Научная статья на тему 'Макроэкономическое планирование: содержание и роль в условиях рынка'

Макроэкономическое планирование: содержание и роль в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1519
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическое планирование: содержание и роль в условиях рынка»

мышленности). Это требует достижения боль- ятны для привлечения туристов. Однако для шего уровня конкурентоспособности предпри- развития данной формы услуг необходимо осу-

ятии.

Развитие экспортоориентированного производства предполагает также расширение номен-

и

клатуры экспортируемой продукции и географии партнеров. Так, Республика Мордовия совершенно не представлена в экспорте со странами дальнего зарубежья продукцией пищевой промышленности. Хотя такие предприятия, как ОАО «Ламзурь», ОАО «МПК Атяшевский», ГУА «Атемарский», ОАО «Консервный завод "Саранский"» и другие вполне бы могли составить конкуренцию зарубежным товарам. Существенную помощь в этом окажут активизация поис-

и

ка партнеров, развитие дилерской сети по реализации товаров и услуг, в том числе расширение сети торговых представительств РМ в России и за рубежом, участие в проектах и программах международных организаций и ведущих зарубежных стран. Важно развитие и импортозамещающего производства.

Одним из важных направлений развития внешней торговли республики может и должен стать в перспективе международный туризм, позволяющий довольно быстро обеспечивать поступление валютных доходов. В целом природные условия республики весьма благопри-

ществить комплекс мероприятии, включающих коренное обновление инфраструктуры туризма, реконструкцию архитектурных памятников и историко-культурных объектов, составление разнообразных программ пребывания иностранных туристов в Мордовии, улучшение качества их обслуживания и подготовку кадров для этой отрасли хозяйства. Поэтому на начальном этапе, связанном с необходимостью значительных

О

инвестиции в развитие индустрии туризма, следует определить систему налоговых, кредитных, финансовых и организационных мер поддержки тех фирм, которые вкладывают средства в реконструкцию и строительство туристических баз, обучение кадров для туристической сферы и др.

Для стимулирования внешней торговли РМ необходимо также обеспечить ее правовую основу. Например, разработать программу государственной поддержки экспортоориентирован-ной продукции, включающую в себя правовые нормы, систему мер государственного стимулирования, операции финансовой помощи предприятиям. Реализация этих мер позволит решить проблемы дальнейшего развития внешней торговли Республики Мордовия.

I

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мордовия: стат. ежегодник / Госкомстат Республики Мордовия. Саранск, 2006. С. 359 — 361.

Поступила 11.12.06

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Н. В. Жилина

Одним из основных условий эффективного функционирования экономики и предпринимательского климата в России является оказа-

нирования важнейших макроэкономических показателей. Это особенно важно на современном этапе, когда предприниматели и руко-

ние информационного содействия за счет пла- водители предприятий должны самостоятель-

© Н. В. Жилина, 2007

Серия «Экономические науки»

51

но оценивать экономическую конъюнктуру и принимать хозяйственные решения, адекватные складывающейся на рынке ситуации и условиям ведения бизнеса, которые формирует государство. В свою очередь органам управления на всех уровнях для выработки эффективной экономической политики необходима регулярная и оперативная информация о соответствии предпринимательского климата требованиям рыночной экономики и задачам государства, бизнеса и общества в целом.

Макроэкономическое планирование есть процесс выработки на основе изучения всей совокупности социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей.

Типовыми направлениями государственного прогнозирования и макропланирования в экономике являются: 1) обеспечение необходимых пропорций расширенного воспроизводства, характеризующих развитие ключевых сфер экономики и решение социальных проблем; 2) осуществление общегосударственной инвестиционной и научно-технической политики; 3) формирование межгосударственных внешнеэкономических связей; 4) создание ре-

Результативность процесса макроэкономического планирования отражает своевременность предоставления качественной услуги, отвечающей запросам потребителя.

Эффективность процесса макроэкономического планирования определяется через затраты времени и ресурсов, которые должны быть минимальными. Ее оценивают как отношение выходных ресурсов процесса к входным.

Гибкость процесса (эластичность, способность к адаптации) — приспосабливаемость к изменениям внешних и внутренних условий окружающей среды. Гибкость достигается оптимизацией процесса, т. е. откликом на изменение рынка.

