджетных средств (61%), снижение инвестиций (31,2), повышение издержек товаропроизводителей и предпринимателей (13,0%). Респонденты высказывают следующие соображения: «деньги уходят «нужным людям», а не на решение государственных проблем»; «даже те деньги, которые выделены на решение государственных (!) задач, разворовываются»; «в стране нет никаких гарантий для серьезных инвестиций»; «развитие бизнеса предопределяется чиновником, а не по закону»; «никто не будет вкладывать свои деньги в Россию, - нет никаких гарантий для инвестиций и бизнеса», «чтобы вкладывать деньги в нашу экономику надо договариваться, но даже если договоришься, чиновники недолго пребывают на своих должностях...», «друг имеет свой магазин, все время жалуется на постоянные поборы со стороны чиновников».
Правовые последствия коррупции. К правовым последствиям коррупции можно отнести мнения респондентов, связанные с наличием теневой экономики 1 Опросы студентов проводились в таких городах, как: Москва, Улан-Удэ, Калининград, Черкесск. 24
(36,4%). Студенты выражают следующие соображения: «выгоднее договориться с налоговиками, чем платить налоги»; «слишком высокий налог на фонд заработной платы, поэтому людям отдают зарплату в конверте, в обход всех законов»; «учителям мало платят, вот они и занимаются репетиторством... без выплаты налогов, конечно».
Социальные последствия коррупции. К социальным последствиям студенты относят отток квалифицированных кадров в другие страны (26,3%), неэффективное использование человеческих ресурсов в государстве (18,2%), препятствование естественному функционированию рыночной экономики (12,6%), рост социального неравенства (10,5%) и увеличение социальной напряженности в обществе (8,9%).
Молодые люди высказываются следующим образом: «за границей за любую работу платят больше»; «в россии сложно делать карьеру, если у тебя нет родственных связей»; «занять руководящую должность можно через крупную взятку, а не благодаря своим способностям»; «людям все время нужно заниматься оформлением документов - разрешений на одно, второе, третье - это никому не нужные затраты денег, времени и нервов», «с крупными фирмами конкуренции не выдержать, они могут «заказать» ваш бизнес и уничтожить его всякого рода госпроверками»; «коррупция очень выгодна для чиновников... и мы не сможем избавиться от нее, как бы ни старались», «есть деньги - учишься в хорошей школе, нет денег - где получится»; «...или воруй, или живи на зарплату»; «снижается уровень жизни населения, - а у олигархов миллиарды», «сажать надо этих коррупционеров, - живут на народные деньги»; «люди работают с утра до ночи, а денег нет»; «пусть олигархи платят налоги, как все».
Финансовые последствия коррупции. Честные налоговые выплаты представляются респондентам нерациональными, в силу непродуманности налоговой политики государства и высоких налоговых ставок, что обуславливает трудности сборов налогов (22,3%). Типичные высказывания носят следующий характер: «мелкий бизнес «прячется» и не платит налоги, а крупный - откупается и тоже не платит налоги»; «пока рядовой чиновник может решать проблемы бизнеса -налоги платить никто не будет».
Политические последствия коррупции. Политические последствия студенты рассматривают как снижение качества социального сервиса со стороны государства (8,1%), дисфункции системы государственного управления (4,9%), снижение имиджа власти (3,6%). По этому поводу высказываются следующие мнения: «непонятно, чиновники нас должны обслуживать, или мы их»; «чувство такое, что государство создано для поборов, а не для помощи своим гражданам», «об изменениях говорят все правильно, но ничего не меняется»; «политики живут, как хотят, а народу - ничего не позволено», «власть должна остановить чиновничий произвол».
Нравственные последствия коррупции. На снижение общественной морали, как на негативные морально-нравственные последствия коррупции, указали 2,8% респондентов. Эта позиция аргументируется следующими суждениями: «всем
уже все равно, что происходит в стране»; «все давно привыкли, что чиновники думают только о своем кармане»; «все берут, и я беру»; «за взятки уже никто не осуждает».
Стратегические последствия коррупции. Отдельно были выделены последствия коррупции, которые невозможно обнаружить сразу, т.к. они будут проявлять себя лишь с течением времени. К таким последствия респонденты относят разрушение эффективной конкурентной среды (40,9%) и замедление экономического роста (16,6%). В этой подгруппе ответов представлены следующие позиции: «выживают только фирмы, «приближенные» к бюджетным деньгам»; «строительный бизнес развивается за счет коррупции, а самостоятельно не получишь ни разрешения на строительство, ни инвестиций, ни контрактов», «уровень научно-технического развития страны низок», «чиновники портфели делят, а промышленность стоит», «никто не будет вкладывать в такую страну, даже мы сами», «.они, наверное, думают, что чем выше процентные ставки в банках, тем эффективнее экономика».
