Макроэкономическое значение Арктики. Проблемы и перспективы развития АЗРФ
The macroeconomic importance of the Arctic. Problems and prospects of development of the
Russian Arctic
Аллаяров Рустамбек Алишер угли
Студент
Северного Арктического Федерального Университета имени М. В. Ломоносова,
Россия, город Архангельск e-mail: [email protected]
Allayarov Rustambek Alisher ugli
Nothem Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье описывается макроэкономическое значение Арктики, а также проблемы и перспективы её развития. Автор статьи описывает текущую макроэкономическую, политическую, географическую и социальную ситуации в данном регионе. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся торговых путей в арктическом регионе.
Представлена попытка обосновать позиции стран членов Арктического Совета относительно ресурсов, сконцентрированных в данном регионе, а также актуальность добычи этих ресурсов в нынешних условиях с учётом глобализационных процессов. Актуальность статьи обусловлена изменением климатических условий и доступа к новым экономическим ресурсам в Арктике
В статье иллюстрируется очевидное противоборство государств, обоснованное экономическими причинами. Также рассматриваются и перспективы сотрудничества стран для освоения данного региона в рамках международных организаций.
Отдельным пунктом выделена арктическая стратегия Российской Федерации и методу её реализации. Описаны результаты деятельности ряда организаций в рамках проектов, направленных на устойчивое развитие арктической зоны.
Annotation.
This article describes the macroeconomical significance of the Arctic, as well as the problems and prospects for its development. The author of the article describes the current macroeconomical, political, geographical and social situation in the region. The article deals with issues concerning trade routes in the Arctic region.
An attempt is made to justify the positions of the member countries of the Arctic Council on the resources concentrated in the region, as well as the urgency of extracting these resources under current conditions, taking into account globalization processes. The relevance of the article is due to changes in climatic conditions and access to new economic resources in the Arctic
The article illustrates the obvious confrontation between states, justified by economic reasons. The prospects of cooperation between the countries for the development of this region within the framework of international organizations are also examined.
A separate item is the Arctic strategy of the Russian Federation and the method of its implementation. The results of activities of a number of organizations in the framework of projects aimed at sustainable development of the Arctic zone are described.
Ключевые слова: Макроэкономика Арктики, развитие Арктической зоны РФ, АЗРФ.
Key words: Macroeconomics of the Arctic, development of the Arctic zone of the Russian Federation, the Russian Arctic.
Рассматривая геополитическую составляющую Арктики значительную часть своих работ посвятили именно макроэкономике. Такой подход понятен: так как в наше время в большей степени, чем было раньше экономика является концентрированной. Только теперь это называют глобальной экономикой и глобальной политикой.
Рассматривая макроэкономическое значение Арктики, как правило, все обращают внимание на этот регион как на кладовую ресурсов. Однако есть множество других факторов, которые ярко демонстрируют макроэкономическую значимость данной территории. К таковым, например, относятся транспортно-логистические маршруты, многие из которых могут служить коридором для транспортировки товаров. Так российский философ и социолог, профессор Леонид Ефимович Бляхер подчеркивает, что «Арктика - это возможность организации нового и мощного потока глобальной торговли. Это ее «мировая» роль. Однако еще более положительную роль она может сыграть для народного хозяйства России.
Приарктические зоны, освоение которых в условиях формирования и развития СМП (Северного морского пути) станет намного дешевле, могут дать новые товары для участия страны в торговле, увеличения ее доли в мировом товарообороте. Кроме того, СМП может несколько разгрузить Транссиб, который сегодня уже с трудом справляется с объемом перевозок. Соответственно, возрастают возможности по развитию российского Дальнего Востока, повышению доли России в товарообороте АТР, ее общей значимости».
Более того, Арктика имеет уникальные преимущества перед другими макрорегионами. «Капитал перетекает туда, где есть прибыль. А здесь капиталовложения даже эффективнее, чем в Восточной Сибири, меньше инфраструктурные затраты.