Макроэкономическое планирование направлено на решение следующих основных задач:

1) установление целей развития, изыскание оптимальных путей и средств их достижения;

2) определение потребности в ресурсах для достижения поставленных целей развития, например, определение доходной части государственного бюджета страны для решения социальных задач общества; 3) разработку действий различных органов по достижению поставленных целей развития, например, действий правительства страны, в том числе Министерства экономического развития и торговли, Министерства

зервов для осуществления федеральных целе- финансов, Центрального банка РФ, отраслевых

вых программ и локализации чрезвычайных ситуаций; 5) насыщение экономической среды информацией; 6) обеспечение обороноспособ-

О

ности страны на принципах разумной достаточности.

Достижение указанных направлений требует перспективных оценок: а) состояния экономики и общества в сопоставлении с мировыми тенденциями, рыночной конъюнктурой и возможными направлениями развития; б) макро-

министерств и учредителей по оздоровлению убыточных отраслей; 4) определение возможных действий противоборствующих сил и их влияние на решение проблемы.

Выделяют следующие типы макроэкономического планирования:

1. Директивное, или административно-командное планирование, при котором собственником средств является государство. План воплощает государственную стратегию и при-

экономических, демографических, социально- оритеты в распределении темпов экономичес-экономических и научно-технических прогно-

зов, а также прогнозов размещения производительных сил; в) ценовой, антиинфляционной, налоговой, финансово-кредитной и антимонопольной политики; г) потенциала отраслей с целью поддержки проблемных и социально-значимых сфер экономики; д) развития рыноч-

кого роста. Для предприятий выполнение плановых показателей обязательно, а государственное управление осуществляется при помощи экономических стимулов и административных указаний, ориентирующих деятельность предприятия в нужном направлении. Директивное планирование исключает воз-

ной инфраструктуры и информационных пото- можность воздействия рынка на экономику,

выносит на макроуровень решение всех микроэкономических задач. Отсутствует самостоятельность предприятий, учет и анализ ими микроэкономических решений.

ков в экономике.

Качество процесса макроэкономического планирования характеризуется его результативностью, эффективностью и гибкостью.

52

ВЕСТНИК

I 2007 | № 1

2. Индирективное планирование: здесь превалирует государственная собственность на средства производства. Государство для распределения ресурсов в соответствии со своими целями применяет широкий набор экономических регуляторов (цены, процентные ставки, налоги, кредиты, таможенные пошлины). Здесь план определяет экономические параметры и в определенной степени имитирует рынок. При этом типе планирования ресурсы используются эффективнее, чем при директивном.

3. Регулятивное планирование — ему соответствует смешанная экономика. В государстве присутствуют как государственная, так и частная собственность, либо доминирующая форма собственности значительно ограничена. К конкретным целям планирования здесь относятся не только распределение государственных ресурсов, управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на функционирование частного сектора и его поведение. План и рынок, имея одинаковую значимость, выполняют разные задачи. Участники рынка способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство корректировать свои действия с учетом рынка, учитывать как макро-, так и микроэкономические показатели.

4. Индикативное планирование: здесь исходной базой планирования является смешанная экономика. Плановые документы содержат лишь общие прогнозы о желаемом развитии экономики, а также включают решение о государственных расходах, капиталовложениях и текущих расходах государственных предприятий. Основной задачей плана выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор через ограничение или стимулирование спроса.

Кроме экономических существуют другие государственные планы и прогнозы макропоказателей, осуществление которых влияет на экономический потенциал страны. Среди них прогнозы научно-технического прогресса, регулирование рынка труда, экологической безопасности, состояния природной среды и др.

Приоритетным направлением в условиях рынка должна стать переориентация с адрес-

ного, директивного, централизованного планирования на ориентирующее, рекомендательное, индикативное планирование.

Роль индикативного планирования заключается в том, что оно призвано обеспечить оптимальное согласование целей народнохозяйственного развития со средствами их достижения. Оно позволяет органично и взаимосвязанно соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы.