Психологические последствия коррупции никоим образом не нашли своего отражения в ответах респондентов, хотя косвенно они имеют место во всех высказанных позициях и признаны одним из важнейших факторов устойчивости коррупции [6, 8, 13].К психологическим факторам распространения коррупции относятся толерантное отношение к коррупции, деформация правосознания населения, выработка системы двойных моральных стандартов, создание коррумпированных сетей, формирование коррупционной обстановки, потеря чувства ответственности за совершенные правонарушения [16]. В итоге психологические факторы приводят к ситуации, когда «ни у власти, ни у общества нет главного -воли к решению проблемы» [17, с. 71].
Выводы. Изложенные материалы позволяют сделать вывод о том, что в представлениях студентов обнаруживают себя оперативные и стратегические макро-проблемы коррупции. К оперативным (текущим) последствиям коррупции респонденты относят правовые, социальные, финансовые, политические и нравственные проблемы, оказывающие негативное воздействие на развитие общества и государства. Стратегические последствия воспринимаются респондентами как разрушение конкурентной среды в экономике и замедление экономического роста. Психологические последствия коррупции респондентами не осознаются.
Заключение. Одним из существенных негативных последствий коррупции выступает снижение конкурентоспособности государства, предприятий и даже конкретных людей, работников с высоким уровнем профессионализма. Вместе с тем, предупреждение коррупции является сложным и трудоемким процессом, а психологические факторы противодействия коррупции выступают самостоятельным, но недостаточно разработанным направлением такой деятельности.
В целом, психологические проблемы коррупции нельзя отрывать от комплексных проблем борьбы с коррупцией (в первую очередь - правовых), но вместе с тем, выявление базовых связей коррупции с социально-психологическими проблемами - это сложная для современных психологов проблема, решение которой
требует продолжения конкретных исследований (Исследование проведено в рамках Гранта РФФИ № 18-013-01143).
Для преодоления сложившейся ситуации целесообразно обратиться к разработке образовательных и практических психологических программ, формирующих комплексное представление молодежи о проблеме коррупции. В этом отношении было бы правильно говорить и о выделении основных функций психологической науки в профилактической работе в молодежной среде [9,12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности: коллективная монография. СПб.: Изд-во НИЦ-РАТ, 2015.
2. Егизов У.С., Китова Д.А. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник Университета российской академии образования. 2015. № 4. С. 50-54.
3. Журавлев А.Л, Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012а. № 2. С. 56 - 65.
4. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России, 2012б. № 2 (57). С. 137-140.
5. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 63-71.
6. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 2016а. № 6. С. 131-140.
7. Китова Д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016б. № 5. С. 91-97.
8. Китова Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016в. Т. 1. № 4. С. 145-167.
9. Китова Д.А. Представления молодежи о сферах распространения коррупции // Человеческий фактор. 2017. № 1. С. 43-48.
10. Корниленко Ю. А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. 2017. №46. С. 203-205. URL: moluch.ru/archive/180/46475/ (дата обращения: 19.06.2018).
11. Макропсихология современного российского общества /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
12. Найманова Б.А., Китова Д.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 87-91.
13. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки,
тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
14. Соснин В.А., Китова Д.А. Макропсихологические аспекты исследования коррупции // Наука. Культура. Общество. 2018. № 1. С. 129-141.
15. Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.
16. Социально-психологические исследования коррупции / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
17. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических исследований // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 3-15.
Точиева М.М.
основные психологические проблемы детей вынужденных переселенцев
В современном мире, среди глобальных проблем, от решения которых зависит само существование человечества, проблема предотвращения войны занимает особое место. Войны сопровождают всю историю человечества и это одна из самых актуальных проблем современности. Последствиями войн становятся потери близких, вынужденное переселение мирных жителей, развитие психосоматических заболеваний, психических расстройств и др. [6;7;8;9;10;11]. Исследованием проблемы вынужденных переселенцев и беженцев занимались отечественные специалисты Е.М. Авраамова, Л.А. Гордон, В.В. Гриценко, Л.В. Корель, Н.А. Милославова, В.К. Калиненко, А.А. Пергаменщик, Г.У Солдатова и др. и зарубежные психологи Г.С. Гудвин-Гилл, П. Невалайнен и др.
Последствия воздействий экстремальных ситуаций (в том числе боевых действий) на психику человека широко исследуются в мировой науке и практике. Однако, психологические проблемы вынужденных переселенцев - жертв войны, особенно детей, являются практически неисследованными или наименее разработанными в современной психологической литературе, несмотря на важность данного направления. Проблема вынужденных переселенцев имеет международный характер, она актуальна и для Российской Федерации. В международном праве термин «вынужденный переселенец» не применяется - это исключительно российское определение. Как правило, за рубежом используются понятия «вну-