Таким образом, главное макроэкономическое значение Арктики, заключается в том, что она является точкой приложения капитала. Причина того сущность всей современной экономики - экономики заемных денег. Любой человек сегодня может вложить деньги в банк или в акции и получать доход, не производя никакого продукта. Он просто дает деньги взаймы банку или компании. Чтобы обеспечить обязательства по такому займу, банк должен давать эти деньги компаниям под еще большие проценты, те, в свою очередь, должны получать от своей деятельности прибыль, позволяющую им платить проценты банкам и дивиденды акционерам. Поэтому прибыль компании должна существенно превышать суммарные объемы дивидендов и процентов, иначе вместо доходов она будет давать убытки.
Современная экономика устроена так, что она не может существовать без точек приложения капитала, причем этот капитал должен быть достаточно прибыльным. При таком типе экономики капитал в денежном выражении постоянно растёт, поэтому должны появляться новые точки приложения. Следовательно, современная экономика обречена на экспансию, т.е. на освоение новых точек. Однако их количество практически не растет или растет очень медленно. Сегодня они возникают только после новых технологических скачков, да и то только тех, которые открывают новую сферу для освоения. Подобные скачки - явление крайне редкое. В результате существует явный дефицит точек приложения капитала.
В конечном счете все, что происходит на мировой арене, можно рассматривать как борьбу за точки приложения капитала, особенно позволяющие осуществлять крупномасштабные и долгосрочные проекты с высокой рентабельностью. Контроль над подобной точкой может стать основанием для бурного роста экономики страны. Сегодня Арктика является одной из немногих, а может быть, и единственной такой точкой на планете - с этим согласны все наши эксперты. С одной стороны, Арктика документально не закреплена ни за одним государством, здесь не ведется хозяйственная деятельность в больших масштабах. Для того чтобы использовать данную территорию, не нужно никого «выгонять» - нужно просто успеть первым ее освоить, что значительно рентабельнее. Кроме того, здесь нет плотного населения, интересы которого необходимо было бы учитывать при освоении, что снизило бы рентабельность последнего. Как заметил В.А. Лепихин, генеральный директор Института ЕврАзЭС, «Арктика - единственная не поделенная территория планеты Земля, вполне пригодная (в отличие от Антарктики) для освоения»
В то же время, как отмечает М.Г. Делягин, «технологический прогресс сегодня позволяет добыть то, что вчера добыть было невозможно». Сырьевые и транспортные ресурсы макрорегиона позволяют рентабельно использовать любые излишки капитала. Более того, масштаб проекта освоения Арктики неизбежно повлечет технологический скачок той экономики, которая будет ее осваивать, что, в свою очередь, может поднять экономику на новый уровень. Именно такую роль сыграли ядерный и космический проекты. Их воздействие на экономику было даже значительнее, чем на политику[1].
В этом смысле освоение Арктики действительно сравнимо с данными мегапроектами и вполне способно стать локомотивом экономического развития.
Несмотря на имеющиеся экономические перспективы, у арктической зоны России есть ряд проблем различного рода. К таковым относятся: экологические опасности, вызванные добычей углеводородного сырья в тяжелых климатических условиях, демографические проблемы местного населения, неравномерность распределения получаемых на ее территории доходов и т.д. На сегодняшний день есть факторы, которые являются основными причинами, препятствующими эффективному освоению арктического региона, являются:
Одним из факторов являются пробелы в налогообложении арктических недропользователей, а также недоработанная законодательная и нормативная база. Кроме того, довольно остро стоит вопрос проработки регулятивных, фискальных, учетных и юридических аспектов реализации шельфовых проектов.
Следующей немаловажной проблемой является недостаток статистических сведений о функционировании региона. В России практически отсутствуют базы данных по основным показателям экологической, экономической и социальной деятельности в АЗРФ.
Еще одна проблема - слабая и неравномерная изученность арктических экосистем и арктического шельфа и, что препятствует получению адекватной оценки на риски арктических проектов и их финансовые результаты.
Среди других потенциальных проблем можно назвать:
• недостаточную степень сотрудничества заинтересованных сторон - государства, бизнеса, НКО и местного населения. Например, результаты опроса коренных жителей Арктики из разных стран на предмет удовлетворения степенью их влияния на принятие решений, связанных с управлением природными ресурсами (нефть, газ, минеральное сырье), демонстрируют высокую степень недовольства.