Такой тип планирования, утратив директивный характер, способен внести в хозяйствование стабильность. Оно не противопоставляется рынку, а вносит коррективы, смягчает действие стихийных рыночных сил, создавая условия для стабильного развития экономики.

Модели макроэкономического регулирования должны базироваться на основе следующей совокупности принципов:

1. Высшая приоритетность социальных целей в деятельности властных структур. Следование данному принципу означает, прежде всего, что именно высшее должностное лицо государства, реализуя свою миссию гаранта соблюдения конституционных норм, формулирует для исполнительной власти конкретные социальные задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу. Эти социальные установки в качестве приоритета первого порядка подлежат тщательной проверке и законодательному утверждению. Роль исполнительной власти состоит в оперативном определении и реализации надежных и демократичных механизмов достижения поставленных социальных целей.

2. Обязательное сравнение конкретных сценариев макроэкономического развития и выбор наилучшего из них. Практикуемая ныне Министерством экономического развития и торговли РФ модель разработки прогнозных сценариев носит сугубо констатирующий (инерционно-экстраполяционный) характер. На наш взгляд, при выборе альтернативных макровариантов необходимо, во-первых, закладывать в основу структурирования прогнозируемых мероприятий социальные задачи, утвержденные высшими органами власти. Во-вторых, исходить из императива общего наращивания финансовых ресурсов, а также из наиболее приемлемой пропорции распределе-

Серия «Экономические науки»

53

ния отчислений между государством (бюджетом), предпринимателями (работодателями) и наемным персоналом. В-третьих, основываться на детальной проработке резервов социальной ориентации всех форм экономической политике. Реализация данного подхода предполагает привлечение к разработке социальных аспектов макроэкономической политики как крупных корпораций, так и профсоюзных и других общественных организаций — механизмов индикативного планирования и социального партнерства.

3. Законодательная регламентация методов макроэкономического регулирования. При реализации данного сценария необходимо законодательно закрепить, во-первых, функциональные сферы участия государства в хозяйственной жизни, устранив при этом неопределенность в разграничении задач, обязанностей и прав между федеральными и региональными уровнями государственной власти. Во-вторых, набор основных документов, касающихся макроэкономического регулирования, а также структуру и порядок их разработки.

4. Объективная оценка итогов народнохозяйственного развития по социальным критериям. Реализация данного принципа возможна в форме налаживания постоянно действующего мониторинга соответствия фактически достигнутых рубежей социального развития законодательно установленным.

5. Ответственность властных структур за реализацию принятых социальных целей народнохозяйственного развития.

Поступила 05.12.06.

Реализация всех этих принципов должна сопрягаться с принятием системы мер по мобилизации финансовых ресурсов на социальные и на промышленно-инвестиционные цели.

Следует отметить, что пока нельзя говорить об окончательно сложившейся в России системы планирования макроэкономических показателей. Она должна пройти путь адаптации и совершенствования с учетом существующего мирового опыта экономического прогнозирования и особенностей общественного развития в нашей стране. Государство составляет прогнозы таких макроэкономических показателей, как ВВП, индекса изменения цен, объема сбыта и оборота розничной торговли, объема долгосрочных инвестиций, расходов на оплату труда, прибыли, объема экспорта и импорта, курса рубля, ставок рефинансирования Центробанка и ряд других. Для их обоснования определяются прогнозы природно-ресурс-ного потенциала страны, рынка труда, научно-технической деятельности и других влияющих факторов. Кроме того, рыночная среда усиленно формирует потребительское поведение человека, приучая его постоянно приобретать все новые и новые товары. Это также является неоднозначной государственной проблемой, возникающей на стыке экономического и социального в обществе. Роль планирования неизменно повышается тогда, когда экономика той или иной страны оказывается в особо тяжелом положении, требующем от нее мобилизации всех скрытых ресурсов.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

А. Н. Чалухин, кандидат экономических наук

Анализ показывает: за последние 50 лет система городских поселений в Мордовии развивалась быстрее, чем в целом по Российской

Федерации, преимущественно за счет города Саранска и поселков городского типа — Комсомольский, Чамзинка, Явас, Атяшево и других.

© А. Н. Чалухин, 2007 ВЕСТНИК ) 2007 | № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.