• монополизм. В стране существуют барьеры для освоения российских арктических УВ негосударственными компаниями. На текущий момент только Газпром и «Роснефть» имеют право на освоение большинства арктических шельфовых территорий, что препятствует конкуренции, характерной для других стран Арктического региона [2].
• централизм. Нефтегазовые ресурсы Севера контролируются на федеральном уровне. Государство видит Арктику в качестве стратегической ресурсной базы страны, что обусловливает высокую степень его участия в распоряжении ее ресурсами и относительно невысокую инициативу регионов [3];
• отсутствие целостности и системности в уже имеющихся нормативно-правовых актах. На текущий момент принят ряд документов (в частности, Основы государственной политики, стратегии и др.). Однако они неспособны в полной мере обеспечить порядок работы российских компаний на шельфе. В законодательстве отсутствуют различные блоки положений, касающиеся стандартов, порядка финансирования работ, принципов осуществления деятельности и т. д. [4]
Стратегия совершенствования представляет собой весьма благоприятные перспективы для будущего Арктики. Сегодня мы можем наблюдать реальные шаги, которые предпринимаются для выполнения разных программ, направленных на устойчивое развитие и формирование арктических территорий:
• восстановление полярных станций;
• возобновление строительства портов;
• постройка новых ледоколов;
• разработана концепция создания контейнеровозов для круглогодичной навигации в условиях Северного морского пути;
• создание заповедников и национальных парков, в том числе предлагающие туристические маршруты.
На этом пути пока еще немало проблем, но процесс катализируется растущим интересом к Арктике со стороны государства, бизнеса, науки и общества.
Отдельное внимание к проблемам регионального развития относится глобальное потепление. Этот процесс приводит к тому, что местные акватории могут в той или иной степени освобождаться ото льда на срок от одного до нескольких месяцев, а это, в свою очередь, открывает новые возможности для судоходства.
С учётом уменьшения сроков таяния льдов, увеличивается потенциал безледного перемещения по Северному морскому пути, а это позволяет создать более выгодные условия для круглогодичного движения морского транспорта, не говоря уже о значительной деловой активности в этой части планеты.
Таким образом, можно сделать вывод, что природный потенциал Арктики достаточно велик. Суммы от продажи возможных запасов природных ископаемых арктического региона исчисляются триллионами долларов США. При этом стоит отметить, что такие оптимистичные прогнозы ресурсов Арктики в основном прогнозные. Общая стоимость уже разведанных запасов составляет порядка 1,5-3 трлн долларов США. Следовательно, это говорит о низком уровне разведанности ресурсов данного региона, только порядка 1,5 -2%[5]. Несмотря на это, Арктика оценивается как регион с огромным ресурсным потенциалом.
Социально-экономическая система Арктического пространства РФ - это сложно структурированная система с множеством подсистем, на которую оказывают влияние внешние факторы, способные в любой момент воздействовать через акторов на всю систему. Ни одна модель не способна адекватно отразить и тем более предсказать какие-то коренные изменения в модели на случай кардинальной смены характера взаимоотношений внутри системы. То есть если, допустим, в Арктике разразятся крупномасштабные военные действия или Россия потеряет потребителей нефти и газа (европейские и азиатские потребители), для которых осваиваются континентальные шельфы на Арктике, то проекты освоения новых месторождений будут приостановлены, а значит будет остановлено и социально-экономическое развитие в данной части Арктики, что повлияет на все положение дел АЗРФ.
Список используемой литературы:
1. Абдуллин Айрат. Правовой режим Арктического региона в контексте военно-политического измерения арктических стратегий России и Канады [Электронный ресурс] // Россия, Канада, Арктика. Внешэкономсвязи, политика №1363806. - Электронные дан. - Режим доступа: http://polpred. сот/?^=1&^^=1363806, свободный. - Загл. с экрана.
2. Арктика: политика, экономика, устойчивое развитие // Вестник Московского университета. -Серия 25. Международные отношения и мировая политика. - 2011. - №2.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]. М., 1992-2014. Дата обновления: 20.03.2014.
4. Михайлова С.Ю. Экономика. // Устойчивое экономическое развитие Арктики. Проблемы и перспективы: 2014. № 3/ -С. 100-115
5. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. - 2008. - № 7. -С.158-172